ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..8
1. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЦЕССОВ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И СГОРАНИЯ В ВЫСОКООБОРОТНЫХ АВТОТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЯХ МАЛОЙ
МОЩНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДИЗЕЛЯ 2Ч 8,2/8,8)………………………..17
1.1. Особенности организации рабочего цикла в современных высокооборотных автотракторных дизелях малой мощности с объемно-пленочным способом смесеобразования (по литературным источникам………………………………………………………………………………17
1.2. Факторы, характеристики и параметры впускных каналов, КС, ТА, определяющие условия смесеобразования и сгорания в дизелях………………………………………………………………………… …....29
1.3. Общая оценка резервов и выбор направлений улучшения показателей работы высокооборотных маломощных дизелей семейства 2Ч
8,2/8,8 за счет изменения условий смесеобразования и сгорания…………47
Выводы по разделу…...…………………………………………………51
2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И СГОРАНИЯ В ВЫСОКООБОРОТНЫХ ДИЗЕЛЯХ С ОБЪЕМНО-ПЛЕНОЧНЫМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕМ В ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ КАМЕРЕ СГОРАНИЯ В ПОРШНЕ……………………………………………….…55
2.1. Показатели смесеобразования и сгорания………………………..55
2.2. Требования к разрабатываемой имитационной модели комплексного исследования процессов смесеобразования и сгорания. ……..65
2.3. Модели (методики), составляющие комплексную имитационную модель процессов смесеобразования и сгорания в высокооборотном дизеле………………………………………………………………………71
Выводы по разделу……...……………………………………………..106
3 МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ.......................……108
3.1. Цель экспериментального исследования……………………..…108
3.2. Объект исследования. Опытные детали и их характеристики.
Системы и устройства моторного стенда. Контрольно-измерительная
аппаратура…………………………………………………………………….109
3.3. Результаты экспериментальных исследований…………………128
Выводы по разделу…...………………………………………………..135
4 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И СГОРАНИЯ В ВЫСОКООБОРОТНОМ АВТОТРАКТОРНОМ
ДИЗЕЛЕ 2Ч 8,2/8,8……………………………………………………………137
4.1. Общая оценка особенностей смесеобразования и сгорания в
высокооборотных маломощных автотракторных дизелях, класса 2Ч
8,2/8,8 ………………………………………………………………………….138
4.2. Анализ результатов численного моделирования процесса
смесеобразования и сгорания……….………………………………………..139
4.3. Анализ результатов экспериментального исследования процессов смесеобразования и сгорания……………………………….……….149
Выводы по разделу…...………………………………………………..166
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ…………...169
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние годы в хозяйстве Украины, происходят значительные изменения: на смену бывшим крупным АТП, колхозам, совхозам, промышленным объединениям, которые ранее аккумулировали значительные материальные, земельные, транспортные ресурсы, приходят небольшие государственные и частные, фермерские хозяйства, акционерные общества и др., которые для своего функционирования требуют, кроме новых экономических отношений, применения малогабаритной техники, средств малой механизации в том числе силовых установок на базе ДВС. Попытки наладить производство такой техники мы видим и в Украине. Так в Харьковском регионе разработаны 4-х тактные двухцилиндровые высокооборотные дизели малой мощности 2Ч 8,2/8,8, на базе которого созданы его модификации 4Ч 8,2/8,8 и 6Ч 8,2/8,8; дизели семейства ДТА (2ДТ, 3ДТ, 4ДТ), автомобильный дизель 468А и др.
Для высокооборотных дизелей семейства 2Ч 8,2/8,8 планировалось широкое поле применения: от малогабаритного трактора «Прикарпатец», до самоходных шасси, дорожных машин, автобусов малого класса, автопогрузчиков и др.
В процессе разработки и доводки высокооборотного дизеля 2Ч 8,2/8,8, в первую очередь, уделялось внимание его техническому уровню, мощностно-экономическим и массово-габаритным показателям. Это позволило обеспечить при потребной мощности Nе = 14 кВт при n = 3000 мин-1, приемлемые показатели удельного эффективного расхода топлива gе= 250 – 252 г/кВт•ч, минимальные габариты по высоте и ширине и др. Вместе с тем полученные показатели рабочего цикла по экономичности и экологической чистоте, не есть такими, которые гарантировали бы, даже в ближайшем будущем, перспективы широкого применения дизелей этого семейства.
