Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Работа №49566

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

маркетинг

Объем работы144
Год сдачи2018
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы управления маркетингом 9
1.1. Сущность и цели управления маркетингом в организации 9
1.2. Структура и функции управления маркетингом образовательных
учреждений 16
1.3. Система планирования маркетинга образовательного учреждения 27
2. Анализ системы управления маркетингом К(П)ФУ 37
2.1. Характеристика деятельности организации 37
2.2. Исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг 43
2.3. Анализ организации и планирования маркетинга в К(П)ФУ 56
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления маркетинговой
деятельностью К(П)ФУ 80
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации маркетинговой
деятельности 80
3.2. Совершенствование планирования маркетинга в К(П)ФУ 91
3.3. Экономическое обоснование предложенных рекомендаций 95
Заключение 108
Список использованной литературы 113
Приложения

В условиях глобализации образовательных систем, усиления конкуренции на рынке образовательных услуг и ужесточения требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, возникает необходимость смены основной парадигмы поведения субъектов образовательной деятельности и осуществление перехода к новой для них активной маркетинговой позиции.
Образовательные учреждения уже не могут оставаться пассивными производителями образовательных услуг, незначительно заинтересованными в их качестве и соответствии реальным потребностям рынка, использующими самые примитивные методы привлечения потребителей, они должны сами заниматься формированием рынка образовательных услуг и созданием новых потребностей, соответствующих будущим тенденциям инновационного развития национальной экономики.
Вопрос непрерывного повышения эффективности управления маркетинговой деятельностью приобретает особую значимость в настоящее время. Применение концепций маркетинга в высших учебных заведениях свидетельствует о том, что происходит переход от традиционного маркетинга к маркетингу, ориентированному на человеческий фактор, разрабатываются новые образовательные услуги, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов, интересов вуза, общества.
Маркетинг в образовании применим как к коммерческим, так и к бюджетным образовательным учреждениям, поскольку сферой маркетинга в образовании выступает не только платное обучение, но и образование в целом, а подготовка специалистов на основе бюджетного финансирования является таким же актом обмена, как и оказание платных образовательных услуг.
Цель маркетинговой деятельности в сфере образования - удовлетворение потребности человека в познании мира, получении современных и устойчивых знаний, имеющих практическую значимость и обеспечивающих социальную и профессиональную конкурентоспособность. Для удовлетворения этих потребностей система образования может предоставить образовательные программы (комплекс образовательных услуг) различной ступени, срочности, степени углубленности, формы и технологии обучения, уровня и значимости выходного документа.
Активная маркетинговая позиция образовательного учреждения предполагает использование современного аппарата маркетинга, стратегического продвижения, формирование устойчивых каналов маркетинговых коммуникаций, выявление и обоснование стержневой компетенции образовательного учреждения, создание его торговой марки, а также формирование устойчивого образовательного бренда.
Применение современных методов управления маркетингом образовательных услуг в значительной степени способствует российским образовательным учреждениям не только достижения качественно нового уровня развития, но и реализации собственных потенциальных возможностей, а также открывает возможности выхода мировой уровень, способствует эффективной интеграции в глобальное образовательное пространство и повышает способность успешно конкурировать с ведущими образовательными учреждениями, являющимися носителями признанных глобальных образовательных брендов.
Таким образом, сфера образования становится одной из сфер, где активно формируются новые подходы к организации и управлению маркетинговой деятельностью, нацеленные на повышение эффективности, динамичности, способности к адаптации и развитию. Деятельность образовательных учреждений далеко не сводится к достижению только коммерческого эффекта: актуальным остается признание обществом значимости конкретного вуза и качества подготовки его выпускников.
Актуальность выбранной темы обусловлена как ее недостаточной изученностью в целом, так и отдельных ее аспектов, отсутствием у многих образовательных учреждений четкого представления о роли маркетинга, его однобокое понимание исключительно как рекламы, а также необходимости в управлении маркетинговой деятельностью образовательного учреждения как одного из факторов, способствующих развитию конкурентоспособности вуза.
