Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
|
Введение 3
Глава 1. Сущность, предмет, объекты и пределы прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 7
1.1. Понятие и значение прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 7
1.2. Цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 17
1.3. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 22
Глава 2. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 34
2.1. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования 34
2.2. Средства прокурорского реагирования на выявление нарушения закона в стадии предварительного расследования 52
Глава 3. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия на различных досудебных стадиях 61
3.1. Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела 61
3.2. Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых
и обвиняемых 75
3.3. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших 85
3.4. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением 89
Заключение 94
Список использованной литературы 99
Приложения 114
Глава 1. Сущность, предмет, объекты и пределы прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 7
1.1. Понятие и значение прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 7
1.2. Цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 17
1.3. Предмет, пределы и объекты прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 22
Глава 2. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 34
2.1. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования 34
2.2. Средства прокурорского реагирования на выявление нарушения закона в стадии предварительного расследования 52
Глава 3. Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия на различных досудебных стадиях 61
3.1. Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела 61
3.2. Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых
и обвиняемых 75
3.3. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших 85
3.4. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением 89
Заключение 94
Список использованной литературы 99
Приложения 114
Актуальность темы исследования. Органы, осуществляющие предварительное расследование, действуют в рамках уголовного судопроизводства, порядок которого устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, основанным на Конституции Российской Федерации и приоритете общепризнанных принципов и норм международного права. Порядок уголовного судопроизводства является обязательным для судов, органов прокуратуры, ор¬ганов предварительного следствия и дознания, а также иных участников уго-ловного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ).
Выполняя свое государственно-правовое предназначение (надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации), прокурор в досудебном производстве уголовного процесса России осуществляет от имени государства надзор за исполнением законодательства органами предварительного расследования. Однако несмотря на необходимость одинакового обеспечения прокурором исполнения законов органами дознания и органами предварительного следствия, в 2007 г. прокурор был лишен эффективных полномочий по надзору за законностью производства органов предварительного следствия, а также значительной части полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.
Актуальность теме исследования также придают дискуссии в уголовно¬процессуальной науке, касающиеся понимания правовой природы деятельности прокурора, в том числе относительно определения доминирующего направления деятельности прокурора в досудебном производстве (надзор или уголовное преследование).
Сложившаяся теоретическая неопределенность в понимании деятельности прокурора в досудебном производстве, разбалансированность надзорных полномочий прокурора в законодательстве и возникающие в практической деятельности проблемы правоприменения требуют комплексного исследования процессуальной деятельности прокурора в стадии предварительного расследования уголовного дела, что определяет актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. В юридической литературе проблемы процессуальной деятельности прокурора в досудебном производстве были предметом исследования многих ученых, таких как А.С. Барабаш, Л.Н. Башкатова, В.П. Беляева, В.Г. Бессарабова, В.П. Божьева, Н.В. Булановой, В.М. Быкова, Г.Н. Ветровой, Л.В. Виницкого, Л.М. Володиной, С.Э. Воронина, Б.Я. Гаврилова, Н.В. Григорьевой, О.Д. Жук, В.В. Казакова, О.А. Кожевникова, А.П. Короткова, А.П. Кругликова, В.А. Лазаревой, П.А. Лупинской, Л.Н. Масленниковой, И.В. Овсянникова, Т.К. Рябининой, В.П. Рябцева, В.А. Семенцова, А.В. Смирнова, А.В. Тимофеева, М.Е. Токаревой, Г.Г. Турилова, А.А. Тушева, А.Г. Халиулина, Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой, В.С. Шадрина, С.А. Шейфера, В.Н. Юрчишина, Ю.К. Якимовича, В.Б. Ястребова и других.
