Роль пригородной зоны в развитии крупного города (на примере г. Казани)
|
Введение
Глава 1. Пригородная зона: понятийно-концептуальный аппарат 6
1.1. Общая характеристика, структура и функции пригородной зоны 6
1.2. Принципы формирования пригородных зон 21
1.3. Теории и концепции пригородной зоны 26
Глава 2. Особенности развития пригородной зоны крупных городов 33
2.1. Зарубежный опыт освоения и изучения пригородных зон 33
2.2. Особенности развития пригородных зон в России 43
2.3. Эволюция пригородных зон на примере города Казани 55
2.3.1. Аграрно-мануфактурный этап развития 57
2.3.2. Индустриально-аграрный этап развития 61
2.3.3. Агрорекреационный этап развития 70
Глава 3. Особенности развития пригородной зоны города Казани 74
3.1. Миграционный прирост в населённых пунктах Приказанской зоны как
индикатор определения границы пригорода г. Казани 74
3.2. Взаимодействии города и пригорода в контексте концепции «триалектика
пространственности» 83
3.3. Современные функции и перспективы развития пригородной зоны г.Казани 90
Заключение 102
Список использованной литературы 107
Приложения 114
Глава 1. Пригородная зона: понятийно-концептуальный аппарат 6
1.1. Общая характеристика, структура и функции пригородной зоны 6
1.2. Принципы формирования пригородных зон 21
1.3. Теории и концепции пригородной зоны 26
Глава 2. Особенности развития пригородной зоны крупных городов 33
2.1. Зарубежный опыт освоения и изучения пригородных зон 33
2.2. Особенности развития пригородных зон в России 43
2.3. Эволюция пригородных зон на примере города Казани 55
2.3.1. Аграрно-мануфактурный этап развития 57
2.3.2. Индустриально-аграрный этап развития 61
2.3.3. Агрорекреационный этап развития 70
Глава 3. Особенности развития пригородной зоны города Казани 74
3.1. Миграционный прирост в населённых пунктах Приказанской зоны как
индикатор определения границы пригорода г. Казани 74
3.2. Взаимодействии города и пригорода в контексте концепции «триалектика
пространственности» 83
3.3. Современные функции и перспективы развития пригородной зоны г.Казани 90
Заключение 102
Список использованной литературы 107
Приложения 114
В настоящее время пригородные зоны крупных городов развиваются и приобретают новые функциональные элементы. Несмотря на это изучение пригородных зон в работах российских исследователей представлено слабо, и ограничено в основном пригородными территориями Москвы и Санкт- Петербурга. Зарубежные источники более распространены, и спектр работ шире. Активный рост числа и разнообразия пригородных поселений в России, увеличение их населения, всё еще не стали предметом активных исследований отечественных ученых. Не стали они пока и объектом специального административного регулирования со стороны городских властей и государства. Труды, посвящённые изучению пригородной зоны города Казани, отсутствуют совсем. Строго говоря, мы мало что знаем о том, что происходит в пригороде третий столицы России. Исходя из этого, тематика данной диссертации является крайне актуальной.
Целью данной диссертационной работы является изучение взаимодействий между крупным городом и его пригородом, выявление роли пригородной зоны в развитии крупного города и определение основных направлений ее развития.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
1) Изучить сущность понятия, структуру и функции пригородной зоны;
2) Рассмотреть основные теории и концепции, непосредственно связанные с пригородной зоной;
3) Уточнить теоретические положения и методологические подходы к определению границ пригородной зоны;
4) Изучить особенности развития пригородных территорий в зарубежных странах и в крупных городах России;
5) Рассмотреть эволюцию развития пригородной зоны г. Казани;
6) С помощь аэрофотоснимков территории г.Казани, начиная с послевоенного периода изучить развитие структурных элементов пригорода.
7) Используя специализированное программное обеспечение и
статистические данные разработать карту «Пригородная зона г.Казани»;
8) Проанализировать современное состояние и особенности развития пригородной зоны г. Казани;
9) С помощью концепции «триалетики пространственности» и карты «Пригородная зона г. Казани» выделить три пространственных уровня характерные для пригорода;
10) Сделать экономико-географический анализ размещения и функционирования объектов пригородной зоны г. Казани.
