ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
|
Введение 4
Глава! .Инвестиционная стратегия КНР 7
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР.. .7
1.2 Инвестиционный климат в КНР 19
1.3 Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории КНР 34
Глава2. Проблемы и дальнейшее прогнозирование инвестиционной политики КНР 44
2.1 Концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в
инвестиционной сфере КНР и США 44
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР 56
2.3 Предложения по реализации методов привлечения иностранных инвестиций в КНР и возможности применения китайского опыта в России..67
Заключение 75
Список использованных источников и литературы
Глава! .Инвестиционная стратегия КНР 7
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР.. .7
1.2 Инвестиционный климат в КНР 19
1.3 Отраслевое размещение прямых иностранных инвестиций на территории КНР 34
Глава2. Проблемы и дальнейшее прогнозирование инвестиционной политики КНР 44
2.1 Концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в
инвестиционной сфере КНР и США 44
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР 56
2.3 Предложения по реализации методов привлечения иностранных инвестиций в КНР и возможности применения китайского опыта в России..67
Заключение 75
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Мировой опыт доказывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами развития экономики: во- первых, они дают дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления; во-вторых, не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг.
Прямые иностранные инвестиции сыграли важную роль в становлении и развитии интернационализированного сектора экономики азиатских стран. Восполняя дефицит капитала и технологии, ПИИ положительно влияли на рост занятости и заработной платы, мобилизацию местных источников накопления и увеличение экспортных доходов. Приток иностранных капиталовложений можно считать одним из показателей открытости экономики, а также индикатором ее высокой конкурентоспособности. Распределение ПИИ по странам свидетельствует и о сравнительной рентабельности инвестиций.
Таким образом, перед Китаем стоят такие задачи, как рост объемов ПИИ в китайскую экономику и эффективности их использования. В связи с этим исследования проблем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая являются весьма актуальными.
Степень изученности проблемы. Определена на основе анализа материалов периодической печати, исследований учёных в области инвестиционной деятельности Китая, официальных документов, законодательных актов КНР, экономической и внешнеторговой статистики КНР.
Научная новизна работы. Несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.
Цель работы - проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
• Изучить правовые основы регулирования иностранных инвестиций в КНР;
• Провести анализ инвестиционного климата в КНР;
• Проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;
• Выявить концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере;
• Исследовать ПИИ Из Японии в КНР
Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются перспективы развития иностранных инвестиций в экономику Китая.
Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах видных отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР.
Методы исследования. При написании данной работы были использованы такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Мировой опыт доказывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами развития экономики: во- первых, они дают дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления; во-вторых, не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг.
Прямые иностранные инвестиции сыграли важную роль в становлении и развитии интернационализированного сектора экономики азиатских стран. Восполняя дефицит капитала и технологии, ПИИ положительно влияли на рост занятости и заработной платы, мобилизацию местных источников накопления и увеличение экспортных доходов. Приток иностранных капиталовложений можно считать одним из показателей открытости экономики, а также индикатором ее высокой конкурентоспособности. Распределение ПИИ по странам свидетельствует и о сравнительной рентабельности инвестиций.
Таким образом, перед Китаем стоят такие задачи, как рост объемов ПИИ в китайскую экономику и эффективности их использования. В связи с этим исследования проблем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая являются весьма актуальными.
Степень изученности проблемы. Определена на основе анализа материалов периодической печати, исследований учёных в области инвестиционной деятельности Китая, официальных документов, законодательных актов КНР, экономической и внешнеторговой статистики КНР.
Научная новизна работы. Несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.
Цель работы - проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:
• Изучить правовые основы регулирования иностранных инвестиций в КНР;
• Провести анализ инвестиционного климата в КНР;
• Проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;
• Выявить концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере;
• Исследовать ПИИ Из Японии в КНР
Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются перспективы развития иностранных инвестиций в экономику Китая.
Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах видных отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР.
Методы исследования. При написании данной работы были использованы такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
В заключении на основе проделанного системно-комплексного анализа и синтеза процессов иностранного инвестирования и формирования инвестиционного климата делаются следующие общие выводы.
