Особенности и юридические свойства Конституции РФ 1993 г.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 5
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 13
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 5
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 13
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 ГОДА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Конституция Российской Федерации — итог очень сложных, противоречивых политических процессов, начиная с денонсации лидерами РСФСР, Украины и Белоруссии Союзного договора 1922 года, что привело к распаду СССР, и, заканчивая событиями осени 1993 года. Прежде всего, Конституция РФ позволила создать дееспособную правовую систему государства, она непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения.
В настоящее время Россия находится на пути демократических реформ. Перед российским государством стоит множество проблем, связанных с решением социально-экономических, политических, культурных и международных вопросов. В отличие от многих европейских и североамериканских государств, которые имеют огромнейший опыт по созданию демократических институтов, в России демократия существует около двух десятилетий. В связи с этим в нашей стране ведутся многочисленные дискуссии о необходимости внесения изменений и поправок в основной закон нашего государства, разрабатываются проекты. Существуют и противники, которые утверждают, что необдуманная переработка положений Конституции РФ может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе. Таким образом, можно сделать вывод, что изучение вопроса об юридических свойствах и особенностях Конституции РФ 1993 года достаточно актуально и представляет научный и практический интерес.
Объектом исследования является конституционно-правовые отношения.
Предметом юридические свойства и особенности Конституции РФ 1993 г.
Цель курсовой работы – провести исследование особенностей и юридических свойств Конституции РФ 1993 г.
Цель работы может быть достигнута благодаря решению следующих задач:
- дать определение термину Конституция;
- описать историю возникновения и развития Конституции РФ 1993 г.;
- выявить особенности и юридические свойства Основного закона государства;
-рассмотреть основные тенденции и перспективы развития Конституции РФ 1993 года на современном этапе.
При исследовании использовались следующие методы:
1) Метод научного анализа при изучении источников по данному вопросу.
2) Метод научного синтеза и обобщения при выявлении общего и различий в походах к вопросу о юридических свойствах Основного закона государства.
3) Сравнительный метод.
4) Исторический метод (использовался при раскрытии истории создания Конституции РФ 1993 года).
Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой группе относятся Конституция РФ, законодательные акты органов государственной власти и иные нормативно-правовые акты. Ко второй отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. К третьей группе отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). Так, нами рассмотрены различные взгляды на юридические свойства Конституции и их характеристику. Основное внимание в своих работах данному вопросу уделяют такие ученые как Б.С. Эбзеев, Н.А. Михалева, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, С.А. Авакьян. Боброва Н.А., Авакьян С.А. являются авторами, которые попытались показать недостатки Конституции РФ и объяснили причины необходимости реформирования нашего Основного закона. Четвертую группу составляют научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы.
Во введении приведены доводы, которые доказывают, что тема курсовой работы актуальна, определены предмет, объект, цель и задачи, дана характеристика методам исследования и источникам информации.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы, а именно дано определение Конституции и рассмотрена история создания конституции РФ 1993г.
Во второй главе рассмотрены юридические свойства и особенности конституции РФ 1993 года.
В третьей главе проведен анализ перспектив и тенденций развития Конституции РФ, сделаны выводы и предложения.
В настоящее время Россия находится на пути демократических реформ. Перед российским государством стоит множество проблем, связанных с решением социально-экономических, политических, культурных и международных вопросов. В отличие от многих европейских и североамериканских государств, которые имеют огромнейший опыт по созданию демократических институтов, в России демократия существует около двух десятилетий. В связи с этим в нашей стране ведутся многочисленные дискуссии о необходимости внесения изменений и поправок в основной закон нашего государства, разрабатываются проекты. Существуют и противники, которые утверждают, что необдуманная переработка положений Конституции РФ может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе. Таким образом, можно сделать вывод, что изучение вопроса об юридических свойствах и особенностях Конституции РФ 1993 года достаточно актуально и представляет научный и практический интерес.
Объектом исследования является конституционно-правовые отношения.
Предметом юридические свойства и особенности Конституции РФ 1993 г.
Цель курсовой работы – провести исследование особенностей и юридических свойств Конституции РФ 1993 г.
Цель работы может быть достигнута благодаря решению следующих задач:
- дать определение термину Конституция;
- описать историю возникновения и развития Конституции РФ 1993 г.;
- выявить особенности и юридические свойства Основного закона государства;
-рассмотреть основные тенденции и перспективы развития Конституции РФ 1993 года на современном этапе.
При исследовании использовались следующие методы:
1) Метод научного анализа при изучении источников по данному вопросу.
2) Метод научного синтеза и обобщения при выявлении общего и различий в походах к вопросу о юридических свойствах Основного закона государства.
