Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сущность и характеристика социального воспитания детей (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №49984

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
550
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ СОШ № 43 (г. Нижневартовск).
Выборка: 30 учащихся 6-х классов составили экспериментальную группу, из них 15 девочек и 15 мальчиков.
Есть приложения ( методика и результаты исследования в табличном виде)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения проблемы социального воспитания 6
1.1 Социальное воспитание: сущность, принципы, цели и задачи 6
1.2 Специфика организации социального воспитания в образовательной среде 11
2 Экспериментальное изучение социальной воспитанности детей подросткового возраста 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 18
Заключение 27
Список использованных источников 28
Приложения 31

Актуальность исследования. Современный этап характеризуется значительными изменениями в жизни общества, происходит трансформация мировоззренческих позиций, изменение идеологических и ценностных ориентаций. В этой связи меняется отношение к молодому поколению. Современному социуму необходимо поколение социально-зрелых, активных и ответственных молодых людей, которые ориентированы на позитивную реализацию своего потенциала, способны не только адаптироваться к окружающему миру, но и творчески менять его.
Эффективность социального воспитания обучающихся во многом связана с учетом особенностей социальной ситуации развития личности субъектов образовательного процесса, предполагает использование культурного, интеллектуального, профессионального потенциала социокультурного окружения, направлена на интеграцию целенаправленных и средовых влияний на личность с целью осуществления ее эффективной социализации, гармоничной интеграции с обществом и миром – А.В. Мудрик и др. [18, с. 89].
Степень изученности проблемы. Подходы к понятию «социальное воспитание» раскрыты в работах О.В. Захаровой, А.В. Мудрик и др. В работах отечественных и зарубежных исследователей нашли свое отражение различные аспекты организации социального воспитания в образовательной среде – В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.А. Луков и др. Отметим также существование исследований, в которых описаны педагогические возможности социального воспитания для развития социальной активности субъектов образовательной среды – Н.А. Лиман, Е.В. Сараева, Н.Г. Черныш и др.
В настоящее существует противоречие между необходимостью организации социального воспитания в условиях образовательной организации и отсутствием специальных технологий по данной проблеме.
Проблема исследования: каким образом организовать социальное воспитание в условиях образовательной организации.
Объект исследования: социальное воспитание.
Предмет исследования: педагогические условия социального воспитания в образовательной организации.
Цель исследования: изучить специфику социального воспитания в образовательной среде.
Гипотеза исследования: социальное воспитание субъектов образовательной среды будет успешно, если:
- будут реализованы педагогические условия, учитывающие специфику этого процесса, обеспечивающие его эффективность;
- учтены личностные потребности, интересы и потенциальные возможности субъектов образовательной среды;
- взаимодействие участников образовательной среды будет реализовываться на основе позитивных, толерантных, партнерских отношений, усиления коммуникативной направленности;
- будут созданы специальные педагогические условия для развития социальной активности субъектов образовательной среды.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «социальное воспитание».
2. Описать специфику социального воспитания в условиях образовательной среды.
3. Экспериментально изучить особенности социальной воспитанности детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретические методы – анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение; эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование; методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования представлены:
- современной концепцией к социальному воспитанию на основе системно-деятельностного подхода – В.А. Луков, Е.В. Сараева и др.;
- подходами к понятию «социальное воспитание» – О.В. Захарова. А.В. Мудрик и др.;
- подходами к социальному воспитанию как средству развития социальной активности субъектов образовательного процесса – Н.А. Лиман, Н.Г. Черныш и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность разработать комплекс мероприятий по развитию социальной активности субъектов образовательной среды – подростков. Результаты исследования могут использоваться в практике воспитательной работы школы, учреждений дополнительного образования.
Этапы исследования:
1) Подготовительный этап (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
2) Основной этап (октябрь 2019 г.-декабрь 2019.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
3) Заключительный этап (январь2020-май2020.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
База исследования и выборка: 30 учащихся 6-х классов МБОУ СОШ № 43 (г. Нижневартовск).