11) Определить перспективу развития пригородной зоны г.Казани.
Объект исследования - г.Казань и ее пригородная зона.
Предмет исследования - процессы развития пригородной зоны крупного города на примере г.Казани.
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретико-методического подхода в определении структурных элементов и функций пригородной зоны, разработке авторской методики определения границ пригородной зоны, ранее в научных работах не представленной.
Практическая новизна исследования заключается в проведении изучения динамики развития пригородной зоны г.Казани, ранее не производившегося, определении ее границ и составных ее структурных элементов, а также выработке возможных направлений развития.
Методологической и аналитической базой исследования являются статистические и картографические материалы по Республике Татарстан, так же использованы отечественная и зарубежная монографическая литература, статьи и публикации, часть информации изъята из сети Интернет.
В ходе исследования были применены общенаучные методы исследования - статистический метод, метод анализа и синтеза, системный подход, сравнительный метод, логико-теоретический анализ, наблюдения, описания, синтеза.
Первая глава диссертационной работы посвящена изучению понятийно-концептуальному аппарата пригородной зоны. Рассмотрены основные структурные элементы, функции и принципы формирования пригородной зоны. Определены основные теории и концепции пригородной зоны.
Во второй главе проанализирован зарубежный и российский опыт освоения и изучения пригородных зон. Определены основные этапы исторического развития пригородной зоны г.Казани.
В третьей главе автором предложен алгоритм анализа развития пригородной зоны крупного города и выделения её границ, в результате чего разработана карта пригородной зоны г.Казани. Так же с помощью концепции «триалектика пространственности» выделены основные пространства пригородной зоны. Изучены современные структурные элементы и их роль в развитии крупного города. Определены перспективы развития пригородной зоны Казани.
Целью данной диссертационной работы является изучение взаимодействий между крупным городом и его пригородом, выявление роли пригородной зоны в развитии крупного города и определение основных направлений ее развития.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
1) Изучить сущность понятия, структуру и функции пригородной зоны;
2) Рассмотреть основные теории и концепции, непосредственно связанные с пригородной зоной;
3) Уточнить теоретические положения и методологические подходы к определению границ пригородной зоны;
4) Изучить особенности развития пригородных территорий в зарубежных странах и в крупных городах России;
5) Рассмотреть эволюцию развития пригородной зоны г. Казани;
6) С помощь аэрофотоснимков территории г.Казани, начиная с послевоенного периода изучить развитие структурных элементов пригорода.
7) Используя специализированное программное обеспечение и
статистические данные разработать карту «Пригородная зона г.Казани»;
8) Проанализировать современное состояние и особенности развития пригородной зоны г. Казани;
9) С помощью концепции «триалетики пространственности» и карты «Пригородная зона г. Казани» выделить три пространственных уровня характерные для пригорода;
10) Сделать экономико-географический анализ размещения и функционирования объектов пригородной зоны г. Казани.
11) Определить перспективу развития пригородной зоны г.Казани.
Объект исследования - г.Казань и ее пригородная зона.
Предмет исследования - процессы развития пригородной зоны крупного города на примере г.Казани.
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретико-методического подхода в определении структурных элементов и функций пригородной зоны, разработке авторской методики определения границ пригородной зоны, ранее в научных работах не представленной.
Практическая новизна исследования заключается в проведении изучения динамики развития пригородной зоны г.Казани, ранее не производившегося, определении ее границ и составных ее структурных элементов, а также выработке возможных направлений развития.
Методологической и аналитической базой исследования являются статистические и картографические материалы по Республике Татарстан, так же использованы отечественная и зарубежная монографическая литература, статьи и публикации, часть информации изъята из сети Интернет.
В ходе исследования были применены общенаучные методы исследования - статистический метод, метод анализа и синтеза, системный подход, сравнительный метод, логико-теоретический анализ, наблюдения, описания, синтеза.
Первая глава диссертационной работы посвящена изучению понятийно-концептуальному аппарата пригородной зоны. Рассмотрены основные структурные элементы, функции и принципы формирования пригородной зоны. Определены основные теории и концепции пригородной зоны.
Во второй главе проанализирован зарубежный и российский опыт освоения и изучения пригородных зон. Определены основные этапы исторического развития пригородной зоны г.Казани.