3) Сравнительный метод.
4) Исторический метод (использовался при раскрытии истории создания Конституции РФ 1993 года).
Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой группе относятся Конституция РФ, законодательные акты органов государственной власти и иные нормативно-правовые акты. Ко второй отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. К третьей группе отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). Так, нами рассмотрены различные взгляды на юридические свойства Конституции и их характеристику. Основное внимание в своих работах данному вопросу уделяют такие ученые как Б.С. Эбзеев, Н.А. Михалева, Е.И. Колюшин, О.Е. Кутафин, С.А. Авакьян. Боброва Н.А., Авакьян С.А. являются авторами, которые попытались показать недостатки Конституции РФ и объяснили причины необходимости реформирования нашего Основного закона. Четвертую группу составляют научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы.
Во введении приведены доводы, которые доказывают, что тема курсовой работы актуальна, определены предмет, объект, цель и задачи, дана характеристика методам исследования и источникам информации.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы, а именно дано определение Конституции и рассмотрена история создания конституции РФ 1993г.
Во второй главе рассмотрены юридические свойства и особенности конституции РФ 1993 года.
В третьей главе проведен анализ перспектив и тенденций развития Конституции РФ, сделаны выводы и предложения.
2013 год был юбилейным для нашей Конституции. Большое количество статей, монографий вышло в прошлом году, в них были обозначены преимущества и недостатки Конституции РФ, проблемы реформирования Основного закона. Итак, в результате проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Конституция является основным законом. Существуют различные точки зрения. Часть правоведов считают, что конституция является основным законом государства, в то время как другие утверждают, что этот документ является и основным законом общества. Дело в том, что если рассматривать конституцию только как основной закон государства, то получается, что конституция регулирует только публичную правовую сферу, но, посмотрев на конституцию РФ 1993 г. и конституции других государств, мы увидим, что очень большой объем занимают нормы, которые посвящены гражданскому обществу, правам и свободам человека и гражданина. То есть можно сделать вывод, что конституции являются и основным законом общества.
На наш взгляд, конституцию нужно рассматривать как основной закон государства и общества. Таким образом, конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
2. Создание Конституции 1993 года представлял собой долгий и дискуссионный процесс, в результате которого наш основной закон государства и общества представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.
3. Сущность конституции проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся: выступление в качестве Основного Закона государства; прямое действие; верховенство; высшая юридическая сила; особый порядок охраны Конституции РФ.
К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).
4. Исходя из анализа статей, мы можем выделить следующие недостатки Конституции РФ, которые можно отнести и к ее отличительным особенностям.
• Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» должна называться «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», что соответствовало бы ее содержанию, а также подчеркнуло бы взаимную ответственность государства и личности.
• Принцип равноправия субъектов РФ, сформулированный в ч. 1 и ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, является изначально недействующим в силу асимметричности самой Федерации и неравенства статуса ее субъектов (так, республики имеют согласно ч. 1 ст. 66 свою конституцию, равно как и право на установление своего государственного языка (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).
• Отсутствие в Конституции РФ института парламентского контроля над исполнительной властью, в том числе института депутатского запроса, наказов избирателей, расследовательских комитетов и других форм парламентского контроля и обратной связи с народом, превращает парламент в слабое звено государственного механизма, зависимое от исполнительной власти, полностью сросшееся с государственной бюрократией.
• Институт Президента РФ возвышается над тремя ветвями власти, названными в ст. 10 Конституции РФ, и не соответствует принципу разделения властей в том виде, в каком он сформулирован в указанной статье.
• Часть 3 ст. 80 Конституции России, предоставляющая Президенту РФ право единолично определять основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет авторитарный характер, уничтожающий принцип сдержек и противовесов как основу принципа разделения властей; эта норма должна быть уравновешена правом Федерального Собрания РФ определять основные направления внутренней и внешней политики.
• Перечисление субъектов права законодательной инициативы в ст. 104 Конституции РФ начинается с Президента РФ, что противоречит принципу разделения властей, превращая Президента в главную часть законодательного процесса.
• В ст. 3 Конституции РФ отсутствует единое понятие представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
• Отсутствие главы «Избирательная система России».
• Непонятен статус прокуратуры, которая в идеале образует отдельную ветвь власти в системе разделения властей, В тексте действующей Конституции РФ в главе 7 «Судебная власть» (ст. 118 - 129) ст. 129 посвящена прокуратуре РФ как единой централизованной системе с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Более правильно было бы назвать главу 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура».
