Разработка методического инструментария оценки и прогнозирования состояния системы подготовки кадров для индустрии туризма с целью дальнейшего улучшения
Введение 4
Глава 1. Анализ современного состояния туризма в экономике и культуре Татарстана 16
1.1 Реализация мер по созданию и развитию туристского кластера .. 16
1.2 Маркетинг и продвижение татарстанского туристского продукта.. 30
1.3 Реализация "прорывных" проектов международного значения 37
1.4 Развитие системы государственного регулирования и поддержки
туристской деятельности 38
Глава 2. Теоретические аспекты подготовки специалистов сферы туризма 46
2.1 Проблемы подготовки специалистов в сфере туризма 46
2.2 Анализ государственных и общественных требований к
специалистам индустрии туризма 59
2.3 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных тенденций в
подготовке кадров для индустрии туризма 68
Глава 3. Разработка методического инструментария оценки и прогнозирования состояния системы подготовки кадров для индустрии туризма с целью дальнейшего его улучшения 77
3.1 Методология модернизации системы подготовки кадров для
индустрии туризма 77
3.2 Система показателей результативности системы подготовки кадров
для индустрии туризма 83
3.3 Компетентностная модель специалиста индустрии туризма 99
Заключение 104
Список использованных источников 114
В современных условиях развития мировой экономики туризм становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей. По данным ЮНВТО туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг (7,4%), уступая только экспорту автомобилей, продуктов химии и топлива. По доходности данная отрасль занимает третье место в мире после нефтедобывающей промышленности и автомобилестроения. Рост активизации индустрии отдыха и путешествий удалось продлить, даже не смотря на ряд факторов, отрицательно влияющих на туризм: локальных войн, межнациональных конфликтов, серий терактов в различных странах, последствий цунами, затяжной период тропических ураганов в Западном полушарии, невероятно жаркие летние месяцы или наоборот, широкомасштабные наводнения в Европейских странах, и т.д.
Туристская деятельность - это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговлю, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
По определению ВТО, туризм признан мировой индустрией номер один. На начало третьего тысячелетия в нем было занято более 200 млн. человек, полмиллиарда туристов тратили в поездках более одной трети триллиона долл. США, что составляет около 10 % годовых потребительских расходов.
Но, к сожалению, на сегодняшний день Татарстан, имея богатый туристско-рекреационный потенциал, характеризуется недостаточным уровнем развития туризма. В 2015 году в стране функционировало 1994 туристских организаций и туристскими фирмами было обслужено 641,3 тыс. человек, что на 1,7 % больше показателя 2014 года (630,6 тыс. человек за 2014 год) и на 32% больше показателя 2013 года (485,6 тыс. человек). В структуре туристской деятельности внутренний туризм составил 31,5%, въездной туризм - 4,7%, выездной туризм - 63,8%. Если эти показатели сравнить с данными 2014 года, то наблюдается увеличение выездного туризма на 1,7%, незначительное сокращение внутреннего на 0,7% и въездного туризма на 1%в общей структуре обслуживания туристов. Сокращение темпов роста внутреннего туризма может быть связано с ростом благосостояния граждан и переключением в связи с этим части туристских потоков на зарубежные направления.
В январе-сентябре 2016 года в республике функционировало 1 705 туристских организаций и туристскими фирмами было обслужено 424,7тыс. человек, что на 14% ниже показателя соответствующего периода 201 5 года. В структуре туристской деятельности внутренний туризм составил 44,4%, въездной туризм - 2,3%, выездной туризм - 53,3%. Если эти показатели сравнить с данными января-сентября 2015 года, то наблюдается уменьшение доли выездного туризма на 8% и въездного на 2,3%, увеличение внутреннего туризма на 10,3% в общей структуре обслуживания туристов [21].
Анализ въездных туристских потоков в Татарстане показывает, что республика остается недостаточно привлекательной для зарубежных туристов, в связи, с чем число туристов, въехавших в республику, значительно отстает от докризисных показателей.
Обладая уникальностью, туристский продукт Татарстана недостаточно конкурентоспособен и проигрывает зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса и цене туристских услуг.
Рост спроса на внутренний туризм в Татарстане наблюдался в период с 2003 по 2010 гг., с последующим спадом в 2011 и 2012 годах. Рост спроса на туризм возобновился в 2013 году и достиг рекордного уровня в 2015 году с приростом туристских прибытий на 6,3% и увеличением количества ночевок на 6,7% больше, чем в 2014 году: от 43298 посетителей в 2003 году до 3 026 227посетителей в 2015 году; от 1 250 649 ночевок в 2003 году до 7 560 134 ночевок (койко-суток) в 2015 году [36].
Ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке внутреннего туризма характеризуют следующие факторы: спрос на туристские услуги в Татарстане ограничен материальными возможностями граждан, небольшим количеством баз отдыха, обеспечивающих достаточный уровень комфорта. Несогласованность интересов во взаимоотношениях туроператоров внутреннего рынка и предприятий санаторно-курортного комплекса страны приводит к неудовлетворенности потребностей татарстанских граждан.
