Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления конкурентоспособностью предприятия 7
1.1. Сущность и факторы конкурентоспособности предприятия 7
1.2. Основные методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3 Способы повышения уровня конкурентоспособности современного предприятия 29
2. Анализ конкурентоспособности ПАО «Магнит» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Магнит» 27
2.2. Исследование конкурентных преимуществ ПАО «Магнит» 32
2.3. Оценка конкурентоспособности ПАО «Магнит» 36
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
предприятия на примере ПАО «Магнит» 41
3.1. Основные мероприятия, направленные на повышение
конкурентоспособности магазинов сети «Магнит» 53
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий 56
Заключение
Список литературы
Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции оказываются и крупные, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого - в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.
В реальности конкуренция имеет более сложную основу. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм- новаторов - преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество. Для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.
Конкурентоспособность предприятия - интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. Это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой (например, балльной) оценки определенного вида потенциала.
Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п.
Рассмотрение конкурентоспособности организации через призму конкурентоспособности продукции - подход, реализуемый на оперативном или тактическом уровне управления, предполагающий принятие управленческих решений, позволяющих локализовать неблагоприятную ситуацию и минимизировать возможные потери. Стратегическая же конкурентоспособность возможна при наличии у организации устойчивых управляемых конкурентных преимуществ на длительную перспективу, одним из которых является альтернативный набор стратегий конкурентоспособности организации.
В современных условиях рынка каждому предприятию и руководству предприятий необходимо, для увеличения уровня прибыльности, отслеживать и уровень своей конкурентоспособности на рынке. Это позволяет не только оставаться на «плаву» предприятиям, но и дает возможность завоевание большей доли рынка, прибыльности и финансовой стабильности не только на региональных, но и на мировых рынках. Так как условия функционирования современных предприятий на сегодняшний день больше напоминает кризисные, то отслеживание уровня конкурентоспособности является одним из наиболее выигрышных при дальнейшем развитии, в связи с этим актуальность данной темы исследования не вызывает сомнений.
Теоретическим, методическим и прикладным исследованиям конкурентоспособности посвящены научные труды многих выдающихся экономистов. Среди зарубежных авторов можно отметить таких ученых, как Ансофф И., Ассэль Г., Асхайм Б., Вирсема Ф., Данниг Дж., Изаксен А., Каплински Р., Перес К., Портер М., Райнерт Э., Фримэн К., Хамфри Дж., Х.Шмитц, М.Энрайт и др. Среди отечественных ученых значительный вклад в развитие концепций конкуренции и конкурентоспособности внесли Азоев Г.Л., Анискин Ю.П., Бандман М.К., Беленов О.Н., Виханский О.С., Гоголева Т.Н., Градов А.П., Дынкин А.А., Емельянов С.В., Куренков Ю.В., Пилипенко И.В., Туровец О.Г., Фатхутдинов Р.А., Эйтингон В.Н., Юданов Ю.И.
Вместе с тем, ряд методологических и практических вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации, продолжает оставаться недостаточно исследованным и разработанным: конкурентоспособность предприятия рассматривается с позиций высшего руководства и владельцев предприятия и не учитывается ее социально-экономическое значение. Остается недооцененной роль общественных и государственных институтов в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.
Цель данной работы - разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на примере магазина «Магнит» (ПАО «Магнит»).
Задачами данного исследования являются:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
- раскрыть основные методы оценки конкурентоспособности предприятий в современных условиях;
- обосновать основные мероприятия и способы повышения конкурентоспособности предприятия;
- привести краткую характеристику сети ПАО «Магнит», магазинов «Магнит».
- проанализировать степень конкурентоспособности магазина «Магнит»;
Предмет исследования - последовательность и основные методики применяемые при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Объект исследовании -магазин «Магнит» (ПАО «Магнит»).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых и практиков в области организации, экономики и управления предприятиями, конкурентоспособности предприятий.