После внесения в Уголовно-процессуальный кодекс изменений 2007 года, лишивших прокурора значительной части полномочий, проблемам исследования уголовно-процессуальной деятельности прокурора в досудебном производстве были посвящены кандидатские диссертации А.Ю. Чуриковой (2010 г.), Е.Н. Бушковской (2011 г.), Г.Д. Харебава (2012 г.), Д.И. Ережипалиева (2013 г.), М.В. Серебрянниковой (2013 г.), Э.А. Хайруллиной (2013 г.), А.В. Спирина (2014 г.), А.В. Чубыкина (2014 г.), Ш.М. Абдул-Кадырова (2015 г.), которые внесли свой вклад в развитие уголовно-процессуальной науки. Однако деятельность прокурора в досудебном производстве до настоящего времени вызывает научные дискуссии, не получила своего разрешения проблема соотношения полномочий прокурора в отношении органов дознания и органов предварительного следствия, остаются дискуссионными вопросы совершенствования надзора прокурора в уголовном судопроизводстве.
Объектом настоящего исследования являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры в стадии предварительного расследования.
Предметом исследования охватываются закономерности деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, а также правовое регулирование
прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.
Целью данной работы является рассмотрение основных положений, характеризующих полномочия прокурора при осуществлении надзора за дея¬тельностью органов, осуществляющих предварительное расследование.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач:
- рассмотреть понятие и значение прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, а также определить его цели и задачи на данной стадии;
- исследовать предмет, пределы и объекты прокурорского надзора в стадии предварительного расследования;
- оценить полномочия прокурора в стадии предварительного расследования;
- охарактеризовать средства прокурорского реагирования на нарушения закона органами в стадии предварительного расследования;
- рассмотреть прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела;
- проанализировать прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых, обвиняемых и потерпевших в стадии предварительного расследования;
- рассмотреть решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также комплексное применение таких методов исследования, как анализ, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, применяемые при осуществлении прокурорского надзора в стадии предварительного расследования.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 2 статьи: «Проблемы реализации надзорных полномочий прокурора в отношении следователя» (Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно¬практической конференции (1 ноября 2016 г., г. Уфа). В 3 ч. - Ч. 2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 53-57); «Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования или процессуальная самостоятельность следователя» (Систематизация российского законодательства в современных реалиях: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 февраля 2018 г., г. Челябинск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С. 50-54); а также участие во Всероссийской научно-практической конференции «Права человека: правовая защита от дискриминации» с докладом «Защита прав человека и гражданина в стадии предварительного расследования» (22 марта 2018 г., г. Набережные Челны, Набережночелнинский институт (филиал)).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, содержащих последовательное изложение научного исследования и раскрывающих тему работы, заключения и списка использованной литературы.
Выполняя свое государственно-правовое предназначение (надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации), прокурор в досудебном производстве уголовного процесса России осуществляет от имени государства надзор за исполнением законодательства органами предварительного расследования. Однако несмотря на необходимость одинакового обеспечения прокурором исполнения законов органами дознания и органами предварительного следствия, в 2007 г. прокурор был лишен эффективных полномочий по надзору за законностью производства органов предварительного следствия, а также значительной части полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.
Актуальность теме исследования также придают дискуссии в уголовно¬процессуальной науке, касающиеся понимания правовой природы деятельности прокурора, в том числе относительно определения доминирующего направления деятельности прокурора в досудебном производстве (надзор или уголовное преследование).
Сложившаяся теоретическая неопределенность в понимании деятельности прокурора в досудебном производстве, разбалансированность надзорных полномочий прокурора в законодательстве и возникающие в практической деятельности проблемы правоприменения требуют комплексного исследования процессуальной деятельности прокурора в стадии предварительного расследования уголовного дела, что определяет актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. В юридической литературе проблемы процессуальной деятельности прокурора в досудебном производстве были предметом исследования многих ученых, таких как А.С. Барабаш, Л.Н. Башкатова, В.П. Беляева, В.Г. Бессарабова, В.П. Божьева, Н.В. Булановой, В.М. Быкова, Г.Н. Ветровой, Л.В. Виницкого, Л.М. Володиной, С.Э. Воронина, Б.Я. Гаврилова, Н.В. Григорьевой, О.Д. Жук, В.В. Казакова, О.А. Кожевникова, А.П. Короткова, А.П. Кругликова, В.А. Лазаревой, П.А. Лупинской, Л.Н. Масленниковой, И.В. Овсянникова, Т.К. Рябининой, В.П. Рябцева, В.А. Семенцова, А.В. Смирнова, А.В. Тимофеева, М.Е. Токаревой, Г.Г. Турилова, А.А. Тушева, А.Г. Халиулина, Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой, В.С. Шадрина, С.А. Шейфера, В.Н. Юрчишина, Ю.К. Якимовича, В.Б. Ястребова и других.