В третьей главе автором предложен алгоритм анализа развития пригородной зоны крупного города и выделения её границ, в результате чего разработана карта пригородной зоны г.Казани. Так же с помощью концепции «триалектика пространственности» выделены основные пространства пригородной зоны. Изучены современные структурные элементы и их роль в развитии крупного города. Определены перспективы развития пригородной зоны Казани.
Территории пригородных зон представляют собой исключительно интересный объект для исследования и проектирования: именно здесь наиболее ярко проявляется проблема организации разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и иных предложений. Понятие «пригородная зона» в действующем Градостроительном кодексе РФ отсутствует. Оно рассматривается в Земельном кодексе РФ, как территория, включающая земли находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
Для пригородных зон крупных городов характерно наличие разнообразные структурные элементов. Структура пригорода формировалась в результате исторической трансформации пригородных территорий. Историческое развитие пригородной зоны Казани проходила в три этапа:
1) Аграрно-мануфактурный этап, длился с XI по XIX века. Развивалось сельское хозяйство, вокруг Крепости образовывались слободы (Татарская, Ягодная, Суконная и др), где концентрировались ремесленные производства и мануфактуры.
2) Индустриально-аграрный этап, длился с конца XIX века до 90-х гг. XX. Катализатором развития пригородной зоны стали промышленные предприятия, эвакуированные в Казань во время Второй Мировой Войны из Центральной России. Особенно значительную роль сыграла военная промышленность. С помощью немецких и американских аэрофотоснимков была определена динамика развития территории пригородной зоны, находящаяся под влиянием промышленных производств. В результате, вокруг них образовывались жилые микрорайоны (Соцгород), рабочие посёлки (Сухая Река, Северный, Караваево) и садовые товарищества, которые находились на балансе предприятия. Развитие садовых товариществ помогало решать проблему продовольственного дефицита. К 1980 годам вокруг Казани сформировались значительные массивы садовых товариществ. В основном они концентрировались в северной (Авиастроительный район) и в восточной части (Советский район) пригорода. В индустриально-аграрный этап развития пригородная зона приобрела ряд важнейших функций: производственная, селитебная и специфичная аграрная функция.
3) Агрорекреационный этап развития, начался в середине 90-х гг. и продолжается до настоящего времени. Садоводство и огородничество перестаёт быть принудительным типом деятельности горожан. Садовые и дачные участки приобретают новую функцию - агрорекреационную. Горожане приезжают на свои участки для психофизиологического восстановления сил. На сегодняшний день В пределах границы города расположено около 165 садовых и дачных кооперативов, в соседних муниципальных районах таких кооперативов около 200. Большое количество садовых и дачных кооперативов сконцентрировано в восточной части города Казани (Советский район - 89 кооперативов). Так же, в пригороде формируются загородные коттеджные посёлки, вокруг Казани их около ста. На сегодняшний день элитными и привлекательными коттеджными посёлками в пригороде Казани являются Боровое Матюшино (Лаишевский м.р.), Ореховка, Загородный клуб (Зеленодольский м.р.), Казанская усадьба (Приволжский район г.Казани), Примавера (Пестричинский район). Наибольшее количество коттеджных посёлков сконцентрировано в Лаишевском (30) и Зеленодольском (23) районах.
Во всех трёх этапах развития, пригородная зона играла и играет значительную роль в жизнедеятельности горожан и города. Эволюционируя, пригородная зона трансформировалась и приобретала различные функции.
Современное состояние пригородных зон, характеризует степень развития взаимосвязей между городом и пригородом.
Пригородная зона г.Казани включает в себя территории пяти муниципальных районов (Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский). В геологии, территории Казани и близлежащих к нему муниципальных районов определяется как Приказанская зона. Территории Приказанской зоны связаны между собой тесными трудовыми, экономическими, культурными связями. В результате, внутри изучаемой пространство постоянно происходит маятниковая (трудовая) миграция. Большая доля трудовых мигрантов наблюдается в Высокогорском (28%), Лаишевско (23%) и Зеленодольском (22 %) районах.