Количество посетителей по выездному туризму в 2015 году составило 9 065 579, что на 13% больше, чем в 2014 году. Такие объемы выездного туризма способствуют формированию отрицательного туристского сальдо (более чем на 434 миллиона долларов США) в платежном балансе. Татарстан остается «туристским донором» для таких стран как Турецкая Республика, Китайская Народная Республика, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Таиланд, где интенсивно развивается индустрия туризма, создаются новые рабочие места, улучшается структура платежного баланса и растет благосостояние населения [36].
Спрос татарстанских туристов на выездной туризм представляет потерю доли бизнеса для туристских дестинаций и объектов размещения в Татарстане. Поэтому, естественно предполагать, что с качественным развитием туризма в республике определенное количество местных туристов, отдыхающих сейчас зарубежом, отдадут предпочтение татарстанским туристским дестинациям, оставляя расходы на туризм в пределах республики.
Достаточно очевидно, что в Татарстане отсутствует целостная система туризма. Развиваются отдельные отрасли, практически не связанные между собой, в каждой из них имеются свои недостатки, недоработки и в то же время положительные стороны.
Создание развитой конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма, невозможно без соответствующих инвестиций.
К основным причинам, затрудняющим ускоренное развитие туризма в республике, относятся:
высокие ценовые показатели на все виды услуг, в том числе на транспортные, гостиничные и ресторанные
недостаточное развитие инфраструктуры (транспорт, коммунальные сети, состояние дорог, значительное расстояние между населенными пунктами и т.д), в том числе значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, недостаток гостиниц туристского класса, недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма, труднодоступность туристских объектов, невысокий уровень сервиса в местах отдыха туристов, недостаточное количество и качество сервиса объектов придорожной инфраструктуры;
нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма - в том числе академический характер образования, некоторая оторванность образовательных программ от требований рынка труда, потребностей производства, ожиданий работодателей и т.д.;
недостаточный уровень нормативного регулирования индустрии туризма и гостиничного бизнеса в части отсутствия определения мест размещения, а также стандартов, применяемых к определенным типам мест размещения, отсутствие в законодательстве правил регулирования социального туризма, применяемого в отношении работников и работодателей (отсутствие системы туристских сертификатов), отсутствие мер налогового стимулирования туристской отрасли;
возможные препятствия для развития туристского бизнеса, в том числе наличие административных барьеров, наличие инструментов государственной поддержки, требующих дальнейшего совершенствования.
Актуальность темы данного исследования определяется одной из ключевых проблем развития туризма в Татарстане на современном этапе, связанной с подготовкой высококвалифицированных кадров, которая в настоящее время находится на низком уровне. Актуальными задачами являются: подготовка, повышение квалификации, обучение смежным профессиям специалистов в сфере туристской индустрии, формирование предпринимательского корпуса специалистов со знанием новых быстро меняющихся экономических условий на мировом и внутреннем рынках туристских услуг. В последнее время в мире и в Татарстане сложилась тенденция, связанная с переходом на инновационный тип обучения специалистов в индустрии туризма, однако, в настоящее время, единая концепция и методология непрерывной подготовки кадров для индустрии туризма отсутствует. С одной стороны, в профессиональном туристском образовании еще не накоплен достаточный опыт подготовки высоко - квалифицированных кадров. С другой - слепое копирование зарубежного опыта неэффективно, так как отраслевые системы подготовки кадров в развитых странах, направлены на решение задач развития национального туризма в рамках мирового туристского рынка, на котором доля Татарстана незначительна.
Таким образом, разработка методологического подхода к формированию системы подготовки кадров для индустрии туризма имеет важное народно-хозяйственное и практическое значение. Так как приобретенный опыт работы, многих Татарстанских турфирм в области работы с кадрами, делопроизводства, в вопросах подготовки и переподготовки сотрудников зачастую основывается на опыте бывших государственных предприятий и организаций и сегодня полностью не подходит.
Главными проблемами подготовки туристских кадров сегодня являются: чрезмерная академичность профильного высшего образования, при явном недостатке практических навыков у студентов;
отсутствие научно обоснованной системы профессионального воспитания у студентов, которая в практике работы учебных заведений в лучшем случае заменяется мероприятиями по общественному воспитанию;
содержание государственного стандарта образования не соответствует требованиям рынка труда в сфере туризма и сервиса;
не хватает современных, соответствующих требованиям бизнеса, учебных средств (учебников, учебных пособий и электронных материалов на государственном языке; оборудования, туристского снаряжения и т.п.);
не соответствие учебных обучающих программ и качества обучения степени развития туристского рынка, что является одной из главных причин невостребованности значительной части выпускников вузов и ссузов, получивших дипломы по направлению «Туризм» и «Социально-культурный сервис» [52].
Персонал в индустрии туризма является важной составляющей, поэтому эффективное управление персоналом превращается в одну из важнейших функций менеджмента субъектов, действующих в сфере туристского и гостиничного бизнеса. Сейчас необходимы новые технологии кадровой работы и методы управления персоналом. Татарстанский работодатель больше ориентируется на увеличение количества сотрудников, но с низкой заработной платой, чем на меньшее количество, но с достаточно высокой заработной платой, что неизменно сказывается на качестве конечного туристского продукта.
Поэтому, разработка методологического подхода к формированию национальной системы подготовки кадров для индустрии туризма имеет важное народно-хозяйственное значение для современного Татарстана.