В диссертационном исследовании поставлена и решена важная научно-практическая задача - определение возможности и наиболее целесообразных путей улучшения топливной экономичности и снижение дымности ОГ в высокооборотных маломощных дизелях с объемно-пленочным способом смесеобразования в цилиндрической КС за счет изменения условий смесеобразования и сгорания (на примере дизеля 2Ч 8,2/8,8). Решение данной задачи позволило получить следующие новые научные и практические результаты:
1. Предложена имитационная модель комплексного исследования процессов смесеобразования и сгорание в однокамерных дизелях, которая позволяет оценивать влияние изменяемых конструктивных параметров, характеристик и факторов на показатели этих процессов и, как результат, на экономичность и дымность ОГ в высокооборотных дизелях малой мощности с объемно-пленочным способом смесеобразования в цилиндрической КЗ, при разработке которой и программного обеспечения для ее реализации соискателем:
- определен комплекс показателей процессов смесеобразования и сгорания, которые характеризуют эти процессы, при этом впервые предложена, как показатель для оценки качества смесеобразования, «доля топлива», которое подается на стенку КЗ в форме пленки, , % (“доля пленочности”);
- адаптирована цифровая модель проф. Маца З.З. к условиям объемно-пленочного способа смесеобразования и сгорание в высокооборотных дизелях малой мощности;
- в модели расчета параметров и характеристик факела распыленого топлива уточнены коэффициенты и показатели в уравнениях и в составляющих их комплексах и симплексах, которые учитывают особенности работы дизелей этого класса;
- разработаны аналитический способ выбора рационального направления в объеме КС осей факелов распыленого топлива в распылителе с использованием ЭВМ и программное обеспечение относительно его использования.
2. Получены аналитические зависимости, которые связывают показатели работы дизеля с его конструктивными параметрами с одной стороны и показателями смесеобразования и сгорания с другой, что открыло возможность для оптимизации последних за счет рационального выбора первых. Зависимости имеют достаточную общность для применения их при разработке, исследовании и доводке дизелей подобного класса.
3. Предложены мероприятия по повышению эффективности организации процессов смесеобразования и сгорание в высокооборотных дизелях малой мощности, которые обеспечивают улучшение экономичности и уменьшение дымности ОГ, за счет выполнения карманов в КС в поршне; более рационального размещения факелов распыленого топлива в объеме КС; оптимизации эффективного проходного сечения распыливающих отверстий форсунки, давления предварительной затяжки пружины форсунки и внутреннего диаметра топливопроводов высокого давления.
При предложенной улучшенной комплектации на номинальном режиме работы дизеля 2Ч 8,2/8,8 (Nе = 14 кВт при n = 3000 мин-1) по сравнению с базовой комплектацией достигнуто снижения gе на 6,4%, дымность ОГ К на 7,3%, а в условиях эксплуатации на СШ на приоритетных работах в сельском хозяйстве соответственно на 4,48 % и на 4,2%.
4. Проведены аналитическое и экспериментальное исследование высокооборотных дизеля малой мощности 2Ч 8,2/8,8 с целью выбора наиболее рациональных направлений улучшения его топливной экономичности и уменьшения дымности ОГ за счет изменения условий смесеобразования и сгорания, по результатам которых, с учетом предыдущих исследований (при применении винтового впускного канала в головке цилиндров, который обеспечивает вихревое отношение Ω равное 0,5-0,6) рекомендованы для дизеля 2Ч 8,2/8,8:
- КС в поршне, цилиндрической формы с полусферическими карманами-турбулизаторами в зонах контакта коротких факелов распыленого топлива с ее поверхностью;
- топливную аппаратуры, которая состоит из: ТНВД, который обеспечивает РВПРмакс до 40-50 МПа, форсунок закрытого типа с трехдырчатым распылителем с dр = 0,23+0,02 мм (Σμfр = 0,12-0,13 мм2), с предварительной затяжкой пружины РТФ = 21+0,5 МПа и топливопроводами высокого давления длиной 500 мм и с внутренним диаметром dТРвн = 1,1-1,2 мм;
- расположение форсунки в объеме КС, при котором направления осей распыливающих отверстий обеспечивают условный контакт осей факелов распыленого топлива с образующей КС на расстоянии от днища поршня при положении его в ВМТ hтф = 6-6,5 мм ( = (0,45-0,48) hкс) и над поршневом зазоре равном 0,95 0,10 мм.