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема социального воспитания является одной из наиболее острых для современного общества и образования, поскольку только «участвующая» или социально активная личность способна реализовать сложные социально-экономические и общественно-политические задачи, стоящие перед Россией. Новое формирующееся общество – это общество активных людей и этому ребенка необходимо учить в процессе его взросления.
Социальное воспитание определяется как интегральное качество личности, обеспечивающее осознанное деятельное отношение к миру, направленное на позитивное преобразование социальной действительности посредством удовлетворения личностных и социально- значимых потребностей в субъект-субъектном взаимодействии подростков между собой и с взрослыми.
Социальное воспитание в школе – это целенаправленная деятельность, организуемая педагогами школы и направленная на формирование основных качеств личности учащихся. Процесс социального воспитания в школе осуществляется в рамках обучения, воспитания и самообразования, в соответствии с психологическими особенностями личности учащегося. Данный процесс, включает в себя все имеющиеся средства педагогической деятельности. Его результатом является формирование общепринятой модели поведения.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов исследования показал, что у подростков в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком уровнях развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, И. В. Проблема личностной идентичности / И. В. Антонова // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара : Бахрах, 2014. – 254 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
3. Баландина, Г. А. Основы социально-культурного проектирования : учебное пособие / Г. А. Баландина – Пермь: ПГИК, 2016.– 124 с.
4. Басов, Н. Ф. Социальная педагогика : Учебное пособие для ВУЗов / Н. Ф. Басов. – Москва : КноРус, 2010. – 230 c.
5. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 874 с.
6. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. – Москва : Наука, 1984. – 174 с.
7. Дорофеев, Д. Ю. Развитие «самости» и «самополагания» личности подростка / Д. Ю. Дорофеев // Психологические исследования. – 2014. – №1. – С. 54-59.
8. Журавлёв, А. Л. Социально-психологическое пространство как частный случай психологического развития субъекта / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 45-49.
9. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
10. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. пособие / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
11. Консвисарева, Л. Б. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи : дис. … канд. пед. наук / Л. Б. Консвисарева. – Кострома, 2016. – 177 с.
12. Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов-на-Дону : Феникс. 2001. – 187 с.
13. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика : Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. – Москва : Academia, 2014. – 288 c.
14. Леньков, Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование : учеб. пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент» / Р. В. Леньков. – Москва : ЦСП и М, 2013. – 192 с.
15. Лиман, Н. А. Методы социального воспитания / Н. А. Лиман // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 56-62.
16. Луков, В. A. Социальное воспитание : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / В. А. Луков. – Москва : Изд- во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.
17. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Основы курса : Учебник / Л. В. Мардахаев. – Москва : Юрайт, 2014. – 376 c.
18. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб.пособие / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2015. – 184 с.
19. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика: Учебник / Ф. А. Мустаева. – Москва : Риор, 2013. – 256 c.
20. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
21. Сараева, Е. В. Самопрогнозирование как механизм саморазвития / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
22. Симоненко, В. Д. Социальное воспитание в школе / В. Д. Симоненко. – Брянск, 2016. – 225 с.
23. Собчик, Л. Н. Введение в психологию индивидуальности [Текст] / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 741 с.
24. Стенина, Т. Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне / Т. Л. Стенина. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 129 с.
25. Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Москва : КНОРУС, 2014. – 336 с.
26. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е. И. Тихомирова. – Москва : Academia, 2015. – 16 c.
27. Шалимова, Д. В. Формирование социальной активности будущих специалистов в воспитательной среде вуза : дис. … канд. пед. наук / Д. В. Шалимова. – Кемерово, 2015. – 225 с.
28. Щукина, М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии / М. А. Щукина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
29. Чекулаенко, В. Л. Общая социальная педагогика. Основы теории : Учебное пособие / В. Л. Чекулаенко. – Москва : Инфра-М, 2017. – 160 c.
30. Черныш, Н. Г. Социализация подростков в условиях дополнительного образования / Н. Г. Черныш // Социус. – 2014. – №5. – С. 42-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