Конституционно-правовые основы прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 8
1.1. История становления и развития законодательства об охране здоровья и
медицинской помощи в РФ 8
1.2. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь:
понятие и сущность 19
1.3. Правовые основы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи 33
Глава 2. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 45
2.1 Сущность и система гарантий прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 45
2.2. Способы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую
помощь 59
2.3. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь 69
Заключение 78
Список использованной литературы 84
Глава 1. Теоретико-правовые основы обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 8
1.1. История становления и развития законодательства об охране здоровья и
медицинской помощи в РФ 8
1.2. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь:
понятие и сущность 19
1.3. Правовые основы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи 33
Глава 2. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 45
2.1 Сущность и система гарантий прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 45
2.2. Способы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую
помощь 59
2.3. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь 69
Заключение 78
Список использованной литературы 84
Актуальность темы исследования. Здоровье человека представляет собой одну из главных ценностей и предпочтений современного цивилизованного общества, величайшее общественное и личное благо и богатство, основу национальной безопасности государства.
Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав и свобод человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конституция Российской Федерации в ст. 41 закрепляет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Таким образом, государство берёт на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию в этой сфере. Понятие охрана здоровья и медицинская помощь тесно взаимосвязаны, так как несут одну функцию - поддержания и сохранения здоровья человека. Медицинская помощь является одним из главных элементов системы охраны здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.
нят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В настоящее время руководством страны обращается внимание на реализацию основополагающих конституционных прав граждан, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования.
Необходимо отметить, что имеется достаточно проблем в качественной реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Граждане Российской Федерации неохотно обращаются в медицинские организации за лечением, особенно в государственные и муниципальные клиники, это связано с низкой удовлетворённостью качеством медицинских услуг, например, по данным общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», только 6,2% людей сообщают, что без помех получают льготные лекарства, остальные имеют разной степени затруднения , а ведь лекарственное обеспечение является одним из главных элементов медицинской помощи. Каждый месяц за медицинской помощью примерно обращаются 10% граждан. Один раз в шесть месяцев - 30% граждан, один раз в год - 25% граждан, а один раз в несколько лет - 25% населения. Есть и такие граждане, которые вообще не обращаются в государственные, муниципальные медицинские организации, прибегая к самолечению. Их количество составляет примерно 7% .
В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья является базой для социально¬экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с реализацией прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Предметом исследования являются правовые нормы в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Целью диссертационного исследования является анализ конституционно-правовых основ в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Для достижения данной цели важно решить следующие задачи:
- изучить историю становления и развития законодательства об охране здоровья и медицинской помощи в РФ;
- рассмотреть понятие и сущность конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- изучить правовые основы в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- проанализировать сущность и систему гарантий прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- изучить способы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- проанализировать прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Высокая общественная значимость и недостаточная практическая разработанность конституционных основ в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь определяют несомненную актуальность данного исследования.
Научная новизна работы заключается в попытке комплексного анализа правового регулирования обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ, что представляет теоретическую и практическую значимость, ввиду недостатка современных системных исследований в этой сфере.
Методологическую основу работы составляют, следующие методы: анализ специальной литературы, анализ нормативно-правовых актов по теме исследования, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический методы.
Нормативно-правовая база работы представлена Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.,
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Федеральными законами: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Об охране окружающей среды, О прокуратуре РФ, а также многими другими нормативными правовыми актами.
Теоретическую базу исследования составили научные труды таких авторов как: А.Ф. Антоненко, Н.А. Каменская, И.А. Колоцей, Ю.Д. Сергеев, А.С. Трухин, В.В. Пучкова и др. В основном материалы, изложенные в учебной литературе, носят общий, базовый характер, а в многочисленных монографиях и научных статьях по данной тематике рассмотрены более узкие и частные вопросы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы юридической практики; результаты социологических исследований; статистические данные.
Магистерская диссертация структурно состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Апробация результатов диссертационного исследования. Положения данного исследования нашли своё отражение в следующих научных публикациях:
1. Гайфутдинов А.М. Организационно-правовые аспекты оказания паллиативной помощи в РФ: проблемы и перспективы развития / А.М. Гайфутдинов // Сборник статей международной научно-практической конференции «В мире науки и инноваций». (20 апреля 2017 г., г. Казань). Уфа: АЭТЕРНА - 2017. - № 5. - С. 94-98.
2. Гайфутдинов А.М. Дискриминация и проблемы реализации прав гражданина в сфере лекарственного обеспечения // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / Под ред. А.В. Курочкина.
- Издательство Казанского университета, 2018. С. 129-138.
Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав и свобод человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конституция Российской Федерации в ст. 41 закрепляет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Таким образом, государство берёт на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию в этой сфере. Понятие охрана здоровья и медицинская помощь тесно взаимосвязаны, так как несут одну функцию - поддержания и сохранения здоровья человека. Медицинская помощь является одним из главных элементов системы охраны здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.
