Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 8
1.1. История становления и развития законодательства об охране здоровья и
медицинской помощи в РФ 8
1.2. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь:
понятие и сущность 19
1.3. Правовые основы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи 33
Глава 2. Конституционно-правовые гарантии прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 45
2.1 Сущность и система гарантий прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 45
2.2. Способы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую
помощь 59
2.3. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь 69
Заключение 78
Список использованной литературы 84
Актуальность темы исследования. Здоровье человека представляет собой одну из главных ценностей и предпочтений современного цивилизованного общества, величайшее общественное и личное благо и богатство, основу национальной безопасности государства.
Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав и свобод человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конституция Российской Федерации в ст. 41 закрепляет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Таким образом, государство берёт на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию в этой сфере. Понятие охрана здоровья и медицинская помощь тесно взаимосвязаны, так как несут одну функцию - поддержания и сохранения здоровья человека. Медицинская помощь является одним из главных элементов системы охраны здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.
нят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В настоящее время руководством страны обращается внимание на реализацию основополагающих конституционных прав граждан, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования.
Необходимо отметить, что имеется достаточно проблем в качественной реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Граждане Российской Федерации неохотно обращаются в медицинские организации за лечением, особенно в государственные и муниципальные клиники, это связано с низкой удовлетворённостью качеством медицинских услуг, например, по данным общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов», только 6,2% людей сообщают, что без помех получают льготные лекарства, остальные имеют разной степени затруднения , а ведь лекарственное обеспечение является одним из главных элементов медицинской помощи. Каждый месяц за медицинской помощью примерно обращаются 10% граждан. Один раз в шесть месяцев - 30% граждан, один раз в год - 25% граждан, а один раз в несколько лет - 25% населения. Есть и такие граждане, которые вообще не обращаются в государственные, муниципальные медицинские организации, прибегая к самолечению. Их количество составляет примерно 7% .
В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья является базой для социально¬экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с реализацией прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Предметом исследования являются правовые нормы в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Целью диссертационного исследования является анализ конституционно-правовых основ в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Для достижения данной цели важно решить следующие задачи:
- изучить историю становления и развития законодательства об охране здоровья и медицинской помощи в РФ;
- рассмотреть понятие и сущность конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- изучить правовые основы в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- проанализировать сущность и систему гарантий прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- изучить способы защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- проанализировать прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Высокая общественная значимость и недостаточная практическая разработанность конституционных основ в сфере прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь определяют несомненную актуальность данного исследования.
Научная новизна работы заключается в попытке комплексного анализа правового регулирования обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ, что представляет теоретическую и практическую значимость, ввиду недостатка современных системных исследований в этой сфере.
Методологическую основу работы составляют, следующие методы: анализ специальной литературы, анализ нормативно-правовых актов по теме исследования, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический методы.
Нормативно-правовая база работы представлена Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.,
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Федеральными законами: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Об охране окружающей среды, О прокуратуре РФ, а также многими другими нормативными правовыми актами.
Теоретическую базу исследования составили научные труды таких авторов как: А.Ф. Антоненко, Н.А. Каменская, И.А. Колоцей, Ю.Д. Сергеев, А.С. Трухин, В.В. Пучкова и др. В основном материалы, изложенные в учебной литературе, носят общий, базовый характер, а в многочисленных монографиях и научных статьях по данной тематике рассмотрены более узкие и частные вопросы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы юридической практики; результаты социологических исследований; статистические данные.
Магистерская диссертация структурно состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Апробация результатов диссертационного исследования. Положения данного исследования нашли своё отражение в следующих научных публикациях:
1. Гайфутдинов А.М. Организационно-правовые аспекты оказания паллиативной помощи в РФ: проблемы и перспективы развития / А.М. Гайфутдинов // Сборник статей международной научно-практической конференции «В мире науки и инноваций». (20 апреля 2017 г., г. Казань). Уфа: АЭТЕРНА - 2017. - № 5. - С. 94-98.
2. Гайфутдинов А.М. Дискриминация и проблемы реализации прав гражданина в сфере лекарственного обеспечения // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / Под ред. А.В. Курочкина.
- Издательство Казанского университета, 2018. С. 129-138.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из важнейших в системе социальных прав граждан. Именно от состояния здоровья и уровня реализации гарантий указанного права зависит то, сможет ли человек реализовать все остальные права в целом.
