Введение 3
1. Теоретические основы развития интернет-торговли в России 6
1.1 Теория и сущность формирования интернет-торговли 6
1.2 Проблемы организации и ведения интернет-торговли 16
1.3 Перспективы развития интернет-торговли в России 23
2. Исследование формирования интернет-торговли: методический аспект 28
2.1 Анализ рынка интернет - торговли 28
2.2 Анализ эффективности интернет-магазинов в сфере услуг 37
2.3 Анализ продвижения интернет-магазинов 43
3. Методика продвижения интернет-магазина КФУ 50
3.1 Анализ потребительского восприятия интернет-магазина КФУ 50
3.2 Факторный анализ влияния на потребительские настроения целевой
аудитории интернет-магазина КФУ 62
3.3 Оценка эффективности и рекомендации по продвижению ассортиментной
линейки интернет-магазина КФУ 72
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 96
Приложения
Выбранная автором тема работы «Создание и продвижение интернет- магазина» на сегодняшний день является актуальной. Сегодня большинство людей совершают онлайн-покупки в интернет-магазинах. Как известно, мировой рынок электронной коммерции растет быстро. С каждым годом онлайн-торговля в России только набирает обороты. Несмотря на это, Россия в этой сфере все же отстает от европейских стран и США. Тем не менее, благодаря этому российский рынок электронной коммерции имеет огромный потенциал развития, поскольку наблюдается ежегодный рост этого сегмента.
Благодаря интернет-магазинам уменьшаются затраты производителя, благодаря отсутствию аренды торгового зала. Интернет-магазины способствуют расширению рынка сбыта, также увеличиваются возможности покупателей: совершать покупки в любое время, в любом место без ограничений. Это является главным преимуществом интернет-магазинов перед традиционными магазинами.
Интернет-торговля позволяет гораздо лучше понимать свою целевую аудиторию, благодаря тому, что Интернет и информационные технологии позволяют детально изучить свою целевую аудиторию и направлять информацию о товаре непосредственно потенциальному потребителю. Благодаря этому уменьшаются издержки.
Актуальность продвижения интернет-магазина заключается в том, что автор работы имеет возможность разработать эффективные методы продвижения интернет-магазина КФУ.
Степень разработанности темы.
Вопросам создания и продвижения интернет-магазинов посвящено значительное количество работ отечественных специалистов: Брагин Л.А., Алексина С.Б., Касаткина Е.А., Кобелев О.А., Сибирская Е.В. и др. К зарубежным авторам, специализировавшимся на этих аспектах, относятся Дафт Р., Котлер Ф.
Научная новизна работы:
1. Определено с использованием результатов маркетингового опроса соотношение факторов лояльности потребителя к продукции интернет- магазина КФУ;
2. Разработана маркетинговая модель формирования программы продвижения интернет-магазина КФУ.
Цель магистерской диссертации состоит в разработке теоретико¬методических аспектов создания и продвижения интернет-магазина.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. Изучить теорию и сущность формирования интернет-торговли;
2. Рассмотреть проблемы организации и ведения интернет-торговли;
3. Исследовать перспективы развития интернет-торговли в России;
4. Провести анализ рынка интернет-торговли;
5. Исследовать эффективность интернет-магазинов в сфере услуг;
6. Изучить продвижение интернет-магазинов;
7. Проанализировать потребительское восприятие интернет-магазина КФУ;
8. Провести факторный анализ влияния на потребительские настроения целевой аудитории интернет-магазина КФУ;
9. Разработать программу продвижения интернет-магазина КФУ.
Объектом исследования является интернет-магазин КФУ.
Предметом исследования - система социально-экономических отношений, формирующая эффективность интернет-магазина.
Теоретическая и методологическая основа.
Раскрывается, какие теоретические положения являлись основой диссертационной работы, какие источники данных подвергались исследованию (отечественная и зарубежная переводная научная и учебно-методическая литература, материалы научно-практических конференций и семинаров, методические и проектные материалы, пр.).
