Идентификация и фальсификация продовольственных товаров на примере ООО «Бахетле-1»
|
Введение
1. Теоретические основы идентификации и фальсификации
продовольственных товаров 7
1.1. История возникновения идентификации, фальсификации товаров и
способов борьбы с ней 7
1.2. Основы идентификационной деятельности 15
1.3. Методы идентификации и обнаружения фальсификации
продовольственных товаров 21
2. Анализ идентификации и фальсификации продовольственных товаров в ООО
«Бахетле-1» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговой
организации ООО «Бахетле-1» 30
2.2. Организация работы по идентификации продовольственных товаров на
примере молочных товаров 37
2.3. Анализ фальсификации молочных товаров 48
3. Совершенствование идентификации и предотвращение фальсификации
продовольственных товаров в ООО «Бахетле-1» 56
3.1. Мероприятия по совершенствованию идентификации
и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1» .... 56
3.2. Экономическая эффективность внедрения рекомендуемых мероприятий 68
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложения 81
1. Теоретические основы идентификации и фальсификации
продовольственных товаров 7
1.1. История возникновения идентификации, фальсификации товаров и
способов борьбы с ней 7
1.2. Основы идентификационной деятельности 15
1.3. Методы идентификации и обнаружения фальсификации
продовольственных товаров 21
2. Анализ идентификации и фальсификации продовольственных товаров в ООО
«Бахетле-1» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговой
организации ООО «Бахетле-1» 30
2.2. Организация работы по идентификации продовольственных товаров на
примере молочных товаров 37
2.3. Анализ фальсификации молочных товаров 48
3. Совершенствование идентификации и предотвращение фальсификации
продовольственных товаров в ООО «Бахетле-1» 56
3.1. Мероприятия по совершенствованию идентификации
и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1» .... 56
3.2. Экономическая эффективность внедрения рекомендуемых мероприятий 68
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложения 81
Формирование в России рыночных условий, их дальнейшее развитие и совершенствование предъявляют к объекту товарно-денежных отношений - товару своих специфические требования. Поскольку объектом этих отношений являются товары и услуги, представляемые на свободный рынок конкурирующими между собой субъектами с разной формой собственности, то у потреби-теля этих товаров и услуг имеется возможность выбрать из большого многообразия наилучший и оптимальный.
Конкурирующие между собой фирмы, стараясь как можно полнее удовлетворить те или иные потребности потребителя и изъять у него за предоставляемые товары и услуги больше денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя. Многие из фирм стремятся заполучить эти деньги честным путем за свой качественный товар, но на свободном рынке всегда имеются и другие производители, которые хотят обманным путем получить с покупателя деньги за свой фальсифицированный продукт. Особенно это характерно для российского рынка, где веками формировались условия для производства фальсифицированных товаров. В разных экономических условиях формирования товарно-денежных отношений в России по-разному относились и к появлению на рынке фальсифицированных товаров.
С другой стороны, появление на российском рынке разнообразных товаров, о существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению, или в поездках за рубеж, породило и новую неизвестную ранее проблему - идентифицировать тот или иной товар. Многие импортные товары и услуги ранее не были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения, поскольку они не производились отечественной промышленностью и соответственно на нее отсутствует нормативно-техническая документация и возникает масса проблем с их идентификацией.
За последние годы ассортимент и производство молока и молочных напитков и особенно мороженого в России значительно увеличились. На рынке молока и молочных продуктов, пользующихся стабильным спросом, находятся сотни его наименований, и многие из них активно рекламируются, поэтому соблазн подделать или увеличить объемы молока и молочной продукции путем разбавления водой всегда имеется как у реализатора, так и у производителя молочной продукции.
Производство и реализация некачественной фальсифицированной и контрафактной продукции наряду с намеренным введением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продуктов может наносить прямой ущерб здоровью населения и способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке. Кроме того, в последнее время становится все более актуальной проблема ложной или вводящей в заблуждение маркировки пищевых продуктов. Неправильные и необоснованные заявления изготовителей при этикетировании продукции могут касаться существенных композиционных характеристик, пищевой ценности или экономических показателей продовольствия, то есть непосредственно затрагивать сферу безопасности и за-конных (личностных) прав потребителей.
