Введение 3
1. Теоретические основы формирования фирменного стиля отелей 9
1.1 Понятие и элементы фирменного стиля 9
1.2 Особенности фирменного стиля современных гостиничных предприятий 18
1.3 Фирменный стиль как основа формирования имиджа отеля и конкурентное преимущество 24
2. Формирование фирменного стиля отеля на примере отеля «Ибис Казань
Центр» 30
2.1 Общая характеристика отеля «Ибис Казань Центр» 30
2.2 Анализ элементов фирменного стиля отеля «Ибис Казань Центр» 39
3. Совершенствование фирменного стиля отеля«Ибис Казань Центр» 52
3.1 Недостатки в фирменном стиле отеле «Ибис Казань Центр» 52
3.2 Предложения по совершенствованию фирменного стиля отеля «Ибис Казань Центр» 56
Заключение 64
Список использованных источников 69
Современный мир, как и все процессы, протекающие в нем, характеризуется своей противоречивостью. Исключением не является и современный туризм. Однако, не смотря на это, именно туризм является одним из ключевых способов формирования общечеловеческих ценностей, наиболее доступным способом познания, изучения и сохранения исторического, культурного и природного наследия в XXI веке.
Экономические показатели туризма подтверждают его актуальность и рентабельность, так в 2017 году доход международного туризма составляет около триллиона долларов. На долю туризма приходится 8% мирового экспорта, более 31% международного рынка услуг и более 100 млн. рабочих мест по всему миру. После нефтяной промышленности он стал второй отраслью хозяйства.
Туризм принято относить к сфере услуг и отрасли экономики, которая на сегодняшний день является одной из крупнейших и динамичных отраслей. Быстрый темп развития, большие объемы валютных поступлений, активно влияющие на развитие сферы экономики, являются ключевыми факторами формирования собственной туристской индустрии. Жизнь современного общества немыслима без туризма, его значение в жизни государства и в обществе сегодня невозможно переоценить.
Особенностью индустрии туризма является монополизация, которая выражается в виде гостиничных цепей.
Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации, в настоящее время под воздействием научно-технического процесса превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая уют и комфорт на благо людей.
Индустрия гостеприимства характеризуется как обширная многогранная сфера услуг, которая объединяет различные профессиональные сферы деятельности людей: туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций, семинаров и выставок, спортивную, музейно - выставочную, экскурсионную деятельность, а также сферу профессионального образования в области гостеприимства. Индустрия гостеприимства - сложная, комплексная сфера профессиональной деятельности людей, усилия которых направлены на удовлетворение разнообразных потребностей клиентов (гостей), как туристов, так и местных жителей.
В последние годы гостиничный рынок характеризуется ростом предложения при одновременном сокращении спроса на услуги размещения. Следовательно, такое положение опасно усилением конкуренции, проблема которой вызывает сильное беспокойство владельцев отелей на протяжении последнего времени. Для борьбы с конкуренцией в гостиничном бизнесе необходим ряд стратегических конкурентных преимуществ, основным из которых является предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Ключевым здесь является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания целевых клиентов. Ожидания клиентов формируются на основе уже имеющегося у них опыта, а также информации, получаемой по прямым (личным) или по массовым (неличным) каналам маркетинговых коммуникаций. Согласно полученной информации и отзывам, потребители останавливаются на том или этом производителе услуг и после их предоставления сравнивают свое представление о полученной услуге со своими ожиданиями. Не трудно догадаться, что при не оправдавшихся ожиданиях клиенты теряют к сервисной фирме всякий интерес, а если же оказанные услуги соответствует или превосходят их ожидания, они могут вновь обратиться к такому производителю услуг. Исторически сложившейся является закономерность, что покупатель всегда стремится к определенному им соответствию цены услуги и ее качества. Практический опыт показывает, что в отличии от покупки физического товара, покупатель услуги реже жалуется на ее высокую цену, чем покупатель физического товара. Если покупателя не устраивает завышенная цена физического товара, то он просто уходит без покупки или находит товар по более приемлемой цене. Неудовлетворенность услугой ведет, как правило, к большим потерям в доле рынка. Именно поэтому производитель услуг должен как можно точнее выявлять потребности и ожидания своих целевых клиентов.
Республика Татарстан входит в ТОП-5 регионов России по числу постояльцев гостиниц и мест кратковременного проживания туристов. По последним данным ежегодный рост туристического потока и экскурсантов составляет 20%.
