Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты организация обучения школьников средствами природы родного края 8
1.1 Краеведческий подход как основа школьного образования 8
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов 17
1.3 Эколого-географические аспекты изучения природы родного края 27
Глава 2. Организация педагогических условий изучения эколого-географических особенностей родного края 35
2.1 Использование краеведческого материала при формировании эколого-географических знаний 35
2.2 Результаты опытно-поисковой работы по организации обучения
школьников средствами природы родного края 74
Заключение 85
Список литературы 90
Приложение
Актуальность исследуемой темы состоит в том, как изучение родного края краеведческим подходом может благотворно влиять на изучения и формирования знаний о географии.
Краеведение, которое являться мощным структурой, можно использовать для формирования и воспитания у школьников знаний, умений в области эколого-географического образовании. В современном мире когда большой вопрос стал о том, что экологическая ситуация в мире дошла до пика. Мир, который человек бездумно, не разумно и не задумываясь, разрушал своим антропогенным воздействием. Привело к тому, что для современного общества в мире, так в нашей стране, экологическая культура и воспитание являются необходимой частью для того, что бы остановить возникшую ситуацию, и начать беречь и охранять окружающую нас среду. И наукой, которая могла бы соединить теоретическую часть географии и практику является Краеведение. Показать на примере локальных точек на местности, влияния человека и его последствий. Возможностей самим проанализировать и даже предсказать последующие последствия.
Краеведение в школе получило большое значение в обучении географии. Предмет активно помогает учащимся понять окружающий их мир на примере не теоретических знаний, а практических умений. И для достижения этих целей требуется большой труд.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс формирования географических знаний путем краеведческого подхода
Задачи исследования:
- на основе анализа педагогической, методической литературы по географии и краеведению выявить теоретические основы формирования географических знаний, раскрыть принципы краеведческого подхода;
-обосновать условия требуются для формирования географических знаний и умений при обучении краеведении;
- показать роль научно-исследовательской работы школьников в формировании географической знаний;
- осуществить опытно-экспериментальную проверку по организации обучения школьников методом природы родного края в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования: Организация обучения школьников при изучении природы родного края.
Объект исследования: подход в изучении географии.
Методологической основой исследования являются: проблемное обучение; взаимодействия человека и природы в процессе обучения; концепция краеведческого подхода к изучению географических знаний; важнейшие социальные и психолого-педагогические идеи о ведущей роли воспитания и образования в формировании и становлении личности; концепция саморазвития личности к экологическому воспитанию, патриотизму, любви к малой родине.
Теоретическая база работы: краеведческий подход как метод в изучении географии (К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов и др.); теоретические вопросы краеведения (Э. Ю. Петри, С. П. Аржанова и др.); теоретические вопросы школьного краеведения (А. С. Баркова, Н. Н. Баранского, А. А. Половинкина, В. П. Буданова, В. К. Кондакова и др.); Эколого-краеведческое образование (Б. Т Лихачев, З. А. Хусаинов, И. Т. Гайсин и др.); Пособие для учителей (А. Даринский, Л. Кривоносова, В. Круглова, В. Луканенкова);
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что использование принципов краеведения в учебном процессе недостаточны, нужно переосмыслить, изменить и повысить уровень сформированности элементов географических знаний и умений школьников. Результаты исследования, могут обогатить практику работы учителей географии и экологии. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для разработки дидактических пособий и информационно-дидактических материалов в помощь учителю географии.
Методы исследования заключаются в: наблюдении, анкетировании, опросе, тестировании, сравнении, эксперименте, анализе, синтезе, гипотезе, изучении и обобщении.
Апробация результатов исследования проводилась в гимназии № 155 Казани.
Научная новизна состоит в следующем, определены особенности и возможности организации обучения школьников средствами природы родного края. Выявлено и обосновано образовательные технологии используемые в процессе изучения родного края.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс организации обучения школьников по средствами природы родного края может более усиленным за счет внедрения краеведческого подхода при изучении географии, в частности активного использования внеклассных мероприятий (экскурсий, походов, кружков и др.)
Имеется противоречия в том, что использование изучения географии путем природы родного края краеведения подхода, в отличие от стандартного урока, возможно во время урока, то есть придется выделять из структуры урока какую то часть, что бы вместо нее поместить краеведческий подход, для этого нужно выделять время из основной темы урока.