нят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В настоящее время руководством страны обращается внимание на реализацию основополагающих конституционных прав граждан, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования.
Необходимо отметить, что имеется достаточно проблем в качественной реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Граждане Российской Федерации неохотно обращаются в медицинские организации за лечением, особенно в государственные и муниципальные клиники, это связано с низкой удовлетворённостью качеством медицинских услуг, например, по данным общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», только 6,2% людей сообщают, что без помех получают льготные лекарства, остальные имеют разной степени затруднения , а ведь лекарственное обеспечение является одним из главных элементов медицинской помощи. Каждый месяц за медицинской помощью примерно обращаются 10% граждан. Один раз в шесть месяцев - 30% граждан, один раз в год - 25% граждан, а один раз в несколько лет - 25% населения. Есть и такие граждане, которые вообще не обращаются в государственные, муниципальные медицинские организации, прибегая к самолечению. Их количество составляет примерно 7% .
В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья является базой для социально¬экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с реализацией прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Предметом исследования являются правовые нормы в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Целью диссертационного исследования является анализ конституционно-правовых основ в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Для достижения данной цели важно решить следующие задачи:
- изучить историю становления и развития законодательства об охране здоровья и медицинской помощи в РФ;
- рассмотреть понятие и сущность конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- изучить правовые основы в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- проанализировать сущность и систему гарантий прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- изучить способы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- проанализировать прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Высокая общественная значимость и недостаточная практическая разработанность конституционных основ в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь определяют несомненную актуальность данного исследования.
Научная новизна работы заключается в попытке комплексного анализа правового регулирования обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ, что представляет теоретическую и практическую значимость, ввиду недостатка современных системных исследований в этой сфере.
Методологическую основу работы составляют, следующие методы: анализ специальной литературы, анализ нормативно-правовых актов по теме исследования, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический методы.
Нормативно-правовая база работы представлена Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.,
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Федеральными законами: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Об охране окружающей среды, О прокуратуре РФ, а также многими другими нормативными правовыми актами.
Теоретическую базу исследования составили научные труды таких авторов как: А.Ф. Антоненко, Н.А. Каменская, И.А. Колоцей, Ю.Д. Сергеев, А.С. Трухин, В.В. Пучкова и др. В основном материалы, изложенные в учебной литературе, носят общий, базовый характер, а в многочисленных монографиях и научных статьях по данной тематике рассмотрены более узкие и частные вопросы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы юридической практики; результаты социологических исследований; статистические данные.
Магистерская диссертация структурно состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Апробация результатов диссертационного исследования. Положения данного исследования нашли своё отражение в следующих научных публикациях:
1. Гайфутдинов А.М. Организационно-правовые аспекты оказания паллиативной помощи в РФ: проблемы и перспективы развития / А.М. Гайфутдинов // Сборник статей международной научно-практической конференции «В мире науки и инноваций». (20 апреля 2017 г., г. Казань). Уфа: АЭТЕРНА - 2017. - № 5. - С. 94-98.
2. Гайфутдинов А.М. Дискриминация и проблемы реализации прав гражданина в сфере лекарственного обеспечения // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / Под ред. А.В. Курочкина.
- Издательство Казанского университета, 2018. С. 129-138.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из важнейших в системе социальных прав граждан. Именно от состояния здоровья и уровня реализации гарантий указанного права зависит то, сможет ли человек реализовать все остальные права в целом.
Право на охрану здоровья является естественным неотчуждаемым правом человека и устанавливается актами международного права и конституциями многих государств. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь зафиксировано в ст. 41 Конституции РФ.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексным правом, которое включает в себя систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» являются тесно взаимосвязанными, ведь медицинская помощь является составной частью охраны здоровья. Охрана здоровья, помимо медицинской помощи, включает целый ряд профилактических и организационных мероприятий, связанных с реализацией других основных прав и свобод человека и гражданина. Это такие права как: право на благоприятную окружающую среду и
санитарно-эпидемиологические условия, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др.
Именно поэтому очень важным является качество правовой базы в данной сфере. Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.
Конституция РФ является основным законом государства, устанавливающим правовую базу для регулирования правоотношений. В ст. 41 данного акта закреплено право граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закрепляется в таких базовых международных актах как: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.
Базовым законом в области прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Данный закон даёт определения таким основным понятиям как: «здоровье», «охрана здоровья граждан», «медицинская помощь» и др.
Данный акт - не единственный федеральный закон, регулирующий обеспечение права граждан на охрану здоровья. Он, как и Конституция РФ, лишь устанавливает базовые положения, которые потом получают развитие в иных нормативных актах разных уровней.
