Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Работа №49609

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

маркетинг

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования комплекса маркетинга в сфере услуг
1.1. Понятие комплекса маркетинга 7
1.2. Специфика комплекса маркетинга в сфере услуг 12
1.3. Управление комплексом маркетинга в сфере услуг 15
Глава 2. Практические основы оценки эффективности комплекса 27
маркетинга в сфере услуг
2.1. Анализ рынка ресторанов премиального сегмента в г. Казани 27
2.2. Анализ комплекса маркетинга предприятия сферы услуг 30
2.3. Оценка эффективности комплекса маркетинга предприятия сферы услуг
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности 51
управления комплексом маркетинга в сфере услуг
3.1. Рекомендации по повышению эффективности комплекса 51
маркетинга кафе «Прованс»
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций
Заключение 76
Список литературы 80
Приложение

Актуальность темы диссертации. Особые характеристики услуг и отличия услуг от товаров требуют дополнительных знаний и их маркетинга, хотя многие подходы маркетинга товаров применимы и к услугам, но их использование часто отличается. При формировании стратегии маркетинга и комплекса маркетинга услуг нужно учитывать специфику данной сферы, а именно следующие основные характеристик услуг: неосязаемость,
неотделимость от источника услуги, непостоянство, недолговечность. То есть, потребителям сложно определить качество услуги до момента ее оказания, услугу нельзя хранить и невозможно складировать как товар, в связи с чем объясняются высокие издержки производства услуг и расходов на маркетинг услуг, и процесс оказания услуг неотделим от его источника и потребителя, так как они оба участвуют в процессе производства и оказания услуги.
Отсюда и вытекает специфика комплекса маркетинга услуг или модели 7Р, поскольку с услугой невозможно ознакомиться заранее в силу концепции «4НЕ», поэтому все, что остается потребителям - это верить заявленным сообщениям производителя о качестве и своевременности оказания услуг. Поэтому репутация и имидж компании сферы услуг напрямую и непосредственно зависит от того кто, как и где оказывает данную услугу. Поэтому изучение специфики комплекса маркетинга услуг является актуальным.
Помимо основных четырех элементов классического маркетинг-микса, комплекс маркетинга услуг 7Р включает в себя персонал, физический атрибут и процесс взаимодействия персонала с клиентом. Поэтому компаниям, работающим в сфере услуг крайне важно обучить свой персонал взаимодействовать с клиентами, поскольку именно контактный персонал является лицом компании и только от них зависит лояльность клиентов. Не менее важным моментов является физическое окружение, которое является помещении, где оказывают услуги, стоит уделить должное внимание.
Также одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном и особенно на региональном и местном уровнях является развитие сферы услуг. Особое значение приобретает отрасль ресторанного бизнеса, поскольку традиционно рынок ресторанных услуг относится к тем сферам экономики, субъекты которых способны обеспечивать высокие показатели рентабельности, а, значит, динамично развиваться, быть перспективным и высокодоходным видом предпринимательской деятельности. Динамичное развитие рынков ресторанных услуг сопровождается технологической революцией в индустрии сервиса, что предопределяет резкое обострение и изменение характера конкурентной борьбы в этой сфере экономики.
На современном этапе необходимым условием успешной работы современных предприятий отрасли ресторанного бизнеса выступает создание маркетингового комплекса, целью которого является формирование ориентированных на конечного потребителя, относительно недорогих и эффективных инструментов маркетинга, основанных на применении современных технологий.
Учитывая сказанное, представляются актуальными теоретическое исследование комплекса маркетинга услуг, выработка рекомендаций, способствующих его эффективной реализации на различных предприятиях как системы мер по повышению их конкурентоспособности, что обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
В сфере услуг, кроме традиционных решений (назначение цены на услугу, продумывание каналов сбыта и информирование потребителей о наличии такой услуги на рынке), разрабатываться процесс обслуживания потребителей; мотивируется персонал на качественную услугу; создается материальная среда, где будет происходить процесс обслуживания. Соответственно, при продвижении продукции необходимо проинформировать
потребителей о том, чем товар фирмы (процесс обслуживания; персонал, задействованный в обслуживании; среда обслуживания) отличается от аналогичных товаров конкурентов. В этом заключается специфика разработки коммуникационной стратегии в маркетинге услуг.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что возникает необходимость внедрения инструментария маркетинга 3.0. для оценки эффективности комплекса маркетинга для предприятий сферы услуг.
