Введение 3
Глава I. Развитие сельского хозяйства в КНР в 2001-2010 годах 7
§1.1 Состояние аграрного сектора в период 10 пятилетнего плана 7
§1.2 Формирование сельского хозяйства в период 11-й пятилетки 25
Глава II. Развитие сельскохозяйственного сектора КНР в 2011-2016 годах 40
§2.1 Модернизация сельского хозяйства во время 12 пятилетнего плана 40
§2.2 Сотрудничество РФ и КНР в области сельского хозяйства 58
Заключение 75
Список использованных источников и литературы
Исторически, Китай был аграрным государством и сельское хозяйство всегда занимало главную роль в его развитии. Сельское хозяйство является первичным, базовым сектором экономики и потому корневой системой, первоосновой существования государства и всего общества. В этом секторе происходит не только процесс производства продовольствия, это также одно из первейших условий жизнедеятельности человека. В современном мире развитые страны в своей аграрной и общей экономической политике признают базовое значение сельского хозяйства в экономике, формируя все необходимые условия для стабильного функционирования данной отрасли.
Модернизация в области сельского хозяйства должна осуществляться с учетом природных условий, населения, ресурсов, экономических и социальных условий. Правительство КНР четко выражает стремление модернизировать сельское хозяйство и углубленно развивать индустриализацию, информационные технологии и урбанизацию, что является одной из основных задач в построении процветающего общества и достижении целей модернизации. Вследствие того, что ресурсные и экологические ограничения продолжают возрастать, содействие модернизации сельского хозяйства должно встать на путь достижения его устойчивого развития на основе защиты окружающей среды и основных национальных условий.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что экономическое развитие Китайской Народной Республики, а в частности, её сельское хозяйство, прогрессирует в последние несколько лет бурными темпами, намного опережающими общемировой уровень. Благодаря этому, Китай стал лидером на мировой арене, значительно повысил уровень жизни как городского, так и сельского населения. Модернизация сельского хозяйства — одна из важнейших задач экономической политики китайского руководства. Мы можем сказать, что политика КНР в области сельского хозяйства в XXI веке оказывает влияние на экономику Китая в целом. Так же, опыт решения аграрных проблем в Китае имеет чрезвычайно важное значение для России.
Целью данной дипломной работы является изучение развития сельскохозяйственного сектора Китайской Народной Республики в XXI веке.
Исходя из поставленной цели, мы можем выделить следующие задачи:
1. Характеризовать состояние аграрного сектора в период 2001-2005-ых годов, а так же его развитие с учетом вступления в ВТО.
2. Рассмотреть развитие сельского хозяйства в период 2006-2010-ых годов.
3. Проанализировать реформы аграрного сектора в период 12 пятилетнего плана (2011-2015 гг).
4. Рассмотреть сотрудничество РФ и КНР в области сельского хозяйства.
Объектом исследования данной дипломной работы является сельское хозяйство КНР и политика правительства Китая в области сельского хозяйства. Предметом исследования являются процессы, протекающие в сельском хозяйстве Китая XXI века.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что она позволяет более полно и разносторонне уяснить этапы развития сельского хозяйства КНР в XXI веке. Рассмотрение поставленных в работе задач имеет большое значение для понимания современных тенденций модернизации аграрного сектора Китая.
Решение поставленных задач стало возможным благодаря изучению широкого круга источников. К ним относятся материалы сессий ВСНП, различные постановления и законы в области сельского хозяйства и другие директивные документы, а так же выступления председателей КНР Цзян Цзэминя на XVI Всекитайском съезде КПК 8 ноября 2002 года и Ху Цзиньтао на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 8 ноября 2012 г.
Официальные интернет-сайты органов государственной власти и министерств позволили существенно расширить круг используемых источников. Наиболее подробно необходимая информация представлена на сайтах Министерства коммерции Китайской Народной Республики, Министерства сельского хозяйства Китайской Народной Республики , Федеральной таможенной службы, Министерства экономического развития РФ и на сайте Всемирной Торговой Организации.
