Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эколого-географического образа территории средствами краеведения

Работа №49971

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы исследования проблемы формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения 6
1.1. Формирование эколого-географического образа территории 6
1.2. Краеведение: сущность, содержание, структура понятия 22
Глава II Методика формирование эколого-географического образа территории средствами краеведения 32
2.1. Цель, задачи, этапы и методы формирования эколого-географического
образа территории средствами краеведения 32
2.2. Краеведение как средство формирования эколого-географического образа
территории 46
Глава III Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-географического образа территории 55
3.1. Содержание и технологии формирования эколого-географического образа
территории средствами краеведения 55
3.2. Интерпретация материалов исследования 59
Заключение 84
Литература


B нашей стране, самой большой по площади в мире, чрезвычайно важна географическая грамотность населения, как одна из составляющих общей культуры. B связи с этим, одним из важнейших компонентов образования является географическое мышление. B основе географического мышления лежит система географических знаний и умений. Формирование географических понятий начинается с представлений, которые тесно связаны с географическими образами.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости и своевременности изучения проблемы формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания в преподавании географии и экологии в Республики Татарстан. Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор.
Значительная степень разработанности проблемы исследования формирование эколого-географического образа территории средствами краеведения в педагогической науки нашла отражение в трудах К.Д. Ушинского, Н.Н. Баранского, И.И. Бариновой, А.С. Баркова, Г.Ф. Строева, Д.С.Лихачева, С.В.Колесника, А.С. Тайсина, И.Т. Гайсина, Хусаинова З.А., Г.С. Самигуллиной и других.
Противоречие проявляется между предъявляемым современным требованием в преподавании географии и ситуацией, в которой нет понимания образа территории у современных школьников не только своего края, но и страны и мира в целом.
Проблема формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Проблема исследования: использование средств краеведения в процессе формировании эколого-географического образа территории.
Целью исследования является рассмотреть возможности формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения, получение нового знания о формировании эколого-географического образа территории средствами краеведения и технологиями формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1) Систематизировать теоретические основы формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения.
2) Определить методику формирования эколого-географического
образа территории средствами краеведения.
3) Разработать методику формирования эколого-географического
образа территории средствами краеведения.
Объект исследования процесс формирования эколого-географического образа территории.
Предмет исследования - формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения
Гипотеза исследования - успешное формирование эколого-географического образа территории возможно при использовании краеведческого материала.
Практическая значимость определяется тем, что разработан материал, позволяющий повысить уровень сформированности эколого-географического образа территории средствами краеведения школьников. Результаты исследования могут обогатить практику работы учителей географии и экологии. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для разработки дидактических пособий и информационно- дидактических материалов в помощь учителю географии и экологии.
Новизна работы заключается в том, что краеведческий аспект востребован в практике отечественного образования для формирования эколого-географического образа территории средствами краеведения.
Опытно-экспериментальная база. Исследования проводились на базе гимназии № 155 города Казани. В экспериментальной работе в период исследования участвовало 28 учащихся и 2 учителей.
Апробация результатов исследования. Основные положения, ход исследования, выводы и рекомендации обсуждались на научно-методических семинарах учителей географии и естественнонаучных дисциплин школ и гимназий Ново-Савиновского района города Казани.
Материалы исследования опубликованы в сборнике «Преемственность эколого-географических исследований: сборник статей студентов, аспирантов и преподавателей / Сост. Е.И. Власова. - Вып. 16. - Казань: К(п)Фу, 2017. - 69 с.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общим объемом 91 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Материал, представленный в выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) позволяет сделать следующие выводы.
Образ территории - сумма представлений о пространстве со специфическими закономерностями развития. На развитие этого образа влияют факторы внутренние: природа территории, история освоения, социальная структура, отрасли хозяйства, расселение, и внешние: географическое положение, роль в истории страны, история восприятия территории и т. д.
Анализируя ряд определений «краеведения» известных ученых - краеведов, и других, мы пришли к выводу, что краеведение тесно связано с территорией - образом территории.
