НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО РАЙОНА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 6
1.1. Экологическое воспитание 6
1.2. Народная педагогика и национальные традиции в сельской школе 13
1.3. Взаимоотношение этносов с природой 20
2. Факторы этноэкологического воспитания в Камско-Устьинском районе 40
2.1 .Природа Камского-Устья как фактор народного воспитания 40
2.2. Национальные традиции в экологическом воспитании учащихся Камско-Устьинского района 43
3. Анализ этноэкологического воспитания школьников
средствами народной педагогики в Камско-Устьинском районе 63
Заключение 68
Список литературы 75
Приложения
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ 6
1.1. Экологическое воспитание 6
1.2. Народная педагогика и национальные традиции в сельской школе 13
1.3. Взаимоотношение этносов с природой 20
2. Факторы этноэкологического воспитания в Камско-Устьинском районе 40
2.1 .Природа Камского-Устья как фактор народного воспитания 40
2.2. Национальные традиции в экологическом воспитании учащихся Камско-Устьинского района 43
3. Анализ этноэкологического воспитания школьников
средствами народной педагогики в Камско-Устьинском районе 63
Заключение 68
Список литературы 75
Приложения
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования. Большую роль в этом процессе играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации.
В данной работе мы рассмотрим специфику экологических, национальных традиций народов проживающих в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Это сельскохозяйственный район, а как мы знаем, в сельской местности имеются свои особенности связанные с приближенностью к природе, своеобразием социальных связей.
Цель дипломной работы — исследовать процесс экологического воспитания учащихся сельской местности на основе национальных традиций.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты этноэкологического воспитания учащихся сельских школ.
2. Выявить факторы этноэкологического воспитания в Камско- Устьинском районе.
3. Анализ этноэкологического воспитания школьников в Камско-
Устьинском районе средствами народной педагогики.
Объект исследования: этноэкологическое воспитание обучающихся.
Предмет исследования — этноэкологическое воспитание обучающихся средствами народной педагогики.
Методология - при написании диссертации нами были использованы практические методы в виде анкетирования и опроса учащихся Камско- Устьинского района, а так же частично-поисковые, теоретические проблемные и исследовательские методы.
Базой нашего исследования стала МБОУ «Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа». Школа располагается в одноименном поселке (пгт Камское Устье), расположенного на берегу р. Волги. Напротив пгт Камское Устье р. Волга встречается с р. Камой, образуя одно из своих широких водных гладей. Кто впервые видит это завораживающее зрелище водного простора, сравнивает его с морем.
Теоретической основной работы послужили исследования таких педагогов, экологов, психологов как Волков Г.Н., ГАЙСИН И.Т., Хусаинов З.А., Махмутов М. И., Сухомлинский В. А.. Халиков А.Х., Мустафина Д.Н., Мушарова В.М. И ДР.
В ходе работы над данной темой были использованы материалы связанные конкретно с Камско-Устьинским районом. Это книга «Камское Устье - жемчужина природы», которая отражает историю населенных пунктов, рассказывает о неординарных личностях. Об экологическом состоянии Камско- Устьинского района рассказывается в книге Бабаева Геннадия Ивановича «Беда и боль нагорного края (краеведческий очерк)». Брошюра написана простым понятным языком для любого читателя. В ней поднимаются проблемы большой воды в связи с затоплением сельскохозяйственных угодий, идет речь об одном из природных памятников края - горе Лобач.
В рамках темы исследованы программы Камско-Устьинской школы по воспитательной работе, сделан анализ анкетирования учащихся на знание экологических проблем края, сформированности экологической грамотности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в выпускной квалификационной работе положения и выводы позволяют более глубоко исследовать вопросы организации экологического воспитания учащихся с применением народного опыта в условиях сельской местности.
Практическая значимость заключается в том, что материалы могут использоваться в школе по организации экологического воспитания учащихся.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования. Большую роль в этом процессе играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации.
В данной работе мы рассмотрим специфику экологических, национальных традиций народов проживающих в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Это сельскохозяйственный район, а как мы знаем, в сельской местности имеются свои особенности связанные с приближенностью к природе, своеобразием социальных связей.
