Введение 4
1. Теоретические аспекты учета товарооборота в торговых организациях 7
1.1. Понятие и роль товарооборота в рыночной экономике 7
1.2. Экономическое содержание, состав и структура товарооборота 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование товарооборота в организации 14
1.4. Особенности учета товарооборота розничного предприятия 18
2. Действующая практика бухгалтерского учета и контроля 27
товарооборота в ООО «Регендголд» 27
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Регендголд» 27
2.2. Документальное оформление и учет движения товаров, порядок 33
формирования розничной цены на товары 33
2.3. Отчетность и обеспечение контроля товарооборота в ООО «Регендголд» 40
3. Анализ товарооборота розничного предприятия на примере ООО 46
«Регенд голд» 46
3.1. Анализ товарооборота ООО «Регенд голд» по общему объему и 46
ритмичности торговой деятельности 46
3.2. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости ООО «Регенд голд» 55
3.3. Факторный анализ товарооборота ООО «Регенд голд» и резервы его
увеличения 61
Заключение
Список использованных источников
В современной рыночной экономике розничная торговля имеет огромное значение и получает всё большее распространение, так как она снабжает население продовольственными и непродовольственными товарами.
В современной рыночной экономике розничная торговля имеет огромное значение и получает всё большее распространение, так как она снабжает население продовольственными и непродовольственными товарами.
Сектор розничной торговли занимает в структуре ВВП 15,8%, что больше сектора обрабатывающих производств (14,1%) и добычи полезных ископаемых (9,8%). В торговле задействована наибольшая численность занятого населения: 18,7% или 12,7 млн. человек. Налоговые поступления от розничной торговли в бюджетную систему РФ составляют 2,8% или 354,6 млрд. руб., а с учетом оптовой торговли и торговли автотранспортными средствами - 10,6%.4 В сравнении, сектор добычи полезных ископаемых обеспечивает 29,9%, обрабатывающие производства - 18,1%.
В последние годы экономика страны в целом и розничная торговля в частности ощутили значительное влияние различных макроэкономических факторов. Среди них, например, временные экономические трудности в экономике, связанное с этим снижение покупательского спроса и другие. Все это привело к некоторым изменениям, которые, в свою очередь, определили некоторые тенденции изменения товарооборота розничных торговых предприятий.
Разносторонние и сложные показатели, определяющие розничный товарооборот, требуют правильной его оценки и учета, на основе которой предоставляется возможность создать стратегию эффективного управления розничным товарооборотом. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Проблемы учета товарооборота розничных торговых предприятий рассматривались в трудах российских ученых Ю.Э. Аппановой, М.И. Баканова, Е.А. Безверхой, Н.В. Владимировой, О.В. Волошиной, И.В. Высочина, С.Н. Гончарова, Е.А. Горчаковой, ,Г.П. Грушевской, Б.Ф. Егорова, Л.В. Казакова, Т.П. Ларионовой, А.В. Липатовой, Н.В. Максименко, Н.П. Мельниковой, О.А. Миловидовой, Н.С. Расторгуевой, Л.В. Шалаевой и других. Вопросам оценки структуры товарооборота и товарооборачиваемости товарных запасов в торговле посвящены работы О.В. Горбуновой, Р.А. Григоряна Н.С. Расторгуевой и других.
Цель исследования состоит в изучении теоретических и практических основ учета, контроля и анализа товарооборота в торговле.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты учета товарооборота в торговых организациях;
- исследовать действующую практику бухгалтерского учета и контроля товарооборота в ООО «Регендголд»;
- провести анализ товарооборота розничного предприятия на примере ООО «Регендголд» и выявить резервы его повышения.
Объектом исследования стала торговая организация - Общество с ограниченной ответственностью «Регендголд», основным направлением деятельности которого является розничная продажа ювелирных изделий, осуществляемая через ювелирный магазин.
Предмет исследования - методология учета, контроля и анализа товарооборота на торговых предприятиях.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения учетных теорий, научные труды и отдельные разработки отечественных и зарубежных ученых в области учета и анализа, законодательные и нормативные документы, в том числе Положения по бухгалтерскому учету, постановления Правительства РФ, Международные стандарты финансовой отчетности, периодические издания, посвященные проблемам формирования системы учета контроля и анализа товарооборота.
