Введение 4
1. Экономическая сущность расчетов с покупателями и заказчиками 6
1.1. Понятие, объекты организации учета расчетов с покупателями и
заказчиками 6
1.2. Виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками 12
1.3. Особенности отражения информации в отчетности о расчетах с
покупателями и заказчиками с учетом требований РСБУ И МСФО 18
2. Организация учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками 25
2.1. Экономическая характеристика ООО «Торговая компания «Омега» 25
2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками 31
2.3. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками, отражение ее
результатов в учете компании 39
3. Анализ состояния расчетов с покупателями и заказчиками 47
3.1. Анализ состояния расчетов с покупателями и заказчиками 47
3.2. Анализ оборачиваемости расчетов 56
3.3. Рекомендации по совершенствованию управления расчетами с
покупателями и заказчиками 61
Заключение 71
Список использованных источников 77
Одной из важнейших задач в управлении финансами предприятия является обеспечение финансовой устойчивости, которая во многом зависит от объема средств, отвлеченных в задолженность покупателей и заказчиков. Отсутствие своевременно поступивших платежей может поставить под угрозу нормальное функционирование предприятия, поэтому управление и постоянный контроль над уровнем задолженности является одной из основных задач российских предприятий.
Поскольку основным источником пополнения денежных средств для большинства предприятий и организаций являются поступления от продаж, в том числе и в форме коммерческого кредита, то от квалифицированного управления расчетов с покупателями и заказчиками зависит их финансовое благополучие.
Необходимость поиска эффективного управления текущими расчетами покупателей и заказчиков определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить издержки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение задолженности покупателей и заказчиков должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований (кредиторской задолженности и ссуд банков) или за счет собственной прибыли.
Управление расчетами с покупателями и заказчиками является частью политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается она в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление расчетами с покупателями требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и до фактического исполнения определенных в договоре обязательств.
Высокая значимость правильности учета и анализа текущих расчетов с покупателями и заказчиками для формирования условий устойчивого экономического развития, обеспечения своевременности платежей определяют актуальность темы исследования.
Выпускная квалификационная работа также основывается на исследовании и анализе законодательных актов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, других нормативных документов федеральных министерств и ведомств, а также на рекомендациях, указаниях, инструкциях по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и материалах периодической печати.
Целью данной выпускной квалификационной работы работы является изучение на основании теоретических исследований, анализа фактического материала ООО «Торговая компания «Омега», существующих методик по бухгалтерскому учету, контролю, анализу текущих расчетов с покупателями и заказчиками и выработка рекомендаций по совершенствованию управления расчетами с покупателями и заказчиками.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- разобрать экономическую сущность расчетов с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть организацию учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками;
- проанализировать состояния расчетов с покупателями и заказчиками.
Объектом исследования данной работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Торговая компания «Омега».
Предметом исследования является система учета, анализа расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Торговая компания «Омега».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Важное значение в условиях рыночной экономики приобретает грамотное управление дебиторской и кредиторской задолженностью. У большинства предприятий в общей сумме дебиторской задолженности наибольший удельный вес занимают расчеты с покупателями и заказчиками. Поэтому особое значение необходимо уделять контролю задолженности покупателей и заказчиков. Просроченная задолженность свидетельствует о нарушениях финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер возможно только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение задолженности приводит к изменению финансового положения пред-приятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и не-возможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение на основании теоретических исследований, анализа фактического материала ООО «Торговая компания «Омега», существующих методик по бухгалтерскому учету, контролю, анализу текущих расчетов с покупателями и заказчиками и выработка рекомендаций по совершенствованию управления расчетами с покупателями и заказчиками. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Итак, в нашей работе достигнута поставленная цель и решены необходимые задачи.
Как показало исследование, бухгалтерский учет расчетов с кредиторами на предприятии ООО «Торговая компания «Омега» организуется в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. №34н.
В течение всего периода развития бухгалтерского учета учеными, бухгалтерами всегда уделялось центральное внимание учету операций, вытекающих из взаимоотношений организации и ее контрагентов (покупателей и заказчиков), а также операциям, оказывающим непосредственное воздействие на финансовое состояние организации, состояние источников финансирования затрат, а также оценке правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции не зависимо от форм их проведения, и оформляются они в той последовательности, в которой совершаются. Это обеспечивает сплошной непрерывный учет движения денежных средств, юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу, а так же укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.
