Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ключевые показатели эффективности (KPI) коммерческого банка

Работа №49899

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы137
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методические основы системы ключевых показателей
эффективности коммерческих банков 8
1.1. Основные характеристики и понятия системы ключевых
показателей эффективности коммерческих банков 8
1.2. Методические разработки, применяемые при внедрении системы ключевых показателей эффективности в коммерческих банках 20
1.3. Подходы, используемые при оценке эффективности
деятельности коммерческих банков
2. Практические основы применения системы ключевых
показателей эффективности коммерческих банков в Российской Федерации 42
2.1. Обзор системы ключевых показателей эффективности региональных кредитных организаций на примере банков Республики Татарстан
2.2. Система ключевых показателей эффективности кредитных
организаций Российской Федерации
2.3. Анализ системы ключевых показателей эффективности по группам
российских банков
3. Рекомендации повышения результативности коммерческого банка
посредством системы ключевых показателей эффективности
3.1. Матрица эффективности ключевых показателей эффективности
3.2. Корреляционно-регрессионный анализ системы ключевых
показателей эффективности коммерческих банков
Заключение 98
Список использованной литературы
Приложение 108


За последние годы банковская система Российской Федерации столкнулась с рядом проблем, главной из которых было закрытие внешних рынков капитала в связи с санкциями. Это в свою очередь сильно ослабило курс национальной валюты, увеличило платежи по долговым обязательствам, а также довольно сильно снизило ликвидность кредитных организаций, что в конечном итоге ухудшило общую экономическую конъюнктуру банковского рынка и повлияло на показатели эффективности кредитных организаций. В этой связи, одним из главных и приоритетных направлений деятельности государства в лице Центрального Банка Российской Федерации стало обеспечение стабильности и финансовой устойчивости банковской системы Российской Федерации к внешним меняющимся условиям.
В настоящее время благодаря реализации такой политики Центрального Банка Российской Федерации наблюдается довольно существенный рост отзывов лицензий на осуществление банковской деятельности. За последние два года в одной Республике Татарстан произошел отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности у восьми кредитных организаций, в числе которых оказалась довольно крупная кредитная организация по показателю чистых активов и капитала ПАО «Татфондбанк». В связи с таким количеством отзывов лицензий на осуществление банковской деятельности возникает вопрос о необходимости произвести оценку ключевых показателей эффективности различных групп кредитных организаций, чтобы определить насколько эффективно они осуществляют свою банковскую деятельность.
Ключевые Показатели Эффективности - это показатели, благодаря которым происходит оценка результативности и эффективности процессов и функций управления кредитной организацией. Они помогают банкам контролировать бизнес-процесс и определять, сколько времени и ресурсов было затрачено на выполнение поставленной задачи, позволяют оценить результативность и пользу работы каждого отдельно взятого сотрудника, а также позволяют создать систему мотивации и стимулирования персонала.
Также стоит отметить, что каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает свою систему ключевых показателей, а также способ их измерения и подсчета. Все ключевые показатели эффективности деятельности коммерческого банка должны быть непосредственно связаны с его стратегическими целями. Однако существуют государственно закрепленные рекомендации по формированию системы ключевых показателей эффективности, которые позволяют отечественным и зарубежным кредитным организациям формировать систему ключевых показателей эффективности на их основе.
В отечественных рекомендациях по формированию системы ключевых показателей эффективности выделяют три основных раздела ключевых показателей эффективности: депремирование менеджмента, финансово-экономическое и отраслевое. Рекомендации зарубежной практики отличаются от отечественных в зависимости от экономического состояния, развития страны, а также исторически сложившихся норм и правил. В Великобритании принято подразделять систему ключевых показателей эффективности на разделы, оценивающие качественные показатели (качество активов, достаточность капитала, потери от выданных кредитов, управление активами, привлечение новых клиентов и удержание старых), а в США больше внимания уделяют разделам, оценивающим количественные показатели (дохода, затрат, активов кредитной организации, инвестиций, риска и процентной маржи).
Актуальность диссертационного исследования объясняется, прежде всего, тем, что огромное количество кредитных организаций хотят измерить эффективность своей работы на рынке относительно ближайших конкурентов, поэтому внедряют систему разнообразных показателей и измерителей, чтобы оценить темп роста бизнеса, выявить возможные отклонения от плана, а также оценить наиболее приоритетные направления своей деятельности.
