Введение 5
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии устойчивого развития организации 9
1.1. Теоретические подходы к разработке стратегии устойчивого развития
предприятия 9
1.2. Стратегические альтернативы и виды стратегий 24
1.3. Инструменты, методы и технология формирования и обоснования
стратегии устойчивого развития организации 28
Глава 2. Практика разработки стратегии развития организаций кондитерской промышленности 34
2.1. Анализ факторов внешней среды организаций кондитерской промышленности 34
2.2. Диагностика состояния внутренней среды ООО «Кондитер» 38
2.3. Исследование процессов формирования и реализации стратегии развития
ООО «Кондитер» 51
Глава 3. Разработка стратегии устойчивого развития организации 64
3.1. Выбор и обоснование вариантов стратегического развития ООО «Кондитер» 64
3.2. Оценка стратегического потенциала развития организаций кондитерской
промышленности 72
3.3. Разработка рекомендаций по осуществлению изменений стратегии ООО «Кондитер» 79
Заключение 94
Список использованных источников 98
Современное состояние экономики характеризуется масштабными процессами социально-экономического развития. Они объединяют в себе противоречивые процессы формирования динамических и конкурентоспособных рыночных структур, экономических отношений и интересов, которые могут привести к глубокому системному кризису. Ее элементы влияют на все стороны общественной жизни, имеют социальные последствия и способствуют развитию конфликтов. Исходя из этого, особую актуальность приобретает изучение возможностей эффективного управления устойчивым развитием организаций в условиях кризиса, обостряются вопросы определения глубины кризиса, исследования причин ее развития и контроля распределения денежных средств санации. Поэтому возникает необходимость в исследованиях, которые нацелены на разработку системного подхода к управлению предприятием в условиях кризиса и поддержания необходимого организационно-экономического статуса.
Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе стратегия - это основополагающий инструмент управления предприятием, который определяет направления развития предприятия, повышения его конкурентоспособности на рынке.
В условиях высокой изменчивости и динамичности факторов внешней среды, высокой конкуренции на целевых рынках для предприятия становится актуальным способность быстро приспосабливаться к новой ситуации. Механизмы, базирующиеся на концепции устойчивого развития, являются одними из самых эффективных в среде управления предприятием.
В условиях нестабильной рыночной среды особое значение в функционировании и развитии предприятия приобретает стратегическое управление, позволяющее определить направления и темпы развития бизнеса, учесть глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти на предприятии, чтобы оно было конкурентоспособным, определить конкурентные преимущества, разработать и реализовать соответствующие мероприятия. Ключевым этапом стратегического менеджмента является целеполагание. Без четкого формулирования целей невозможно комплексно решить ни одной проблемы, связанной с управлением организацией, с планированием ее деятельности, оценкой эффективности, разработкой ее стратегии. Структуризация целей помогает разработать стратегию развития предприятия, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Теория формирования стратегии развития бизнеса базируется на научных трудах таких ученых, как Ансофф И., Алексунин В.А., Веснин В.Р., Волкер Т., Герасименко В.В., Голубков Е.П., Гуляев Г.Ю., Колесник Г.В., Котлер Ф., Ламбен Ж.Ж., Портер М., Рубин Ю.Б., Томпсон. А.А., А.Дж. Стрикленд, Д. Кэмпбел, В. С. Ефремов, Э.М. Коротков, М.И. Круглов, А.И. Хорев, Ф. Абрамс, К.Арджирис, Г.Я.Гольдшейн, П.Друкер, Б.Карлофф, Т.Конно, Дж.Куинн, Д.Майнер, В.М.Мейер, Г.Минцберг, Т.Питерс, К.Прахалад, Х.К.Рамперсад, Г.Саймон, П.Сенге, Г.Хамел, К.Хофер, Й.Шумпетер, Э.Чандлер, К.Эндрюс и др.
