Введение 3
Глава 1. Теоретико - правовые основы обеспечения конституционного права граждан в сфере здравоохранения 7
§1. Российское законодательство в сфере здравоохранения 7
§2. Разделение полномочий и осуществление охраны здоровья граждан в Российской Федерации 14
§3. Состояние законности в сфере здравоохранения и классификация
нарушений законодательства о правах граждан в сфере здравоохранения 17
Глава 2. Надзорная деятельность органов прокуратуры в сфере здравоохранения 24
§ 1. Понятие и специфика предмета, объекта и пределов прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан в сфере здравоохранения 24
§2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения 27
§3. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: цели, задачи и особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства при его реализации (на примере Республики Татарстан) 41
Глава 3. Организация прокурорского надзора в сфере здравоохранения и меры по его совершенствованию 49
§ 1. Планирование и организация надзорной работы прокурора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения 49
§2. Состояние и меры по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения 71
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82
Несмотря на все позитивные стороны нашего здравоохранения, существует множество проблем в данной сфере требующих постоянного внимания органов прокуратуры. Органы прокуратуры Российской Федерации, осуществляя надзор за соблюдением прав на оказание качественной медицинской помощи, обязаны пресекать случаи использования ненадлежащего медицинского оборудования и техники, их простоя, нарушения при проведении диспансеризации, иммунизации населения, ведении медицинской документации, а также незаконное расходование бюджетных средств.
Актуальность темы исследования. Сведения о нарушениях законодательства в сфере оказания медицинской помощи содержатся в заявлениях и обращениях граждан в прокуратуру, материалах поведенных прокурорами проверок по ним; материалах проверок, проведенных контролирующими органами в государственных, муниципальных и частных медицинских учреждениях и других лечебно-профилактических учреждениях; материалах уголовных, гражданских и административных дел по вопросам сферы здравоохранения; сообщениях в средствах массовой информации.
Всю поступающую в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях в сфере здравоохранения надлежит регулярно (ежемесячно, ежеквартально) анализировать и обобщать. Изучение материалов прокурорского надзора показало, что в целом работа по надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, включая проверки о соблюдении прав граждан на медицинскую помощь, проводится прокурорами на плановой основе. Обобщение материалов прокурорских проверок показало, что, несмотря на меры, принимаемые органами прокуратуры и другими уполномоченными государственными органами, общее положение с исполнением законодательства в сфере здравоохранения нельзя признать удовлетворительным.
Во многих регионах органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями государственных и муниципальных учреждений здравоохранения нередко допускались нарушения федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, относящихся к сфере здравоохранения.
Органами прокуратуры выявляются факты нарушений лечебно- профилактическими учреждениями здравоохранения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. Нередко пациенты вынуждены оплачивать применяемые в рамках обязательного медицинского страхования лекарственные средства при прохождении лечения в государственных учреждениях здравоохранения. Зачастую объем бесплатной медицинской помощи не соответствует базовой программе обязательного медицинского страхования.
Имеются факты причинения пациентам смерти и вреда их здоровью в результате ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами учреждений здравоохранения.
В нарушение требований действующего законодательства в учреждениях здравоохранения применяется полностью изношенное медицинское оборудование. В ряде лечебных учреждений вообще отсутствует необходимое медицинское оборудование. Не в полной мере обеспечиваются права граждан на оказание скорой медицинской помощи.
В субъектах РФ повсеместно выявляются многочисленные нарушения прав граждан на льготное обеспечение лекарственными средствами и нарушения законодательства, регулирующего вопросы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. О серьезных и многочисленных нарушениях прав граждан в сфере здравоохранения и медицинской помощи неоднократно отмечалось в ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и годовых отчетах Росздравнадзора.
