Разработка модели финансирования транспортной инфраструктуры региона
|
Введение 3
1. Теоретические основы инфраструктурного развития региона 9
1.1. Понятийно-категориальный аппарат региональной транспортной
инфраструктуры 9
1.2. Современное состояние региональной транспортной инфраструктуры
республики Татарстан 23
1.3. Методологические аспекты формирования транспортной
инфраструктуры 32
2. Международный подход к финансированию транспортной
инфраструктуры 39
2.1. Масштабы и структура концессий в автодорожном хозяйстве 39
2.2. Страновой и региональный анализ концессионной деятельности 42
2.3. Инвестиции в платные дороги и дорожные объекты 46
3. Модель финансирования транспортной инфраструктуры на основе
концессионного соглашения 53
3.1. Описание модели финансирования транспортной инфраструктуры
Республики Татарстан 53
3.2. Сценарии развития транспортной инфраструктуры региона 71
3.3. Применение обобщенной модели финансирования транспортной
инфраструктуры 76
Заключение 81
Список используемых источников
1. Теоретические основы инфраструктурного развития региона 9
1.1. Понятийно-категориальный аппарат региональной транспортной
инфраструктуры 9
1.2. Современное состояние региональной транспортной инфраструктуры
республики Татарстан 23
1.3. Методологические аспекты формирования транспортной
инфраструктуры 32
2. Международный подход к финансированию транспортной
инфраструктуры 39
2.1. Масштабы и структура концессий в автодорожном хозяйстве 39
2.2. Страновой и региональный анализ концессионной деятельности 42
2.3. Инвестиции в платные дороги и дорожные объекты 46
3. Модель финансирования транспортной инфраструктуры на основе
концессионного соглашения 53
3.1. Описание модели финансирования транспортной инфраструктуры
Республики Татарстан 53
3.2. Сценарии развития транспортной инфраструктуры региона 71
3.3. Применение обобщенной модели финансирования транспортной
инфраструктуры 76
Заключение 81
Список используемых источников
Актуальность темы исследования. Социально-экономическое развитие России направлено на увеличение уровня жизни населения и повышение конкурентноспособности, для чего образуются инвестиционные платформы и организовываются проекты в инновационных сферах деятельности, но их применение и реализация неосуществимы без должной системы инфраструктурного обеспечения, и, бесспорно, большая роль в таких трудоемких и значительных процессах возлагается на один из элементов данной сети - транспортной инфраструктуры. Скорый ритм движения как мировой, так и национальной экономик, вхождение России во Всемирную торговую организацию и Таможенный союз, перемены геополитической ситуации увеличивают влияние транспортной инфраструктуры на эффективность региональных реформ. Направлением достижения показанных целей и выполнения определенных задач является транспортная инфраструктура, или транспортная система региона; это те каналы, по которым передаются кормящие страну и её экономику ресурсы.
При формировании курсов развития транспортной инфраструктуры необходимо учитывать современное состояние и возможности экономики, а также зарубежную практику развития транспортных систем. Мировой опыт представляет, что скорый рост экономики невыполним без роста объёмов товародвижения, что наблюдается и в экономике России, где транспортная инфраструктура находится в упадке, поскольку не в состоянии перебросить необходимое количество для экономики её составляющих, при этом сама транспортная система становится менее работоспособной.
Развитие транспортной системы в этот момент является важнейшим для социально-экономического становления Российской Федерации.
Основание нынешней транспортной инфраструктуры позволит существенно приумножить темпы и динамику роста товарооборота внутри страны, поднять грузопотоки между субъектами Федерации.
Одним из самых привлекательных регионов Российской Федерации для изучения вопросов и разработки направлений вероятного развития транспортной инфраструктуры является Республика Татарстан, располагающая важнейшими ресурсами, а также существенным техническими и интеллектуальными возможностями.
Тем не менее, для вырабатывания в Республике Татарстан транспортной инфраструктуры, соответствующей прогрессивному обществу, позволяющей стремительно развиваться рынку транспортных услуг, основывающей в отрасли перевозки грузов конкуренцию, привносящей существенные изменения во взаимоотношения всевозможных лиц, принимающих участие в транспортном процессе, необходимо применять научные методы и инструменты надлежащих методов изучения, обуславливающих использование единого механизма средств, форм и принципов, соответствующим действующему экономическому инструмемнтарию.
Следую из вышеперечисленного, имеющиеся неразрешенные вопросы в региональной транспортной инфраструктур, её ключевое значение для развития и экономического роста, подтверждает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические вопросы управления транспортными системами были рассмотрены в работах как международных, так и российских ученых: Д.Дж. Бауэрсокса, А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Г.Д. Антонова, А. Л. Носова, Е.В. Будриной, В.Д. Герами, Ч. Сковронека, С. Джонсона, А.П. Долгова, В.В. Дыбской, С.Ю. Елисеева, Е.И. Зайцева, А.С.Альпина, В.В. Щербакова Д.А. Иванова, А.А. Кизима, Е.А. Королевой, М. Кристофера, Т.Р. Терешкиной, Э.И. Крылова, К. Лайсонса, М. Липичника, А.Г. Некрасова, Ю. М. Неруша, В.М. Николашина, А. В. Парфёнова, Н. Г. Плетнёвой, И. О. Проценко, Т. А. Родкиной, З. Сариуш-Вольского, А.И.
Семененко, В.И. Сергеева, И.И. Сидорова, А.А. Смехова, В.Л. Дональда, А. Н. Стерлиговой, И. В. Терениной, В. Ф. Джеймса, С.А. Уварова, Д. Уотерса, Д. Шапиро, А.А. Чеботаева, и других.