Целью исследования является Разработка стратегии устойчивого развития организации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к разработке стратегии устойчивого развития предприятия;
- рассмотреть стратегические альтернативы и виды стратегий;
- ознакомится с инструментами, методами и технологиями формирования и обоснования стратегии устойчивого развития организации;
- проанализировать факторы внешней среды организаций кондитерской промышленности;
- диагностировать состояние внутренней среды ООО «Кондитер»;
- провести исследование процессов формирования и реализации стратегии развития ООО «Кондитер»;
- выбрать и обосновать варианты стратегического развития организации;
- разработать рекомендации по осуществлению изменений стратегии организации.
Объектом исследования является устойчивое развитие ООО «Кондитер».
Предметом исследования является стратегия устойчивого развития ООО «Кондитер».
Методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния предприятия и отрасли в целом, системный анализ и другие. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Системно-структурный метод использован для анализа состояния и выявления структурных изменений на предприятии и отрасли. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, выявить диспропорции и противоречия, прогнозировать их дальнейшее развитие и методы повышения конкурентной способности предприятия.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении подходов к рассмотрению стратегии развития в деятельности предприятия. Знание характеристик различных стратегий существенно расширяет набор средств и способов развития предприятия.
Практическая ценность работы проявляется в разработке предложений по осуществлению изменений стратегии организации. Разработанные предложения базируются на результатах анализа, изучения рекламной и коммерческой деятельности компании. Освоенные методы анализа и разработка стратегии развития могут использоваться в различных сферах, для продвижения любых видов продукции и услуг.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
- обобщены результаты исследований в области разработки стратегии организаций;
- сформулировано определение понятия устойчивого развития организации;
- разработаны практические рекомендации по осуществлению изменений стратегии развития организации, которые можно приметь в ее практической деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение в ООО «Кондитер».
Публикации. Результаты научных исследований нашли отражение в 3 публикациях, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит таблицы и графики. Список литературы включает 65 наименований.
Под стратегическим управлением следует понимать управление, предполагающее разработку и реализацию стратегии, для достижения долгосрочных целей, повышения конкурентоспособности и результативности организации с учетом тенденций изменения внешней среды.
На сегодняшний день не существует единого подхода к классификации стратегий развития предприятий. Процесс формирования стратегий может рассматриваться в различных аспектах, в связи, с чем существует разные понимания стратегий. Стратегия развития предприятия является средством достижения конкурентных преимуществ, которые в основном рассматриваются как свойство продукта, а не предприятия, при этом стратегия как направление развития предприятия нацелена, прежде всего, на достижение конкурентных преимуществ на рынке товаров и удовлетворение интересов потребителей продукции предприятия.
Процесс стратегического планирования на предприятии заключается в достижении стратегической цели через выбор и реализацию стратегии, на основе реализации обоснованных методов и моделей стратегического анализа, формирования программ стратегического плана, а также установления основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности. Стратегическое планирование осуществляется путем: внутрифирменного планирования; планирования деятельности на потребительском рынке.
Кондитерская отрасль в России в настоящее время располагает огромными возможностями развития в недалеком будущем и содержит в себе нераскрытый потенциал дальнейшего роста. Так, начиная с 2009 года, производство кондитерских изделий российскими предприятиями характеризовалось ежегодным приростом объема выпуска. Несмотря на кризис, предприятиями не была утрачена стабильная тенденция роста, и по итогам 2014 года, впервые за последние 10 лет был зафиксирован рекордный объем производства кондитерских изделий, установившийся на уровне 3,4 млн. тонн.
В настоящее время, на предприятиях кондитерской промышленности остается низкая производительность труда. Для ее повышения необходимо структурное реконструирование отрасли.
ООО “КОНДИТЕР” является современным предприятием по производству мучнистых кондитерских изделий. Большинство показателей оборачиваемости предприятия за анализируемый период снизилось. Снижение периода оборачиваемости говорит о положительной тенденции. Также положительной тенденцией является то, что при снижении периода оборачиваемости увеличилась и выручка. За период с дек. 2014 по дек. 2016 года выручка от реализации увеличилась на 213,9%. Подводя итог всему вышеизложенному, можно определить главные причины снижения прибыльности предприятия, которые заключаются в увеличении себестоимости продукции, рост дебиторской задолженности, общем уменьшении объема оборотных средств и отсутствием политики предприятия по привлечению таковых на фоне роста отдачи собственного капитала, что свидетельствует о перспективности развития деятельности предприятия.