К основной литературе относятся работы научных сотрудников ИДВ РАН Я. М. Бергера «Экономическая стратегия Китая» , Л. А Волковой «Сельское хозяйство в 11-й пятилетке» и Л.Д. Бони «Китайская деревня на пути к рынку (1978—2004 гг.)», «Китай: на пути к новой модели развития сельского хозяйства» и «Аграрная экономика Китая: итоги развития в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.) » , а так же коллективные работы ученых ИДВ РАН: «Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура» . Так же реформы сельскохозяйственного сектора Китая рассматриваются в работах А. В. Гордона «Китайская деревня: Рубеж тысячелетий», И. Буздалова «Об опыте и результатах аграрных преобразований в Китае и России».
При написании дипломной работы также использовалась зарубежная литература. К примеру, можно выделить труды Жо Фэн Ню (кит. ф) «Сельскохозяйственные трансформации и тенденции развития Китая в 21-м веке» , Чунь Хай Ли «Международная конкурентоспособность китайской сельскохозяйственной продукции в рамках ВТО» , W Tian «China's Agriculture at the Cross Roads» и другие.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Китай является страной, где проживает пятая часть населения мира, где наблюдается стремительный рост доходов и быстрый рост агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство Китайской народной республики является одним из основных видов производства в стране, так как Китай должен обеспечивать продовольствием свое население. За два десятилетия экономических реформ Китай добился впечатляющих успехов в развитии сельского хозяйства и агропромышленного производства, что привело к существенному сокращению бедности и замедлению процессов деградации окружающей среды.
В 2001 году состоялось присоединение Китая к ВТО. В течение пяти лет с момента вступления в ВТО КНР была обязана выполнить взятые обязательства по сельскому хозяйству, которые включают снижение уже к началу 2004 г. ввозных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 22% до 17 %, значительное снижение тарифов, отказ от субсидирования экспорта, устранение всех нетарифных барьеров на импорт. Китайские крестьяне, особенно производители зерна, оказались в результате вступления КНР в ВТО перед лицом жесткой конкуренции. Китайское мелкотоварное сельское хозяйство уступало крупным фермам развитых стран в области применения достижений науки и техники, маркетинга, управления. Поэтому, после вступления в ВТО Китай предпринял ряд мер для повышения конкурентоспособности основных видов сельхозпродукции, концентрируясь на создании отраслевых поясов зерновых и ряда других видов продукции, обладающих сравнительными конкурентными преимуществами на мировом рынке. В целом, присоединение послужило положительным стимулом для развития сельского хозяйства. Это простимулировало процесс углубления реформы сельского хозяйства и корректировки агрополитики, ускорило темпы структурной перестройки сельского хозяйства и оптимизацию регионального распределения производства. В тоже время, благодаря импорту определенных продуктов, снизилось давление на внутренние ресурсы и экологию, и была улучшена работа системы качества и безопасности сельхозпродуктов, повышен уровень безопасности.
С начала XXI века в Китае были проведены 10, 11 и 12 пятилетние планы. В период 10 пятилетки был выдвинут принцип построения общества «сяокан» (кит. ЖЖ), т.е. общества «средней зажиточности» или «общества благоденствия», ассоциируя его с повышением уровня общего благосостояния китайского народа. Построение «общества благоденствия»- решение этой программной задачи, поставленной руководством КНР и ставшей фактически национальной идеей, тормозилось отсталостью аграрного производства и кризисным состоянием деревенского социума. Роль сельского хозяйства, сельской экономики, деревни (кит. Н «сань нун», или «трех сельских») в жизни страны всегда играла огромное значение. С одной стороны, от деревни зависит обеспечение почти 1,3 млрд. чел. населения продовольствием, промышленности - сельскохозяйственным сырьем, а значит, возможность сохранения социальной стабильности общества и реализации стратегической программы модернизации страны. С другой, в силу масштабов территории сельских районов и преобладающей численности сельского населения решение любой социально-экономической проблемы общенационального характера нельзя осуществить, минуя деревню. Если проблема не решена в деревне, значит, она не решена в стране.
Вместе с тем, во время 10 пятилетки правительство признавало, что развитие сельскохозяйственной отрасли все еще находится в сложной стадии «подъема по склону», инфраструктура сельского хозяйства развита недостаточно, социальные условия улучшаются медленно, увеличивается разрыв между уровнями доходов городского и сельского населения. Эти проблемы тормозили модернизацию не только аграрного сектора, но и всей страны. Без решения этих проблем не могло быть и речи о построении среднезажиточного общества, а модернизация сельскохозяйственной отрасли должна рассматриваться в качестве первоочередной задачи при строительстве социалистической деревни нового типа.
