ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 10
1.1. Общее понятие, принципы, структура и основные функции учебно -
методического комплекса 10
1.2. Проблемные аспекты учебно - методического комплекса по истории на
современном этапе как фактора активизации познавательной деятельности школьника 23
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА НА УРОКЕ ИСТОРИИ 33
2.1. Требования к учебно-методическому комплексу по истории 33
2.2. Учебно - методический комплекс при изучении истории в классе 48
2.3. Практика применения учебно - методического комплекса на уроке истории в 6 классе МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная
школа» ЕМР РТ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность исследования. XXI век характеризуется глубинными трансформационными процессами во всех областях общественно-политической, научно-технической, культурной жизни. Эти процессы оказывают существенное влияние на целевые ориентиры и системные характеристики образования, что предполагает наличие современных, отвечающих текущим потребностям общества и государства методических и учебных материалов, предназначенных для подготовки подрастающего поколения.
В государственных документах (ФГОС ООО , Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ) указано, что целью современного школьного образования является развитие и саморазвитие самостоятельно мыслящей, творчески адаптивной, компетентной личности учащегося.
Достаточно часто возникает вопрос, для чего нужен учебно-методический комплекс в школе? На наш взгляд учебно-методический комплекс является инструментом в руках учителя и чем более совершенным является данный инструмент, тем более эффективным он будет в применении, но в то же время учитель должен быть готов его применить «не по старинке», а в соответствии с современными требованиями и задачами, возлагаемыми на него обществом и государством.
Иными словами, лишь инновационные учебно-методические комплексы в сочетании с готовностью учителей решать качественно новые задачи могут дать положительный эффект.
Понятие учебно-методического комплекса становится сегодня одним из основных дидактических понятий. Попробуем разобраться, почему так произошло. Еще совсем недавно для нашей школы были характерны стабильные учебники (часто единственные варианты для изучения предмета), поэтому именно для них разрабатывались поддерживающие методические пособия для учителя и учебные дидактические материалы для школьников.
Для каждого предмета были разработаны достаточно целостные совокупности учебно-методических материалов, которые вполне устраивали единую школу, традиционный процесс обучения, обеспечивая определенную стабильность российского образования и достаточно высокие результаты обучения. Однако, несмотря на богатый по-научному и практическому потенциалу арсенал учебной литературы, практика обучения по стабильным учебникам и сопутствующим пособиям выявила ряд противоречий и проблем, среди которых можно отметить следующие:
- отсутствие общего подхода к разработке учебно-методических комплексов, интегрирующего принципа или теоретической концепции- модели, по причине чего созданные компоненты кажущейся совокупности функционировали обособленно, а не в системе;
- слабый учет психологических проблем процесса усвоения знаний, вследствие чего материал учебников чаще всего не дифференцировался по степени сложности, в нем слабо проявлялись мотивационно-развивающая и воспитательная основы обучения, а ориентация на «среднего» ученика не способствовала применению нетрадиционных приемов обучения, которые бы активизировали познавательную деятельность обучающихся;
- перегрузка учебных книг второстепенным фактическим материалом, его труднодоступность, недостаточная реализация внутипредметных (горизонтальных и преемственных) и межпредметных связей .
Необходимость разрешения данных наболевших вопросов и явилась началом к «взрывообразному» росту различных вариантов учебно-методических комплексов, различающихся как своими методологическими
основаниями, так и количеством образующих комплекс единиц, качеством их «исполнения»: содержанием, логикой построения, методиками и
используемыми технологиями, внешним оформлением составляющих комплекса.
Каково же современное понимание учебно-методического комплекса (УМК)? Выполним поэлементный анализ нескольких определений понятия и выявим его сущностные признаки.
УМК - «...совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике .
УМК является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом её элементы, задающей структуру педагогической системы .
УМК - система учебных материалов, отражающая модель учебного процесса. и предназначенная для практической деятельности учителя и учащихся .
Под УМК понимается также система средств обучения совместно с учебно-методической литературой, программным обеспечением учебного курса и средствами научной организации труда педагога и его учеников.