Вышеприведенные данные, относящиеся к оценке состояние законности в сфере здравоохранения и практики надзорной деятельности органов прокуратуры за исполнением законов в исследуемой области показывают сущность актуальности исследуемой проблемы и явились критериями для выбора темы настоящей работы.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование института прокурорского надзора за исполнением законов Российской Федерации в сфере здравоохранения
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать системную характеристику законодательства в сфере здравоохранения;
- сформулировать разделение полномочий и осуществление охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
- проанализировать, обобщить и оценить состояния законности, а также выделить типичные нарушения в сфере здравоохранения;
- исследовать теоретические основы и определить специфику предмета, пределов, задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения;
- изучить и обобщить практику прокурорского надзора, выявить наиболее распространенные недостатки и упущения, влияющие на эффективность прокурорских проверок;
Планирование и организация надзорной работы прокурора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения
Состояние и меры по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, объективно возникающих в ходе практической реализации полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства о правах граждан в сфере здравоохранения и связанных с ними проблемных ситуаций, требующих научного разрешения.
Предметом исследования является нормы права, регулирующие деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в сфере здравоохранения.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания с применением сравнительно-правового, системного, логического, формально-юридического и статистического анализов.
Правовую базу научного исследования составили: Конституция
Российской Федерации, Федеральные законы: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», иные; законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства здравоохранения, принятые по вопросам здравоохранения, приказы Генерального прокурора Российской Федерации.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические предложения и практические выводы проведенного исследования изложены в 2 научных статьях.
1. Анализ состояния законности и классификация нарушений законодательства Российской Федерации о правах граждан в сфере здравоохранения // «Прорывные научные исследования как двигатель науки: Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Стерлитамак, 29 ноября 2017). /в 3 ч. Ч.3. - Стерлиматак: АМИ, 2017.- С. 172-176.
2. Надзорная деятельность органов прокуратуры в сфере здравоохранения// Государство и правовая система Российской Федерации в условиях информационного общества: сборник статей Международной научно - практической конференции (23 октября 2017 г, г. Казань). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 4-7.
Итоги проведенного исследования дают основание сделать следующие выводы.
Построение правового демократического государства, к которому в последнее время стремится Россия, обусловливает особое отношение к соблюдению прав граждан вообще и в сфере охраны здоровья в частности. Однако изложенные выше материалы прокурорского надзора свидетельствуют о наличии серьезных проблем с исполнением законодательства в сфере здравоохранения, требующих более тщательного и системного подхода к их разрешению в целях повышения действенности и эффективности надзорных мероприятий и мер прокурорского реагирования по устранению и пресечению нарушений прав граждан на медицинскую помощь.
Российское законодательство о правах граждан на медицинскую помощь в практическом аспекте затрагивает интересы многих миллионов граждан России и иностранных граждан, а поэтому в современных условиях прокурорский надзор за исполнением данного законодательства является особо значимым и востребованным направлением, преследующим основную цель - правовую защиту и гарантии реального обеспечения прав человека и гражданина на охрану их здоровья на всей территории Российской Федерации.
Результаты проведенного исследования бесспорно свидетельствуют о том, что органами прокуратуры Российской Федерации проводится значительная работа по осуществлению надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения по защите прав граждан на медицинскую помощь, во многих случаях реализуются конкретные мероприятия в координации с другими правоохранительными органами и во взаимодействии с соответствующими контролирующими органами.
Однако, оценивая в целом качество и эффективность мер прокурорского надзора, следует отметить, что они далеко не полно отвечают современным предъявляемым требованиям. Организация этой работы в органах прокуратуры страдает существенными недостатками и упущениями, а поэтому требует в дальнейшем оптимизации кардинального усовершенствования с применением наиболее эффективных и рациональных методов надзорного процесса.
Повышение эффективности мер прокурорского надзора в современных условиях негативной экономической динамики требует от прокуроров всех уровней повседневного внимания к более рациональному усовершенствованию организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах граждан на медицинскую помощь и за законностью в деятельности органов специализированного контроля и надзора в сфере здравоохранения, использования в этой работе комбинированных и комплексных методов тактики и приемов, основанных на новейших научных разработках, а также положительном практическом опыте прокуроров субъектов РФ.