Описывается, что включается в аппарат исследования (общенаучные методы, подходы и концепции: дедукция и индукция, анализ и синтез, комплексность и системность, формализация и моделирование, наблюдение, сравнение и эксперимент, исторический и логический подходы, концепция жизненных циклов системы и пр.).
Практическая значимость исследования.
В процессе выполнения магистерской диссертации на тему: «Создание и продвижение интернет-магазина» автор работы принимала участие в разработке проекта интернет-магазина КФУ.
Автором диссертационной работы была составлена анкета посетителя сайта для определения потребительских предпочтений потенциальных покупателей.
Полученные автором работы результаты, включающие себя: маркетинговое исследование интернет-магазинов; разработка методики оценки эффективности интернет-магазина нашли отражение в методических разработках отдела рекламы и развития бренда.
В настоящее время указанные методические разработки распоряжением директора Департамента PR и рекламы утверждены для их внедрения.
Итак, в рамках данной диссертационной работы была освещена тема «Создание и продвижение интернет-магазина». Во введении была дана общая характеристика работы по параметрам актуальности исследования, степени разработанности, научной новизны, цели, объекта и предмета исследования, методологии исследования, практической значимости темы.
Была намечена цель диссертационной работы - разработать теоретико-методические аспекты создания и продвижения интернет-магазина. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теорию и сущность формирования интернет-торговли;
2. Рассмотреть проблемы организации и ведения интернет-торговли;
3. Исследовать перспективы развития интернет-торговли в России;
4. Провести анализ рынка интернет-торговли;
5. Исследовать эффективность интернет-магазинов в сфере услуг;
6. Изучить продвижение интернет-магазинов;
7. Проанализировать потребительское восприятие интернет-магазина КФУ;
8. Провести факторный анализ влияния на потребительские настроения целевой аудитории интернет-магазина КФУ;
9. Разработать программу продвижения интернет-магазина КФУ.
Главная задача главы 1 «теоретические основы развития интернет- торговли в России» состояла в изучении сути электронной коммерции, интернет-магазина, сущность формирования интернет-торговли, проблемы организации и ведения интернет-торговли, а также перспективы развития интернет-торговли в России. С теоретико-методологической точки зрения «электронная коммерция» - это коммерческая деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемая с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем. А интернет-магазины - это Web-сайты, обеспечивающие продажи через Интернет с использованием электронного каталога или другого вида представления продукции.
С помощью онлайн-торговли можно достичь с поставщиками взаимовыгодных положений и более плотно взаимодействовать с ними, по сравнению с традиционной торговлей, а также увеличивается скорость реагирования на запросы, требования и ожидания покупателей. В отличие от офлайн-торговли, онлайн-торговцы получают возможность выбирать себе поставщиков, при этом, не ограничиваясь географическим фактором, а также благодаря онлайн-торговле можно выйти с товарами и услугами на мировой рынок, так как интернет дает возможность запускать рекламные компании по всему миру. Также уменьшаются затраты по содержанию персонала. Итак, благодаря онлайн-торговле, компании могут реализовать все внутренние операции более оперативно, при этом эффективность повышается.
Можно отметить ряд факторов, ограничивающих процесс развития электронной торговли. К основным этим факторов можно отнести:
• Отсутствие возможности контакта с покупаемым предметом, что является характерным для всех форм дистанционной торговли;
• Слаборазвитая инфраструктура электронной торговли в отдельных регионах страны;
• Недостаточная надежность в обеспечении защиты информации;
• Недостаточно проработанные правовые аспекты регулирования электронной торговли;
• Недостаток доверия к электронным сделкам, качеству товара и система электронных платежей;
• Значительный процент отказа от покупки;
• Необходимость организации доставки товаров (за исключением товаров в цифровой форме);
• Низкая компьютерная грамотность определенных слоев населения [3, с.13].
Некоторые факторы носят кратковременный характер, и поэтому, со временем такие проблемы, как неразвитая инфраструктура, неграмотность в сфере компьютерных технологий и недоработанные юридические основы онлайн-торговли, могут быть преодолены.
На сегодняшний день, ситуация в сфере онлайн-торговли только улучшается. Таким образом, онлайн-площадки - это удобная и простая реализация товара, но, тем не менее, не все надежды на получение прибыли оправдываются в этой сфере.