Деятельность инвесторов в Китае регулируется такими основными законодательными актами, как Закон КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и другими. При этом необходимо отметить, что со времени вступления Китая в ВТО, в стране проводится активное изменение законодательной системы в области привлечения инвестиций в страну, защиты прав инвесторов в соответствие с требованиями ВТО. К таким положительным изменениям можно отнести: открытие доступа для зарубежных инвестиций в такие отрасли, как телекоммуникации, городское газоснабжение, водоснабжение, зарубежные инвестиции в которые ранее были полностью запрещены; отмена положения, обязывающего иностранные предприятия отдавать приоритет китайскому сырью при производстве готовой продукции: расширены возможности для иностранных предпринимателей в оптовой торговле; развитие инвестиционных зон, предоставляющих значительные налоговые льготы.
Инвестиции ТНК сосредоточены, главным образом, в капиталоемких и наукоемких отраслях - микроэлектроника, автомобилестроение, телекоммуникации, приборостроение, фармацевтика, химическая промышленность. Инвестиции пятисот крупнейших ТНК в такие отрасли, как электроника, телекоммуникация, транспорт и связь, химические материалы и продукты составляют более половины от общей суммы инвестиций в Китае. Крупные международные компании не склонны вкладывать средства в производство тканей, одежды и в другие отрасли, требующие использования большего количества рабочей силы. Инвестиции ТНК в подобные отрасли составляют небольшой от общих вложений в Китай.
В ходе проведения реформ Китай достиг больших успехов в привлечении зарубежного капитала в экономику страны. Однако размещение прямых иностранных, инвестиций по регионам неравномерно. Среди трех больших экономических регионов Китая (Восточный, Западный, Центральный), Восточный регион имеет абсолютное преимущество в использовании иностранных инвестиций. Неравномерность размещения иностранных инвестиций по регионам Китая объективно вытекает из уровня их развития. Восточный регион, где сложились мощные отраслевые комплексы, развитая инфраструктура и сформировалась адекватная конкурентная среда, характеризуется значительными объемами прямых иностранных инвестиций. В Западном и Центральном регионах Китая доминируют предприятия с узкой отраслевой направленностью, с высокой долей государственного участия, а также низкий уровень развития рыночных отношений сдерживает приток иностранного капитала.
Выявлена тенденция к расширению географии зарубежных инвестиций, возрастает объем вложений капитала за пределами специальных экономических зон Китая. Важным фактором обусловливающие приток ПИИ в Китай является быстро развивающаяся экономика страны. Развитие экономики привело к улучшению рыночной инфраструктуры, повышению уровня жизни народа, что, в свою очередь, повысило привлекательность Китая для иностранных инвесторов.
По мнению многих экономистов, к важным факторам для зарубежных инвесторов при размещении своих капиталов в других странах необходимо относить размер рынка. Китай, население которого составляет 1,3 млрд, человек, является страной с огромным потенциалом рынка. Иностранные инвесторы рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай, прежде всего, чтобы занять этот рынок, а затем уже 76
извлекать прибыль. Привлекательность Китая как безопасного и стабильного места для инвестирования капитала повысилась после теракта 11 сентября в США.
В настоящее время основная форма инвестирования в китайскую экономику - создание предприятий со 100%-ым участием иностранного капитала. Перспективной формой прямых иностранных инвестиций является привлечение зарубежного капитала в Китай путем слияния и поглощения. Подобная форма прямых иностранных инвестиций находится в русле общемировой тенденции и способствует реформированию государственного сектора, превращению части государственных активов в функционирующий капитал, уменьшению числа убыточных предприятий.
При этом остается ряд проблем, затрудняющих свободный доступ прямых иностранных инвестиций в страну. Среди таких проблем инвесторы выделяют следующие: сложный порядок взимания налогов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров, а главное отсутствие защищенности прав инвесторов, прежде всего, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность. Использование ПИИ осуществляется под жестким контролем государства и, одновременно сопровождается усилиями по стимулированию собственной накопительно-распределительной системы и развитию финансовой базы, банковской системы и фондового рынка.
Большие потенциальные возможности кроются в преодолении недостатков, присущих функционированию предприятий с иностранным участием. Необходимо доработать вопрос, связанный с гражданскими правами совместных предприятий, гарантирующими им равные конкурентные условия наравне с госпредприятиями. Необходимо также дополнить и усовершенствовать инвестиционное законодательство Китая, особо поощряя инвестирование в высокотехнологические и новые технологические отрасли. Следует также создать более адекватную целям реформирования социальную среду СП. Наконец, необходимо усилить надзор, руководство и обслуживание СП.