После внесения в Уголовно-процессуальный кодекс изменений 2007 года, лишивших прокурора значительной части полномочий, проблемам исследования уголовно-процессуальной деятельности прокурора в досудебном производстве были посвящены кандидатские диссертации А.Ю. Чуриковой (2010 г.), Е.Н. Бушковской (2011 г.), Г.Д. Харебава (2012 г.), Д.И. Ережипалиева (2013 г.), М.В. Серебрянниковой (2013 г.), Э.А. Хайруллиной (2013 г.), А.В. Спирина (2014 г.), А.В. Чубыкина (2014 г.), Ш.М. Абдул-Кадырова (2015 г.), которые внесли свой вклад в развитие уголовно-процессуальной науки. Однако деятельность прокурора в досудебном производстве до настоящего времени вызывает научные дискуссии, не получила своего разрешения проблема соотношения полномочий прокурора в отношении органов дознания и органов предварительного следствия, остаются дискуссионными вопросы совершенствования надзора прокурора в уголовном судопроизводстве.
Объектом настоящего исследования являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры в стадии предварительного расследования.
Предметом исследования охватываются закономерности деятельности прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, а также правовое регулирование
прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.
Целью данной работы является рассмотрение основных положений, характеризующих полномочия прокурора при осуществлении надзора за дея¬тельностью органов, осуществляющих предварительное расследование.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач:
- рассмотреть понятие и значение прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, а также определить его цели и задачи на данной стадии;
- исследовать предмет, пределы и объекты прокурорского надзора в стадии предварительного расследования;
- оценить полномочия прокурора в стадии предварительного расследования;
- охарактеризовать средства прокурорского реагирования на нарушения закона органами в стадии предварительного расследования;
- рассмотреть прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела;
- проанализировать прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых, обвиняемых и потерпевших в стадии предварительного расследования;
- рассмотреть решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также комплексное применение таких методов исследования, как анализ, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, применяемые при осуществлении прокурорского надзора в стадии предварительного расследования.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 2 статьи: «Проблемы реализации надзорных полномочий прокурора в отношении следователя» (Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно¬практической конференции (1 ноября 2016 г., г. Уфа). В 3 ч. - Ч. 2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 53-57); «Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования или процессуальная самостоятельность следователя» (Систематизация российского законодательства в современных реалиях: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 февраля 2018 г., г. Челябинск). - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С. 50-54); а также участие во Всероссийской научно-практической конференции «Права человека: правовая защита от дискриминации» с докладом «Защита прав человека и гражданина в стадии предварительного расследования» (22 марта 2018 г., г. Набережные Челны, Набережночелнинский институт (филиал)).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, содержащих последовательное изложение научного исследования и раскрывающих тему работы, заключения и списка использованной литературы.
Таким образом, деятельность прокурора в стадии предварительного расследования многогранна и сложна, а также отвечает главному предназначению прокуратуры в России - осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 ФЗ «О
прокуратуре»). Осуществляемый прокурором надзор проявляется через исполнение уголовного закона в стадии предварительного расследования, которое невозможно без надзора за исполнением уголовно-процессуального закона. Поскольку уголовно-правовая претензия в суде от имени государства предъявляется прокурором, то прокурор обеспечивает законность ее формирования при осуществлении надзора в досудебном производстве. В этой связи в досудебном производстве уголовного процесса России прокурор осуществляет деятельность по обеспечению исполнения законов (уголовного и уголовно-процессуального) органами предварительного расследования, а именно надзор за возбуждением и расследованием уголовных дел, составляющими частями которого являются непосредственно надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие), а также уголовное преследование.