Для того чтобы преуспеть в сфере онлайн-торговли, в первую очередь, нужно следить за потребностями покупателей. Именно благодаря потребителям интернет-торговля будет существовать, а самое главное развиваться. Делать покупки онлайн намного выгоднее, ведь товар того же качества можно приобрести за более низкую цену, а также более подробно узнать о товаре.
Стоит отметить, что интернет-торговля в России также будет развиваться благодаря небольшим городам и населенным пунктам. Так как крупные торговые сети, не открывают там свои магазины. А благодаря онлайн-торговле у людей появится возможность сделать заказ и получить свой товар по почте.
Исходный тезис второй главы: «Исследование формирования интернет- торговли: методический аспект» таков: исследованию и разработке методики создания и продвижения интернет-магазина должен предшествовать анализ рынка интернет-торговли, исследование эффективности интернет-магазинов в сфере услуг, а также методы продвижения интернет-магазина.
Таким образом, было выявлено, что динамика проникновения интернета по федеральным округам показывает рост и по прогнозам экспертов продолжит расти. Это означает, что основная платежеспособная аудитория нашей страны уже присутствует в Рунете, следовательно, присутствие в нем компаний и брендов способствует формированию дополнительной прибыли, а так же повешение лояльности к бренду. Благодаря тому, что платежеспособная аудитория России присутствует в Интернете, с каждым годом все популярнее становится электронная коммерция. К сожалению, такая активность вызвана трансграничной торговлей.
При анализе эффективности интернет-магазина следует придерживаться следующих показателей:
• Посещаемость сайта;
• Просмотры товарных страниц;
• Среднее время пребывания на сайте и среднее количество просмотренных страниц;
• Страница выхода;
• Каналы привлечения посетителей; показатель конверсии;
• Показатель возврата посетителей;
• Доход от покупателя;
• Средний чек заказа;
• Количество брошенных корзин.
Показатели, которые были перечислены выше, нуждаются в постоянном мониторинге. Следует сравнивать эти показатели с прошедшим периодом, а также придумывать пути оптимизации работы сайта.
На сегодняшний день можно определять количество показов рекламы клиента на заданном направлении, число переходов по рекламе на сайт, сколько времени провели пользователи на сайте, какие именно страницы посетили и т.д.
Популярностью пользуется модель СРМ (система управления взаимоотношениями с клиентами). А также встречается модель Flat Fee (фиксированное размещение рекламы на заданный промежуток времени) и модель CPV (стоимость за посетителя).
Существует множество способов продвижения и раскрутки интернет- магазинов, а для эффективности лучше всего комбинировать все эти методы между собой и отслеживать эффективность.
Глава 3 диссертационной работы «Методика продвижения интернет- магазина КФУ» содержит конкретные результаты анализа потребительского восприятия интернет-магазина КФУ, факторного анализа влияния на потребительские настроения целевой аудитории интернет-магазина КФУ и разработки программы продвижения интернет-магазина КФУ.
Автором диссертационного исследования разработана анкета «Анализ потребительского восприятия интернет-магазина КФУ» и проведен маркетинговый опрос среди студентов 1-4 курсов, а также 1-2 курсов магистратуры, в котором приняли участие 300 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет.
Итак, для анализа потребительского восприятия интернет-магазина КФУ были составлены следующие вопросы, которые включали, как общие вопросы, так и непосредственно узконаправленные, связанные с интернет-магазином КФУ.
С помощью вопросов, предложенных выше и полученных на них ответов, можно узнать потребительский настрой, также насколько пользуются интернет- магазины популярностью среди студентов, в каких именно магазинах они любят закупаться. Таким образом, в опросе приняли участие 300 респондентов.
После анализа результатов опроса было проведено распределение по степени важности составляющих лояльности потребителей (качество товара, цена товара, ассортимент, дизайн, качество сервиса) в ответах респондентов данного исследования. После чего было выявлено, что для студентов наиболее важным фактором является «качество товара», затем «цена товара», после «дизайн», «ассортимент» и «качество сервиса». Поэтому следует уделить особое внимание качеству, цене и дизайну товара.