Важную роль в обеспечении права на охрану здоровья играют акты субъектов РФ.
Право на охрану здоровья нельзя полностью обеспечить исключительно с помощью законодательных актов, поэтому массив подзаконных актов также играет немалую роль.
Также, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» , органы местного самоуправления в пределах своей компетеции могут издавать муниципальные правовые акты регулирующую сферу охраны здоровья.
Таким образом, характеризуя правовые основы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, мы видим, что существует большое количество актов различного уровня, которые обеспечивает максимально подробное правовое регулирование этой сферы. Базовые положения находят своё отражение в международных актах, закрепляющих в качестве обязательных право людей на охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральное законодательство содержит наиболее важные аспекты об охране здоровья граждан и медицинской помощи. Законы субъектов РФ углубляют это регулирование, сосредотачиваясь на тех областях, которые удобнее регулировать для каждого региона отдельно. Подзаконные акты органов государственной власти, а также акты муниципальных органов, также углубляют, конкретизируют правовое регулирование, закрепляют специфику отдельных аспектов обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Здравоохранительная политика складывается из взаимосвязанных сфер внутренней политики государства, и поэтому требуется также грамотная финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться. Законодательством должно предусматриваться и создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.
Для того чтобы закреплённые законодательством права реализовывались на практике, а не были просто декларативными необходимы определённые гарантии. Система гарантирования - это создание возможности для реализации конституционных прав, но еще не сама реализация, не само пользование теми благами, которые составляют содержание конституционных прав и свобод.
Важной гарантией должен являться уровень финансирования в сферу здравоохранения. Ведь, например, финансирование в сферу здравоохранения в РФ в 2017 году составило 3,6% от ВВП, для сравнения, например, в Германии - 10,4, а в США - 15,7. Государственные затраты на здравоохранение в Европе в среднем превышают 8,7% ВВП . Здесь стоит напомнить, что по рекомендации ВОЗ расходы на медицину должны быть не менее 6% ВВП. Поэтому властям Российской Федерации нужно увеличивать финансирование на здравоохранение. Очевидно, что государственного финансирования явно недостаточно. Но здесь следует отметить, что всё зависит не только от количества выделяемых денег , но и от рациональности и эффективности их использования. Так по данным Счётной палаты РФ, общий объем финансовых нарушений, выявленных в 2017 году в сфере здравоохранения, составил 84,7 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10,4 млрд. рублей и средства ФОМС - 74,3 млрд. рублей . Поэтому меры, направленные на реализацию права на охрану здоровья граждан, должны осуществляться при усилении контроля со стороны соответствующих компетентных органов.
Полагаем, что основные направления государственной политики в сфере здравоохранения для реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь должны быть направлены на дальнейшее принятие и внедрение стандартов медицинской помощи, так как они позволят структурировать финансовые затраты и тем самым эффективнее распределять денежные средства. Ведь именно стандарты медицинской помощи предназначены для обязательного исполнения в системе здравоохранения, работающих по программе реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Также следует принимать специализированные федеральные, региональные и муниципальные программы, где бы формировались текущие и перспективные задачи в сфере охраны здоровья, меры по их реализации и на основании этих программ осуществлять финансирование, что будет способствовать планированию и рациональному распределению финансовых средств.
Очевидно, что государственное управление в сфере охраны здоровья должно быть построено на основе четкой и работоспособной административной вертикали. Это не противоречит формированию дополнительных институтов гражданского общества, позволяющих, с одной стороны, проводить профессиональный и общественный контроль в данной сфере, а с другой - помогать столь сложной специфической системе, как, например, здравоохранение, рассматривать и разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, профессиональные сообщества, правозащитные общественные организации и т.д. могут и должны являться сильными и эффективными элементами гражданского общества.
Таким образом, мы видим, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к числу конституционно защищаемых ценностей и рассматривается как важнейшее неотъемлемое и неотчуждаемое благо. Для качественной реализации данного права необходимо совершенствовать меры гарантий и защиты для более качественного и полноценного обеспечения прав граждан.
Право на охрану здоровья является естественным неотчуждаемым правом человека и устанавливается актами международного права и конституциями многих государств. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь зафиксировано в ст. 41 Конституции РФ.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексным правом, которое включает в себя систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» являются тесно взаимосвязанными, ведь медицинская помощь является составной частью охраны здоровья. Охрана здоровья, помимо медицинской помощи, включает целый ряд профилактических и организационных мероприятий, связанных с реализацией других основных прав и свобод человека и гражданина. Это такие права как: право на благоприятную окружающую среду и
санитарно-эпидемиологические условия, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др.
Именно поэтому очень важным является качество правовой базы в данной сфере. Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.
Конституция РФ является основным законом государства, устанавливающим правовую базу для регулирования правоотношений. В ст. 41 данного акта закреплено право граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закрепляется в таких базовых международных актах как: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.