Таким образом, можно утверждать, что учебно-методический комплекс является системой:
- поддерживающей практическую деятельность педагога по организации процесса освоения школьниками предметного курса;
- являющейся отражением какой-либо педагогической системы;
- включающей инструментально-методические средства (все идеальные и материальные объекты: система средств обучения, учебно-методическая литература, средства новых информационных технологий, в том числе программное обеспечение, средства научной организации труда учителя и школьников), которые направлены на овладение данной учебной дисциплиной и помогают педагогу и обучающемуся организовать деятельность преподавания и учения.
Тенденции совершенствования учебно-методического инструментария в комплексе отражают как лучшие традиции российской школы, так и инновационные педагогические идеи, которые все увереннее завоевывают позиции в ценностных убеждениях педагогов.
Особенно актуален этот вопрос по отношению к преподаванию истории, так как ФГОС нового поколения ориентирует на обучение истории с помощью единого учебника.
Каким он должен быть, чтобы с достоинством заменить то существующее сейчас большинство? Следовательно, возникает вопрос, каким должен быть и учебно-методический комплекс? Для ответа необходимо учесть существующие проблемы, недостатки, а также перспективы дальнейшего развития УМК по истории.
Весомый вклад в разработку проблем учебно-методического комплекса по истории внесли такие ученые-педагоги как С.Г. Антонова , Е.Е. Вяземский , Н.К. Васильев , Ю.П. Нешатаева , О.Ф.Турянская и др.
Характеристика литературы.
Так, в книге С.Г. Антоновой «Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения» автор указывает, какие компоненты как элементы аппарата ориентировки и организации усвоения должна содержать современная учебная книга. Новизна же будет заключаться в способах включения и представления этих составляющих в учебной книге, а также в конкретизации понимания каждого из перечисленных структурных компонентов.
В статье Е.Е. Вяземского «О едином учебнике истории: педагогические аспекты проблемы» автор проводит анализ педагогических аспектов подготовки единых учебников истории, исследует приоритеты государственной образовательной политики в сфере общего исторического образования, подводит общие итоги обсуждения проблемы единого учебника истории и формулирует перспективные подходы к созданию авторской (авторских) линий учебников на основе единой концепции.
В статье О.Ф. Турянской «Современный школьный учебник истории как средство развития и воспитания личности» рассматриваются существующие среди авторов школьных учебников подходы, отражающие их основные приоритеты в отношении отбора содержания учебного материала, методической обработки текстов. Автором данной статьи высказывается мнение о том, что учебник, в том числе истории, должен быть не только носителем учебной информации научного характера, но и быть дидактическим средством, раскрывающим учащимся этико-эстетические смыслы исторических событий, тем самым направляя и ориентируя их в мире духовных и нравственных ценностей.
Объектом данного исследования является учебно-методический
комплекс по истории.
Предмет исследования - содержание и проблемные аспекты компонентов УМК по истории, способы их решения в дальнейшем, перспективы совершенствования и развития.
Цель исследования - проанализировать и выявить основные проблемы современного учебно-методического комплекса по истории в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- отразить общее понятие, принципы, структуру и основные функции учебно-методического комплекса;
- раскрыть современные проблемы и перспективы развития учебно-методического комплекса по истории как фактора активизации познавательной деятельности школьника;
- изучить особенности основных требований к учебно-методическому комплексу по истории.
Гипотеза исследования: учебно-методический комплекс по истории оказывает влияние на развитие субъектной позиции учащихся при изучении предмета в том случае, если он:
- включает в себя компоненты, обеспечивающие самостоятельную деятельность учащихся;
- применяется в условиях развивающей образовательной среды.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы исследования: историко-генетический метод, который был использован при рассмотрении работ, посвященных проблеме УМК по истории, в различных хронологических рамках, описательный метод, который в исследовании представлен в описании основных компонентов УМК по истории, метод анализа, который использовался для выявления современных проблем при использовании УМК по истории на основе современного образовательного опыта, метод синтеза, который был использован для объединения в исследовании современных проблем при использовании УМК по истории.
В процессе исследования нами были исследованы и проанализированы такие источники как ФГОС ООО и ФЗ «Об образовании», Учебно¬методический комплекс по истории России 6 класс.
Научная новизна исследования состоит в том, что учебно-методический комплекс по истории впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура работы представлена введением, в котором определена актуальность, отражена цель и поставлены задачи исследования, основной частью, состоящей из двух глав, практической частью и заключением, в котором сделаны выводы по проведенному исследованию, а также раскрыта цель и решены задачи исследования.
