База исследования: МБОУ «СОШ №27» г. Сыктывкара. Эмпирическую выборку составили учащиеся 2 «Б» класса – 20 учащихся, обучающиеся по УМК «Школа России».
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Сущность понятий «читательские умения», «творческая деятельность» 6
1.2. Виды творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 12
1.3. Организация творческой деятельности, направленной на формирование у младших школьников читательских умений на уроках литературного чтения 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-разработческое исследование, направленное на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения 26
2.1. Направленность программы «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности 26
2.2. Диагностика читательских умений у обучающихся 2 класса, необходимых для творческой деятельности 32
2.3. Рекомендации, направленные на формирование у обучающихся 2 класса читательских умений в процессе творческой деятельности 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 56
Перед современной школой поставлена задача, которая предполагает воспитание личности, готовой к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта учебной деятельности. Такое развитие личности учащегося задает особые требования к ступени начального образования. В соответствии с требованиями основной образовательной программы начального общего образования у обучающихся в качестве результата рассматривается формирование универсальных учебных действий. Особое место в междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий» занимает её раздел «Чтение. Работа с текстом». Уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании читательской грамотности младшего школьника. Задаче обучения чтению всегда придавалось колоссальное значение, но развитие умений работы с текстом является новой задачей для современной школы, реализующей требования образовательного стандарта. Соответственно, успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательских умений.
Проблема заключается в том, что в настоящее время на уроках по предмету «Литературное чтение» работа по формированию читательских умений в процессе творческой деятельности не строится системно. Проблема определила цель исследования:
Цель исследования – выделить виды творческой деятельности и разработать рекомендации, направленные на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Объект исследования – формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности.
Предмет исследования – виды творческой деятельности, направленные на формирование читательских умений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «читательские умения», «творческая деятельность».
2. Охарактеризовать виды творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выделить особенности организации творческой деятельности, направленной на формирование у младших школьников читательских умений на уроках литературного чтения.
4. Определить направленность программы «Литературное чтение» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности.
5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование у обучающихся 2 класса читательских умений в процессе творческой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения будет успешным при соблюдении следующих условий:
- при использовании на уроках литературного чтения творческих видов деятельности, учитывать особенности содержания и художественной формы анализируемого произведения;
творческая деятельность обучающихся должна быть следствием интерпретации текста и обобщения информации;
использовать следующие виды творческой деятельности: подбор пословиц и поговорок к произведению, словесное рисование (создание портрета героя, картины природы), создание рисунка, иллюстрации, инсценирование, пересказ от лица героя, сочинение рассказа о герое, продолжение содержания произведения.
Проблема формирования читательских умений младших школьников рассматривалась в трудах В. П. Острогорского, Н.А. Рубакина,
М.А. Рыбниковой, К.Д. Ушинского, методистов М.П. Воюшиной, Г.Г. Граник,
А.А. Гречихина, Н.А. Ипполитовой, В.А. Кудряшовой, М.И. Омороковой,
Н.Н. Светловской, О.В. Сосновской, Г.А. Цукерман и др. Особенности организации творческой деятельности младших школьников исследовали Л.С. Бушуева, С.А. Левин, Р.С. Немов и др.
Методы исследования:
теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные: тестирование, анализ результатов тестирования, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ СОШ №27 г. Сыктывкара.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении изложены актуальность, цель, задачи и методологические основы исследования.
В первой главе дается теоретических и методических основ формирования читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Во второй главе описывается опытно-разработческое исследование, направленное на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения.
В заключении работы сформулированы основные выводы по теме исследования.
В процессе подготовки первой главы настоящего исследования нами было уточнено содержание понятий: «чтение», «читательская деятельность», «читательские умения».
В современной педагогике чтение большинством специалистов рассматривается как деятельность. Для того, чтобы младший школьник стал квалифицированным читателем, у него должны быть сформированы читательские умения. Для развития читательских умений основой являются развитые воображение, мышление, память, эмоции (особенно эмоциональное восприятие). Эти психические процессы развиваются в творческой деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан вывод о наличии связи между формированием читательских умений у обучающихся младших классов и занятиями творческой деятельностью.
