Анализ безработицы в регионе РФ
|
В качестве региона взят Алтайский край.
Период исследования 2008-2018 годы.
Проведен подробный анализ тенденций и факторов безработицы.
Рассмотрены мероприятия по снижению уровня безработицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Рынок труда и его составляющие 5
1.2 Занятость и безработица, как основные характеристики рынка труда 8
1.3 Особенности государственной политики в области регулирования безработицы 12
2 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЫНКЕ ТРУДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 17
2.1 Тенденции безработицы на региональном рынке 17
2.2 Факторы, оказывающие влияние на уровень безработицы региона 22
2.3 Мероприятия по снижению уровня безработицы в регионе (на основании зарубежного опыта) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Период исследования 2008-2018 годы.
Проведен подробный анализ тенденций и факторов безработицы.
Рассмотрены мероприятия по снижению уровня безработицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1 Рынок труда и его составляющие 5
1.2 Занятость и безработица, как основные характеристики рынка труда 8
1.3 Особенности государственной политики в области регулирования безработицы 12
2 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЫНКЕ ТРУДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 17
2.1 Тенденции безработицы на региональном рынке 17
2.2 Факторы, оказывающие влияние на уровень безработицы региона 22
2.3 Мероприятия по снижению уровня безработицы в регионе (на основании зарубежного опыта) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в современных экономических условиях одной из концептуальных задач органов государственной власти, имеющих стратегическую направленность, выступает снижение уровня безработицы, как на федеральном, так и на региональном уровне.
В настоящее время ситуация, связанная с возможностью экономического развития, вновь ухудшилась, так как начало 2020 года ознаменовано падением рубля, а также пандемией коронавируса, который резко усилил кризисные тенденции практически во всех странах мира. Несмотря на то, что многие политики и экономисты отмечают завершение перехода к рыночной экономике, в Российской Федерации рынок труда формируется до сих пор. Исходя из этого многие проблемы, такие как регулирование занятости населения, региональные аспекты безработицы, неравномерная занятость и дифференциация заработной платы становятся в настоящее время наиболее актуальными, что подчеркивает теоретическую и практическую актуальность данной работы.
Отметим, что важной задачей государства также является повышение эффективности социальной защиты безработного населения, осуществляемой, как посредством активных, так и посредством пассивных методов. Активными методами являются: помощь в поиске работы, организация профессионального обучения или переобучения и т.д. К пассивным методам социальной защиты относят выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, а также пенсионное обеспечение безработных. В связи с пандемией вируса, максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 12130 рублей с апреля 2020 года.
Степень проработанности проблемы: данная проблема находит свое отражение в исследованиях различных авторов, в частности: Т.А. Давыденко, М.В. Кондакова, А.В. Завальнюк, Т.В. Зак, И.А. Морозовой, Ю.И. Мининой, И.В. Медянцева и так далее, что свидетельствует о высоком уровне проработанности вопроса.
Целью курсовой работы является анализ тенденций безработицы в Алтайском крае за период с 2008 по 2018 год, а также разработка мероприятий, направленных на нивелирование проблемы безработицы в стране.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
раскрыть теоретические аспекты регулирования безработицы в современных условиях;
провести анализ безработицы в Алтайском крае за период с 2008 по 2018 год;
разработать мероприятия, направленные на снижение безработицы в Алтайском крае.
Объектом исследования является безработное население Алтайского края. Предмет – государственное регулирование занятости населения.
Методологической основой курсовой работы является трудовое законодательство, а также региональные распоряжения и постановления, программные продукты и официальные статистические источники. Теоретической основой исследования являются труды различных авторов, материалы периодической печати, а также Интернет-ресурсы.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: экономические методы, аналитические, методы статистической обработки информации, методы системного анализа, системного подхода и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
В настоящее время ситуация, связанная с возможностью экономического развития, вновь ухудшилась, так как начало 2020 года ознаменовано падением рубля, а также пандемией коронавируса, который резко усилил кризисные тенденции практически во всех странах мира. Несмотря на то, что многие политики и экономисты отмечают завершение перехода к рыночной экономике, в Российской Федерации рынок труда формируется до сих пор. Исходя из этого многие проблемы, такие как регулирование занятости населения, региональные аспекты безработицы, неравномерная занятость и дифференциация заработной платы становятся в настоящее время наиболее актуальными, что подчеркивает теоретическую и практическую актуальность данной работы.
