ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Сущность и функции межпредметных связей в обучении 6
1.2. Классификация межпредметных связей 9
1.3. Психолого-педагогический аспект использования межпредметных
связей в обучении 12
1.4. Особенности и перспективы применения межпредметной интеграции в
обучении 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В 9
КЛАССЕ 18
2.1. Анализ состояния реализации межпредметного обучения математике и
английскому языку 18
2.2. Формы, методы, приемы, средства обучения, способствующие
реализации междисциплинарного содержания на уроках английского языка
и математики 23
2.3. Межпредметные связи при изучении математики и английского языка в
9 классе 33
2.4. Цели, задачи и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Важной чертой современной системы образования является поиск наиболее эффективных методов и современных технологий обучения учащихся в школе. В информационном обществе выявляется необходимость формирования всестороннее развитой личности, которая обладает развитым, научным мировоззрением и творческим мышлением. Один из путей решения этой задачи может быть связан с реализацией междисциплинарных (меж¬предметных) связей в обучении учащихся в образовательных учреждениях.
Использование межпредметных связей в обучении предоставляет возможность развития современного диалектического интегративного мышле-ния школьников. Они способствуют формированию у учащихся целостной картины мира, ощущения разнообразности современной жизни, направлены на повышение мотивации к познавательной деятельности и на глубокое понимание предмета. Особенно это относится к использованию междисциплинарных связей на уроках английского языка и математики. Использование элементов математического знания на уроках английского языка будет способствовать повышению интереса как к изучению математики, так и к совершенствованию знаний английского языка.
Изучению возможностей использования междисциплинарных связей на уроках английского языка и математики посвящено данное исследование.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку и математике учащихся 9-го класса общеобразовательной школы.
Предметом исследования является реализация междисциплинарных связей на уроках английского языка и математики.
Целью исследования является изучение возможностей реализации межпредметных связей на уроках английского языка и математики, разработка системы уроков и апробирование их в учебном процессе 9-го класса средней школы.
На достижение цели направлены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «межпредметные связи», проанализировать психолого-педагогическую литературу по их использованию в обучении.
2. Рассмотреть возможности применения данной технологии (формы, методы, приемы, средства) на уроках английского языка и математики.
3. Разработать уроки, внеклассные мероприятия по математике и английскому языку с применением межпредметных связей.
4. Проверить эффективность применения математического знания при изучении английского языка в ходе педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ учебных планов, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, школьных учебников по английскому языку и математике, анализ задач из системы ОГЭ, обобщение опыта реализации межпредметных связей педагогов в школе;
2) эмпирические: исследование учебной деятельности в процессе посещения и проведения уроков, беседа с учителями, педагогический эксперимент, методы обработки результатов педагогического эксперимента, самооценки и экспертной оценки.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные уроки с использованием межпредметных связей английского языка и математики могут быть использованы студентами в период прохождения педагоги¬ческой практики, учителями в их практической деятельности.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась на уроках английского языка и математики в 9 «Б» классе МБОУ «Гимназия № 75» Московского района г. Казани. Основные результаты исследования изложены в публикациях, докладывались и обсуждались на двух кон¬ференциях: II Международной интернет-конференции молодых ученых (г. Казань, 4 декабря 2017 г.), доклад «Перспективы использования межпредметных связей английского языка и математики в обучении средней школы» и Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (г. Казань, 11 апреля 2018 г.), доклад «Проблемы реализации межпредметных связей на уроках математики и английского языка».
Структура данной работы обусловлена поставленными в исследовании задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, 3-х приложений.
На сегодняшний день межпредметность - это современный принцип обучения, влияющий на выбор структуры и отбор учебного материала целого ряда предметов. Междисциплинарное обучение математике и английскому языку усиливает системность знаний учащихся, при этом оно активизирует методы обучения и направлено на применение комплексных форм организации обучения.
Межпредметные связи английского языка и математики способствуют развитию личностных и языковых компетенций учащихся 9-ого класса, предоставляя им возможность получения дальнейшего технического образования на международном уровне.
В процессе дипломного проекта выяснилось, что целесообразно на уроках английского языка и математики использовать межпредметные тексты и задачи. Данные задания можно применять на отдельном этапе урока, на факультативе, во внеклассном мероприятии.
Анализ методической литературы известных педагогов позволил вы-брать наиболее эффективные методы, формы и приемы обучения английскому языку и математике на межпредметной основе: методы проблемного обучения (проблемная задача, эвристическая беседа, исследовательский метод), проектный метод, коллективные методы (работа в группах, в парах). Наиболее эффективными формами обучения выступают межпредметный урок, вне¬классное мероприятие, исследовательские проекты. Осуществление вышеперечисленных методов, форм обучения способствует усилению проблемно¬исследовательского и практико-ориентированного характера учебного про¬цесса.
Диагностика педагогического эксперимента проводилась комплексным методом, включающим следующие приемы: самооценка, экспертная оценка, анализ решения школьниками межпредметных заданий. Кроме того, осуществлялся сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся экспериментальной и контрольной групп в начале и конце эксперимента.