В 2006 году, для уменьшения налогового бремени крестьян был отменен сельскохозяйственный налог, что оказало позитивное влияние на развитие аграрной сферы КНР. Благодаря этому была решена проблема обеспечения населения питанием и увеличен вывоз продовольствия на мировые рынки, так как это позволило понизить его себестоимость. В тоже время, решение об отмене сельхозналога было нацелено, главным образом, на сокращение разрыва в развитии между районами.
В ряду основных социальных проблем, с которыми сталкивалась китайская деревня, одна из главных - избыток рабочей силы на селе, связанная с ним миграция сельского населения в города и последующая адаптация мигрантов. Проводимая Центром на начальном этапе реформ политика создания поселковых и сельских предприятий помогла снизить социальную напряженность, но растущая городская промышленность, особенно после вступления Китая в ВТО, составила всевозрастающую конкуренцию деревенской. Это вело к росту безработицы на селе и внутренней миграции населения. В последние годы экономисты и социологи КНР все чаще говорят о принципиально новой концепции поглощения избыточной рабочей силы - это подход, предполагающий неизбежность и необходимость урбанизации. Госсовет КНР выделяет шесть основных реформ, обеспечивающих условия для смены урбанизации: реформа системы прописки; реформа земельной системы; совершенствование жилищной политики; реформа финансово-налоговой системы; реформа системы инвестиций и финансов на местах; урегулирование административного районирования.
Урбанизация для Китая - единственный путь поглощения избыточной рабочей силы деревни, повышения доходов крестьян и преобразования сельского социума. В ближайшие несколько лет, урбанизация и рост внутреннего потребления станут основными движущими силами роста китайской экономики.
Причина в том, что экспортоориентированный рост экономики КНР не бесконечен, его потенциал во многом уже исчерпан. Новые точки экономического прогресса — города и городская инфраструктура. Государством и КПК сформулирована задача превращения к 2020 г. традиционно сельского Китая в «городскую страну» с уровнем урбанизации около 60%. Новые рабочие места могут появляться только в динамично развивающихся городах. Однако приток «лишних» людей из деревни в города, безработица - серьезное испытание для китайских властей всех уровней и общества в целом на ближайшую перспективу. Естественно, китайские власти стремятся не допустить бесконтрольной миграции сельского населения, понимая, что это ведет к увеличению безработицы в городах и тем самым усиливает напряженность социальной ситуации в стране.
Китай всегда стремится к тому, чтобы обеспечивать население китайской продукцией. Однако в последние годы наблюдалось замедление темпов роста сельскохозяйственного производства, что является серьезным вызовом для экономики Китая, от которого зависит ее будущее. Страна признает, что собственных ресурсов недостаточно и приходится прибегать к импорту продовольствия. В данной ситуации все большее значение приобретает сельскохозяйственная кооперация России и Китая.
Наиболее острым вопросом отношений России и Китая является экономика и двусторонняя торговля. Если исключить вооружения, то сырая нефть и круглый лес - вот что доминирует в объемах российского экспорта в Китай. Несмотря на то что, сельскохозяйственная кооперация между Китаем и Россией существует уже длительное время, но объем этого сотрудничества по-прежнему очень небольшой, хотя в последние годы наблюдается существенный рост сотрудничества двух стран в аграрной сфере. Сельскохозяйственные связи между Китаем и Россией, главным образом, заключаются в торговом обмене сельскохозяйственной продукцией, в освоении земель за рубежом страны в интересах сельскохозяйственного производства и в сотрудничестве в области привлечения кадров. Особенно интенсивно сотрудничество в аграрном секторе развивается на российском Дальнем Востоке, где китайские инвестиции в российское сельское хозяйство достигли наибольшего объема. Китай рассчитывает продолжать экспортировать сельхозпродукцию на российский рынок и приветствует экспорт российской продукции на свой. Пока что объем российского экспорта продовольствия в Китай не велик, но имеются немалые перспективы — население КНР стремительно урбанизируется, что ведет к оттоку кадров из сельского хозяйства, а недавнее ослабление ограничений рождаемости скоро приведет к большому приросту населения. Сейчас для России крайне важно вовремя занять новые растущие ниши на китайском рынке. Структура торговли сельскохозяйственной продукцией включает в себя экспорт Китая в Россию плодоовощной продукции и других трудоемких сельскохозяйственных товаров. По-прежнему большое значение имеет приграничная торговля продукцией сельского хозяйства. Но в целом, торговля сельскохозяйственными продуктами в общем объеме двусторонней торговли между Китаем и Россией занимают менее чем 5%, хотя в перспективе она имеет большие возможности для роста.
