Национальный суверенитет и формы его реализации в Российской Федерации
|
Введение 9
Глава 1. Понятие государственного, народного и национального суверенитета. Концепции суверенитета и смысл федерализма 18
1.1. Понятие суверенитета и его юридические свойства 23
1.2. Государственный суверенитет России 27
1.3. Народный суверенитет и национальный суверенитет: история
возникновения понятий и их правовое содержание 41
Глава 2. Формы реализации суверенитета и воплощение национального суверенитета в федеративном устройстве Российской Федерации 44
2.1. Референдум и свободные выборы 47
2.2. Осуществление суверенитета через органы государственной власти
и местного самоуправления 54
2.3. Проблемы субъектов Российской Федерации 66
2.4. Обеспечение народного и национального суверенитета 71
Заключение 74
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы 81
Глава 1. Понятие государственного, народного и национального суверенитета. Концепции суверенитета и смысл федерализма 18
1.1. Понятие суверенитета и его юридические свойства 23
1.2. Государственный суверенитет России 27
1.3. Народный суверенитет и национальный суверенитет: история
возникновения понятий и их правовое содержание 41
Глава 2. Формы реализации суверенитета и воплощение национального суверенитета в федеративном устройстве Российской Федерации 44
2.1. Референдум и свободные выборы 47
2.2. Осуществление суверенитета через органы государственной власти
и местного самоуправления 54
2.3. Проблемы субъектов Российской Федерации 66
2.4. Обеспечение народного и национального суверенитета 71
Заключение 74
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов
судебной практики и специальной литературы 81
В многообразии современных подходов к правомочности центральное место занимает идея суверенитета. По-другому быть не может, поскольку она затрагивает такие основные вопросы, как источник и природа верховной власти. Проблематично установить источник суверенитета государства. Но, тем не менее это реальный феномен. Проблема суверенитета затрагивает не только ступени властных структур внутри государства, но и место самого государства в числе человеческих союзов, сообществ. Когда говорят о суверенитете государства, то имеется в виду, что все другие коллективы — семьи, общины, ассоциации, товарищества занимают подчиненное к государству положение.
Теория национального суверенитета создавалась вместе с идеей национального государства. Также французский философ XVI в.в. Жан Боден совершенно справедливо утверждал, что государство без суверенитета быть не имеет возможным. Действительно, суверенитет составляет одну из самых важных и сущностных характеристик государства, тем более, конечно, нынешнего национального государства. Значительность и
многофункциональность суверенитета состоит в том, что государству всеохватывающе и, конечно, исключительно принадлежит верховная власть над всеми другими конкретными проявлениями и формами власти на всей территории, на которую полностью распространяется юрисдикция данного государства. Суверенная власть не может зависеть от какой-нибудь иной власти, а совсем наоборот, все другие власти зависят от нее же самой, берут свою законность от нее. Государство может быть только суверенным. Если нет суверенитета, то и нет государства. Суверенитет — основной критерий государства. Суверенитет определяет самобытность государства. Он обязан обеспечить единение, унификацию, функционирование и самоопределение властной системы и также служит инструментом различения государства от догосударственного состояния.
Значительный интерес представляет собой вопрос об источниках суверенитета. Разумеется, что при преобладании идей божественного происхождения власти первоисточником верховной власти в государстве являлась божественная воля. Как было отмечено ранее, постепенно создавалась теория договорного происхождения государства и, целесообразно, власти. Немаловажно, что к ним возрастают теории народного суверенитета, согласно которым власть заключается в воле народа. Акцентирует на себя внимание значимый факт, что уже со времен античности все более упорно прокладывала себе дорогу мысль о том, что государство или власть должны служить народу и никак не наоборот. Отметим, что еще и Аристотель говорил, что семья как структурная и
общественная единица первична по отношению к государству. Не семья и другие простейшие человеческие реальности обязаны Корректироваться к государству, а, конечно, наоборот, государство должно корректироваться к ним. Данная мысль получила в дальнейшем развитие на границе средних веков и Нового времени. В XVI в.в., в 1574 г., через два года после Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), когда были полностью
уничтожены тысячи гугенотов, Теодор Беза опубликовал анонимно свою работу «О правах властных полномочиями в полном объеме по отношению к своим подданным», в которой, по сущности дела, было изложено положение, ставшее одним из основных положений теории общественного договора. В самом начале работы Теодора Беза поставил вопрос: «Следует ли подчиняться властителям так же неукоснительно, как воле Божьей?» 4 Отвечая на этот вопрос неудовлетворительно, Теодор Беза обосновывал мысль о том, что, если короли не соблюдают божественные заповеди и бывают несправедливы, то народ имеет право не подчиняться им. «Не народы существуют для правителей,— писал Теодор Беза,— а правители для народов, так же как пастух нужен для стада, а не стадо для пастуха».