Цель дипломной работы — исследовать процесс экологического воспитания учащихся сельской местности на основе национальных традиций.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические аспекты этноэкологического воспитания учащихся сельских школ.
2. Выявить факторы этноэкологического воспитания в Камско- Устьинском районе.
3. Анализ этноэкологического воспитания школьников в Камско-
Устьинском районе средствами народной педагогики.
Объект исследования: этноэкологическое воспитание обучающихся.
Предмет исследования — этноэкологическое воспитание обучающихся средствами народной педагогики.
Методология - при написании диссертации нами были использованы практические методы в виде анкетирования и опроса учащихся Камско- Устьинского района, а так же частично-поисковые, теоретические проблемные и исследовательские методы.
Базой нашего исследования стала МБОУ «Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа». Школа располагается в одноименном поселке (пгт Камское Устье), расположенного на берегу р. Волги. Напротив пгт Камское Устье р. Волга встречается с р. Камой, образуя одно из своих широких водных гладей. Кто впервые видит это завораживающее зрелище водного простора, сравнивает его с морем.
Теоретической основной работы послужили исследования таких педагогов, экологов, психологов как Волков Г.Н., ГАЙСИН И.Т., Хусаинов З.А., Махмутов М. И., Сухомлинский В. А.. Халиков А.Х., Мустафина Д.Н., Мушарова В.М. И ДР.
В ходе работы над данной темой были использованы материалы связанные конкретно с Камско-Устьинским районом. Это книга «Камское Устье - жемчужина природы», которая отражает историю населенных пунктов, рассказывает о неординарных личностях. Об экологическом состоянии Камско- Устьинского района рассказывается в книге Бабаева Геннадия Ивановича «Беда и боль нагорного края (краеведческий очерк)». Брошюра написана простым понятным языком для любого читателя. В ней поднимаются проблемы большой воды в связи с затоплением сельскохозяйственных угодий, идет речь об одном из природных памятников края - горе Лобач.
В рамках темы исследованы программы Камско-Устьинской школы по воспитательной работе, сделан анализ анкетирования учащихся на знание экологических проблем края, сформированности экологической грамотности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в выпускной квалификационной работе положения и выводы позволяют более глубоко исследовать вопросы организации экологического воспитания учащихся с применением народного опыта в условиях сельской местности.
Практическая значимость заключается в том, что материалы могут использоваться в школе по организации экологического воспитания учащихся.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Проблема сохранения природы с каждым днем становится первостепенной. Человечество пытается сохранить окружающую среду, а значит, в первую очередь спасти самого себя, так как без природы, которая подарила ему жизнь, не возможно само его существование.
Знакомство человека с окружающей средой начинается с самого рождения, но более полно, существенно и познавательно этот процесс происходит в стенах школы. Именно в школьные годы наряду с процессом познания мира, т.е. с обучением, происходит формирование личности ребенка. Этот целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к участию в общественной жизни называется воспитанием. Основой гармонизации отношений между человеком и природой является экологическое воспитание, которое несет в себе формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать ее богатства, понимать важность приумножения природных ресурсов.
В своем исследовании мы попытались раскрыть особенности формирования экологической культуры подрастающего поколения в сельских школах и наличия национальных традиций. Исследование построено на знакомстве с различной литературой, изучении воспитательной работы образовательных учреждений, материалов краеведческого и школьных музеев, беседы и опроса учащихся
На примере МБОУ «Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа» мы попытались показать особенности этноэкологического воспитания. Школа располагается в одноименном поселке (пгт Камское Устье), расположенного на берегу р. Волги. Напротив пгт Камское Устье р. Волга встречается с р. Камой, образуя одно из своих широких водных гладей. Кто впервые видит это завораживающее зрелище водного простора, сравнивает его с морем. За этой красотой скрывается одно из исторических преступлений человека против природы: в 1956 году по причине увеличивающего спроса на электроэнергию была построена гидроэлектростанция (ГЭС). Вследствие этого огромная территория прибрежной зоны была затоплена, и много деревень, пастбищ, лугов со знатными лекарственными растениями остались под толщей воды. А волны реки продолжают точить берега, подступая уже к другим поселениям. Для сельскохозяйственного Камско-Устьинского района особой проблемой является эрозия почв. Также для местности актуальны проблемы несанкционированных свалок, вопрос исчезновения некоторых представителей животного и растительного миров, состояние родников, озер и т.д.