Завершая проведенное исследование необходимо сделать следующие выводы. Совершенно закономерным является тот факт, что разработка и создание единого учебника истории определило основное направление новой государственной политики в исторической сфере, которая в дальнейшем предопределила возникновение и последующее создание нового учебно¬методического комплекса (УМК) по отечественной истории, и определение этапов планирования по этапам подготовки учебников для средней школы.
Базовой частью учебно - методического комплекса по истории является историко-культурный стандарт (ИКС), призваный повысить качество школьного исторического образования и сформировать единый базовый стандарт информационного наполнения курса истории.
В соответствии с требованиями одного из основных методологических принципов ФГОС нового поколения, изучение истории в России должно соответствовать системно деятельностному подходу, предполагающему воспитание и развитие качеств личности, отвечающим современным требованиям современного российского общества.
В истории российского образования не единожды предпринималась попытка сформировать и утвердить единый подход к направлению развития исторического образования, но в отличие от модели подготовки учебников существовавших в советское время и освещавших исторические события в идеологическом аспекте пропаганды коммунистического строя, во вновь создаваемом едином учебнике, история России должна рассматриваться в качестве единого процесса, в котором должны быть отражены основные события отечественной истории; у учащихся должны быть сформированы опредеделенные целостные представления об этапах формирования и развития многонационального российского государства; должна быть отражена история России в интеграции с мировым историческим процессом.
Не вызывает сомнения тот факт, что при получении исторической информации в сознании обучаемого происходит формирование различных ассоциативных образов исторического процесса, различных исторических фактов и образов. Подобное происходит в процессе чтения различной художественной литературы на историческую, получении информации из фильмов, различных интернет - источников.
Подобное мощное информационное воздействие делает человека, не знакомого с основными историческими событиями, легким объектом для внедрения в его сознание различной информации искажающей реальные исторические факты и события, несет реальную угрозу формирования ложной исторической памяти и неправильного мировоззрения, а также угрозу межнациональных этнических конфликтов, что собственно и периодически происходит в нашем многонациональном и многоконфессиональном государстве.
Исторические особенности развития нашего государства наглядно показывают, что большинство указанных конфликтов, возникают в связи с неведением истоков проблемы.
Новейшая Концепция учебно-методического комплекса безусловно обязана должным образом отреагировать на эти вызовы формированием новой эффективной стратегии по передаче знаний в рамках программы исторического образования.
В исторической учебной дисциплине УМК является базовой основой общеобразовательных и профессиональных программ учреждений различных уровней образования и в первую очередь основного общего образования.
Учебно-методический комплекс включает в себя определенный комплект основных и дополнительных учебных и иных методических материалов, определяемые содержанием утверждённой рабочей программы по исторической дисциплине.
Существует перечень общих требований к учебно-методическому комплексу по истории.
УМК по истории должен объединять учебные и методические документы, а также иные документы, необходимые для обучения истории (информационные и прочие материалы и документы).
УМК по истории оформляется в виде отдельного комплекта документов.
В комплект УМК включаются как документы, разработанные для использования непосредственно в данном УМК, так и иные, в том числе уже имеющиеся документы и информационные источники, разработанные для использования в других УМК. При этом могут применяться документы, разработанные как преподавателями общеобразовательного учебного заведения, так и сторонними организациями, и авторами.
Для всех форм обучения создается один УМК, учитывающий различия в объемах всех видов учебной работы при едином содержании дисциплины и одинаковом общем объеме учебной работы.
УМК должен содержать максимально фиксированную и конкретизированную учебную и методическую информацию, предназначенную для обучения. Изменение УМК, его элементов и их содержания допускается при обновлении УМК в порядке, указанном в Положении об общеобразовательном учебном заведении.
УМК является документом, устанавливающим форму и содержание всех видов контроля знаний обучающихся, за исключением независимых проверок знаний, проводимых в установленном порядке, включая проверки остаточных знаний в ходе подготовки и проведения процедур лицензирования и аккредитации.
УМК должен обеспечивать обучающемуся полную и исчерпывающую информацию, как по содержанию дисциплины, так и по организации его обучения, включая информацию по всем видам учебной работы, формам и содержанию всех видов контроля.