Данная постановка вопроса получила дальнейшее развитие в Новое время. Говоря, что верховная власть — не продукт естественного права, а безызвестный исторический факт, голландский юрист государственный деятель Гуго Гроций, к примеру, утверждал, что она представляет собой исход добровольного договора, заключенного народом «ради права и общей пользы». Само же учение о народном суверенитете говорит, что поскольку всякая власть исходит от народа, то и за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является. Данный тезис стал азбучной истиной почти всех современных политических систем и либерально-демократических теорий.
Суверенитет обозначает, что юрисдикция государства распространяется на всю его территорию и на всех индивидов, проживающих на этой территории. Гегель Г.Ф. Указ. соч. С.3.
В силу суверенитета государство обладает правом защищать и реализовать свои интересы, устанавливать связи с другими государствами. Следовательно, суверенное государство представляет собой территориальное образование, которое контролирует население, а также группы и организации, ассоциируемые с этой территорией.
Сегодня в международном праве появилось понятие национального суверенитета, который понимается, как каждая нация имеет право на самоопределение. Следует отметить, что содержанием национального суверенитета является полная власть нации, её политическая свобода выбирать свою государственную, правовую организацию и форму взаимных отношений с другими нациями. Здесь же обеспечивается суверенитет нации социально-экономическими и политическими устройствами общества, то есть он не является изначально свойственным любой нации. По своей же сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, независимо вытекающих из условий её развития, существования. Однако принцип национального суверенитета только придаёт государственному суверенитету новое качество, а не абсолютизирует нацию. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией, как в форме создания собственного государства, так и вхождением в состав наиболее крупного государственного образования.
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на
национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность - сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
В то же время проблема суверенитета в современном мире, как нельзя актуальна. Примером тому может служить ситуация с провозглашением независимости сербской провинции Косово, чрезвычайно напряженной обстановкой в зоне Грузино - Абхазского конфликта. Интересна реакция мирового сообщества на два, довольно схожих меж собой противостояния. В одном случае признается право народа на самоопределение и независимость и ни кому нет дела до суверенитета Сербии. В другом случае независимость народа не возможна как раз в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.
Поэтому цель исследования - дать ответ на вопрос «Что такое национальный суверенитет в современных условиях и как происходит ее реализация в Российской Федерации?».
Объектом исследования внешние и внутренние
взаимоотношения центральной власти и ее субъектов, предметом - национальный суверенитет.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития национального суверенитета;
- изучить концепции и основы национального суверенитета Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- анализ нормативных и правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.
- изучение научной литературы;
Практическая важность работы продиктована тем, что Российская Федерация является многонациональным государством и разногласия по вопросам суверенитета республик, входящих в состав Российской Федерации остались.
Теория национального суверенитета создавалась вместе с идеей национального государства. Также французский философ XVI в.в. Жан Боден совершенно справедливо утверждал, что государство без суверенитета быть не имеет возможным. Действительно, суверенитет составляет одну из самых важных и сущностных характеристик государства, тем более, конечно, нынешнего национального государства. Значительность и
многофункциональность суверенитета состоит в том, что государству всеохватывающе и, конечно, исключительно принадлежит верховная власть над всеми другими конкретными проявлениями и формами власти на всей территории, на которую полностью распространяется юрисдикция данного государства. Суверенная власть не может зависеть от какой-нибудь иной власти, а совсем наоборот, все другие власти зависят от нее же самой, берут свою законность от нее. Государство может быть только суверенным. Если нет суверенитета, то и нет государства. Суверенитет — основной критерий государства. Суверенитет определяет самобытность государства. Он обязан обеспечить единение, унификацию, функционирование и самоопределение властной системы и также служит инструментом различения государства от догосударственного состояния.