Таким образом, проблема идентификации молочных товаров приобрела особую актуальность в связи с большими масштабами их фальсификации, обновлением и расширением ассортимента молочных продуктов - увеличением видов и разновидностей молочных составных и молокосодержащих продуктов, появлением новых кисломолочных продуктов функционального назначения, содержащих протосимбиотические культуры микроорганизмов.
Объект исследования - предприятие ООО «Бахетле-1».
Предмет исследования - идентификация и фальсификация продовольственных товаров на примере ООО «Бахетле-1».
Цель дипломной работы - исследовать идентификацию и фальсификацию продовольственных товаров на примере ООО «Бахетле-1», а также разработать мероприятия по совершенствованию идентификации и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1».
Задачи, решаемые в ходе работы:
- рассмотреть теоретические основы идентификации и фальсификации продовольственных товаров;
- провести анализ идентификации и фальсификации продовольственных товаров в ООО «Бахетле-1»;
- разработать пути совершенствования идентификации и предотвращение фальсификации продовольственных товаров в ООО «Бахетле-1».
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют системный, процессный, ситуационный методы и принципы комплексного анализа.
Структура дипломной работы: введение, основная часть - три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Для написания работы использовалась специальная литература по экономике, менеджменту, организации предприятия.
Конкурирующие между собой фирмы, стараясь как можно полнее удовлетворить те или иные потребности потребителя и изъять у него за предоставляемые товары и услуги больше денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя. Многие из фирм стремятся заполучить эти деньги честным путем за свой качественный товар, но на свободном рынке всегда имеются и другие производители, которые хотят обманным путем получить с покупателя деньги за свой фальсифицированный продукт. Особенно это характерно для российского рынка, где веками формировались условия для производства фальсифицированных товаров. В разных экономических условиях формирования товарно-денежных отношений в России по-разному относились и к появлению на рынке фальсифицированных товаров.
С другой стороны, появление на российском рынке разнообразных товаров, о существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению, или в поездках за рубеж, породило и новую неизвестную ранее проблему - идентифицировать тот или иной товар. Многие импортные товары и услуги ранее не были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения, поскольку они не производились отечественной промышленностью и соответственно на нее отсутствует нормативно-техническая документация и возникает масса проблем с их идентификацией.
За последние годы ассортимент и производство молока и молочных напитков и особенно мороженого в России значительно увеличились. На рынке молока и молочных продуктов, пользующихся стабильным спросом, находятся сотни его наименований, и многие из них активно рекламируются, поэтому соблазн подделать или увеличить объемы молока и молочной продукции путем разбавления водой всегда имеется как у реализатора, так и у производителя молочной продукции.
Производство и реализация некачественной фальсифицированной и контрафактной продукции наряду с намеренным введением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продуктов может наносить прямой ущерб здоровью населения и способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке. Кроме того, в последнее время становится все более актуальной проблема ложной или вводящей в заблуждение маркировки пищевых продуктов. Неправильные и необоснованные заявления изготовителей при этикетировании продукции могут касаться существенных композиционных характеристик, пищевой ценности или экономических показателей продовольствия, то есть непосредственно затрагивать сферу безопасности и за-конных (личностных) прав потребителей.
Таким образом, проблема идентификации молочных товаров приобрела особую актуальность в связи с большими масштабами их фальсификации, обновлением и расширением ассортимента молочных продуктов - увеличением видов и разновидностей молочных составных и молокосодержащих продуктов, появлением новых кисломолочных продуктов функционального назначения, содержащих протосимбиотические культуры микроорганизмов.
Объект исследования - предприятие ООО «Бахетле-1».
Предмет исследования - идентификация и фальсификация продовольственных товаров на примере ООО «Бахетле-1».
Цель дипломной работы - исследовать идентификацию и фальсификацию продовольственных товаров на примере ООО «Бахетле-1», а также разработать мероприятия по совершенствованию идентификации и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1».
