Управление бизнес-процессами в банке
|
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы управления бизнес-процессами в банке 7
1.1. Сущность бизнес-процессов в коммерческом банке 7
1.2. Функциональный и процессный подходы к управлению
бизнес-процессов 16
1.3. Методы совершенствования бизнес-процессов и управление ими 25
2. Реинжиниринг, как метод совершенствования и повышения
эффективности управления бизнес-процессами в банке 29
2.1. Анализ бизнес-процессов коммерческих банков в целях реинжиниринга 29
2.2. Реинжиниринг бизнес-процессов: организационно - методические
аспекты 44
2.3. Показатели качества бизнес-процессов, для оценки результатов
реинжиниринга 51
3. Практическое применение реинжиниринга в коммерческом банке 58
3.1. Анализ показателей экономической эффективности деятельности
банка «Промсвязьбанк» 58
3.2. Моделирование бизнес-процесса банка, в целях реинжиниринга 72
3.3. Анализ результатов реинжиниринга бизнес-процесса банка и прогноз
показателей банка с помощью экономико-математического моделирования 80
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложения 107
Введение 3
1. Теоретические основы управления бизнес-процессами в банке 7
1.1. Сущность бизнес-процессов в коммерческом банке 7
1.2. Функциональный и процессный подходы к управлению
бизнес-процессов 16
1.3. Методы совершенствования бизнес-процессов и управление ими 25
2. Реинжиниринг, как метод совершенствования и повышения
эффективности управления бизнес-процессами в банке 29
2.1. Анализ бизнес-процессов коммерческих банков в целях реинжиниринга 29
2.2. Реинжиниринг бизнес-процессов: организационно - методические
аспекты 44
2.3. Показатели качества бизнес-процессов, для оценки результатов
реинжиниринга 51
3. Практическое применение реинжиниринга в коммерческом банке 58
3.1. Анализ показателей экономической эффективности деятельности
банка «Промсвязьбанк» 58
3.2. Моделирование бизнес-процесса банка, в целях реинжиниринга 72
3.3. Анализ результатов реинжиниринга бизнес-процесса банка и прогноз
показателей банка с помощью экономико-математического моделирования 80
Заключение 98
Список использованных источников 101
Приложения 107
На сегодняшний день в российской банковской системе существует множество нерешенных проблем и недостатков, как в России, так и за рубежом, банки функционируют в условиях крайней нестабильности, высочайшей конкуренции и жесткого контроля со стороны различных, как государственных, так и общественных, организаций.
Одна из основных причин, активизирующая банки на постоянные изменения - конкурентная борьба. Финансовые рынки стали прозрачны и открыты. В подобной ситуации достаточно менеджменту коммерческого банка реализовать неправильные управленческие решения или понизить качество предлагаемых услуг, кредитная организация сразу начинает терять клиентскую базу.
В таких условиях становится более очевидным, что для поддержания необходимого уровня развития и конкурентоспособности банка требуются существенные изменения и модернизация его бизнес-процессов.
Эффективность деятельности во многом зависит от способности кредитной организации управлять бизнес-процессами.
Управление бизнес-процессами предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами управления являются подходы и методы совершенствования бизнес-процессов.
Одним из таких методов является - реинжиниринг, он является наиболее радикальным из всех подходов. Также его иногда называют инновацией процесса в связи с тем, что его успех очень сильно зависит от использования инновационных технологий.
Актуальность темы исследования в рамках моей диссертации обусловлена возрастающей ролью банков в системе финансово-экономических отношений и их усиливающимся воздействием на макроэкономические процессы рыночной экономики. На фоне напряженности в банковской сфере, вызванной отзывами лицензий у банков, а также стремлением Банка России сократить число действующих кредитных организаций путем ужесточения требований к их деятельности, каждый отдельно взятый коммерческий банк вынужден искать пути к повышению эффективности функционирования за счет качественного управления своей деятельностью.
Вопросам управления бизнес-процессами и связанным с ним аспектам уделяется большое внимание в научной литературе, что подчеркивает важность и актуальность решаемой задачи. Вопросы, связанные с управлением, моделированием бизнес-процессов рассматривались в работах В.Г. Елиферова, В.В. Репина, М. Портера, Е.З. Зиндера, В. Деминга, а также российских и международных стандартах. Основные положения управления бизнес - процессов закреплены в международных стандартах серии ISO 9000.
Вопросы реинжиниринга бизнес-процессов и систем рассматриваются в трудах Е.Г. Ойхмана, Э.В. Попова, Т.В. Поповой, Ю.Ф. Тельнова, М. Хаммера, Дж. Чампи, А. Шеера, Т. Девенпорта и др.