Оценивая финансовый анализ в коммерческом банке как систему оценки экономической эффективности его деятельности целесообразно разделить его на два основных направления: анализ финансовых результатов и анализ финансового состояния банка.
Объектом исследования выступают результаты деятельности групп российских кредитных организаций выделенные и сгруппированные в отдельные ключевые показатели эффективности, позволяющие оценить финансовое состояние кредитных организаций.
Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие в процессе банковской деятельности.
Цель данной работы заключается в анализе основных ключевых показателей эффективности кредитных организаций, сгруппированных по определенным признакам в «систему 27-KPI» и разработке рекомендаций по ее улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность ключевых показателей эффективности коммерческих банков, а также уточнить определение ключевых показателей эффективности;
- систематизировать и дополнить классификацию ключевых показателей эффективности;
- оценить результаты деятельности кредитных организаций Республики Татарстан у которых была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности;
- создать новую систему ключевых показателей эффективности, с помощью которой можно было бы оценить и сравнить эффективность результатов деятельности кредитных организаций Российской Федерации;
- выделить основные проблемы ключевых показателей эффективности кредитных организаций Российской Федерации;
- спрогнозировать ключевые показатели эффективности кредитных организаций при помощи экономико-математического моделирования;
- разработать рекомендации по повышению эффективности показателей.
В написании работы были использованы книги, монографии и научные работы таких авторов, как: Клочков А.К., Лазовицкий И.Б., Панов М.М., Туркулец Н.А., Хачатуров Т.С., статьи журналов «Финансы», «Финансы и статистика», «Финансы и кредит». Кроме того, использованы материалы официальных сайтов Центрального Банка Российской Федерации и службы государственной статистики Российской Федерации: статистические данные, аналитические материалы. Также изучены положения федеральных законов, постановлений Правительства, положений и писем Центрального Банка, приказов Министерства финансов и т.д.
Теоретической базой магистерской диссертации послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные определению и оценке ключевых показателей эффективности кредитных организаций.
Методологической основой исследования являются системный подход, логический и сравнительный анализ, наблюдение, дедуктивный и индуктивный методы, графический, экономический, статистический анализ и другие. Анализ эмпирической базы проведен с использованием методов сравнения, обобщения, группировок и экспертно-аналитических оценок, что позволило обеспечить достоверность результатов и рекомендаций, представленных в работе.
Эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы Центрального Банка Российской Федерации, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских организаций.
Магистрантом получены следующие теоретические, методические и практические результаты, определяющие новизну работы:
- рассмотрено и уточнено понятие «ключевой показатель эффективности» при помощи существующих подходов ученых экономистов.
- систематизирована и дополнена классификация ключевых показателей эффективности для дальнейшего изучения эффективности деятельности кредитных организаций;
- выделены и объединены в основные группы показатели эффективности кредитных организаций на основе «системы 27-KPI», благодаря которым можно оценить эффективность и конкурентоспособность кредитных организаций Российской Федерации.
- с использованием инструментов корреляционно-регрессионного анализа спрогнозированы ключевые показатели эффективности крупнейших кредитных организаций Российской Федерации до 2020 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время вопрос о использовании системы ключевых показателей эффективности в силу участившихся отзывов на осуществление банковской деятельности становится как никогда актуальным. В связи с такой тенденцией кредитным организациям необходимо оценить свою систему ключевых показателей эффективности, чтобы лучше приспособится к новым экономическим условиям.
Рассмотрев понятие ключевых показателей эффективности во всех возможных аспектах, мы сформулировали собственное уточненное определение данного понятия, которое звучит как: «Ключевые показатели эффективности кредитной организации - это количественно измеримые абсолютные или относительные значения, при помощи которых заинтересованное лицо может определить результаты банковской деятельности, а также оценить эффективность и результативность отдельных процессов и функций управления кредитной организацией».
Деятельность кредитной организации зависит от большого количества различных показателей и для того, чтобы определить какие из перечисленных показателей являются наиболее важными и отражают суть работы кредитной организации мы определили, что факторы отделяющие необходимые показатели от ненужных должны быть унифицированы, достижимы, остры, точны, осуществимы и должны быть живыми.