Целью настоящей работы является разработка теоретико-методических аспектов управления маркетингом в образовательном учреждении и разработка рекомендаций по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью образовательного учреждения.
Поставленная цель работы предопределила логику исследования и необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления маркетингом образовательных учреждений;
- изучить сущность и цели управления маркетингом в организации;
- исследовать систему организации и планирования маркетинга образовательного учреждения;
- провести анализ маркетинговой деятельности образовательного учреждения К(П)ФУ;
- исследовать конъюнктуру и тенденции развития рынка образовательных услуг;
- разработать рекомендации и обосновать мероприятия по
совершенствованию организации маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
В качестве объекта исследования выбран участник рынка образовательных услуг г. Казань - Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Предметом исследования настоящей работы выступает процесс управления маркетингом в высших образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования заключается в том, что ключевые показатели развития образовательного учреждения напрямую зависят от эффективного взаимодействия с отделом маркетинга вуза (отдел маркетинга рассматривается как адаптер инновационного развития образовательного учреждения).
Теоретико-методологической базой исследования являются положения теории маркетинга и маркетинговых коммуникаций, стратегического менеджмента и стратегического маркетинга, статистического анализа, риск- менеджмента; научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам формирования и эффективного управления маркетингом организации, ее позиционирования, а также законодательные документы и другие нормативно - правовые акты.
При проведении исследования работы были использованы общенаучные и специальные методы познания: методы наблюдения, группировки, выборки, обобщения, функциональные классификации, сравнительный, структурный анализ, экономико-математические методы.
Информационная база. Наряду с нормативно-правовыми актами РФ и научной литературой автором использовалась статистическая информация, данные сети Интернет, а также материалы и данные отчетности Казанского (Приволжского) федерального университета.
К основным результатам, полученным лично автором, и характеризующим научную новизну исследования, относятся следующие:
1. Определена роль, место и взаимосвязи университета в экономике инноваций, а также представлены и систематизированы ключевые партнеры (стейкхолдеры) образовательного учреждения в рамках концепции университетов третьего поколения.
2. Сформулированы условия перехода традиционных университетов на дистанционные формы предоставления образовательных услуг в рамках концепции «Университет 3.0».
3. Предложен расширенный комплекс маркетинга «11Р» для организаций высшего профессионального образования с учетом концепции развития университетов третьего поколения.
4. Разработана методика оценки эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего профессионального образования.
5. Исследована зависимость доли доходов от НИР и НИОКР в общих доходах университета от доли НИР, имеющих опыт работы и прошедших длительные стажировки в ведущих научно-образовательных центрах мира, сформирована модель для планирования и прогнозирования доходов от НИР и НИОКР.
6. Исследована зависимость и разработана модель, описывающая взаимосвязи между количеством поступивших иностранных студентов и подписчиками на официальных страницах КФУ в социальных сетях «Вконтакте» и «Facebook». Модель предназначена для планирования и прогнозирования количества иностранных студентов.
Практические результаты исследования прошли апробацию и внедрены в деятельность отдела рекламы и развития бренда Казанского (Приволжского) федерального университета.
Разработка универсальной методики оценки эффективности реализации маркетинговых программ организаций высшего профессионального образования нашли отражение в методических разработках по организации и планированию маркетинговой деятельности университета, о чем имеются соответствующие справки о внедрении.
Также в рамках практической значимости работы нами предложены рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельности К(И)ФУ для решения внутриорганизационных проблем, которые, на наш взгляд, должны быть направлены на оптимизацию структуры отдела рекламы и развития бренда с ориентацией на организацию финансового маркетинга в структуре отдела, целью которого будет выявление упущенных возможностей Федерального Университета при реализации различных программ, оценка эффективности маркетинговой деятельности, как всего ВУЗа, так и его отдельных подразделений и разовых проектов; организацию подсистемы бюджетирования маркетинговой деятельности для прогнозирования тенденций развития всего научного предприятия и оптимального использования ресурсов ВУЗа; организацию информационного подразделения отдела, целью которого будет оптимизация взаимодействия иных подразделений с отелом рекламы и развития бренда, ускорение бизнес-процессов и согласований внутри структуры. Для обеспечения гибкости системы планирования образовательного учреждения нами разработан ряд мероприятий от мониторинга до построения многоуровневой постоянно функционирующей системы отчетности.