В настоящий момент в регионе работают более 215 производителей кондитерской продукции. Основными игроками являются ОАО «Курловский хладокомбинат», ЗАО «Хлеб Мещеры», ОАО «Сладости для радости», ООО «Хлебозавод Добрятино», на долю которых приходится около 70% всей производимой продукции. По данным таблицы видно, что лидерами среди конкурентов являются ОАО "Курловский хладокомбинат", ООО «Кондитер». Насыщенность рынка кондитерскими изделиями экономичного и среднего сегмента можно считать высокой, премиум-сегмента низкой. Поэтому эластичность спроса по цене на премиум-сегмента скорее всего будет невысокой. Развитие рынка и рост потребления продукции более высокого качества сдерживается недостатком рекламы и мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта. Однако сдерживающими факторами развития данного сегмента в регионе является сетевая продовольственная розница, которая активно развивает ассортимент собственных производств, и рынок недвижимости, ограничивающий предложение подходящих для организации производства и реализации кондитерской продукции помещений.
Дальнейшее стратегическое развитие ООО «Кондитер» должно быть направлено на освоение премиум-сегмента, совершенствование его рекламной компании и стимулирование оптового сбыта путем использования скидок. При этом предприятие сможет преодолеть основные сдерживающие факторы развития, такие как сетевая продовольственная розница, так как предприятие может и на собственных торговых точках реализовать продукцию в розницу, так и рынок недвижимости - для концентрации на премиум-сегменте и совершенствовании рекламной компании в дополнительных площадях нет необходимости.
Степень устойчивости финансового и экономического состояния предприятия во многом влияют на активность деятельности инвесторов, направляющих свои инвестиции. Для сохранения устойчивого положения и достижения лидерства, компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, выходить на новые рынки, расширять сферы деятельности, проводить регулярный мониторинг основных экономических показателей и вовремя выявлять недостатки в деятельности предприятия для дальнейшего их устранения. А по результатам оценки можно сказать, что кондитерская промышленность имеет высокую инвестиционную привлекательность. Это подтверждается высокой производительностью кондитерской продукции, а также высоким спросом, но данную промышленность необходимо развивать, путем внедрения современных технологий и новой продукции.
В качестве итога исследования, следует отметить, что состояние кондитерской отрасли - нестабильное, при этом имеется ряд проблем, таких как снижение объема продаж, падение уровня рентабельности и низкая производительность труда. Для решения данных проблем необходим поиск новых рыночных ниш, вывод новых конкурентоспособных продуктов на рынок, стимулирование инвестирования в текущую деятельность, внедрение и расширение производства кондитерских изделий с новыми свойствами, а также повышение эффективности использования факторов производства, все остальное рынок сделает сам.
Для концентрации на премиум-сегменте предприятию необходимо нарастить мощности выпуска именно для данной группы продукции. По оценка специалистов предприятия, переоборудование производство и дополнительное обучение персонала потребует дополнительных расходов в размере 900 тыс. руб. в год.
После реализации данного мероприятия, предприятию необходимо проводить эффективную рекламную компанию для целевого премиум -сегмента в течении всего года. В целях успешного продвижения на рынке компания ООО «Кондитер» может использовать следующую рекламную политику: масштабная рекламная кампания в СМИ. В нее входит: реклама на ТВ, реклама в прессе, а Интернет реклама; в течение года одним из основных методов воздействия на потребителя услуг будет PR в печатных изданиях; PR-компания на телеканале НТВ ТВ. Данные программы рассчитаны на аудиторию, наиболее заинтересованную в получении дополнительной информации о существующем ассортименте услуг компании ООО «Кондитер». Общая стоимость проведения такой рекламной компании составит 4182,450 тыс. руб.