В настоящее время, населённые пункты Приказанской зоны увеличивают своё население под воздействием центростремительных и центробежных тенденций. Данные тенденции происходят из-за влияния крупного города на пригородную зону. Следствием этого является концентрация мигрантов в ряде поселений муниципальных районов, непосредственно примыкающих к границе Казани. Наиболее притягательные для мигрантов поселения, выступают таким образом ячейками распространения процессов урбанизации за пределами города теми территориями, где идёт формирование системы потребностей жителей более свойственных горожанам, нежели чем сельским жителям. Концентрация населения влечёт за собой и развитие дорожной сети и инженерных коммуникаций, облегчая тем самым доступ в город. Таким образом миграционный прирост в близлежащих поселениях может выступить индикатором границы пригородной зоны города. На основе данного предположения, автором предложен алгоритм анализа пригородной зоны крупного города и выделения её границ. Данный анализ был проведён с помощью статистические данных миграционного прироста поселений Республики Татарстан и программного обеспечения «Конструктор карт Яндекса». В результате нами была получена «Карта пригородной зоны г.Казани», где показаны примерные границы развития пригорода. С помощью карты были выявлено расположение структурных элементов пригорода и населённые пункты с положительным миграционным приростом. Село Осиново и Высокая Гора обладают очень высокими показателями миграционного прироста за пятилетний период, более 1000 человек. Данные населённые пункты можно охарактеризовать, как поселения спутники города Казани. В настоящее время на их территориях возводятся жилые объекты. В Осиново строятся жилые комплексы «Майский», «Радужный», «Салават Купере». В Высокой Горе увеличиваются площади индивидуально жилищного строительства. Так же высокими показателями миграционного прироста обладают следующие населённые пункты: Васильево, Усады, Столбищи. Высокие показатели миграционного прироста в населённых пунктов пригородной зоны, характеризуют функцию разгрузки пригорода, от чрезмерной концентрации населения в городе.
Применяя концепцию «триалектика пространственности», в пределах пригородной зоны было выделено три пространства. Первое пространство пригорода развивается вдоль основных транспортных магистралей. Основная концентрация структурных элементов пригородной зоны наблюдается вдоль Горьковского шоссе - 53%, Оренбургский тракт - 31% и Мамадышский тракт 13%. Территория второго пространство располагается в пределах границы города и характеризует взаимодействие урбанистического и сельского пространства. В пределах города расположено около 200 садовых товариществ и около 30 жилых массивов и посёлков. Данные структурные элементы занимают 35% рассматриваемой территории. 8% приходится на большую площадь зелёной зоны - лесопарк Лебяжий, который выполняет средообразующую и рекреационную функцию. Третье пространство - это близлежащие к городу территории соседних муниципальных районов. Как уже говорилась выше близлежащие к городу населённые пункты развиваются под действием центростремительных и центробежных миграционных тенденций. В настоящее в время на территории пространства возникают новые структурные элементы социального (крупные жилые комплексы «Радужный», «Светлый»), логистического (логистические парки «Биек Тау», инновационного (Иннополис) направления.
На сегодняшний день необходимо комплексно и рационально учитывать при планировании развития города его пригородную зону, что предполагает пространственный анализ экономико-географического положения планируемого проекта. Так как не все современные структурные элементы пригорода имеют выгодное географическое положение. К примеру, крупный жилой комплекс «Салават Купере» расположен вблизи промышленного предприятия «Оргсинтез».
Одними из устойчивых во времени структурными элементами пригорода г.Казани являются садово-дачные кооперативы. Данные объекты уже пол века выполняют аграрную и агроререационную функции. После военные годы вокруг города стали образовываться значительные массивы садовых товариществ. Сложившаяся структура показала значительную устойчивость по времени, и является важным структурным элементом пригородной зоны современный период.
В перспективе, городская среда г.Казани будет развиваться за счет максимального использования внутренних территориальных резервов внутри старых границ городского округа. Внутригородские садовые участки будут трансформироваться в урбанизированную среду. В пригородной зоне локально будут развиваться современны структурные объекты пригородной зоны, представляя из себя островки территорий с урбанизированной (жилые комплексы, города спутники) и субурбанизарованной (коттеджные посёлки) средой. Так же будет увеличиваться территории частного сектора в пределах границы города, в следствии реализации социальных программ «Выделение земельных участков многодетным семьям» и «Жилье для российской семьи».