Вместе с тем мы спрогнозировали будущие показатели деятельности отдела рекламы и развития бренда, определили драйверы экономического роста и разработали рекомендации по эффективному использованию бюджетов соответствующих структур, направленные на увеличение прибыли организации. Таким образом, экономическое обоснование проведенных расчетов подтверждает целесообразность предложенных рекомендаций.
Структура настоящей работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В целом работа представлена на 112 страницах машинописного текста и содержит 19 таблиц, 31 рисунок и 13 приложений. Список использованной литературы включает 67 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «управление маркетингом» непосредственно входит в набор инструментов менеджмента и вытекает из общего понятия управления предприятием. Управление маркетингом, являясь одним из важнейших элементов системы управления предприятия по регулированию своей позиции в условиях конкурентной рыночной среды, генеральной целью преследует наиболее полное удовлетворение запросов потребителей, достижение максимальной эффективности управления маркетингом, а через нее и эффективности функционирования и прибыльности всего предприятия, реализуемых посредством маркетинговых мероприятий, обеспечивающих укрепление целевых позиций субъекта на рынке товаров и услуг.
Для претворения маркетинговых решений в жизнь необходимо структурировать ресурсы организации наиболее рациональным способом. Следовательно, для того, чтобы адекватно реагировать на современную рыночную среду, разработано множество различных внутренних структур службы (отдела) маркетинга в сфере высшего профессионального образования: от простой функциональной организации и организации, ориентированной на конкретный рынок, до более сложной организации, построенной по матричному принципу. Основные виды организационных структур управления маркетингом: функциональная; дивизиональная, матричная. Каждая их этих структур имеет свои преимущества и недостатки.
К числу типовых функций службы (отдела) маркетинга относятся комплексное изучение рынка (образовательных услуг и продуктов, образовательных учреждений, рынка труда и пр.), формирование товарной (образовательных услуг и продуктов) политики вуза, определение ценовой политики вуза, создание каналов распределения образовательных услуг и продуктов, развитие коммуникативных связей вуза с рынком образовательных услуг, рынком труда, рынком образовательных учреждений и пр.,
Система планирования маркетинга представлена внутренней двойственностью, определяющейся на стратегическом и операционном уровне планирования. Роль операционного маркетинга - организация продвижения образовательных услуг и коммуникационной политики в целях информирования потребителей и формирования отличительных особенностей и свойств услуг при уменьшении затрат на поиск потребителей.
Роль стратегического маркетинга заключается в определении тех групп потребностей потенциальных потребителей, которые могут быть удовлетворены через создание той или иной услуги. Оба маркетинговых подхода - стратегический и операционный, дополняют друг друга и находят свое конкретное воплощение в рамках маркетинговой политики вуза.
Система планирования маркетинга представлена внутренней двойственностью, определяющейся на стратегическом и операционном уровне планирования.
Роль операционного маркетинга в образовании заключается в организации продвижения образовательной услуги и политике коммуникаций для информирования потенциальных потребителей и демонстрации отличительных качеств услуги при снижении затрат на поиск потребителей.
Роль стратегического маркетинга заключается в определении тех потребительских групп потенциальных потребителей (клиентов), которые могут быть удовлетворены посредством создания той или иной услуги.
Оба рассмотренных подхода - стратегический и операционный, являются дополнением друг друга и реализуются в разрезе маркетинговой политики вуза Казанский университет является одним из девяти опорных российских федеральных университетов и старейшим классическим многопрофильным вузом, готовящим специалистов по многим специальностям и направлениям, одновременно ведущим обширные программы научных исследований. Вот уже на протяжении двух с лишним веков неуклонно расширяя свое жизненное РТ является одним из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Основными игроками, ведущими борьбу за потенциального абитуриента являются несколько крупных местных государственных вузов - К(П)ФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ, а также негосударственных учреждений - Казанский инновационный институт им. Тимирясова, Академия управления «ТИСБИ». ВУЗы контролируют значительную часть рынка, при этом обладая 100%-ной долей рынка образовательных услуг по тем или иным специальностям, т.е. по величине доли рынка реальная рыночная структура образовательной сферы обладает чертами таких типовых рыночных структур, как чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Каждое из учреждений ведет самостоятельную рыночную политику, но при этом все они зависят друг от друга и вынуждены учитывать стратегию конкурентов. Расположение вузов по территории республики неравномерно - большинство из них находится в Казани, что обусловлено плотностью населения региона и концентрацией научного потенциала в исторически сложившихся административных центрах.
