Особенности современной игры детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа номер 42».
Выборка исследования. В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты изучения проблемы особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Феномен детской игры как научная проблема 6
1.2. Характер игровой деятельности у детей старшего дошкольного
возраста. 10
1.3 Особенности организации игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 14
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Организация и результаты констатирующего эксперимента 19
2.2 Мероприятие, направленное на повышение эффективной игровой деятельности старшего дошкольного возраста 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложения 37
Выборка исследования. В исследовании участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5,5 до 6,9 лет.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава1 Теоретические аспекты изучения проблемы особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Феномен детской игры как научная проблема 6
1.2. Характер игровой деятельности у детей старшего дошкольного
возраста. 10
1.3 Особенности организации игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 14
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Организация и результаты констатирующего эксперимента 19
2.2 Мероприятие, направленное на повышение эффективной игровой деятельности старшего дошкольного возраста 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложения 37
Сейчас в нашей стране повысилось внимание к игре дошкольников. Федеральный государственный стандарт (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Важное требование к педагогу - владение всеми видами игры и способность вовлечь детей в развивающую деятельность. Но в нашей стране, это все чаще звучит только на словах.
В дошкольных учреждениях дети находятся в весьма ограниченном физическом и психическом пространстве. В традиционной системе ребенок в большинстве случаев просто лишен права выбора. Он, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает и принимает то, что ему предлагается в готовом виде. В группах детских образовательных учреждений (ДОУ), ребенку предоставляется несколько уже готовых уголков для игры, обычно разделенных по гендерному принципу. Это лишает ребенка возможности выбора и реализации индивидуальных и социальных задач развития. Такое положение лишает детей инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия. Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня игровой деятельности, что определяет наличие специфических особенностей современной игры детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, существует противоречие между требованием ФГОС ДО к уровню развития игровой деятельности дошкольников и недостатками современной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы особенности игры у детей старшего дошкольного возраста?
Игра и игровая деятельность дошкольников хорошо изучены как отечественными, так и зарубежными исследователями. Так, положения о роли игровой деятельности в воспитании и обучении дошкольников, о механизме развития личности ребенка в игровой деятельности были разработаны Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др.; положения о роли игровой деятельности в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста принадлежат
М.И. Лисиной, О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Б.Ф. Ломову и др. Однако особенности современной игры детей старшего дошкольного возраста остаются малоизученными.
Объект исследования - игровая деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать и эмпирическим путём выявить психологические особенности современной игры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности современной игры у детей старшего дошкольного возраста в научной психолого-педагогической литературе,
2. выявить эмпирическим путём особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста,
3. разработать мероприятие, направленное на повышение эффективной игровой деятельности старшего дошкольного возраста с учетом выявленных особенностей.
Гипотеза: мы предполагаем, что современная игровая деятельность старших дошкольников малоподвижна, характеризуется отклонениями от сюжета, связана с трудностями реализации ролевых действий и речи.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение).
Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, количественные и качественные обработки результатов исследования, интерпретационные методы - методы знаково-символического представления результатов исследования.
Исследование проходило в несколько этапов:
Постановочно-аналитический. На этом этапе проходило теоретически обоснование темы, проводился анализ литературы по проблеме исследования, формулировались элементы научного аппарата (объект, предмет, цель, гипотеза исследования и т. д.)
Эмпирический этап, на котором проводилось изучение с помощью методик диагностики особенностей современной игры у детей старшего дошкольного возраста, были количественно и качественно обработаны результаты исследования, разрабатывалось мероприятие, направленное на повышение эффективности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Обобщающий этап. Проводились общие итоги работы, формулировались выводы по главам и заключение работы, намечалась дальнейшая перспектива в изучении проблемы исследования, а также завершалось текстовое оформление курсовой работы.
Практическая значимость. Мероприятия. Получены результаты которые могут обсуждаться на родительских собраниях, конференциях.
База исследования: Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа номер 42».
Структура. Курсовая работа состоит из введения, основной части, объединяющей теоретическую и практическую главы, заключения и списка использованных источников.