Степень изученности проблемы. Обобщение накопленного теоретического и практического опыта показало, что многие актуальные вопросы развития системы подготовки кадров для индустрии туризма не нашли должного научного отражения. В существующих работах недостаточное внимание уделяется как к системе подготовки кадров для индустрии туризма в целом, так и отдельным ее составляющим: нет требуемого методологического обоснования профессиональной системы подготовки кадров; отсутствуют модели прогноза потребности в специалистах для сферы туризма; проблемы подготовки кадров в регионах не получили системного и аргументированного освещения.
Объект исследования - образовательные учреждения и предприятия индустрии туризма, рассматриваемые в качестве составных элементов системы подготовки кадров.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы подготовки кадров для индустрии туризма.
Цель исследования - разработка теоретико-методологического подхода к формированию системы профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма в условиях модернизации экономики.
Достижение поставленной цели осуществлялось постановкой и решением следующих задач исследования:
проанализировать современное состояние туризма в экономике и культуре Татарстана;
исследовать современное состояние системы подготовки кадров для индустрии туризма, а так же проанализировать отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров для индустрии туризма;
- рассмотреть теоретические аспекты подготовки специалистов сферы туризма;
- сформировать методический инструментарий для оценки результативности деятельности системы подготовки кадров и прогноза ее развития, в виде: системы показателей, комплекса моделей и методик, позволяющих оценивать влияние различных факторов на систему подготовки кадров;
- выявить подходы к оценке качества специалистов индустрии туризма и разработать инструментарий для их оценки;
- обосновать рекомендации по формированию приоритетных направлений модернизации системы подготовки кадров для индустрии туризма.
При написании работы использованы книги российских и зарубежных авторов, материалы периодической печати, а так же электронные материалы официальных интернет-сайтов страны.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе приводятся анализы современного состояния туризма в экономике Татарстана, реализации мер по созданию и развитию туристского кластера. Рассматриваются состояние развития туризма в разрезе областей, инфраструктура туризма, а так же развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. Приводится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в туристской отрасли.
Во втором разделе рассматриваются проблемы подготовки специалистов в сфере туризма, проблемы стандартизации профессионального образования, общемировые тенденции в подготовке кадров для индустрии туризма. Приводится анализ государственных и общественных требований к специалистам индустрии туризма.
В третьем разделе раскрываются методологические основы формирования системы подготовки кадров для индустрии туризма, разрабатывается методический инструментарий оценки и прогнозирования состояния системы подготовки кадров для индустрии туризма, а так же проводится оценка результатов модернизации на основе компетентностной модели.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные научные положения теории управления; экономико-математического моделирования; теории развития человеческого капитала и непрерывного образования; теории принятия решений (в том числе: методы дифференциации и интеграции; метод программно-целевого планирования; методы линейного и динамического программирования; методы теории игр; методы теории исследования операций; методы распознавания образов; методы, базирующиеся на основе анализа схем стратегического развития экономических систем; методы, основанные на инструментариях управления качеством, методы поиска инновационных путей развития; методы проектного управления; методы анализа возможностей модернизации экономических систем).
В качестве методологии исследования в работе использованы научные положения по организации и развитию систем подготовки кадров; осуществлению инновационных проектов в образовательной деятельности в целом, методы исследования систем управления, а также общенаучные методы познания: диалектический, абстрактно-логический, статистический, функциональный и структурно-уровневый методы исследований, методы системного анализа и синтеза, эволюционный, исторический, личностно-деятельностный и акмеологический подходы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретико-методологического подхода к формированию системы подготовки кадров для индустрии туризма применительно к экономическим условиям модернизации и разработке методических рекомендаций по совершенствованию кадрового потенциала отрасли, обеспечивающих ее устойчивое и конкурентное развитие.