Исследование спроса населения на образовательные услуги РТ показало отрицательную динамику, о чем свидетельствует сокращение приема абитуриентов за последние несколько лет. Это связано, в первую очередь, с негативными демографическими тенденциями 90-х годов и снижением численности населения в возрасте 16-17 лет, а также оттоком части абитуриентов в другие города в связи с развитием системы поступления на основе данных единого государственного экзамена, что расширяет возможности миграции потенциальных студентов в другие регионы. Вариативность образовательных учреждений в условиях демографического спада в РФ, уменьшение потенциального спроса на образовательные услуги и участие России в Болонском процессе, вынуждает вузы конкурировать в борьбе за студентов не только между собой на внутреннем рынке, но и на федеральном и международном рынках, что предопределяют необходимость глубокого изучения и разработки новых направлений и подходов совершенствования управления конкурентоспособностью вузов.
Стратегическая цель маркетинговой деятельности университета заключается в создании (восстановлении) конкурентоспособного бренда КФУ мирового уровня, формировании особого образа, несущего в себе исторические традиции классического университета и элементы обновленного, высокотехнологичного и стремительно развивающегося вуза.
Тактический уровень планирования маркетинга осуществляется посредством создания маркетингового плана, включающего в себя подробный план реализации маркетинговых мероприятий в краткосрочной перспективе. Комплекс маркетинговых коммуникаций университета включает широкий круг мероприятий, однако их планирование и реализация сковываются ввиду значительного количества проблем как внутривузовской деятельности, так и при взаимодействии с внешними структурами.
Таким образом, основными пунктами научной новизны диссертационного исследования, послужившими результатами проделанной работы являются:
1. Определение роли, места и взаимосвязи университета в экономике инноваций, а также представление и систематизация ключевых партнеров (стейкхолдеров) образовательного учреждения в рамках концепции университетов третьего поколения.
2. Формулировка условий перехода традиционных университетов на дистанционные формы предоставления образовательных услуг в рамках концепции «Университет 3.0».
3. Предложение расширенного комплекса маркетинга «11Р» для организаций высшего профессионального образования с учетом концепции развития университетов третьего поколения.
4. Разработка методики оценки эффективности маркетинговой
деятельности организаций высшего профессионального образования.
5. Исследование зависимости доли доходов от НИР и НИОКР в общих доходах университета от доли НИР, имеющих опыт работы и прошедших длительные стажировки в ведущих научно-образовательных центрах мира, формирование модели для планирования и прогнозирования доходов от НИР и НИОКР.
6. Исследование зависимости и разработка модели, описывающей взаимосвязи между количеством поступивших иностранных студентов и подписчиками на официальных страницах КФУ в социальных сетях «Вконтакте» и «Facebook». Модель предназначена для планирования и прогнозирования количества иностранных студентов.
Также в рамках практической значимости работы нами предложены рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельности К(П)ФУ для решения внутриорганизационных проблем, которые, на наш взгляд, должны быть направлены на оптимизацию структуры отдела рекламы и развития бренда с ориентацией на организацию финансового маркетинга в структуре отдела, целью которого будет выявление упущенных возможностей Федерального Университета при реализации различных программ, оценка эффективности маркетинговой деятельности, как всего ВУЗа, так и его отдельных подразделений и разовых проектов; организацию подсистемы бюджетирования маркетинговой деятельности для прогнозирования тенденций развития всего научного предприятия и оптимального использования ресурсов ВУЗа; организацию информационного подразделения отдела, целью которого будет оптимизация взаимодействия иных подразделений с отелом рекламы и развития бренда, ускорение бизнес-процессов и согласований внутри структуры.