За 2017 год Казань посетили 2 млн. 750 тыс. туристов, что на 10% больше, чем в 2016 году. Несмотря на то, что темпы роста туристического потока сбавились по сравнению с предыдущими годами, мы понимаем, что сегодня для нас приоритетной задачей становится соответствовать заявленному качеству, а не количеству.
Согласно исследованию Центра развития туризма Республики Татарстан, по длительности пребывания в 2017 году превалирует тип «путешествие выходного дня» (2-3 дня) - так ответили более 55% туристов, приехавших в зимний, весенний и осенний периоды, это на 3% больше, чем в 2016 году. Количество пребывающих на 4-7 дней сохранилось на уровне 2016 года (28%), но на 8-10% выросло по сравнению с 2015 годом. Наибольший процент по пребыванию на 4-7 дней фиксируется летом.
Средняя загрузка отелей по Казани в 2017 году увеличилась по сравнению с 2016 годом на 1% и достигла значения 59%, при этом в отелях категории 2-3* прослеживается прирост загрузки на 1,7% к показателю прошлого года, и итоговая загрузка в этой категории составила 58%. Положительная динамика в загрузке также прослеживается в сегменте отелей 4-5* с темпом прироста 3,6% и общей загрузкой 56%. Стоит отметить, что в дни проведения Кубка Конфедераций загрузка средств размещения достигала 93%.
Необходимо отметить работу по классификации средств размещения, которая была проведена в преддверии проведения Кубка Конфедераций. 100% казанских отелей уже прошли данную процедуру. Всего на сегодняшний день в Казани насчитывается 196 средств размещения. Отмечается увеличение числа хостелов в 2017 году.
Средний тариф на проживание по г. Казань среди отелей в 2017 году составил 3089 руб., что на 60 рублей (1,94%) больше, чем в 2016 году (повышение с 3029 руб. до 3089 руб.). Цены значительно выросли в период в июне. (3767 руб.), что связано с проведением Кубка конфедераций 2017 в г.Казань. В июле-августе тариф упал на 6-7% по сравнению с 2017 годом. Также высокие значения наблюдаются в ноябре (3030 руб.), что связано с высокой загрузкой отелей в ноябрьские праздники.
Таким образом, рост в сегменте отелей 2-3* в среднем составил 89 руб., средняя цена достигла 2534 руб., а в сегменте 4-5* рост зафиксирован на 313 руб. средняя цена составила 3927 руб.
Анализируя ключевые показатели исследуемых средств размещения г.Казани в 2017 году, можно говорить о том, что в целом отчетный год прошел под знаком роста загрузки, средней цены продажи номера и доходности номерного фонда.
По данным Росстат Татарстан входит в число лидеров по количеству отелей. На 1 января 2018 года только в Казани работает 74 гостиницы.
Актуальность темы данной работы проявляется в том, что конкуренция и расширение бизнеса становится повседневной заботой для большинства объектов гостиничной индустрии. Основной целью любой гостиницы является привлечение клиентов. Чем их больше, тем эффективнее работа и высока доходность отеля. В привлечении постояльцев не последнюю роль играет имидж и стиль гостиницы.
Создание неповторимого фирменного стиля — это непростая, но необходимая задача, так как стиль формирует отличительные черты, уникальность гостиницы и показывает высокую клиентоориентацию. Как правило, с решением данной проблемы, разработки уникальной и единой иконы неповторимого фирменного стиля и распространение его на все элементы работы отеля могут справиться только профессиональные дизайнеры. Однако фирменный стиль не является решением всех проблем. Вряд ли он сможет спасти репутацию отеля, где персонал грубо обращается с гостями, а в ресторане готовят блюда из просроченных или некачественных продуктов. Поэтому в гостиницах к фирменному стилю еще относят и внешний вид персонала, и его поведение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что имидж фирмы является фактором, влияющим на ее конкурентоспособность; маркетинговую позицию; ценообразование и имидж ее продукции; привлекательность компании как работодателя; качество клиентуры и партнеров, т.е. практически на все сферы жизнедеятельности компании.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является фирменные стили разнообразных отелей.
В качестве предмета исследования выступает фирменный стиль отеля «Ибис Центр Казань».
Целью данной работы является исследование и разработка фирменного стиля отеля на примере отеля «Ибис Центр Казань».
В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие и элементы фирменного стиля;
2. рассмотреть особенности фирменного стиля современных гостиничных предприятий;
3. определить фирменный стиль как основу формирования имиджа отеля и его конкурентное преимущество;
4. дать общую характеристику отеля «Ибис Центр Казань»;
5. проанализировать элементы фирменного стиля отеля «Ибис Центр Казань»;
6. исследовать недостатки в фирменном стиле отеле «Ибис Центр Казань»
7. разработать предложения по совершенствованию фирменного стиля отеля «Ибис Центр Казань».