При написании исследовательской работы мы учитывали специфику формирования эколого-географического образа территории с учетом современных требований ФГОС в рамках регионального курса «Краеведение», факультативного курса «Краеведение», метапредметного курса «Краеведение». Мы подразумеваем более широкое использование активных форм обучения и использование средств краеведения: в рамках классно - урочной формы - лекций, семинаров, практических работ, диспутов, ролевых игр, проблемных практических и самостоятельных работ; в рамках внеклассной работы - экскурсии, исследования, интеллектуальные игры, практические работы на местности, участие в конференциях и т.д.. Всё вышесказанное позволяет выделить аспекты краеведения, которому присущи следующие черты:
- интегративный характер, обеспечивающий формирование у учащихся целостного восприятия региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении различных предметов;
- особое значение воспитательной функции;
- выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, поскольку при локализации задач самостоятельные и коллективные исследовательские работы школьников выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях предоставлять общественный интерес;
- несравнимо большие возможности выхода на субрегиональные вопросы изучения местного материала, в сравнении с другими школьными предметами.
Формирование эколого-географического образа территории средствами краеведения происходит согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и территории своего края в качестве ведущего начала, легче формируются представления о территории более масштабного изучения во время школьного курса географии и других общеобразовательных дисциплин, и в целом на всесторонне развитие личности и гражданина совей страны.
Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлении о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным своего рода эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстрации в преподавании географии; а работа учащихся по изучению края - средство для непосредственного познания



1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / «Российская газета» 21 июня 2012 г.
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования (5-9 кл). / «Российская газета» 17 декабря 2010 г.
3. Авдуевская И. А. Краеведение. [Электронный ресурс] // Учебные материалы ВГУЭС: сайт. — URL:http://abc.vvsu.ru/Books/kraeved_up/page0001.asp(дата обращения 23.12.2015)
4. Баранский Н.Н. Моя жизнь в экономгеографии.— М.: Изд-во Моск. ун-та,
2011.
5. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 2008. 158с.
6. Барков А.С. О научном краеведении.- В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961г.
7. Белаш Е.Ю., Замятина Н.Ю. Особенности географической репрезентации социокультурных регионов России в характеристиках субъектов РФ // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 63-71
8. Берлянд A.M. "Образ пространства: карта и информация", М.: Мысль, 2016. 276с.
9. Васильев С.В. Использование локальных краеведческих атласов в экологической подготовке школьников. // Актуальные проблемы средств обучения биологии, географии в школе и ВУЗе. Сборник тезисных докладов Международной научно-практической конференции 29-31 января 2012 г. - М., 2012. - С.133-134.
10. Васильев С.В., Кононова Г.А. Формирование образа территории в школьном краеведении. Ж. «География в школе», №6, 2015. С. 54-57.
11. Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Хабибуллин М. М., Виноградова Н. В., Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского МР РТ) Молодой ученый.№ 11(115), 2016г. с.566-568.
12. Гайсин И.Т. Моргацкая Д.А. Школьные годы - время расцвета интеллектуального и творческого потенциала / Организация географо-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе. Матер. регион. НПК (г. Буинск,17-18 апреля 2015г.). - Казань, 2015. -С.6-9.
13. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И. Использование краеведческого аспекта на уроках географии на примере памятника природы "Река Иганя" Восточного Закамья Республики Татарстан. Научные труды гос. природного заповедника "Присурский"/Пол общ.ред.Л.В. Егорова. -Чебоксары, 2015.Т.30.Вып.2 -212-214.(Матр.4 Междун.НПК"РольООПТ в сохранении биоразнобразия"(Чебоксары,21 -24 окт.2015г)
14. Гайсин И.Т., Федророва Т.Т. Роль и место высшего и школьного географического образования в современном российском обществе/ Организация географо-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе. Матер. регион. НПК (г. Буинск 17-18апреля 2015г.). -Казань, 2015. -С.3-5.
15. ^емранова А. Д. Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 941-945.
16. Гладкевич Г.И. Создание географических образов
территории / Журнал «География» №12.2016
17. Душина И. В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях.- М., «Дрофа», 2007. — 512 с.
18. Жуковин И.Б. Моделирование содержания эколого-краеведческой
подготовки учителя географии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - СПб., 2006.
- 18с.
19. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов: Знак; Москва; 2016.
20.Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. - Оренбург, 2015. - № 25.
- С. 117.
21. Иванов Ю.П. Как помочь школьнику совершить «малое географическое открытие». Ж. «География в школе», №5, 2014.
22. Козлова Ю.В. Краеведение. М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.