Структура работы: диссертация состоит из двух глав. Введение, первая глава состоит их трех параграфов, во второй два параграфа, заключении, список литературы и приложение.
Краеведение - это комплекс наук, который базируется на изучении природы края, области, города, села, и даже улицы. А найти материал для учителя порой составляет большие трудности, особенно на территории локального масштаба. Как Н. Н. Баранский предупреждает, что «использование примеров из местной жизни — дело очень простое, но организация школьного краеведения — дело очень сложное, трудоемкое и далеко не легкое».
Решение географических проблем начинается на локальном уровне на определенно выбранной местности. Именно на таком опыте отчетливо отражается весь комплекс взаимосвязей компонентов природы. Дети начинают осознавать как велико их значение в природно-социальной сфере, что они могут как благотворно, так и пагубно влиять на мир, в котором они сосуществуют с природой.
Для учеников важной задачей является не просто изучение Географии путем интегрирования в нее краеведения. Но понимание того что учитель хочет добиться от них. Это исключительно важная задача для учителя.
Этим он вносит свой существенный неоценимый вклад. В формировании учащихся всего того, что не дает простое поверхностное изучение географии. Именно краеведение может сформировать множество качеств, которые не раскроются другими науками, это экологическое воспитание, логическое мышление, любовь к природе, родному краю, патриотизм и др.
В изучении предмета связь с географией не теряется, а наоборот краеведение ее дополняет. И такое дополнение не должно нарушать целостность знаний по географии. На разных этапах изучении краеведческий материал может использоваться по-разному. Он может, служит примером, на котором изучается тема. Или же объектом сравнения, который наглядно демонстрирует те особенности, которые нужно заметить и обратить на них внимание.
Учителю приходится пользоваться различными методами и приемами краеведения. Изучение программы не может проходить лишь в классе. Нельзя пользоваться наглядным материалом только из школьных окон. Необходимо включать разнообразную методику, например экскурсии, прогулки по индивидуальным маршрутам, посещение краеведческих музеев. Все это не так просто и требует усилий для учителя. Ему нужно найти способы заинтересовать детей. И сделать это нужно заблаговременно, подготовив все необходимое для выбранной цели и методики.
Изучение родного края предполагает также знакомство с природно-географическими, социально-экономическими и демографическими особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей.
Использование местного материала в учебных целях, обостряет внимание учащихся к фактам и особенностям, о своем родном крае. Они активно интересуются изменениями, которые доступны по средствам СМИ. Объем краеведческого материала может быть разным. В учебном процессе все зависит от значимости особенностей территорий, от исторически сложившихся условий края, его изученности и ценности.
Географическое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно должно быть близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа и частью окружающего его мира.
География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. В формировании знаний школьников по средствам природы родного края, а именно краеведческого, я бы даже сказал школьного краеведческого принципа невозможно без участия учениками занятий на природе. Ведь целью географического образования школьников является формирование целостной картины природы. Эти занятия раскрывают сущность географии, ее истинные методы изучения - это наглядность, опыты, наблюдения. Для этого учителями проводится большая работа. Ведь им требуется найти, изучить и создать порой условия на определенной местности, подходящей для решения поставленных задач. Которая была бы достаточна компакта в масштабе и отвечала бы всем требованиям учителя, необходимых для полноценной работы учащихся. Таким путем создаются тропы, которые способствует повышению научного уровня школьной географии и краеведческого образования, экологическая и воспитательная культура. Тропа служит для учеников своеобразной лабораторией, где они могут делать опыты, и различные наблюдения. Разумеется, географические тропы направлены не только на познание окружающего мира, путем краеведческих метод. Но так же играет огромную роль в формирование у учащихся их личностных качеств. Которые заключаются, в бережном отношение к природе, в воспитании к прекрасному, в эстетической красоте природы. И все это не только к определенному объекту, а к целой неотделимой части окружающего мира.
Используя краеведческий материал, учитель старается объяснить, конкретизировать, раскрыть и подтвердить научные понятия, явления, процессы фактами окружающей действительности из жизни природы и общества. Помимо того, чтобы выяснить глубину усвоения изучаемого материала, учитель обращается к учащимся за примерами из жизни своей местности, как говоря «жизнь всему научит».
