Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение игровых технологий в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Работа №49696

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы33
Год сдачи2020
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
506
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка:В экспериментальную группу вошли 20 детей 6–7 лет.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы использования игровых технологий для развития математических способностей детей дошкольного возраста 6
1.1 Значение игровых технологий при обучении математике детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности использования дидактических игр для развития математических способностей дошкольников 9
Глава 2 Методика развития математических способностей старших дошкольников средствами игровых технологий 18
2.1 Организация исследования уровня развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Система дидактических игр для развития математических способностей старших дошкольников 23
Выводы по второй главе: 28
Заключение 30
Список использованных источников 32

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. Развитию у ребенка математических способностей способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры. Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации.
Степень изученности темы. Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н.Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Теория и методика формирования математических способностей представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д.Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З.А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр-развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических способностей.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что научно-методические издания, диссертационные исследования рассматривают формирование математических способностей у дошкольников с использованием дидактических игр не полно. В соответствии с вышеизложенным были выявлены противоречия между необходимостью формирования математических способностей у детей дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью и структурированностью данного вопроса.
Противоречия обозначили проблему исследования: можно ли развивать математические способности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры, как наиболее эффективного средства?
Цель: теоретически обосновать и разработать систему дидактических игр для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект – процесс развития математических способностей дошкольников.
Предмет – дидактические игры, как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть значение игровых технологий при обучении математике детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ особенностей использования дидактических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования уровня развития математических способностей детей дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс дидактических игр для развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза: дидактические игры являются эффективным средством развития математических способностей детей дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составили: Исследования в области математических представлений (А.В. Белошистая, Е.В. Колесникова, А.А. Столяр и другие). Работы по проблеме разработки современных дидактических игр и материалов, формирующих математические представления дошкольников (М. Монтессори, Ф. Фребель и другие). Идеи о ведущей роли познавательного развития детей дошкольного возраста в формировании личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
В работе использовались следующие методы исследования: ˗ теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования; ˗ эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, математическая обработка данных.
Практическая значимость исследования: разработанная система дидактических игр и рекомендации по их использованию могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольных образовательных организаций для развития математических представлений детей.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ _______________.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 Теоретические основы использования игровых технологий для развития математических способностей детей дошкольного возраста


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое).
Игра, учение, общение, труд являются основными ступенями восхождения ребенка. В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре сохраняется и занимает у детей значительное место и впервые годы их обучения в школе.
Играя, дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Но это является не только тренировкой, это хорошо проведенное и с пользой время вместе с ребенком.
Максимальный эффект в изучении математики можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр, развлечений, занимательных упражнений и задач. При этом использование увлекательного и интересного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей, задач их воспитания и всестороннего развития.
Эффективным инструментом развития математических способностей у детей является использование различных типов дидактических игр. Эти игры учат детей понимать ряд сложных математических понятий, формируют у него представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентировку в направлениях пространства и времени, учат делать выводы.
Исследование проводилось на базе МБДОУ __________ с детьми подготовительной группы. Опытно-поисковая работа состояла в проведении исследования уровня развития математических способностей. На этом этапе были отобраны методики и проведена диагностика уровня развития математических способностей. На основе данных исследования были разработаны дидактические игры, направленные на развитие математических способностей.
Диагностические методики для определения уровня развития математических способностей у детей старшего дошкольного были подобраны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Автор методик А.В. Белошистая.
По результатам исследования мы пришли к выводу, что в группе многие дети (20-30) имеют уровень развития математических способностей низкий или очень низкий. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо организовать работу по развитию математических способностей, так как у них могут возникнуть трудности с обучением в школе.
На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего этапа мы пришли к выводу, что развитие математических представлений у старших дошкольников будет более эффективно осуществляться при проведении дидактических игр.
Для развития математических способностей предложена серия дидактических проблемно-игровых игр-заданий. Реализация дидактических игр может осуществляться в следующих режимных моментах: первая половина дня – утренние часы, один раз в неделю на занятиях по расписанию в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП; вторая половина дня – самостоятельная игровая деятельность детей, совместные с педагогом игры.
При выполнении игровой задачи от детей требуется полная самостоятельность, поэтому дети должны до начала игры уяснить дидактическую задачу и ее правила. Дидактические игры проводятся в течение 10-20 минут, важно то, чтобы за этот промежуток времени не снижалась умственная активность детей, не уменьшался интерес к предложенной задаче.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены. Гипотеза о том, что дидактические игры являются эффективным средством развития математических способностей детей дошкольного возраста, подтвердилась.



1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. - М. : Наука, 2015. - 212 с.
2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведении /.А. С. Белкин – М.: Академия, 2005. – 256 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004. – 244 с.
5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М: Просвещение, 2013. - 192с.
6. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф. Н. Блехер.– М.: Просвещение, 2010. – 224с.
7. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2010. – №11.– С. 14
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. – М.: Педагогика, 2004. – 418 с.
9. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст] : учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под общ. ред. Л. В. Ворониной – Екатеринбург, УрГПУ, 2013. – 282 с.
10. Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) [Текст] / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина // Молодой ученый. – 2018. – №33. – С. 125- 128. 69
11. Дьяченко, О. М., Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева – М.: Просвещение, 1991.
12. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление.800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А. З. Зак.– М.: Издательство «Аркти», 2003.– 134 с.
13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
14. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. – М.: Сфера, 2018. – 32 с. – (Математические ступеньки)
15. Корнеева Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». /Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. – М.,2000. – 184 с.
16. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании [Текст] : Сборник статей и речей / Н. К. Крупская. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
17. Макаренко, А. С. Правильно воспитывать детей. Как? [Текст] / А. С. Макаренко. – М.: ACT, 2013.– 80 c.
18. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова.– М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
19. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 – 128 с.
20. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова.- Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 384 с.
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html (дата обращения: 26.04.2020)
22. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детство [Текст] / сост. Т. И. Бабаева [и др.]. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2014. – 280 с.
23. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы [Текст] / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.– изд. 3-е. испр. и доп.– М.: МозаикаСинтез, 2014. - 368 с.
24. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / сост. Л. Г. Петерсон [и др.]. – М. : Институт системно–деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
25. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А. В.Запорожца, А. П.Усовой. – М.: Просвещение, 2016. – 164 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2015. – 705 с. – (Мастера психологии)
27. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. – М., 2006. – 160 с.
28. Столяр, А. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет [Текст]/ А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.
29. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 330 с.
30. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова. – Минск, 2011.- 117 с.
31. Хачапуридзе, Б. И. О построении дидактических материалов и игр [Текст] / Б. И. Хачапуридзе, К. Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2013. – 220 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