Определяющим фактором для фирм Японии, ориентирующихся на перевод в Китай производств электронной продукции из собственных комплектующих, выступает высококвалифицированная рабочая сила КНР при низкой оплате труда, низкие издержки производства. В развитии экономических отношений Японии и Китая принимают участие различные организации и структуры. Среди международных организаций ключевое место принадлежит ВТО, членами которой являются оба государства.
В рамках партнерства Россия и Китай не уравновешивают друг друга, а дополняют друг друга в политических, экономических и других отношениях. Китай использовал такие инструменты государственной политики, как активная роль государства, тщательное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. В экономике РФ, напротив, на фоне слабого государства сложилась бизнес-среда с низким уровнем конкуренции, неблагоприятным инвестиционным климатом, отчужденностью ресурсов от населения. В России пока не создана система не только краткосрочного - на 5 лет, но и долгосрочного, на 5-20 лет, государственного планирования. Изучение китайского опыта позволяет внести коррективы в экономическую политику Российской Федерации. Из опыта КНР можно почерпнуть следующее:
1) Опыт разработки стратегии и выбора модели модернизации.
2) Опыт повышения эффективности предприятий, находящихся в государственной собственности.
3) Опыт защиты внутреннего рынка от конкурентов и создания импортозамещающих производств.
4) Опыт создания мотиваций для населения и бюрократии.
5) Опыт проведения реформ во «враждебном экономическом окружении»(необходимость радикального и быстрого повышения конкурентоспособности экспортных товаров).
6) Опыт организации масштабной системы импорта технологий .
Деятельность инвесторов в Китае регулируется такими основными законодательными актами, как Закон КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом», Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и другими. При этом необходимо отметить, что со времени вступления Китая в ВТО, в стране проводится активное изменение законодательной системы в области привлечения инвестиций в страну, защиты прав инвесторов в соответствие с требованиями ВТО. К таким положительным изменениям можно отнести: открытие доступа для зарубежных инвестиций в такие отрасли, как телекоммуникации, городское газоснабжение, водоснабжение, зарубежные инвестиции в которые ранее были полностью запрещены; отмена положения, обязывающего иностранные предприятия отдавать приоритет китайскому сырью при производстве готовой продукции: расширены возможности для иностранных предпринимателей в оптовой торговле; развитие инвестиционных зон, предоставляющих значительные налоговые льготы.
Инвестиции ТНК сосредоточены, главным образом, в капиталоемких и наукоемких отраслях - микроэлектроника, автомобилестроение, телекоммуникации, приборостроение, фармацевтика, химическая промышленность. Инвестиции пятисот крупнейших ТНК в такие отрасли, как электроника, телекоммуникация, транспорт и связь, химические материалы и продукты составляют более половины от общей суммы инвестиций в Китае. Крупные международные компании не склонны вкладывать средства в производство тканей, одежды и в другие отрасли, требующие использования большего количества рабочей силы. Инвестиции ТНК в подобные отрасли составляют небольшой от общих вложений в Китай.
В ходе проведения реформ Китай достиг больших успехов в привлечении зарубежного капитала в экономику страны. Однако размещение прямых иностранных, инвестиций по регионам неравномерно. Среди трех больших экономических регионов Китая (Восточный, Западный, Центральный), Восточный регион имеет абсолютное преимущество в использовании иностранных инвестиций. Неравномерность размещения иностранных инвестиций по регионам Китая объективно вытекает из уровня их развития. Восточный регион, где сложились мощные отраслевые комплексы, развитая инфраструктура и сформировалась адекватная конкурентная среда, характеризуется значительными объемами прямых иностранных инвестиций. В Западном и Центральном регионах Китая доминируют предприятия с узкой отраслевой направленностью, с высокой долей государственного участия, а также низкий уровень развития рыночных отношений сдерживает приток иностранного капитала.