На наш взгляд, современный учебно-методический комплекс по истории должен максимально соответствовать Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, которая в большей мере определила стандарты того множества учебников и других методических материалов по истории, которые были напечатаны в 90-е годы XX столетия и содержание которых зачастую не имело ничего общего с реальными историческими событиями.
Проведенный анализ учебно-методических комплексов,
предназначенных для преподавания истории в 6 классе, показал, что рассмотренные нами УМК отличаются по внешнему виду, оформлению, используемым материалам, в зависимости от издательства. Содержание УМК в большинстве своем соответствует требованиям ФГОС ООО и утвержденной Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Итак, для повышения качества образования, для реализации тех целей, которые ставит перед обществом эпоха, необходимо постоянное исследование, анализ и коррекция тех аспектов, которые являются ключевыми в освоении исторического знания.
Выдвинутая нами во введении гипотеза исследования о том, что учебно-методический комплекс по истории оказывает влияние на развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения истории при наличии компонентов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся и применяется в условиях развивающей образовательной среды подтвердилась.
1. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах / М.: Педагогика, 2009. - 1287с.
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории [Электронный ресурс] Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/3721/файл/2506/13.10.21-
Проект Концепции УМК.pdf
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - №9. (с изм. и доп.)
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598. (с изм. и доп.)
II. Литература
5. Акульшин П.В. Историко-культурный стандарт: концепции,
рекомендации, содержание // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. - №4. - С. 48 - 56.
6. Антонова С.Г. и др. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения / М.: Статут, 2011. - 132с.
7. Арбузова Е.Н. Концептуальные подходы к проектированию и применению инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «технология и методика обучения биологии» // Вестник московского государственного областного университета. - 2010. - №4. - С. 99-104.
8. Атаманчук П.С. Инновационные схемы построения учебника истории // Гуманитарный вектор. - 2011. - №7. - С. 56-89.
9. Бабанский Ю. К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов / М.: Просвещение, 1980. Вып. 8. - 189с.
10. Васильев, Н.К. Учебно-методический комплекс для будущего преподавателя истории // Вестник Томского государственного университета.
- 2012. - №9. - С. 192-204.
11. Вишнякова Е. Г. Междисциплинарный сетевой УМК как средство повышения эффективности обучения в вузе. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 2007. - 34с.
12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. словарь. ключевые понятия, термины, актуальная лексика / М.: НМЦ СПО, 1999. - С. 32. 1098с.
13. Всеобщая история 6 класс. Учебник / И.Н. Данилевский [и др.]. - М.: Мнемозина, 2012. - 205с.
14. Вяземский Е.Е. О едином учебнике истории: педагогические аспекты проблемы // Проблемы современного образования. - 2013. - №6. - С. 13-24.
15. Даниэльян Я.В. Современные концепции школьного учебника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - №5. - С. 278-286.
16. Данюшенков В.С. Принципы разработки учебно-методических комплексов для сельских школ // Вестник Вятского государственного университета. - 2014. - №. 4. - С.90-101.
17. Ермолаева Е.В. Креативность образовательной среды как фактор развития личности школьника // Сибирский педагогический журнал. - 2012.
- № 7. - С. 28-39.
18. Жук А.И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки): Методическое пособие / М.: МГУ, 2011. - 47с.
19. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс / М: Просвещение, 2015. - 459с.
20. Зуев Д.Д. Школьный учебник / М.: Педагогика, 1983. - 240с.
21. История России. 6 класс: ученик для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев [и др.]. - М.: Просвещение, 2016. - 128с.
22. История России: конец XVII-XVIII вв. 8 класс: учебник / И. Л. Андреев [и др.]. - М.: ДРОФА, 2016. - 224с.
23. История России. XVI-XVII века: учебник для 7 класса
общеобразовательных организаций / Е. В. Пчелов [и др.]. - М.: Русское слово, 2015. - 224с.
24. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Учебник. 6 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2015. - 272с.
25. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2015. - 80с.
26. История России. Сборник рассказов. 6 класс. Учебное пособие / А.А. Данилов [и др.]. - М.: Просвещение, 2017. - 48с.