Результаты исследования состоят в следующем:
- выявлены характерные Татарстанской системе подготовки кадров для индустрии туризма основные противоречия между требованиями интегративной профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма и существующими научными основами теории и методологии профессионального образования; необходимостью модернизации системы профессиональной подготовки специалистов индустрии туризма для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и уровнем учебно-методического обеспечения реализации этого процесса; потребностями рынка труда в компетентных специалистах различных квалификационных уровней и количеством выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования для индустрии туризма;
- разработан на основе анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров для индустрии туризма концептуальный подход к реформированию Татарстанской системы подготовки кадров, базирующийся на следующих основных положениях: тесном сотрудничестве образовательных учреждений с отраслью; наличием большого количества интенсивных курсов повышения квалификации и переподготовки; созданием единой системы мониторинга рынка труда и образовательных услуг; использованием различных форм обучения, в том числе дистанционных, при разнообразных формах и видах контроля; совершенствованием нормативно - правовой базы, обеспечивающей подготовку кадров для индустрии туризма;
- обоснована методология модернизации системы подготовки кадров для индустрии туризма, основанная на экспертно-аналитическом моделировании стратегий и следующих принципах их реализации: ориентация на рынок труда, учёт интересов и приоритетов основных потребителей; широкое участие работодателей в процессе подготовки кадров для сферы туризма; кооперация научной базы системы подготовки на основе вузовской науки, прикладных исследований и реальных потребностей отрасли; а также предложен комплекс мероприятий направленный на развитие системы подготовки кадров для индустрии туризма;
- разработана организационная структура управления системой подготовки кадров для индустрии туризма, основанная на рационализации взаимосвязей образовательных учреждений, отраслевых предприятий и организаций, государственных учреждений, общественно-профессиональных ассоциаций, научных организаций индустрии туризма;
- сформирован методический инструментарий анализа и прогнозирования развития системы подготовки кадров, включающий систему показателей результативности, на основе систематизации возможностей модернизации системы подготовки кадров для индустрии туризма;
- разработана, применительно к условиям модернизации, регрессионная модель, использование которой позволит рассчитать потребность в специалистах для индустрии туризма с учетом микро- и макрофакторов: объема внутреннего валового продукта и доли туризма в нем; количества въезжающих иностранных туристов; количества отечественных туристов; роста дохода граждан; уровня инфляции; объема безработицы и др.;
- предложены с учетом влияния социально-экономических факторов методические подходы к оценке результативности деятельности системы подготовки кадров, включающие: модель влияния вышеназванных факторов на ее деятельность, методические рекомендации по прогнозированию деятельности системы подготовки кадров с учетом нечетких значений таких показателей как, характеристики образовательных учреждений индустрии туризма; программы подготовки, реализуемые ими; качество подготовки; потребность в кадрах для индустрии туризма, на основе следующих групп факторов: природно-экономических, нормативно-правовых, рынка труда и рынка образовательных услуг;
- определены методы оценки качества кадрового потенциала индустрии туризма, базирующиеся на внедрении компетентностной модели специалиста и методики оценки его компетентности, позволяющие формировать требования к специалисту и оценить его профессиональную подготовку;
- сформулированы методические рекомендации по формированию приоритетных направлений модернизации системы подготовки кадров для индустрии туризма, включающие в себя создание: региональной отраслевой службы занятости; системы отраслевых образовательных центров и учебно-тренинговых площадок; региональных центров координации учебных программ; системы подготовки и повышения квалификации профессорско- преподавательского состава, осуществляющего профессиональную подготовку кадров для индустрии туризма; ведущих инновационных научно-практических центров.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в магистерской диссертации, вносят определенный вклад в теорию управления профессиональной подготовкой кадров и могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании и модернизации систем подготовки кадров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование ее результатов позволит:
- усилить воздействие преимуществ рыночной экономики на ускорение инновационных процессов в системе подготовки кадров для индустрии туризма;
- активизировать интеграционные процессы в системе подготовки кадров с использованием современных информационных технологий;
- ликвидировать технологическое отставание от мирового уровня, способствовать интеграции в экономику в качестве равноправного партнера;
- обеспечить единую государственную политику в области разработки и реализации мер по сохранению и развитию кадрового потенциала для индустрии туризма.
Основные положения диссертации могут быть использованы:
- при разработке и реализации целевых программ;
- в процессе организации структур профессиональной подготовки кадров;
- в учебном процессе профильных образовательных учреждений.
В настоящее время развитие индустрии туризма, или, как её называют многие специалисты - индустрии гостеприимства, обусловлено расширяющимися процессами глобализации мировых экономических связей и контактов между людьми. Кроме того, активизация туристского бизнеса отражает и особенности отраслевой реорганизации национальных экономик, определяемой ростом удельного веса в них сферы услуг. В контексте углубления и расширения экономических связей между различными странами и регионами планеты сфера услуг, включающая в себя и туристические услуги, стала наиболее быстрорастущей отраслью в мировой экономике.
В последнее время интерес к Татарстану как туристскому направлению значительно возрос во всем мире, и, соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами.
Сегодня Татарстан оказывает услуги практически по всем существующим видам туризма - культурно-познавательный, оздоровительный, развлекательный, этнический, экологический, экстремальный, спортивный и другие. Для местных и иностранных туристов предлагается большое количество маршрутов по всей территории Татарстана.
В целях формирования привлекательного имиджа Татарстана на мировом туристском рынке разработана целенаправленная Программа по продвижению туристского потенциала Татарстана. Она предусматривает участие в международных туристских форумах, проведение выставок, ярмарок, размещение и трансляцию рекламных видеороликов на ведущих телеканалах мира, а также выпуск рекламно-информационной продукции и проведение инфотуров для представителей зарубежных СМИ.
Несмотря на последствия мирового финансово-экономического кризиса, общая численность туристских фирм в целом сократилась незначительно, просто жесткая конкуренция заставила их занять более определенные рыночные ниши. В результате выросла специализация туристских предприятий. Так, существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Существуют турфирмы, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. Все более активно стали себя проявлять в Татарстане такие характерные общемировые тенденции, как укрупнение и объединение предприятий индустрии туризма. Таким образом, в республике продолжается достаточно активное развитие индустрии туризма.
Вместе с тем, несмотря на относительно положительные тенденции последних лет, одной из основных проблем, сдерживающих развитие туризма в Татарстане, до сих пор является недостаточное количество специализированных кадров в этой области, так как планирование людских ресурсов имеет особое значение в туризме, ведь здесь успех в значительной степени зависит от качества кадров.
