Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Работа №49814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
965
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Правовое регулирование опеки и попечительства в Российской Федерации 8
§1. Понятие, цели и задачи опеки и попечительства над несовершеннолетним 8
§2. Особенности российского законодательства в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних 16
Глава II. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми 18
§1. Права и обязанности органов опеки и попечительства 18
§2. Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства31 §3. Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства 36
Глава III. Изменение и прекращение опеки и попечительства 43
§ 1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей 43 §2. Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними
детьми 61
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение 73


Произошедшее в конце XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, миграционные и демографические процессы, деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они повлияли на общее положение семьи и детства. В последние десятилетия в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения числа семей, не обеспечивающих должных условий для образования и содержания детей.
Российское государство и общество всегда уделяли большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
К началу XIV века наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности в оказании помощи нуждающимся была новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности, в соборе в 1551 году Иван Васильевич Грозный выразил мысль о том, что в каждом городе необходимо выявить всех нуждающихся в помощи - бедных, построить специальные богадельни и больницы, где им обеспечено убежище и уход.
История детской благотворительности в России связана с именем царя Федора Алексеевича или, вернее, его указом (1682), в котором говорилось о необходимости преподавать детям грамотность и ремесла.
Но больше всего истории известно имя великого реформатора Петра I, который в своем царствовании создал государственную систему милосердия нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры для борьбы с социальными пороками, регулируемой частной благотворительностью, закрепленными в законе их нововведения.
Екатерина Великая реализовала идею строительства Петра I с начало в Москве (1763 г.), а затем в Санкт-Петербурге (1772 г.) имперские
образовательные дома для «позорных детей».
Общественные филантропические деяния, распространялись и на детей с физическими недостатками. Приюты были созданы для глухих детей, слепых детей, детей-инвалидов, где они получали образование и преподавали различные ремесла в зависимости от их болезни.
Итак, система социальной и государственной благотворительности детей в России в конце девятнадцатого века была обширной сетью благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опережала формирование профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.
Практика социальной помощи сиротам в России имеет свои глубокие культурные и исторические традиции, и до Октябрьской революции 1917 года в первую очередь была связана с благотворительностью.
В 20-е годы в стране началось развитие довольно обширной системы социального обеспечения для сирот, в которую вошли детские дома различных категорий (дошкольные, для студентов с профессиональным образованием, медицинские, для инвалидов и так далее), А к тому же трудовые колонии и трудовые коммуны для детей с тяжелым образованием, которые были в основном сиротами или потеряли контакт со своими семьями.
В современных условиях число детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается с каждым годом. Сиротство - одна из самых острых проблем, стоящих перед нашим обществом. Ежегодно более полумиллиона детей всех возрастов остаются без родительской опеки в нашей стране.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и покинутые их родителями, всегда были среди тех, кто нуждается в так называемой благотворительной помощи, предоставляемой государством. Термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» официально признан. Статья 20 Конвенции о правах ребенка конкретно относится к их праву на особую защиту и общественную помощь.
Широко распространено явление социального сиротства, в котором дети являются сиротами, когда их родители живы. Основными причинами увеличения числа сирот являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, этнические конфликты, рост незаконных родов, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, лишенных родительской опеки, имеет первостепенное значение в Российской Федерации (далее РФ).
Опекунство (попечительство) было и остается самой распространенной правовой формой устройства не достигших 18-ти летнего возраста граждан. Он обладает огромным положительным потенциалом, который позволяет организовать судьбу ребенка, нуждающегося в социальной помощи, оставшегося без попечения родителей, с одной стороны, самого близкого к жизни в семье, а с другой - обеспечения контроля над соблюдение его прав и интересов.
В соответствии с требованиями международного права ребенок, временно или постоянно лишенный своей семейной среды или не имеющий возможности находиться в такой среде, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В РФ задача государственного значения - создать условия для полноценного физического, интеллектуального, духовного, морального и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовить их к самостоятельной жизни в современном обществе, а к тому же к оказывать им психологическую, медицинскую и педагогическую помощь.