5. Разработаны и использовались при исследовании устройства для регистрации закона подачи топлива и датчик перемещения иглы в бесштанговой форсунке.
6. Результаты исследования, программные комплексы, оригинальные устройства, отображенные в публикациях соискателя, переданы для использования и внедрения Казенному предприятию “Харьковское конструкторское бюро двигателестроения”; научно-исследовательской лаборатории кафедры ДВЗ ХНАДУ, а также применяются в учебном процессе при подготовке студентов специальности 7. 090210 - двигатели внутреннего сгорания в ХНАДУ (см. Приложение А).
1 “Автошляховик України”, №2,3, 2003. Статьи Межерицкой Л.П.
2 Тимченко И.И. Влияние закона подачи топлива на работу однокамерного тракторного дизеля в различных условиях смесеобразования. Дис. канд. техн. наук. – Харьков. – 1970. – 224 с.
3 Теория двигателей внутреннего сгорания /Под ред. Н.Х. Дьяченко – Л.: Машиностроение, 1974. – 552 с.
4 Тимченко И.И.. Воронков А.И. Метод оптимизации показателей работы быстроходного дизеля с объемно пленочным смесеобразованием /Тезисы докл. ВНТК /Тади – Ташкент. 1982. – с. 34 – 36.
5 Lyn W.T. Some calculations of the effects of rate of heat realeas on shape of cylinder pressure diagram and cycle efficiency. „Ihechartered mechanical engineers”, Vol. 7, №8, 1960.
6 Austen A.E.W. CAV research on combustion „Gas and oil pawer”, Vol. 55, №665, 1960.
7 Иванченко Н.И.. Семенов Б.И., Соколов В.С. Рабочий процесс дизелей с камерой в поршне. – Л. – «Машиностроение», 1972. – 232 с.
8 «Pr. Inst/ Cot». 1977. №71, 3-18. Исследование камеры сгорания в поршне, Польша.
9 Dent I. The aplication of intereerometry to Air fuel ratio measurment in quiescent chambel diesel engines /SAE preprints/ - 1977/ - №7708257. рр. 1 – 12.
10 Воронков А.И. Совершенствование процесса смесеобразования в автомобильном дизеле с цилиндрической камерой сгорания. Дис. канд. техн. наук. – Харьков. – 1994. – 190 с.
11 Разлейцев Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков; Выща школа, ХГУ, - 1982. – 169 с.
12 Hanpais M.A. Analyse experimentale et modelisation de la combustion dans les moderns diesels /Ing. Automob. – 1984. – p. 126 – 129.
13 Семенов Б.И., Павлов Е.П. Исследование и доводка объемно-пленочного смесеобразования в дизелях /»Энергомашиностроение». №1., 1978. – с. 7 – 10.
14 Мац З.З. Инженерные методы расчетов рабочего процесса и со-вершенствование систем воздухоснабжения мощных двигателей транс-портного назначения. Дис. докт. тех. наук. – Харьков. – 1988. – 400 с.
15 Камфер Г.М. Научные основы эффективного применения топлив различного состава в автотракторных дизелях. Автореферат докт. диссертации , М., 2004.
16 Камфер Г.М., Семенов В.Н. Приближенная связь между оценочными параметрами совершенства впускных каналов по методиам ЯМЗ, НАМИ, НАТИ /Сб. научн. труд., МАДИ. – М. – 1982. – С. 16-21.
17 Технический отчет ГСКБД №4996 – 90. Создание 2-х цилиндрового V-образного дизеля СМД-900, Харьков,1990.
18 Володин В.Н., Давыдков Б.И. Методика и результаты исследования впускных каналов автотракторных дизелей/»Тракторы и сельхозмашины». - №9. 1976. – с. 16 – 17.
19 Долганов К.Е. О концепции дизелизации Украинских автомоби-лей./ “Автошляховик України” – 1995. - №1. – с. 12 – 15.
20 Гальговский В.Р. Рабочий процесс – главное направление совершенствования дизелей ЯМЗ / «Автомобильная промышленность». – 2001. - №12 – с. 23 – 25.
21 Блинов А.Д., Голубев П.А., Драган Ю.Е. Современные подходы к созданию дизелей для легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков. /Под ред. Папонова В.С. Леннеева А.М. – М.: НИЦ «Инженер». – 2000. – 332 с.
22 Сполдинг Д.Б. Конвективный массоперенос. «Энергия», 1965. – 232 с.