Концепция развития туризма в Татарстане предусматривает в процессе реализации основной цели превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка продукт, а также необходимость развития системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
В рамках Государственной программы развития туризма на 2013-2017 годы предусматривается в течение пяти лет создание конкурентоспособной туристской индустрии.
В целом же у нас вполне определенно проявились контуры отечественной системы непрерывной подготовки кадров для сферы туризма. Как отмечают отечественные специалисты, в Татарстане в целом сложилась современная система непрерывного профессионального образования по специальностям «туризм» и «сервис», которая в схематическом виде представлена на рисунке 6.
Вместе с тем нам представляется необходимым дополнить данную схему таким важным элементом, как профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководителей предприятий и организаций туристской индустрии. В системе профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии Татарстана можно выделить три образовательных уровня (рисунок 7):
1. Высший уровень - институционально-управленческий.
2. Средний уровень - управленческо-технологический.
3. Начальный или низший уровень (технологически-исполнительный).
Высший (институционально-управленческий) уровень предполагает подготовку менеджеров, которые определяют направления и задачи работы, стратегию, тактику отрасли, отдельного предприятия (турменеджер, менеджер гостиницы, менеджер маркетинговой деятельности в туризме и др.). Специализированная подготовка специалистов такого уровня обычно осуществляется в высших учебных заведениях.
В свою очередь профессиональная подготовка кадров для туристской индустрии, осуществляемая на среднем уровне, нацелена на подготовку управленческо-технологического персонала. Управленческо-технологическая деятельность характерна для персонала, который обеспечивает технологическую последовательность обслуживания, согласовывает взаимодействие с другими технологическими звеньями (турагент, менеджер по резервированию мест, метрдотель ресторана.). Подготовка специалистов среднего уровня обеспечивается как в системе высшего образования, выпускающих бакалавров экономики, так и в специализированных учебных заведениях, дающих среднее образование.
В настоящее время у нас функционируют также и специализированные колледжи, ведущие подготовку специалистов среднего уровня для сферы туризма. Однако на практике тех знаний, которыми обладают выпускники данных колледжей, зачастую недостаточно для начала трудовой деятельности в туристских фирмах, гостиницах, ресторанах и пр.
И, наконец, начальный или низший уровень (технологически- исполнительный) осуществляет подготовку персонала, который выполняет конкретные задания и обеспечивает удовлетворение отдельных потребностей туристов, либо реализацию отдельного вида обслуживания. Подготовку таких специалистов обеспечивают различные центры, школы и курсы, обучающие работников массовых профессий - официантов, поваров, спортивных инструкторов и пр.
Приведенные нами схемы позволяют составить общее представление о существующей системе подготовки специалистов для туристской индустрии Татарстана в условиях динамичных изменений на рынке туристских услуг.
Вместе с тем необходимость дальнейшего развития системы профессиональной подготовки руководителей и специалистов для туристских организаций предполагает решение ряда проблем. В первую очередь это совершенствование самого процесса обучения.
Вся система подготовки кадров для индустрии туризма представляется нам эффективной лишь при наличии соответствующей базы проведения практических занятий. Между тем в настоящее время налицо её значительная отчуждённость от предприятий - организаторов туризма, от сектора гостиничных, ресторанных хозяйств и других объектов туриндустрии, что относится к числу тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается эта система.
Для решения данной проблемы следует разработать и апробировать на практике методологические аспекты долгосрочных стажировок студентов высших учебных заведений и учащихся специализированных средних учебных заведений непосредственно на предприятиях сферы туризма. Это позволит им приобрести реальные практические навыки работы, умение реагировать на существующий и потенциальный спрос, понимать и учитывать психологические ожидания целевой аудитории и др. Такой подход к обучению может значительно повысить уровень профессиональной подготовки, что в конечном итоге будет способствовать не только повышению качества оказываемых услуг, но и росту конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства.
Особо следует отметить, что учебные программы (как в системе высшего, так и среднеспециального образования) должны в большем объеме включать в себя интенсивные курсы изучения иностранных языков. Причем это должно относиться не только к английскому языку, но также и к ряду широко распространенных в мире восточных языков. Последнее обусловлено, в частности, тем, что согласно прогнозам специалистов ВТО в обозримой перспективе ожидается значительный рост выездного туризма из Китая, большое количество этих туристов может принимать и наша страна, тем самым завоевывая важные позиции на международном рынке туризма.
Кроме того, в процессе подготовки будущих менеджеров и специалистов индустрии туризма необходимо усилить общетеоретическую подготовку. В качестве основных предметов в программах обучения должны обязательно присутствовать такие учебные дисциплины, как математика и статистика, менеджмент и маркетинг, а также читаться специальные курсы по психологии, культуре общения, ведению переговоров и пр.
В целом же при обучении будущих руководителей и специалистов для отечественной индустрии туризма необходимо использовать не только самые современные методы преподавания, но и поддерживать тесные связи с предприятиями туристского бизнеса, предоставлять обучающимся возможность участия в международном обмене информацией, пребывания за границей для получения зарубежного опыта.
Активное развитие международного сотрудничества в сфере подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии гостеприимства также имеет важное значения для повышения её конкурентоспособности в условиях развертывания процессов глобализации. Причем это относится не только к привлечению высококлассных специалистов и преподавателей к обучению студентов, но и к расширению числа студентов, обучающихся в известных зарубежных университетах и колледжах по государственным грантам.