Право на охрану здоровья является естественным неотчуждаемым правом человека и устанавливается актами международного права и конституциями многих государств. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь зафиксировано в ст. 41 Конституции РФ.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексным правом, которое включает в себя систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» являются тесно взаимосвязанными, ведь медицинская помощь является составной частью охраны здоровья. Охрана здоровья, помимо медицинской помощи, включает целый ряд профилактических и организационных мероприятий, связанных с реализацией других основных прав и свобод человека и гражданина. Это такие права как: право на благоприятную окружающую среду и
санитарно-эпидемиологические условия, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др.
Именно поэтому очень важным является качество правовой базы в данной сфере. Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.
Конституция РФ является основным законом государства, устанавливающим правовую базу для регулирования правоотношений. В ст. 41 данного акта закреплено право граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закрепляется в таких базовых международных актах как: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.
Базовым законом в области прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Данный закон даёт определения таким основным понятиям как: «здоровье», «охрана здоровья граждан», «медицинская помощь» и др.
Данный акт - не единственный федеральный закон, регулирующий обеспечение права граждан на охрану здоровья. Он, как и Конституция РФ, лишь устанавливает базовые положения, которые потом получают развитие в иных нормативных актах разных уровней.
Важную роль в обеспечении права на охрану здоровья играют акты субъектов РФ.
Право на охрану здоровья нельзя полностью обеспечить исключительно с помощью законодательных актов, поэтому массив подзаконных актов также играет немалую роль.
Также, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» , органы местного самоуправления в пределах своей компетеции могут издавать муниципальные правовые акты регулирующую сферу охраны здоровья.
Таким образом, характеризуя правовые основы в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, мы видим, что существует большое количество актов различного уровня, которые обеспечивает максимально подробное правовое регулирование этой сферы. Базовые положения находят своё отражение в международных актах, закрепляющих в качестве обязательных право людей на охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральное законодательство содержит наиболее важные аспекты об охране здоровья граждан и медицинской помощи. Законы субъектов РФ углубляют это регулирование, сосредотачиваясь на тех областях, которые удобнее регулировать для каждого региона отдельно. Подзаконные акты органов государственной власти, а также акты муниципальных органов, также углубляют, конкретизируют правовое регулирование, закрепляют специфику отдельных аспектов обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Здравоохранительная политика складывается из взаимосвязанных сфер внутренней политики государства, и поэтому требуется также грамотная финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться. Законодательством должно предусматриваться и создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.
Для того чтобы закреплённые законодательством права реализовывались на практике, а не были просто декларативными необходимы определённые гарантии. Система гарантирования - это создание возможности для реализации конституционных прав, но еще не сама реализация, не само пользование теми благами, которые составляют содержание конституционных прав и свобод.
Важной гарантией должен являться уровень финансирования в сферу здравоохранения. Ведь, например, финансирование в сферу здравоохранения в РФ в 2017 году составило 3,6% от ВВП, для сравнения, например, в Германии - 10,4, а в США - 15,7. Государственные затраты на здравоохранение в Европе в среднем превышают 8,7% ВВП . Здесь стоит напомнить, что по рекомендации ВОЗ расходы на медицину должны быть не менее 6% ВВП. Поэтому властям Российской Федерации нужно увеличивать финансирование на здравоохранение. Очевидно, что государственного финансирования явно недостаточно. Но здесь следует отметить, что всё зависит не только от количества выделяемых денег , но и от рациональности и эффективности их использования. Так по данным Счётной палаты РФ, общий объем финансовых нарушений, выявленных в 2017 году в сфере здравоохранения, составил 84,7 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10,4 млрд. рублей и средства ФОМС - 74,3 млрд. рублей . Поэтому меры, направленные на реализацию права на охрану здоровья граждан, должны осуществляться при усилении контроля со стороны соответствующих компетентных органов.
Полагаем, что основные направления государственной политики в сфере здравоохранения для реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь должны быть направлены на дальнейшее принятие и внедрение стандартов медицинской помощи, так как они позволят структурировать финансовые затраты и тем самым эффективнее распределять денежные средства. Ведь именно стандарты медицинской помощи предназначены для обязательного исполнения в системе здравоохранения, работающих по программе реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Также следует принимать специализированные федеральные, региональные и муниципальные программы, где бы формировались текущие и перспективные задачи в сфере охраны здоровья, меры по их реализации и на основании этих программ осуществлять финансирование, что будет способствовать планированию и рациональному распределению финансовых средств.