Для пригородных зон крупных городов характерно наличие разнообразные структурные элементов. Структура пригорода формировалась в результате исторической трансформации пригородных территорий. Историческое развитие пригородной зоны Казани проходила в три этапа:
1) Аграрно-мануфактурный этап, длился с XI по XIX века. Развивалось сельское хозяйство, вокруг Крепости образовывались слободы (Татарская, Ягодная, Суконная и др), где концентрировались ремесленные производства и мануфактуры.
2) Индустриально-аграрный этап, длился с конца XIX века до 90-х гг. XX. Катализатором развития пригородной зоны стали промышленные предприятия, эвакуированные в Казань во время Второй Мировой Войны из Центральной России. Особенно значительную роль сыграла военная промышленность. С помощью немецких и американских аэрофотоснимков была определена динамика развития территории пригородной зоны, находящаяся под влиянием промышленных производств. В результате, вокруг них образовывались жилые микрорайоны (Соцгород), рабочие посёлки (Сухая Река, Северный, Караваево) и садовые товарищества, которые находились на балансе предприятия. Развитие садовых товариществ помогало решать проблему продовольственного дефицита. К 1980 годам вокруг Казани сформировались значительные массивы садовых товариществ. В основном они концентрировались в северной (Авиастроительный район) и в восточной части (Советский район) пригорода. В индустриально-аграрный этап развития пригородная зона приобрела ряд важнейших функций: производственная, селитебная и специфичная аграрная функция.
3) Агрорекреационный этап развития, начался в середине 90-х гг. и продолжается до настоящего времени. Садоводство и огородничество перестаёт быть принудительным типом деятельности горожан. Садовые и дачные участки приобретают новую функцию - агрорекреационную. Горожане приезжают на свои участки для психофизиологического восстановления сил. На сегодняшний день В пределах границы города расположено около 165 садовых и дачных кооперативов, в соседних муниципальных районах таких кооперативов около 200. Большое количество садовых и дачных кооперативов сконцентрировано в восточной части города Казани (Советский район - 89 кооперативов). Так же, в пригороде формируются загородные коттеджные посёлки, вокруг Казани их около ста. На сегодняшний день элитными и привлекательными коттеджными посёлками в пригороде Казани являются Боровое Матюшино (Лаишевский м.р.), Ореховка, Загородный клуб (Зеленодольский м.р.), Казанская усадьба (Приволжский район г.Казани), Примавера (Пестричинский район). Наибольшее количество коттеджных посёлков сконцентрировано в Лаишевском (30) и Зеленодольском (23) районах.
Во всех трёх этапах развития, пригородная зона играла и играет значительную роль в жизнедеятельности горожан и города. Эволюционируя, пригородная зона трансформировалась и приобретала различные функции.
Современное состояние пригородных зон, характеризует степень развития взаимосвязей между городом и пригородом.
Пригородная зона г.Казани включает в себя территории пяти муниципальных районов (Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский). В геологии, территории Казани и близлежащих к нему муниципальных районов определяется как Приказанская зона. Территории Приказанской зоны связаны между собой тесными трудовыми, экономическими, культурными связями. В результате, внутри изучаемой пространство постоянно происходит маятниковая (трудовая) миграция. Большая доля трудовых мигрантов наблюдается в Высокогорском (28%), Лаишевско (23%) и Зеленодольском (22 %) районах.