Отметим, что важной задачей государства также является повышение эффективности социальной защиты безработного населения, осуществляемой, как посредством активных, так и посредством пассивных методов. Активными методами являются: помощь в поиске работы, организация профессионального обучения или переобучения и т.д. К пассивным методам социальной защиты относят выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи, а также пенсионное обеспечение безработных. В связи с пандемией вируса, максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 12130 рублей с апреля 2020 года.
Степень проработанности проблемы: данная проблема находит свое отражение в исследованиях различных авторов, в частности: Т.А. Давыденко, М.В. Кондакова, А.В. Завальнюк, Т.В. Зак, И.А. Морозовой, Ю.И. Мининой, И.В. Медянцева и так далее, что свидетельствует о высоком уровне проработанности вопроса.
Целью курсовой работы является анализ тенденций безработицы в Алтайском крае за период с 2008 по 2018 год, а также разработка мероприятий, направленных на нивелирование проблемы безработицы в стране.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
раскрыть теоретические аспекты регулирования безработицы в современных условиях;
провести анализ безработицы в Алтайском крае за период с 2008 по 2018 год;
разработать мероприятия, направленные на снижение безработицы в Алтайском крае.
Объектом исследования является безработное население Алтайского края. Предмет – государственное регулирование занятости населения.
Методологической основой курсовой работы является трудовое законодательство, а также региональные распоряжения и постановления, программные продукты и официальные статистические источники. Теоретической основой исследования являются труды различных авторов, материалы периодической печати, а также Интернет-ресурсы.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: экономические методы, аналитические, методы статистической обработки информации, методы системного анализа, системного подхода и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
В современных условиях обеспечение занятости населения представляет собой комплекс социально-экономических и юридических гарантий, сущность которых заключается в снижении уровня безработицы посредством качественных методов, реализации права на труд, а также помощь в поиске места осуществления трудовой деятельности. Обеспечение занятости населения является стратегической задачей любого социального государства, что обусловлено соблюдением гарантий прав человека на оптимальный уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния населения, что является одним из аспектов, оказывающим влияние на экономическую безопасность государства в целом и регионов – в частности.
Методы регулирования занятости населения можно классифицировать на следующие группы:
организационные, в которые включаются следующие элементы: формирование общегосударственной системы поддержки занятости населения, формирование эффективной системы информирования органов государственной власти и населения о ситуации с занятостью, формирование государственной системы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;
экономические, в которые включаются следующие методы: льготное кредитование и налогообложение, содействие развитию предпринимательской деятельности, а также самозанятости населения, целевое финансирование предприятий;
административно-законодательные, которые включают в себя следующие аспекты: регламентация порядка заключения договоров, формирование целевых государственных программ, организация профессионального обучения населения и так далее. Вышеуказанные методы находят свое применение, как на государственном, так и на региональном уровне.
Необходимо отметить, что безработица может быть классифицирована по ряду различных признаков. Первым признаком являются причины возникновения безработицы. Так, в соответствии с данным признаком, выделяют: фрикционную, естественную, структурную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную и технологическую безработицу.
В качестве следующего классифицирующего признака может быть рассмотрен характер проявления, в соответствии с которым безработица классифицируется на открытую и скрытую. В соответствии со степенью учета и степенью охвата экономики, безработица классифицируется на: реальную, официальную, общую, региональную, отраслевую. Необходимо отметить, что в Российской Федерации наиболее распространены следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, скрытая.
На основании вышеизложенного можно констатировать тот факт, что безработица, как экономическая категория, выступает неотъемлемым элементом развития рыночной экономики, причиной чего является дисбаланс спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов. Отметим, что результатом безработицы выступает неизбежное снижение доходов населения, а также рост уровня социальной дифференциации, которая, в свою очередь, не всегда оправдана с экономической точки зрения.