Немаловажное значение может иметь и проведение научно-практических конференций, обеспечение участия в семинарах-практикумах ВТО, проведение мастер-классов и тренингов с приглашением ведущих экспертов мирового уровня.
Итак, подводя итоги исследования, можно обозначить, что основные направления модернизации системы подготовки кадров для индустрии туризма должны включать:
1. Создание отраслевой службы занятости как элемента инфраструктуры рынка труда. Цель создания данной службы - организация регулярного многоуровневого мониторинга рынка труда и системы профессионального образования и обеспечение их с одной стороны квалифицированными кадрами, с другой современными требованиями к специалистам индустрии туризма, проведение мероприятий, направленных на оперативное принятие мер по предотвращению негативных явлений и возникновению рисков на рынке труда, содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников и пр. На основе мониторинга движения специалистов необходимо сформировать отраслевой банк вакансий. Отраслевую службу занятости предлагается организовать при региональных государственных учреждениях индустрии туризма, как хозрасчетную и функционирующую на деньги предприятий, которые она обеспечивает специалистами. Основные функции отраслевой службы занятости: мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг; формирование периодически обновляемой информационной базы о вакансиях на предприятиях, потребностях региональной экономики в кадрах различной квалификации; формирование периодически обновляемой информационной базы специалистов различного профессионально-квалификационного уровня.
2. Создание системы отраслевых образовательных центров и учебно-тренинговых площадок, которые позволят вести подготовку специалистов для индустрии туризма различного уровня по мировым стандартам. В их задачи входит активное внедрение последних достижений науки и практики и апробация инновационных проектов, организация занятий, тренингов, мастер-классов, стажировок для студентов, профессорско-преподавательского состава и работников отраслевых предприятий. Обосновано создание учебно-тренинговых площадок для образовательных учреждений, в состав которых входят гостиничные номера различных категорий, учебные туристские фирмы, учебные предприятия общественного питания и т.д.
3. Повышение уровня координации в сфере дополнительного профессионального образования за счет создания региональных центров координации учебных программ. С помощью центров предлагается создать единую систему, которая с одной стороны позволит стандартизировать весь спектр программ переподготовки и повышения квалификации для индустрии туризма, а с другой провести специализацию их реализации в различных образовательных учреждениях на основе применения инновационных технологий и возможностей дистанционного образования. Одной из функцией данных центров будет выдача единых для всего Татарстана сертификатов и свидетельств о прохождении переподготовки и повышении квалификации.
4. Организацию единой сбалансированной системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров для образовательных учреждений индустрии туризма. Это позволит повысить качество профессиональной подготовки, увеличить академическую мобильность профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений; сформировать информационную базу данных профессорско- преподавательского состава образовательных учреждений; разработать показатели и критерии оценки качества деятельности профессорско- преподавательского состава, осуществляющих подготовку кадров для индустрии туризма.
5. Создание ведущих инновационных научно-практических центров, для координации научно-практического потенциала индустрии туризма. В исследовании обосновано создание научно-практических центров индустрии туризма, которое обусловлено необходимостью проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, как в области перспективных прогнозов, так и в текущей деятельности предприятий индустрии туризма. Работа центров позволит прогнозировать тенденции развития отечественного и международного рынков туризма, с большей эффективностью проводить инновационную политику в туризме, формировать и актуализировать отраслевой заказ на специалистов, развивать материально-техническую базу и инфраструктуру системы подготовки кадров, профессиональный рынок труда.
Рекомендации. Для обеспечения качественной подготовки туристских кадров необходимо:
внести в классификатор специальностей высшего образования специальности по туризму, рекомендованные Всемирной туристской организацией в соответствии с международной практикой;
внедрить в высших учебных заведениях, готовящих кадры для туристской отрасли, сертификацию качества туристского образования "WTO -Ted Qual";
организовать проведение в республике научно-практических конференций и участие Татарстана в международных туристских мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристской индустрии;
участвовать в разработке учебных программ, учебно-методических пособий, учебников и наглядных материалов для высших и средних учебных заведений, осуществляющих подготовку туристских кадров;
Кроме того, по заключению международных экспертов, одной из важных мер по развитию туристской отрасли является ее научно-методическое обеспечение. В республике практически отсутствует научно - методическая база отрасли, в то время как в развитых странах мира, таких, как Германия, Великобритания, существуют центры по исследованиям и прогнозированию перспектив развития национального туризма, финансируемые из государственного бюджета.
В заключение хотелось бы отметить, что в процессе реализации программы развития туризма в системе профессионального образования и повышения квалификации специалистов в сфере туризма должно быть уделено особое внимание. Это, на наш взгляд, будет способствовать не только количественному росту специалистов, обеспечивающему потребности этой сферы экономики, но также повышению качества услуг, предоставляемых индустрией гостеприимства, и, безусловно, увеличением конкурентоспособности предприятий туристской индустрии нашей страны на мировом рынке
1. Актыбаева Б. «Учебно-методическая работа в подготовке специалистов туризма». Ж. Саясат № 12/2008 год.
