База исследования: Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа номер 42».
Выборка исследования. В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты изучения проблемы особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Феномен детской игры как научная проблема 6
1.2. Характер игровой деятельности у детей старшего дошкольного
возраста. 10
1.3 Особенности организации игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 14
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Организация и результаты констатирующего эксперимента 19
2.2 Мероприятие, направленное на повышение эффективной игровой деятельности старшего дошкольного возраста 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложения 37
Сейчас в нашей стране повысилось внимание к игре дошкольников. Федеральный государственный стандарт (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Важное требование к педагогу - владение всеми видами игры и способность вовлечь детей в развивающую деятельность. Но в нашей стране, это все чаще звучит только на словах.
В дошкольных учреждениях дети находятся в весьма ограниченном физическом и психическом пространстве. В традиционной системе ребенок в большинстве случаев просто лишен права выбора. Он, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает и принимает то, что ему предлагается в готовом виде. В группах детских образовательных учреждений (ДОУ), ребенку предоставляется несколько уже готовых уголков для игры, обычно разделенных по гендерному принципу. Это лишает ребенка возможности выбора и реализации индивидуальных и социальных задач развития. Такое положение лишает детей инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия. Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня игровой деятельности, что определяет наличие специфических особенностей современной игры детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, существует противоречие между требованием ФГОС ДО к уровню развития игровой деятельности дошкольников и недостатками современной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы особенности игры у детей старшего дошкольного возраста?
Игра и игровая деятельность дошкольников хорошо изучены как отечественными, так и зарубежными исследователями. Так, положения о роли игровой деятельности в воспитании и обучении дошкольников, о механизме развития личности ребенка в игровой деятельности были разработаны Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др.; положения о роли игровой деятельности в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста принадлежат
М.И. Лисиной, О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Б.Ф. Ломову и др. Однако особенности современной игры детей старшего дошкольного возраста остаются малоизученными.
Объект исследования - игровая деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать и эмпирическим путём выявить психологические особенности современной игры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности современной игры у детей старшего дошкольного возраста в научной психолого-педагогической литературе,
2. выявить эмпирическим путём особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста,
3. разработать мероприятие, направленное на повышение эффективной игровой деятельности старшего дошкольного возраста с учетом выявленных особенностей.
Гипотеза: мы предполагаем, что современная игровая деятельность старших дошкольников малоподвижна, характеризуется отклонениями от сюжета, связана с трудностями реализации ролевых действий и речи.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение).
Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, количественные и качественные обработки результатов исследования, интерпретационные методы - методы знаково-символического представления результатов исследования.
Исследование проходило в несколько этапов:
Постановочно-аналитический. На этом этапе проходило теоретически обоснование темы, проводился анализ литературы по проблеме исследования, формулировались элементы научного аппарата (объект, предмет, цель, гипотеза исследования и т. д.)
Эмпирический этап, на котором проводилось изучение с помощью методик диагностики особенностей современной игры у детей старшего дошкольного возраста, были количественно и качественно обработаны результаты исследования, разрабатывалось мероприятие, направленное на повышение эффективности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Обобщающий этап. Проводились общие итоги работы, формулировались выводы по главам и заключение работы, намечалась дальнейшая перспектива в изучении проблемы исследования, а также завершалось текстовое оформление курсовой работы.
Практическая значимость. Мероприятия. Получены результаты которые могут обсуждаться на родительских собраниях, конференциях.
База исследования: Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа номер 42».
Структура. Курсовая работа состоит из введения, основной части, объединяющей теоретическую и практическую главы, заключения и списка использованных источников.
Феномен игры остается до сих пор актуальным предметом научных исследований, несмотря на то, что ее изучением занимались и раньше.
Из анализа изученной нами научной литературы можно сделать вывод, что многие исследователи обращались к изучению игровой деятельности
(Д. Б.Эльконин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.В. Государева,
Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова, О.В. Гребенникова, Е.И. Изотова, А.В. Запорожец, Я.З. Невирович, М.И. Лисина и др.), в их работах доказано: игра имеет существенное значение в жизни ребенка. Игровая деятельность является естественным спутником детства, главным средством и условием развития ребенка.
В настоящее время многие исследователи отмечают, что игровая деятельность старших дошкольников соответствует более младшему возрасту. Это связывается с изменением среды и условий, в которой находятся и воспитываются дети. Распространена позиция родителей и воспитателей формировать отношение к игре как к способу развития, а не как к образу жизни ребенка. Мультфильмы, компьютерные игры, планшеты, телефоны становятся привычной формой досуга. Все эти факторы, вызывают изменения в игровой деятельности, в замыслах сюжетно-ролевых игр, в реализации ролевых действий. Меняется взаимодействие детей в игре и их отношение к игре.