23 Патент Японии, №49-16881, заявлено 16.08.68, опубліковано 25.04.74.
24 Патент ГДР, №104345, кл. 46А 23/06 (F 02В 23/06 Forn 17/08), заявлено 25.06.72, опубликовано 5.03.74.
25 Chin W.S., Shaped S.M. and Lyn W.T. A transient spray mixing model for diesel combustion// SAE prepr. – 1976. - № 760128 – pp. 1 – 11.
26 Патент ФРГ, №2038048. кл. F 02В 23/02, заявлено 31.07.70, опубликовано 19.06.75.
27 Патент ФРГ, №2729262, кл. F 02В 23/06, заявлено 29.06.77, опубликовано 4.01.79.
28 Патент ФРГ, №1751189, кл. F 02 В 19/14, заявлено 19.04.68, опубликовано 4.08.77.
29 Патент ПНР, №172097, кл. F 02В f 3/26, заявлено 26.06.74, опубликовано 15.11.76.
30 Патент ФРГ, №27533416, кл. F 02В 23/06, заявлено 30.11.77, опубликовано 31.05.79.
31 Авторское свидетельство СССР, кл. F 02В 23/06, № 374025, заявлено 29.12.70. №1603735. опубликовано 18.11.76.
32 Заявка ФРГ, кл. F 02В 23/06 № 1526306. заявлено 05.08.65, опубликовано 02.02.66.
33 Патент Великобритании, кл. F 1В (F 02В 23/06) №2169656 от 15.01.85, опубликовано 16.06.86.
34 Гурлянд А.Д. Расчет испарения дизельного топлива с поверхности жидкой пленки// Изв. вузов. Машиностроение, - 1969. - №1., с. 80 – 84.
35 Патент США, кл. 123-32 с. (F 02В 19/00) №4006720 заявлено 21.04.75, опубликовано 8.02.74, приоритет 27.08.74 №49-102652, Япония.
36 Патент ФРГ, кл. 46а 23/06, (F 02В 23/06), №1301607, заявле-но15.11.63, опубликовано 12.07.73.
37 Патент ФРГ, кл.. F 02В 23/16, №1526316, заявлено 06.07.67, опубликовано 23.12.76.
38 Хачиян А.С., Гальговский В.Р., Никитин С.Е. Доводка рабочего процесса автомобильных дизелей. М.: Машиностроение, 1976, с. 104.
39 Tsunemoto H., Ishitani H., Yamada T., Murayama T. Spray Motion on the Walls combustion Chambers of various Shapes in Direct Injection Diesel Engines// JSAE Review. – November. – 1984. – pp. 16 – 23.
40 Рикардо Г.Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1960. – 411 с.
41 Воронков А.И., Тимченко И.И.. Пархоменко И.Д. Исследование рабочего процесса автомобильного дизеля ГАЗ-542 с цилиндрической камерой сгорания в поршне. /Труды ХАДИ – Харьков, 1989, №9. Деп. В ЦНИИТЭНавтопром 24.02.89., №1835 – 97 с.
42 Mischke Arthur, Fränkle Gerhard. Die Verbrennung sentrwicklung der neuen Mercedes-Benz Nutzfahrzeug – Dieselmotoren OM442A und OM442 LA – Teil 1. „Automobiltechn.Z.”, 1987, 89, №4, 165-172 с.
43 Сахаревич С.В. Улучшение топливной экономичности автомо-бильного дизеля 6ЧН 10,5/12 за счет рациональной организации процесса смесеобразования Дис. канд. техн. наук. – Харьков. – 1998. – 219 с.
44 Семенов Б.И., Павлов Е.П., Копцев В.П. Рабочий процесс высокооборотных дизелей малой мощности. Л.: Машиностроение, 1990. – 240 с.
45 Мичкин И.А., Молчанов К.К. О некоторых причинах за коксования сопловых отверстий много дырчатых распылителей. Тр. НАТИ, вып. 173, 1964.
46 Дьяченко В.Г. Основы теории рабочего процесса в двигателях внутреннего сгорания. – Киев: УМК ВО, 1988. – 95 с.
47 Гальговский В.Р. О выборе числа сопловых отверстий в распределителе и диаметра камеры сгорания в дизеле с непосредственным впрыском топлива. Изв. Вузов. – Машиностроение, 1970, №3, с. 65-69.