Особая специфика медицинского законодательства, безусловно, отражает некоторые особенности осуществления надзорных проверок и иных форм прокурорского вмешательства на поступающие сигналы о совершенных правонарушениях, а потому предопределяет регулярную подготовку для прокуроров разноплановых методических и организационно-распорядительных материалов с привлечением в этих целях научных и педагогических работников академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Дальнейшая оптимизация и рациональное совершенствование практики прокурорского надзора на исследуемом направлении невозможно без продолжения теоретических исследований и научных разработок основ прокурорского надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, которые взаимосвязаны с надзорным процессом в сфере здравоохранения, а поэтому научное и практическое осмысление и возможная реализация изложенных автором диссертации конкретных предложений, безусловно может положительно повлиять на соблюдение прав граждан на охрану их здоровья и предупреждение нарушений конституционного права граждан на медицинскую помощь.
В современных условиях развития Российской государственности законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан должно быть одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. В настоящее время современный уровень медицинского законодательства представлен системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль Российского законодательства, представляющую собой комплексное образование. Об этом свидетельствуют особенности предмета и метода регулирования в здравоохранении. Предметом актов данной отрасли является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно- эпидемиологического благополучия, а также иные связанные с этим вопросы. Однако в настоящее время законодательство о здравоохранении требует дальнейшего реформирования, что, безусловно, предполагает: рассмотрения в установленном порядке целого ряда конкретных авторских предложений по восполнению законодательных пробелов и недочетов в плане реального обеспечения правовых гарантий прав человека и гражданина на государственные гарантии получения соответствующих видов медицинских услуг;
дальнейшей разработки теоретических аспектов медицинского законодательства по более радикальной защите прав россиян на охрану их здоровья в контексте с действующим и развивающимся международным законодательством и международной практикой.
Материалы исследования, а также официальные отчетные статистические данные об обращениях граждан, поступающих в органы прокуратуры, бесспорно говорят и о все возрастающем доверии населения к правозащитной деятельности Российской прокуратуры.
Поэтому представляется, что практическая реализация намеченного в стране основного курса на дальнейший подъем и более качественное наукоемкое развитие экономики, на существенное улучшение условий и качества жизни россиян, на совершенствование предупредительно-профилактической деятельности всех государственных органов власти, управления, контроля и надзора и все возрастающее влияние общественных формирований на происходящие в нашем обществе и государстве негативные процессы в целях их устранения и пресечения, позволяют, на взгляд диссертанта, в целом позитивно определить прогноз основных тенденций на ближайшую и среднесрочную перспективу, как по более гуманному и полномасштабному регулированию основных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ, так и по их реальному обеспечению во всех сферах и по всем направлениям системы здравоохранения и медицинского обслуживания населения Российского государства.
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ [ред. от 19.12.2016] // Российская Газета. - 2002 - 14 нояб.
2. Кодекс об административных правонарушения: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [ред. от 07.02.2017]//Российская газета. -2001- 31 дек.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ [ред. от 30.12.2015]// Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - ст. 16.
4. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 04 мая 2011 № 99-ФЗ [ред. от 31.12.2017]// Собрание законодательства РФ. -
2011. - №19. - ст. 2716.
5. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: федер. закон от 23 февраля 2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016)// Российская газета. - 2013. - 26 фев.
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер.
закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ [ред. от 29.12.2017] //Собрание
законодательства РФ. - 2011. - №48. - ст. 6724.
7. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ [ред. от 28.12.2016]// Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 49. - Ст. 6422.
8. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ [ред. от 27.11.2017] // Российская Газета- 2008.-30 дек.
9. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»: федер. закон от 10 января 2003 № 15-ФЗ [ред. от 30.12.2015] //Российская газета. - 2003. - 15 янв.
10. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской
Федерации: Федеральный закон от 18 июня 2001 № 77-ФЗ [ред. от
23.05.2016]// Собрание законодательства РФ. -2001. - № 26. - Ст. 2581.
11. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30 марта 1999 № 52 - ФЗ [ред. от 29.07.2017] // Российская газета.
- 1999. - 6 апр.
12. О государственной социальной помощи: федер. закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ [ред. от 28.12.2017]// Российская газета. - 1999- 23 июл.
13. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон от 08 января 1998 №3-ФЗ [ред. от 03.07.2016]// Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - ст. 219.
14. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон от 24 июля 1998 № 125-ФЗ [ред. от 29.07.2017] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - ст. 3803.
15. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ [ред. от 28.12.2016] // Российская газета.
- 1998. - 05 авг.
16. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: федер. закон от 17 сентября 1998 № 157-ФЗ [ред. от 31.12.2014] // Российская газета. - 1998. - 22 сен.
17. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции): федер.закон от 30 марта 1995 №38-ФЗ [ред. от 23.05.2016]// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 14. - ст. 1212.
18. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ [ред. от 30.10.2017] // Российская газета. - 1995. - 02 дек.
19. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Российская газета. - 1999. - 19 янв.
20. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон РФ от 02 июля 1992 № 3185-1 (ред. от 03.07.2016)// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 33. - Ст. 1913.
21. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 № 2202-1 [ред. от 29.07.2017] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. - №8. - ст. 366.
22. О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон РФ от 22 декабря 1992 № 4180-1 [ред. от 23.05.2016]// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - ст. 62.
23. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 [ред. от 30.10.2017] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - №
21. - ст. 699.
24. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: постановление Правительства РФ от 19 декабря 2016 № 1403// Собрание законодательстваРФ. - 2017, № 1 (Часть I). - Ст. 159.
25. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 294 [ред. от 12.08.2017] //Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17. - ст. 2057.
26. О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 № 291 [ред. от 08.12.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 1965.
27. О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг: постановление Правительства РФ от 12 декабря 2004 № 769 [ред. от 28.12.2007] //Российская газета. - 2004. - 22 дек.
28. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323//Российская газета. - 2004. - 08 июл.
29. О государственной поддержке развития медицинской промышленности
и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 //
Российская газета- 1994-10 авг.
30. Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи: приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н [ред. от 05.05.2016] // Российская газета. - 2013. - 5 сен.
31. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 №195 г.[ред. от 21.06.2016] // Законность. - 2008. - № 3.
32. Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности: приказ Росздравнадзора от 09 октября 2007 № 3063-Пр/07 [ред. от 07.07.2010] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1965.
Специальная литература
1. Агаева Л.Б. Анализ состояния законности и классификация нарушений законодательства Российской Федерации о правах граждан в сфере здравоохранения // «Прорывные научные исследования как двигатель науки: Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Стерлитамак, 29 ноября 2017). / в 3 ч. Ч.3. - Стерлиматак: АМИ, 2017. - С. 172-176.
2. Агаева Л.Б. Надзорная деятельность органов прокуратуры в сфере здравоохранения // Государство и правовая система Российской Федерации в условиях информационного общества: сборник статей Международной научно - практической конференции (23 октября 2017 г, г. Казань). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 4-7.
3. Байкин И.М. Протест как мера прокурорского реагирования / И.М. Байкин // Законность. - 2014. - № 6. - С. 14-21.
4. Бессарабов В. Г. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за соблюдением социальных прав человека и гражданина / В. Г. Бессарабов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. -
2012. — № 5 (31). — С. 110-121.
5. Брагин А. П., Пронякин А. Д. Прокурорский надзор в России: учебник / А. П. Брагин, А. Д. Пронякин. - М.: Юрайт, 2014. - 715 с.
6. Братановский, Сергей Николаевич. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс] : монография / С. Н. Братановский, А. В. Урываев. - Москва: Директ-Медиа, 2012. - 235 с.
7. Буксман А.Э. Образцы документов прокурорской практики. Практическое пособие. В 2 томах. Том 1 / Отв. - А.Э. Буксман, Отв. - О.С. Капинус. - М.: Юрайт, 2016. - 323 с.ов. - М.: Камерон, 2016. - 178 с.
8. Васюшкин В.А. Пределы прокурорского надзора / В.А. Васюшкин // Законность. - 2010. - № 11. - С. 32-36.
9. Викторов И.С. Надзор за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» / И.С. Викторов // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 2. - С. 24-28.
10. Винокуров А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». В 2 томах. Том 1 / А.Ю. Винокуров. - М.: Гостехиздат, 2016. - 338 с.
11. Винокуров А.Ю. О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона /А.Ю. Винокуров // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 8. - С. 54-57.
12. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. / Под общей редакцией профессора Ю.Е. Винокурова. - М.: Статут, 2014. - 327 с.