В настоящее время, населённые пункты Приказанской зоны увеличивают своё население под воздействием центростремительных и центробежных тенденций. Данные тенденции происходят из-за влияния крупного города на пригородную зону. Следствием этого является концентрация мигрантов в ряде поселений муниципальных районов, непосредственно примыкающих к границе Казани. Наиболее притягательные для мигрантов поселения, выступают таким образом ячейками распространения процессов урбанизации за пределами города теми территориями, где идёт формирование системы потребностей жителей более свойственных горожанам, нежели чем сельским жителям. Концентрация населения влечёт за собой и развитие дорожной сети и инженерных коммуникаций, облегчая тем самым доступ в город. Таким образом миграционный прирост в близлежащих поселениях может выступить индикатором границы пригородной зоны города. На основе данного предположения, автором предложен алгоритм анализа пригородной зоны крупного города и выделения её границ. Данный анализ был проведён с помощью статистические данных миграционного прироста поселений Республики Татарстан и программного обеспечения «Конструктор карт Яндекса». В результате нами была получена «Карта пригородной зоны г.Казани», где показаны примерные границы развития пригорода. С помощью карты были выявлено расположение структурных элементов пригорода и населённые пункты с положительным миграционным приростом. Село Осиново и Высокая Гора обладают очень высокими показателями миграционного прироста за пятилетний период, более 1000 человек. Данные населённые пункты можно охарактеризовать, как поселения спутники города Казани. В настоящее время на их территориях возводятся жилые объекты. В Осиново строятся жилые комплексы «Майский», «Радужный», «Салават Купере». В Высокой Горе увеличиваются площади индивидуально жилищного строительства. Так же высокими показателями миграционного прироста обладают следующие населённые пункты: Васильево, Усады, Столбищи. Высокие показатели миграционного прироста в населённых пунктов пригородной зоны, характеризуют функцию разгрузки пригорода, от чрезмерной концентрации населения в городе.
Применяя концепцию «триалектика пространственности», в пределах пригородной зоны было выделено три пространства. Первое пространство пригорода развивается вдоль основных транспортных магистралей. Основная концентрация структурных элементов пригородной зоны наблюдается вдоль Горьковского шоссе - 53%, Оренбургский тракт - 31% и Мамадышский тракт 13%. Территория второго пространство располагается в пределах границы города и характеризует взаимодействие урбанистического и сельского пространства. В пределах города расположено около 200 садовых товариществ и около 30 жилых массивов и посёлков. Данные структурные элементы занимают 35% рассматриваемой территории. 8% приходится на большую площадь зелёной зоны - лесопарк Лебяжий, который выполняет средообразующую и рекреационную функцию. Третье пространство - это близлежащие к городу территории соседних муниципальных районов. Как уже говорилась выше близлежащие к городу населённые пункты развиваются под действием центростремительных и центробежных миграционных тенденций. В настоящее в время на территории пространства возникают новые структурные элементы социального (крупные жилые комплексы «Радужный», «Светлый»), логистического (логистические парки «Биек Тау», инновационного (Иннополис) направления.
На сегодняшний день необходимо комплексно и рационально учитывать при планировании развития города его пригородную зону, что предполагает пространственный анализ экономико-географического положения планируемого проекта. Так как не все современные структурные элементы пригорода имеют выгодное географическое положение. К примеру, крупный жилой комплекс «Салават Купере» расположен вблизи промышленного предприятия «Оргсинтез».
Одними из устойчивых во времени структурными элементами пригорода г.Казани являются садово-дачные кооперативы. Данные объекты уже пол века выполняют аграрную и агроререационную функции. После военные годы вокруг города стали образовываться значительные массивы садовых товариществ. Сложившаяся структура показала значительную устойчивость по времени, и является важным структурным элементом пригородной зоны современный период.
В перспективе, городская среда г.Казани будет развиваться за счет максимального использования внутренних территориальных резервов внутри старых границ городского округа. Внутригородские садовые участки будут трансформироваться в урбанизированную среду. В пригородной зоне локально будут развиваться современны структурные объекты пригородной зоны, представляя из себя островки территорий с урбанизированной (жилые комплексы, города спутники) и субурбанизарованной (коттеджные посёлки) средой. Так же будет увеличиваться территории частного сектора в пределах границы города, в следствии реализации социальных программ «Выделение земельных участков многодетным семьям» и «Жилье для российской семьи».
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГИС-ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАГОРОДНОЙ ЗАСТРОЙКИ
НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ
Дипломные работы, ВКР, картография. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ДИНАМИКУ СОДЕРЖАНИЯ
АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ В ЛИСТЬЯХ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Анализ изменения системы озеленения г.Казани на основе исторических данных и результатов космосъёмок 21-го века
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ изменения системы озеленения г. Казани на основе исторических данных и результатов космосъемок 21-го века
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА: ЛУЧШИЕ ГОРОДСКИЕ ПРАКТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Экономико-географическая характеристика крупнейших городских агломераций Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - География городских агломераций мира
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