48 Камфер Г.М., Семенов В.Н. Анализ взаимосвязи диаметра камеры сгорания и интенсивности движения воздушного заряда в дизеле. – Л.: «Двигателестроение» №10, 1983. – с. 3-5.
49 Тимченко А.И., Жилин С.С., Кабанов А.И., Тимченко Д.И. Метод расчета ориентации топливных струй в камере сгорания дизеля с объемно-пленочным смесеобразованием // Автомобильный транспорт. − Харьков: ХНАДУ, 2005. − № 17.
50 Мичкин И.М. О проектировании сопловых отверстий многодырчатых распылителей «Тракторы и сельхозмашины», №7, 1965.
51 Пик О.К. Кинетика нагревания топливной пленки //Изв. вузов. Машиностроение. – 1969. - №3. – С. 95-99.
52 Сахаревич С.В., Жадан П.В., Воронков А.И. Результаты доводки рабочего процесса высокооборотного дизеля воздушного охлаждения. //Тезисы докл. ВНТК/НАТИ. – М. – 1985. – С. 40-41.
53 Парсаданов И.В. Повышение качества и конкурентноспособности дизелей на основе комплексного топливо-экологического критерия Х. – НТУ «ХПИ». – 2003. – 244 с.
54 Камфер Г.М., Семенов В.Н. Ориентация топливных струй в дизелях с преимущественно объемным смесеобразованием при различной геометрии камеры сгррания. «Двигателестроение», №12, 1985. – с. – 49 – 51.
55 Стечкин Б.С., Генкин К.Н. Индикаторная диаграмма, динамика тепловыделения и рабочий цикл быстроходного поршневого двигателя. М.: из-во АН СССР, 1960. – 197 с.
56 Тимченко И.И., Мац З.З. Концептуальные вопросы разработки метода оптимизации показателей работы автотракторных дизелей. Вестник ХГАДТУ, вып. 1, 1995. - с. 31-32.
57 Мац З.З., Тимченко И.И. Новые методы расчетного исследования индикаторного цикла дизелей. Вестник ХГАДТУ, вып. 3, 1996. – с. 16 – 20.
58 Звіт з НДР “Поглиблення теоретичних основ робочого циклу двигунів і на їх базі розроблення уточнених цифрових моделей з метою забезпечення найбільш раціональних економічних і екологічних показників роботи автомобільних двигунів” (заключний), Харків, ХГАДТУ, 2000 р. – 97 с.
59 Мац. З.З. Инженерные методы расчетов рабочего процесса и совершенствование систем воздухоснабжения мощных двигателей транс-портного назначения. Докт. диссертация, Харьков, 1988 – 406 с.
60 Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Справочник. – Л.: Машиностроение, 1974. – 264 с.
61 Камфер Г.М. К тепловой теории воспламенения распыленого топлива. «Известия вузов». Машиностроение. – 1972. №6. – 276 с.
62 Лышевский А.С. Распыливание топлива в судовых дизелях. – Л.: Судостроение, 1971. – 248 с.
63 Lauer K.H., Lehrer P. Die Erzeugung von Eedgas Haus Klar-und Deponiegas// GWF-Gas/Erdgas, 1985, Bd. 126 № 10/11, s. 564.
64 Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М. – Свердловск, Машгиз, 1962. – 265 с.
65 Гончар Б.М. Численное моделирование рабочего процесса дизелей. «Энергомашиностроение». № 7, 1968. – с. 14 – 15.
66 Тодес О.М. и др. Исследование кинетики комплексной струи жидкости /Физика аэродимперсных систем. Вып. 4. – 1971. – с. 100 – 105.
67 Минкин З.М. Оценка аэродинамических свойств камер сгорания в поршне и крышке цилиндра. – Двигатели внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение. 1965.
68 Гальговский В.Р., Каракулин И.Ф., Вихерт М.М. О движении воздуха в цилиндре дизеля с камерой сгорания типа ЯМЗ. В сб.: «Труды НАМИ», вып. 140. М. 1973, с. 3 – 23.
69 М 105-а new turbocharged iPi diesel engine. Lange K., Goschler B. Hennng R., Krame F., «Saf .Techn.Pap.Ser. », 1982,№820114б , 7 p.p.
70 Мoteurs Perkins pour Volksvawagen LT 28P-35D. «Rev. techn. Diesel» 1981, №110, 14 – 19.
71 Truch engine configuration offers t - 10 % fuel savings. Steider jim. «Diesel Progr. North Amer.», 1982, 48, №3, 36 – 37, 40.