Исходя из того, что безработица является неотъемлемой часть рынка, соответственно ее необходимо регулировать на государственном уровне для того, чтобы избежать негативных экономических и социальных последствий. Кроме того, долгий поиск работы оказывает существенное влияние на квалификационные качества работника, что, в свою очередь, снижает дальнейшие шансы на поиск высокооплачиваемой работы. Существенное влияние безработица оказывает и на финансовое состояние человека, а также возможность осуществления сбережений (на макроэкономическом уровне снижение объемов сбережений оказывает негативное влияние на инвестиционный потенциал государства в целом и регионов – в частности).
Проведенный анализ безработицы в Алтайском крае позволил сформулировать следующий вывод. В целом уровень безработицы имеет тенденцию к снижению на протяжении анализируемого периода. Основной причиной снижения уровня безработицы является политика государства в области занятости, а также расширение границ трудоспособного возраста.
При этом, приток в занятость населения, затронутого повышением пенсионного возраста, не вызывает напряжения на рынке труда, благодаря практически равноценной убыли в этот период занятого населения в трудоспособном возрасте.
В свою очередь, уровень занятости имеет тенденцию к росту, что является положительным фактором. При этом, увеличение уровня занятости достигается за счет увеличения количества экономически активного населения. На основании проведенного анализа был сделан вывод о том, что наибольшую долю в структуре занимают занятые в организациях с частной формой собственности. Наименьшую долю в структуре занимают предприятия собственности общественных организаций.
Наибольшая доля населения занята в торговле и обрабатывающем производстве – 15,9% и 14,1% соответственно, так как в последние годы на российском рынке труда идет перераспределение занятости между секторами экономики. В реальном секторе, на промышленных предприятиях, она становится меньше, а в сфере обслуживания заметно растет.
Так, в сельском хозяйстве работников стало меньше почти на миллион, или на 19,6 процента. В строительстве - на 62 тысячи, или 1,2 процента, в промышленности - на 358 тысяч человек, или 2,5 процента. Отток занятых из аграрного сектора - это многолетняя тенденция. Она связана и с сокращением сельского населения. А также с ростом производительности труда в отрасли. Стали востребованы высококвалифицированные специалисты, а такая потребность массовой быть не может. В промышленности больше всего занятость уменьшилась в таких видах экономической деятельности, как водоснабжение, организация сбора и утилизация отходов, обеспечение электрической энергией, газом и паром и в обрабатывающих производствах. Впрочем, и в промышленности есть сферы, где число работников растет. Речь идет о добыче, преимущественно - нефти и газа. Там рост составил 7,8 процента, или 113 тысяч человек.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что коэффициент напряженности на рынке труда в 2018 году соответствует показателю 2011 года. Данный коэффициент определяет соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы. Соответственно, можно сделать вывод о том, что спрос на рабочую силу превышает предложение, но ситуация на рынке труда не так напряжена, как в 2010 году, что в свою очередь свидетельвует об улучшении ситуации.
Методы регулирования занятости населения можно классифицировать на следующие группы:
организационные, в которые включаются следующие элементы: формирование общегосударственной системы поддержки занятости населения, формирование эффективной системы информирования органов государственной власти и населения о ситуации с занятостью, формирование государственной системы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров;
экономические, в которые включаются следующие методы: льготное кредитование и налогообложение, содействие развитию предпринимательской деятельности, а также самозанятости населения, целевое финансирование предприятий;
административно-законодательные, которые включают в себя следующие аспекты: регламентация порядка заключения договоров, формирование целевых государственных программ, организация профессионального обучения населения и так далее. Вышеуказанные методы находят свое применение, как на государственном, так и на региональном уровне.
Необходимо отметить, что безработица может быть классифицирована по ряду различных признаков. Первым признаком являются причины возникновения безработицы. Так, в соответствии с данным признаком, выделяют: фрикционную, естественную, структурную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную и технологическую безработицу.