Исчезновение касается и деревень, которые в результате переезда молодежи в более крупные поселения, города, вымирают. Школа в этой проблеме имеет особое значение: ее закрытие означает конец, так как из-за отсутствия школы молодые семьи с детьми переезжают, и остаются только старики.
На сегодняшний день именно жители села ближе к природе. Это связано с каждодневным общением с природой, и особым консерватизмом сельского уклада жизни. Тот факт, что жители сельских поселений почти все друг друга знают, общаются между собой, продолжает накладывать особый отпечаток на их взаимоотношения. В этой среде сильны позиции традиций, в особенности народных. Многовековой опыт взаимоотношений человека с природой сохранялся и передавался по наследству. В нашем исследовании внимание обращено на традиции татарского и русского народов, которые составляют основную категорию жителей района.
Часто в процессе воспитания используются первые неписанные законы об окружающей среде - жанры устного народного творчества: поговорки, загадки, пословицы, народные изречения («Текучая чистая вода - само лекарство»). В сельских школах чаще используются примеры устного народного творчества. Они более понятны подросткам и несут в себе что-то светлое, душевное, родное. Особые добрые чувства вызывают с детства знакомые сказки про разных животных, персонажи которых учат любить, дружить, заботиться о близких.
В рамках образовательного процесса особо важно, когда подрастающее поколение воочию сталкивается с проблемами экологического состояния окружающей среды, и принимают самое активное участие в решении различных неблагоприятных ситуаций. Традиционно в школах проводятся различные познавательные мероприятия, акции, экскурсии.
Учащиеся Камско-Устьинского районов являются участниками следующих русских народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Татары отмечают «»Нэуруз-бэйрэм», «Сабантуй»... Можно утверждать, что такой праздник как «Сабантуй» в нашем районе, республике, стране стал общим, родным для многих коренных народов.
Время оказало влияние на народные традиции, что наблюдается в забвении многих обрядов, и в изменении начального смысла проводимых мероприятий. Однако и в наше время все эти мероприятия направлены на сохранении идеи единства народа.
Ни одно поселковое или школьное праздничное мероприятие, где учащиеся являются участниками или зрителями, не обходится без татарского и русского танцев и песен. Изредка можно услышать мелодии мордовского, чувашского, марийского или узбекского народов.
Во время знакомства и изучения библиотечного и музейных материалов, нам часто встречалось упоминание родников района. При более пристальном внимании на этот вопрос, выяснилось, что, например, в татарских деревнях традиционно кто-то из жителей постоянно ухаживал за определенным родником: чистил, облагораживал. Вследствие этого факта во многих деревнях родники носили имя своего хранителя, что было очень почетным. Встречаются упоминания о посадке деревьев у родника и озеленении территории села.
В процессе экологического воспитания необходимо выделить те дела, которые подросток сделал сам для сохранения окружающей среды, т.е. принял активное участие в уборке территории от мусора, в посадке деревьев и т.д.
Особое значение издавна играет воспитание подрастающего поколения через труд. Только на собственном примере познав цену труда, человек начинает уважать и ценить труд других людей.
Воспитание подрастающего поколения невозможно без семьи, поэтому весь процесс становления настоящего гражданина идет в сотрудничестве семьи и школы. В семье ребенок получает самые первые знания об окружающем мире, первые трудовые навыки. В сельской местности родители стараются приучить детей работать на приусадебном участке, любить и уважать «Землю- кормилицу», прививают определенные традиции семьи, своего народа. Так, из общения с учащимися - представителями татарской национальности, мы выяснили, что во время совместных домашних хлопот родители часто приговаривают: «Один в поле - не воин», а вместе - мы сила!». Многие родители обсуждают с детьми экологические проблемы, в т.ч. и связанные с районном (например, исчезновение некоторых видов рыб в р. Волга, загрязнение водоемов и т.д.).
