Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное управление экономикой оборонно-промышленного комплекса и условия повышения ее эффективности

Работа №50259

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы управления экономикой оборонно-промышленного комплекса 8
1.1 Сущность экономики оборонно-промышленного комплекса 8
1.2 Оборонно-промышленный комплекс - как объект государственного регулирования. 14
1.3 Нормативно-правовые аспекты управления экономики оборонно-промышленного комплекса 21
2. Общая характеристика экономики и управления оборонно-промышленного комплекса России 29
2.1 Характеристика показателей экономики оборонно-промышленного комплекса России 29
2.2 Оценка эффективности и управления экономикой оборонно-промышленного
комплекса России 39
2.3 Перспективы развития экономики оборонно-промышленного комплекса 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обуславливается экономическим фактором военного реформирования, для совершенствования системы планирования и финансирования строительства военной организации России. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов политическое руководство России исходит из приоритета политико-дипломатических, международно-правовых, экономических и других невоенных средств, коллективных действий мирового сообщества в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.
В настоящее время государству необходимо совершенствование системы государственного управления военным строительством, то есть совершенствование планирования, формирования и исполнения военного бюджета в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение рациональной прозрачности военных расходов государства и гражданского контроля над этими расходами.
На современном этапе экономическое развитие России, темпы роста национальной экономики во многом зависят от того, какая ситуация складывается в оборонно-промышленном комплексе. Это обусловлено тем, что оборонно-промышленный комплекс представляет собой наиболее качественный, высокотехнологичный сектор экономики.
Состояние разработанности темы. Тема достаточно широко освещена не смотря на специфику этого направления исследования. Например, в работах Макаренко Д.И., Хрусталева Е.Ю., Лаврина Г.А., и Буренко В.Н. раскрыты методологические аспекты развития оборонно-промышленного комплекса через систему экономико-математического моделирования. В работах Кузыка Б.Н и Реуса А. в большей мере рассматриваются вопросы инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Не в полной мере в литературе по данной теме раскрыты вопросы системы государственного регулирования экономики оборонно-промышленного комплекса.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование роли государственного управления экономикой оборонно-промышленного комплекса и перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность экономики оборонно-промышленного комплекса России;
- определить оценку эффективности экономики оборонно-промышленного
комплекса России;
- выделить наиболее важные проблемы развития экономики оборонно¬
промышленного комплекса;
- определить возможные перспективы развития экономики оборонно-промышленного комплекса России.
Объект исследования - экономика оборонно-промышленного комплекса.
Предмет исследования - системы государственного управления экономикой оборонно-промышленного комплекса.
Информационная база исследования. Данные комитета государственной статистки, данные о работе Правительства, данные с сайтов Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли, Министерства финансов Российской Федерации.
Теоретическую основу дипломной работы составляют научные труды отечественных учёных, таких как В.М. Буренок, Г.А. Лавринов, Е.Ю.Хрусталев, Д.И. Макаренко, федеральные и отраслевые нормативно-правовые акты, официальные статистические данные и материалы периодической печати.
Методическая база исследования. Используются такие методы, как сравнение - сравнивается эффективность развития экономики оборонно-промышленного комплекса России и зарубежных стран; экономический анализ - показывается оценка эффективности экономики оборонно-промышленного комплекса России по основным показателям; диалектический метод изучения объективных экономических законов, закономерностей, явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи. Используется также системный подход к изучению проблемы данной работы, синтез и обобщение.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, состоящих из трех параграфов каждая. В первой главе раскрыты теоретические основы управления экономикой оборонно-промышленного комплекса. Рассматриваются нормативно-правовые аспекты управления экономикой оборонно-промышленного комплекса. Во второй главе раскрывается общая характеристика экономики и управления оборонно-промышленного комплекса России. Раскрываются перспективы развития экономики оборонно-промышленного комплекса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Оборонно-промышленный комплекс играет заметную роль в развитии экономики, обеспечении национальной безопасности, заключающейся в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Он является одним из приоритетных направлений в развитии российской экономики. Система государственного управления данным комплексом достаточно сложна. Ключевыми параметрами оборонно -промышленного комплекса России отстают: доля валового внутреннего продукта страны, выделенного на оборону, численность военной организации, обеспечиваемый темп перехода на новые вооружения и технику.
Оборонно -промышленный комплекс России во многом остается единственным национальным источником, поставляющим высокие технологии в гражданский сектор производства товаров и услуг, поэтому от состояния и уровня развития предприятий оборонно-промышленного комплекса зависит обеспечение национальной безопасности и решение вопросов по техническому перевооружению важнейших сфер экономики, социально -политической стабильности. Кроме того, оборонная промышленность играет значительную роль во внешнеэкономической стратегии государства по расширению экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий.