Для обеспечения гибкости системы планирования образовательного учреждения нами разработан ряд мероприятий от мониторинга до построения многоуровневой постоянно функционирующей системы отчетности.
В целях оценки эффективности реализации маркетинговых программ отделом рекламы и развития бренда нами апробирована методика, позволяющая в соответствии с целями подразделения осуществлять эффективную деятельность. По результатам проведенных расчетов, полученный интегральный показатель равен 0,64. В сопоставлении с максимально возможным значением, показатель свидетельствует о возможном резерве при реализации маркетинговых программ отделом рекламы и развития бренда КФУ. Вместе с тем мы спрогнозировали будущие показатели деятельности отдела рекламы и развития бренда, определили драйверы экономического роста и разработали рекомендации по эффективному использованию бюджетов соответствующих структур, направленные на увеличение прибыли организации. Таким образом, экономическое обоснование проведенных расчетов подтверждает целесообразность предложенных рекомендаций.



1. Об образовании: Закон РФ от 10.07. 1992 г. № 3266-1 (ред. от 10.11.2009г.).
2. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 10.11.2009 г.).
4. О порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий: Приказ Минобразования и науки РФ от 01.03.2005 г. № 63.
5. Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
6. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг.
7. Программа развития КФУ на 2015 - 2020 годы.
Книги, монографии, диссертации
8. Авсянников Н.М. Маркетинг в образовании: Учебное пособие. М.: РУДН,
2010. 158 с.
9. Алиева Р.Р., Рамазанова З.А., Шабанова М.М. Методические основы формирования маркетинговой концепции управления качеством образовательного процесса в вузе // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2(70). С. 100-111.
10. Алферов А.В., Бездудная А.Г. Методические аспекты маркетинговой деятельности в учреждениях среднего профессионального образования. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 152 с.
11. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2010. 239 с.
12. Армстронг М. Проактика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./ Пер. с англ. Под ред.С.К.Мордовина. СПб.: Питер, 2011. 832 с.
13. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2011. 804 с.
14. Багиев Г.Л. Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2012. 576 с.
15. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И.Беляев. 2-е изд., стер. М.:КНОРУС, 2011. 672 с.
16. Ванькина И.В., Егоршин А.П., Кучеренко В.И.. Маркетинг образования: учебное пособие. М.: Университетская книга. Логос, 2010. 336 с.
17. Галеева Р.Б. Маркетинговые исследования в образовании. М.: Дашков и К, 2010. 160 с.
18. Гладкова М. Качество высшего образования в рыночном обществе предмет дискурса // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Спецвыпуск. Т.10. С. 50-65.
19. Голик А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 131-135.
20. Голубков Е.Н. Маркетинг. Словарь. М.: Дело, 2014. 280 с.
21. Горшкова Л.А. Анализ конкурентоустойчивости субъекта хозяйствования // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3.
22. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. Новосибирск: САФБД, 2010. 317 с.
23. Закирова Д.Ф. Стратегическое управление потенциалом как фактор обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики // Вестник ТИСБИ. 2012. № 3.
24. Казанцев А.К. Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий /А.К.Казанцев, Д.К. Мешкис // Инновации. 2011. № 2.
25. Катькало В. Организационные факторы конкурентных преимуществ фирм // Секрет фирмы. 2012. № 11. С. 37.
26. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. 2012. № 9. С. 32-37.
27. Колмаков В.Н. О формировании информационно-образовательной среды учебного заведения среднего профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник научных статей / Науч. ред. д-р пед. наук, профессор Э.Г. Скибицкий. Новосибирск: СИФБД, 2012. С. 177-179.
28. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2010. 656 с.
29. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. (Теория и практика менеджмента). Изд. 10-е: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2010. - 752 с.
30. Лазарев В.А. Мохначев С.А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Монография. Екатеринбург: Пригородные вести, 2009. С. 71.
31. Ламбен Ж.Ж. Чумпитас Р. Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред.В.Б. Колчанова.СПб.: Питер, 2009. 720 с.
32. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 2010. 598 с.
