Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства речевого воздействия в современном репортаже

Работа №50047

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

журналистика

Объем работы26
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
474
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере журнала «Русский репортер».
Введение 2
Глава 1. Речевое воздействие в средствах массовой информации 5
1.1 Понятие речевого воздействия 5
1.2 Приемы речевого воздействия в современных СМИ 8
Глава 2. Средства речевого воздействия в журнале «Русский репортер» 14
2.1 Словообразование, языковая игра как средства речевого воздействия 14
2.2 Речевое воздействие с помощью фотографии 19
Заключение 22
Список литературы 25

Актуальность. Основными функциями журналистики являются просветительская и воздействующая. За последние годы средства массовой информации стремительно развивались, в том числе и благодаря техническому прогрессу. На фоне развития воздействующая функция в большей мере вытеснила просветительскую.
Современная медиасреда обеспечена достаточным количеством манипуляторных методов влияния на общество и успешно ими пользуется. Одним из методов влияния на сознание аудитории является речевое воздействие.
Речевое воздействие осуществляется с помощью особых языковых единиц. Исследования социологов и наблюдение журналистов-практиков говорят о том, что главенствующая воздействующая роль принадлежит именно способам речевой формы подачи информации, к которым и относится экспрессивная лексика.
Сегодня наличие воздействующей функции текста средств массовой информации становится всё более очевидным. Превалирующее количество знаний о действительности мы получаем именно из медийных каналов, из новостей, видеотрансляций, Интернет-публикаций. Подобные сообщения построены таким образом, что воспринимаемая информация приобретает статус общественного мнения – необходимое суждение моделируется посредством определённых лингвистических средств и проецируется на массового реципиента в предпочтительном отправителю ключе.
Как любая речевая деятельность, воздействие осуществляется в виде отдельных речевых актов. Речевой акт, непосредственно направленный на коммуникативное влияние и закрепленный в речевой практике, является приемом речевого воздействия на адресата. Реализация приема воздействия осуществляется в виде той или иной речевой конструкции, включаемой в текст как его прагматически значимый компонент.
С помощью таких конструкций осуществляется субъективно-модальное фокусирование в области объективно-логического содержания текста. Совокупность прагматически значимых компонентов отражает коммуникативную цель автора и образует прагматический (субъективно-модальный) компонент текста, его прагматическую программу, корректируемую требованиями функционального стиля и жанра.
Воздействующая функция реализуется участниками медиакоммуникации путём применения различных речевых приёмов, которые используются говорящими с целью воздействия на сознание реципиента и, таким образом, навязывания аудитории своего мнения. «Решающее значение для успешного убеждения имеет не только логика изложения доводов, но и форма их презентации. Зачастую персуазивные высказывания облекаются в такую форму, которая отвлекает от содержания, и тогда говорят о скрытом воздействии – манипуляции» .
Таким образом, актуальность темы данного исследования очевидна – владение средствами речевого воздействия на аудиторию позволяет формировать определенное отношение к какому-либо вопросу, а порой и коллективное сознание общности людей.
К проблемам речевого воздействия обращались в своих изысканиях, например, М. Н. Володина , Т. А. Воронцова , Т.С. Дроняева , A.A. Любимова , П. Б. Паршин , О.А. Рубанова , И.А. Стернин , Е.В. Шелестюк и др.
В работе использовались описательный метод, методы исследования оценочный и метод анализа
Объект – средства воздействия в современном репортаже.
Предмет – средства речевого воздействия в современном репортаже на примере журнала «Русский репортер».
Цель – проанализировать средства речевого воздействия в репортажах современных средств массовой информации.
Задачи:
- дать понятие речевого воздействия;
- проанализировать приемы речевого воздействия в современных СМИ;
- рассмотреть средства речевого воздействия в жкрнале «Русский репортер».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тексты журналистов олицетворяют и мысли, и чувства. У них самый широкий охват лексики: от научных работ и терминологии до жаргонизмов, разговорной речи и выхода за рамки литературного языка. Благодаря такой универсальности публицистики речевое воздействие на аудиторию в современном репортаже оказывает колоссальное значение.
Разнообразие приемов использования журналистской лексики говорит о ее действенности и широкой направленности. На конкретных примерах мы можем видеть особенности стилистического применения словарных конструкций в языковом творчестве журналиста. Также, четко визуализирована картина демократизации русского языка в целом.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что речевое воздействие в репортажах СМИ активно используется журналистами. Происходит это по нескольким причинам:
 Журналисты стараются привлечь внимание к своим работам и изданиям.
 Экспрессивно-оценочная лексика подспорье для успешного воздействия.
 Огромное количество новых слов, которые отображают изменения в жизни общества.
 Конкуренция между средствами массовой информации.
 Стремление идти в ногу со временем, не отставать от моды, что влечет за собой и употребление «модных» слов.
Современная лингвистика рассматривает проблему взаимодействия адресата и реципиента, изучает влияние языка на формирование в обществе определённых взглядов и установок. Особое значение интенциональность в выборе языковых средств имеет в политическом дискурсе средств массовой информации, обладающем манипулятивным потенциалом, поскольку от этого зависит успех политика либо политической кампании.
Значительное воздействие на общественное мнение оказывают публицистические тексты, посвящённые феномену политической корректности, носящему острополемический характер. Для убеждения публики авторы статей, освещающих это социокультурное явление, применяют определённые приёмы манипуляции, подчинённые конкретной коммуникативной цели.
Из проведенного анализа можно сделать вывод о широте применяемости и разнообразия возможностей, которые дают журналисту средства речевого воздействия. Благодаря эмоциональной напряженности текста выполняется манипуляторное воздействие на читателей, затрагиваются чувства жалости, несправедливости, откровенно вызывается агрессия и злоба.
Авторы современности не стесняются в выражениях и оценках, особенно в материалах, где они точно уверены в поддержке со стороны общества. Что касается политических статей, то в них журналисты более аккуратны к используемым лексическим единицам и предпочитают выбирать уже устоявшиеся выражения и штампы, которые несут в себе не меньший, а иногда и больший эмоционально-напряженный контент.
Язык СМИ богат на эмоционально-оценочную лексику, а она в свою очередь, играет одну из главных ролей в публицистике. Журналисты современных изданий используют самые разные средства речевого воздействия. Однако каждый для себя также делает вывод о корректности использования тех или иных приемов. Насколько размыты рамки не только грамотности современных СМИ, но и моральных устоев.
Особое внимание требуется уделить стилистике и правилам корректного использования в средствах массовой информации, а также условия, критерии и факторы, регулирующие употребление экспрессивно-оценочной лексики в языке средств массовой информации
В современных лингвистических исследованиях всё более пристальное внимание уделяется проблеме средств речевого воздействия в процессе формирования общественного мнения. Одной из наиболее обсуждаемых тем остается информационно-коммуникационное влияние на массовую аудиторию посредством речевых стратегий и манипулятивных технологий, применяемых средствами массовой информации.
Таким образом, языковое воздействие является наиболее популярным и продуктивным способом скрытого воздействия на социум, при этом динамично развивающимся, и поэтому требует постоянного разностороннего изучения. Приемы речевого воздействия имеют лексический, грамматический, фонетический и графический уровни. На лексическом уровне используются различные выразительные средства языка. Для того чтобы защититься от манипулятивного воздействия необходимо знать механизмы и приемы использования различных манипуляций.