Задачи, решаемые в ходе работы:
- рассмотреть теоретические основы идентификации и фальсификации продовольственных товаров;
- провести анализ идентификации и фальсификации продовольственных товаров в ООО «Бахетле-1»;
- разработать пути совершенствования идентификации и предотвращение фальсификации продовольственных товаров в ООО «Бахетле-1».
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют системный, процессный, ситуационный методы и принципы комплексного анализа.
Структура дипломной работы: введение, основная часть - три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Для написания работы использовалась специальная литература по экономике, менеджменту, организации предприятия.
В основе любой оценочной деятельности - контроля качества, экспертизы, сертификации - лежит идентификация. Идентификация - это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Сюда можно отнести и деятельность, направленную на установление соответствия характеристик продукции, указанных в маркировке или других средствах ин-формации, предъявляемым к ней требованиям.
Конечный результат идентификации молочных продуктов - подтверждение соответствия товара требованиям, регламентируемым нормативными документами, ГОСТ, ТУ, вследствие чего устанавливается подлинность товара, или выявление несоответствия (отрицательный результат, констатируется фальсификация товара). Оба результата - положительный и отрицательный - имеют решающее значение для определения дальнейшей судьбы товара.
Фальсификация — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Главная проблема, связанная с фальсификацией молока и молочной продукции - добавление растительного жира, чаще всего пальмового масла (его организм человека полностью переварить не может, и оно скапливается на стенках кровеносных сосудов).
Методы оценки подлинности и выявление фальсификации молочной продукции отражены в МУ 4.1/4.2.2484-09.
ООО «Бахетле-1» - российская сеть продовольственных магазинов, лидер розничного рынка и одно из самых крупных предприятий Татарстана.
Торгово-производственная компания ООО «Бахетле-1» признана одним из лучших предприятий республики, что подтверждают многочисленные Почетные грамоты Президента Республики Татарстан, Казанского городского Совета народных депутатов и Министерства торговли РТ.
ООО «Бахетле-1» - это крупнейшая сеть гипермаркетов в Республике Татарстан, постоянно осваивающая новые города и регионы. Целью деятельности ООО «Бахетле-1» является осуществления производственной, хозяйственной, коммерческой и иной экономической активности для удовлетворения потребительского спроса населения в работах и услугах, создание дополнительных рабочих мест, получение прибыли в интересах учредителей. Анализ деятельности организации показал, что на сегодня торговая организация прибыльна.
Качество и идентификация молочных товаров в ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ), проводится по органолептическим, физико-химическим показателям, которые регламентируются № 88-ФЗ. При идентификации молочных продуктов устанавливается подлинность товара или выявляются несоответствия. В целом все отобранные пять образцов после проведения органолептической оценки и физико-химической оценки соответствуют всем требованиям ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия».
Все образцы были упакованы в полиэтиленовые пакеты, упаковка образцов без видимых повреждений. Проведённые исследования показателей качества образцов в части её маркировки показали, что маркировка всех образов хорошо просматривается, информативна, но не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», так как представлена на одном языке - русском. В маркировке всех образцов указан недействующий стандарт в настоящее время.
Из результатов проведённых исследований органолептических показателей качества молока питьевого следует отметить, что все образцы продукта со-ответствуют требованиям ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия». Причём, в образцах № 1 и № 3 привкус кипячения ощущается сильнее, чем в других образцах. Образец № 2 более прозрачен по сравнению с другими образцами. Образцы № 4 и № 5 имеют менее выраженный привкус кипячения, чем остальные исследуемые продукты. Образец № 2 имеет более выраженный вкус, характерный для молока, чем другие образцы, а образец № 5 - наименее выраженный.
В рамках данной работы также проводилось исследование физико-химических показателей качества молока питьевого на соответствие требованиям ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия». Массовая доля белка образца № 2 не удовлетворяет требованиям стандарта, так как массовая доля белка должна быть 3 %, а у образца № 2 - 2,45 %.. Образец № 1 и № 4 по массовой доле жира продукта соответствует молоку «классическому», а по маркировке - «маложирному». Кислотность образцов № 1, 3 и № 4 превышает требования стандарта по данному показателю на 34, 3 и 29°Т соответственно.
В ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ), идентификацию и фальсификацию молочных товаров проводят совместно. То есть отдельно фальсификацию, без идентификации не проводят.
Следовательно, результатами исследований является подтверждение показателей качества молочных товаров требованиям нормативных документов, а значит, цель идентификации и фальсификации полностью достигнута, при этом признак фальсификации в ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ) выявлен в количественном плане. Во всех образцах молока питьевого наблюдается недолив продукта в пределах 75 - 260 мл. Это является количественной фальсификацией. Количественная фальсификация молока и молочных продуктов (недолив, обмер) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (объема), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Тем не менее, любой процесс необходимо совершенствовать, поэтому в третьей главе мы разработаем рекомендации по совершенствованию процесса идентификации и фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1», рас-положенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ).
В качестве мероприятий по совершенствованию идентификации и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1» нами предлагаются следующие:
1. Внедрение новых видов молока (увеличение ассортимента) молока. Расширяя ассортимент молока ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ), повысит свою прибыль и станет более конкурентоспособным на рынке.
2. Проведение дегустация молока и молочных товаров с целью увеличения продаж. Дегустация молока питьевого различных производителей в торговом зале способствует привлечению новых покупателей, а также дополнительной рекламы продукта.
3. Организация «мини-лаборатории» по проведению идентификации и фальсификации молока и молочных товаров раз в месяц (закупка современных приборов по проведению идентификации и фальсификации).
Рассчитав четыре показателя оценки эффективности предложенных мероприятий, можно сделать следующий вывод: данные мероприятия необходимо применить в ООО «Бахетле-1», они являются прибыльными, так как NPV = 149 930,09 руб.; это говорит о том, что инвестиции окупятся, разница между IRR и процентной ставкой 2,28%, говорит об экономической прочности мероприятий; индекс доходности равен 1,096; срок окупаемости равен 2,73 года. Это относительно небольшой срок окупаемости.
На основании разработанных мероприятий по совершенствовании идентификации и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1», можно сделать вывод, что правильно спланированные действия, ориентированные на перспективу и направленные не только на получение при-были, но и на укрепление имиджа компании, ведет к успешной работе торгового предприятия.
Конечный результат идентификации молочных продуктов - подтверждение соответствия товара требованиям, регламентируемым нормативными документами, ГОСТ, ТУ, вследствие чего устанавливается подлинность товара, или выявление несоответствия (отрицательный результат, констатируется фальсификация товара). Оба результата - положительный и отрицательный - имеют решающее значение для определения дальнейшей судьбы товара.
Фальсификация — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Главная проблема, связанная с фальсификацией молока и молочной продукции - добавление растительного жира, чаще всего пальмового масла (его организм человека полностью переварить не может, и оно скапливается на стенках кровеносных сосудов).
Методы оценки подлинности и выявление фальсификации молочной продукции отражены в МУ 4.1/4.2.2484-09.
ООО «Бахетле-1» - российская сеть продовольственных магазинов, лидер розничного рынка и одно из самых крупных предприятий Татарстана.
Торгово-производственная компания ООО «Бахетле-1» признана одним из лучших предприятий республики, что подтверждают многочисленные Почетные грамоты Президента Республики Татарстан, Казанского городского Совета народных депутатов и Министерства торговли РТ.
ООО «Бахетле-1» - это крупнейшая сеть гипермаркетов в Республике Татарстан, постоянно осваивающая новые города и регионы. Целью деятельности ООО «Бахетле-1» является осуществления производственной, хозяйственной, коммерческой и иной экономической активности для удовлетворения потребительского спроса населения в работах и услугах, создание дополнительных рабочих мест, получение прибыли в интересах учредителей. Анализ деятельности организации показал, что на сегодня торговая организация прибыльна.