Важно обратить внимание детей на то, что национальностей много и все они уникальны, а появление различий между ними кроется в самой окружающей их природной среде и истории развития народов. Природные богатства, климат в первую очередь повлияли на материальную и духовную жизнь каждого народа.
Проведенный опрос учащихся показал, что большинство из них знакомо с понятиями на тему «экологические проблемы», знают природные памятники Камско-Устьинского района, принимают активное участие в субботниках по уборке территории поселений, озер, берега Волги; изготавливают скворечники, подкармливают птиц. Отрадно, что почти каждый из респондентов задумывается над экологическими проблемами и предлагает свое видение способа их решения. Здоровое и счастливое будущее подрастающее поколение видит в сохранении окружающей среды, культурно-исторического наследия и села.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Выявили понятия «народная педагогика», «феномен», «этноэкологическое воспитание». этноэкологическое воспитание предполагает не столько региональную последовательность, соблюдение принципа от близкого к дальнему, сколько этноэкологическую особенность среды проживания. Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности (воспитание) или изменение личности (перевоспитание). В контексте нашего исследования мы воспользовались определением академика Павлова И.П., воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Народная педагогика (синоним - этнопедагогика) - это совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса. Под феноменом (в переводе с греческого «являющееся», «явление») понимается явление, данное в чувственном созерцании.
2. Выявили факторы этноэкологического воспитания в Камско-Устьинском районе: 2.1.Природа Камско-Устьинского района. 2.2.Национальные традиции в экологическом воспитании учащихся Камско-Устьинского района.
3. Проанализировали состояние этноэкологического воспитания школьников средствами народной педагогики в Камско-Устьинском районе.
4. Разработали методические рекомендации по этноэкологическому воспитанию обучающихся средствами народной педагогики:
4.1. «области действий», вынесенные на первый план в рамках программы «Образование для устойчивого развития», как развитие сельской местности, межкультурное взаимопонимание, этноэкологическую ценность;
4.2. обязательное включение в образовательный процесс этноэкологических ценностей, философии этноэкологического поведения;
4.3. использование этноэкологических навыков с целью развития коммуникационных, мыслительных, практических и социальных навыков при изучении школьных дисциплин. Такой подход должен: способствовать системному и комплексному мышлению; способствовать поиску, оценке, переработке и использованию информации методами народной педагогики; уважению взглядов и мнений этносов; осмысливать собственную этническую экологическую культуру и обогащаться культурами других народов;
4.4. участвовать в экологическом планировании и проектировании; способствовать установлению связи между местным или региональным опытом;
4.5. в качестве критериев отбора методов этноэкологического воспитания выделяем: соответствие интересам различных возрастных групп, учёт предпочтений и интересов различных возрастных групп обучающихся; уровень требований к образовательному процессу, выполнение задач со все возрастающей степенью самостоятельности; включение региональных примеров этноэкологического воспитания;
4.6. использовать возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в этноэкологическом воспитании с целью сравнения информации, глубокого понимания позиций и взглядов людей, анализа этнокультурного мира; лучшего понимания этноэкологических позиций людей, принадлежащих к разным культурам; сотрудничества в режиме online для проведения виртуальных встреч в контексте межкультурного и глобального изучения.
Знакомство человека с окружающей средой начинается с самого рождения, но более полно, существенно и познавательно этот процесс происходит в стенах школы. Именно в школьные годы наряду с процессом познания мира, т.е. с обучением, происходит формирование личности ребенка. Этот целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к участию в общественной жизни называется воспитанием. Основой гармонизации отношений между человеком и природой является экологическое воспитание, которое несет в себе формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать ее богатства, понимать важность приумножения природных ресурсов.