Информационную основу исследования составили материалы практической деятельности ООО «Регендголд», периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Цель исследования состояла в изучении теоретических и практических основ учета, контроля и анализа товарооборота в торговле. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На современном этапе развития торговли в РФ торговые предприятия в условиях кризиса, нестабильности экономики, обострения конкуренции, неблагоприятных рыночных изменений имеют ограниченные ресурсы, поэтому их руководителям необходимо постоянно контролировать изменения показателя товарооборота и анализировать причины влияния. Товарооборот предприятия представляет собой объем продажи товаров за определенный промежуток времени в стоимостном выражении за наличный или безналичный расчет. Роль товарооборота в рыночной экономике велика, поскольку этот показатель используется в оценках конъюнктуры рынка, при оценке товарной массы и размера торгового предприятия, денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные товары и размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров. Для предприятий торговли товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары. Объем товарооборота торгового предприятия определяет уровень его конкурентоспособности на рынке.
Розничный товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж; он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Состав товарооборота торговой организации классифицируется по видам продаж. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой. Розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме ее деятельности, характеристики эффективности использования ресурсов организации и общей суммы расходов на реализацию товаров, так как в 67
обобщенном виде показатель эффективности отражает соотношение результата и затрат. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной реализации товаров. Она позволяет определить оптимальный план сбыта, дает возможность руководителям торговых предприятий избежать непредвиденных проблем, предусмотреть основные изменения на рынке продаж и внести необходимые уточнения в план розничного товарооборота. При планировании общего объема розничного товарооборота предприятия используются следующие методы: опытно-статистический; экономико-статистический; экономико-математического моделирования; комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Нормативно-правовое регулирование товарооборота в организации представлено ГК РФ, федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями по ведению бухгалтерского учета. При анализе товарооборота используется вторичная информация: данные внутреннего бухгалтерского учета, аудиторских проверок, а также внешние источники.
Существуют два основных способа бухгалтерского учета товаров в розничной торговле: по покупным ценам и по продажным ценам. Первый способ используется, как правило, на оптовых предприятиях, а второй - на розничных предприятиях. Синтетический учет розничной продажи товаров ведется на счете 90 «Продажи». Этот счет предназначен для выявления финансового результата от продажи товаров, он также накапливает информацию о размере выручки от продажи товаров или товарооборота и себестоимости продаж. Если торговая организация является плательщиком налога на добавленную стоимость, то она должна начислить его для расчетов с бюджетом. Поступивший на предприятие розничной торговли товар приходуется на счет 41 «Товары» - он собирает всю информацию о движении всех ТМЦ, приобретенных для продажи и являющихся собственностью организации. Учет товарооборота ведется на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Общество с ограниченной ответственностью «Регендголд» осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями. Наибольшую товарную группу составляют кольца и серьги, а также цепи. ООО «Регендголд» применяет общую систему налогообложения. Организацией бухгалтерского учета на предприятии занимается отдел бухгалтерии, включающий главного бухгалтера и бухгалтера. Плановые показатели по выручке от продажи ювелирных изделий в ООО «Регендголд» выполняются в 2013 году и 2015 году, в 2014 году невыполнение плана составило 9,1%. На основании анализа финансовых показателей деятельности организации можем отметить ежегодное увеличение выручки от продаж организации на 3,6% в 2014 году и на 34,2% в 2015 году. Чистая прибыль сократилась в 2014 году на 34,1%, возросла в 2015 году на 71,8% и со-ставила на конец года 2263 тыс. руб., что на 13,3% больше уровня 2013 года. Показатели рентабельности для организации очень высокие, что может свидетельствовать об эффективной деятельности.
Всё операции по движению ювелирных изделий в ООО «Регендголд» оформляются первичными учетными документами. Товары от поставщиков, как правило, поступают в организацию с их сопроводительными документами (накладными, счетами и т. п.). Приобретение товаров у поставщиков в ООО «Регендголд» осуществляется на основании договоров купли- продажи. ООО «Регендголд» осуществляет продажу ювелирных изделий, как за наличный, так и безналичный отчет, в связи с чем бухгалтерский учет продажи ювелирных изделий за наличный и безналичный расчет отличается. При продаже товаров за наличный или безналичный расчет оформляют и выдают покупателю кассовый и товарный чек. В целях получения планируемой прибыли ООО «Регендголд» при реализации товара формирует стоимость при помощи суммы наценки на изначальную себестоимость. Наценка установлена для всех товаров одна в ООО «Регендголд» - 30%, что закреплено в действующей учетной политике организации. На некоторые виды товаров, наценка может быть снижена. Наценка также может быть снижена во время проведения акций и распродаж.
Только с помощью рациональной организации бухгалтерского учета, выявления сильных и слабых сторон, дает возможность наметить меры по улучшению качества и увеличению товарооборота ООО «Регендголд». При этом правильная, достоверная и объективная оценка финансового результата информационно определяет управление деятельностью организации, поскольку напрямую влияет на налогооблагаемую базу и на ценообразование.