72 Бектемиров А.С., Ваулин А.И., Собенников Е.М. Определение скорости вихря в камере сгорания бензинового двигателя. – В кн.: Рабочие процессы автотрактоных двигателей и их агрегатов. Сб. научн. тр. МАДИ. М., 1983. – с. 84 – 90.
73 Mitsunobu O., Hiroshi S. A study on the behavior of a fuel droplet injected in to the combustion chamber of a diesel engine. “SAE preprints”, s.a. №670468, 1967.
74 Маркелов Н.А. Исследование влияния процесса смесеобразования на индикаторные показатели дизелей. Автореферат канд. диссертации, Саратов, 1969.
75 Хмелик Б.Я. Исследование влияния основных параметров закона подачи топлива на работу одно камерного тракторного дизеля. Дис. канд. техн. наук. Харьков, 1964.
76 Майер Я.М., Копылов М.Л. К вопросу об определении конца сгорания в дизелях. Сб. ДВС, вып.. 2, ХГУ, 1966.
77 Apostolescu N. Considatii asupra desfǎ suzǎrii azderii ǐn inotoarelecu aprindere přin comprimare rapidecu ijectǐe directǎ “Bul. Just. polit. Bucuresti”, 27 №4, 1965.
78 Urlauf A., Muller E. Experimental and theoretische untersuchungen zur Frage der Agbaswualitat von M-Dieselmotoren// Automobiltechn. – Z. – 1973. – 75. - №10. – рр. 351-357.
79 Бондарь А.Г., Статюха Г.А. Планирование эксперимента в химической технологии. –Киев «Вища школа». – 1976. – 184 с.
80 Пелепейченко В.И. Улучшение показателей двигателей внутрен-него сгорания на основе совершенствования локальных характеристик процессов газообмена. Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. техн. наук. – Харьков – 1995.
81 Парсаданов И.В. повышение качества и конкурентоспособности дизелей на основе комплексного топливно-экологического критерия Х.: НТУ «ХПИ», 2003. – 244 с.
82 Свиридов Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. – Л.: «Машиностроение», 1972. – 242 с.
83 Русинов Р.В., Петриченко Р.М. Полуэмпирический метод расчета длины распыленной струи топлива в дизелях /Двигателестроение. Вып. 3. – 1982. – с. 9 – 12 с.
84 Жадан А.С. Совершенствование смесеобразования в двухтактных тепловозных дизелях путем рационального распределения топлива в камере сгорания. Автореферат канд. диссертации. Харьков, 1987.
85 Gheorghe Borila. Un model de distributie a combustibiluni in spatiul de ardere al motorului diesel cu injectie directa si cu impact controlat al jcturilor cu peretii// Buletinul Institutului Politehnik’, Cheorghe Gheorghin Dej. – Bucuregti. – Seria necanica. – t, XLI – 1979. - №1, - рр. 69-81.
86 Копылов М.Л., Разлейцев Н.Ф., Васильченко И.Д. , Коряги И.Н. Влияние характеристик впрыскивания топлива на показатели смесеобразования в дизеле с повышенной температурой стенок КС// Сб. ДВС. – Харьков. – 1987. - №45. – С. 7-15.
87 Толстов А.И. Индикаторный период запаздывания воспламенения и динамика цикла быстроходного дизеля с воспламенением от сжатия. /Тр. НИЛДа №1, 1955. – с 5 - 55.
88 Семенов Н.М. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. – М.: Изд-во АН СССР. – 1954. – 350 с.
89 Richard J.B. Way investigations of interaction between swirls and jets /SAE prepr. – 1977. № 770412. – 14 p.
90 Подача и распыливание топлива в дизелях /Астахов И.В. и др. М.: Машиностроение. – 1972. – 359 с.
91 Разлейцев Н.Ф., Парсаданов И.В., Прохоренко А.А. Влияние параметров топливоподачи на токсичность автомобильного дизеля /Сб. ДВС. – ХГПУ. – вып. 55. – 1995. – с. 154 – 158.
92 Соколик А.С. О физико-химической природе самовоспламенения и сгорания в двигателях от сжатия. – Двигатели с самовоспламенением от сжатия. вып. №18. – 1951. – с. 35 – 55.
93 Барабащук В.И. и др. Планирование эксперимента в технике. – Киев.: Техника. – 1984. – 200 с.