Степень научной разработанности проблемы. Определение комплекса маркетинга и его элементов отражено в работах зарубежных ученых, таких как: Н. Борден, Дж. Маккартни, Ф. Котлер, М. Битнер, Дж. Ратмел, П. Эйглие и Е. Лангеард К. Грёнрус и др.
Среди отечественных исследователей особенно следует отметить труды Голубкова Е.П., Чернозубенко П.Е., Ковалевой Е.В., Кулакова С.Н., Котляров И.Д., Пановой Л.А., Сорокина Л.И. и других авторов.
Научная новизна работы состоит в обосновании теоретико-методического подхода маркетинга отношений для оценки эффективности комплекса маркетинга предприятия сфере услуг, что конкретизируется в следующих положениях:
- разработаны критерии оценки эффективности комплекса маркетинга на основе концепции маркетинга 3.0;
- разработана методика оценки эффективности комплекса маркетинга предприятия общественного питания нишевого спроса.
Цель исследования - на основе анализа методики оценки комплекса маркетинга разработать рекомендации, повышающие эффективность комплекса маркетинга на предприятиях общественного питания нишевого спроса.
Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели:
1) изучение теоретических основ управления комплексом маркетинга в сфере услуг;
2) анализ рынка ресторанов премиального сегмента в г. Казани;
3) анализ комплекса маркетинга кафе «Прованс»;
4) разработка критериев оценки эффективности комплекса маркетинга на основе концепции маркетинга 3.0;
5) разработка методики оценки эффективности комплекса маркетинга предприятия общественного питания нишевого спроса;
6) оценка экономической эффективности реализации проекта мероприятий по комплексу маркетинга услуг кафе «Прованс».
Объектом исследования является предприятие общественного питания нишевого спроса.
Предмет исследования - система социально- экономических отношений формирующих комплекс маркетинга на предприятии общественного питания нишевого спроса.
Методологической основой диссертационного исследования являются такие основные методы исследования, как сбор информации, анализ и обобщение собранных данных, изучение документации, опрос, анкетирование потенциальных клиентов, изучение и анализ интернет - сайтов, экстраполирование.
Теоретической основой исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики, маркетинга, стратегического управления.
Практическая значимость исследования:
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были доложены на международных конференциях «Маркетинг и общество» (Казань, 2016).
Также результаты диссертации были использованы в деятельности кафе «Прованс», что подтверждено справкой о внедрении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день, изучив понятие комплекса маркетинга, можно охарактеризовать его как совокупность контролируемых факторов, направленных на возникновение предсказуемых и желаемых ответных реакций определенного сегмента рынка. Это те действия, которые должна выполнять компания, с целью продвижения своего товара на рынке. Комплекс маркетинга (marketing-mix) - это набор контролируемых переменных факторов, который используют компании, с целью вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка, который включает в себя товар, цену, распространение товара и его продвижение.
Специфика комплекса маркетинга услуг объясняется как основными характеристиками услуг: неосязаемость, неотделимость от источника услуги, непостоянство, недолговечность, так и включением в модель трех дополнительных факторов: люди, физический атрибут и процесс.
Единовременный характер производства, оказания и потребления услуги - это то, что отделяет сферу услуг от материального производства.
Существует много различных подходов к концептуализации маркетинга услуг по М. Битнер, Дж. Ратмелу, П. Эйглие и Е. Ланжеару, К. Грёнрусу, но наиболее полной и всеобъемлющей является треугольная модель Ф. Котлера. В данной модели комплекс маркетинга рассматривается с трех сторон, и в отношении каждой стороны прописываются отдельные элементы модели «4Р»: товар, цена, место и способы продвижения.