13. Гасанов Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях / Р.М. Гасанов. - М.: Камерон, 2016. - 178 с.
14. Горбачев А. Прокуратура - страж законности и правопорядка / А. Горбачев // Наша власть: дела и лица. - 2013. - № 11/12.- С. 54-56.
15. Горбачев А. Прокуратура - страж законности и правопорядка / А. Горбачев // Наша власть: дела и лица. - 2013. - № 11/12.- С. 85 - 89.
16. Государственная собственность в Российской Федерации. Правовое регулирование, правоприменительная и прокурорская практика / И.С. Викторов и др. - М.: Мир, 2016. - 574 с.
17. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе органов государственного контроля: /А. Ю. Гулягин // Юридический мир. - 2012. - № 12.- С. 74-78.
18. Казарина А. Х. Эволюция взглядов на предмет прокурорского надзора / А. Х. Казарина // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2013. — № 2 (34). — С. 46-51.
19. Каширина Ольга Николаевна. Прокуратура как субъект ранней профилактики преступности / О. Н. Каширина // Законность. - 2014. - № 9.- С. 32-38.
20. Копылова О. П. Прокурорский надзор: учебник / О. П. Копылова. - М.: Норма, 2013. - 514 с.
21. Коробейников Б. В., Басков В. И. Курс прокурорского надзора: учебник / Б. В. Коробейников, В. И. Басков. - М.: Статут, 2014. - 618 с.
22. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / [О. Н. Коршунова, Е. Л. Никитин, Н. В. Кулик, И. И. Головко, Е. А. Бурмистрова, Г. В. Дытченко, Д. М. Плугарь, К. А. Чуклинов]; под ред. О. Н. Коршуновой. — СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014 г. - 700 с.
23. Мыцыков Александр Яковлевич. Прокурорской системе быть / А. Я. Мыцыков // Законность. - 2014. - № 10.- С.19-21.
24. Нечевик Д. К. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации. Административно-правовые аспекты: моногр. / Д.К. Нечевик, М.М. Поляков. - Москва: Мир, 2015. - 140 с.
25. Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан: сб. метод. материалов / под общ. ред. А. Э. Буксмана ; Генеральная прокуратура Российкой Федерации, Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — Москва: АГП РФ, 2013. — 560 с.
26. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль.
История, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин. - М.:
Юридический центр Пресс, 2016. - 328 с.
27. Руководство для государственного обвинителя. Учебное пособие. - М.: Юридический центр, 2015. - 832 с.
28. Сухарева Л. А. Система органов прокуратуры в РФ и их полномочия / Л. А. Сухарева // Вестник прокуратуры. - 2014. - № 5. - С. 17-25.
29. Теоретические основы использования психологических знаний в прокурорской деятельности. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 208 с.
30. Филипенко Сергей Владимирович. Проблемы подготовки и реализации протеста прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов / С. В. Филипенко // Российский юридический журнал. - 2014. - № 3 (май-июнь).- С.128-133.
31. Щерба С. П. Прокуратура в странах СНГ. Правовой статус, функции, полномочия: моногр. / С.П. Щерба, Т.А. Решетникова, О.А. Зайцев. - М.: Экзамен, 2016. - 560 с.
32. Ястребов В. Б. Прокурорский надзор: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Б. Ястребов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - Москва: Зерцало, 2015. - 620 с.
Электронный ресурс
33. Электронный ресурс: - https://www.rosminzdrav.ru/ministry- сайт Министерства здравоохранения РФ.
34. Электронный ресурс: http://genproc.gov.ru/- сайт Генеральной прокуратуры РФ
35. Электронный ресурс: https://www.business-gazeta.ru-деловая
электронная газета Татарстана.
36. Электронный ресурс: https: //textbook.news/nadzor_747/kontseptsiya- prokurorskogo-nadzorasovremennom-131732.html - юридический портал.
37. Электронный ресурс: http://minzdrav.tatarstan.ru/-официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Материалы судебной практики
1. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 № 49- АПГ16-45// Документ опубликован не был. - Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 № 83- АПГ16-10 // Документ опубликован не был. - Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 114-О // Документ опубликован не был. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».