Таким образом, использование широких возможностей в области краеведения позволяет сделать учебный процесс не только более доступным, но и содержательным и привлекательным. На сегодняшний день, в реалиях нового века общение с природой, с реально существующими социальными и экономическими объектами позволяет затронуть лучшие качества и чувства в душе школьника, и тем самым, сделать его лучше. Экскурсионно-туристическая и научно-исследовательская деятельность, являющаяся основой краеведения, способствует выработке и закреплению практических навыков и умений, позволяющих закрепить полученные и приобрести новые знания, сделать их твердыми и востребованными.
Будем откровенны, из опыта наблюдений, в последние время, газетных и журнальных публикаций по краеведческой тематике невероятно мало. Краеведческое образование находится в кризисе, особенно оказалась внеурочная краеведческая деятельность. Резко сократилось количество краеведческих кружков. По своим школьным годам могу четко сказать, учебные экскурсии и туристические походы стали все более редкими, у меня так их вообще не было. По рассказам и опросам моих сверстников, и людей которые со мной учились, лишь педагоги-энтузиасты сохраняют эти традиции и делают их нормой в своей педагогической деятельности. На мой взгляд, это свидетельствует о кризисе краеведения и в целом подхода. Можно назвать наверно немало причин этому, часть которых будет банальной на общем фоне современного образования, другая же скрытые причины. Для начала отсутствие административных стимулов, когда учитель географии, на протяжении многих лет, регулярно проводящий экскурсии и туристические походы, никем и никак не поощряется. Что конечно является тем составляющим нашего современного образования. Такая деятельность требует больших затрат и сил, средств и времени преподавателя (да и детей) - таким образом, учитель оказывается в ситуации, когда его инициатива, не кому не нужна. В том числе и родителям причиной этой так же по своей сути является идеалы современного общества. А то есть родители думают о материальной, физической составляющей, поэтому они отдают детей в секции направленные в эту сторону. Социальная ситуация в нашем обществе изменилась и криминогенная в том числе и учителей, и родителей, и учеников. И порой боятся без присмотра оставить свое чадо даже одного во дворе.
Таким образом, очевидно, мы находимся в неком тупике. И возможность изменить такую ситуацию имеются. Так как у нас федеративное государство и образование контролируется на местном самоуправлении. То можно было бы использовать имеющий огромный материал по краеведению нашей республики, который скопился за многие годы. Огромные количества старых карт территорий республики. Множество книг посвящённым разным темам ландшафта, водным ресурсам, животному миру, экономической географии, работы студентов, статьи преподавателей. Создать учебные материалы для учащихся каждого района отдельно или же сборник по краеведению республики Татарстан с отдельными районами. С поддержкой и частичным финансированием столицы при необходимости. Что в частности будет очень качественным скачком для не только формирования учащимися эколого-географических знаний, сохранение природы. А также прививать патриотизм, и любовь к родному краю.
Стремление развивать свой район, деревню, которая богата исторически, духовна, природой и др. Так что бы молодежь ни уезжала из деревень районов. Не происходило отток трудоспособного населения в крупные города.
Когда наш мир перешел в эпоху высоких технологий и компьютерная техника активна, используется в обучении. Множество знаний учащиеся питают из интернета, учебников и методичек электронного вида. И интернет является неотъемлемой частью в обучении. При помощи различных гаджетов (телефонов, планшетов, и других) они должны не только быть средством развлечения нужно внедрять в них приложения, различные установки, которые были бы на основе краеведения при заказе министерства образования. Используя при этом прошлый опыт и сделать его просто цифровым. С использованием цветных иллюстраций. Приложения в виде игр, для развлечения и обучения. На примере квеста, с вопросами и загадками о городе, республике, района. Такие же популярные игры просто переделать на современный лад. С вопросами и загадками о территории, истории, личностях и др. интересных фактах нашего родного края. На местных радио вещателях, на пример передача «Интересно будет знать»(«107.3 радио миллениум») рассказывают интересные исторические данные о городе, улицах, известных людях, событиях, памятников культуры. Конечно, все это еще бы поддерживалось правительством республики, которое могло увеличить эфирное время. Так же местными краеведами, которые активно бы снабжали информацией ведущий, и не было бы этих глупых повторений в эфире. И было больше интересных фактов для детей и взрослых. Опыт, оставшийся нам от советского времени, были отрывные календари, в которых писались интересные данные, рецепты, события, ключевые и памятные даты. Так же создавались определенные справочники. Например, в течение 10 лет, с 1960 по 1970 года в Пермском крае создавалось такие календари справочники, где также рассказывались астрономические данные и события края, исторические факты, и пропаганда советской власти в том числе. Все это можно было применить и на сегодняшний день, перезапустить все это только на современный тип. Который очень интересно преподносился бы. Так же можно было бы, скажем, на приложениях "карты", когда мы ищем улицу, или же дом по геолокации в навигаторе, выходила бы заставка с интересными фактами или же читала информацию голос, о доме или улице которую вы ищете.