При проведении факторного анализа было выявлено, для того чтобы привлечь посетителей в интернет-магазин КФУ, исходя из того, что посещаемость на 73% (0,7361) зависит от оригинального наполнения страниц интернет-магазина контентом, нужно заняться контентом и ассортиментом, они должны быть оригинальными. Также, исходя из результатов корреляции, численное влияние оказывает женский пол. Поскольку, в опросе участвовали 72% женщин, поэтому ассортимент и реклама интернет-магазина КФУ должна быть ориентированы в большей степени на женщин.
Также с помощью анализа было установлено, что при увеличении количества оригинальных товаров, повышении оригинальности контента и размещения на сайте на каждый 10%, мы получим увеличение посещаемости интернет-магазина КФУ на 2,29%. А при увеличении доли товаров для женщин в ассортименте интернет-магазина КФУ на каждый 10% получим прирост посещаемости - 2,62%.
Таким образом, после проведения факторного анализа в статистическом пакете «Statistical graphics system», можно утверждать, что выбранные факторы являются оптимальными и значимыми. Существует тесная связь между ними. В будущем, для того, чтобы повысить посещаемость интернет-магазина КФУ и количество совершаемых покупок нужно придерживаться данных рекомендаций.
В качестве продвижения ассортиментной линейки интернет-магазина КФУ можно предложить следующие рекомендации.
Можно сформулировать несколько направлений продвижения интернет- магазина:
• Одним из методов продвижения интернет-магазина КФУ является дополнение ассортимента интернет-магазина, на основе выявленных тенденций, существующих на рынке сувенирной продукций, с целью привлечения целевой аудитории;
• Развитие системы продвижения в социальных сетях: ВКонтакте, YouTube, Twitter. Запустить вирусный ролик;
• Увеличение ассортимента для женщин.
Таким образом, баннерную рекламу следует размещать в собственных группах КФУ в социальной сети ВКонтакте. В этих группах находится целевая аудитория интернет-магазина. В качестве рекламы можно выбрать формат «эксклюзивный». Вирусный ролик можно сделать своими силами, либо доверить работу профессионалам, если позволяет финансирование. Для комплексного продвижения в социальных сетях, интернет-магазину КФУ потребуется около 15 тысяч рублей, для создания вирусного ролика профессионалами.
Для запуска интернет-магазина КФУ на ближайшее время этих мероприятий будет достаточно. А после запуска можно будет рассматривать такие инструменты, как спонсорство и размещение рекламы в Яндекс.Директ.
Создание интернет-магазин КФУ является перспективным направлением. Основной деятельностью интернет-магазин является продажа сувенирной продукции. Для того чтобы интернет-магазин стал популярным среди своей целевой аудитории, нужна грамотная стратегия продвижения.
1. Алексина С.Б., Иванов Г.Г., Крышталев В.К., Панкина Т.В. Методы стимулирования продаж в торговле: учебник / С.Б.Алексина, Г.Г.Иванов, В.К.Крышталев, Т.В.Панкина. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 304 с.
2. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Никишин Ф.Ф., Панкина Т.В. Электронная коммерция: учебник / Л.А. Брагин, Г.Г. Иванов, А.Ф, Никишин, Т.В. Панкина. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. - 2012. - 192 с.
3. Брагин Л.А., Панкина Т.В. Организация розничной торговли в сети Интернет: учебное пособие / Л.А.Брагин, Т.В.Панкина. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. - 120 с.
4. Касаткина Е.А., Латышова Л.С., Ноздрева Р.Б. «Маркетинг»: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 512 с.
5. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие / О.А. Кобелев; под ред.проф. С.В. Пирогова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 684 с.
6. Рольбина Е.С. Маркетинговые исследования, сегментация, позиционирование: учебное пособие / Е.С.Рольбина. - Казань: Изд-во КГФЭИ, 2010. - 212 с.
7. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция: учебное пособие / Е.В, Сибирскаяя, О.А, Старцева. - М.: ФОРУМ, 2008. - 2008. С. 5.
8. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. /Пер.с англ. - Спб.: Питер, 2007. - 864 с.
9. Котлер, Филип. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для студентов вузов / Ф.Котлер, Дж.Боуэн, Дж.Мейкенз; пер.с англ. - 4-е изд., перераб.и доп.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 1071 с.
10. Котлер, Филип. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер.с англ. - М.:
Издателский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.
Статьи и материалы периодической печати
11. Антонян Э., Каргина Л.А. «К вопросу об элетронных расчетах и электронной коммерции» // Транспортное дело России. 2009. №10. С.110.
12. Власова А.С. «Электронная коммерция» // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 26. С.37.
13. Германович Л.В., Касьянова А.К. «Электронная коммерция как фактор развития регионов России // Актуальные вопросы развития современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2012. С.10.
14. Дорошенко О.В. «Организация работы интернет-магазина» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2011. № 5. С.156.
15. Заева Т.А. «Интернет-магазин «по-русски»: перспективы правого регулирования глазами потребителя» // Бизнес, менеджмент и право. 2005. № 1 (7). С.85.
16. Кабанов В.Ф. «Интернет-торговля в период экономического кризиса» // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 1. С.6.
17. Калашникова М.Р., Мухамедрахимова Е.А., Бунова Е.В. «Проблемы и перспективы развития электронной торговли как подсистемы электронной коммерции на российском рынке // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. С.144.
18. Кизим А.А., Захарова А.А. «Интернет-торговля как составляющая логистики предприятия: проблемы и перспективы развития» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 1 (44). С.30.
19. Кожеватова В.М. «Развитие интернет-торговли в Саратове» //
Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 4. С.6.
20. Лисовская И.А., Марченко М.В. «Интернет-магазин: виртуальная организация или реальный бизнес?» // Инновационное развитие экономики. 2012. № 1 (7). С.25.
21. Лобановская С.Ю. «Роль информационного ресурса в развитии сферы услуг (на примере интернет-торговли)» // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С.255.
22. Мартынюк А.В. «Электронная коммерция: основные понятия,
классификация и сущность» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 4. С.200.
23. Романенко Е.В. «Влияние конверсии на эффективность интернет- магазина» // Инновационная наука.2016. № 6-1. С.212.
24. Стрековцова Т.А., Сидорова О. П. «Электронная коммерция: мировой опыт и российские реалии // Импульс-2012 Труды 9 Международной научно¬практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций в 2-х томах. Национальный исследователшегЬд Томский политехнический универститет. 2012. С. 122.
25. Фаустова К.И. «Электронная коммерция - новое направление экономической деятельности» // Территория науки. 2014. № 6. С.79.
26. Чижова Е.Н., Раевич Драган, Столярова З.В. «Электронная коммерция как форма торговли» // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. №2 (50). С.166.
27. Щетинина Ю.М., Лан Ю.О., Рындина С.В. «Анализ эффективности методов продвижения интернет-магазина» // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. №2 (14). С.123.
28. Якубов М.С., Акрамова Г.А. «Электронная коммерция: аутсорсинг в электронном бизнесе» // Перспективы развития информационных техологий. 2016. №29. С.91.
