В современных экономических условиях (глобализация экономики, кризисные потрясения, резкие колебания цен) развитие рыночной экономики в России происходит в условиях высокой конкуренции на товарных рынках и рынке услуг. Конкурентная среда усложняется, увеличивается ее подвижность, что обуславливает возрастание непредсказуемости внешней для предприятия среды.
С увеличением подвижности и сложности среды возрастает роль анализа, планирования и прогнозирования как инструментов, обеспечивающих стабильность процессов развития предприятия. С помощью прогнозирования предприятие стремится предвидеть будущее на основе анализа прошлого и настоящего, определяет перспективы будущего, формирует базу для принятия решений на будущее.
Для оценки динамики определенных экономических процессов и величин широко применяются методы эконометрического моделирования, которые позволяют выявить зависимости между различными экономическими величинами и построить прогноз на определенный период. Эффективно осуществлять эконометрическое моделирование на предприятии позволяет применение информационно-технологических средств обработки данных.
Применение специальных программных продуктов для построения эконометрических моделей и прогнозирования будущих значений изучаемого признака дает заметный эффект при прогнозировании и повышает качество принимаемых управленческих решений. Поэтому вопросы прогнозирования с применением компьютерных программ являются существенными и актуальными для управления предприятием.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью повышения качества принимаемых управленческих решений в сфере экономики предприятия, в частности, при прогнозировании объемов услуг предприятия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются объемы транспортных услуг, оказываемые ООО «УК «Татспецтранспорт» Лениногорское УТТ (далее по тексту Лениногосркое УТТ).
Предмет исследования - технологии эконометрического моделирования и прогнозирования объемов услуг транспортного предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и прогнозирование объемов транспортных услуг, оказываемых Лениногорским УТТ.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы статистического программирования.
2. Определить роль статистического прогнозирования в планировании услуг, оказываемых предприятием.
3. Провести анализ информационных систем прогнозирования объемов услуг в Лениногорском УТТ.
4. Изучить программу Statistika.
5. Провести прогнозирование объемов услуг, оказываемых Лениногорским УТТ, следующими методами:
- множественная линейная регрессия;
- множественная нелинейная регрессия;
- метод экспоненционального сглаживания.
Методологические основы анализа и прогнозирования объемов услуг предприятия статистическими методами изложены в трудах по эконометрике и экономике таких авторов: В.М. Буре, Д.Н. Верзилин, В.А. Касьянов, А.В. Костромин, И.Н. Лавриков, В.С. Мхитарян, В.Н. Наумов, А.Г. Реннер, Н.А. Садовникова и др. Научные труды данных авторов послужили информационной базой настоящего исследования. Также в работе были использованы статьи периодической научной литературы, статистические данные официальных источников по теме работы, источники сети Интернет и отчетная информация исследуемого предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические основы статистического прогнозирования, определяется его роль в планировании услуг, оказываемых предприятием, описываются этапы и методы статистического прогнозирования объемов услуг, оказываемых предприятием, что позволяет определить предмет исследования.
Во второй главе приводится анализ объемов услуг исследуемого предприятия, а также анализ информационных систем прогнозирования, применяемых на предприятии.
В третьей главе дается прогнозирование объемов услуг, оказываемых Лениногорским УТТ, различными методами.
Продажи - это один из ключевых показателей рентабельности предприятия, поэтому их исследование имеет огромную значимость и для учредителей предприятия и для предприятия ООО «УК» «Татспецтранспорт». В процессе ценообразования и маркетинговой деятельности роль информации о динамике определенных экономических показателей играет роль в будущих периодах времени.
Прогнозирование ключевых показателей рыночного механизма, таких как предложение и спрос, позволяет предприятиям оценивать экономические условия и планировать свою деятельность в соответствии с будущими перспективами. Основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли, которая напрямую зависит от объема продаж определенного продукта или услуги.
При написании работы была поставлена цель, провести анализ и прогнозирование объемов оказываемых ООО «УК» «Татспецтранспорт» Лениногорское УТТ транспортных услуг статистическими методами. Цель выпускной квалификационной работы была достигнута. При анализе и прогнозировании продаж была использована программа STATISTIKA.
Правильно подготовленный прогноз должен отвечать требованиям:
1. Прогноз должен быть своевременным. Как правило, для ответа на информацию, содержащуюся в прогнозе, требуется определенное количество времени.
2. Прогноз должен быть точным, и должна быть установлена степень точности. Это позволяет пользователям планировать на основе возможных результатов и служить основой для сравнения альтернативных прогнозов.
3. Прогноз должен быть надежным. Он должен работать последовательно.
4. Прогноз должен быть надежен; он должен работать последовательно. Метод, который иногда выдает хороший прогноз, а иногда плохой, заставляет пользователей жить в постоянном напряжении.
Основными риски, которые должны учитываться при прогнозировании объемов продаж являются:
- риск изменения цен на нефть, так как ООО «УК» «Татспецтранспорт» является обслуживающей компанией подразделения ПАО «Татнефть»;
- технические риски;
- экологические риски.