Методологическую основу исследования составили диалектический метод (осуществление всестороннего познания объекта и предмета исследования), метод теоретического анализа и синтез различных источников литературы (обособленный анализ и последующее обобщение), структурно-функциональный метод, системный метод (анализ системы потребительского права), логический метод, сравнительный метод, а также метод обобщения материалов в работе.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы образуют труды следующих российских и зарубежных ученых: Бинецкий А. Э., И.В. Алешина, С. Блэк, Ж-П Бодуан, Е.М. Бортник, А.Б. Василенко, Г.Даулинг, А.И. Дружинин и т.д.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит на основе имеющихся литературных источников проанализировать, исследовать и разработать фирменный стиль отеля на примере отеля «Ибис Центр Казань».
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о фирменном стиле отелей, роли фирменного стиля в успешной деятельности того или иного отеля.
Практическая значимость заключается в разработки фирменного стиля на примере отеля «Ибис Центр Казань», в исследовании недостатков в фирменном стиле отеля и разработки предложения по совершенствованию фирменного стиля отеля «Ибис Центр Казань».
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо сказать, что в результате проведенного исследования была достигнута ранее поставленные цель и задачи: был исследован и разработан фирменный стиль отеля на примере отеля «Ибис Казань Центр».
В соответствии с определенной целью были отработаны следующие задачи: изучено понятие и элементы фирменного стиля; рассмотрены
особенности фирменного стиля современных гостиничных предприятий; определен фирменный стиль как основу формирования имиджа отеля и его конкурентное преимущество; дана общая характеристика отеля «Ибис Казань Центр»; проанализированы элементы фирменного стиля отеля «Ибис Казань Центр»; исследованы недостатки в фирменном стиле отеле «Ибис Казань Центр»; разработаны предложения по совершенствованию фирменного стиля отеля «Ибис Казань Центр».
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в России идет активное развитие мощнейшей сети новых организаций гостинично-туристского комплекса, работающих в условиях жесткой конкуренции за клиента, что во многом определяет стратегию развития всей отрасли. Сложность функционирования организаций гостинично-туристского комплекса заключается в том, что оценка качества их услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от многих факторов. В конечном итоге на ступень вперед развивается та организация, которая периодически следит за нововведениями в сфере гостинично-туристкого бизнеса и внедряет современные технологии для своего эффективного развития.
Фирменный стиль - образ компании, который отличает его от миллионов других компаний. Благодаря уникальному стилю, неповторимому образу достигается повсеместная узнаваемость и рост конкурентоспособности. По стилю компании можно судить о вкусе, направлениях деятельности, уровню развития организации. Товарный знак предприятия или как его еще называют логотип, цветовая композиция, дизайн и другие элементы фирменного стиля прочно связаны с именем компании. Эти детали играют важную роль в продвижении коммерческого продукта на рынке. Имидж компании, его стиль, образ являются обязательной частью любой престижной компании. И именно от имиджа, фирменного стиля компании зависит привлечение клиента к себе. Как правило, потребителя привлекает уникальность, необычность, новшество.
Ужесточающаяся конкуренция, борьба за клиента - характерная черта бизнеса в сфере современного гостиничного бизнеса. В этих условиях весьма важным элементом становится психологический аспект. Здесь очень важно знание методов психологии, психологического портрета клиента, и положительный настрой персонала гостиничной службы. Ведь от того даже как встретят гостя на ресепшн, зависит дальнейшее сотрудничество клиента и отеля. Здесь важна каждая мелочь. Необходимо не только привлечь клиента и оказать ему услугу, но и важно так обслужить гостя, чтобы ему в следующий раз и в голову не приходила мысль о посещении другого отеля, и, кроме того, чтобы клиент рекламировал и советовал данный отель другим. Неповторимость, уникальность отеля, его фирменного стиля являются залогом успеха на рынке. Именно отмечая индивидуальность отеля, клиент возвращается сюда вновь и вновь. Тогда у гостиницы организуется постоянная клиентура, требования и запросы которой известны персоналу, таких клиентов легче хорошо и правильно обслужить, предупредить все их запросы и пожелания. Таким образом, увеличивается поток клиентов, расширяется объемоказываемых услуг и, соответственно увеличивается доход, что является одной из основных задач отеля.