Кафе «Прованс» - это общедоступное предприятие общественного питания, представляющее потребителям широкий ассортимент блюд сложного приготовления, а также вино-водочные и кондитерские изделия. Высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. Посетители обслуживаются по меню со свободным выбором блюд и напитков. В меню представлены блюда татарской, европейской, итальянской и французской кухонь. Кафе, располагается в самом центре элитного района города, что служит постоянным притоком гостей и хорошей рекламой кафе. Для безопасности гостей и их имущества, обустроен удобный подъезд автотранспорта и парковка.
Кафе «Прованс» занимает прочное положение на рынке города Казани, используя возможности развития с помощью факторов макро- и микросреды. На основании проведенного анализа финансово-экономического состояния предприятия можно сделать вывод, что деятельность предприятия является стабильной и перспективной.
Для оценки эффективности комплекса маркетинга была разработана методика оценки эффективности элементов комплекса маркетинга, основанная как на экспертных оценках, так и на математических методах. Результатом применения указанной методики является определение отклонений фактической ситуации на предприятии от оптимальных значений показателей, то есть отклонения частных интегрированных показателей эффективности по каждому элементу комплекса маркетинга.
На основе полученных индикативных отклонений были оценены недостатки действующей политики предприятия, более того, выявлены направления по ее оптимизации. Алгоритм данной методики позволит выполнять аналитическую работу по анализу и оценке эффективности элементов комплекса маркетинга. Исходя из данной методики оценки эффективности комплекса маркетинга, были сделаны следующие выводы:
Так, эффективность выбора местоположения предприятия можно оценить как «высокая», то есть такие элементы как продвижение, выбор места, физическое окружении и сам процесс оказания услуги наиболее положительно влияют на клиента, при этом оценка эффективности ценовой политики низка. Более того, на основе знания ранга важности показателей эффективности, представляется возможным оптимизировать деятельность предприятия по данному направлению, что повысит эффективность политики.
Таким образом, предложенная методика позволяет определить эффективность элементов комплекса маркетинга предприятия, выявить направления их оптимизации и последствия реализации. Методика качественно дополняет существующую теорию маркетинг-микс и позволяет увеличить глубину исследования.
Для того чтобы дать рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга предприятия автором были разработаны критерии, диапазон оценки и сама методика оценки эффективности комплекса маркетинга на основе концепции маркетинга 3:0 предприятия общественного питания нишевого спроса. По данной методике условия формирования показателя эффективности элементов комплекса маркетинга исследованного ресторана диагностированы как нейтрально-позитивные для клиентов, что подтверждает эффективность комплекса маркетинга услуг, и раз такой фактор как цена, является нейтральной, то стоит говорить о том, что оценивать эффективность комплекса маркетинга следует именно с позиции маркетинга 3:0. Полученные в ходе анкетирования данные дают сведения о восприятии конкретных параметров отдельных элементов комплекса маркетинга, что позволяет совершенствовать планирование и подбирать релевантные инструменты для повышения эффективности каждого из элементов комплекса маркетинга ресторана.
На основании данных критериев и методики оценки эффективности комплекса маркетинга кафе «Прованс» были предложены следующие рекомендации:
1) Уменьшение себестоимости «Дорадо в гранатовом соусе». Прирост маржинальной прибыли=6495 руб. за год.
2) Повышение цен на салаты «Греческий», «Оливье с цыпленком» и «Тирамису» на 2,8, 4,3 и 5% соответственно. Прирост маржинальной прибыли =3384 руб.+5161 руб.+3850 руб.=12395 руб. за год.
3) При покупке десерта «Шоколадный фондан» чай в подарок. Прирост маржинальной прибыли =13136,44 руб.
4) Участие в программе «Друг компании» и скидка/бонусы 5%. Прирост прибыли = 147420 руб. и круг лояльных клиентов.
5) Создание сайта и дальнейшее его продвижение. Прирост прибыли =51200 руб. за год.
6) «Скидка 20% с 16 до 18 часов». Прирост прибыли = 4858,5 руб. и прирост товарооборота на 20%.
7) «Скидка 10% на бизнес ланч с 11 до 13 часов». Прирост прибыли = 87480 руб. 233280
8) Карта «любимый гость» с 5% скидкой. Прирост прибыли = 41440 руб.