Объектом исследования является ПАО «Промсвязьбанк».
Предметом исследования является реинжиниринг в рамках управления бизнес-процессами.
Целью диссертационного исследования является обоснование реинжиниринга, как инструмента управления бизнес-процессов в банке, а так же его внедрение в конкретный процесс банка, для оценки его влияния на показатели банка, с помощью экономико-математического моделирования.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть организационно - методические аспекты банковских бизнес- процессов;
- исследовать подходы и методы управления бизнес-процессами в банке;
- обосновать факторы, влияющие на управление банковскими бизнес- процессами;
- определить реинжиниринг бизнес-процессов, как инструмент управления бизнес-процессами в банке;
- разработать показатели качества бизнес-процессов, для оценки результатов реинжиниринга;
- провести анализ показателей банка, выявить преимущества и недостатки;
- смоделировать бизнес-процесс банка для дальнейшего реинжиниринга данного процесса;
- проанализировать изменения после применения реинжиниринга бизнес- процесса банка и спрогнозировать показатели банка с помощью экономико-математического моделирования.
Теоретической и методологической основой исследования явились основные положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов, разработках научно-исследовательских учреждений по вопросам управления бизнес-процессами.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования полученных результатов при реализации проектов реинжиниринга, как способ управления бизнес-процессами в банке. Авторские предложения могут быть применены руководством банков при обосновании управленческих решений по развитию и оптимизации управленческих бизнес- процессов. Кроме того, они также могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в области процессного управления, управления качеством, управлении инновациями и стратегического менеджмента.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы управления бизнес-процессами в банке, была предложена авторская формулировка понятия «бизнес-процесс» применительно к банкам.
Во второй главе мы представляем реинжиниринг, как основной и радикальный инструмент управления бизнес-процессами в банке, в целях совершенствования его деятельности, рассматриваем его теоретическую сторону, а так же его организационно - методические аспекты. Так же был обоснован подход к оценке экономического эффекта от внедрения мероприятий по совершенствованию управления бизнес- процессами, предполагающий использование системы ключевых показателей эффективности бизнес- процессов в банке.
В третьей главе, с целью выявление проблем в бизнес - процессах в банке, был проведен фундаментальный анализ деятельности ПАО «Промсвязьбанк». Исходя из проведенного анализа деятельности ПАО «Промсвязьбанк» был выделен ряд проблемных точек, связанных с их бизнес- процессами.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Разработке уточненного понятия управления бизнес-процессами, применительно к кредитным организациям.
2. Обоснован подход к оценке экономического эффекта от внедрения мероприятий по совершенствованию управления бизнес- процессами, предполагающий использование системы ключевых показателей эффективности бизнес-процессов в банке.
3. Проведен реинжиниринг бизнес - процесса консультации клиентов по банковским продуктам, имеющий существенное значение для экономической эффективности деятельности банка.
3. Представлен результат реинжиниринга, как инструмента управления бизнес-процессами, с использованием экономико-математического моделирования.
Основные результаты диссертации отражены в 3 опубликованных научных работах, в том числе 1 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Одна из основных причин, активизирующая банки на постоянные изменения - конкурентная борьба. Финансовые рынки стали прозрачны и открыты. В подобной ситуации достаточно менеджменту коммерческого банка реализовать неправильные управленческие решения или понизить качество предлагаемых услуг, кредитная организация сразу начинает терять клиентскую базу.
В таких условиях становится более очевидным, что для поддержания необходимого уровня развития и конкурентоспособности банка требуются существенные изменения и модернизация его бизнес-процессов.
Эффективность деятельности во многом зависит от способности кредитной организации управлять бизнес-процессами.
Управление бизнес-процессами предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами управления являются подходы и методы совершенствования бизнес-процессов.
Одним из таких методов является - реинжиниринг, он является наиболее радикальным из всех подходов. Также его иногда называют инновацией процесса в связи с тем, что его успех очень сильно зависит от использования инновационных технологий.
Актуальность темы исследования в рамках моей диссертации обусловлена возрастающей ролью банков в системе финансово-экономических отношений и их усиливающимся воздействием на макроэкономические процессы рыночной экономики. На фоне напряженности в банковской сфере, вызванной отзывами лицензий у банков, а также стремлением Банка России сократить число действующих кредитных организаций путем ужесточения требований к их деятельности, каждый отдельно взятый коммерческий банк вынужден искать пути к повышению эффективности функционирования за счет качественного управления своей деятельностью.