Проведенное исследование проблем прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, позволило сформулировать ряд выводов основными из которых являются:
1. Целью надзорной деятельности прокуратуры в стадии предварительного расследования является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности при установлении органом расследования события преступления, изобличении лица или лиц, виновных в совершении преступления и привлечении его (их) к установленной законом ответственности; защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также охраняемых законом интересов общества и государства, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
2. При определении задач прокурорского надзора в стадии предварительного расследования следует исходить из совокупности целей органов прокуратуры, назначения уголовного судопроизводства, специфики уголовно-процессуальной деятельности, установленных законом полномочий прокурора при осуществлении надзора и, соответственно, предмета исследуемой отрасли прокурорского надзора. Такой подход в теоретическом плане, на наш взгляд, позволит более полно определить и конкретизировать круг задач, что впоследствии будет способствовать правильному выбору из довольно широкого перечня правовых средств, форм и методов прокурорского надзора именно тех, которые будут необходимы для их разрешения в практической деятельности.
3. Предметом прокурорского надзора за предварительным следствием является деятельность органов предварительного следствия, направленная на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение порядка проведения расследования, а также соблюдение законности, принимаемых этими органами решений.
Под объектами надзора иногда понимают субъекты прокурорско-надзорных правоотношений (министерства, государственные органы и службы, предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов).
4. Пределы надзорной деятельности прокурора определяются следующими элементами в их совокупности: 1) объектом прокурорского надзора; 2) предметом прокурорского надзора; 3) надзорными полномочиями прокурора по проведению проверки и применению актов прокурорского реагирования; 4) полномочиями следователя, дознавателя, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания по исполнению и обжалованию решений и действий прокурора.
5. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования представляют собой совокупность прав и обязанностей, направленных на разрешение стоящих перед уполномоченными прокурорами задач по осуществлению надзора в рассматриваемой сфере общественных отношений, и устанавливаются не только ФЗ «О прокуратуре», но и уголовно-процессуальным законодательством , а также иными нормативно-правовыми актами различной юридической силы.
Полномочия прокурора, установленные УПК РФ и направленные на проверку исполнения законов в случаях, когда сотрудники следственных органов наделены руководителем соответствующего подразделения правом на осуществление действий и принятие решений в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на стадии возбуждения уголовного дела, являются мерами прокурорского реагирования, направленными на выявление или устранение допущенных нарушений закона, или на восстановление нарушенных прав и свобод участвующих в уголовном судопроизводстве лиц, относятся к компетенции прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
6. Говоря об актах прокурорского реагирования, не все акты, закрепленные законодателем, могут быть реализованы в полной мере, то есть прокурор не всегда реализует весь комплекс данных ему полномочий посредством актов, но в настоящее время это самый эффективный способ надзирать и контролировать деятельность должностных лиц следственного органа, при осуществлении предварительного следствия. Прокурор, осуществляя надзор за предварительным следствием применяет полномочия и акты прокурорского реагирования, на основании ФЗ «О прокуратуре» и уголовно-процессуального закона, тем самым предотвращая нарушения в сфере предварительного следствия.
7. На сегодняшний день на стадии возбуждения уголовного дела прокурор превратился в такую процессуальную фигуру, которая в значительной степени утратила свое процессуальное влияние на ход и результаты проводимого предварительного следствия по уголовному делу. Порой создаётся впечатление, что следователь и руководитель следственного органа играют чуть ли не главную роль в уголовном преследовании, ведь согласно УПК, они отчасти осуществляют надзор деятельностью прокурора, за законностью и обоснованностью принимаемых им решений. Например, ч. 6 ст. 37 УПК дает прокурору право в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с его требованиями об устранении нарушений федерального законодательства обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. При несогласии руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора последний может обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.
Мы считаем, что лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не соответствует традиционному представлению о роли прокурора в уголовном процессе, лишает его эффективных средств реагирования в случаях выявления нарушений закона. Статью 146 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «1. при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление».
8. Учитывая, что меры процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства, прокурор должен обладать полномочиями, в том числе и предупредительного характера, обеспечивающими законность и обоснованность этих мер. Это должно быть обеспечено возвращением прокурору полномочия давать согласие следователю на обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения, продлении срока ее действия либо о производстве процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан. При осуществлении прокурорского надзора за законностью уголовного преследования важное значение имеет обеспечение средствами надзора допустимости доказательств, причем решения о признании доказательств недопустимыми должны приниматься прокурором в ходе предварительного расследования.