Что богатый опыт использования краеведческого потенциала многими поколениями необходимо проанализировать и приспособив к реалиям наших дней, включать в деятельность современных метод обучения краеведению.
Эффективность краеведческого подхода во многом зависит от форм его проведения. Новые формы проведения направлены на становлении географического миропонимания, на осмысление экологической и нравственной культуры человека в новом веке.
1. Акимбетова, А. Г. Краеведческая библиографическая деятельность библиотек на современном этапе / А. Г. Акимбетова // Новая библиотека. - 2008. - № 6.
2. Алёшина Н. Краеведение как база патриотического воспитания читателей // Вестн. б-к Москвы. - 2003. - № 7. - С. 21-23.
3. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск, 1989. (Юноша: 119—153.)
4. Астафьева Л.В. Информативность, доступность в создании электронных краеведческих изданий // Библиотека и время: новые реалии. - Челябинск, 2006. - С. 92-96.
5. Балацкая Н. Необходим восходящий поток / Н. Балацкая // Хроники краеведа. - 2006. - № 2. - С. 4-5.
6. Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. - М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. - 64 с.
7. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 1990.
8. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - 242с.
9. Бернс Р. В. Развитие Я концепции и воспитание.— М., 1986.
(Я - концепция в юности: 169—224.)
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968.
(Формирование личности в раннем юношеском возрасте: 365—420.)
11. Бороздинов Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе. “География в школе”, 1961, № 6.
12. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977. (Подросток и юноша: 21—64.)
13. Брюшкова Л.П. Учет и проверка наличия музейных ценностей.
Методические рекомендации. М., редакция журнала «Мир музея», 2006
- 36 с.
14. Бученков, А. Н. Советское краеведческое библиографоведение / А. Н. Бученков. - Москва : Книга, 1984. - 221 с.
15. Гайсин Р.И. Развитие содержания, форм и методов географического образования в вузах. Монография. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 164 с.
16. ГАРФ, ф. 102, оп. 1907, д. 9, ч. 63, л. 117; Зинштейн И. Сибирский кружок // Сиб. студент. 1914. № 1. С. 59-60.
17. Герасимов В. П., Огризко З. А. Краеведческие музеи и школа. М., Изд- во НИИ музееведения, 1965.
18. Гильфанова И.А. Электронная библиография Урала: проблемы формирования и использования // Международный библиографический конгресс : труды. — 2012. — Ч. 1. — С. 364-369.
19. Гильфанова, И. А. Корпоративный электронный каталог «Весь Урал» / И. А Гильфанова // Система социальных коммуникаций в регионе : время творчества и сотрудничества : материалы межрегион. науч.- практ. конф. / Челяб. гос. академия культуры и искусств ; сост. и отв. ред. И. Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2005. - С. 21-24.
20. Гокк, С. А. Развитие библиографии в Сибири : (Х1Х век - 1917 год) / ГПНТБ СО РАН ; С. А. Гокк. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2006. - 236 с.
21. Горюшкин Л.М. Знать историю малой родины (вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области) // Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области. Новосибирск, 1997, С. 10.
22. Грибков Д.Н. Облачный сервис для формирования краеведческой базы данных (на базе Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки имени И.А. Бунина) // Информ. ресурсы России.
- 2015. - № 4. - С. 19-20..
23. Данильянц, Л. Д. Библиотечное обслуживание полиэтнического региона : этнологическая грамотность библиотекаря : справ. пособие / Л. Д. Данильянц, В. С. Крейденко ; под ред. В. А. Щученко. - Санкт- Петербург : РНБ, 2003. - 91 с.
24. Демидова, С. Е. Краеведческий документ : библиотечная обработка: учеб.-практ. пособие / С. Е. Демидова. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. - 104 с.
25. Ершов В. П. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1970, № 2.