Доходы, рентабельность и будущий уровень роста во многом зависят от существующих цен на нефть и нефтепродукты. В прошлом цены на нефть широко варьировались в связи с изменениями многих факторов. К факторам, вызывающим это колебание, в частности, относятся:
- международные и региональные предложения и спрос (а также ожидания относительно будущего спроса и предложения) на нефть и нефтепродукты;
- неопределенность рынка;
- национальное и зарубежное государственное регулирование;
- цены и доступность альтернативных видов топлива;
- цены и доступность новых технологий;
- возможности членов Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК) и других нефтедобывающих стран устанавливать и поддерживать определенные уровни производства и цен;
- политические и экономические события в нефтедобывающих регионах, в особенности - на Ближнем Востоке;
- нормативные акты и действия правительств России и других стран, в том числе экспортные ограничения и налоги;
- имевшие место в последнее время напряженность и военные действия в Ираке и связанные с этим действия;
- международная и региональная экономическая ситуация.
Технические риски.
Разведка, разработка и оснащение новых месторождений, эксплуатация старых скважин в эксплуатации, бурение новых и транспортировка нефти - очень сложный и капиталоемкий процесс. Дополнительные инвестиции также требуют увеличения добычи нефти. В будущем, в качестве истощения месторождений, роль специальных методов увеличения добычи нефти возрастет. Соответственно, стоимость материально-технической базы для разработки месторождений будет возрастать.
1. Бабешко Л.О. Основы эконометрического моделирования: учебное пособие / Л.О. Бабешко. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 192 с.
2. Балдин К.В. Общая теория статистики: учебное пособие / К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 312 с.
3. Беляевский И.К. Статистика рынка товаров и услуг: учебно¬практическое пособие / И.К. Беляевский, Л.А. Данченок, А.В. Коротков, Н.В. Татаркова. - М.: Евразийский открытый институт, 2014. - 207 с.
4. Божко В.П. Информационные технологии в статистике: учебно - практическое пособие / В.П. Божко. - М.: Евразийский открытый институт, 2014. -167 с.
5. Буре В.М. Методы прикладной статистики в R и Excel / В.М. Буре, Е.М. Парилина, А.А. Седаков. - М.: Лань, 2016. - 152 с.
6. Годин А.М. Статистика: учебник / А.М. Годин. - М.: Дашков и К, 2015. - 458 с.
7. Горяинова Е.Р. Прикладные методы анализа статистических данных: учеб. пособие / Е.Р. Горяинова, А.Р. Панков, Е.Н. Платонов. - М.: Высшая школа экономики, 2014. - 310 с.
8. Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 480 с.
9. Егоренко С.Н. Вопросы развития официальной статистической методологии / С.Н. Егоренко // Вопросы статистики. - 2015. - № 4. - C. 3-7.
10. Елисеева И.И. Статистика: учебное пособие / И.И. Елисеева. - М.: Проспект, 2014. - 448 с.
11. Исмагилов И.И. Эконометрика: учебное пособие / И.И. Исмагилов, А.В. Костромин, Е. И. Кадочникова. - Казань: КФУ, 2014. - 152 с.
12. Касьянов В.А. Эконометрика: учебное пособие / В.А. Касьянов. - Екатеринбург: УПИ, 2015. - 258 с.
13. Каштанов С. Статистические данные экономики. Анализ и обобщение / С. Каштанов. - М.: Лаборатория книги, 2015. - 41 с.
14. Кузнецова И.А. Проблемы статистического учета в сфере инноваций: анализ современного состояния и перспективы развития / И.А. Кузнецова, С.Ю. Фридлянова // История науки и техники. - 2016. - № 8. - С. 26-51.
15. Кулик Р.Р. Ряды динамики / Р.Р. Кулик. - М.: Лаборатория книги, 2013. - 44 с.
16. Лавриков И.Н. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин. - Тамбов: Издательство ГОУ ВПО ТГТУ, 2014. - 216 с.
17. Методы и модели эконометрики: учебное пособие / под ред. А.Г. Реннера. Ч. 1. - Оренбург: ОГУ. - 2015. - 316 с.
18. Методы измерения в менеджменте: учебное пособие / Д.Н. Верзилин, П.А. Волков, Т.Г. Максимова. - СПб.: СПбГТЭУ. - 2015. - 192 с.
19. Овчаров А.О. Актуальные проблемы современных научных исследований: методология, экономика, статистика: сборник статей / А.О. Овчаров. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 143 с.
20. Орлов А.И. О высоких статистических технологиях / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - №105. - С. 28-33.
21. Орлов А.И. Точки роста статистических методов / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 103. - С. 136-162.
22. Орлов А.И., Луценко Е.В., Лойко В.И. Перспективные математические и инструментальные методы контроллинга / Под научной ред. проф. С.Г. Фалько. Монография (научное издание). - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 600 с.
23. Основы эконометрики: учебное пособие / В.Н. Наумов; Сев.-Зап. ин-т упр. - фил. РАНХиГС. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2013. - 280 с.
24. Официальный сайт ООО «УК Татспецтранспорт» «Лениногорское управление технологического транспорта» [Электронный ресурс]. URL: lenutt@tatspectransport.ru(дата обращения: 06.03.2017).
25. Поротиков Н.Д. Изучение и прогнозирование покупательского спроса / Н.Д. Поротиков. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 167 с.
26. Россия в цифрах, 2016: краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М.: Росстат, 2016. - 543 с.
27. Садовникова Н.А. Анализ временных рядов и прогнозирование / Н.А. Садовникова, Р.А. Шмойлова. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 152 с.
28. Степочкина Е.А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: учебное пособие / Е.А. Степочкина. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 236 с.
29. Эконометрика: учебник для вузов / В.С. Мхитарян и др.; под ред. В.С. Мхитаряна. - М.: Проспект, 2015. - 380 с.
30. Эконометрика: учебное пособие / А.В. Костромин, Р.М. Кундакчян. - М.: Кнорус, 2015. - 228 с.