9. Предметом прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевшего принято считать: 1) исполнение требований закона о признании лица потерпевшим и разъяснении потерпевшему его прав, 2) исполнение требований УПК РФ, касающихся реализации прав потерпевшего, 3) исполнение требований закона о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Но роль прокурора не заканчивается с вынесением приговора по делу. В соответствии с законом приговор может быть обжалован. Несмотря на то, что пострадавшие имеют право обжаловать приговор, они редко пользуются этим правом, полагая, что дело уже решено. Поэтому именно на прокурора возлагаются обязанности знакомиться с протоколами судебных заседаний, готовить возражения на кассационные жалобы осужденных, а в необходимых случаях и обжаловать приговор. Правовой статус потерпевшего, безусловно, нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку действующее законодательство не всегда обеспечивает реальное равенство прав участников уголовного процесса: подозреваемого (обвиняемого) с одной стороны и потерпевшего - с другой. В частности, обвиняемый обладает презумпцией невиновности, в то время как потерпевший презумпцией своей правоты не обладает. Однако и действующее законодательство позволяет обеспечивать те права потерпевшего, которые закреплены в законе либо вытекают из содержания положений Конституции Российской Федерации. В связи с этим обеспечение прав потерпевшего является одной из первоочередных задач деятельности прокурора в уголовном процессе.
прокуратуре»). Осуществляемый прокурором надзор проявляется через исполнение уголовного закона в стадии предварительного расследования, которое невозможно без надзора за исполнением уголовно-процессуального закона. Поскольку уголовно-правовая претензия в суде от имени государства предъявляется прокурором, то прокурор обеспечивает законность ее формирования при осуществлении надзора в досудебном производстве. В этой связи в досудебном производстве уголовного процесса России прокурор осуществляет деятельность по обеспечению исполнения законов (уголовного и уголовно-процессуального) органами предварительного расследования, а именно надзор за возбуждением и расследованием уголовных дел, составляющими частями которого являются непосредственно надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие), а также уголовное преследование.
Проведенное исследование проблем прокурорского надзора в стадии предварительного расследования, позволило сформулировать ряд выводов основными из которых являются:
1. Целью надзорной деятельности прокуратуры в стадии предварительного расследования является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности при установлении органом расследования события преступления, изобличении лица или лиц, виновных в совершении преступления и привлечении его (их) к установленной законом ответственности; защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также охраняемых законом интересов общества и государства, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
2. При определении задач прокурорского надзора в стадии предварительного расследования следует исходить из совокупности целей органов прокуратуры, назначения уголовного судопроизводства, специфики уголовно-процессуальной деятельности, установленных законом полномочий прокурора при осуществлении надзора и, соответственно, предмета исследуемой отрасли прокурорского надзора. Такой подход в теоретическом плане, на наш взгляд, позволит более полно определить и конкретизировать круг задач, что впоследствии будет способствовать правильному выбору из довольно широкого перечня правовых средств, форм и методов прокурорского надзора именно тех, которые будут необходимы для их разрешения в практической деятельности.
3. Предметом прокурорского надзора за предварительным следствием является деятельность органов предварительного следствия, направленная на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение порядка проведения расследования, а также соблюдение законности, принимаемых этими органами решений.
Под объектами надзора иногда понимают субъекты прокурорско-надзорных правоотношений (министерства, государственные органы и службы, предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов).
4. Пределы надзорной деятельности прокурора определяются следующими элементами в их совокупности: 1) объектом прокурорского надзора; 2) предметом прокурорского надзора; 3) надзорными полномочиями прокурора по проведению проверки и применению актов прокурорского реагирования; 4) полномочиями следователя, дознавателя, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания по исполнению и обжалованию решений и действий прокурора.
5. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования представляют собой совокупность прав и обязанностей, направленных на разрешение стоящих перед уполномоченными прокурорами задач по осуществлению надзора в рассматриваемой сфере общественных отношений, и устанавливаются не только ФЗ «О прокуратуре», но и уголовно-процессуальным законодательством , а также иными нормативно-правовыми актами различной юридической силы.