Существуют сторонники реформирования конституции РФ и те, кто отстаивает неизменность ее положений. Последние делают акцент на совершенствовании действующего законодательства, деятельности Конституционного Суда, повышении авторитета и охране Конституции, они предлагают развить текст Конституции путем законодательной конкретизации конституционных положений или же ее толкования. Эта задача требует значительных усилий и Федерального Собрания, играющего ключевую роль в принятии российских законов, и Конституционного Суда, который, интерпретируя конституционные положения, призван связать Конституцию с реальной жизнью, сделать ее ясной и применимой на практике.
Итак, Конституция РФ, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе.
1. Конституция является основным законом. Существуют различные точки зрения. Часть правоведов считают, что конституция является основным законом государства, в то время как другие утверждают, что этот документ является и основным законом общества. Дело в том, что если рассматривать конституцию только как основной закон государства, то получается, что конституция регулирует только публичную правовую сферу, но, посмотрев на конституцию РФ 1993 г. и конституции других государств, мы увидим, что очень большой объем занимают нормы, которые посвящены гражданскому обществу, правам и свободам человека и гражданина. То есть можно сделать вывод, что конституции являются и основным законом общества.
На наш взгляд, конституцию нужно рассматривать как основной закон государства и общества. Таким образом, конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
2. Создание Конституции 1993 года представлял собой долгий и дискуссионный процесс, в результате которого наш основной закон государства и общества представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.
3. Сущность конституции проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся: выступление в качестве Основного Закона государства; прямое действие; верховенство; высшая юридическая сила; особый порядок охраны Конституции РФ.
К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).
4. Исходя из анализа статей, мы можем выделить следующие недостатки Конституции РФ, которые можно отнести и к ее отличительным особенностям.
• Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» должна называться «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», что соответствовало бы ее содержанию, а также подчеркнуло бы взаимную ответственность государства и личности.
• Принцип равноправия субъектов РФ, сформулированный в ч. 1 и ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, является изначально недействующим в силу асимметричности самой Федерации и неравенства статуса ее субъектов (так, республики имеют согласно ч. 1 ст. 66 свою конституцию, равно как и право на установление своего государственного языка (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).
• Отсутствие в Конституции РФ института парламентского контроля над исполнительной властью, в том числе института депутатского запроса, наказов избирателей, расследовательских комитетов и других форм парламентского контроля и обратной связи с народом, превращает парламент в слабое звено государственного механизма, зависимое от исполнительной власти, полностью сросшееся с государственной бюрократией.
• Институт Президента РФ возвышается над тремя ветвями власти, названными в ст. 10 Конституции РФ, и не соответствует принципу разделения властей в том виде, в каком он сформулирован в указанной статье.
• Часть 3 ст. 80 Конституции России, предоставляющая Президенту РФ право единолично определять основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет авторитарный характер, уничтожающий принцип сдержек и противовесов как основу принципа разделения властей; эта норма должна быть уравновешена правом Федерального Собрания РФ определять основные направления внутренней и внешней политики.
• Перечисление субъектов права законодательной инициативы в ст. 104 Конституции РФ начинается с Президента РФ, что противоречит принципу разделения властей, превращая Президента в главную часть законодательного процесса.
• В ст. 3 Конституции РФ отсутствует единое понятие представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
• Отсутствие главы «Избирательная система России».
• Непонятен статус прокуратуры, которая в идеале образует отдельную ветвь власти в системе разделения властей, В тексте действующей Конституции РФ в главе 7 «Судебная власть» (ст. 118 - 129) ст. 129 посвящена прокуратуре РФ как единой централизованной системе с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Более правильно было бы назвать главу 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура».
Существуют сторонники реформирования конституции РФ и те, кто отстаивает неизменность ее положений. Последние делают акцент на совершенствовании действующего законодательства, деятельности Конституционного Суда, повышении авторитета и охране Конституции, они предлагают развить текст Конституции путем законодательной конкретизации конституционных положений или же ее толкования. Эта задача требует значительных усилий и Федерального Собрания, играющего ключевую роль в принятии российских законов, и Конституционного Суда, который, интерпретируя конституционные положения, призван связать Конституцию с реальной жизнью, сделать ее ясной и применимой на практике.
Итак, Конституция РФ, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе.
Подобные работы
- Особенности и юридические свойства Конституции РФ 1993г
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2016 - Юридическая сила Конституции Российской Федерации и вопросы её реализации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020 - История развития конституции РФ (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (Барнаульский Юридический Институт МВД РФ)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Анализ Конституции и конституционных нарушений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституции современных развитых государств: сравнительный анализ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовое регулирование пересмотра Конституции и внесения в неё поправок
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Конституция как основной закон государства (Уральский государственный экономический университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022