В своем исследовании мы попытались раскрыть особенности формирования экологической культуры подрастающего поколения в сельских школах и наличия национальных традиций. Исследование построено на знакомстве с различной литературой, изучении воспитательной работы образовательных учреждений, материалов краеведческого и школьных музеев, беседы и опроса учащихся
На примере МБОУ «Камско-Устьинская средняя общеобразовательная школа» мы попытались показать особенности этноэкологического воспитания. Школа располагается в одноименном поселке (пгт Камское Устье), расположенного на берегу р. Волги. Напротив пгт Камское Устье р. Волга встречается с р. Камой, образуя одно из своих широких водных гладей. Кто впервые видит это завораживающее зрелище водного простора, сравнивает его с морем. За этой красотой скрывается одно из исторических преступлений человека против природы: в 1956 году по причине увеличивающего спроса на электроэнергию была построена гидроэлектростанция (ГЭС). Вследствие этого огромная территория прибрежной зоны была затоплена, и много деревень, пастбищ, лугов со знатными лекарственными растениями остались под толщей воды. А волны реки продолжают точить берега, подступая уже к другим поселениям. Для сельскохозяйственного Камско-Устьинского района особой проблемой является эрозия почв. Также для местности актуальны проблемы несанкционированных свалок, вопрос исчезновения некоторых представителей животного и растительного миров, состояние родников, озер и т.д.
Исчезновение касается и деревень, которые в результате переезда молодежи в более крупные поселения, города, вымирают. Школа в этой проблеме имеет особое значение: ее закрытие означает конец, так как из-за отсутствия школы молодые семьи с детьми переезжают, и остаются только старики.
На сегодняшний день именно жители села ближе к природе. Это связано с каждодневным общением с природой, и особым консерватизмом сельского уклада жизни. Тот факт, что жители сельских поселений почти все друг друга знают, общаются между собой, продолжает накладывать особый отпечаток на их взаимоотношения. В этой среде сильны позиции традиций, в особенности народных. Многовековой опыт взаимоотношений человека с природой сохранялся и передавался по наследству. В нашем исследовании внимание обращено на традиции татарского и русского народов, которые составляют основную категорию жителей района.
Часто в процессе воспитания используются первые неписанные законы об окружающей среде - жанры устного народного творчества: поговорки, загадки, пословицы, народные изречения («Текучая чистая вода - само лекарство»). В сельских школах чаще используются примеры устного народного творчества. Они более понятны подросткам и несут в себе что-то светлое, душевное, родное. Особые добрые чувства вызывают с детства знакомые сказки про разных животных, персонажи которых учат любить, дружить, заботиться о близких.
В рамках образовательного процесса особо важно, когда подрастающее поколение воочию сталкивается с проблемами экологического состояния окружающей среды, и принимают самое активное участие в решении различных неблагоприятных ситуаций. Традиционно в школах проводятся различные познавательные мероприятия, акции, экскурсии.
Учащиеся Камско-Устьинского районов являются участниками следующих русских народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Татары отмечают «»Нэуруз-бэйрэм», «Сабантуй»... Можно утверждать, что такой праздник как «Сабантуй» в нашем районе, республике, стране стал общим, родным для многих коренных народов.
Время оказало влияние на народные традиции, что наблюдается в забвении многих обрядов, и в изменении начального смысла проводимых мероприятий. Однако и в наше время все эти мероприятия направлены на сохранении идеи единства народа.
Ни одно поселковое или школьное праздничное мероприятие, где учащиеся являются участниками или зрителями, не обходится без татарского и русского танцев и песен. Изредка можно услышать мелодии мордовского, чувашского, марийского или узбекского народов.
Во время знакомства и изучения библиотечного и музейных материалов, нам часто встречалось упоминание родников района. При более пристальном внимании на этот вопрос, выяснилось, что, например, в татарских деревнях традиционно кто-то из жителей постоянно ухаживал за определенным родником: чистил, облагораживал. Вследствие этого факта во многих деревнях родники носили имя своего хранителя, что было очень почетным. Встречаются упоминания о посадке деревьев у родника и озеленении территории села.
В процессе экологического воспитания необходимо выделить те дела, которые подросток сделал сам для сохранения окружающей среды, т.е. принял активное участие в уборке территории от мусора, в посадке деревьев и т.д.