На сегодняшний день оборонно -промышленный комплекс в целом показывает положительную динамику, однако функционирование предприятий оборонной промышленности определяется рядом негативных факторов:
- низкой фондовооруженностью;
- большим износом основных производственных фондов;
- низким уровнем загрузки производственных мощностей и рентабельности;
- снижение численности и качества персонала;
- распадом сложившихся кооперационных связей;
- слабой экономической устойчивостью, недостаточным финансированием.
К основным современным направлениям развития оборонно-промышленного комплекса России относятся:
- Дальнейший незначительный рост объемов экспорта российской продукции военного назначения, что определяет увеличение загрузки производственных мощностей предприятий и соответственно улучшение их финансово -экономических показателей. Это направление обусловлено ростом международной нестабильности, что вынуждает страны мира больше внимания уделять собственной военной безопасности.
- Завершение разработки и принятие на вооружение оборонно-промышленным комплексом модернизированных образов вооружений пятого поколения, реализующих технологии интеграции разведки, связи и управления. Необходимо модернизировать, с целью сохранения лидерства на мировом рынке, традиционные области компетенции оборонно- промышленного комплекса, например, авиационная и космическая техника, стрелковое вооружение и многие другие. Также необходимо активизировать усилия в развитии новых перспективных технологий, чтобы не допустить отставания от мировых лидеров.
- Рост объемов производства и поставок в рамках реализации Государственной программы вооружений на 2011-2020 гг. и аналогичных последующих перспективных программ. В настоящее время российские армия и флот стоят перед необходимостью масштабного перевооружения, что диктует логикой очередного этапа военной реформы. На эти цели выделяются существенные ресурсы.
- Обновление технологической базы российских предприятий оборонно-промышленного комплекса. На сегодняшний день производственные фонды предприятий значительно изношены. Физический износ станков и оборудования составляет до 80%, что снижает возможности организаций производить новую, конкурентоспособную технику. На решение этой проблемы направлена реализация Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». В рамках этой программы запланирована коренная модернизация свыше 1,5 тыс предприятий. Основная идея проводимых мероприятий - подготовить военную промышленность к массовому серийному выпуску перспективной военной техники. Техническое перевооружение предприятий потребует разработки и закупки новых станков, приборов, технологической оснастки, что даст импульс к развитию не только отечественного станкостроения, но также химической промышленности, в том числе нефтехимии, металлургии и металлообработке, транспорту.
- Углубление институциональных изменений в оборонно-промышленном
комплексе. Эта тенденция вызвана проведением реструктуризации оборонно - промышленного комплекса, для приведения его в соответствие решаемых его функционирование науки и образования, смежных отраслей производства. Среди ожидаемых изменений можно выделить: территориальную и отраслевую кластеризацию с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса; образование новых интегрированных структур по основным направлениям научно-технического развития оборонно-промышленного комплекса; оптимизация производственных мощностей, в том числе сокращение излишних мощностей, дублирующих друг друга однотипных производств; совершенствование государственного регулирования деятельности оборонно - промышленного комплекса; воссоздание государственной системы подготовки и переподготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса и смежных производств.
В целом, данные направления будут определять облик и основные системные свойства оборонно -промышленного комплекса России в среднесрочной перспективе. Однако их реализация требует активной роли государства. Лишь в этом случае они проявятся наиболее отчетливо, а риски и неопределенности будущего развития будут преодолены, что создаст предпосылки для формирования в российской экономике системно значимого полюса инновационно- технического развития, базирующегося на ресурсах и возможностях оборонно-промышленного комплекса.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2009. № 4, ст.445
2. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: федер. закон Российской Федерации от 02 декабря 2013 г.№ 348499-6 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2013. № 49,ст.6350
3. Об обороне: федер. закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. № 61 (ред. от 12.05.2015) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. ст. 2750
4. О государственном оборонном заказе: федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 275 (в ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2012. № 53, ст. 7600
5. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федер. закон Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 415 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2016. № 52, ст. 7464
6. О федеральном бюджете на 2016 год: федер. закон Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 359 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2015. № 51, ст. 7230
7. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: федер. закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 384 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2014. № 49, ст. 6893
8. О военном-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: федер. закон Российской Федерации от 19 июля 1998 г. № 114 (в ред. от 15.02.2016) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1998. № 30, ст. 3610
9. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127 (в ред. от 17.07.2009) //Собр. законодательства Российской Федерации. 2002. № 43, ст. 4190
10. О финансово-промышленных группах: федер. закон Российской Федерации от
30 ноября 1995 г. № 190 (в ред. от 22.06.2007) // Собр. законодательства Российской
Федерации. 1995. № 49, ст. 4697
11. О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации: федер.
закон Российской Федерации от 13.04.1998 г. № 60 (в ред. от 10.01.2003) // Собр.