23. Кононова Г.А. Психолого-педагогические особенности формирования образа территории в краеведении. //Конференция педвузов московского региона. Экология и география: Проблемы подготовки учителя. М., 2015, с. 139-142.//
24. Краеведческий компонент в системе школьного географического
образования, 2016.http: //pandia.ru/text/77/294/83882. php
25. Кривошапкина О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт): Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 206с.
26. Лавренова О.А. "Время больше пространства..." // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - N 338 (сент.) - С. 52-56.
27. Лихачев Д.С.. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура: сб. / сост. Л. Р. Мариупольская. - М.: Искусство, 2015. - С. 159 - 173.
28. Лихачев Д.С. Краеведение // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2014. - С. 71 - 87
29. Манзадей О.А. Формирование географического образа своего края.
Краеведение в вузе и школе. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции//, М.: 2014. МЦ РГО, с. 130-136
30. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.: Академия педагогических наук, 2013 г.
31. Махов С.И., Финаров Д.П. Разработка системы экологических понятий и умений в школьном курсе географии // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. - СПб.: Образование, 2014. - С.27¬30.
32. Морозова Г.А. Влияние краеведения на личность ученика. Ж. «География в школе», №4, 2007.
33. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. - М.: Академия,
2010. - 240с.
34. Никонова М. А. Краеведение. — М.: Academia, 2009. -192с.
35. Новиков А.М. Географический имидж государства. / Имидж
государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 /отв. ред. Д.П. Гавра. - СПб.: Роза мира, 2009. - 264 с.)
36.Овчинников Ф., Бакланов В. Слово об отчем крае. Сорочинск. 2013. 205стр.
37. Российский краевед [Электронный ресурс]: сайт —URL:www.roskraeved.ru
38. Самигуллина Г.С., Гафуров М.Т. Организационно-педагогические условия формирования эколого-экономических знаний учащихся 6-9 классов средствами естественнонаучных дисциплин. Образование и саморазвитие. -
2011. - №6(28). - С.131-136.
39. Самигуллина Г.С., Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Научная школа профессора И.Т. Гайсина «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодёжи». Материалы I Международной научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования в школе и вузе: теория, практика, перспективы». (Казань, 28-29 сент. 2012 г.) /Отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань: изд-во «Отечество»,
2012. - С.7 -13.
40. Самигуллина Г.С., Лотфуллина А.Н. Эмпирическая характеристика процесса патриотического воспитания учащихся X-XI классов сельских школ. Образование и саморазвитие. - 2013. - №2 (36). - С.114-119.
41. Самигуллина Г.С., Моисеева Л.В., Гайсин И.Т., Власова Е.И. Метаметодические аспекты реализации творческой деятельности в обучении эколого-географических дисциплин/ Life Science Journal 2014; 11(9s).P.341-345.
http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1109s/073 25349life1109s14 341 345pdf
42. Самигуллина Г.С. Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин / Образование и саморазвитие. - 2016. - №1(47). - С.41-46. (№ 1444 в перечне реценз. изданий)
43. Сайфуллин А. А., Абросимов И. А., Виноградова Н. В., Нугуманов Ф. Г., Гибадуллин Р. З. Сущность и формы организации эколого-географического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 849-852.
44. Тульчинский Г.Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. — 280 с
45. Экологическая парадигма в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин: монография /Г.С. Самигуллина Казань: Отечество,2016. - 101с. ISSBN 978-5-9222-1104-8
46. Сафиуллин А. З.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей,- М.: Просвещение, 2009.
47. Строев К.Ф. Краеведение. М.,2014.
48. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва. «Просвещение». 2008 год.
49. Финаров Д.П. Основные направления совершенствования эколого - краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. Материалы семинара. - СПб.: Образование, 2014.
50. Хусаинов З.А. Краеведение. Учебное пособие для вузов. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 050103.65 (032500) География. Татар. кн. изд-во. Казань-2011.
51. Хусаинов З.А. Краеведение. Учебное пособие с грифом УМО. Саарбрюккен (Германия) Изд-во Палмариум Академик Публишин. 2012.
52.Чащина З.В. Краеведческая работа в начальных классах. - М.: Просвещение, 2011. - 52с.
53.Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Воронеж: ВОИПКРО, 2012 г.
54. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Известия -
2013. - 23 декабря.
55. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. В поход с классом. Пособие для классного руководителя. Москва. «ТЦ Сфера» 2014г, стр. 5-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