Вопросам управления бизнес-процессами и связанным с ним аспектам уделяется большое внимание в научной литературе, что подчеркивает важность и актуальность решаемой задачи. Вопросы, связанные с управлением, моделированием бизнес-процессов рассматривались в работах В.Г. Елиферова, В.В. Репина, М. Портера, Е.З. Зиндера, В. Деминга, а также российских и международных стандартах. Основные положения управления бизнес - процессов закреплены в международных стандартах серии ISO 9000.
Вопросы реинжиниринга бизнес-процессов и систем рассматриваются в трудах Е.Г. Ойхмана, Э.В. Попова, Т.В. Поповой, Ю.Ф. Тельнова, М. Хаммера, Дж. Чампи, А. Шеера, Т. Девенпорта и др.
Объектом исследования является ПАО «Промсвязьбанк».
Предметом исследования является реинжиниринг в рамках управления бизнес-процессами.
Целью диссертационного исследования является обоснование реинжиниринга, как инструмента управления бизнес-процессов в банке, а так же его внедрение в конкретный процесс банка, для оценки его влияния на показатели банка, с помощью экономико-математического моделирования.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть организационно - методические аспекты банковских бизнес- процессов;
- исследовать подходы и методы управления бизнес-процессами в банке;
- обосновать факторы, влияющие на управление банковскими бизнес- процессами;
- определить реинжиниринг бизнес-процессов, как инструмент управления бизнес-процессами в банке;
- разработать показатели качества бизнес-процессов, для оценки результатов реинжиниринга;
- провести анализ показателей банка, выявить преимущества и недостатки;
- смоделировать бизнес-процесс банка для дальнейшего реинжиниринга данного процесса;
- проанализировать изменения после применения реинжиниринга бизнес- процесса банка и спрогнозировать показатели банка с помощью экономико-математического моделирования.
Теоретической и методологической основой исследования явились основные положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов, разработках научно-исследовательских учреждений по вопросам управления бизнес-процессами.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования полученных результатов при реализации проектов реинжиниринга, как способ управления бизнес-процессами в банке. Авторские предложения могут быть применены руководством банков при обосновании управленческих решений по развитию и оптимизации управленческих бизнес- процессов. Кроме того, они также могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в области процессного управления, управления качеством, управлении инновациями и стратегического менеджмента.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы управления бизнес-процессами в банке, была предложена авторская формулировка понятия «бизнес-процесс» применительно к банкам.
Во второй главе мы представляем реинжиниринг, как основной и радикальный инструмент управления бизнес-процессами в банке, в целях совершенствования его деятельности, рассматриваем его теоретическую сторону, а так же его организационно - методические аспекты. Так же был обоснован подход к оценке экономического эффекта от внедрения мероприятий по совершенствованию управления бизнес- процессами, предполагающий использование системы ключевых показателей эффективности бизнес- процессов в банке.
В третьей главе, с целью выявление проблем в бизнес - процессах в банке, был проведен фундаментальный анализ деятельности ПАО «Промсвязьбанк». Исходя из проведенного анализа деятельности ПАО «Промсвязьбанк» был выделен ряд проблемных точек, связанных с их бизнес- процессами.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Разработке уточненного понятия управления бизнес-процессами, применительно к кредитным организациям.
2. Обоснован подход к оценке экономического эффекта от внедрения мероприятий по совершенствованию управления бизнес- процессами, предполагающий использование системы ключевых показателей эффективности бизнес-процессов в банке.
3. Проведен реинжиниринг бизнес - процесса консультации клиентов по банковским продуктам, имеющий существенное значение для экономической эффективности деятельности банка.
3. Представлен результат реинжиниринга, как инструмента управления бизнес-процессами, с использованием экономико-математического моделирования.
Основные результаты диссертации отражены в 3 опубликованных научных работах, в том числе 1 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
На сегодняшний день в российской банковской системе существует множество нерешенных проблем и недостатков, как в России, так и за рубежом, банки функционируют в условиях крайней нестабильности, высочайшей конкуренции и жесткого контроля со стороны различных, как государственных, так и общественных, организаций.
В таких условиях становится более очевидным, что для поддержания необходимого уровня развития и конкурентоспособности банка требуются существенные изменения и модернизация его бизнес-процессов.
Эффективность деятельности во многом зависит от способности кредитной организации управлять бизнес-процессами.
