Налоговые аспекты стимулирования инновационной деятельности
|
Введение 3
1 Основы налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности
1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационной деятельности 7
1.2 Государственная инновационная политика и налоговая составляющая в ее реализации
1.3 Значение налоговых инструментов на каждом этапе жизненного цикла инновации
2. Анализ применения федеральных и региональных налоговых стимулов в России
2.1 Анализ применения федеральных преференций для инновационной деятельности
2.2 Анализ применения региональных преференций для инновационной деятельности
3. Развитие налогового стимулирования инновационной деятельности в России
3.1 Механизм налогового стимулирования инновационной деятельности российских предприятий
3.2 Влияние налогового стимулирования на развитие инновационной деятельности в России
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение
1 Основы налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности
1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационной деятельности 7
1.2 Государственная инновационная политика и налоговая составляющая в ее реализации
1.3 Значение налоговых инструментов на каждом этапе жизненного цикла инновации
2. Анализ применения федеральных и региональных налоговых стимулов в России
2.1 Анализ применения федеральных преференций для инновационной деятельности
2.2 Анализ применения региональных преференций для инновационной деятельности
3. Развитие налогового стимулирования инновационной деятельности в России
3.1 Механизм налогового стимулирования инновационной деятельности российских предприятий
3.2 Влияние налогового стимулирования на развитие инновационной деятельности в России
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение
В последние годы все в большей степени динамику экономического роста Российской Федерации, определяют научные достижения и уровень технического развития страны в целом. Наблюдается возрастающая роль науки в экономическом прогрессе: развитие производства приобретает инновационный характер. На сегодняшний день в Российской Федерации имеются значительные технологические и фундаментальные разработки, а также уникальная научно-производственная база. При этом инновационный сектор развивается крайне медленно. Наблюдается слабая ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений, особенно в сфере создания и внедрения нового оборудования и технологий, также существует диспропорции между возможностями и их реальным воплощением на практике. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо использовать весь спектр финансовых инструментов, прежде всего налоговое стимулирование.
С экономической точки зрения, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности.
Позиции России среди стран, выбравших инновационную стратегию развития, остаются достаточно слабыми. Укрепление положения России связано с развитием инструментария стимулирования значимых положительных сдвигов в инновационной системе и обязательным наличием в системе приоритетов государственной налоговой политики компонентов стимулирования инновационной активности. Это актуализирует необходимость оценки воздействия налоговой политики на инновационную составляющую экономического развития. Инновационные предприятия как объект наиболее активного налогового стимулирования при реализации корпоративной налоговой политики нуждаются в обосновании эффективности налоговых льгот и преференций.
Степень разработанности проблемы. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых вопросам инновационной деятельности уделено достаточно внимания. Основоположниками подхода к пониманию проблем инноваций и инновационного развития являются И. Шумпетер, Кондратьев Н.Д., К. Фримен. В исследованиях Анчишкина А.И., Завлина П.Н., Яковца Ю.В. и других установлены тесные связи между развитием науки, инноваций и производительных сил. Вопросам анализа инновационной деятельности в РФ посвящены труды Идрисова А.Б., Коменденко С.Н. и других.
Отечественная экономическая наука также внесла существенный вклад в становление теории налогообложения. Среди современных авторов, исследующих налоги, налоговое регулирование и налоговое стимулирование, отметим Боголепова Д.А., Горского А.И., Панскова В.Г., Сактоева В.Е., Соболева М.Н., Черника Д.Г., Шмелева Ю.Д.
Тем не менее, анализ имеющейся методической и научной литературы по вопросам налогообложения показывает, что специальных комплексных исследований, рассматривающих налоговое стимулирование инновационной деятельности с учетом совокупности налогов и предоставляемых налоговых льгот в области инноваций, в Российской Федерации не проводилось.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности организаций обусловливает актуальность темы, предопределяет направленность, цели и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является разработка и обоснование комплекса научных положений и практических рекомендаций по развитию механизма налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели магистерской работы были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- исследование имеющиеся теоретических и методологических подходов к определению «инновация»;
- сформулировать авторский подход к определению термина «инновационная деятельность»;
- уточнить особенности налогового стимулирования в системе государственного регулирования инноваций;
- исследовать международный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности;
- проанализировать применения федеральных и региональных налоговых стимулов в Российской Федерации;
- исследовать влияние налоговых льгот на инновационную деятельность и построить модель стимулирования инновационной деятельности.
Объектом исследования выступают налоговые отношения в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности.
Теоретической и методологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области управления инновационной деятельностью, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях, отчеты о научно-исследовательских работах, публикации в периодических изданиях по исследуемой проблематике.
