Введение 3
1 Понятие, виды и причины возникновения монополий 4
2 Социально-экономические последствия монополизации рынков 9
Заключение 12
Список использованных источников 13
Стать монополистом в своей отрасли – желание любой фирмы или предприятия, ведь это положение позволяет избежать большого количества проблем, которые влечет за собой конкуренция. Появляется возможность занять привилегированную позицию на рынке, концентрировать в своих руках определенную власть, влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия и диктовать свои правила. Это в свою очередь отражается на экономике, а значит и на социальной составляющей жизни общества.
Актуальность анализа явления монополии вызвана, во-первых, повышенным интересом к теме «монополизация» в современной науке, во-вторых, ее недостаточной разработанностью. Имеется большое количество различных теорий, трактовок и работ о монополии, но не каждая полномерно объясняет ее поведение на рынке. Дискуссии о влиянии монополии на научно-технический прогресс ведутся до сих пор.
Цель работы ‒ исследовать особенности монополии и ее социально-экономической цены.
Задачи:
1. Изучить понятие, виды и причины возникновения монополий.
2. Охарактеризовать социально-экономические последствия монополизации рынка.
Объект исследования ‒ монополия, предмет исследования ‒ социально-экономическая цена монополии.
Методы, используемые в работе, составили: анализ литературы по теме, обобщение и классификация полученной информации, методы реферирования и цитирования.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, можно сказать о том, что монопольная власть достаточно «относительна». Да, есть немало фирм, которые ею обладают, но их действия в той или иной мере всегда ограничиваются антимонопольным законодательством данного государства.
Рассмотрев виды монополизации, мы выяснили, что образование монополии может носить как случайный характер, так и закономерный. Предприятия, которые обладают полной властью над рынком встречаются довольно редко, так как почти все товары имеют аналоги и заменители. Монополии появляются в случаях, если фирма заполучает какую-либо новейшую технологию, получает лицензию и исключительное право от государства на производство или поставку определенного товара или ей удается удовлетворить рыночный, имея более низкие издержки производства, чем у других фирм. Монополисты имеют возможность устанавливать цену на уровне выше предельных издержек, и в этом случае многие потребители, которые оценивают товар выше предельных издержек, но ниже новой установленной монопольной цены, отказываются от покупки товара, что ведет к потерям для общества. Последствия таких действий монополиями могут быть отчасти или полностью нивелированы государством, почему оно и борется с монополизацией.
Рассмотрев социальные последствия монополизации, мы увидели, что она влечет за собой стимулирование инфляции, порождение безработицы, сокращение спектра выбора для потребителя, так как предлагается ограниченное количество вида товаров. Монополия, уже прижившаяся в своей отрасли и пустившая свои «корни» на всю глубину рынка, она уже не преследует цели по улучшения качества товара или уменьшения издержек, что несомненно тормозит развитие экономики государства.
1. Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», 2017. – №16 – С.51-53.
2. Бращин Р. М. Возникновение монополизма и создание предпосылок для установления монопольной власти // Успехи соврем. естествознания. – 2015. – № 1/4. – С. 717-718
3. Величко Е. Л. Монополии и особенности их развития в современных условиях рынка // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ : сб. науч. ст. / Тамб. регион. отделение РоСМУ – Тамбов, 2018. – Вып. 11. – С. 26-34.
4. Еникеева Д. Д. Современная трактовка монопольной власти и ее экономических интересов / Д.Д. Еникеева, К. В. Апокина // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4-2 (57). – С. 1057-1060.
5. Кузнецова Н. Развитие естественных монополий в условиях инновационной экономики; LAP Lambert Academic Publishing – М., 2014. – 192 c.
6. Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №7-8. – С. 148-155.
7. Рыженков А. Я. Понятие монополии в Российском законодательстве и правовой доктрине // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруденция. – 2015. – № 2 (27). – C. 10-15.
8. Сухорукова Е. С. Монополия как вид конкуренции в экономике // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 16. – С. 541-543.
9. Тьюгендхэт К. Международные монополии; Прогресс – М., 2016. – 296 c.