При реализации данной системы скидок планируется увеличить объем продаж на 10%, что в соответствии с объемом выручки за 2017 составит 11235,6 тыс. руб. Общие затраты на реализацию предлагаемых мероприятий составят 5082,45 тыс. руб., то позволит предприятия получить дополнительную прибыль в размере 2001,25 тыс. руб., что свидетельствует об экономической эффективности и целесообразности их реализации.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 N 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 15.03.17).
2. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 216с.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. - СПб.: Питер, 2011. - 344с.
4. Бахарева А.А. Антикризисное управление в современных условиях // Стратегии бизнеса. - 2015. - № 2 (10). - С. 6-9.
5. Беликов Д.Л., Каменева Е.А., Карпова Е.Р., Слепнева Т.А., Хотинская Г.И., Шохин Е.И. Финансовый инструментарий повышения конкурентоспособности российского бизнеса. - М.: Научные технологии, 2014. - 200с.
6. Богомолова, И. П. Сравнительный анализ существующих методов оценки инновационной активности промышленных предприятий [Текст] / И. П. Богомолова, А. Ю. Жукова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 4. - С. 156-161.
7. Бондаренко Е.И. Стратегическое планирование и прогнозирование в системе управления современными предпринимательскими структурами // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 5 (275). - С. 691-700.
8. Булгакова А.Р., Вдовина С.Д., Танишев Э.М., Шайхутдинов М.Н. Методология управления запасами в целях повышения эффективности деятельности предприятия // Казанская наука. - 2017. - № 6. - С. 15-17.
9. Булгакова А.Р. Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации // Молодой ученый. - 2016. - № 27(131). - С. 366-369.
10. Веснин В.Р. Стратегическое управление. Учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 192с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 656с.
12. Герасименко В.В. Маркетинг: Учебник. - М.: Проспект, 2016. - 512с.
13. Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов. Практический курс. - М.: Юрайт, 2014. - 480с.
14. Голубков Е.П. О понятии «стратегия», ее роли и месте в маркетинговом планировании. // Маркетинг в России и за рубежом. -2014. - № 5. - С. 3-20.
15. Гомонко, Э.А. Анализ и тенденции развития кондитерской
промышленности в Белгородской области [Текст] / Э. А. Гомонко, О. В.
Косухина//Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-1(57-1). - С.
435-441.
16. Еремин И., Мельцас Е. Финансовая устойчивость и конкурентоспособность: точки соприкосновения. // Финансовая жизнь. - 2013. - № 4. - С. 41-42.
17. Жарова А.С. Методы формирования стратегии развития предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12. - С. 367-370.
18. Иванова, Т. Н. Социологические методы анализа и определение
потребительских предпочтений - одно из направлений товарного консалтинга [Текст] / Т. Н. Иванова II Товарный консалтинг и аудит качества: современные проблемы товароведении: материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - Екатеринбург, 2004. - С.130-132.
19. Иозайтис В.С. Планирование и бюджетирование маркетинга, рекламы и сбыта // Управление корпоративными финансами. - 2015. - № 1. - С. 44-57.
20. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М.: Проспект, 2014. - 623с.
21. Исаенко, Е. В. Направления реализации политики маркетинговых коммуникаций организаций [Текст] / Е. В. Исаенко, А. С. Тарасов II Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 3. - С. 29-36.
22. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента. Учебник. - М.: Проспект, 2015. - 504с.
23. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий). Учебник. - М.:
Проспект, 2016. - 356с.
24. Косухина, О. В. Методы управления затратами организации в системе контроллинга [Текст] / О. В. Косухина II Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 3(47). - С. 440-443.
25. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 2014. - 752с.
26. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Питер, 2010. 413с.
27. Ламбен Ж.Ж. Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2011. - 720с.
28. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - 438с.
29. Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 300с.
30. Мамчур Г.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 7-3 (51). - С. 9-13.
31. Маркетинг. Учебник. / Под ред. Т.Н. Парамоновой. - М.: КноРус, 2016. - 358с.
32. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2015. - 672с.
33. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школа стратегий. - СПб.: Питер, 2013. - 288с.
34. Моисеева А.В. Анализ факторов, влияющих на качество услуг предприятий общественного питания // Системное управление. - 2015. - № 4 (29). - С. 25.
35. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Леднев В.А. Экономика и финансы предприятия: Учебник. - М.: МФПУ «Синергия», 2013. - 352с.
36. Ойнер О.К. Управление результативностью маркетинга: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2015. - 352с.
37. Орлова А.И. Состояние и перспективы развития предприятий // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1 (54). - С. 896-899.
38. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 456с.
39. Прокушев, Е. Ф. Обзор современных отечественных методик оценки конкурентоспособности региона и необходимость их разработки с учетом трудовых ресурсов [Текст] /Е. Ф. Прокушев, Н. А. Гринева II Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2015.-№3,- С. 86¬95.
40. Проскурин А.В. Стратегический менеджмент как фактор конкурентоспособности малого предприятия // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 771-773.
41. Решетько Н.И., Башкатова Ю.И. Формирование конкурентной финансовой стратегии предприятия в период кризиса // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - № 1 (26). - С. 35-39.
42. Рубин Ю.Б. Разработка конкурентных стратегий // Современная конкуренция. - 2014. - № 6 (48). - С. 102-123.
43. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг. Учебник. - М.: Инфра-М, 2016. - 237с.
44. Серова Л.Г., Соколов Д.Ю. Повышение эффективности методов разработки стратегии развития предприятий // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1-3. - С. 567-571.
45. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в предпринимательской деятельности: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 266с.
46. Старцев П.В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. - 2014. - № 16 (262). - С. 4-15.
47. Стельмах Ю.В. Современный конкурентный анализ и методы его проведения // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - № 2. - С. 120-132.
48. Суханов И. Финансовая устойчивость как фактор повышения конкурентоспособности. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 112с.
49. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М: Вильямс, 2013. - 928с.
50. Третьяк О.А. Маркетинг. Новые ориентиры модели управления. Учебник. - М.: Проспект, 2016. - 416с.
51. Чащин В.В. Стратегическое взаимодействие и стимулирующая деятельность в маркетинге: теоретические и практические аспекты // Вопросы новой экономики. - 2015. - № 4 (36). - С. 34-38.
52. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 160с.
53. Шемятихина Л.Ю., Лагутина Е.Е.Маркетинг для бакалавров менеджмента и экономики: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2015. - 336с.
54. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2013. - 240с.
55. Шушкин М.А. Разработка стратегических целей развития // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 22(151). - С. 37-41.
56. Интерфакс. Производство шоколада не упало после снижения поставок какао-продуктов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.interfax.ru/ business/474982 (дата обращения: 15.03.17).
57. Как устроен кондитерский бизнес в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/konditerskiy-biznes-v-rossii(дата обращения: 15.03.17).
58. Коммерсант. Бюджет не участвует в пищевой цепи. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1927889(дата обращения:
15.03.17).
59. Кондитерская промышленность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: chromeextension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://www.bsmei.narod.ru /dp/McK/3_confectR.pdf (дата обращения: 15.03.17).
60. Объединенные кондитеры. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uniconf.ru/factories/krasny-octyabr(дата обращения: 15.03.17).
61. Пищевая промышленность в системе агропромышленного комплекса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studopedia.org/10-151089.html(дата обращения: 15.03.17).
62. Совершенствование управления на предприятиях кондитерской промышленности РФ. С.В. Воронин, В.П. Грузинов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie- upravleniya- na-predpriyatiyakh-konditerskoi-promyshlennosti-rf (дата обращения: 15.03.17).
63. Современное состояние и приоритетные направления развития кондитерской [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studopedia.ru(дата обращения: 15.03.17).
64. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru(дата обращения: 15.03.17).
65. Центр исследований кондитерского рынка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cikr.ru/news/?ELEMENT_ID=466(дата обращения: 15.03.17).