В качестве следующего классифицирующего признака может быть рассмотрен характер проявления, в соответствии с которым безработица классифицируется на открытую и скрытую. В соответствии со степенью учета и степенью охвата экономики, безработица классифицируется на: реальную, официальную, общую, региональную, отраслевую. Необходимо отметить, что в Российской Федерации наиболее распространены следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, скрытая.
На основании вышеизложенного можно констатировать тот факт, что безработица, как экономическая категория, выступает неотъемлемым элементом развития рыночной экономики, причиной чего является дисбаланс спроса и предложения на рынке трудовых ресурсов. Отметим, что результатом безработицы выступает неизбежное снижение доходов населения, а также рост уровня социальной дифференциации, которая, в свою очередь, не всегда оправдана с экономической точки зрения.
Исходя из того, что безработица является неотъемлемой часть рынка, соответственно ее необходимо регулировать на государственном уровне для того, чтобы избежать негативных экономических и социальных последствий. Кроме того, долгий поиск работы оказывает существенное влияние на квалификационные качества работника, что, в свою очередь, снижает дальнейшие шансы на поиск высокооплачиваемой работы. Существенное влияние безработица оказывает и на финансовое состояние человека, а также возможность осуществления сбережений (на макроэкономическом уровне снижение объемов сбережений оказывает негативное влияние на инвестиционный потенциал государства в целом и регионов – в частности).
Проведенный анализ безработицы в Алтайском крае позволил сформулировать следующий вывод. В целом уровень безработицы имеет тенденцию к снижению на протяжении анализируемого периода. Основной причиной снижения уровня безработицы является политика государства в области занятости, а также расширение границ трудоспособного возраста.
При этом, приток в занятость населения, затронутого повышением пенсионного возраста, не вызывает напряжения на рынке труда, благодаря практически равноценной убыли в этот период занятого населения в трудоспособном возрасте.
В свою очередь, уровень занятости имеет тенденцию к росту, что является положительным фактором. При этом, увеличение уровня занятости достигается за счет увеличения количества экономически активного населения. На основании проведенного анализа был сделан вывод о том, что наибольшую долю в структуре занимают занятые в организациях с частной формой собственности. Наименьшую долю в структуре занимают предприятия собственности общественных организаций.
Наибольшая доля населения занята в торговле и обрабатывающем производстве – 15,9% и 14,1% соответственно, так как в последние годы на российском рынке труда идет перераспределение занятости между секторами экономики. В реальном секторе, на промышленных предприятиях, она становится меньше, а в сфере обслуживания заметно растет.
Так, в сельском хозяйстве работников стало меньше почти на миллион, или на 19,6 процента. В строительстве - на 62 тысячи, или 1,2 процента, в промышленности - на 358 тысяч человек, или 2,5 процента. Отток занятых из аграрного сектора - это многолетняя тенденция. Она связана и с сокращением сельского населения. А также с ростом производительности труда в отрасли. Стали востребованы высококвалифицированные специалисты, а такая потребность массовой быть не может. В промышленности больше всего занятость уменьшилась в таких видах экономической деятельности, как водоснабжение, организация сбора и утилизация отходов, обеспечение электрической энергией, газом и паром и в обрабатывающих производствах. Впрочем, и в промышленности есть сферы, где число работников растет. Речь идет о добыче, преимущественно - нефти и газа. Там рост составил 7,8 процента, или 113 тысяч человек.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что коэффициент напряженности на рынке труда в 2018 году соответствует показателю 2011 года. Данный коэффициент определяет соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы. Соответственно, можно сделать вывод о том, что спрос на рабочую силу превышает предложение, но ситуация на рынке труда не так напряжена, как в 2010 году, что в свою очередь свидетельвует об улучшении ситуации.
Подобные работы
- КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РФ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РФ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В РЕГИОНЕ (на примере республики Татарстан)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Управление инвестиционной привлекательностью регионов Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЫТ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Преодоление дифференциации социально-экономического развития регионов России (Региональная экономика и управление, Московский технологический институт)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Кадровый потенциал региона: условия и механизмы развития
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017