Итого: общий прирост прибыли за год с учетом предложенных рекомендаций составит 364424,94 руб. (с вычетом затрат)
Общие затраты - 864433,3 руб. Затраты на реализацию предложенных мероприятий по проекту составят 832,39 тыс.руб.
Чистая прибыль с учетом рекомендаций за 2016 год = 2981350 руб.+364424,94 руб.=3345774,94 руб. Валовой товарооборот за 2016 год = 14500,86 тыс.руб., издержки производства составляют 49% от товарооборота = 7105,42 тыс.руб.
Рентабельность продаж составит:
Япр = 3345,77 / 14500,86 * 100% = 23,07 % Рентабельность деятельности равна: Яд = 3345,77 / 7105,42 * 100% = 47,09%
Срок окупаемости мероприятий, направленных на продвижение услуг кафе «Прованс» равен:
СО = 832,39 /2366,78 = 0,35 года.
Таким образом, предложенные мероприятия, направленные на продвижение услуг кафе «Прованс», требующие экономических вложений позволят увеличить товарооборот. Рентабельность продаж в 2016 году составит 23,07%, рентабельность деятельности 47,09%, а срок окупаемости около 4 месяцев, что позволяет судить о целесообразности внедрения предложенных мероприятий. Прирост рентабельности продаж от реализации мероприятий составит 2,47%, прирост рентабельности деятельности = 5,19%.



1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.92.
2. ГОСТ 50762-2007 «Общественное питание. Классификация предприятий».
3. ГОСТ Р 50647-94. «Общественное питание. Термины и определения».
4. ГОСТ Р 50764-95 «Общественное питание. Классификация предприятий».
Учебники и учебные пособия
5. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д.Теория экономического анализа. Издательство: Финансы и статистика, 2009. - 536 с.
6. Бланк И.Л. Торговый менеджмент. Киев: Ника-Центр, 2008. - 144 с.
7. Богатин Ю. В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 391 с.
8. Бородина В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент. - М.: Книжный мир, 2012. - 164 с.
9. Волков В.П. Экономика предприятия. М.: Новое знание, 2010 - 698 с.
10. Волкова И.В., Миропольский Я. И., Мумрикова Г. М. Ресторанный бизнес в России. С чего начать и как преуспеть. - М.: Флинта, 2009. - 184 с.
11. Гребнев А.А. «Экономика торгового предприятия», - М.: ИНФРА-М 2009. - 238 с.
12. Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность ч. 1.
- М.: Высшая школа, 2008. - 338 с.
13. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания: учебное пособие. Минск: Вышэишая школа, 2009. - 286 с.
14. Ефимова О.П. Экономика общественного питания / Под ред. Н.И. Кабушкина: Учеб. Пособие. - 3-е изд., испр. И доп. - Мн.: Новое знание, 2003.
- 208 с.
15. Идрисов Ш.А., Волкова Л.А. Маркетинг: учебное пособие, 2-е издание. Махачкала, 2013.
16. Калашников Б.В. Кафе, бары, рестораны: организация, практика и техника обслуживания. - М.: Проспект, 2008. - 384 с.
17. Кац И.Я. Экономическая эффективность деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2007. - 192 с.
18. Кондратьев К.П. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. Учебное пособие. - Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 107 с.
19. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М. «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания», Москва, 2002. - 544 с.
20. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М., Ефимов С.Л., Голубева Т.Н. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. - М.: ТрансЛит, 2007. - 468 с.
21. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
22. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. Пособие. - М.: КноРус, 2008. - 400 с.
23. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса / М.В. Виноградова, З.И. Панина - Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 464 с.
24. Панова Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2007. - 304 с.
25. Петраков А.А. Анализ тенденций развития индустрии питания //Тезисы доклада IV Всероссийского конгресса рестораторов и руководителей предприятий питания - М., 2010. - с.113-127.
26. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. / К.А. Раицкий.
- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2003. - 1012 с.
27. Романова Т.И. Оценка эффективности использования трудового потенциала и системы управления персоналом предприятия: учебное пособие. Изд-во Томск, 2008. - 184 с.