В работе применены следующие эмпирические методы исследования: сравнительный анализ, опросы, экспертные оценки, моделирование. Для обобщения и формализации результатов использованы теоретические методы: формализации, абстрагирования, общелогические методы.
Информационная база работы состоит из документов и материалов органов государственной власти, законодательных и нормативных актов РФ, статистических данных, публикаций результатов научно-исследовательских работ, статей в отраслевой и экономической периодике.
Работа состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Итак, конкурентоспособность фирмы (предприятия) - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
Иначе говоря, показатель конкурентоспособности для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.
Проблема конкурентоспособности актуальна, так как носит универсальный и всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В условиях нарастающего воздействия на национальные экономики научно-технической революции, интеграционных процессов, распространения конкуренции на новые области общественно полезной деятельности и приобретения ею все более острого характера, конкурентоспособность стала всемирным явлением.
В современной рыночной экономике каждое торговое предприятие независимо от его размеров и вида деятельности на протяжении всего времени функционирования стремится повысить свою конкурентоспособность. Известно, что именно торговая отрасль наиболее насыщена и с каждым годом рынок становится только больше, то есть отмечается перенасыщение данной отрасли.
«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 декабря 2016 года сеть компании включала 14 059 магазинов, из них: 10 521 магазинов в формате «магазин у дома», 237 гипермаркетов, 194 магазинов «Магнит Семейный» и 3 107 магазинов «Магнит Косметик».
В ходе анализа сети «Магнит» были выявлены такие слабые стороны деятельности сети, которые негативно влияют на функционирование и дальнейшее развитие сети. Наиболее значимые из них:
- ассортимент не достаточно широкий, ограниченный. В сети «Магнит» ассортимент товара органичен и нет большого выбора товаров различных групп и направлений. Поэтому необходимо работать над увеличением ассортимента товаров, как продовольственного, так и непродовольственного назначения;
- нехватка кассовых узлов в большинстве магазинов сети АО «Тандер», что также негативно сказывается на конкурентоспособности и прибыльности магазинов. Чаще всего в магазине обслуживает одна касса или же две, и в часы пик данный факт доставляет неудобства для покупателей, задерживает покупательский поток, создаются очередь;
- ограниченный режим работы. Некоторые сети работают с 8.00 до 22.00 часов, поэтому режим работы сети Магнит также необходимо пересмотреть, так как в основном работу магазин начинает с 8.30 или 9.00 часов и максимум до 21.00.
Нами предложены следующие основные мероприятия, направленные на увеличение прибыльности и конкурентоспособности предприятия «Магнит»:
1. Объединение сети с определенным продавцом, например аптека или пункт быстрого питания
Различные формы бизнес — кооперации получили широкое распространение в деятельности российских и зарубежных компаний. Все чаще они рассматриваются в контексте конкурентных стратегий, оказывая существенное влияние на выживание и процветание организаций. Вместе с тем стратегические партнерства в российской практике находят свое применение и на тактическом уровне конкурентного взаимодействия компаний.
Преимущества кооперации выбирают компании различных организационно-правовых форм, являющиеся субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, функционирующие на разных региональных и отраслевых рынках: от транснациональных нефтяных компаний до небольших специализированных издательств детской литературы со штатом сотрудников несколько человек.
Основными преимуществами стратегических партнерств являются:
- снижение издержек;
- более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;
- снижение расходов на информацию и рекламу;
- более выгодные условия закупки ресурсов и др.
Примером такого сотрудничества является группа компаний «Эдельвейс», РТ, которая уже на протяжении многих лет работает совместно с аптеками «Алоэ - фарм», тем самым увеличивая прибыльность бизнеса.
Доказано, что такого рода партнерство увеличивает чистую прибыль предприятий порядка на 5 - 7 %, то есть для сети ПАО «Магнит» для магазинов «Магнит», который мы анализируем чистая прибыль в 2015 году всего общества составила - 59 061,20 млн. руб., если внедрить данную систему хотя бы для каждого второго магазина, и предположить, что прибыль возрастет на 0,5 - 0,7 %, то получаем прирост прибыли равной сумме - 134 190 руб.