Для того, чтобы научить детей играть, чтобы развитие игровой деятельности старших дошкольников соответствовало их возрасту, в условиях ДОУ необходимо соблюдение ряда важных условий при организации игровой деятельности: для возникновения и развертывания игр детей, для развития общения между детьми в игре, для развития творческой активности детей в игре, для реализации индивидуального подхода в организации игры детей, для развития разных видов игр.
С целью определения особенностей современной сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В результате диагностики по методикам: 1. Методика изучения игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой),
2. Методика изучения содержания игрового действия у дошкольников Н.Ф. Комаровой было выявлено, что у старших дошкольников преобладают средний и низкий уровни развития игровой деятельности.
Старшие дошкольники в основном самостоятельно распределяют роли, но испытывают значительные трудности при реализации игровых действий, и с ролевой речью, выполнением игровых правил. Игровой замысел проявляется, но нет разнообразия замыслов, разнообразия игровых действий. Если у старших дошкольников присутствует ролевая речь, то ролевые высказывания бедны, ролевая беседа короткая, шаблонными фразами, иногда с односложными ответами.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Для повышения эффективности игровой деятельности старшего дошкольного возраста нами была предложена сюжетно-ролевая игра «Воздушное путешествие. Аэропорт». Регулярное проведение длительных сюжетно-ролевых игр будет способствовать повышению эффективности игровой деятельности старшего дошкольного возраста. Это также позволит активизировать двигательную активность дошкольников, снизить количество отклонений от сюжета, будет способствовать развитию умений действовать и говорить по роли.
Таким образом, необходимо обучать детей игре. Давать детям возможность проявлять свою самостоятельность и инициативу. Необходимо повышать игровое мастерство педагогов и родителей в передаче игровой культуры.
1. Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для академического бакавлариата / Т.П. Авдулова. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2018. – 232 с.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. – М. : ФОРУМ, 2009. – 144 с.
3. Безматерных Т.В. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста // Педагогическое мастерство. – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 135-137.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2006. – 431 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб : ПИТЕР, 2008. – 398 с.
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб. : Перспектива, 2018. – 148 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. – М. : АСТ, 2010. – 678 с.
8. Гребенникова О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 101-111.
9. Дубнякова А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников // Вестник Псковского государственного университета. – 2009. – № 7. – С. 178-179.
10. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М. : Академия, 2007. – 234 с.
11. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Нижний Новгород : НГПИ им. Горького, 1992. – 21 с.
12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2016. – 506 с.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.
14. Новиков А.Н. Методология игровой деятельности / А.Н. Новиков. – М. : "Эгвес", 2006. – 48 с.
15. Пашкевич О.И. Роль семьи в приобщении ребенка к игровой деятельности // Сборники Конференции НИЦ. – : Социосфера, 2013. – С. 42-51.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2019. – 713 с.
17. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами / И.А. Рябкова // Психолого - педагогическое исследование. – 2018. Т. 10. – № 3. – С. 12-19.
18. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников / И.А. Рябкова // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 28-36.
19. Смирнова Е.О. Понятие "игра" в зарубежной и отечественной психологии / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 81-92.
20. Смирнова Е.О. Роль игры в жизни и развитии детей / Е.О. Смирнова // Современная зарубежная психология. – 2013. – № 2. – С. 60-67.
21. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 4. – С. 25-34.
22. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно - историческая психология. – 2018. Т.14.. – № 1. – С. 4-14.
23. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 3. – С. 43-53.
24. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Особенности принятия дошкольниками игровой роли в разных игровых средах / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С. 69-77.
25. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 41-52.
26. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин // Культурно - историческая психология. – 2017. – Т. 13. № 3. – С. 83-86.
27. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка // Современная зарубежная психология. – 2013. – № 2. – С. 6-18.
28. Трифонова Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца // Культурно - историческая психология. – 2006. – № 1. – С. 77-83.
29. Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников / А.П. Усова. – М. Педагогика, 1993. – 226 с.
30. Хаудукова О.Ю. Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации / О.Ю. Хайдукова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 3. – С. 90-93.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М. : Академия, 2006. – 384 с.
32. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.– М. : Книга по требованию, 2013. – 228 с.