1. В мастерской фотожурналиста Сборник статей Текст / Под ред. О. А. Бакулина, Л.В. Сёмовой. – М., 2011. - 358 с.
2. Володина М. Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // СМИ как объект междисциплинарного исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - С. 14–31.
3. Воронцова Т. А. Речевая агрессия. Толерантность. Вежливость // Режим доступа: http://lib.sale/jurnalistika-knigi/rechevayaagressiya-tolerantnost-vejlivost-71650.html
4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: монография. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2013. - 194 с.
5. Дроняева Т.С. Фасцинативные сигналы в информационном тексте // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000. - С. 187–203.
6. Дубовицкая Л. В. Феномен креолизованного текста (на материале креолизованных текстов письменной коммуникации): дисс. … к. филол. н. - М., 2013. - 161 с.
7. Журнал «Русский репортер». Режим доступа: http://jurnali-online.ru/russkij-reporter/page/2
8. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с.
9. Земская Е.А. Литературная норма и неузуальное словообразование // Современный русский язык: Система– норма– узус. - М.: Языки славянских культур, 2010. - С. 207–253.
10. Любимова А. А. Языковые аспекты воздействия на общественное сознание: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 340 с.
11. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. — 45 с.
12. Паршин П. Б. Речевое воздействие // Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4be4c290-3db5-c4ef05a5-6aac5078c5b3/1009689A.htm.
13. Петрова Н. Е., Рацибурская Л.B. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 160 с.
14. Помырляну, Н. А. Речевое воздействие : способы, типы и приемы / Н. А. Помырляну // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2013. – №3. – С.71–78.
15. Рубанова О.А. Лексические средства усиления речевого воздействия в побудительных высказываниях // Режим доступа: http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article /viewFile/70/57.
16. Сергеечева В. Приемы убеждений. Стратегия и тактика общения. — СПб.: Питер, 2002. — 192 с.
17. Скороходова Е. Ю. Использование некодифицированной лексики в текстах СМИ // Филологические науки. - 2006. - № 3. - С. 100-108.
18. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. - Воронеж: «Истоки», 2012. - 178 с.
19. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж, 2001. - 227 с.
20. Якоба И. А. Эффективность медийного дискурса по критерию градации сил. // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2018. - № 4 (31). - С. 216–225.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