Очевидно, что государственное управление в сфере охраны здоровья должно быть построено на основе четкой и работоспособной административной вертикали. Это не противоречит формированию дополнительных институтов гражданского общества, позволяющих, с одной стороны, проводить профессиональный и общественный контроль в данной сфере, а с другой - помогать столь сложной специфической системе, как, например, здравоохранение, рассматривать и разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, профессиональные сообщества, правозащитные общественные организации и т.д. могут и должны являться сильными и эффективными элементами гражданского общества.
Таким образом, мы видим, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к числу конституционно защищаемых ценностей и рассматривается как важнейшее неотъемлемое и неотчуждаемое благо. Для качественной реализации данного права необходимо совершенствовать меры гарантий и защиты для более качественного и полноценного обеспечения прав граждан.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ [ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства РФ. - 03.03.1997. - № 9. - Ст. 1011.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ [ред. от 23.04.2018] // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ [ред. от 23.04.2018] // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ [ред. от 23.05.2018] // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ [ред. от 05.02.2018] // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ [ред. от 07.03.2018] // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
8. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.12.1992. № 2202-1 [в ред. от 18.04.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.
9. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер.
закон от 30.03.1999. № 52-ФЗ [ред. от 18.04.2018] // Собрание
законодательства РФ. - 05.04.1999. - № 14 - Ст. 1650.
10. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002. № 7-ФЗ [ред. от 31.12.2018] // Собрание законодательства РФ. - 14.01.2002. - № 2 - Ст. 133.
11. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29.11.2010. № 326-ФЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010 - № 49 - ст. 6422.
12. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 12.04.2010. № 61-ФЗ [ред. от 28.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 19.04.2010. - № 16 - Ст. 1815.
13. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации: федер. закон от 18.06.2001. // Собрание законодательства РФ. - 25.06.2001. - № 26 - Ст. 2581.
14. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: федер. закон от 17.09.1998. № 157-ФЗ [ред. от 07.03.2018] // Собрание законодательства РФ. - 21.09.1998. - № 38. - Ст. 4736.
15. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 [ред. от 03.07.2016] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 20.08.1992. - № 33. - Ст. 1913.
16. О радиационной безопасности населения: федер. закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ [ред. от 19.07.2011] // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 141.
17. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации:
федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ [ред. от 27.11.2017] // Собрание
законодательства РФ. - 08.05.2006 - № 19 - Ст. 2060.
18. Об охране здоровья граждан: закон РТ от 18.06.1998 № 1659 [ред. от 03.11.2011] // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 1998. - № 8 (часть I). -Ст. 236.
19. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: постановление Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 //
Собрание законодательства РФ. - 02.01.2017. - № 1(часть I) - Ст. 159.
20. Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности: постановление Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 [ред. от 16.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 19.11.2012. - № 47. - Ст. 6501.
21. Правила оказания платных медицинских услуг: утверждён
постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 // Собрание
законодательства РФ. - 08.10.2012. - № 41. - Ст. 5628.
22. Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 апреля 2012. № 406н г. // Российская газета. - 2012. - № 121.
23. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка: приказ Минздрава России от 04 мая 2018 № 201н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo .gov.ru.
24. Приказ Генпрокуратуры России от 07 декабря 2007 № 195 [ред. от 21.06.2016] «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. - 2008. - № 3.
25. Об Уставе муниципального образования «Город Набережные Челны»: решение Представительного органа муниципального образования «г. Набережные Челны» от 08.12.2005 № 6/5 // Челнинские известия. - 2005. - №№ 235-237; №№ 249-250.
26. Конституция (Основной закон) Союза Советских
Социалистических Республик : утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 дек. 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936. - № 283.
27. Конституция (Основной закон) Союза Советских
Социалистических Республик: принята ВС СССР 07 окт. 1977 г. // Ведомости ВС СССР - 1977. - № 41- Ст. 617.
28. Указ Петра Великого от 14 августа 1721 г. «Об учреждении в городах аптек, под смотрением Медицинской коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям» // Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб. : Тип. 2¬го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии - 1830. - Т. VI. - Ст. 3811.
29. Указ Анны Иоанновны от 13 февраля 1732 г. «О бытии Медицинской канцелярии в ведомстве Кабинета, о неприсылке в оную указов и нетребовании донесений» // ПСЗ. СПб. - 1830. - Т. VIII. - Ст. 5998.
30. Указ Екатерины II от 12 ноября 1763 г. «Об учреждении Коллегии Медицинского факультета с разделением на два департамента и о бытии оной в особливом ведении Ея Императорского Величества» // ПСЗ. СПб. - 1830. - Т. XVI. - Ст. 11964.