2. Баймолдаев Т.М. «Проблемы управления качеством образования». Журнал «Образование» №5/2005 год.
3. Болонская конвенция // НГТУ Информ. 2002. N 8(114).
4. Болонский процесс между Прагой и Берлином: отчет для министров образования стран - участников Болонского процесса, Берлин, 2003 год.
5. Бородыня Е.И. «Проблемы подготовки кадров для индустрии гостеприимства» //http://rmat.h1.ru/Rus
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.
7. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством процесса. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
8. Вуколов А.В. Подготовка менеджеров туризма // Республиканский журнал Мир путешествий. - 2010 г. - № 4 (9). - С. 36-39.
9. Вуколов А.В. Подготовка менеджера в ВУЗе к организации рекламной компании туристского продукта // Теория и методика физической культуры, 2009 г. - № 2. - С. 69-73.
10. География сферы обслуживания : учеб. пособие / К. Д. Дуйсебаева ; КазНУ им.Аль-Фараби. - Алматы : Цазац университет!, 2007. - 66 с.
11. Горчакова А.А., Сибирская М.П., Кочетков В.И. Многоуровневое образование в профессиональном лицее. - СПб.: ИПКСО, 2001.- 238 с.
12. Гуляев В.Г. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.
13. Ердавлетов С.Р., Артемьев А.М., Айжолова Г.Р. Актуальные проблемы формирования современной индустрии туризма Татарстана. // Экономика Евразии: Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы, 2012.
14. Егоров В.Е. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма: инновационный подход к их решению // Туризм: право и экономика. 2008. - N 1. - С. 16 - 19.
15. Егоров В.Е. К вопросу о задачах правого образования в туристском вузе // Туризм: право и экономика. 2007. - N 4. - С. 37 - 41.
16.Зорин И.В., Квартальнов В.А.. Энциклопедия туризма: справочник. - М.: Финансы и статистика, 2006 г. - С. 86.
17. Зорин И. «Образование и карьера в туризме». Москва 2005 год.
18.Зорин И.В. «Теоретические основы формирования и содержания туристского образования». Российской международной академии туризма. Москва-2008 год.
19. Исакова Т. Учись, студент // Турбизнес. 2007. - N 12. - С. 11 - 13.
20. Иглин В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики // Трудовое право. 2003. - N 12. - С. 66 - 72.
21. Инфраструктура малого бизнеса / С. А. Туржанов. - Алматы, 2005. - 256 с.
22. «Инновационные методы внедрения кредитно-модульной системы образования в учебный процесс». Рабочая программа Министерства образования и науки РК на 2003 - 2005 гг.
23. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика,2007.
24. Кораблев В.А. «О подготовке гидов туризма»./Вестник университета «Туран».- 2009 г. №1-2, с 102-108.
25. Кораблев В.А., О практике студентов специальности «Туризм», Вестник университета «Туран», 2012 г., № 52, с. 58-61
26. Квартальнов В.А. Профессионально-квалификационная структура
туризма / Сб. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. - М.: РМАТ, 1997. - 116 с.
27. Ломакина Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования. - Педагогика, 2002, №1. - 75-78 с.
28. Лютерович О.Г., Педагогические условия подготовки будущих
экскурсантов в высших учебных заведениях, Алматы, 2010 г.
29. Обеспечение качества в высшем образовании Российской Федерации // Под ред. Н.А.Селезневой, Ю.Г.Татура. - М.: Исслед. Центр качества подготовки специалистов, 2000. - 82 с.
30. «Проект по разработке мастер-плана по продвижению туристской индустрии Республики Татарстан», KOICA/институт культуры и туризма Кореи, 22.04.2009 г.
31. Проект «Создание модели учебного заведения НПО проводящего комплексную подготовку специалистов туристского сервиса» 2005 г. http: //www.eurekanet.ru/
32. Полевая М.В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма:
отечественный и зарубежный опыт. - М.: ООО «Технологии
стратегического менеджмента», 2009.
33. Полевая М.В., Третьякова А.Н. Управление персоналом в туризме. Учебное пособие. - М.: Московская академия туризма и гостинично-ресторанного сервиса, 2008.
34. Полевая М.В. Инновационные технологии современного образования. Учебное пособие. - М.: ГОУ ДПО «ИПКИР», 2007.
35. Полевая М.В., Третьякова А.Н. Управление персоналом на предприятии туризма». Учебное пособие. - М.: Московская академия туризма и гостинично-ресторанного сервиса, 2006.
36. Полевая М.В. Приоритетные направления модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. // Путеводитель предпринимателя. - 2011. - Выпуск Х.
37. Полевая М.В. Модель прогнозирования потребности в кадрах для туристской индустрии. //Интеграл. - 2011. - № 1(57).
38. Полевая М.В. Система показателей мониторинга отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. // Транспортное дело России. - 2010. - № 12.
39. Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета. - 2010. - № 7-8(45).
40. Полевая М.В. Качественный персонал - не роскошь. Проблемы подготовки специалистов для столичной индустрии туризма // Управление персоналом. - 2010. - № 4.
41. Полевая М.В. Особенности обучения персонала на предприятиях индустрии туризма // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - № 3.
42. Полевая М.В. Модель оценки качества ресурсного обеспечения системы подготовки кадров индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2010. - № 2.