94 Егоров А.Е. и др. Исследование устройств и систем автоматики методом планирования эксперимента. – Х.: «Вища школа». – 1986. – 287 с.
95 Шейнин А.М. Эксплуатационная топливная экономичность автомобилей. М.: Автотрансиздат, 1963. – 167 с.
96 Рыкова И.В.Выбор и обоснование параметров топливной аппаратуры перспективных автотракторных дизелей при интенсификации впрыскивания Дис. канд. техн. наук 2001. – 290 с.
97 Патент ФРГ, №2249766 заявлено 11.10.72, опубликовано 10.03.77.
98 Бектимиров А.С. Определение скорости вихря в камере сгорания. «Рабочие процессы автотракторных ДВС и их агрегатов». Сб. МАДИ. – 1983. – с. 84 - 90.
99 Казачков Р.В. и др. Исследование влияния интенсивности процесса впрыскивания топлива на показатели форсированного двигателя. Х.: ХПИ. Сб. ДВС. вып. №26. – 1977. – с. 36 – 42.
100 Mischke Arthur, Гränkle Gezhard. Die Verbrennungsentwicklung dez neuen Mercedes – Benz Nutzfahzzeug – Diesel motoren OM-442 und OM-442LA … Teil 1, „Automobiltecha Z.”, 1987,89, №4, 165-169, 172.
101 Тимченко А.И., Цыбульский В.А., Тимченко Д.И. Исследование режимов приработки дизеля СМД-900. «Автомобильный транспорт», № Х.: 2004. С.
102 Технический АКТ №1617-94, Харьков ГСКБД, 1994 – 4с.
103 Парсаданов І.В., Строков О.П., Копачов М.Ф. та інш. Поршень для дизеля, патент UA №32202, С2 выд 04.12.1979 р.
104 Фунг Суан Тхо. Улучшение эксплуатационных показателей газовых автомобилей за счет применения регулируемого динамического наддува (на примере автомобиля ГАЗ-4301). – Диссертация канд. техн. наук, Харьков, 1992. – 159 с.
105 Хомич А.З. Топливная эффективность и вспомогательные режимы тепловозных дизелей. М.; «Транспорт». 1987. – 271 с.
106 Бродский В.З. и др. Таблицы планов эксперимента для факторных и полиноминальных моделей. – М.: Металлургия, 1982 г. – 752 с.
107 ГОСТ 18509-80. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. – М. – 57 с.
108 ГОСТ 14846-81 (СТ СЭВ 765-77). Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. – М. – 54 с.
109 Каніло П.М., Бей І.С., Ровенський О.І. Автомобіль та навколишньо серидовище /Х.: “Прапор”. – 2000. – 304 с.
110 Прохоренко А.О. Оценка резервов улучшения экологических показателей автомобильного дизеля на основе выбора рациональных параметров рабочего процесса. Дис. канд. техн. нук .Х. – 1998. – 215 с.
111 Абрамчук Ф.И., Пойда А.Н. и ДР. Новая автоматизированная система исследования и диагностирования автотракторных двигателей. «Автомобильный транспорт», № Х.: 2006. С.
112 Махов В.З. Процессы горения в ДВС. М.: МАДИ. – 1981. – 76 с.
113 Топливные системы и экологичность дизелей / И.В. Астахов и др. М.: Машиностроение. – 1990. – 288 с.
114 Патентом Украины 6F02В23/06. Поршень для дизеля/ Авт. Парсаданов И.В., Строков А.П., Корпачев М.Ф. и ДР. от 15.04.2002.
115 ДСТУ 4276: 2004. Національний стандарт України. Атмосфера. Норми і методи вимірювань димності ВГ автомобілів з дизелями або газодизелями. – Київ, 2004 – 9 с.
116 ГОСТ 17.2.2.02-98. Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности ОГ дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, Киев. – 7 с. 2000. –
117 Мидзамото. Испарение и зажигание топлива на горячей поверхности// Нихон кикай такай ромбуисю. – 1978. – 44. - № 380 рр. 1366 – 1373.
118 Lustgarten George, Modelluntersuchungen zur Gemischbildung and Verbrennung im Dieselmotor// MTZ. – 1974. – 38, №9 рр 273 – 281.
119 Эфрос В.В., Дронов Е.А., Панов В.В. и др. Семейство дизелей для малогабаритной мобильной и стационарной техникик. – Л.: «Двигателестроение», №5, 2000. – с. 22 – 25.