Информационную основу исследования составили статистические данные Госкомстата России, официальные материалы Правительства РФ, опубликованные отчеты о деятельности компаний, данные российской и зарубежной периодической печати, действующая нормативная правовая база по налогообложению, регулированию научной (научно-технической) и инновационной деятельности в Российской Федерации; официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы; публикации о зарубежном опыте налогового стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Методологию исследования составили методики оценки бюджетной и экономической эффективности применения налоговых льгот.
Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и представляющие научную новизну:
- определено место налогового стимулирования инновационной
деятельности в системе государственной поддержки;
- предложена модель налогового стимулирования инновационной деятельности в России;
- выявлена зависимость налогового стимулирования инновационной деятельности от государственной поддержки на основе предложенной модели стимулирования инновационной деятельности.
Практическая значимость проводимого исследования заключается, прежде всего, в ориентации положений, выводов и рекомендаций на использование льготного налогообложения в Российской Федерации в целях стимулирования инновационной деятельности компаний. Предложения и рекомендации, представленные в работе, могут быть полезны и применимы финансовыми органами федерального и регионального уровней при разработке основных направлений налоговой политики.
С экономической точки зрения, налоговое стимулирование представляет собой комплекс мер по предоставлению налоговых льгот и преимуществ субъектам экономических отношений, создающих благоприятные условия для осуществления ими инновационной деятельности.
Позиции России среди стран, выбравших инновационную стратегию развития, остаются достаточно слабыми. Укрепление положения России связано с развитием инструментария стимулирования значимых положительных сдвигов в инновационной системе и обязательным наличием в системе приоритетов государственной налоговой политики компонентов стимулирования инновационной активности. Это актуализирует необходимость оценки воздействия налоговой политики на инновационную составляющую экономического развития. Инновационные предприятия как объект наиболее активного налогового стимулирования при реализации корпоративной налоговой политики нуждаются в обосновании эффективности налоговых льгот и преференций.
Степень разработанности проблемы. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых вопросам инновационной деятельности уделено достаточно внимания. Основоположниками подхода к пониманию проблем инноваций и инновационного развития являются И. Шумпетер, Кондратьев Н.Д., К. Фримен. В исследованиях Анчишкина А.И., Завлина П.Н., Яковца Ю.В. и других установлены тесные связи между развитием науки, инноваций и производительных сил. Вопросам анализа инновационной деятельности в РФ посвящены труды Идрисова А.Б., Коменденко С.Н. и других.
Отечественная экономическая наука также внесла существенный вклад в становление теории налогообложения. Среди современных авторов, исследующих налоги, налоговое регулирование и налоговое стимулирование, отметим Боголепова Д.А., Горского А.И., Панскова В.Г., Сактоева В.Е., Соболева М.Н., Черника Д.Г., Шмелева Ю.Д.
Тем не менее, анализ имеющейся методической и научной литературы по вопросам налогообложения показывает, что специальных комплексных исследований, рассматривающих налоговое стимулирование инновационной деятельности с учетом совокупности налогов и предоставляемых налоговых льгот в области инноваций, в Российской Федерации не проводилось.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы налогового стимулирования инновационной деятельности организаций обусловливает актуальность темы, предопределяет направленность, цели и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является разработка и обоснование комплекса научных положений и практических рекомендаций по развитию механизма налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели магистерской работы были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- исследование имеющиеся теоретических и методологических подходов к определению «инновация»;
- сформулировать авторский подход к определению термина «инновационная деятельность»;
- уточнить особенности налогового стимулирования в системе государственного регулирования инноваций;
- исследовать международный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности;
- проанализировать применения федеральных и региональных налоговых стимулов в Российской Федерации;
- исследовать влияние налоговых льгот на инновационную деятельность и построить модель стимулирования инновационной деятельности.
Объектом исследования выступают налоговые отношения в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности.
Теоретической и методологической базой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации, современные подходы отечественных и зарубежных ученых в области управления инновационной деятельностью, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, методических и практических пособиях, отчеты о научно-исследовательских работах, публикации в периодических изданиях по исследуемой проблематике.
Информационную основу исследования составили статистические данные Госкомстата России, официальные материалы Правительства РФ, опубликованные отчеты о деятельности компаний, данные российской и зарубежной периодической печати, действующая нормативная правовая база по налогообложению, регулированию научной (научно-технической) и инновационной деятельности в Российской Федерации; официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов России, Федеральной налоговой службы; публикации о зарубежном опыте налогового стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Методологию исследования составили методики оценки бюджетной и экономической эффективности применения налоговых льгот.
Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования и представляющие научную новизну:
- определено место налогового стимулирования инновационной
деятельности в системе государственной поддержки;
- предложена модель налогового стимулирования инновационной деятельности в России;
- выявлена зависимость налогового стимулирования инновационной деятельности от государственной поддержки на основе предложенной модели стимулирования инновационной деятельности.