33. Лукашенко М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2013. № 9. С. 47-56.
34. Маркетинг менеджмент. Научное издание / Под ред. Туган-Барановского М., Л.В. Балабановой. Донецк: ДонГУЭТ, 2009. 594 с.
35. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер. с англ. М.: ООО «ИД Вильям», 2010. 672 с.
36. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие/ Под ред. Н.К. Моисеевой. М.: Финансы и статистика, 2009. 304 с.
37. Моисеева Н., Пискунова Н., Костин Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (ВУЗА) // Маркетинг. 2009. № 7 С. 77-89.
38. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы
39. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2011. 656 с.
40. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. М.: Омега, 2012. 656 с.
41. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпакс, 2009. 350 с.
42. Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции. дисс. канд.экон.наук: Уфа, 2012. С. 89
43. Печеркин Е.В. Классификация факторов конкурентоустойчивости предприятия // Вестник ОГУ. 2009. № 8. С. 89-95.
44. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2009. 251 с.
45. Семенов И. Маркетинг и стратегия // Маркетинг. 2004. № 2. С. 124.
46. Сергеева М.Г. Методические аспекты исследования рынка образовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста// Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 6 (62). С. 93-95.
47. Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю. Интеграционные процессы в системе высшего профессионального образования // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник научных статей / Науч. ред. д-р пед. наук, профессор Э.Г. Скибицкий. Новосибирск: СИФБД, 2012. С. 13-23.
48. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия»,
2011. 400 с.
49. Фадейкина Н.В. Пенчук Е.С., Мальцева Г.И. Организационно¬экономический механизм и финансовое регулирование высшего профессионального образования. Новосибирск: СИФБД, 2010. 160 с.
50. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд./ СПб.: Питер, 2010. 347 с.
51. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2010. № 9. С. 37-38.
52. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие, 2009. 248 с.
53. Щербакова А.В. К вопросу о формировании информационной культуры
Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник
научных статей / Науч. ред. д-р пед. наук, профессор Э.Г. Скибицкий. Новосибирск: СИФБД, 2011. С. 183-188.
Источники на электронных носителях
54. On-line версия книги А.П. Панкрухина «Маркетинг образовательных услуг». URL. http://mou.marketologi.ru/intex.html.
55. Дмитриева Т.Л. Дистанционные образовательные технологии и их
использование образовательными учреждениями. URL.
http://www.conf.muh.ru/010305/articles.htm.
56. Электронный экономический вестник Татарстана. URL.
http://www.tatstat.ru/public/doclib1/forms/allitems.aspx.
57. Маркушина Е. Маркетинг для чайников со свистком. URL. http://www. management .com.ua/marketing/mark037.html.
58. Административный менеджмент: Учебник / А.В. Райченко; Институт экономики и финансов "Синергия". - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с. URL. //http://znanium.com/bookread.php?book=125192.
59. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования. URL. http://www.itop.ru.
60. Национальный рейтинг университетов Российской федерации. URL. http://unirating.ru/.
61. Официальный сайт Казанского (Приволжского) федерального университета. URL. http://kpfu.ru.
62. Образовательные организации высшего образования/ Федеральная служба
государственной статистики. - Официальный сайт. URL:
http: //www.gks .ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/71. htm.
63. Борисова С.Г. О развитии стратегического партнерства как маркетингового
64. Виссема Й. «Technostarters en de Derde Generatie Universiteit» («Technostarters and the Third Generation University»). 2005. URL: http: ZZwww.wissema. com/
65. Положение об Отделе рекламы и развития бренда Департамента PR и рекламы и КФУ. URL: http:ZZkpfu.ruZnewsZdokumenty
66. План мероприятий по реализации Программы повышения конкуренто способности («дорожная карта») Казанского федеральный университета среди ведущих мировых научно- образовательных центров на 2013-2020 годы (3 этап - 2017 год). URL: http:ZZkpfu.ruZportalZdocsZF1079561712ZDorozhnaya.karta.
67. Отчет о маркетинговой политике К(П)ФУ от 10.12.2016. URL: http:ZZkpfu.ruZnewsZdokumenty


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