Качество и идентификация молочных товаров в ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ), проводится по органолептическим, физико-химическим показателям, которые регламентируются № 88-ФЗ. При идентификации молочных продуктов устанавливается подлинность товара или выявляются несоответствия. В целом все отобранные пять образцов после проведения органолептической оценки и физико-химической оценки соответствуют всем требованиям ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия».
Все образцы были упакованы в полиэтиленовые пакеты, упаковка образцов без видимых повреждений. Проведённые исследования показателей качества образцов в части её маркировки показали, что маркировка всех образов хорошо просматривается, информативна, но не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», так как представлена на одном языке - русском. В маркировке всех образцов указан недействующий стандарт в настоящее время.
Из результатов проведённых исследований органолептических показателей качества молока питьевого следует отметить, что все образцы продукта со-ответствуют требованиям ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия». Причём, в образцах № 1 и № 3 привкус кипячения ощущается сильнее, чем в других образцах. Образец № 2 более прозрачен по сравнению с другими образцами. Образцы № 4 и № 5 имеют менее выраженный привкус кипячения, чем остальные исследуемые продукты. Образец № 2 имеет более выраженный вкус, характерный для молока, чем другие образцы, а образец № 5 - наименее выраженный.
В рамках данной работы также проводилось исследование физико-химических показателей качества молока питьевого на соответствие требованиям ГОСТ 31450-2013 «Молоко питьевое. Технические условия». Массовая доля белка образца № 2 не удовлетворяет требованиям стандарта, так как массовая доля белка должна быть 3 %, а у образца № 2 - 2,45 %.. Образец № 1 и № 4 по массовой доле жира продукта соответствует молоку «классическому», а по маркировке - «маложирному». Кислотность образцов № 1, 3 и № 4 превышает требования стандарта по данному показателю на 34, 3 и 29°Т соответственно.
В ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ), идентификацию и фальсификацию молочных товаров проводят совместно. То есть отдельно фальсификацию, без идентификации не проводят.
Следовательно, результатами исследований является подтверждение показателей качества молочных товаров требованиям нормативных документов, а значит, цель идентификации и фальсификации полностью достигнута, при этом признак фальсификации в ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ) выявлен в количественном плане. Во всех образцах молока питьевого наблюдается недолив продукта в пределах 75 - 260 мл. Это является количественной фальсификацией. Количественная фальсификация молока и молочных продуктов (недолив, обмер) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (объема), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Тем не менее, любой процесс необходимо совершенствовать, поэтому в третьей главе мы разработаем рекомендации по совершенствованию процесса идентификации и фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1», рас-положенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ).
В качестве мероприятий по совершенствованию идентификации и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1» нами предлагаются следующие:
1. Внедрение новых видов молока (увеличение ассортимента) молока. Расширяя ассортимент молока ООО «Бахетле-1», расположенному по адресу: ул. Московская 2 (ЦУМ), повысит свою прибыль и станет более конкурентоспособным на рынке.
2. Проведение дегустация молока и молочных товаров с целью увеличения продаж. Дегустация молока питьевого различных производителей в торговом зале способствует привлечению новых покупателей, а также дополнительной рекламы продукта.
3. Организация «мини-лаборатории» по проведению идентификации и фальсификации молока и молочных товаров раз в месяц (закупка современных приборов по проведению идентификации и фальсификации).
Рассчитав четыре показателя оценки эффективности предложенных мероприятий, можно сделать следующий вывод: данные мероприятия необходимо применить в ООО «Бахетле-1», они являются прибыльными, так как NPV = 149 930,09 руб.; это говорит о том, что инвестиции окупятся, разница между IRR и процентной ставкой 2,28%, говорит об экономической прочности мероприятий; индекс доходности равен 1,096; срок окупаемости равен 2,73 года. Это относительно небольшой срок окупаемости.
На основании разработанных мероприятий по совершенствовании идентификации и предотвращению фальсификации молочных товаров в ООО «Бахетле-1», можно сделать вывод, что правильно спланированные действия, ориентированные на перспективу и направленные не только на получение при-были, но и на укрепление имиджа компании, ведет к успешной работе торгового предприятия.