Тем не менее, все ключевые показатели эффективности могут подразделятся на различные группы, поэтому встал вопрос о необходимости систематизировать и дополнить существующие классификации ключевых показателей эффективности для дальнейшего изучения эффективности деятельности кредитных организаций. Мы определили, что классификацию целесообразно подразделить на две группы в зависимости от показателей оценки и в зависимости от показателей среды. В зависимости от показателей среды все ключевые показатели эффективности можно подразделить на внутренние и внешние показатели, а в зависимости от показателей оценки на количественные и качественные.
Далее нами был проведен анализ причин, по которым происходил отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности у кредитных организации Республики Татарстан при помощи методики Кромонова. На основании методики мы выяснили, что основные причины отзывов лицензий у кредитных организаций Республики Татарстан были благодаря плохому созданию резервов на возможные потери, достаточно небольшой ликвидности, а также по нарушению федеральных законов. Благодаря данному анализу при помощи кластерного подхода мы создали «систему 27-KPI», которая включала в себя наиболее важные показатели с точки зрения конкурентоспособности кредитных организаций.
На основании данной системы мы провели анализ групп российских кредитных организаций, а также включили в этот анализ кредитные организации Республики Татарстан у которых были отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности, для того чтобы можно было наиболее полно оценить эффективность банковской деятельности у данных кредитных организаций.
Далее мы составили карту эффективности кредитных организаций Российской Федерации и Республики Татарстан, провели балльную оценку и на ее основе составили матрицу эффективности кредитных организаций, которая показывала эффективность банковской деятельности всех кредитных организаций и пришли к выводу, что высокая величина активов и капитала даже у крупных кредитных организаций не может быть залогом устойчивого функционирования кредитной организации, а по некоторым ключевым показателям эффективности наиболее эффективно проявляли себя мелкие кредитные организации, что подтверждает их способность функционировать в определенных ситуациях более эффективно, чем крупные кредитные организации.
Экономико-математическое моделирование по ключевому показателю эффективности как банковский мультипликатор у кредитных организаций наиболее соизмеримых по масштабам деятельности показало, что в ближайшее время наблюдается более сильное увеличение банковского капитала по сравнению с его активами-нетто. Такая ситуация происходит в связи с нестабильной экономической ситуацией в Российской Федерации и рядом отзывов банковских лицензий, благодаря которым Центральный Банк Российской Федерации ужесточает нормативы и осуществляет более подробный контроль за соблюдением обязательных требований. Это в свою очередь и приводит к тому, что кредитные организации вынуждены в большей степени наращивать капитал, нежели активы-нетто.
Также необходимо отметить, что на текущий момент времени в банковская системе Российской Федерации происходит период консолидации банковских активов, а государство в лице Центрального Банка Российской Федерации ужесточая требования обязательных нормативов лишь способствует данной тенденции.
По результатам анализа, можно сказать, что в настоящее время необходимо совершенствовать и развивать ключевые показатели эффективности опираясь как на зарубежный опыт, так и на отечественный. Для начала необходимо ориентироваться на главных целях и стратегии кредитной организации, а не на достижении определенных показателей от которых будет непосредственно зависеть заработная плата сотрудников. Далее необходимо построить систему ключевых показателей эффективности таким образом, чтобы она затрагивала непосредственно всю кредитную организацию, для наиболее точных расчетов эффективности деятельности кредитной организации. После чего необходимо попробовать применить и оценить подобную систему показателей на основании отчетности кредитных организаций ближайших конкурентов, для того, чтобы была возможность сравнить показатели деятельности и выявить какие из показателей необходимо улучшить, чтобы в дальнейшем развивать свою кредитную организации наиболее эффективно.



1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г., № 395-1-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г., № 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
3. О Рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных
организаций и развития банковских услуг в регионе: Письмо Банка России от 07.08.2006 г., №
«Консультант Плюс»
4. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Региональный закон Республики Татарстан от 10.06.15 г., № 40-ЗРТ
5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г., № 86 (ред. от 01.05.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Учебники и учебные пособия
6. Алиев А.Т., Сомик К.В. Управление инвестиционным портфелем: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - с. 567
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. - СПб: Питер, 2006. — 526 с.