Особое значение издавна играет воспитание подрастающего поколения через труд. Только на собственном примере познав цену труда, человек начинает уважать и ценить труд других людей.
Воспитание подрастающего поколения невозможно без семьи, поэтому весь процесс становления настоящего гражданина идет в сотрудничестве семьи и школы. В семье ребенок получает самые первые знания об окружающем мире, первые трудовые навыки. В сельской местности родители стараются приучить детей работать на приусадебном участке, любить и уважать «Землю- кормилицу», прививают определенные традиции семьи, своего народа. Так, из общения с учащимися - представителями татарской национальности, мы выяснили, что во время совместных домашних хлопот родители часто приговаривают: «Один в поле - не воин», а вместе - мы сила!». Многие родители обсуждают с детьми экологические проблемы, в т.ч. и связанные с районном (например, исчезновение некоторых видов рыб в р. Волга, загрязнение водоемов и т.д.).
Важно обратить внимание детей на то, что национальностей много и все они уникальны, а появление различий между ними кроется в самой окружающей их природной среде и истории развития народов. Природные богатства, климат в первую очередь повлияли на материальную и духовную жизнь каждого народа.
Проведенный опрос учащихся показал, что большинство из них знакомо с понятиями на тему «экологические проблемы», знают природные памятники Камско-Устьинского района, принимают активное участие в субботниках по уборке территории поселений, озер, берега Волги; изготавливают скворечники, подкармливают птиц. Отрадно, что почти каждый из респондентов задумывается над экологическими проблемами и предлагает свое видение способа их решения. Здоровое и счастливое будущее подрастающее поколение видит в сохранении окружающей среды, культурно-исторического наследия и села.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Выявили понятия «народная педагогика», «феномен», «этноэкологическое воспитание». этноэкологическое воспитание предполагает не столько региональную последовательность, соблюдение принципа от близкого к дальнему, сколько этноэкологическую особенность среды проживания. Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности (воспитание) или изменение личности (перевоспитание). В контексте нашего исследования мы воспользовались определением академика Павлова И.П., воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Народная педагогика (синоним - этнопедагогика) - это совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса. Под феноменом (в переводе с греческого «являющееся», «явление») понимается явление, данное в чувственном созерцании.
2. Выявили факторы этноэкологического воспитания в Камско-Устьинском районе: 2.1.Природа Камско-Устьинского района. 2.2.Национальные традиции в экологическом воспитании учащихся Камско-Устьинского района.
3. Проанализировали состояние этноэкологического воспитания школьников средствами народной педагогики в Камско-Устьинском районе.
4. Разработали методические рекомендации по этноэкологическому воспитанию обучающихся средствами народной педагогики:
4.1. «области действий», вынесенные на первый план в рамках программы «Образование для устойчивого развития», как развитие сельской местности, межкультурное взаимопонимание, этноэкологическую ценность;
4.2. обязательное включение в образовательный процесс этноэкологических ценностей, философии этноэкологического поведения;
4.3. использование этноэкологических навыков с целью развития коммуникационных, мыслительных, практических и социальных навыков при изучении школьных дисциплин. Такой подход должен: способствовать системному и комплексному мышлению; способствовать поиску, оценке, переработке и использованию информации методами народной педагогики; уважению взглядов и мнений этносов; осмысливать собственную этническую экологическую культуру и обогащаться культурами других народов;
4.4. участвовать в экологическом планировании и проектировании; способствовать установлению связи между местным или региональным опытом;
4.5. в качестве критериев отбора методов этноэкологического воспитания выделяем: соответствие интересам различных возрастных групп, учёт предпочтений и интересов различных возрастных групп обучающихся; уровень требований к образовательному процессу, выполнение задач со все возрастающей степенью самостоятельности; включение региональных примеров этноэкологического воспитания;
4.6. использовать возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в этноэкологическом воспитании с целью сравнения информации, глубокого понимания позиций и взглядов людей, анализа этнокультурного мира; лучшего понимания этноэкологических позиций людей, принадлежащих к разным культурам; сотрудничества в режиме online для проведения виртуальных встреч в контексте межкультурного и глобального изучения.