Исполнительные органы РФ и ее субъекты осуществляют разработку и реализацию целевых программ по защите и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить создание для них государственных учреждений и центров.
Актуальность исследования: Конституцией РФ (статья 7, 38)
предусмотрены государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. В контексте меняющейся социально-политической жизни, продолжающихся социально-экономических реформ, необходимо уделять особое внимание молодым поколениям - будущим полноправным гражданам России.
Закон определяет правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов не достигших 18-ти летнего возраста, государства, через органы опеки и попечительства, заботится о сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей по разным причинам.
Через институт опеки государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы не достигших 18-ти летнего возраста. Опека и попечительство к тому же являются способом размещения несовершеннолетних в семье.
Одним из важных условий формирования верховенства права - укрепление его правовой базы, повышение эффективности правоохранительной деятельности. Время от времени в законодательство вносились поправки, дополнения для устранения существующих недостатков, пробелов. Ведется работа по совершенствованию законодательства, в том числе в области опеки и попечительства.
Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства над не достигших 18-ти летнего возраста детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства.
Для достижения поставленных целей:
1. рассмотреть концепцию учреждения опеки над несовершеннолетними детьми;
2. охарактеризовать круг субъектов отношений опеки над не достигших 18-ти летнего возраста детьми;
3. рассмотреть законодательно закрепленный порядок и условия
установления и прекращения опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми.
Объектом исследования являются: социальные отношения, связанные с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми.
Предмет исследования: опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью Института опеки государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами не могут этого сделать, а для не достигших 18-ти летнего возраста опекунство (опекунство) - к тому же способ их устройства на образование в семье. Нормы, регулирующие отношения опеки над несовершеннолетними детьми, закреплены в ГК, Федеральной антимонопольной комиссии и ФЗ «Об опеке и попечительстве».
ОиП как форма социальной поддержки являются универсальной формой индивидуального временного соглашения, которое:
1. регулируется нормами в различных отраслях промышленности;
2. предназначен для заполнения недостающей способности палаты, а к тому же, где это необходимо, - и для обеспечения его других интересов (дополнительной цели опеки над детьми - их образования);
3. состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
4. может осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и возмездно в случаях, предусмотренных законодательством;
Перед Институтом ООиП стоит задача:
1. установление ООиП нуждающихся граждан;
2. защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой;
3. обеспечение приемлемого уровня жизни для граждан, находящихся под опекой или попечительством;
4. государственная поддержка граждан, выступающих в качестве ОиП;
5. выполнение ООиП функций, возложенных на них.
Целями государственного регулирования деятельности ООиП являются:
1. обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, и их устройств;
2. защита прав и законных интересов подопечных;
3. обеспечение достойного уровня жизни для подопечных;
4. обеспечение исполнения Попечителями, Попечителями и ООиП назначенных им полномочий;
5. обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных и стимулированию такой деятельности.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем обязанностей;
2. контроль над деятельностью ООиП;
3. защита прав и законных интересов подопечных.
Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является тот факт, что они потеряли родительскую опеку (к примеру, в результате смерти или потери родительских прав). Могут также быть случаи, когда родители сами просят установить опекунство (попечительство) над детьми, к примеру, если они вынуждены отправиться в долгий путь.
В любом случае назначение опекуна или попечителя осуществляется опекой и попечительством в течение месяца с момента установления опеки или попечительства. Хотя опекунство (попечительство) над ребенком не установлено, обязанности опекуна (попечителя) выполняются ООиП.
На современном этапе правовой реформы и построения социального государства важно в кратчайшие сроки разработать законодательную базу, устанавливающую права, обязанности и меры государственной социальной поддержки приемных семей и семейных детских домов. Закон о семейном детском доме не принят. Не разработаны положения о семейном детском доме и о приемной семье.