26.Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976. (Социально-психологические особенности ранней юности: 4—16.)
27.Здобнов. - Москва: Всесоюзная книжная палата, 1963. - 130 с.
28. Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988.
29. Кабанов К.А. Краеведческое движение в Западной Сибири: от рассвета к разгрому (1917-1930) // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы. Иркутск, 2000. Ч. 1. С. 149.
30. Каширских, Т. А. А нужно ли управлять краеведческой деятельностью? / Т. А. Каширских // Библиотека. - 2001. - № 2. - С. 18-19.
31. Киреева Т.Н. Создание электронных ресурсов краеведческой тематики
: трудности и перспективы (из опыта работы) // Библ. жизнь Кузбасса. - 2010. — № 1(67). — С. 41-44.
32. Китова Л. Ю. Из истории развития краеведения в Сибири в 1920-30-е годы // Современные проблемы исторического краеведения. Кемерово, 1993. С. 68.
33. Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.
(Формирование личности в юности: 69—105. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.)
34. Краеведческая работа библиотеки как важный элемент гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания современной молодежи : [Динская ЦБС Краснодар. края] / Л.М. Ефремова. - С. 362-370.
35. Краеведческая работа современных библиотек : сб. науч. трудов / РНБ ; сост. Н. Б. Балацкая, Г. М. Вольберг. - Санкт-Петербург, 1997. - 247 с.
36. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографического обслуживания // Справочник
37. Круглик Т.А. Краеведческая работа библиотеки как важнейший элемент гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания читателя в семье // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 32-34 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.childbook.ru/index.php?option=com content&task=view&id=422&Itemid=54
38. Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969.
39. Лихачев Д.С. Петербург в истории русской культуры. - СПб.: СПбГУП, 1994.
40. Лихачев Д.С.Город на земле // Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы. - М.: Новости, 1991. - С. 392 - 430.
41. Лихачев Д.С.Краеведение // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост. Д. С. Бакун. - М.: Рос. фонд культуры, 2006. - С. 71 - 87.
42. Лихачев Д.С.Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура: сб. / сост. Л. Р. Мариупольская. - М.: Искусство, 2000. - С. 159 - 173.
43. Лихачев Д.С.Краеведческая литература - моя отрада // Крымский альбом: историко-краеведческий и литературно-художественный альманах / ред. Д.А. Лосев. - М., Феодосия: Коктебель, 1996. - С. 8.
44. Лихачев Д.С.Петербург в истории русской культуры : актовая лекция, прочитанная 19 мая 1993 г., в день вручения Д. С. Лихачеву диплома и мантии Почетного доктора СПбГУП //Д. С. Лихачев -
45. Лихачев Д.С.Предисловие к роману А. Белого «Петербург» // Прошлое
- будущему: статьи и очерки. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - С. 375 - 376.
46. Малышко О.Ф. Авторитетные файлы как одно из лингвистических средств формирования краеведческих баз данных : опыт Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова //
47. Маркова Е.М. Электронная краеведческая библиотека "Русский Север" : концептуальные и технологические основы формирования // Электронная библиотека : координация и стандартизация в области создания и использования национальных информационных ресурсов.
— СПб., 2012. — Вып. 3. — С. 254-263.
48. Маслова А.Н. Краеведение и библиотека : библ. краеведение: теория, история и практика, система краевед. библиогр. пособий, регион. библиография, нац. и краевед. библиография : избр. ст. - СПб. : Профессия, 2010. - 364 с. - Библиогр. в подстроч. примеч.
49. Маслова, А. Н. Термины и понятия / А. Н. Маслова // Хроники краеведа. - 2008. - № 1. - С. 6¬
50. Матюшенко В. И. Музеи Сибири как интеллектуальные центры в конце XIX - начале ХХ вв. // Музеи и общество на пороге XXI века. Омск, 1998. С. 145.
51. Николай Павлович Анциферов // Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга: прилож. к репринт. вопсроизведению изданий 1922 - 1924 гг. - М., 1991. - С. 3 -4.
52.
Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988.
52. Пережогина, И. Н. Краеведческая информация на сайте областной библиотеки / И. Н. Пережогина // Система социальных коммуникаций в регионе : время творчества и сотрудничества : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Челяб. гос. академия культуры и
53. Проблемы краеведческой деятельности библиотек : материалы науч.- практ. семинара, Великий Новгород, сент. 2002 г. / сост. и ред. Н. М. Балацкая. - Санкт-Петербург : РНБ, 2003. - 258 с.