Китай является примером страны, которая, несмотря на отдельные недостатки, в целом добивается позитивных результатов в реформировании своей экономики в целом и аграрного сектора в частности, и повышении на этой основе жизненного уровня населения. С этой точки зрения, изучение опыта Китая имеет неоценимое значение для стран, перед которыми стоит задача реформирования наиболее сложной отрасли экономики, каковой является сельское хозяйство.
1.1. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности китайской народной республики в 2015 году И Торговое представительство Российской Федерации в КНР. - Пекин. - 2016 г. - 120 с.
1.2. Десять документов о реформе китайского села // Китайский информационный Интернет-центр [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/china/txt/2008-02/27/contentl0932330.htm, свободный. — Проверено 21.05.2017.
1.3. Доклад Вэнь Цзябао о работе правительства на первой сессии ВСНП 11-го созыва И Жэньминь жибао [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/6366598.html, свободный. - Проверено 21.05.2017.
1.4. Доклад работе о правительства на 11-й сессии ВСНП 4-го созыва.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gov.cn.2011lh/content_l82523З/htm свободный. - Проверено 21.05.2017.
1.5. Закон Китайской Народной Республики «О сельском хозяйстве» [Электронный ресурс] // Всемирная организация интеллектуальной собственности. - Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=7778, свободный. - Проверено 21.05.2017.
1.6. «Решительно следуя по пути строительства социализма с китайской спецификой, бороться за полное построение среднезажиточного общества». Доклад генсека ЦК КПК Ху Цзиньтао на 18 всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 8 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://az.china-embassy.org/rus/xwdt/t992783.htm, свободный. - Проверено 21.05.2017.
1.7. Цзян Ц. Доклад Цзян Цзэминя на 16-м Всекитайском съезде КПК./ Ц. Цзян // Коммунист: Журнал коммунистов. - 2003. -№ 1. - С. 6-65.
1.8. Цзян Ц. Всесторонне вести строительство среднезажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой: Док. Цзян Цзэминя на XVI Всекит. съезде КПК 8 ноября 2002 г.//Информ. бюл. / КПРФ. ЦК. - М., 2003. - № 1. - С. 49-88.
1.9. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2012 г. [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба.
- Режим доступа: http://www.customs.ru,свободный. — Проверено 21.05.2017.
1.10. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. [Электронный ресурс] // Министерство Экономического Развития РФ. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect, - Проверено 21.05.2017.
1.11. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам за январь-декабрь 2012 г. [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба.
- Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=:513545
1.12. Trade Policy Reviews [Электронный ресурс] // World Trade Organization.
- 2003. - 46 с. — Режим доступа: https://www.wto.org/index.htm,свободный. - Проверено 21.05.2017.
1.13. Quarterly Agricultural Export Forecast [Электронный ресурс] // Foreign Agricultural Service Режим доступа: https://www.fas.usda.gov/data/quarterty- agricultural-export-forecast, свободный. - Проверено 21.05.2017.
1.14. Нунье бу баньгун тин гуаньюй кайчжань нунье шэнчань тогуань тунцзи гунцзо дэ тунчжи
(Статистические данные Министерства сельского хозяйства КНР относительно развития сельскохозяйственного производства) [Электронный ресурс] И Чжунхуа жэньминь гунхэго нунье бу (Министерство сельского
хозяйства КНР). Режим доступа:
http://www.moa.gov.cn/govpublic/NCJJTZ/201705/t20170517_5610746 , свободный. -Проверено 21.05,2017
2. Литература
2.1. 3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва: горизонты реформ /отв, ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Каменнов. В 2 частях - М., ИДВ РАН -2014. -257 с.
2.2. 10 важных экономических данных Китая в 2010 году [Электронный ресурс] // Жэнминь жибао. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/7239235.html свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.3. Бергер Я. М. Экономическая стратегия Китая / Я. М. Бергер. — М.:ИД «ФОРУМ», 2009.- 560 с.
