Формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения
|
База исследования: МБОУ «СОШ №27» г. Сыктывкара. Эмпирическую выборку составили учащиеся 2 «Б» класса – 20 учащихся, обучающиеся по УМК «Школа России».
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Сущность понятий «читательские умения», «творческая деятельность» 6
1.2. Виды творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 12
1.3. Организация творческой деятельности, направленной на формирование у младших школьников читательских умений на уроках литературного чтения 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-разработческое исследование, направленное на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения 26
2.1. Направленность программы «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности 26
2.2. Диагностика читательских умений у обучающихся 2 класса, необходимых для творческой деятельности 32
2.3. Рекомендации, направленные на формирование у обучающихся 2 класса читательских умений в процессе творческой деятельности 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 56
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Сущность понятий «читательские умения», «творческая деятельность» 6
1.2. Виды творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения 12
1.3. Организация творческой деятельности, направленной на формирование у младших школьников читательских умений на уроках литературного чтения 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-разработческое исследование, направленное на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения 26
2.1. Направленность программы «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности 26
2.2. Диагностика читательских умений у обучающихся 2 класса, необходимых для творческой деятельности 32
2.3. Рекомендации, направленные на формирование у обучающихся 2 класса читательских умений в процессе творческой деятельности 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 56
Перед современной школой поставлена задача, которая предполагает воспитание личности, готовой к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта учебной деятельности. Такое развитие личности учащегося задает особые требования к ступени начального образования. В соответствии с требованиями основной образовательной программы начального общего образования у обучающихся в качестве результата рассматривается формирование универсальных учебных действий. Особое место в междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий» занимает её раздел «Чтение. Работа с текстом». Уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании читательской грамотности младшего школьника. Задаче обучения чтению всегда придавалось колоссальное значение, но развитие умений работы с текстом является новой задачей для современной школы, реализующей требования образовательного стандарта. Соответственно, успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательских умений.
Проблема заключается в том, что в настоящее время на уроках по предмету «Литературное чтение» работа по формированию читательских умений в процессе творческой деятельности не строится системно. Проблема определила цель исследования:
Цель исследования – выделить виды творческой деятельности и разработать рекомендации, направленные на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Объект исследования – формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности.
Предмет исследования – виды творческой деятельности, направленные на формирование читательских умений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «читательские умения», «творческая деятельность».
2. Охарактеризовать виды творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выделить особенности организации творческой деятельности, направленной на формирование у младших школьников читательских умений на уроках литературного чтения.
4. Определить направленность программы «Литературное чтение» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности.
5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование у обучающихся 2 класса читательских умений в процессе творческой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения будет успешным при соблюдении следующих условий:
- при использовании на уроках литературного чтения творческих видов деятельности, учитывать особенности содержания и художественной формы анализируемого произведения;
творческая деятельность обучающихся должна быть следствием интерпретации текста и обобщения информации;
использовать следующие виды творческой деятельности: подбор пословиц и поговорок к произведению, словесное рисование (создание портрета героя, картины природы), создание рисунка, иллюстрации, инсценирование, пересказ от лица героя, сочинение рассказа о герое, продолжение содержания произведения.
Проблема формирования читательских умений младших школьников рассматривалась в трудах В. П. Острогорского, Н.А. Рубакина,
М.А. Рыбниковой, К.Д. Ушинского, методистов М.П. Воюшиной, Г.Г. Граник,
А.А. Гречихина, Н.А. Ипполитовой, В.А. Кудряшовой, М.И. Омороковой,
Н.Н. Светловской, О.В. Сосновской, Г.А. Цукерман и др. Особенности организации творческой деятельности младших школьников исследовали Л.С. Бушуева, С.А. Левин, Р.С. Немов и др.
Методы исследования:
теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные: тестирование, анализ результатов тестирования, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ СОШ №27 г. Сыктывкара.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении изложены актуальность, цель, задачи и методологические основы исследования.
В первой главе дается теоретических и методических основ формирования читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Во второй главе описывается опытно-разработческое исследование, направленное на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения.
В заключении работы сформулированы основные выводы по теме исследования.
Проблема заключается в том, что в настоящее время на уроках по предмету «Литературное чтение» работа по формированию читательских умений в процессе творческой деятельности не строится системно. Проблема определила цель исследования:
Цель исследования – выделить виды творческой деятельности и разработать рекомендации, направленные на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения.
Объект исследования – формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности.
Предмет исследования – виды творческой деятельности, направленные на формирование читательских умений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «читательские умения», «творческая деятельность».
2. Охарактеризовать виды творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выделить особенности организации творческой деятельности, направленной на формирование у младших школьников читательских умений на уроках литературного чтения.
4. Определить направленность программы «Литературное чтение» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности.
5. Разработать методические рекомендации, направленные на формирование у обучающихся 2 класса читательских умений в процессе творческой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения будет успешным при соблюдении следующих условий:
- при использовании на уроках литературного чтения творческих видов деятельности, учитывать особенности содержания и художественной формы анализируемого произведения;
творческая деятельность обучающихся должна быть следствием интерпретации текста и обобщения информации;
использовать следующие виды творческой деятельности: подбор пословиц и поговорок к произведению, словесное рисование (создание портрета героя, картины природы), создание рисунка, иллюстрации, инсценирование, пересказ от лица героя, сочинение рассказа о герое, продолжение содержания произведения.