Электронные ресурсы
29. 10 показателей эффективности, за которыми должен следить каждый
владелец интернет-магазина. - режим доступа:
https://habrahabr.ru/company/convead/blog/237625/ , свободный. (дата обращения
22.10.2016)
30. 8 тенденций сувенирного рынка 2016 года. - ркжим доступа: http://vpridachu.com/entry/8-tendencij-suvenirnogo-rynka-2016-goda,свободный. (дата обращения 25.09.2016)
31. AliExpress. - Официальный сайт. - режим доступа:
https://ru.aliexpress.com/,свободный. (дата обращения 23.11.2016)
32. ASOS. - Официальный сайт. - режим доступа:http://www.asos.com/ru/,свободный. (дата обращения 23.11.2016)
33. Lamoda. - Официальный сайт. - режим доступа:http://www.lamoda.ru/,свободный. (дата обращения 23.11.2016)
34. Wildberries. - Официальный сайт. - режим доступа:
https://www.wildberries.ru/,свободный. (дата обращения 23.11.2016)
35. АКИТ прогнозирует увеличение объема рынка онлайн-торговли БРИКС в 2016 году на 28% - до 1 трлн долл. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.akit.ru/rns-akit-brics/,свободный. (дата обращения 21.01.2017)
36. Анализ эффективности интернет-магазина с помощью Google Analytics (воронка продаж). Основные отчеты. - режим доступа:https://freshit.net/analiz-effektivnosti-internet-magazina-s-pomoshhyu-google-analytics/,свободный. (дата обращения 28.12.2016)
37. Аналитическое исследование российского B2C рынка интернет-торговли за 2015-2016 от АКИТ, GFK и ECOMMERCE FOUNDATION. - Официальный сайт. - режим доступа:http://www.akit.ru/ecomwiki_rus2016/,свободный. (дата обращения 11.11.2016)
38. Аналитическое исследование российского B2C рынка интернет-торговли за 2015-2016 от АКИТ, GFK и ECOMMERCE FOUNDATION. - Официальный сайт. - режим доступа:http://www.akit.ru/ecomwiki_rus2016/,свободный. (дата обращения 21.01.2017)
39. Вирусное видео в Казани. - режим доступа:https://kazan.tiu.ru/Virusnoe-video.html,свободный. (дата обращения 26.04.2017)
40. Интернет магазины, их виды и характеристика. - режим доступа:
http://works.doklad.ru/view/yL4pQMr4Bg8/2.html,свободный. (дата обращения
12.12.2016)
41. Интернет-торговля. Итоги 1 полугодия 2016. - Официальный сайт. -
режим доступа: http://www.akit.ru/analitika_1p2016/,свободный. (дата
обращения 11.11.2016)
42. Интернет-торговля. Итоги 1 полугодия 2016. - Официальный сайт. -
режим доступа: http://www. akit. ru/wp-content/uploads/2016/05/E-
commerce 1Q2016-FINAL.pdf,свободный. (дата обращения 22.01.2017)
43. Исследование конкурентоспособности компании. - режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5826745/page:6/,свободный. (дата обращения 24.02.2017)
44. Методика экспертной оценки эффективности позиционирования торговой марки. - режим доступа: volsu.ru>download.php?id=000028901-1.pdf, свободный. (дата обращения 27.04.2017)
45. Национальная экономическая энциклопедия. - режим доступа: http://vocable.ru/termin/klyuchevye-pokazateli-effektivnosti.html,свободный. (дата обращения 23.03.2016)
46. Онлайн против офлайна. Оценка эффективности каналов коммуникации.
- режим доступа: http://abreview.ru/marketing/articles/online_vs_offline/,
свободный. (дата обращения 23.11.2016)
47. Офшорная интернет-торговля вытеснит традиционную розницу. - Официальный сайт. - режим доступа:http://www.akit.ru/crossborder-akit/,свободный. (дата обращения 20.01.2017)
48. Перспективы развития интернет-торговли. - режим доступа:
http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36472, свободный (дата
обращения 28.12.2016)
49. Статистика интернет-торговли в странах мира. - режим доступа: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh- mira/, свободный. (дата обращения 15.12.2016)
50. Теоретические основы продвижения интернет-магазина. - режим
доступа: http://www.studfiles.rU/preview/5826745/page:2/,свободный. (дата
обращения 21.09.2016)
51. ТОП-10 ECOMMERCE рынков мира. - Официальный сайт. - режим доступа:http://www.akit.ru/top10_ecommarket/,свободный. (дата обращения
11.11.2016)
52. Цифры, которые изменят ваше отношение к мобильному ритейлу. - Официальный сайт. - режим доступа:http://www.akit.ru/mobretail/,свободный. (дата обращения 17.10.2017)
53. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса: учебное
пособие. - режим доступа:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/074/80074/60485?p page=, свободный. (дата обращения 14.10.2016)
54. Этапы разработки интернет-магазина. - режим доступа: https://www.inetsys.ru/development/eshop/etapy_razrabotki,свободный (дата обращения 17.12.2016)