В дошкольных учреждениях дети находятся в весьма ограниченном физическом и психическом пространстве. В традиционной системе ребенок в большинстве случаев просто лишен права выбора. Он, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает и принимает то, что ему предлагается в готовом виде. В группах детских образовательных учреждений (ДОУ), ребенку предоставляется несколько уже готовых уголков для игры, обычно разделенных по гендерному принципу. Это лишает ребенка возможности выбора и реализации индивидуальных и социальных задач развития. Такое положение лишает детей инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия. Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня игровой деятельности, что определяет наличие специфических особенностей современной игры детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, существует противоречие между требованием ФГОС ДО к уровню развития игровой деятельности дошкольников и недостатками современной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы особенности игры у детей старшего дошкольного возраста?
Игра и игровая деятельность дошкольников хорошо изучены как отечественными, так и зарубежными исследователями. Так, положения о роли игровой деятельности в воспитании и обучении дошкольников, о механизме развития личности ребенка в игровой деятельности были разработаны Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др.; положения о роли игровой деятельности в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста принадлежат
М.И. Лисиной, О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Б.Ф. Ломову и др. Однако особенности современной игры детей старшего дошкольного возраста остаются малоизученными.
Объект исследования - игровая деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать и эмпирическим путём выявить психологические особенности современной игры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности современной игры у детей старшего дошкольного возраста в научной психолого-педагогической литературе,
2. выявить эмпирическим путём особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста,
3. разработать мероприятие, направленное на повышение эффективной игровой деятельности старшего дошкольного возраста с учетом выявленных особенностей.
Гипотеза: мы предполагаем, что современная игровая деятельность старших дошкольников малоподвижна, характеризуется отклонениями от сюжета, связана с трудностями реализации ролевых действий и речи.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение).
Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, количественные и качественные обработки результатов исследования, интерпретационные методы - методы знаково-символического представления результатов исследования.
Исследование проходило в несколько этапов:
Постановочно-аналитический. На этом этапе проходило теоретически обоснование темы, проводился анализ литературы по проблеме исследования, формулировались элементы научного аппарата (объект, предмет, цель, гипотеза исследования и т. д.)
Эмпирический этап, на котором проводилось изучение с помощью методик диагностики особенностей современной игры у детей старшего дошкольного возраста, были количественно и качественно обработаны результаты исследования, разрабатывалось мероприятие, направленное на повышение эффективности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Обобщающий этап. Проводились общие итоги работы, формулировались выводы по главам и заключение работы, намечалась дальнейшая перспектива в изучении проблемы исследования, а также завершалось текстовое оформление курсовой работы.
Практическая значимость. Мероприятия. Получены результаты которые могут обсуждаться на родительских собраниях, конференциях.
База исследования: Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа номер 42».
Структура. Курсовая работа состоит из введения, основной части, объединяющей теоретическую и практическую главы, заключения и списка использованных источников.
Феномен игры остается до сих пор актуальным предметом научных исследований, несмотря на то, что ее изучением занимались и раньше.
Из анализа изученной нами научной литературы можно сделать вывод, что многие исследователи обращались к изучению игровой деятельности
(Д. Б.Эльконин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.В. Государева,
Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова, О.В. Гребенникова, Е.И. Изотова, А.В. Запорожец, Я.З. Невирович, М.И. Лисина и др.), в их работах доказано: игра имеет существенное значение в жизни ребенка. Игровая деятельность является естественным спутником детства, главным средством и условием развития ребенка.
В настоящее время многие исследователи отмечают, что игровая деятельность старших дошкольников соответствует более младшему возрасту. Это связывается с изменением среды и условий, в которой находятся и воспитываются дети. Распространена позиция родителей и воспитателей формировать отношение к игре как к способу развития, а не как к образу жизни ребенка. Мультфильмы, компьютерные игры, планшеты, телефоны становятся привычной формой досуга. Все эти факторы, вызывают изменения в игровой деятельности, в замыслах сюжетно-ролевых игр, в реализации ролевых действий. Меняется взаимодействие детей в игре и их отношение к игре.
Для того, чтобы научить детей играть, чтобы развитие игровой деятельности старших дошкольников соответствовало их возрасту, в условиях ДОУ необходимо соблюдение ряда важных условий при организации игровой деятельности: для возникновения и развертывания игр детей, для развития общения между детьми в игре, для развития творческой активности детей в игре, для реализации индивидуального подхода в организации игры детей, для развития разных видов игр.