законодательства Российской Федерации. 1998. № 16, ст. 1795.
12. О военно-административном делении Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1144 (ред. от 02.04.2014) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2010. № 14, ст. 4929
13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 31.12.2015) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2009. № 20, ст. 2444
II Монографии и учебные статьи
14. Воскобойский В. У ТЭКа появились крылья // Беспилотная авиация. 21.02.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uav.ru/voskoboynikov.php
15. Дадалко В. Роль экспортного потенциала в социально-экономической системе.// Банкайский вестник - 2013. - май. - 40-43 с.
16. Данко А. « Оборонке » - законодательное внимание // Красная звезда. [Электронный ресурсы]. - Режим доступа: shtml
17. Есаулов В.Н. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в России [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета; № 2 (22) / 2013. rossii
18. Закутнев С.Е., Уваров А.В. Современное состояние и проблемы функционирования оборонно-промышленного комплекса [Электронный ресурс] // Информационно -экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Научный интернет-журнал. 2014. - № 1(17). Режим доступа: http:
19. Караваев И.Е. Об основных аспектов влияния реформирования и развития ОПК на обеспечение национальной безопасности // Промышленник Росси. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:
20. Латышенко Д.К. Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России [Электронный ресурс] // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф.Решетнева; №1 / том 16 / 2015. http://cyberleninka.ru/article /n/sovremennoe-sostoyanie-oboronno-promyshlennogo- kompleksa-rossii
21. Пустякова Н. Основные механизмы реализации государственной промышленной политики в обороно-промышленном комплексе на этапе // Вопросы защиты информации. 2013. №4. С.66 - 78 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://news/sec.ru/
22. Путин В.В. Сырьевая модель экономики не позволит добиться высоких ориентиров // Профсоюзы России. 26.05.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: html
23. Седов В.С. Анализ тенденций развития оборонно- промышленного комплекса России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 3 (173). С. 23-30.
III Учебники и учебное пособие
24. Буренок В.М. Механизмы управления производством продукции военного назначения / В.М. Буренок, Г.А. Лавринов, Е.Ю. Хрусталев; Центр. экон.-мат.-ин-т РАН. - М.: Наук, 2006. - 303 с.
25. Кузык Б.Н. Экономика военной сферы. - М., 2006. - 224 с.
26. Макаренко Д.И. Концептуальное моделирование военной безопасности государства Д.И. Макаренко, Е.Ю. Хрусталев; Центр.экон.-мат. ин-т. РАН; Ин-т проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. - М.: Наука, 2008. - 303 с.
27. Ерасова Е.А. Оборонно-промышленный комплекс России: состояние и
перспективы развития. 2013 год. 32-44 с.
IV Электронные материалы
28. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 год и основных результатах деятельности за 2016 год [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http: (дата обращения: 17.02.2017).
29. Кадровой обеспечение модернизации оборонно- промышленного комплекса
[Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http: //government.ru/tq9jx9OLZmE.pdf( дата
обращения: 19.04.2017).
30. Об основных итогах развития ситуации в оборонно-промышленном комплексе в 2013 году и основных задачах на ближайшую перспективу [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-10/III/Karavaev.pdf (дата обращения: 06.02.2017).
31. ОПК: некоторые важные результаты и показатели 2015 года" Правительство
российской Федерации [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http:
//доуетшепйги/т1Ь/22714/(дата обращения: 11.03.2017).
32. Основные результаты работы Министерства промышленности и торговли
Российской Федерации за 2014 год. - Режим доступа: http:// government.
ru/dep news/17702/;;sel(дата обращения: 10.04.2017).
33. Отчет Правительства о результатах работы в 2014 году. - Режим доступа: http: //government.ru/news/17768/(дата обращения: 01.02.2017).
34. Развитие оборонно-промышленного комплекса. Министерство промышленности
и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/siszadachi/oboronprom/# (дата обращения:
05.04.2017).
35. Российский «оборонка» поднимает гражданскую экономику [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.km.ru/news/56E147B524BD4F02B3A76132F932BC6A(дата обращения: 19.01.2017).
36. Реус А. Научно-технический и производственно-технический пронциал оборонного комплекса в развитии гражданских секторов экономики [Электронные ресурсы]. - Режим доступа: http://www.sectorp.ru/main/pressrelease.phtml?news_id=13524(дата обращения: 09.02.2017).
37. Шамрай Ф. Вопросы обеспечения конкурентоспособности судостроения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.korabel.ru/news/comments/voprosi_(дата обращения: 19.04.2017).
38. Эдуардов С. Российская оборонная промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.utro.ru/articles.shtml (дата обращения: 24.03.2017).
39. Юревич М.В. Предприятия оборонно-промышленного комплекса - точка роста инновационного машиностроения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/II/Yurevich/pdf(дата обращения: 18.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