Значительный интерес представляет собой вопрос об источниках суверенитета. Разумеется, что при преобладании идей божественного происхождения власти первоисточником верховной власти в государстве являлась божественная воля. Как было отмечено ранее, постепенно создавалась теория договорного происхождения государства и, целесообразно, власти. Немаловажно, что к ним возрастают теории народного суверенитета, согласно которым власть заключается в воле народа. Акцентирует на себя внимание значимый факт, что уже со времен античности все более упорно прокладывала себе дорогу мысль о том, что государство или власть должны служить народу и никак не наоборот. Отметим, что еще и Аристотель говорил, что семья как структурная и
общественная единица первична по отношению к государству. Не семья и другие простейшие человеческие реальности обязаны Корректироваться к государству, а, конечно, наоборот, государство должно корректироваться к ним. Данная мысль получила в дальнейшем развитие на границе средних веков и Нового времени. В XVI в.в., в 1574 г., через два года после Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), когда были полностью
уничтожены тысячи гугенотов, Теодор Беза опубликовал анонимно свою работу «О правах властных полномочиями в полном объеме по отношению к своим подданным», в которой, по сущности дела, было изложено положение, ставшее одним из основных положений теории общественного договора. В самом начале работы Теодора Беза поставил вопрос: «Следует ли подчиняться властителям так же неукоснительно, как воле Божьей?» 4 Отвечая на этот вопрос неудовлетворительно, Теодор Беза обосновывал мысль о том, что, если короли не соблюдают божественные заповеди и бывают несправедливы, то народ имеет право не подчиняться им. «Не народы существуют для правителей,— писал Теодор Беза,— а правители для народов, так же как пастух нужен для стада, а не стадо для пастуха».
Данная постановка вопроса получила дальнейшее развитие в Новое время. Говоря, что верховная власть — не продукт естественного права, а безызвестный исторический факт, голландский юрист государственный деятель Гуго Гроций, к примеру, утверждал, что она представляет собой исход добровольного договора, заключенного народом «ради права и общей пользы». Само же учение о народном суверенитете говорит, что поскольку всякая власть исходит от народа, то и за ней нельзя признать большей божественности, чем за самим народом, представителем которого эта власть является. Данный тезис стал азбучной истиной почти всех современных политических систем и либерально-демократических теорий.
Суверенитет обозначает, что юрисдикция государства распространяется на всю его территорию и на всех индивидов, проживающих на этой территории. Гегель Г.Ф. Указ. соч. С.3.
В силу суверенитета государство обладает правом защищать и реализовать свои интересы, устанавливать связи с другими государствами. Следовательно, суверенное государство представляет собой территориальное образование, которое контролирует население, а также группы и организации, ассоциируемые с этой территорией.
Сегодня в международном праве появилось понятие национального суверенитета, который понимается, как каждая нация имеет право на самоопределение. Следует отметить, что содержанием национального суверенитета является полная власть нации, её политическая свобода выбирать свою государственную, правовую организацию и форму взаимных отношений с другими нациями. Здесь же обеспечивается суверенитет нации социально-экономическими и политическими устройствами общества, то есть он не является изначально свойственным любой нации. По своей же сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, независимо вытекающих из условий её развития, существования. Однако принцип национального суверенитета только придаёт государственному суверенитету новое качество, а не абсолютизирует нацию. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией, как в форме создания собственного государства, так и вхождением в состав наиболее крупного государственного образования.
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на
национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность - сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
В то же время проблема суверенитета в современном мире, как нельзя актуальна. Примером тому может служить ситуация с провозглашением независимости сербской провинции Косово, чрезвычайно напряженной обстановкой в зоне Грузино - Абхазского конфликта. Интересна реакция мирового сообщества на два, довольно схожих меж собой противостояния. В одном случае признается право народа на самоопределение и независимость и ни кому нет дела до суверенитета Сербии. В другом случае независимость народа не возможна как раз в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.
Поэтому цель исследования - дать ответ на вопрос «Что такое национальный суверенитет в современных условиях и как происходит ее реализация в Российской Федерации?».
Объектом исследования внешние и внутренние
взаимоотношения центральной власти и ее субъектов, предметом - национальный суверенитет.
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития национального суверенитета;
- изучить концепции и основы национального суверенитета Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- анализ нормативных и правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.