27. История России. Рабочая программа и тематическое планирование. 6-9 классы. Учебное пособие / А.А. Данилов [и др.]. - М.: Просвещение, 2017. - 80с.
28. История России с древнейших времен по XVI век. 6 класс. Методическое пособие для учителя. ФГОС / Е.Н. Калачева [и др.]. - М.: Мнемозина, 2013. - 191с.
29. История России 6 класс: Рабочая тетрадь / Под ред. А.А. Данилова [и др.], М.: Просвещение, 2017. - 34с.
30. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы // Содержание образование. - 2015. - № 6. - С. 146-154.
31. Козаева Р.С. Региональная история как составная часть федерального компонента // Проблемы педагогики. - 2014. - №10. - С. 12-26.
32. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика / М.: Академия, 2014. - 389с.
33. Кучурин В.В. Рецензия на новый учебник истории России для средней общеобразовательной школы // Вопросы образования. - 2014. - № 6. - С.284¬296.
34. Манюхин И.С. Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - №3. - С. 118-124.
35. Мендубаева З. А. Требования к учебной книге / Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф., СПб.: Реноме, 2012. - С. 340-343.
36. Молодец И.И. Роль учебника истории в формировании личностных качеств учащихся начальных классов (на примере УМК «Школа России») // Народное образование. - 2012. -№7. - С. 122-138.
37. Нефёдова О. В. «Линейка» или «концентр» как структура содержания школьного исторического образования: размышления о конференции // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2015. - № 1. - С. 56-59.
38. Нешатаева Ю.П. Проблема структуры школьного исторического образования: от концентров к линейности // Концепт. - 2016. - №9. - С. 54-69.
39. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова [и др.]. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381c.
40. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина [и др.]. - М.: Академия, 2013. - 576с.
41. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин [и др.]. - М.: Академия, 2012. - 894с.
42. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый [и др.]. - М.: Юрайт, 2013. - 777c.
43. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф - Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488c.
44. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова [и др.]. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447c.
45. Петров Ю.И. Педагогические и технологические вопросы разработки web-учебников // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 123-135.
46. Петров А.Е. Комментарии к концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. - 2014. - №13.
- С.4-9.
47. Писарева С. А. Исследование соответствия школьных учебников запросам современного общества / Современная учебная книга. Материалы научно-практической конференции. Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 82с.
48. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко [и др.]. - М.: Проспект, 2015. - 400c.
49. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская [и др.]. - СПб.: Питер, 2013. - 624c.
50. Рапопорт А. Д. К проблеме определения педагогической категории «Учебно - методический комплекс» // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №7. - С. 38 - 42.
51. Российская педагогическая энциклопедия; В 2 т. Т.1 / В.В. Давыдов [и др.], М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. - 1096с.
52. Ручкин Б.А. Новый учебник истории: ориентир государственной идеологии // Горизонты гуманитарного знания. - 2014. - № 8. - С. 108-133.
53. Савельев В.С. Общие требования к разработке учебно - методического комплекса (УМК) // Проблемы педагогики. - 2012. - №9. - С. 46-65.
54. Степанова М.Е. Особенности разработки компонентов УМК при реализации ФГОС // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 4. - С. 12-23.
55. Тесты по истории России, 6 класс / Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Т.П. Андреевской, М.: Просвещение, 2014. - 49с.
56. Турянская О.Ф. Современный школьный учебник истории как средство развития и воспитания личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №8. - С.249 - 256.
57. Фролов В.Д. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках истории и обществознания // Вологдинские чтения. - 2009. - №8. - С. 96-114.
58. Черноперова М.Г. Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе.
- 2009. - №4. С. 25-32.
59. Чудинский Р.М. Структура современного учебно - методического комплекса // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - № 2. - С. 128-134.
60. Шалыгина И.В. Учебно-методический комплекс как дидактический объект // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - №2. - С. 170-176.
61. Шестаков В. А. Великая российская революция 1917 г. Дискуссионные вопросы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.: Просвещение, 2015. - 64с.
62. Школы перейдут на «линейную» методику преподавания истории
[Электронный ресурс] Режим доступа:
https://news.rambler.ru/education/21811881-shkoly-pereydut-na-lineynuyu- metodiku-prepodavaniya-istorii-rossii/
63. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании / Ростов на/Д: Феникс, 2013. - 471с.