С одной стороны - известный всему миру бренд - это хорошо и надежно, но ведь существуют также неукоснительные требования и определенные обязательства по поддержанию этого бренда в четко очерченных рамках. У брендов свои правила, которыми они и выделяются из толпы других брендов.
Имидж гостиницы - это то, как посетитель воспринимает предлагаемый ему образ отеля, совокупность неких факторов, влияющих на впечатление от него. Впечатление формируется при непосредственном контакте «клиент- отель», когда клиент дает оценку своим ощущениям, качеству номеров, приветливости персонала, чистоте, уровню шума, соотношению цены и качества, а также таким «мелочам», как: завтрак, услуги тренажерного зала, сауны, входящими в стоимость номера. Все это позволяет владельцу отеля заявлять о качестве своего сервиса и тем самым получать преимущество перед другими отелями, улучшив свой имидж. При этом важно помнить, что здесь не бывает мелочей, чего-то незначительного, на что можно закрыть глаза. Обычно из мелочей и складывается имидж гостиницы, который и отличает один отель от другого.
Имидж гостиницы тесно связан с тем, что происходит как внутри нее, так и за ее пределами. Было бы правильно сказать, что имидж не принадлежит самой гостинице, он существует в виде мнения или оценки в глазах каждого, кто с ней связан в той или иной степени, это клиенты, сотрудники, поставщики и пр.
Но поскольку положительный имидж отеля - это клиенты и сотрудники, коллектив людей, работающий на этот имидж, то и отношение к персоналу должно отличаться грамотным, демократичным руководством; общность и духовная близость - это идеальные компоненты, в которых весь коллектив, как одна семья. В подобном коллективе много свободы для творчества, люди видят перспективы своего карьерного роста при условии самосовершенствования, повышении уровня образования, они спокойны за свое будущее.
Грамотное управление отелем - это прогрессивное управление и выход из кризисных ситуаций, в случае их возникновения.
Как сказал Э.Гоффман: «Имидж - это искусство управлять впечатлением».
Поэтому очень важным аспектом в создании положительного имиджа компании является его уникальный фирменный стиль: солидный
респектабельный холл, красивая добротная мебель, неординарное дизайнерское решение в оформлении номеров, предоставление превосходного сервиса, отношение к гостям, как к добрым друзьям и пр.
У гостиницы должна быть прочная репутация как честной, открытой, с точки зрения финансовой деятельности, так и в вопросах этики между партнерами, клиентами и персоналом.
Отель «Ибис Казань Центр» относится к разряду крупных городских гостиниц среднего класса. Согласно классификации объектов размещения гостиница соответствует категории 3 звезды. Привлекательным для клиента является выигрышное местоположение - в самой центральной исторической части города, возле канала Булак.
Что касается внешнего облика гостиницы, можно отметить, что отель находится в одной из самых красивых частей города. Хороший ландшафт в сочетании с удобными транспортными развязками, культурными и торговыми центрами, тихий уголок в самом оживленном месте города. Остановки любого вида транспорта, один из самых интересных достопримечательностей Татарстана - Казанский Кремль в шаговой доступности, оптовый рынок, сквер, пляж - все это находится в зоне пешеходной доступности. Словом, есть все возможности для тихого и для активного отдыха, для общения и работы.
В целом среди всех элементов фирменного стиля отеля «Ибис Казань Центр» требованиям эффективного воздействию на потребителя отвечает только фирменное название. Отсюда следует, что стиль отеля неэффективен в создании имиджа компании и не является конкурентоспособным среди других отелей. Объясняется это тем, что разработчики фирменного стиля отеля «Ибис Казань Центр» не являлись высококвалифицированными специалистами и не обладали профессиональными навыками и знаниями в данной области. Но здесь не следует упускать и тот момент, что персонал также не заинтересован в создании эффективного фирменного стиля, так как у сотрудников отсутствует стимул и они не поощряются.
Современные условия требуют изменения деятельности индустрии. В ходе исследования темы и выявления проблем гостинично-туристской сферы, было отмечено, что первоочередной задачей является развитие маркетинга, который учитывал бы разнообразные потребности клиента, определял бы широту спектра услуг. Необходимо продвигать, рекламировать, создавать имидж гостиничной сферы.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть четвертая / Федеральный закон от 18 декабря2006 г. №230-ФЗ (в ред.от13.12.2016) //Собрание законодательства РФ. 2006. №32.Ст.2321.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. - № 48. Ст.7104.
Книги и монографии
3. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учеб. - практ. пособие. М.: Дашков и К°, 2011. - 148 с.