31. Указ Екатерины II от 9 июня 1764 г. «О произвождении кандидатов, обучавшихся медицине, в доктора сего факультета, по собственным Медицинской коллегии экзаменам» // ПСЗ. СПб. - 1830. - Т. XVI. - Ст. 12179.
32. Устав Врачебный. // Свод законов Российской империи. - Т. - XIII. СПб. - 1905.
II. Международные нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. О гражданских и политических правах: Международный пакт (Принят 16.12.1966. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН): // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
3. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16.12.1966. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
4. Деклорация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Принята 13.12.1985 Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 255 - 259.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
6. Конвенция Международной Организации Труда №164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (Женева, 8 октября 1987 г.) // МОТ. Конвенции и Рекомендации. Т.2 Женева - 1991. - С. 2111.
7. Конвенция Международной Организации Труда №120 о гигиене в
торговле и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.) // «Конвенции и
рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда» - 1957-1990 - том.2 - Женева.
8. Хартия основных прав Европейского Союза (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // Московский журнал международного права. - 2003. - № 2. - С. 302-314.
9. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (Одобрена в г. Санкт- Петербурге 29.10.1994 на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств- участников Содружества Независимых Государств. - 1995. - № 6. - С. 99 - 117.
10. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. -2010. - № 4.
- С. 17-67.
11. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принято в г. Нью Йорке 22.07.1946) // СПС Консультант Плюс.
12. Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.) // Бюллетень международных договоров. -
1993 г. № 6. - С. 27.
13. Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.) // Российская газета. - 1997.
14. Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.) // Сборник международных договоров СССР. М. -
1994 г. - вып. XLVII.
III. Специальная литература:
1. Акопов В.И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья. / В.И. Акопов. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2012. - 156 с.
2. Антоненко А.Ф. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.Ф. Антоненко. - М. - 2006. - 24 с.
3. Банникова И.Г. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: содержание и историческая ретроспектива / И.Г. Банников // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 51-55.
4. Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. - 2014. - № 3.
- С. 27-32.
5. Власенкова. В. В. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Власенкова В. В. - М. - 2007. - 21 с.
6. Гайфутдинов А.М. Организационно-правовые аспекты оказания паллиативной помощи в РФ: проблемы и перспективы развития / А.М. Гайфутдинов // Сборник статей международной научно-практической конференции «В мире науки и инноваций». (20 апреля 2017., г. Казань). Уфа: АЭТЕРНА - 2017. - № 5. - С. 94-98.
7. Гайфутдинов А.М. Дискриминация и проблемы реализации прав гражданина в сфере лекарственного обеспечения // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / Под ред. А.В. Курочкина. - Издательство Казанского университета, 2018. С. 129-138.
8. Глотов С.А., Фомиченко М.П. Конституционное право: учебное пособие. / С.А. Глотов, М.П. Фомиченко. - М.: Международный юридический институт. - 2011. - 440 с.
9. Дюжиков С. А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / С.А. Дюжиков. - Ростов-на-Дону. - 2001. - 24 с.
10. Дюжиков. С.А. Международно-правовые стандарты в области охраны здоровья человека и их реализация в конституциях современных государств / С. А. Дюжиков. // Режим доступа: http://www.jourclub.ru/35/322/2/
11. Зражевская Т.Д., Косолапов А.В. Информационные гарантии
конституционного права на охрану здоровья в сфере обращения лекарственных средств / Т.Д. Зражевская, А.В. Косолапов. //
Административное право и процесс. - 2018. - № 1. - С. 48 - 51.
12. Исламов Р.Э. Право на здоровье как юридическая норма социально ориентированного государства / Р.Э. Исламов. // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 148-151.
13. Исхаков. Э. Р. Особенности обеспечения и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также прав пациентов в нормативно-правовых актах допетровской Руси / Э. Р. Исхаков, С. Г. Аксенов // История государства и права. - 2012. - № 20. - С. 25-29.
14. Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring. - Режим доступа: http: //www.romir.ru/.
15. Караваева Е. И. Законодательство Российской Федерации о здравоохранении (История, современное состояние, тенденции развития) / Е.И. Караваева // Сибирский юридический вестник. - 2004. - № 2. - С. 24-28.
16. Каменская Н.А. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Н.А. Каменская - Владикавказ. - 2011. - 22 с.