54. Психологические особенности старшего школьника: 57—63. Трудовая деятельность старшеклассников: 63—70. Склонность к труду, условия ее формирования: 74—80,105—122.)
55. Пясецкая Е.И. «Здесь глубь судьбы и глубина России» патриотическое воспитание детей и подростков средствами краеведения // Новая б-ка. - 2009. - № 18. - С. 18-21. ; То же [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.prishvinka.ru/kolegi/t ps.pdf
56. Сафиуллин, А. З. Основы географического краеведения в сельской школе / А. З. Сафиуллин. - М. : Просвещение, 1976. - 120 с.
57. Сергеев И. С. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1968, № 2.
58. Сигурд Шмидт, председатель союза краеведов России, академик РАО Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов.
59. Сильченко О. По тропинкам памяти. Опыт проектно-программной деятельности // Библ. дело. - 2008. - № 9. - С. 39-41.
Сорокина М. Н. Детская библиотека - уникальная среда сохранения и развития патриотических традиций // Новая б-ка. - 2010. - № 22. - С. 17-21.
60. Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989. (Самоконтроль у старших школьников: 98—102.)
61. Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с. 03 с.
62. Тараненко Л.Г. Информационное обеспечение региона : специфика краеведческой деятельности библиотек. - М. : Литера, 2009. - 160 с. - Библиография: с. 117-124.
63. Тараненко Л.Г. Оценка состояния электронных краеведческих ресурсов региональных и муниципальных библиотек // Библиосфера. - 2011. - №
1. - С. 67-70.; То же [Электронный ресурс].
URL:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/otsenka-sostoyaniya-elektronnyh-kraevedcheskih-resursov-regionalnyh-i-munitsipalnyh-b...
64. Терешин, В. И. Краеведческий каталог / В. И. Терешин // Библиотечная энциклопедия / гл.
65. Трубина, Е. И. Краеведческие ресурсы на сайтах библиотек / Е. И. Трубина // Библиография. - 2004. - № 1. - С. 3-11.
66. Туров С.С. Набивка чучел зверей и птиц. М., "Изд-во московского общества испытателей пироды", 1950. - 2
67. Фролова Т.В. Хранительница культурно-исторического наследия.
Краеведение в электронной среде // Библ. дело. - 2008. - № 14. - С. 11¬12.
68. Хольшина М. А., Санчат А. А. Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 540-542.
69. Хусаинов, Заудет Абдуллович- Краеведение [Текст] : учебное пособие для студентов обучающихся по специальности - география высших учебных заведений, 2011г.
70. Шаталова, Н. В. Трансформации в структуре библиотечных краеведческих информационных ресурсов / Н. В. Шаталова // Библиотечное дело. - 2008. - Ч. 2. - С. 62-67.
71. Шатохина, Н. З. Краеведческие библиографические ресурсы : влияние электронных технологий / Н. З. Шатохина // Библиотековедение. - 2008. - №.5. - С. 40 - 45.
72. Шатохина, Н. З. Краеведческие библиографические ресурсы областных библиотек / Н. З. Шатохина // Библиотековедение. - 2008. - № 1. - С. 31-38.
73. Шелов Д.П. Полевая археология и охрана исторических памятников. - Советская археология 1984, № 1.
74. Шиловский М.В. "Общество изучения Сибири и улучшения ее быта" и его роль в развитии науки и культуры Сибири начала ХХ века // Роль науки в освоении восточных районов страны. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской науч. конф. Новосибирск, 1992. С. 37-38.
75. Ширко К.Н. Краеведческая полнотекстовая база данных «памятники Томска»: опыт создания / Ширко К.Н., Ширко Т.И. // Библиосфера. - 2005. - № 1. - С. 83-86.; [Электронный ресурс].
URL:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kraevedcheskaya-polnotekstovaya-baza-dannyh-pamyatniki-tomska-opyt-sozdaniya
76. Щерба, Н. Н. Библиотечное и библиографическое краеведение : сб. последних статей / Н. Н. Щерба. - Москва, 1995. - 191 с.
77. Экологическое образование музейными средствами: Сборник статей и методических материалов. - Саратов. Изд-во «Локатор». 2006- 248 с.
79.Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1972.