4. Управление персоналом: Учеб. для вузов/под ред. Т.Ю. Базарова. М.: ЮНИТИ, 2012. -560 с.
5. Бинецкий, А. Э. Паблик Рилейшнз. Защита интересов и репутации бизнеса. М.: Экмос. 2013. - 432 с.
6. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с англ. М.: Консультативная. Группа ИМИДЖ- КОНТАКТ - ИНФРА-М, 2011. - 398 с.
7. Буари Ф.А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М.: Имидж- Контакт: Инфра-М, 2011. - 178 с.
8. Василенко А.С. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУ-ВШЭ, 2014. - 304 с.
9. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Нижний Новгород: PR-Эксперт, 2012. - 194 с.
10. Герчикова, И. Н. Менеджмент. М.: ГлавИздат. 1995. - 215 с.
11. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2017. - 756 с.
12. Даулинг, Г. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности. М..: Имилж-Контакт. 2013. - 368 с.
13. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. Спб.: Питер.2010. - 370 с.
14. Зазыкин В. Г. Психологические основы Паблик Рилейшнз. СПб.: Питер. 2013. - 196 с.
15. Кезин А. В. Менеджмент: теории управления организациями. М.: АСТ. 2012. - 310 с.
16. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. М.: Феникс. 2013. - 224 с.
17. Красовский Ю.Д. Организационное поведение:Учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 511 с.
18. Королько В. Г. Основы Паблик Рилейшнз. М.: Рефл-бук. 2012. - 528 с.
19. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. - 1063 с.
20. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2015. - 254 с.
21. Марвин В. Несложные методы выбора правильного обслуживания. М.: Экономистъ, 2012. - 134 с.
22. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2004. - 800 с.
23. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз - средство социальной коммуникации: Теория и практика. Киев: ДаКор, 2014. - 376 с.
24. Мускин А.А. Малый отель: советы владельцам и управляющим. СПб: Питер, 2017. - 320 с.
25. Мурашко Ю.М. Планирование и проведение PR-кампаний: Теория и практика. СПб.: Невский ин-т языка и культуры, 2011.- 116 с.
26. Ньюсом Д. и др. Все о PR: Теория и практика паблик рилейшнз. М.: Имидж-контакт, 2013. - 628 с.
27. Паблик рилейшнз: Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Тандем: ЭКМОС, 2015. 352 С.
28. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук. 2011.С.231.
29. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз от бизнеса до политики. М.: Финпресс, 2012. 202 С.
30. Тейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла (Пер. с англ.). М., 2013. 309 С.
31. Туристические фирмы и гостиницы: регулирование деятельности. - М.: Современная экономика и право, 2011. 219 С.
32. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: Технология и эффективность. СПб., 2011. 216 С.
33. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учеб. /пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2009. 463 С.
34. Фадеева Е. И. Тайны имиджа: учебно-методическое пособие. СПб.: Питер. 2012. 128 С.
Печатная периодика
35. Андреева И. Цветопсихология в рекламе: искусство манипулирования людьми//Рекламные технологии, 2014. №4. С.14-15
36. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом, №2. 2012.С.12-14.
37. Бушуева Л. И. Применение методов анализа взаимосвязей между признаками в маркетинговых исследованиях // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 3-19
38. Жуплев А., Шеин В. Ключевое условие успеха фирмы// Управление персоналом. №12. 2014.С.45.
39. Максимова А. Гостиничная индустрия // Гостиница и ресторан. Бизнес и управление. №6. 2015. С. 32-35.
40. Муромкина, И. И. Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия / Муромкина И. И. // Маркетинг в России и за рубежом, 2011.N 2.С. 72-77.
41. Павлицкий А. Люди и организация: технология усовершенствования компаний // Управление персоналом. №3. 2010.С.23-25
42. Прокопьева Ю. Как поднять имидж фирмы// Технология успеха №6. 2011.
43. Томилова, М. В. Модель имиджа организации / М. В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежем. 2008. №1. С. 26-29.
Электронные ресурсы
44. Официальный сайт отеля “Ибис Казань Центр” / URL:http://www.ibis.com/ru/hotel-6278-ibis-казань/index.shtml. (дата обращения: 18.03.2018)
45. Об итогах развития туризма в г.Казани в 2017 году и планах на 2018 год/ Официальный портал города Казани. URL: https://www.kzn.ru/meriya/press- tsentr/doklady-s-dp/ob-itogakh-razvitiya-turizma-v-g-kazani-v-2017-godu-i-planakh- na-2018-god/ (дата обращения: 20.03.2018)