В курсе литературного чтения для формирования читательских умений младших школьников могут использоваться различные виды творческой деятельности. В результате правильно выбранных методов и приемов работы дети начинают воспринимать не только сюжет произведения, но и композиционные особенности и многие выразительные компоненты. Творческие задания и элементы творческой деятельности могут применяться на любом этапе изучения произведения и на любом этапе урока.
Во второй главе настоящего исследования был проведен анализ направленности программы «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности. В учебнике литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой содержится неравное количество заданий на каждое читательское умение. С помощью заданий, представленных в учебнике, полноценно можно сформировать лишь половину необходимых умений, а именно: умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, как элемент, служащий для раскрытия идеи, умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении и умение осваивать художественную идею произведения. Для качественного формирования остальных умений в учебнике находится недостаточное количество заданий.
С целью определения уровня сформированности читательских умений, необходимых для творческой деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование по методике О.А. Шевченко. Диагностика показала, что большинство, а именно 55 % учащихся, имеют средний уровень сформированности читательских умений, высокий показатель сформированности читательских умений имеют только 20%, низкий уровень имеют 25% учеников. Таким образом, была выявлена необходимость проведение специальной работы для повышения уровня сформированности читательских умений, необходимых для творческой деятельности.
Для того, чтобы исправить ситуацию нами было разработано тематическое планирование на 4 четверть для 2 класса с указанием творческих заданий. Также по усмотрению учителя указанные творческие работы могут служить домашним заданием.
Также для создания условий для организации на уроках литературного чтения творческой деятельности учащихся с различным уровнем познавательной активности предлагается оформление уголка читателя и уголка творчества, в которых учащиеся смогут демонстрировать результаты своей творческой деятельности.
1. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения [Текст] / Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности : материалы Международного конгресса / редкол.: И. М. Прищепа (гл. ред.), О. Грауманн, М. Н. Певзнер ; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014. – Т. 2. – С. 33–36.
2. Веретенникова, Л. К. Формирование творческого потенциала современного школьника [Текст] / Л. К. Веретенникова, В. А. Сластенин. – М. : Прометей, 2012. –160 с.
3. Видинеев, Я. В. Природа интеллектуальных особенностей человека [Текст] / Я.В. Видинеев. - М., 1992. – 175с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] : психологический возраст : книга для учителя : аудиокнига / Л. С. Выготский ; читает Аркадий Бухмин. – Электрон. дан. – Москва : АРДИС, 2014. – 1 электрон. опт. диск (MP3). – Загл. с экрана.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 431 с.
6. Долян, Е. И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития [Текст] / Е. И. Долян // Наука и современность. – 2014. – № 31. – С. 51–58.
7. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками [Текст] / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2016. – 149 с.
8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2000. – 214 с.
9. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст]/ А.Н. Лук. – М.: Наука, 1999. – 233 с.
10. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М. Р. Львов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тула : Родничок ; Москва : АСТ, 2003. – 239 с.
11. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 2001. – 149 с.
12. Маранцман, Е. К. Возможности развития переноса как творческой способности личности младшего школьника на уроках литературы [Текст] / Е. К. Маранцман // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга / под ред. А. Б. Архиповой. – СанктПетербург, 2003. – С. 152–155.
13. Мартышкина, В. В. Творческие пересказы на уроках чтения в начальных классах [Текст] / В. В. Мартышкина // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: материалы межрегионального научно-методического семинара, 24 марта 2009 г. / [редкол.: Н. В. Вершинина и др.]. – Саранск, 2009. – С. 243–245.
14. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие [Текст]/ Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. – Кострома : Костромской государственный университет (КГУ), 2015. – 268 с.
15. Носко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Носко // Учебное пособие. – Владивосток : ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 131 с.
16. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование [Текст]/ Н. Н. Светловская. – М.: Педагогика, 1980. – 160с.
17. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] / Н. И. Пьянкова. – М. : Просвещение, 2006. – 190с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Государственное учебно-педагогическое издание, 2007. – с. 496.
19. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения. Т.2. – М. : Педагогика, 1989. – 825 с.
Учебно-методическая литература
20. Алешаева, Н. П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Н. П. Алешаева, Н. В. Тупалева // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 12-16.
21. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2010. – 410 с.
22. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 34-36.
23. Былевская, В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников [Текст] / В. Н. Былевская // Начальная школа. –2010. – № 5. – С. 10-11.
24. Гаврилова, Т. В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» [Текст] / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 20–22.
25. Воюшина, М. С. Анализ художественного произведения [Текст] / М. С. Вьюшина // Начальная школа. –2009. –№ 5. – С. 6-8.
26. Головнеченко, М. А. Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами [Текст] / М. А. Головнеченко // Начальная школа. – 2011. – №1. – С.74–75.
27. Голушко, Т. В. Урок литературного чтения – урок творчества [Текст] / Т. В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №1. – С. 1–3.
28. Граблева, В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении литературоведческих произведений [Текст] / В. Н. Граблева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 21-23.
29. Грошенкова, В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы [Текст] / В. А. Грошенкова // Начальная школа. – 2015. – № 8. – С. 13-15.
30. Ефимова, О. С. Минутки поэзии и творчества [Текст] / О. С. Ефимова // Начальная школа. – 2002. – № 8. – С. 54–55.
31. Иванова, Л. И. Развитие творческих способностей школьников [Текст] / Л. И. Иванова // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 24-25.
32. Кармакова, Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка [Текст] / Т.А Кармакова // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – № 3. – 48–51.
33. Кашаева, В. В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / В. В. Кашаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 5. – С. 57–73.
34. Козырева, А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения [Текст] /А. С. Козырева // Начальная школа. – 2010. – № 3.- С. 17-21.
35. Коновалова, Л. И. Воображение в творческой деятельности ученика-читателя [Текст] : учебное пособие к спецкурсу / Л. И. Коновалова ; Забайкальский государственный педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского. – Чита, 1990. – 76 с.
36. Королева, О. Н. Нетрадиционные приемы словарной работы на уроках литературного чтения [Текст] / О. Н. Королева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 3. – С. 1–6.
37. Кубасова, О. В. Прием драматизации на уроках чтения [Текст] / О. В. Кубасова // Начальная школа. – 2015. – № 9.- С. 25-27.
38. Малахова, О. В. Творческая мастерская по литературному чтению [Текст] / О. В. Малахова // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 35–37.
39. Микушова, Т.П. Деятельностный подход к обучению литературному чтению младших школьников : учебное пособие для бакалавров [Текст]/ Т.П. Микушова. – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2012. – 82 с.
40. Никонович, Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения [Текст] / Е. В. Никонович //Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 19-22.
41. Полина, Т. Н. Творчество младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Т. Н. Полина // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 8. – С. 1–5.
42. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. [Текст]/ Н. Н. Светловская. – М., Просвещение, 2006. -207с.
43. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст]/ Н. Н. Светловская.// Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
44. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. [Текст]/ Г. К. Селевко.- М., Народное образование. - 2005. – 556с.
Интернет-ресурсы
45. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2851815.html (дата обращения: 20.04.2020).
46. Гарайханова, А. Д. Формирование читательской компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Сеть учителей и работников образования. – URL: http://imteacher.ru/stati/nachalnaya-schkola/doklad- formirovanie-chitatelskoi-kompete.html (дата обращения: 20.04.2020).
47. Горюшкина, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1088416 (дата обращения: 20.04.2020).
48. Кузнецова, Н. Н. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola (дата обращения: 20. 04.2020).
49. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/rybnikova_ocherki-po-metodike- literaturnogo_1963/fs,1/ (дата обращения: 20.04.2020).
50. Сайранова, Л. А. Формирование системы читательских умений у младших школьников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/2015/08/10/formirovanie-sistemy-chitatelskih-umeniy-u-mladshih (дата обращения: 20.04.2020).
51. Самыкина, С. В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2-3 классов [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796037 (дата обращения 20.04.2020).