Проблема формирования читательских умений младших школьников рассматривалась в трудах В. П. Острогорского, Н.А. Рубакина,
М.А. Рыбниковой, К.Д. Ушинского, методистов М.П. Воюшиной, Г.Г. Граник,
А.А. Гречихина, Н.А. Ипполитовой, В.А. Кудряшовой, М.И. Омороковой,
Н.Н. Светловской, О.В. Сосновской, Г.А. Цукерман и др. Особенности организации творческой деятельности младших школьников исследовали Л.С. Бушуева, С.А. Левин, Р.С. Немов и др.
Методы исследования:
теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные: тестирование, анализ результатов тестирования, педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ СОШ №27 г. Сыктывкара.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении изложены актуальность, цель, задачи и методологические основы исследования.
В первой главе дается теоретических и методических основ формирования читательских умений в процессе творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Во второй главе описывается опытно-разработческое исследование, направленное на формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения.
В заключении работы сформулированы основные выводы по теме исследования.
В процессе подготовки первой главы настоящего исследования нами было уточнено содержание понятий: «чтение», «читательская деятельность», «читательские умения».
В современной педагогике чтение большинством специалистов рассматривается как деятельность. Для того, чтобы младший школьник стал квалифицированным читателем, у него должны быть сформированы читательские умения. Для развития читательских умений основой являются развитые воображение, мышление, память, эмоции (особенно эмоциональное восприятие). Эти психические процессы развиваются в творческой деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан вывод о наличии связи между формированием читательских умений у обучающихся младших классов и занятиями творческой деятельностью.
В курсе литературного чтения для формирования читательских умений младших школьников могут использоваться различные виды творческой деятельности. В результате правильно выбранных методов и приемов работы дети начинают воспринимать не только сюжет произведения, но и композиционные особенности и многие выразительные компоненты. Творческие задания и элементы творческой деятельности могут применяться на любом этапе изучения произведения и на любом этапе урока.
Во второй главе настоящего исследования был проведен анализ направленности программы «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности. В учебнике литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой содержится неравное количество заданий на каждое читательское умение. С помощью заданий, представленных в учебнике, полноценно можно сформировать лишь половину необходимых умений, а именно: умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, как элемент, служащий для раскрытия идеи, умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении и умение осваивать художественную идею произведения. Для качественного формирования остальных умений в учебнике находится недостаточное количество заданий.
С целью определения уровня сформированности читательских умений, необходимых для творческой деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование по методике О.А. Шевченко. Диагностика показала, что большинство, а именно 55 % учащихся, имеют средний уровень сформированности читательских умений, высокий показатель сформированности читательских умений имеют только 20%, низкий уровень имеют 25% учеников. Таким образом, была выявлена необходимость проведение специальной работы для повышения уровня сформированности читательских умений, необходимых для творческой деятельности.
Для того, чтобы исправить ситуацию нами было разработано тематическое планирование на 4 четверть для 2 класса с указанием творческих заданий. Также по усмотрению учителя указанные творческие работы могут служить домашним заданием.
Также для создания условий для организации на уроках литературного чтения творческой деятельности учащихся с различным уровнем познавательной активности предлагается оформление уголка читателя и уголка творчества, в которых учащиеся смогут демонстрировать результаты своей творческой деятельности.
В современной педагогике чтение большинством специалистов рассматривается как деятельность. Для того, чтобы младший школьник стал квалифицированным читателем, у него должны быть сформированы читательские умения. Для развития читательских умений основой являются развитые воображение, мышление, память, эмоции (особенно эмоциональное восприятие). Эти психические процессы развиваются в творческой деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан вывод о наличии связи между формированием читательских умений у обучающихся младших классов и занятиями творческой деятельностью.
В курсе литературного чтения для формирования читательских умений младших школьников могут использоваться различные виды творческой деятельности. В результате правильно выбранных методов и приемов работы дети начинают воспринимать не только сюжет произведения, но и композиционные особенности и многие выразительные компоненты. Творческие задания и элементы творческой деятельности могут применяться на любом этапе изучения произведения и на любом этапе урока.
Во второй главе настоящего исследования был проведен анализ направленности программы «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» на формирование у обучающихся читательских умений в процессе творческой деятельности. В учебнике литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой содержится неравное количество заданий на каждое читательское умение. С помощью заданий, представленных в учебнике, полноценно можно сформировать лишь половину необходимых умений, а именно: умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, как элемент, служащий для раскрытия идеи, умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении и умение осваивать художественную идею произведения. Для качественного формирования остальных умений в учебнике находится недостаточное количество заданий.
С целью определения уровня сформированности читательских умений, необходимых для творческой деятельности, нами было проведено эмпирическое исследование по методике О.А. Шевченко. Диагностика показала, что большинство, а именно 55 % учащихся, имеют средний уровень сформированности читательских умений, высокий показатель сформированности читательских умений имеют только 20%, низкий уровень имеют 25% учеников. Таким образом, была выявлена необходимость проведение специальной работы для повышения уровня сформированности читательских умений, необходимых для творческой деятельности.
Для того, чтобы исправить ситуацию нами было разработано тематическое планирование на 4 четверть для 2 класса с указанием творческих заданий. Также по усмотрению учителя указанные творческие работы могут служить домашним заданием.
Также для создания условий для организации на уроках литературного чтения творческой деятельности учащихся с различным уровнем познавательной активности предлагается оформление уголка читателя и уголка творчества, в которых учащиеся смогут демонстрировать результаты своей творческой деятельности.
Подобные работы
- Формирование критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у младших школьников информационных умений в процессе работы с научно-познавательными текстами на уроках литературного чтения (Вологодский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоционального восприятия художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019