Практическая значимость проводимого исследования заключается, прежде всего, в ориентации положений, выводов и рекомендаций на использование льготного налогообложения в Российской Федерации в целях стимулирования инновационной деятельности компаний. Предложения и рекомендации, представленные в работе, могут быть полезны и применимы финансовыми органами федерального и регионального уровней при разработке основных направлений налоговой политики.
В результате нашего исследования были предложены и разработаны следующие направления совершенствования налогового стимулирования инновационной деятельности:
1. В целях систематизации определения «инновационной деятельности» нами было сформулировано авторское понимание инновационной деятельности. По нашему мнению, инновационная деятельность представляет собой деятельность, направленную на создание и использование результатов научных исследований и разработок (товаров, работ, услуг) с целью последующей реализации (получения прибыли) и внедрения инновационных продуктов в широкое пользование. Данный подход характеризует инновационный процесс как с точки зрения научно - исследовательской деятельности, так и коммерческой деятельности.
2. Выявлено место налогового стимулирования в системе государственной поддержки инновационной деятельности. При изучении направлений государственного стимулирования инновационной деятельности нами были рассмотрены предлагаемые различными авторами формы государственной поддержки. Автором обобщена классификация направлений стимулирования инновационной деятельности, в том числе выделение налогового стимулирования. Налоговое стимулирование инновационной деятельности следует классифицировать на федеральный и региональный уровень, разграничивая перечень полномочий в данной сфере.
3. Рассмотрен зарубежный налоговый опыт стимулирования инновационной деятельности, который показал, что перечень налоговых преференция для компаний, занятых в инновационной сфере, достаточно широк. В таких странах как Норвегия и Нидерланды активно применяют исследовательские налоговые кредиты, в Великобритании или Китае основной упор сделан на налог на прибыль корпораций, а в некоторых странах применяется активное списание расходов по заработной плате работников, занятых в сфере инноваций. Таким образом, не существует единой модели налогового стимулирования инновационной деятельности, в связи с чем, построение модели стимулирования инноваций посредством налогов должно иметь системный подход с взаимосвязью с российской экономикой.
4. Проведен анализ применения федеральных преференций, существующих в налоговом законодательстве Российской Федерации. Выявлено, что большинство налоговых преференций для инновационной деятельности носят точечный характер, то есть предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. К таким субъектам относятся технико- внедренческие, особые экономические зоны, технопарки и индустриальные парки. В связи с чем, организации, не входящие а перечень указанных налогоплательщиков практически не имеют особых налоговых стимулов, что отрицательно сказывается на показателе инновационной активности организаций.
5. Проведен анализ применения региональных преференций, направленных на стимулирование инновационной деятельности, который показал, что в большинстве (2/3) субъектов Российской Федерации отсутствуют налоговые преференции для данной категории налогоплательщиков. Анализ показателя «инновационного бизнеса» показал, что между показателем результативности инновационной компании и уровнем предоставления налоговых преференций существует тесная взаимосвязь. Исследование показало, что в наиболее результативных регионах присутствует закрепление налоговых стимулов для инновационных предприятий.
6. Обобщена модель налогового стимулирования инновационных предприятий в зависимости от стадий жизненного цикла инноваций. Предложено рассмотреть инструменты налогового стимулирования на трех стадиях инновационного процесса: исследование, разработка и коммерциализация. Данный подход позволяет выявить уровень налоговых преференций на каждой из стадии и соответственно выявить существующие недостатки государственного стимулирования.
7. В результате проведенного эконометрического анализа автором выявлена оценка степени влияния налоговых льгот на инновационную активность организаций. Полученная модель отражает высокую степень влияния таких налоговых преференций как расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль организаций, освобождение по налогу на добавленную стоимость при реализации инновационной продукции. Влияние фактора инвестиционного кредита по налогу на имущество не оказывает существенного влияния на инновационную деятельность, в связи с чем, предлагается упразднить данную льготу до освобождения от налогообложения имущества, используемого в инновационной деятельности.
8. Автором предложена модель стимулирования инновационных компаний в рамках налога на прибыль. Изменение ставки налога на прибыль для отечественных производителей в рамках снижение ставки налога на прибыль для инновационных компаний на уровне 12,5%, из которых 3% зачисляется в федеральный бюджет и 9,5% в бюджет субъектов позволит освободить часть ресурсов инновационных компании на ранних стадиях развития бизнеса. В результате проведенного анализа автором выявлено, что на стадиях производственной реализации инновационных решений растет доля расходов на оплату труда и социальное страхование. В инновационном бизнесе данный показатель находится в диапазоне 25 - 40%. Учитывая тот фактор, что расходы на социальное страхование занимают на сегодняшний день 30% от фонда оплаты труда, снижение ставки на страхование видится перспективным направлением стимулирования инновационных организаций. Данные меры позволят снизить совокупную налоговую нагрузку на инновационный бизнес и повысить инновационную активность организаций.