Изучение особенностей отражения информации в отчетности о расчетах с покупателями и заказчиками с учетом требований РСБУ И МСФО показало:
- в МСФО нет отдельного стандарта, регламентирующего учет расчетов с
72 покупателями и заказчиками. Принципы учета вытекают из многих отдельных стандартов (МСФО (IAS) 18 «Выручка», МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты - раскрытие и представление информации» и МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты - признание и оценка» и т.д.), а вопросы учета расчетов с покупателями и заказчиками так или иначе затрагиваются практически во всех стандартах;
- в российском учете краткосрочная дебиторская задолженность учитывается по стоимости совершенной хозяйственной операции, по которой возникла задолженность в составе активов. Кредиторская задолженность перед покупателями и заказчиками отражается в пассиве баланса в части кредиторской задолженности. В приложении к бухгалтерскому балансу отражаются сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности (то есть остаток на начало и конец года).
Исследуемое предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, относится к частной форме собственности. ООО «Торговая компания «ОМЕГА» занимается продажей канцелярских товаров и товаров для офиса. На основании проведенного анализа финансово-экономического состояния предприятия можно отметить, что прибыльность компании в динамике неоднозначна и требует принятия серьезных мер по ее повышению. Снижение выручки свидетельствует о неэффективности определенных видов деятельности. ООО «Торговая компания «ОМЕГА» необходимо особенно уделять внимание маржинальному доходу по каждым отдельных товарным группам. Видимо, в компании данное условие не соблюдается, так как отчет о финансовых результатах и его анализ наглядно показывают снижение выручки и доходности организации. Анализ динамики коэффициентов финансовой устойчивости и ликвидности, а также рентабельности за ряд смежных отчетных периодов выявил стабильное финансовое положение общества и повышения на предприятии определенной финансовой гибкости.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется в разрезе счетов, а при осуществлении плановых платежей - по каждому контрагенту. ООО «Торговая компания «ОМЕГА» применяет общую систему налогообложения, доходы признаются по методу начисления. В ООО «Торговая компания «ОМЕГА» используется две формы расчетов с покупателями и заказчиками (предоплата и постоплата). Документальное оформление отпуска товаров оформляется товарной накладной ТОРГ-12, товарно-транспортной накладной и счет-фактурой. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в компании автоматизирован на базе 1С.
После окончания календарного года перед составлением годовой отчетности ООО «Торговая компания «ОМЕГА» должна произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации), чтобы подтвердить правильность сумм на счетах бухгалтерского учета.
В 2013-2015 гг. заметна следующая динамика дебиторской задолженности ООО «Торговая компания «Омега»: снижение в 2014 году и рост в 2015 году, что характерно как для долгосрочной, так и для краткосрочной дебиторской задолженности компании. Долгосрочная задолженность включает в себя расчеты с покупателями и заказчиками на долгосрочной основе. Краткосрочная дебиторская задолженность компании включает задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками и авансы выданные. За три последних года дебиторская задолженность компании возросла на 489 тыс. руб., или на 8,6% и составила на конец 2015 года 6210 тыс. руб., из нее задолженность покупателей и заказчиков - 5615 тыс. руб. В структуре дебиторской задолженности компании преобладает задолженность покупателей и заказчиков, ее доля в 2015 году составила 90,4%. В структуре кредиторской задолженности компании преобладает задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Кредиторская задолженность ООО «Торговая компания «Омега» перед поставщиками и подрядчиками составляла в 2013 году 52,3% всей кредиторской задолженности компании, за период ее доля увеличилась на 4,2% и составила на конец 2015 года 56,5%. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками составило в 2015 году 0,35, уменьшившись за период на 0,14, что свидетельствует о росте привлечения дополнительных источников финансирования для текущей деятельности (кредитов и кредиторской задолженности).
Рост скорости оборачиваемости эффективно оказывает влияние на компанию, так как клиенты получают потребительские кредиты, и во время оплачивают их. К тому же, увеличивается дебиторская задолженность за товары (работы, услуги), что может быть свидетельством того, что компания лояльно относится к потребителям, и не спешит с требованием и получением денежных средств за отгруженную продукцию. Поэтому, в следующих периодах деятельности нужно пересмотреть эффективность потребительского кредита и сопоставить их со сроками погашения кредиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности снижается, что свидетельствует о повышении мобильности деятельности предприятия в процессе расчетов со своими долгами. Увеличение объемов кредиторской задолженности связано с финансированием нехватки денежных средств, которые поступают от дебиторов, а следовательно, повышается зависимость компании от внешних источников финансирования.
Изучив данные проведенного анализа расчетов с покупателями и заказчиками, как дебиторской, так и кредиторской задолженности, можно дать следующие рекомендации по их совершенствованию:
- переход на оперативное отслеживание состояния задолженности в режиме реального времени;
- постепенное внедрение в анализ показателей, используемых в МСФО;
- повышение детализации анализа, разработка конкретных рекомендаций по управлению задолженностью.