Базовым законом в области прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Данный закон даёт определения таким основным понятиям как: «здоровье», «охрана здоровья граждан», «медицинская помощь» и др.
Данный акт - не единственный федеральный закон, регулирующий обеспечение права граждан на охрану здоровья. Он, как и Конституция РФ, лишь устанавливает базовые положения, которые потом получают развитие в иных нормативных актах разных уровней.
Важную роль в обеспечении права на охрану здоровья играют акты субъектов РФ.
Право на охрану здоровья нельзя полностью обеспечить исключительно с помощью законодательных актов, поэтому массив подзаконных актов также играет немалую роль.
Также, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» , органы местного самоуправления в пределах своей компетеции могут издавать муниципальные правовые акты регулирующую сферу охраны здоровья.
Таким образом, характеризуя правовые основы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, мы видим, что существует большое количество актов различного уровня, которые обеспечивает максимально подробное правовое регулирование этой сферы. Базовые положения находят своё отражение в международных актах, закрепляющих в качестве обязательных право людей на охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральное законодательство содержит наиболее важные аспекты об охране здоровья граждан и медицинской помощи. Законы субъектов РФ углубляют это регулирование, сосредотачиваясь на тех областях, которые удобнее регулировать для каждого региона отдельно. Подзаконные акты органов государственной власти, а также акты муниципальных органов, также углубляют, конкретизируют правовое регулирование, закрепляют специфику отдельных аспектов обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Здравоохранительная политика складывается из взаимосвязанных сфер внутренней политики государства, и поэтому требуется также грамотная финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться. Законодательством должно предусматриваться и создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.
Для того чтобы закреплённые законодательством права реализовывались на практике, а не были просто декларативными необходимы определённые гарантии. Система гарантирования - это создание возможности для реализации конституционных прав, но еще не сама реализация, не само пользование теми благами, которые составляют содержание конституционных прав и свобод.
Важной гарантией должен являться уровень финансирования в сферу здравоохранения. Ведь, например, финансирование в сферу здравоохранения в РФ в 2017 году составило 3,6% от ВВП, для сравнения, например, в Германии - 10,4, а в США - 15,7. Государственные затраты на здравоохранение в Европе в среднем превышают 8,7% ВВП . Здесь стоит напомнить, что по рекомендации ВОЗ расходы на медицину должны быть не менее 6% ВВП. Поэтому властям Российской Федерации нужно увеличивать финансирование на здравоохранение. Очевидно, что государственного финансирования явно недостаточно. Но здесь следует отметить, что всё зависит не только от количества выделяемых денег , но и от рациональности и эффективности их использования. Так по данным Счётной палаты РФ, общий объем финансовых нарушений, выявленных в 2017 году в сфере здравоохранения, составил 84,7 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10,4 млрд. рублей и средства ФОМС - 74,3 млрд. рублей . Поэтому меры, направленные на реализацию права на охрану здоровья граждан, должны осуществляться при усилении контроля со стороны соответствующих компетентных органов.
Полагаем, что основные направления государственной политики в сфере здравоохранения для реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь должны быть направлены на дальнейшее принятие и внедрение стандартов медицинской помощи, так как они позволят структурировать финансовые затраты и тем самым эффективнее распределять денежные средства. Ведь именно стандарты медицинской помощи предназначены для обязательного исполнения в системе здравоохранения, работающих по программе реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Также следует принимать специализированные федеральные, региональные и муниципальные программы, где бы формировались текущие и перспективные задачи в сфере охраны здоровья, меры по их реализации и на основании этих программ осуществлять финансирование, что будет способствовать планированию и рациональному распределению финансовых средств.
Очевидно, что государственное управление в сфере охраны здоровья должно быть построено на основе четкой и работоспособной административной вертикали. Это не противоречит формированию дополнительных институтов гражданского общества, позволяющих, с одной стороны, проводить профессиональный и общественный контроль в данной сфере, а с другой - помогать столь сложной специфической системе, как, например, здравоохранение, рассматривать и разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, профессиональные сообщества, правозащитные общественные организации и т.д. могут и должны являться сильными и эффективными элементами гражданского общества.
Таким образом, мы видим, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к числу конституционно защищаемых ценностей и рассматривается как важнейшее неотъемлемое и неотчуждаемое благо. Для качественной реализации данного права необходимо совершенствовать меры гарантий и защиты для более качественного и полноценного обеспечения прав граждан.
Подобные работы
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь: понятие, содержание и проблемы реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: проблемы обеспечения и защиты
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Конституционное право на охрану здоровья и его реализация в сфере государственного контроля за качеством товаров и услуг
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: проблемы обеспечения и защиты
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: проблемы обеспечения и защиты
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