С целью определения особенностей современной сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В результате диагностики по методикам: 1. Методика изучения игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой),
2. Методика изучения содержания игрового действия у дошкольников Н.Ф. Комаровой было выявлено, что у старших дошкольников преобладают средний и низкий уровни развития игровой деятельности.
Старшие дошкольники в основном самостоятельно распределяют роли, но испытывают значительные трудности при реализации игровых действий, и с ролевой речью, выполнением игровых правил. Игровой замысел проявляется, но нет разнообразия замыслов, разнообразия игровых действий. Если у старших дошкольников присутствует ролевая речь, то ролевые высказывания бедны, ролевая беседа короткая, шаблонными фразами, иногда с односложными ответами.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Для повышения эффективности игровой деятельности старшего дошкольного возраста нами была предложена сюжетно-ролевая игра «Воздушное путешествие. Аэропорт». Регулярное проведение длительных сюжетно-ролевых игр будет способствовать повышению эффективности игровой деятельности старшего дошкольного возраста. Это также позволит активизировать двигательную активность дошкольников, снизить количество отклонений от сюжета, будет способствовать развитию умений действовать и говорить по роли.
Таким образом, необходимо обучать детей игре. Давать детям возможность проявлять свою самостоятельность и инициативу. Необходимо повышать игровое мастерство педагогов и родителей в передаче игровой культуры.
Из анализа изученной нами научной литературы можно сделать вывод, что многие исследователи обращались к изучению игровой деятельности
(Д. Б.Эльконин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.В. Государева,
Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова, О.В. Гребенникова, Е.И. Изотова, А.В. Запорожец, Я.З. Невирович, М.И. Лисина и др.), в их работах доказано: игра имеет существенное значение в жизни ребенка. Игровая деятельность является естественным спутником детства, главным средством и условием развития ребенка.
В настоящее время многие исследователи отмечают, что игровая деятельность старших дошкольников соответствует более младшему возрасту. Это связывается с изменением среды и условий, в которой находятся и воспитываются дети. Распространена позиция родителей и воспитателей формировать отношение к игре как к способу развития, а не как к образу жизни ребенка. Мультфильмы, компьютерные игры, планшеты, телефоны становятся привычной формой досуга. Все эти факторы, вызывают изменения в игровой деятельности, в замыслах сюжетно-ролевых игр, в реализации ролевых действий. Меняется взаимодействие детей в игре и их отношение к игре.
Для того, чтобы научить детей играть, чтобы развитие игровой деятельности старших дошкольников соответствовало их возрасту, в условиях ДОУ необходимо соблюдение ряда важных условий при организации игровой деятельности: для возникновения и развертывания игр детей, для развития общения между детьми в игре, для развития творческой активности детей в игре, для реализации индивидуального подхода в организации игры детей, для развития разных видов игр.
С целью определения особенностей современной сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В результате диагностики по методикам: 1. Методика изучения игровой деятельности (модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой),
2. Методика изучения содержания игрового действия у дошкольников Н.Ф. Комаровой было выявлено, что у старших дошкольников преобладают средний и низкий уровни развития игровой деятельности.
Старшие дошкольники в основном самостоятельно распределяют роли, но испытывают значительные трудности при реализации игровых действий, и с ролевой речью, выполнением игровых правил. Игровой замысел проявляется, но нет разнообразия замыслов, разнообразия игровых действий. Если у старших дошкольников присутствует ролевая речь, то ролевые высказывания бедны, ролевая беседа короткая, шаблонными фразами, иногда с односложными ответами.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Для повышения эффективности игровой деятельности старшего дошкольного возраста нами была предложена сюжетно-ролевая игра «Воздушное путешествие. Аэропорт». Регулярное проведение длительных сюжетно-ролевых игр будет способствовать повышению эффективности игровой деятельности старшего дошкольного возраста. Это также позволит активизировать двигательную активность дошкольников, снизить количество отклонений от сюжета, будет способствовать развитию умений действовать и говорить по роли.
Таким образом, необходимо обучать детей игре. Давать детям возможность проявлять свою самостоятельность и инициативу. Необходимо повышать игровое мастерство педагогов и родителей в передаче игровой культуры.
Подобные работы
- Содержание детских страхов современных дошкольников и средства их коррекции (Психология образования, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Особенности психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития мелкой моторики посредством конструирования (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Обучение дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с ФФН посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018