43. Полевая М.В. Концепция отраслевой системы подготовки кадров для
индустрии туризма // Ученые записки Российской Академии Предпринимательства. Роль и место цивилизованного
предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Вып. XXII. - 2010.
44. Полевая М.В. Модель влияния социально-экономических факторов на отраслевую систему подготовки кадров // Транспортное дело России. - 2009. - № 12.
45. Полевая М.В. Отраслевая система подготовки кадров для индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2009. - № 12.
46. Полевая М.В. Современные проблемы и задачи по совершенствованию системы подготовки кадров индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2009. - № 10.
47. Полевая М.В., Третьякова А.Н. Об одном из противоречий в профессионально-личностной подготовке персонала индустрии туризма. // Транспортное дело России. - 2009. - № 10.
48. Полевая М.В., Анненкова Н.В. Особенности развития компетенций специалистов индустрии туризма в рамках профессиональной подготовки кадров. // Транспортное дело России. - 2009. - № 9.
49. Полевая М.В. Особенности зарубежной системы подготовки кадров для туристской индустрии // Транспортное дело России. - 2009. -№ 9.
50. Полевая М.В. Система экономических показателей для оценки
отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. // Индустрия туризма; возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. Сборник научных статей и материалов. - Ч.1. -
Международный научно-практической конференции. 13-14 мая 2010 г. - М.: МГИИТ, 2010.
51. Полевая М.В. Комплексные показатели для мониторинга отраслевой системы подготовки кадров индустрии туризма. // Научный вестник МГИИТ. - 2010.- № 6.
52. Полевая М.В., Крюков Е.В. Особенности стратегического развития персонала предприятия. // Научный вестник МГИИТ. - 2010.- № 5.
53. Полевая М.В., Анненкова Н.В. Особенности профессионального образования специалистов туристской индустрии. // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - № 3.
54. Полевая М.В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма. // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - № 2.
55. Полевая М.В. О необходимости модернизации отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. // Туризм как межотраслевой комплекс экономики региона. Материалы научно¬практической конференции г. Махачкала 24-25.09.2010. - Махачкала: ДГТУ, 2010.
56. Полевая М.В. Развитие компетенций в ходе профессиональной подготовки специалистов туристской индустрии. // Географхя та туризм: Наук. зб. - К.: Альтерпрес, 2010.
57. Полевая М.В., Симонова М.М. Проблемы и перспективы развития страны и туристской индустрии в восприятии студентов МГИИТ. // Научный вестник МГИИТ. - 2010.- № 1.
58. Полевая М.В. Обучение персонала: особенности проведения тренингов в туристско-гостиничном бизнесе. // Научный вестник МГИИТ. - 2009. - № 2.
59. Polevaya M. The young Expert. The citizen. The patriot. // Moscow: today & tomorrow. - № 12. - 2009.
60. Полевая М.В., Наказной О.А. Показатели отраслевой системы подготовки кадров для индустрии туризма. // Научный вестник МГИИТ. - 2009. - № 2.
61. Полевая М.В., Третьякова А.Н. Особенности профессионально-личностной подготовки персонала в сфере туризма. // Научный вестник МГИИТ. - 2009. - № 2.
62. Полевая М.В. Формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки кадров индустрии туризма. // Научный вестник МГИИТ. - 2009.
63. Полевая М.В. К вопросу совершенствования системы подготовки кадров сферы туризма // Научный вестник МГИИТ. - 2009.
64. Полевая М.В. Принципы отраслевой системы подготовки специалистов туристской индустрии // Юрист и экономист. - 2009. - № 2.
65. Полевая М.В. Современное состояние туристского образования // Менеджмент и право. - 2009. - № 2.
66. Полевая М.В. Конфликт в диаде студент-преподаватель // Строительство в XXI в. Проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция посвященная 80-летию МГСУ- МИСИ.- МГСУ, 2001.
67. Полевая М.В. Как отдыхают студенты // Современные технологии в строительстве. Образование, наука, практика. - Изд-во: МГСУ, АСВ, 2001.
68. Полевая М.В. Особенности отчуждения в студенческой среде // 9 международная научно-методическая конференция «Проблемы много-уровневого высшего образования». - Н-Новгород: НАСУ. - 2000.
69. Снегов С. В теории и на практике. Почему дипломы туристических вузов так мало "весят"? // Турбизнес. 2007. - N 12. - С. 8 - 9.
70. по состоянию на 23.04.2014 г.)
71. Устенова О.Ж. Основы организации туристской и гостиничной деятельности. - А. Экономика, 2009. - 256с.
72. Юсупова Е. На чужом опыте // Турбизнес. 2007. - N 12. - С. 10.
73. Ягофаров Г.Ф. «Экскурсоведение: педагогические и практические аспекты». Алматы 2007 год.
74. Clarke A., Chen W. International Hospitality Management: Concepts and Cases. - Elsevier Ltd. - 2007.
75. Frank M. Go. Globalization and Emerging Tourism Education Issues/ Global Tourism/ William F. Theobald. - 3rd ed. - Elsevier Inc. - 2007.
76. Hudson S. Tourism and Hospitality Marketing: A Global Perspective. - SAGE Publications Ltd. - 2008.