8. Артеменко В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2017. - 270 с.
9. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория: 4-е изд. - Мн.: Книжный дом, 2016. - 637 с.
10. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ: СПб: изд-во
СПбГУЭФ, 2016. - 432 с.
11. Браун М.Г. За рамками сбалансированной системы показателей. Как аналитические показатели повышают эффективность управления компанией: М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 699 с.
12. Варламова Т.П., Васильева Н.А., Неганов Л.М. Большая экономическая энциклопедия: Эксмо, 2008. - с. 432
13. Джеффри М. 15 ключевых показателей, которые должен знать каждый: М.: Инфра-М, 2015. - 384 с.
14. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель: СПб: изд-во СПбГУЭФ, 2014 - 278 с.
15. Жилкина А.Н. Управление финансами: М.: Инфра-М, 2015. - 336 с.
16. Жилкина А.Н. Финансовый анализ: М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 548 с.
17. Каплюк Т.С. Финансовый анализ: М.: Экзамен, 2015. - 229 с.
18. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов: М.: Эксмо; 2010 - 53 с.
19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: М.: Инфра-М, 2016. - 432 с.
20. Кунельский, Л. Э. Повышение эффективности труда в промышленности: М.: Экономика, 1987. - 254 с.
21. Литовченко В.П. Финансовый анализ: М.: Дашков и К, 2016. - 215 с.
22. Лобанова Т.Н. Система ключевых показателей эффективности деятельности банка: М.: Экономика, 2016. - 254 с.
23. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: М.: Инфра-М, 2013. - 250 с.
24. Марр Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер: М.: Лаборатория знаний, 2015. - 344 с.
25. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI: М.: Инфра-М, 2015. - 255 с.
26. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 314 с.
27. Трифонов Е.В. Антропология: дух - душа - тело - среда человека, или
Пневмапсихосоматология человека: 18-е изд., Русско-англо-русская энциклопедия, 2015, - 364 с.
28. Хачатуров Т.С. Экономическая эффективность капитальных вложений: М.: Инфра-М, 2014. - 566 с.
29. Черкасов В. Е. Финансовый менеджмент в кредитных организациях: Учебное пособие. - М.: 2013. - с. 45
30. Шеремет А.Д.; Сайфулин, Р.С. Методика финансового анализа: М.: Инфра-М, 2015. - 176 с.
31. Шредер Н.Г. Анализ финансовой отчетности: Челябинск: Альфа- Пресс, 2015. - 176 с.
32. David P. Key Performance Indicators: Developing, Implementing and Using Winning KPI’s: New Jersey, USA: John Wiley & Sons, inc., 2007. - 256 с.
33. Charles Emrys Smith Economic Indicators, in Wankel, c. (ed.): Encyclopedia of business in Today's World, California, USA, 2009. - 542 с.
Статьи и материалы периодической печати
34. Вишнякова М.А. KPI (ключевые показатели эффективности). Как внедрить систему KPI в компании. // Генеральный Директор. - 2016. - № 8 - С.76-82.
35. Данилин О.А. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения. // Управление компанией. - 2016. - № 3 - С.187-194.
36. Кулакова Л.И. Кластерный подход - основа эффективного развития регионов. // Российское предпринимательство. - 2013. - № 22 (244). - С. 121-130.
37. Лазовицкий И. Б. KPI: разработка и применение показателей бизнес- процесса. Показатели эффективности. // Бизнес студио, - 2013. - С. 24-29.
38. Лощилина И.В. Оценка необходимости построения стратегии компании. // BYTE/Россия. - 2016. - № 7 - С. 45-58.
39. Туркулец Н.А. Мотивация эффективной деятельности персонала в организации: 10 способов. // Директор по персоналу, - 2016. - С. 34-40.
40. Caia J., Liub X., Xiaob Z., Liub J. Improving supply chain performance management: A systematic approach to analyzing iterative KPI accomplishment // Decision Support Systems. - 2009. - №2. - С.512-521.
41. Chan A., Chan A. Robust PLS approach for KPI-related prediction and diagnosis against outliers and missing data // International Journal of Systems Science.