17. Капанадзе, Т.Ш. Конституционное право граждан СССР на охрану здоровья и вопросы его реализации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Капанадзе Т. Ш. - М. - 1984. - 23 с.
18. Киричёк Е.В. Конституционное право России: учебник / Е.В. Киричёк - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2012. - 549 с.
19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект. - 2013. - 565 с.
20. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М. - 2017. - 912 с.
21. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. - М.: Проспект. - 2015. - Т. 2. - 528 с.
22. Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.А. Колоцей. - СПб. - 2010. - 21 с.
23. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: учебное пособие / В.Ф. Крюков. - М.: Норма. 2015. - 814 с.
24. Литовкина М.И., Колесников Е.В. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации как конституционная ценность / М.И. Литовкина // Право и политика. - 2016. - № 2. - С. 167-177.
25. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. / Н.И. Матузов.
- Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права - 2003. - 510 с.
26. Маличенко В.С. Особенности организации амбулаторного лекарственного обеспечения отдельных групп населения в Российской Федерации / В.С. Маличенко и др. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2017. - № 19(2). - С. 103-108.
27. Медицинское право: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" Учебное пособие / Дерягин Г.Б., Кича Д.И., Коновалов О.Е. - М.:ЮНИТИ-ДАНА. - Закон и право. - 2015.
- 239 с.
28. Медицинское право: учебник и практикум для вузов / В. И. Акопов. - М. : Изда- тельство Юрайт. - 2016. - 287 с.
29. Морозова К.П. Конституционно-правовые основы обеспечения права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации / К.П. Морозова. // Наука. Общество. Государство. - 2013. - № 2. - С. 12-15.
30. Мохов А.А. Основы медицинского права Российской Федерации: учебное пособие для магистров. Москва: Проспект, 2014. - 376 с.
31. Отставнова Е.А. Конституционная основа защиты права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в современной России: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. / Е.А. Отставнова. - Саратов. - 2010. - 24 с.
32. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Сидоров В. Е., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 310 с.
33. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. А.Я. Сухарева.
- М.: Норма. 2015. - 465 с.
34. Пучкова В.В. Конституционно-правовое регулирование системы здравоохранения в РФ / В.В. Пучкова // Вопросы российского и международного права. - 2017. - № 4А. - С. 47-56.
35. Савостьянова Н.В. Конституционное право на охрану здоровья: понятие и структура / Н.В. Савостьянова. // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 3. - С 37-39.
36. Сальников. В.П. Регламентация медицинской деятельности в России: историко-правовые вопросы (X-XVII вв.) / В. П. Сальников // Журнал российского права. - 2001. - № 4. - С. 143-151.
37. Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. - 2005. - № 3. - С. 18-20.
38. Стеценко С.С. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России: исторический и теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... д.ю.н. / С.С. Стеценко. - СПб. - 2003. - 52 с.
39. Синцов Г. В., Черных А.Е. Право на здоровье и право каждого на охрану здоровья в Российской Федерации / Г. В. Синцов, А. Е. Черных // Черные дыры в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 6-9.
40. Уваров А.А. О содержании конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь / А.А. Уваров. // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2016. - № 27. - С. 42-45.
41. Хабриева Т.Я. Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М. - 2004. - 847 с.
42. Шишов М.А. Актуальные вопросы государственного контроля в сфере здравоохранения / М.А. Шишов // Административное право и процесс. - 2014. - № 8. - С. 24 - 26.
IV. Материалы юридической практики
1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12. 2004 г. № 447-О // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 14. - Ст. 1272.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 г. № 115-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2003. - № 1.
3. Постановление Набережночелнинского городского суда по делу № 12¬1166/2017 от 11.09.2017 г. // [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. Дан. - Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/yu5E2JH4s319/
4. Постановление Набережночелнинского городского суда по делу по делу № 5-1038/2017 от 27.07.2017 г. // [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. Дан. - Режим доступа: http: http://sudact.ru/regular/doc/kQ№№ePOaJWmJ/
5. Представление исполняющего обязанности прокурора Тукаевского района РТ об устранении нарушений № 9726/18 от 23.04.2018 г.
V. Статистические материалы
1. Официальный сайт общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» // Режим доступа: http://ligap.ru
2. Отчёт о работе Счётной палаты РФ в 2017 году - Режим доступа: http: //www.ach. gov.ru/upload/uf/67c/67 cbebeb812ab80d1e97 cd8fcaf1 fd43. pdf.
3. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: https://ge№proc.gov.ru/smi/№ews/№ews-1175519/.