2.4. Бородич В.Ф. 1-я сессия ВСНП 12-го созыва и новая административная реформа в Китае / В. Ф. Бородич, А. В. Виноградов, П.В. Трощинский // Проблемы Дальнего Востока. -2013. — № 4. - С. 73-91.
2.5. Бони Л. Д. Формирование рынка в китайской деревне (1978-2002 гг.): Дис. ... д-ра экон, наук / Л. Д. Бони; Моск. гос. ун-т. - М., 2003. - 508 с.
2.6. Бони Л.Д. Китайская деревня на пути к рынку (1978—2004 гг.). / Л. Д. Бони- М.: Ин-т Дальн. Востока РАН, -2005 -216 с.
2.7. Бони Л. Д. Китай: на пути к новой модели развития сельского хозяйства/Л. Д. Бони // Азия и Африка сегодня, 2014, № 11 .-С.44-49.
2.8. Бони Л. Д. Китай: на пути к новой модели развития сельского хозяйства / Л. Д. Бони // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 12 . - С. 37-41.
2.9. Бони Л. Д. Китай принимает вызов мирового рынка / Л. Д. Бони // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - № 6. - С. 89-92.
2.10. Бони Л. Д. Аграрная экономика Китая: итоги развития в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.) / Л. Д. Бони И Азия и Африка сегодня. - 2012. - № 1. - С. 24-28.
2.11. Буздалов И. Об опыте и результатах аграрных преобразований в Китае и России / И. Буздалов // Вопросы экономики. - 2014. - №10. - С.137-146.
2.12. Визит делегации провинции Сычуань в РТ [Электронный ресурс]
//Республиканский Агропромышленный Центр Инвестиций и Новаций. Режим доступа: http://www.racin.ru/novosti/vizit-delegatsii-provintsii-sychuan-vo-glave-s-
sekretarem-partiynogo-komiteta-sychuan-nachalnikom-po/, свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.13. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности / А. В. Виноградов - 2-е изд., испр. и доп. - М.: НОФМО, 2008 - 368 с.
2.14. Вождаева Н. Г. Опыт решения аграрных проблем в сельском хозяйстве Китая/ Н. Г. Вождаева, А. Е. Шамин // Вестник НГИЭИ. - 2011. -№2 -С.5-19.
2.15. Волкова Л. А. Сельское хозяйство в 11-й пятилетке / Л.А. Волкова.- М. ИД. «Форум», 2011. С. 171-176.
2.16. Всесторонний рост производства главных видов сельскохозяйственной продукции Китая в 2012 году [Электронный ресурс] // Жэнминь жибао. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/8099422.html, свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.17. Гордон А. В. Китайская деревня: Рубеж тысячелетий. / А. В. Гордон. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - 180 с.
2.18. Дин Ж. Феномен экономического развития Китая / Ж. Дин , М. М. Ковалев, // Научное издание / Ж. Дин, М. М. Ковалев, В. В. Новик. -Мн.: Издательский центр БГУ, 2008. - 446с.
2.19. Динамичный рост внешнего товарооборота Китая в январе-ноябре [Электронный ресурс] // Министерство коммерции Китайской Народной Республики - Режим доступа: russian.mofcom.gov.cn, свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.20. Зданович А. В. Аграрный потенциал экономики КНР / А. В. Зданович //Внешнеэкономический бюллетень. - 2005. - №9. - С. 6-15.
2.21. Ифу Л. Китайское чудо. Стратегия развития и экономические реформы: пер. с кит. / Л. Ифу, Ц. Фан. -М.: ИДВ РАН, 2001-189 с.
2.22. Китайская Народная Республика в 2006 г.: политика, экономика, культура / М. Л. Титаренко [и др.]. — М.: ИД «ФОРУМ», 2011. — 432 с.
2.23. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2010—2011 / М. Л.Титаренко [и др.]. — М.: ИД «ФОРУМ», 2011. — 448 с.
2.24. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2012—-2013/ М. Л.Титаренко [и др.]. — М.: ИД «ФОРУМ», 2013. — 592 с.
2.25. Китай: среднегодовой рост доходов крестьян в период 13-й пятилетки превысит 6,5 процентов [Электронный ресурс] И Синьхуа. Режим доступа: http://russian.news.cn/2016-03/07/c_135164191.htm, свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.26. Ли Д. Анализ состояния экспорта сельскохозяйственной продукции Китая в Россию / Д. Ли, Д. Ян // Всемирное сельское хозяйство. - 2008, - №4. - С.21-50.