Управление бизнес-процессами предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами управления являются подходы и методы совершенствования бизнес-процессов.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы управления бизнес-процессами в банке, была предложена авторская формулировка понятия «бизнес-процесс» применительно к банкам. Мы определяем бизнес-процесс, как упорядоченный во времени поток задач, выполняемых как людьми, так и информационными системами банка с помощью средств оптимизации, оборудования, механизмов, который направлен на достижение заранее известной бизнес-цели за известное время, посредством управления.
Во второй главе мы представляем реинжиниринг, как основной и радикальный инструмент управления бизнес-процессами в банке, в целях совершенствования его деятельности, рассматриваем его теоретическую сторону, а так же его организационно - методические аспекты. Так же был обоснован подход к оценке экономического эффекта от внедрения мероприятий по совершенствованию управления бизнес- процессами, предполагающий использование системы ключевых показателей эффективности бизнес- процессов в банке.
В третьей главе, с целью выявление проблем в бизнес - процессах в банке, был проведен фундаментальный анализ деятельности ПАО «Промсвязьбанк». Исходя из проведенного анализа деятельности ПАО «Промсвязьбанк» можно выделить ряд проблемных точек, связанных с их бизнес-процессами:
1. Основной проблемой является получение краткосрочной доходности. Как уже отмечалось ранее, в последние годы банк стал уделять большее внимание выдаче кредитов на срок до 5 лет, следовательно, банк рассчитывает получать доходы в короткий период времени, не думая о клиентов, готовых брать долгосрочные займы под хорошие проценты, что, в свою очередь, увеличит доходы ПАО «Промсвязьбанк». Банку стоить уделить особое влияние долгосрочной ликвидности. За последние три года данный показатель существенно снизился, а значит банк стал больше обращать внимание на краткосрочный заработок, что, в свою очередь, может оказать негативное влияние на банк в долгосрочной перспективе.
2. Банку следует уделять пристальное внимание показателям своей деятельности, так как их нестабильность отпугивает не только клиентов банка, но и потенциальных инвесторов. Особое внимание заслуживает показатель отдачи вложенных средств, то есть рентабельности, так как для инвестора данный показатель является одним из ключевых при выборе инвестиционного объекта.
3. Банку пора задуматься о кредитовании крупного бизнеса. ПАО «Промсвязьбанк» занял уверенную нишу в кредитовании малого и среднего бизнеса, однако для дальнейшего развития стоит подумать о переходе на качественно новый уровень кредитования.
4. Реинжиниринг также можно провести в системе резервирования банка, так как в настоящий момент резервы в ПАО «Промсвязьбанк», на наш взгляд, не рационализированы, что приводит к потерям из-за снижения оборота денежных средств в банке.
5. Система обслуживания клиентов - также один из наиболее существенных бизнес-процессов в анализируемом банке.
Таким образом, был проведен реинжиниринг бизнес - процесса выдачи кредитов клиентам ПАО «Промсвязьбанк». Выявлена так называемая блок - схема существующего бизнес - процесса с последующим ее замещением новой блок - схемой после реинжиниринга в банке. Проведенный анализ анкеты «тайного клиента» выявил, что существенным недостатком деятельности менеджеров является их результативность в выдачи кредитов (всего 51,8%). Именно из-за этого был расписан ряд мероприятий по реинжинирингу, способствующий смене названия бизнес - процесса «консультация физических лиц по банковским продуктам» на «продажу банковских продуктов» с частичной сменой функциональных обязанностей менеджеров.
И так, эффективность управления банком предопределяет финансовые показатели его деятельности. Достижение тех или иных финансовых параметров является следствием принятия и реализации соответствующих управленческих решений.
Реинжиниринг позволяет увеличить эффективность деятельности, что приводит также и к увеличению доходов банка. Именно реинжиниринг является главным инструментом управления. Для банковской сферы актуальность реинжиниринга обуславливается тем, что он ориентирован на масштабное использование новейших технологий. Постоянное изменение экономической ситуации требует и постоянного изменения базовых принципов институтов банковской сферы.
Реинжиниринг бизнес-процессов дает конкурентное преимущество, его применение отражается в сокращении издержек, а так же позволяет банку стать более мобильным, быстрее приспосабливаться к быстро изменяющейся конъюнктуре рынка.
В таких условиях становится более очевидным, что для поддержания необходимого уровня развития и конкурентоспособности банка требуются существенные изменения и модернизация его бизнес-процессов.
Эффективность деятельности во многом зависит от способности кредитной организации управлять бизнес-процессами.