- изучение научной литературы;
Практическая важность работы продиктована тем, что Российская Федерация является многонациональным государством и разногласия по вопросам суверенитета республик, входящих в состав Российской Федерации остались.
Суверенитет как правовое явление представляет собой верховенство и независимость публичной власти, проявляющиеся в совокупности отношений, урегулированных конституционно-правовыми и международно¬правовыми нормами. Эти отношения подвергаются критическому анализу юристов, политиков, дипломатов с точки зрения их эффективности для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также для управления на соответствующих территориях. Правовая категория "суверенитет" многомерна и состоит из трех аспектов: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный
суверенитет". Государственный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права. Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Под национальным суверенитетом
понимается верховное право нации на самоопределение, т.е. право
определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации. Народный суверенитет как основополагающий принцип
конституционализма закрепляется в большинстве демократических
государств и рассматривается как принадлежность всей власти народу, а
также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии
с его суверенной волей и коренными интересами. Закрепление в основах конституционного строя многих государств, включая Российскую Федерацию, суверенитета народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в конституции, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве. В Конституции РФ данный принцип закрепляется в ст.3: "1. Носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону". Действующая Конституция РФ устанавливает две главные формы осуществления народом власти, в зависимости от формы волеизъявления: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), и представительную - через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов
государства. Однако содержание народного суверенитета не предполагает непосредственного решения народом всех общественных и государственных вопросов, постоянного управления делами государства со стороны всей социальной общности. Поэтому причастность каждого гражданина как субъекта народного суверенитета к управлению делами государства может быть ощутима лишь при проведении референдумов, выборов и использовании иных механизмов непосредственной демократии. Управление общественными и государственными процессами, осуществляемое через представительную власть не исключает возможности искажения представительными учреждениями суверенной воли народа. Кроме того, определенные интересы граждан могут не получить своего представительства в деятельности законодательных органов власти, а представленные интересы - не всегда находят отражение в принимаемых законах. Выходом является сочетание двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм осуществления власти: непосредственной и представительной демократии с учетом возможностей и пределов их использования. Такой подход позволяет на практике соединять преимущества непосредственного и представительного правления и способствует наиболее полной реализации идеи народного суверенитета.
суверенитет". Государственный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права. Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Под национальным суверенитетом
понимается верховное право нации на самоопределение, т.е. право
определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации. Народный суверенитет как основополагающий принцип
конституционализма закрепляется в большинстве демократических
государств и рассматривается как принадлежность всей власти народу, а
также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии
с его суверенной волей и коренными интересами. Закрепление в основах конституционного строя многих государств, включая Российскую Федерацию, суверенитета народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в конституции, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве. В Конституции РФ данный принцип закрепляется в ст.3: "1. Носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону". Действующая Конституция РФ устанавливает две главные формы осуществления народом власти, в зависимости от формы волеизъявления: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), и представительную - через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов
государства. Однако содержание народного суверенитета не предполагает непосредственного решения народом всех общественных и государственных вопросов, постоянного управления делами государства со стороны всей социальной общности. Поэтому причастность каждого гражданина как субъекта народного суверенитета к управлению делами государства может быть ощутима лишь при проведении референдумов, выборов и использовании иных механизмов непосредственной демократии. Управление общественными и государственными процессами, осуществляемое через представительную власть не исключает возможности искажения представительными учреждениями суверенной воли народа. Кроме того, определенные интересы граждан могут не получить своего представительства в деятельности законодательных органов власти, а представленные интересы - не всегда находят отражение в принимаемых законах. Выходом является сочетание двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм осуществления власти: непосредственной и представительной демократии с учетом возможностей и пределов их использования. Такой подход позволяет на практике соединять преимущества непосредственного и представительного правления и способствует наиболее полной реализации идеи народного суверенитета.
Подобные работы
- ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Суверенитет как элемент конституционно-правового статуса Российской Федерации (Военный Университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовые принципы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Экономические, социальные и культурные права в конституционно – правовом статусе человека и гражданина в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Алтайский филиал))
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Конституционные основы обеспечения свободных выборов в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Виды национальной безопасности: общая характеристика, проблемы и перспективы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА полномочного
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
ОКРУГЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020