28. Саак А. Э., Якименко, М. В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны), Спб,2012. - 432 с.
29. Сала Ю. Маркетинг в общественном питании. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 237 с.
30. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений / Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 - 271 с.
31. Сорокина Л. И., Тычинина Н. Ф. Нормативные документы по ресторанному бизнесу: Справочник. М., 2004. - 248 с.
32. Технология ресторанного обслуживания / М. И. Белошапка. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 224 с.
33. Тупицын А.Л. Экономический анализ доходов и расходов торгового предприятии // Новосибирск, 2007. - 100 с.
34. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. - М.: Академия, 2011. - 432 с.
35. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. 2-е издание; испр. и доп.-М.: Экспо, 2005. - 544 с.
36. Чернов Г.Е. Управление системой общественного питания. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005. - 421 с.
37. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.
38. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я.
Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. - 670 с.
39. Экономика предприятий торговли и общественного питания уч. пособие под. ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.
Статьи и материалы периодической печати
40. Котляров И.Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа // Электронный научный журнал №4, 2012.
41. Полиенко М. А. Комплекс маркетинга // Свободная энциклопедия маркетинга Marketopedia.ru. 2010.
42. Чернозубенко Павел Евгеньевич. Записки маркетолога: Что такое маркетинг услуг? 2005-2015.
43. Новаторов Э.В. Журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент», №2 за 2008 год. Сравнительный анализ теорий маркетинга услуг.
44. Ковалева Е. Специфика комплекса маркетинга компании, работающей в сфере услуг. 2014г.
45. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2002,№2. - с. 17-24.
46. Телицына И. Бум пивных заведений в Москве продолжается. //Компания,2001, № 46. - с.13-18.
47. Иванов А.А., Мясникова В.В., «Общественное питание в России.
Современное состояние. Гигиенические проблемы». Информационный сборник статистических и аналитических материалов /под ред. д.м.н., профессора Беляева Е.Н. - М. - ФЦГСЭН. 2004. - 24с.
48. Грушенко В.И., Фомченкова Л.В. Поиск причин и преодоление кризисного состояния предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. 2008, №1. - 15¬21 с.
49. Котлер Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе.- ЭКСМО.- 2011.- 240 с.
Электронные ресурсы
50. Как привлекать клиентов. 5Р маркетинга [Электронный ресурс]. - Доступ http://getclientsnow.ru/marketing-5p/
51. Как привлекать клиентов. 9Р маркетинга [Электронный ресурс]. - Доступ http: //getclientsnow.ru/9p-marketinga/
52. Концепция маркетинг — микс (4P, 5P, 7P) [Электронный ресурс]. - Доступ http://powerbranding.ru/osnovy-marketinga/4p-5p-7p-model/
53. Учебные материалы для студентов: понятие и элементы комплекса
маркетинга. [Электронный ресурс]. - Доступ
http://studme.org/1387122415054/marketing/kompleks marketinga
54. Центр управления финансами. Комплекс маркетинга услуг. 2009-2015. [Электронный ресурс]. - Доступhttp://center-yf.ru/data/Marketologu/Kompleks-marketinga-uslug.php
55. Анализ ресторана. АВС-анализ. [Электронный ресурс]. - Доступhttp://trade- drive.ru/services/analysis restaurant business/abc analysis/
56. Как посчитать реальную эффективность контекстной рекламы. 2008-2015. [Электронный ресурс]. - Доступhttp://liraltd.com/kak-poschitat-realnuyu-effektivnost-kontekstnoy-reklamyi
57. Шоп-экспресс. Готовое решение для создания собственного интернет-
магазина. [Электронный ресурс]. - Доступ
http://shopexpress.difocus.ru/blog/articles/%D0%A3%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%20%D0%B4%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5
58. Сайт РБК. Анализ рынка услуг ресторанов и кафе в России в 2010-2014 гг, прогноз на 2015-2019 гг. -http: //marketing.rbc.ru/research/562949984246462.shtml
59. Сайт Анкетолог.ру -https://blog.anketolog.ru/2014/08/shkala-laikerta/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