Эффективность = Прирост прибыли/ Затраты= 134190 /99400 = 1,37 Увеличение количества кассовых узлов
В последние годы на рынке труда остро ощущается нехватка кассиров, а также низкая квалификация наемного персонала. Поэтому внедрение на предприятии касс самообслуживания позволяет сократить издержки и повысить прибыльность сети.
В среднем, решение позволят увеличить пропускную способность магазина на 2-4%, снизить издержки на персонал, сократить время оплаты на 30-50%, а покупательский поток увеличить на 5%. То есть увеличение прибыли на 5 %, в суммарном выражении составит - 238,79млн. руб.,
Эффективность = 59300-59061,21/155,72=1,53
Таким образом, внедрение проектных предложений позволит предприятию получить чистый экономический эффект, но при этом будет еще получен и социальный эффект, который заключается в формировании благоприятного имиджа предприятия, лояльности потребителей, повышении информированности потребителей о деятельности предприятия.
1. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 января 2007
2. Абалкина Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики - М.: Ин-т экономики РАН, 2011. - 193 с.
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 421 с.
4. Беляков В.А. Микроэкономика. - М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2012. - с.234
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. — 399 с.
6. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2011. -368 с.
7. ДоланЭ.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. - С.-Пб.:АО “Санкт-Петербург оркестр”, 2014. - 428 с.
8. Журавлева Г.П. Экономика. Учебник - М.:2014. - 248 с.
9. Зубко Н.М., Зубко А..Н. -Экономическая теория. - Мн. «ТетраСистемс», 2015. - 245 с.
10. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М.: 2013. - 325 с.
11. Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. Экономика». - М.: Издательство «Омега - Л», 2012. - 328 с.
12. Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального капитала // «Вопросы экономики» - 2015., №2. - С.21
13. Маркетинг: общийкурс: учеб.пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой,А. Я. Якобсона - 2-е изд.,испр. - М.: Омега-Л,2015. - 476 с.
14. Маркетинг: Учебник./ Под ред. Проф.Т. Н. Парамоновой - 5-е изд.,стер. - М.:КНОРУС,2012. - 360 с.
15. Маркетинг: Учебное пособие/Подред. В.В.Лукашевича,Н.И.Астаховой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015. - 276 с.
16. Маркетинг: / Под ред. С.Э. Пивоварова.- СПб.:Питер, 2011 - 576 с.
17. Маркетинг: / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-Единство, 2012. - 359 с.
18. Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.К. Экономическая теория - М.: 2014. - 318 с.
19. Медведева Е. Основы рекламоведения. - М.: РИП-холдинг, 2015. - 261 с.
20. Музыкант В.Л. Формирование брэнда средствами рекламы и PR: учеб.пособие. — М.: ЭКОНОМИСТЕ, 2013. — 606, с.
21. Нехамкин А. Н. Основные направления государственного регулирования конкуренции и монополии в экономике //Вестник Московского университета. - 2012., сер. 6-С.31
22. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность: Учебник для вузов.. - М., 2011. - 364 с.
23. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 320 с.
24. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учебное пособие. М: ИНФРА-М- 2015. - 309 с.
25. Россия и страны мира: Стат.сб/Росстат.-М.,2014.-361с.
26. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции - М.: 2013. - 521 с.
27. Сайфуллин М.Н. Рынок и конкурентоспособность фирм в современной России// «Вопросы экономики» - 2012., № 5. - С. 28
28. Толкачев С. Несовершенная конкуренция //Российский экономический журнал.- N5, 2011, - С.16
29. Шамхалов Ф. Государство и экономика основы взаимодействия - М.: экономика,2012. - 382 с.
30. Шнипер, Р.И. Конкурентные позиции предприятий! их оценка/ Шнипер Р.И. //Регион. -2015.-№1. С.24.
31. Ротбранд И.К. Структура рынка и конкуренции в современных условиях[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cooldoclad.narod.ru/
32. Сайт Российской торговой системы - www.rts.ru