Введение 4
Глава 1 Федеральные государственные стандарты по математике: формирование универсальных учебных действий 6
1.1 Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной
программы основного общего образования 7
1.2 Понятие универсальных учебных действий 8
1.3 Функции и виды универсальных учебных действий 10
Глава 2 Технологии формирования универсальных учебных действий на уроках математики 14
2.1 Технология проблемного обучения 14
2.2 Технология коучингового подхода 16
2.3 Технология веб-квест 18
2.4 Технология зачётной системы контроля знаний учащихся 23
2.5 Проектная технология 26
3.1 Логико-математический анализ темы «Арифметическая прогрессия» 29
3.2 Урок открытия новых знаний по теме «Последовательности» с
использованием технологии проблемного обучения 30
3.3 Урок открытия новых знаний по теме «Арифметическая прогрессия» с
использованием технологии проблемного обучения 34
3.4 Урок применения знаний и умений по теме «Формула n-го члена
арифметической прогрессии» с использованием технологии коучинг 41
3.5 Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая
прогрессия» с использованием технологии «веб-квест» 47
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 65
Согласно Федеральному образовательному стандарту интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка - вот чему необходимо научить ребёнка в школе. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «проектировщиком и строителем» своего образования.
В стандарте нового поколения основным результатом обучения считается формирование универсальных способов, действий, умений учиться, которые проявляются через способность к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию. Понятие «универсальные учебные действия» получило широкое распространение в педагогической науке и практике. Оно отражает основное направление модернизации образования, указывает на то, что основным требованием к освоению учебных программ нового поколения является метапредметная составляющая. ФГОС для основного общего образования был принят в 2010 году. Но в настоящее время до сих пор наблюдается, что не все учителя владеют технологиями, способствующими формированию универсальных учебных действий. Этим и определяется актуальность выбранной темы «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики».
Вышеизложенное обусловило проблему исследования: как
способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики.
Объект исследования данной работы - процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования является формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики.
Целью работы является изучение возможностей современных технологий обучения для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках математики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
- изучить Федеральные государственные стандарты по математике: рассмотреть планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
- раскрыть понятие универсальных учебных действий, его функции и виды.
- изучить особенности современных педагогических технологий;
- разработать различные типы уроков по теме «Арифметическая прогрессия» с использованием технологий, способствующих формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты можно использовать при планировании и составлении уроков с использованием инновационных технологий. Разработанные уроки на тему «Арифметическая прогрессия» могут быть использованы начинающими учителями.
Основные положения ФГОС ООО справедливо подчеркивают необходимость формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Для формирования и развития «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков», для получения полноценного образования учащихся учителям необходимы эффективные педагогические технологии.
Целью данной работы было изучение возможностей современных технологий обучения для формирования универсальных учебных действий на уроках математики.
В процессе выполнения данной работы были решены следующие задачи:
1. Проанализированы психолого-педагогическая и методическая литература, федеральные государственные образовательные стандарты по математике. Рассмотрены предметные, метапредметные и личностные планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
2. Изучено понятие универсальных учебных действий, раскрыты его функции и виды.
3. Выявлены особенности современных педагогических технологий. А именно технологий проблемного обучения, коучингового подхода, технология зачётной системы контроля знаний учащихся и проектная технология, способствующие формированию познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики.
Данные технологии были использованы при разработке уроков по теме «Арифметическая прогрессия» в курсе алгебры 9 класса. Результаты работы могут быть использованы начинающими учителями математики.
1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова; под ред. А.Г. Мордковича. - 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2017. - 224 с.
2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова; под ред. А.Г. Мордковича. - 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2017. - 223 с.
3. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Текст] / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 289 с.
4. Асмолов Н.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли [Текст] / Н.В. Асмолов, Г.В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
5. Битянова М.Р. Универсальные учебные действия. Теория и практика проектирования. Научно-методическое пособие // М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. - Самара: Федоров, 2017. - 304 с.
6. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы
международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html. Дата обращения: 06.03.2018.
7. Власов О.И. Толковый словарь [Текст] / О.И. Власов. - М.: Дрофа, 2010. - 1020 с.
8. Государственный образовательный стандарт 2004 года/ М-во образования и науки Рос. Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.ed. gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p 1/1287 - Дата обращения:
11. 01.2018.
9. Копотева Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - М.: Учитель, 2012. - 99 с.
10. Лернер И.Я. Проблемное обучение [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
11. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей [Текст] / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
12. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ»
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://inf-
oge.sdamgia.ru/test?id=12977. Дата обращения: 15.03.2018.
13. Парслоу Э.В. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Э.В. Парслоу. СПб.: Питер, 2003. 204 с.
14. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] // Н.Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003.
15. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов [Текст] // под науч. ред.Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005.
16. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум: уч.пособие для студ.матем. фак-тов пед.ун-тов [Текст] // под науч. ред. В.В. Орлова. - М.: Дрофа, 2007.
17. Татарченкова С.В. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и неурочной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] // С.В. Татарченкова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 112 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации
[Электронный ресурс]
Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/2365. - Дата обращения: 12.01.2018.