Выявлена тенденция к расширению географии зарубежных инвестиций, возрастает объем вложений капитала за пределами специальных экономических зон Китая. Важным фактором обусловливающие приток ПИИ в Китай является быстро развивающаяся экономика страны. Развитие экономики привело к улучшению рыночной инфраструктуры, повышению уровня жизни народа, что, в свою очередь, повысило привлекательность Китая для иностранных инвесторов.
По мнению многих экономистов, к важным факторам для зарубежных инвесторов при размещении своих капиталов в других странах необходимо относить размер рынка. Китай, население которого составляет 1,3 млрд, человек, является страной с огромным потенциалом рынка. Иностранные инвесторы рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай, прежде всего, чтобы занять этот рынок, а затем уже 76
извлекать прибыль. Привлекательность Китая как безопасного и стабильного места для инвестирования капитала повысилась после теракта 11 сентября в США.
В настоящее время основная форма инвестирования в китайскую экономику - создание предприятий со 100%-ым участием иностранного капитала. Перспективной формой прямых иностранных инвестиций является привлечение зарубежного капитала в Китай путем слияния и поглощения. Подобная форма прямых иностранных инвестиций находится в русле общемировой тенденции и способствует реформированию государственного сектора, превращению части государственных активов в функционирующий капитал, уменьшению числа убыточных предприятий.
При этом остается ряд проблем, затрудняющих свободный доступ прямых иностранных инвестиций в страну. Среди таких проблем инвесторы выделяют следующие: сложный порядок взимания налогов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров, а главное отсутствие защищенности прав инвесторов, прежде всего, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность. Использование ПИИ осуществляется под жестким контролем государства и, одновременно сопровождается усилиями по стимулированию собственной накопительно-распределительной системы и развитию финансовой базы, банковской системы и фондового рынка.
Большие потенциальные возможности кроются в преодолении недостатков, присущих функционированию предприятий с иностранным участием. Необходимо доработать вопрос, связанный с гражданскими правами совместных предприятий, гарантирующими им равные конкурентные условия наравне с госпредприятиями. Необходимо также дополнить и усовершенствовать инвестиционное законодательство Китая, особо поощряя инвестирование в высокотехнологические и новые технологические отрасли. Следует также создать более адекватную целям реформирования социальную среду СП. Наконец, необходимо усилить надзор, руководство и обслуживание СП.
Определяющим фактором для фирм Японии, ориентирующихся на перевод в Китай производств электронной продукции из собственных комплектующих, выступает высококвалифицированная рабочая сила КНР при низкой оплате труда, низкие издержки производства. В развитии экономических отношений Японии и Китая принимают участие различные организации и структуры. Среди международных организаций ключевое место принадлежит ВТО, членами которой являются оба государства.
В рамках партнерства Россия и Китай не уравновешивают друг друга, а дополняют друг друга в политических, экономических и других отношениях. Китай использовал такие инструменты государственной политики, как активная роль государства, тщательное планирование, финансовая стабильность, конкуренция, открытость, импорт технологий, благоприятный инвестиционный климат. В экономике РФ, напротив, на фоне слабого государства сложилась бизнес-среда с низким уровнем конкуренции, неблагоприятным инвестиционным климатом, отчужденностью ресурсов от населения. В России пока не создана система не только краткосрочного - на 5 лет, но и долгосрочного, на 5-20 лет, государственного планирования. Изучение китайского опыта позволяет внести коррективы в экономическую политику Российской Федерации. Из опыта КНР можно почерпнуть следующее:
1) Опыт разработки стратегии и выбора модели модернизации.
2) Опыт повышения эффективности предприятий, находящихся в государственной собственности.
3) Опыт защиты внутреннего рынка от конкурентов и создания импортозамещающих производств.
4) Опыт создания мотиваций для населения и бюрократии.
5) Опыт проведения реформ во «враждебном экономическом окружении»(необходимость радикального и быстрого повышения конкурентоспособности экспортных товаров).
6) Опыт организации масштабной системы импорта технологий .
Подобные работы
- Сравнительный анализ инвестиционной политики Китая и Японии в Юго-
Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КНР И ЯПОНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Внешнеэкономическая политика Китая и ее влияние на развитие внешнеэкономических связей
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ И МЕСТО В НЕЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Экономическая политика Китая в регионе Центральной Азии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР В 2001-2020 ГГ.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2022 - Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