2.27. Литвинов О.В. Китайский путь к демократии / О. В. Литвинов. - М.: Научная книга, 2004. - 369 с.
2.28. Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР / Пер. с кит. Е. С. Литвененко, В. В. Жигулевой - М., 2000 - 281 с.
2.29. Непомнин О.Е. История Китая: XX век / О. Е. Непомнин. - М.: Институт востоковедения РАН, 2011. — 736 с.
2.30. Островский А. В. Экономика КНР на пороге 12-й пятилетки: итоги и перспективы / А. Островский // Проблемы Дальнего Востока. - 2011. - № 4. - С. 23-32.
2.31. План 11-й пятилетки предполагает более качественное развитие Китая [Электронный ресурс] // Жэнминь жибао. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/732942.html свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.32. Россия и Китай подписали ряд соглашений [Электронный ресурс] // Вести. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/57063,свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.33. Россия и Китай заключили крупный контракт на поставку сельхозпродукции [Электронный ресурс] // Агроинфо. Режим доступа: https://agroinfo.eom/3003201702-rossiya-i-kitaj-zaklyuchili-krupnyj-kontrakt-na- postavku-selxozprodukcii/, свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.34. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / Под ред. А.В. Лукина. М.: «Весь Мир», 2013.- 704 с.
2.35. Сунь Я. Аграрная реформа в Китае с точки зрения политологии /Я. Сунь. - Пекин, 2006. - 382 с.
2.36. Сухомиров Г. И. Мировой продовольственный кризис и продовольственная безопасность ДФО/Г. И. Сухомиров И Пространственная экономика. - 2012.- №2.- С. 150-160
2.37. Ткачев предложил проект переброски пресной воды из Алтайского края в засушливый район КНР [Электронный ресурс] // ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3255364,свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.38. Чжао Ч. Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны/ Ч. Чжао И Известия ИГЭА. - 2006. -№ 4. - С. 107-109.
2.39. Экономика КНР в свете решений XVIII съезда КПК / отв. ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Каменнов - М.: ИДВ РАН, 2013.-161 с.
2.40. Huang J. Agricultural development and policy before and after China’s WTO accession / J. Huang, S. Rozelle. - ANU Press, 2008. -238 p.
2.41. International Trade Statistics 2013. [Электронный ресурс] // World Trade Organization. - Режим доступа: www.wto.org/statistics,свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.42. Nyberg A. Accelerating China’s rural transformation /А. Nyberg, S.Rozell. —Wash.: World Bank, 1999. — 132 p.
2.43. Tian W. China’s Agriculture at the Cross Roads I W. Tian, Y. Yang. - Palgrave Macmillan UK, 2000. - 297 p.
2.44. Жо Фэн Ню шицзи чжунго нуне бяньгэ юй фачжань дэ
цзоусян 21 (Сельскохозяйственные трансформации и тенденции развития Китая в 21-м веке) / Ню Жо Фэн -
Чжунго нуне кэсюэюань Ф Д Як # Ф4 Ф 1Ж (Китайская академия сельскохозяйственных наук), 2014.- С. 6 -20.
2.45. Нунье цзинцзи вэньти (Вопросы сельского хозяйства). -
Пекин. - 2010. -№10. -С. 4-16 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nyjj.xueshu.com/,свободный. - Проверено 21.05.2017.
2.46. Чжун Цзянь Пин Хэйлунцзян шэн юй элосы юаньдун дицюй нунчаньпинь маои таньси Ж $1 W Ф/ Ш Ж £5 Ж Й1К Ф вп Ж Д (Анализ торговли сельскохозяйственными продуктами между провинцией Хэйлунцзян и Дальним Востоком России) / Пин Чжун Цзянь ^ФЖФ Пекин, 2010.-149 с.
2.47. Чунь Хай Ли Wto куанцзя ся чжунго нунчаньпинь гоцзи
цзинчжэн ли фэньси WTO (Международная
конкурентоспособность китайской сельскохозяйственной продукции в рамках ВТО) / Ли Чунь Хай ^#$57/ - Синаиь цайцзин дасюэ Й Ж М Л (Юго¬Западный университет финансов), 2004. - С. 34-42.