Полномочия прокурора, установленные УПК РФ и направленные на проверку исполнения законов в случаях, когда сотрудники следственных органов наделены руководителем соответствующего подразделения правом на осуществление действий и принятие решений в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством на стадии возбуждения уголовного дела, являются мерами прокурорского реагирования, направленными на выявление или устранение допущенных нарушений закона, или на восстановление нарушенных прав и свобод участвующих в уголовном судопроизводстве лиц, относятся к компетенции прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
6. Говоря об актах прокурорского реагирования, не все акты, закрепленные законодателем, могут быть реализованы в полной мере, то есть прокурор не всегда реализует весь комплекс данных ему полномочий посредством актов, но в настоящее время это самый эффективный способ надзирать и контролировать деятельность должностных лиц следственного органа, при осуществлении предварительного следствия. Прокурор, осуществляя надзор за предварительным следствием применяет полномочия и акты прокурорского реагирования, на основании ФЗ «О прокуратуре» и уголовно-процессуального закона, тем самым предотвращая нарушения в сфере предварительного следствия.
7. На сегодняшний день на стадии возбуждения уголовного дела прокурор превратился в такую процессуальную фигуру, которая в значительной степени утратила свое процессуальное влияние на ход и результаты проводимого предварительного следствия по уголовному делу. Порой создаётся впечатление, что следователь и руководитель следственного органа играют чуть ли не главную роль в уголовном преследовании, ведь согласно УПК, они отчасти осуществляют надзор деятельностью прокурора, за законностью и обоснованностью принимаемых им решений. Например, ч. 6 ст. 37 УПК дает прокурору право в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с его требованиями об устранении нарушений федерального законодательства обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. При несогласии руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора последний может обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.
Мы считаем, что лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не соответствует традиционному представлению о роли прокурора в уголовном процессе, лишает его эффективных средств реагирования в случаях выявления нарушений закона. Статью 146 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «1. при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление».
8. Учитывая, что меры процессуального принуждения ограничивают конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства, прокурор должен обладать полномочиями, в том числе и предупредительного характера, обеспечивающими законность и обоснованность этих мер. Это должно быть обеспечено возвращением прокурору полномочия давать согласие следователю на обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения, продлении срока ее действия либо о производстве процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан. При осуществлении прокурорского надзора за законностью уголовного преследования важное значение имеет обеспечение средствами надзора допустимости доказательств, причем решения о признании доказательств недопустимыми должны приниматься прокурором в ходе предварительного расследования.
9. Предметом прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевшего принято считать: 1) исполнение требований закона о признании лица потерпевшим и разъяснении потерпевшему его прав, 2) исполнение требований УПК РФ, касающихся реализации прав потерпевшего, 3) исполнение требований закона о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Но роль прокурора не заканчивается с вынесением приговора по делу. В соответствии с законом приговор может быть обжалован. Несмотря на то, что пострадавшие имеют право обжаловать приговор, они редко пользуются этим правом, полагая, что дело уже решено. Поэтому именно на прокурора возлагаются обязанности знакомиться с протоколами судебных заседаний, готовить возражения на кассационные жалобы осужденных, а в необходимых случаях и обжаловать приговор. Правовой статус потерпевшего, безусловно, нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку действующее законодательство не всегда обеспечивает реальное равенство прав участников уголовного процесса: подозреваемого (обвиняемого) с одной стороны и потерпевшего - с другой. В частности, обвиняемый обладает презумпцией невиновности, в то время как потерпевший презумпцией своей правоты не обладает. Однако и действующее законодательство позволяет обеспечивать те права потерпевшего, которые закреплены в законе либо вытекают из содержания положений Конституции Российской Федерации. В связи с этим обеспечение прав потерпевшего является одной из первоочередных задач деятельности прокурора в уголовном процессе.
Подобные работы
- Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за органами дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Предварительное следствие и дознание как формы
предварительного расследования
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Прокурор и его полномочия в уголовном процессе
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Особенности проведения органами прокуратуры предварительного расследования в уголовном судопроизводстве
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Предварительное расследование как стадия уголовного судопроизводства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы прокурорского надзора за следствием
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