Управление бизнес-процессами предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами управления являются подходы и методы совершенствования бизнес-процессов.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы управления бизнес-процессами в банке, была предложена авторская формулировка понятия «бизнес-процесс» применительно к банкам. Мы определяем бизнес-процесс, как упорядоченный во времени поток задач, выполняемых как людьми, так и информационными системами банка с помощью средств оптимизации, оборудования, механизмов, который направлен на достижение заранее известной бизнес-цели за известное время, посредством управления.
Во второй главе мы представляем реинжиниринг, как основной и радикальный инструмент управления бизнес-процессами в банке, в целях совершенствования его деятельности, рассматриваем его теоретическую сторону, а так же его организационно - методические аспекты. Так же был обоснован подход к оценке экономического эффекта от внедрения мероприятий по совершенствованию управления бизнес- процессами, предполагающий использование системы ключевых показателей эффективности бизнес- процессов в банке.
В третьей главе, с целью выявление проблем в бизнес - процессах в банке, был проведен фундаментальный анализ деятельности ПАО «Промсвязьбанк». Исходя из проведенного анализа деятельности ПАО «Промсвязьбанк» можно выделить ряд проблемных точек, связанных с их бизнес-процессами:
1. Основной проблемой является получение краткосрочной доходности. Как уже отмечалось ранее, в последние годы банк стал уделять большее внимание выдаче кредитов на срок до 5 лет, следовательно, банк рассчитывает получать доходы в короткий период времени, не думая о клиентов, готовых брать долгосрочные займы под хорошие проценты, что, в свою очередь, увеличит доходы ПАО «Промсвязьбанк». Банку стоить уделить особое влияние долгосрочной ликвидности. За последние три года данный показатель существенно снизился, а значит банк стал больше обращать внимание на краткосрочный заработок, что, в свою очередь, может оказать негативное влияние на банк в долгосрочной перспективе.
2. Банку следует уделять пристальное внимание показателям своей деятельности, так как их нестабильность отпугивает не только клиентов банка, но и потенциальных инвесторов. Особое внимание заслуживает показатель отдачи вложенных средств, то есть рентабельности, так как для инвестора данный показатель является одним из ключевых при выборе инвестиционного объекта.
3. Банку пора задуматься о кредитовании крупного бизнеса. ПАО «Промсвязьбанк» занял уверенную нишу в кредитовании малого и среднего бизнеса, однако для дальнейшего развития стоит подумать о переходе на качественно новый уровень кредитования.
4. Реинжиниринг также можно провести в системе резервирования банка, так как в настоящий момент резервы в ПАО «Промсвязьбанк», на наш взгляд, не рационализированы, что приводит к потерям из-за снижения оборота денежных средств в банке.
5. Система обслуживания клиентов - также один из наиболее существенных бизнес-процессов в анализируемом банке.
Таким образом, был проведен реинжиниринг бизнес - процесса выдачи кредитов клиентам ПАО «Промсвязьбанк». Выявлена так называемая блок - схема существующего бизнес - процесса с последующим ее замещением новой блок - схемой после реинжиниринга в банке. Проведенный анализ анкеты «тайного клиента» выявил, что существенным недостатком деятельности менеджеров является их результативность в выдачи кредитов (всего 51,8%). Именно из-за этого был расписан ряд мероприятий по реинжинирингу, способствующий смене названия бизнес - процесса «консультация физических лиц по банковским продуктам» на «продажу банковских продуктов» с частичной сменой функциональных обязанностей менеджеров.
И так, эффективность управления банком предопределяет финансовые показатели его деятельности. Достижение тех или иных финансовых параметров является следствием принятия и реализации соответствующих управленческих решений.
Реинжиниринг позволяет увеличить эффективность деятельности, что приводит также и к увеличению доходов банка. Именно реинжиниринг является главным инструментом управления. Для банковской сферы актуальность реинжиниринга обуславливается тем, что он ориентирован на масштабное использование новейших технологий. Постоянное изменение экономической ситуации требует и постоянного изменения базовых принципов институтов банковской сферы.
Реинжиниринг бизнес-процессов дает конкурентное преимущество, его применение отражается в сокращении издержек, а так же позволяет банку стать более мобильным, быстрее приспосабливаться к быстро изменяющейся конъюнктуре рынка.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В БАНКЕ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы управления бизнес-процессами организации
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы управления бизнес-процессами в электросетевой
компании
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИ О БАНКА
Дипломные работы, ВКР, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ В СРЕДЕ IBM BLUEWORKS LIVE
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Основы процессного управления предприятием
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Внедрение и доработка Bl-решения для процесса, автоматизированного
на платформе Pega BPM
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