1. В целях систематизации определения «инновационной деятельности» нами было сформулировано авторское понимание инновационной деятельности. По нашему мнению, инновационная деятельность представляет собой деятельность, направленную на создание и использование результатов научных исследований и разработок (товаров, работ, услуг) с целью последующей реализации (получения прибыли) и внедрения инновационных продуктов в широкое пользование. Данный подход характеризует инновационный процесс как с точки зрения научно - исследовательской деятельности, так и коммерческой деятельности.
2. Выявлено место налогового стимулирования в системе государственной поддержки инновационной деятельности. При изучении направлений государственного стимулирования инновационной деятельности нами были рассмотрены предлагаемые различными авторами формы государственной поддержки. Автором обобщена классификация направлений стимулирования инновационной деятельности, в том числе выделение налогового стимулирования. Налоговое стимулирование инновационной деятельности следует классифицировать на федеральный и региональный уровень, разграничивая перечень полномочий в данной сфере.
3. Рассмотрен зарубежный налоговый опыт стимулирования инновационной деятельности, который показал, что перечень налоговых преференция для компаний, занятых в инновационной сфере, достаточно широк. В таких странах как Норвегия и Нидерланды активно применяют исследовательские налоговые кредиты, в Великобритании или Китае основной упор сделан на налог на прибыль корпораций, а в некоторых странах применяется активное списание расходов по заработной плате работников, занятых в сфере инноваций. Таким образом, не существует единой модели налогового стимулирования инновационной деятельности, в связи с чем, построение модели стимулирования инноваций посредством налогов должно иметь системный подход с взаимосвязью с российской экономикой.
4. Проведен анализ применения федеральных преференций, существующих в налоговом законодательстве Российской Федерации. Выявлено, что большинство налоговых преференций для инновационной деятельности носят точечный характер, то есть предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. К таким субъектам относятся технико- внедренческие, особые экономические зоны, технопарки и индустриальные парки. В связи с чем, организации, не входящие а перечень указанных налогоплательщиков практически не имеют особых налоговых стимулов, что отрицательно сказывается на показателе инновационной активности организаций.
5. Проведен анализ применения региональных преференций, направленных на стимулирование инновационной деятельности, который показал, что в большинстве (2/3) субъектов Российской Федерации отсутствуют налоговые преференции для данной категории налогоплательщиков. Анализ показателя «инновационного бизнеса» показал, что между показателем результативности инновационной компании и уровнем предоставления налоговых преференций существует тесная взаимосвязь. Исследование показало, что в наиболее результативных регионах присутствует закрепление налоговых стимулов для инновационных предприятий.
6. Обобщена модель налогового стимулирования инновационных предприятий в зависимости от стадий жизненного цикла инноваций. Предложено рассмотреть инструменты налогового стимулирования на трех стадиях инновационного процесса: исследование, разработка и коммерциализация. Данный подход позволяет выявить уровень налоговых преференций на каждой из стадии и соответственно выявить существующие недостатки государственного стимулирования.
7. В результате проведенного эконометрического анализа автором выявлена оценка степени влияния налоговых льгот на инновационную активность организаций. Полученная модель отражает высокую степень влияния таких налоговых преференций как расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль организаций, освобождение по налогу на добавленную стоимость при реализации инновационной продукции. Влияние фактора инвестиционного кредита по налогу на имущество не оказывает существенного влияния на инновационную деятельность, в связи с чем, предлагается упразднить данную льготу до освобождения от налогообложения имущества, используемого в инновационной деятельности.
8. Автором предложена модель стимулирования инновационных компаний в рамках налога на прибыль. Изменение ставки налога на прибыль для отечественных производителей в рамках снижение ставки налога на прибыль для инновационных компаний на уровне 12,5%, из которых 3% зачисляется в федеральный бюджет и 9,5% в бюджет субъектов позволит освободить часть ресурсов инновационных компании на ранних стадиях развития бизнеса. В результате проведенного анализа автором выявлено, что на стадиях производственной реализации инновационных решений растет доля расходов на оплату труда и социальное страхование. В инновационном бизнесе данный показатель находится в диапазоне 25 - 40%. Учитывая тот фактор, что расходы на социальное страхование занимают на сегодняшний день 30% от фонда оплаты труда, снижение ставки на страхование видится перспективным направлением стимулирования инновационных организаций. Данные меры позволят снизить совокупную налоговую нагрузку на инновационный бизнес и повысить инновационную активность организаций.
Подобные работы
- Налоговые аспекты стимулирования инновационной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2016 - РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Исследование механизмов финансирования инновационной деятельности: мировой опыт и российская практика
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Реализация государственной инновационной политики на региональном уровне: проблемы и
направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