С целью совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ в ООО «Торговая компания «Омега» рекомендуется создать резерв по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам на 31.12.2015 г. в сумме 1684,5 тыс. руб. позволит сократить на эту сумму балансовую величину дебиторской задолженности ООО «Торговая компания «Омега». Необходимо проводить инвентаризацию не реже чем раз в полгода. И, помимо этого, как минимум раз в 2 месяца проводить мониторинг задолженности. В форма ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» целесообразно ввести такие графы, как: начало течения срока исковой давности; сведения о прерывании срока исковой давности; дата истечения срока исковой давности; сведения, указывающие на нереальность взыскания долга.
На основе анализа дебиторской задолженности в работе были предложены следующие мероприятия по повышению эффективности управления суммой задолженности:
- оценивать платежеспособность покупателей;
- ввести систему скидок и штрафных санкций к покупателям;
- своевременно проводить мониторинг погашения возникшей задолженности покупателей и заказчиков.
Следование перечисленным рекомендациям ООО «Торговая компания «Омега» позволит эффективно управлять дебиторской задолженностью, снизить риски неуплаты задолженности покупателями, своевременно выявлять и исправлять ошибки в бухгалтерском учете.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 3.07.2016). - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 30.11.16 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 3.07.2016). - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 30.11.16 г.
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. (ред. от 19.12.2016). - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. (ред. от 19.12.2016). - Информ.- правов. система «Эксперт- Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
5. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 24.12.2010). - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н (ред. от 23.05.2016). - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: приказ Минфина РФ от 6 окт. 2008 г. №106н (ред. от 6.04.2015). - Ин-форм.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н (ред. от 8.11.2010). - Ин-форм.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н. (ред. от 6.04.2015). - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н. (ред. от 6.04.2015). - Информ.- правое. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02: приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. №114н (ред. от 6.04.2015). - Информ.- правое. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
12. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина РФ от 02 июля 2010 г. №66н (ред. от 6.04.2015). - Информ.- правое. система «Эксперт- Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
13. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 окт. 2000 г. № 94н (ред. от 8.11.2010). - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 20.12.16 г.
14. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: принципы и практические рекомендации // Ответы на вопросы. - БСС Система Главбух. - 2016.
15. Бабаев Ю.А., Комисарова И.П. Бухгалтерский учет: Практикум / Ю. А. Бабаев.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.
16. Баканова М.И. Бухгалтерский учет: Сб. науч. тр. / Под ред. М. И. Баканова и др./ Саратов: СГТУ, 2016.
17. Бородин В.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / В.А.Бородин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
18. Беспалов М. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческих пред-приятий: Учебное пособие / М.В. Беспалов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
19. Бухгалтерский учет: учебник / Под ред. Ю.А. Бабаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект 2015.
20. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2016.
21. Веселова Н.А., Коревина Л.А.Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками // Проблемы развития общества: право, экономика, технологии Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции 22 апреля 2016 года. Курский институт кооперации (филиал) БУК- ЭП. - 2016.
22. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету / Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014.
23. Вовнянко Е.А., Парамонова Л.А. Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками // Экономика, управление, финансы материалы VI Международной научной конференции. Сер. «Молодой ученый». - 2016.
24. Волошин Д.С. Годовой отчет 2015: справочник // БСС Система Главбух-2016.
25. Жиляков Д.И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания). Учебное пособие / Д.И. Жданов. - М.: КноРус-М, 2016.
26. Жулина Е.Г. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Е.Г. Жулина.
- М.: Дашков и К, 2014.
27. Казакова, Р.П. Теория экономического анализа - М.: Инфра-М, 2016.
28. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П. Кондраков. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
29. Кожарского В.В. Бухгалтерский учет в торговле / Лекция// В.В. Кожарского. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
30. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Типовые хозяйственные операции и ситуации: Учебное пособие / В.Я. Кожинов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
31. Мерзликина О.А. Пути совершенствования бухгалтерского учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Ярторгтехника» // Актуальные вопросы теории и практики финансов, учета и налогообложения. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования «Московский экономический институт». - 2015.
32. Мозоль Т.А. Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками // НИРС - первая ступень в науку Сборник научных трудов по материалам XXXVIII Международной научно-практической студенческой конференции. Ярославская государственная сельскохозяйственная академия. - 2015.
33. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Г.А.Николаева. - М: Е.Б.ИНФРА-М, 2016.
34. Савин А. А. Аудит: Учебное пособие / А. А. Савин, И. А. Савин. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2015.
35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2014.
36. Табакина О.В. Направления совершенствования учета расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Евротекс Стиль» // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. - 2016.- № 2.
37. Тепляков А.Б. 12100 бухгалтерских проводок с комментариями Учебник - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016.
38. Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2015.
39. Федотов А.В. Бухгалтерский учет: теория и практика: Практическое пособие/А.В. Федотов. - М.: Омега-Л, 2016.
40. Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник / Л.Н. Чечевицина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015.