Итоговые результаты проведенного педагогического эксперимента по¬твердели эффективность разработанных нами уроков, внеклассных меропри¬ятий и межпредметных задач для интеграции английского языка и математи¬ки, выявили развитие у школьников универсальных межпредметных умений и системного мышления у школьников.
1. Marsh, D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension
- Actions, Trends and Foresight Potential (Report 2002) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/education/languages/index.html (date of access: 12.05.2018).
2. Адыгозалов, A. C. Реализация прикладной функции школьного курса ма¬тематики на основе МПС в условиях непрерывного образования [Текст]: Ав¬тореф. дисс.д-ра пед.наук. - Баку, 1992. - 45 с.
3. Архипова, Т. В. Межпредметные связи: в чем их актуальность [Текст] / Т. В. Архипова, 2009. - №4. - С. 57-69.
4. Астахова, С. Т., Лебедева О. А. Опыт проведения проектного интегриро¬
ванного урока математики и английского языка в общеобразовательных 8 классах основной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/1554-astakhova-s-t-lebedeva-o-a- opyt-provedeniya-proektnogo-integrirovannogo-uroka-matematiki-i (дата обра¬щения: 13.04.2018).
5. Гурьев, А. И. Методологические основы построения и реализа¬ции дидактической системы межпредметных связей в курсе математики и физики средней школы [Текст]: Дис. док. пед. наук. — Челябинск, 2002.
6. Еремкин, А. И., Андреева Н. Б. Межпредметные связи в системе профес-сиональной подготовки учителя [Текст] // Актуальные проблемы профессио¬нальной педагогики: Монографический сборник, 2012. - С. 41-42.
7. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981. - 159 с.
8. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. - М., 1995.
- 287 с.
9. Карнаух, И. Е. Реализация принципа межпредметных связей в профессио¬нальной подготовке студентов педагогических вузов [Текст]: Дис. кан. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 216 с.
10. Кульневич, С. В., Лакоценина Т. П. Анализ интегрированных уроков [Текст] // Анализ современного урока: Практическое пособие. — Ростов н/Д: «Учитель», 2003. - С. 63-69.
11. Лошкарева, Н. А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса [Текст]: уч. пособие для ФПК директоров школ. Вып. 1 / Н. А. Лошкарева. - М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 2009.
- 102 с.
12. Морозова, Н. В. Межпредметные связи: перенос знаний из предмета в предмет [Текст] / Н. В. Морозова // Народная асвета, 2015. - №2. - С. 74-76.
13. Online Math Tests. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http: //www.math-tests .com (дата обращения: 10.03.2018).
14. Пермякова, Н. В., Москаленко С. В. Интеграция английского языка и
предметов школьного курса — инновационный подход в школьном обучении [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 156-158. - Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7222/ (дата обращения: 09.05.2018).
15. Песталоцци, И. Г. Избранные произведения. т.2. - М., 1963.
16. Рахимов, А. 3. Психодидактика: Учеб. пособие [Текст] / А. 3. Рахимов. - Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. - 400 с.
17. Рымаренко, В. Е. Межпредметные дидактические связи и преемствен-ность в трудовом обучении [Текст] // Сборник: Совершенствование форм и методов трудового обучения. - М.: Просвещение, 1962. - 94 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.
— СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
19. Сиренко, С. Н. Расширение предметного поля учебной дисциплины на основе идей междисциплинарной интеграции (на примере дисциплины «ос-новы информационных технологий») [Текст] / С. Н. Сиренко // Инновацион¬ные образовательные технологии, 2013. - № 3. - С. 19-27.
20. Скаткин, М. Н., Батурина Г. И. Межпредметные связи, их роль и место в процессе обучения [Текст] / М. Н. Скаткин, Г. И. Батурина // Межпредметные связи в процессе обучения основам наук в средней школе. - М., 1973. - Ч. 1. - С. 18-23.
21. Смирнова, М. А. Теоретические основы межпредметных связей [Текст] / М. А. Смирнова. - М., 2006.
22. Тайлакова, Е. А. Актуальность межпредметных курсов в современной школе: «Английский + Математика» [Текст] //Современное образование: це¬левые ориентиры развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 15 ноября 2011г., - Новосибирск. - Новоси-бирск: НИПКиПРО, 2011. - 347 с.
23. Типовые тесты и экзамены по математике на английском языке [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.amaths.ru/tests-
books (дата обращения: 10.03.2018).
24. Ушинский, К. Д. Собрание соч. [Текст] / Т.9, 10. - М. - Л.: Изд-во АПН, 1950.
25. Усова, А. В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе [Текст] / A. В. Усова. - Челябинск, 1995. - 54 с.
26. Федеральный компонент государственного стандарта общего образова-ния. Часть II. Среднее (полное) общее образование. / Министерство образо-вания Российской Федерации [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим до¬ступа: http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/standart/p2/1288/ (дата обращения: 19.04.2018).
27. Харисова, Л. В. Межпредметные связи в процессе преподавания англий¬ского языка [Текст] / Л. В. Харисова // Иностранные языки в школе, 2014. - №5 - С. 52.
28. Хасанов, А. А. Маматкаримов К. З. Межпредметные связи как дидактиче¬ское условие повышения эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2016. - №20. - С. 738-741. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/33275/ (дата обращения: 19.04.2018).