В ходе анализа товарооборота ООО «Регендголд» по общему объему заметна тенденция роста товарооборота в 2013-2015 гг., что свидетельствует о развитии предприятия и повышении его конкурентоспособности на рынке. В 2013 и 2015 гг. плановые значения по товарообороту компании выполнялись, в 2014 году идет недовыполнение плана почти на 10%. Важным показателем анализа товарооборота торговой компании является показатель ритмичности. Рассчитанные значения коэффициентов ритмичности меньше 1 в 2013-2014 гг., что свидетельствует о недостаточной ритмичности продаж в данном периоде. В 2015 году коэффициент ритмичности равен единице, что свидетельствует о до-статочно ритмичной работе компании, даже несмотря на невыполнение плана по товарообороту в 1 квартале на 1,3%.
В 2014 году наблюдается наименьший коэффициент ритмичности по товарообороту компании, что связано со значительным не выполнением плана товарооборота в IV квартале года - процент выполнения составил лишь 68,4%, что связано с перебоями в поставках ювелирных изделий. Анализ структуры товарооборота компании по кварталам и ее динамики показал тенденцию снижения доли товарооборота во II квартале за рассматриваемый период с 27,3% до 23% от годового товарооборота компании. Доля товарооборота в IV квартале заметно увеличивается с 30,9% в 2013 году до 35,5% в 2015 году. Ассортимент ювелирного магазина ООО «Регендголд» включает в себя 6 товарных групп. Наибольшие темпы продаж наблюдаются по заколкам: 42,8% в 2014 году и 39,7% в 2015 году, в целом за период объем продаж заколок увеличился почти в 2 раза.
Несмотря на высокие товарные запасы, группа «кольца» имеет значимые для деятельности компании «Регендголд» показатели оборачиваемости. А вот по группам «серьги», «цепи» и «подвески» необходимо принять меры по их ускоренной продаже (возможно, снизив цены), а также сократить объемы закупок таких товаров. Отметим также группы товаров, по которым товарооборачиваемость ускорилась, т.е. те, которые пользуются спросом у покупателей. Это группы «запонки» и «заколки», следовательно, изменив структуру розничного товарооборота в их пользу, возможно увеличить объемы закупок таких то-варов.
На товарооборот ООО «Регендголд» оказывают влияние следующие факторы: обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников, а также изменение торговых площадей. Предприятию ООО «Регендголд» необходимо снизить количество возвратов товара поставщикам по причине брака и повреждения при транспортировке.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №31. - Ст.3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.
3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. (с последующими изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №32. - Ст.3340.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. № 50. - Ст. 7344.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (с последующими изм.): Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - № 23.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: Приказ Минфина РФ от 6 окт. 2008 г. № 106н (с последующими изм.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - 3 ноября . - № 44.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 : Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (с последующими изм.) // Финансовая газета. - 1999 - 19 августа.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Минфина РФ от 6 июня 2001г. № 44н (с последующими изм.) // Российская газета. - 2001. - 25 июля.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 : Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н. (с последующими изм.) // Российская газета - 1999. - 22, 23 июня.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н. (с последующими изм.) // Российская газета - 1999. - 22, 23 июня.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (с последующими изм.): Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114н // Российская газета. - 2003. - 14 января.
13. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (с последующими изм.) // Российская газета - 2002. - № 36.
14. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина РФ от 02 июля 2010 г. N 66н (с последующими изм.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - №35.
15. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 окт. 2000 г. № 94н (с последующими изм.) // В приложении к «Российской газете». - 2000. - № 48.
16. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. от 3.07.16)// СПС «Гарант». - Режим доступа:
http: //base.garant.ru/12171992/
17. Адамов Н. А. Основы управленческого учета: учебник / Н. А. Адамов, Т. М. Рогленко, Г. В. Амучиева. — М.: Бухгалтерский учет, 2012. — 112 с.
18. Аппанова Ю.Э., Гурский В.А. Содержание этапов комплексного анализа товарооборота розничного торгового предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2014. № 6. С. 88-92.
19. Бабаев Ю.А., Комисарова И.П. Бухгалтерский учет: Практикум / Ю. А. Бабаев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 368 с.
20. БакановаМ.И. Бухгалтерский учет в торговле: Сб. науч. тр. / Под ред. М. И. Баканова и др/ Саратов: СГТУ, 2014. - 140 с.
21. Баканов М. И. Теория экономического анализа : учебник для торговых вузов / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - Изд. 4-е, пер. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 336 с.
22. Бакаев А.С. Бухгалтерский учет / А.С. Бакаев. - М.: Бухгалтерский учет, 2016. - 402 с.
23. Безверхая Е.А., Шумакова О.В., Коваленко Е.В. Учет розничного товарооборота // Бухгалтерский учет. 2009. № 13. С. 64-66.