- 2004. -№2. - С.203-221.
42. Ding S., Yin S., Peng K., Hao H., Shen B. Key performance indicators for measuring construction success // IEEE Transactions on Industrial Informatics. - 2013.
- №4. - С.2239-2247.
43. Joris G., Avo S. A KPI based study on the scope and quality of sustainability reporting by the DAX30 companies // Polish Journal of Management Studies. - 2012. -№1. - С.68-80.
44. Merrilees B., Miller D. Emotional brand associations: a new KPI for e-retailers // International Journal of Internet Marketing and Advertising. - 2005. - №3. - С.206-218.
45. Miller S. Banking KPI's - Metrics Used to Assess a Banking Entity's Performance // Management. - 2010. - С.31-35
46. Pan W., Wei H. Research on Key Performance Indicator (KPI) of Business Process // 2012 Second International Conference on Business Computing and Global Informatization. - 2012. - С.455-471.
47. Reh F. John. The Basics of Key Performance Indicators (KPI) // Management & Leadership. - 2016. - С.345-366
48. Samsonowa T., Buxmann P., Gerteis W. Defining KPI sets for industrial research organizations - a performance measurement approach // International Journal of Innovation Management. - 2009. - №2. - С.45-55.
49. Setijono D., Dahlgaard J. Customer value as a key performance indicator (KPI) and a key improvement indicator // Measuring Business Excellence. - 2007. - №2. - С.44-61.
50. Shanin A., Mahbod M. Prioritization of key performance indicators: An integration of analytical hierarchy process and goal setting // International Journal of Productivity and Performance Management. - 2007. - №3. - С.226-240.
51. Toora S., Ogunlanab S., Beyond the "iron triangle": Stakeholder perception of key performance indicators (KPIs) for large-scale public sector development projects // International Journal of Project Management. - 2010. - №3. - С.228-236.
52. Wang G., Yang X. Developing key performance indicators for supply chain: an industry perspective // Supply Chain Management: An International Journal. - 2009. -№6. - С.422-428.
53. Wetzstein B., Zengin A., Kazhamiakin R., Marconi A., Pistore M., Karastoyanova D., Leymann F. Preventing KPI Violations in Business Processes based on Decision Tree Learning and Proactive Runtime Adaptation // Journal of Systems Integration. - 2012. - №1. - С.3-18.
54. Xu P., Chan E., Qian Q. Key performance indicators (KPI) for the sustainability of building energy efficiency retrofit (BEER) in hotel buildings in China // Facilities. - 2014. - №9. - С.432-448.
55. Yin. S, Xie X., Lam J., Cheung K.C., Gao H. An Improved Incremental Learning Approach for KPI Prognosis of Dynamic Fuel Cell System // IEEE Transactions on Cybernetics. - 2015. - №12. - С.3135-3144.
Электронные ресурсы
56. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций. // URL: http://www.cbr.ru/(дата обращения 30.04.2017)
57. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2015 году. // URL: http://www.cbr.ru/(дата обращения: 28.04.2017)
58. Портал правительства Республики Татарстан. // URL: http://prav.tatar.ru(дата обращения 23.04.2017)
59. Рейтинги банков по финансовым показателям. // URL: http://www.banki.ru/(дата обращения: 24.05.2017)
60. Справка о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов. // URL: http://www.cbr.ru/(дата обращения: 30.04.2017)
61. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. // URL: http://www.tatarstan.ru(дата обращения 22.04.2017)
62. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. // URL: http://tatstat.gks.ru/(дата обращения: 29.12.2016)
63. Федеральная служба государственной статистики. // URL: http://www.gks.ru(дата обращения: 29.12.2016)
64. Ханафиева Ю. Д. Пути повышения эффективности управления
рисками потребительского кредитования в коммерческом банке, 2016 // URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=440064 (дата обращения: 10.11.2016)
65. Klipfolio - KPI Examples and Templates, 2014 // URL:
https://www.klipfolio.com(дата обращения: 07.11.2016)
66. Merriam-Webster - Dictionary and Thesaurus, 2016 // URL:
http://www.merriam-webster.com(дата обращения: 09.11.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