Названные пробелы в законодательстве отчасти заполняет закон об опеке и попечительстве. К сожалению, соответствующий закон был принят Государственной Думой в первом чтении совершенно без учета рекомендаций Правительства РФ и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. В результате за рамками закона остались такие важные понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот. Но закон имеет и свои плюсы: установлен упрощённый порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), предусматривается к тому же введение временной опеки (к примеру, на срок командировки родителей), назначение ОиП над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).



1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №32. 1994, ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II от 26 января
1996. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №5. 1996, ст. 410.
3. Конституция Российской Федерации. - М: Кодекс, 2009.
4. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, №45. 1990.
5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. от 28 марта 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. №17 1995, ст. 1472.
6. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях. - М: Кодекс, 2009.
7. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью- Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. №17 (1831). 1976.
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. вып. XXXII. - М. 1978.
9. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №1. 1996, ст. 16.
10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. №25. 1996, ст. 2954.
11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. №31. 1998, ст. 3802.
12. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ. «О государственном
банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». // Собрание законодательства Российской Федерации №17. 2001, ст.
1643.
13. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ. «Об опеки и попечительстве». // Собрание законодательства Российской Федерации №17. 2008, ст. 1755.
II. Материалы юридической практики
14. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217. «О
государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использование». // Собрание законодательства Российской Федерации №15. 2002, ст.
1434.
15. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. №275 «О б утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». // Собрание Законодательства Российской Федерации №15. 2000, ст. 1590.
16. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание Законодательства Российской Федерации. №19.1996, ст. 2304.
17. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №676 «Об
утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. №28. 1995; ст. 2693, №36.
1997.
18. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье» // Собрание Законодательства Российской Федерации. №31. 1996, ст. 3621.
19. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 "Об
утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // СЗ РФ. №19. 1996. Постановление
Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г.) // СЗ РФ. № 28. 1995.; № 36. 1997.
20. Заочное решение Нижнекамского городского суда/от 29 мая 2017 г.
21. Решение Нижнекамского городского суда/от 29 марта 2018 г.
22. Решение Нижнекамского городского суда/от 11 мая 2017 г.
23. Решение Нижнекамского городского суда/от 06 марта 2018 г.
III. Специальная литература
24. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996.
25. Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми - М.: Инфра-М, Норма, 1997.
26. Беспалов Ю. Причинитель вреда - несовершеннолетний // Российская юстиция, №10. 1996.
27. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция, №12. 1996.
28. Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция, №3.1997.
29. Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья // Законодательство, №3. 1998.
30. Галаузова М.А. Социальная педагогика: - М.: Владос. 2003.
31. Гражданское право. /Под ред. проф. Ю.К. Толстого. проф. Сергеева А.П. - СПБ, 1996.
32. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации 2001 год». М., 2002.
33. Денисов И. Комментарий к примерному положению о
специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Российская газета. 24 сентября. 1996.
34. Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном
усыновлении // Государство и право, №6. 1995.
35.Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь, №12.1997.
36. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984.
37. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977.
38. Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства // Российская юстиция, №1. 1998.
39. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над
несовершеннолетними детьми. М., 1998.
40. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) - Юрайт - Издат; Право и закон, 2002.
41. Королев Ю.А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический дом «Юстицинформ», 2003.
42. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И.М.М., 1996.
43. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. Крашенинникова П.В. и Седугина П.И.М., 1997.
44. Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 22 ноября. 1996.
45. Курбатов В.И. Социальная работа: учебное пособие - М.: Наука Пресс, 2006.
46. Масевич М.Г., Кузнецова И.М., Маришева Н.И. Новый Семейный Кодекс РФ. // Дело и право, №1. 1996.
47. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998.
48. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994.
49. Нечаева А.М. Брак, семья, закон. М., 1984.
50. Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал русского права, №3. 1998.
51. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999.
52. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция, №2. 2000.
53.Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция, №10. 1996.
54.Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 1996.
55.Шафорст Г.М. Семейное право: учебное пособие - М.: Мир
образования, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