24. Бородин В.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / В.А. Бородин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2016 - 551 с.
25. Бычкова С. М., Бадмаева Д. Г. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2015. — 512 с.
26. Владимирова Н.В. Совершенствование механизма товарооборота // Актуальные проблемы экономики современной России. 2016. № 3. С. 495-499.
27. Волошина О.В., Скидан А.В. Особенности экономического анализа и аналитического учета товарооборота в торговых организациях // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 12 (55). С. 36-41.
28. Высочин И.В. Товарооборот в системе рыночных отношений // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №49 (1). - С.36.
29. Гончарова С. Н. Экономический анализ в торговых организациях : учеб.пособие / С. Н. Гончарова, О. В. Медведева, О. В. Гуденица. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 377 с.
30. Горчакова Е.А. Управление товарооборотом коммерческих организаций в современных условиях: диагностика проблем и путей совершенствования // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. С. 138¬140.
31. Григорян Р.А. Товарооборот розничного торгового предприятия: понятия и факторы, его определяющие // Наука и образование сегодня. 2016. № 5 (6). С. 29-32.
32. Грушевская Г.П. Сущность товарооборота и значимость его планирования на предприятиях // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект. Интернационализация малого и среднего бизнеса региона в рамках европейской сети поддержки предпринимательства. 2016. С.57-63.
33. Егоров, Б. Ф. Организация торговли. - М.: Питер, 2012. - 352 с.
34. Жиляков, Д.И. Финансово-экономический анализ. Учебное пособие / Д.И. Жданов. - М.: КноРус-М, 2015. - 621 с.
35. Жулина, Е.Г. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Е.Г. Жулина. - М.: Дашков и К, 2016. - 651 с.
36. Ильин С.Н., Литуев В.Н. Сущность оборота розничной торговли как инновационного показателя стратегического анализа торговой деятельности // Вестник Академии. 2013. № 4. С. 20-27.
37. Казакова Л.В. Значение показателя розничного товарооборота в со-временных условиях // В сборнике: Ключевые вопросы современной науки - 2011. Материалы VII международн. научно-практич. конференции. 2011. С. 80¬84.
38. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П. Кондраков. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 841 с.
39. КожарскогоВ.В. Бухгалтерский учет в торговле / Лекция// В.В.Кожарского. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 670 с.
40. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет в торговле: Типовые хозяйственные операции и ситуации: Учебное пособие / В.Я. Кожинов. - М.: ИД ФОРУМ: 75 НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
41. Ларионова, Т. П. Управление обслуживания покупателей как фактор повышения покупательского спроса / Т. П. Ларионова // Духовная сфера общества: сборник статей по итогам НИР кафедры философии и политологии за 2014 г. / Мар. гос. ун-т; под ред. В. Б. Голубева. - Йошкар-Ола, 2015. - Вып. 12.
- С. 106-114.
42. Липатова А.В. Учет товаров в розничной торговле // Экономика и социум. 2016. № 3 (22). С. 702-704.
43. Максименко Н. В. Экономика предприятий торговли : учеб.пособие для вузов по спец. «Экономика и упр. на предприятии» / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. ; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. - Мн. :Вышэйшаяшк., 2011. - 542 с.
44. Мельникова Н. П., Юрина В. С. Особенности бухгалтерского учета, анализа и аудита торговой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №24.—С. 496-499. - С.496.
45. Миловидова О.А. Управление товарооборотом: установление сущности и поэтапное описание процесса // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2015. № 8. С. 107-110.
46. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие / Г.А.Николаева. - М: Е.Б.ИНФРА-М, 2014. - 494 с.
47. Патров В.В. Бухгалтерский учет товара: учебник для бакалавров / В.В. Патров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. — 364с.
48. Расторгуева Н. С. Анализ структуры и динамики внутренней торговли Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 100-106.
49. Федотов А.В. Бухгалтерский учет в торговле: теория и практика: Практическое пособие/А.В. Федотов. - М.: Омега-Л, 2014. - 255с.
50. Челюбеева Р.Т. Бухгалтерский учет товарных операций в оптовой и розничной торговле: учебное пособие / Р.Т. Челюбеева. - 3-e изд., перераб. и доп., - М.: КноРус, 2015. - 448 с.
51. Шалаева Л.В., Горбунова О.В. Современные методы управления товарооборотом // Территория науки. 2016. № 3. С. 141-145.
52. Бухгалтерский баланс ООО «Регендголд» за 2015 год
53. Отчет о финансовых результатах ООО «Регендголд» за 2014 год
54. Отчет о финансовых результатах ООО «Регендголд» за 2015 год