Позиции организации транспортных систем изучались в работах современных авторов Л.К. Горского, Т.А. Прокофьевой, B.O Лукинского, Л.Б. Миротина. Вместе с тем, рассмотрение научных работ по теме магистерского исследования представляет, что некоторые факторы развития региональных транспортных систем являются довольно мало изученными и нечасто освещаемыми в научных печатаниях.
Значительно оценивая вклад многоуважаемых учёных в вопросы теории и практики развития региональной транспортной инфраструктуры, следует заметить, что динамика хода процессов, протекающих в экономике, и новейшие материалы фактологических исследований, несомненно, требуют, в первую очередь, усиления проводимых исследовательских процедур, направленных на понимание трансформаций и пребывания в потенциальных и текущих видоизменениях точек роста экономики региона и надлежащего повышения уровня жизни населения.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка и обоснование практических рекомендаций и методических положений по разработке модели финансирования транспортной инфраструктуры региона.
Определенная цель исследования осуществляется решением ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- провести рассмотрение состояния дорожной сети республики Татарстан и ее воздействия на имеющееся социально-экономическое развитие региона;
- разработать план развития строительства, реконструкции и ремонта дорог регионального значения всеобщего пользования;
- предложить методический подход к оценке финансовых потенциалов региона и обосновать нужный объем субсидий из федерального бюджета на формирование дорожной сети.
Объектом исследования выступает дорожно-транспортная инфраструктура Республики Татарстан.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем, форм и методов развития региональной транспортной инфраструктуры.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы и разработки отечественных и зарубежных ученых; материалы конференций; статьи в научных сборниках и периодических печатаниях; концепции, аргументированные в современной экономической литературе; методические и справочные материалы; законодательные, нормативно-методические, разработки государственных и региональных органов правления.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании теоретико-методологических аспектов основ формирования региональной транспортной инфраструктуры. В результате рассмотрения сформулированы основные положения, обуславливающие научную новизну и являющиеся предметом защиты по специальности «38.04.01 - Экономика», важными частями предмета защиты и научного вклада автора являются следующие результаты проведенного исследования:
1. Усовершенствован имеющийся подход к анализу состояния дорожной сети субъекта федерации и ее воздействия на социально-экономическое развитие региона.
2. Уточнен порядок привлечения дополнительных средств на выполнение программы из федерального бюджета и внебюджетных источников на основе концессионного соглашения.
3. Предложена модель финансирования транспортной инфраструктуры региона. По предложенной модели были проведены расчеты, подтверждающие ее состоятельность
Теоретическая и практическая значимость результатов магистерского исследования. Теоретическая значимость исследования состоит
в разработке механизма финансирования автотранспортной инфраструктуры региона на базе концессионного соглашения, учитывая цели и ценности развития территории. Исследованный в диссертации методичный подход к оценке результативности развития автотранспортной инфраструктуры региона может быть применен для принятия управленческих решений в части развития региональной автотранспортной системы органами власти. Итоги исследования автотранспортной инфраструктуры станут полезны работникам организаций, реализовывающих автотранспортные и логистические операции, а также занятых вопросами формирования автотранспортной системы и проводящих консультации в данном секторе.
При формировании курсов развития транспортной инфраструктуры необходимо учитывать современное состояние и возможности экономики, а также зарубежную практику развития транспортных систем. Мировой опыт представляет, что скорый рост экономики невыполним без роста объёмов товародвижения, что наблюдается и в экономике России, где транспортная инфраструктура находится в упадке, поскольку не в состоянии перебросить необходимое количество для экономики её составляющих, при этом сама транспортная система становится менее работоспособной.
Развитие транспортной системы в этот момент является важнейшим для социально-экономического становления Российской Федерации.
Основание нынешней транспортной инфраструктуры позволит существенно приумножить темпы и динамику роста товарооборота внутри страны, поднять грузопотоки между субъектами Федерации.
Одним из самых привлекательных регионов Российской Федерации для изучения вопросов и разработки направлений вероятного развития транспортной инфраструктуры является Республика Татарстан, располагающая важнейшими ресурсами, а также существенным техническими и интеллектуальными возможностями.
Тем не менее, для вырабатывания в Республике Татарстан транспортной инфраструктуры, соответствующей прогрессивному обществу, позволяющей стремительно развиваться рынку транспортных услуг, основывающей в отрасли перевозки грузов конкуренцию, привносящей существенные изменения во взаимоотношения всевозможных лиц, принимающих участие в транспортном процессе, необходимо применять научные методы и инструменты надлежащих методов изучения, обуславливающих использование единого механизма средств, форм и принципов, соответствующим действующему экономическому инструмемнтарию.
Следую из вышеперечисленного, имеющиеся неразрешенные вопросы в региональной транспортной инфраструктур, её ключевое значение для развития и экономического роста, подтверждает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические вопросы управления транспортными системами были рассмотрены в работах как международных, так и российских ученых: Д.Дж. Бауэрсокса, А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Г.Д. Антонова, А. Л. Носова, Е.В. Будриной, В.Д. Герами, Ч. Сковронека, С. Джонсона, А.П. Долгова, В.В. Дыбской, С.Ю. Елисеева, Е.И. Зайцева, А.С.Альпина, В.В. Щербакова Д.А. Иванова, А.А. Кизима, Е.А. Королевой, М. Кристофера, Т.Р. Терешкиной, Э.И. Крылова, К. Лайсонса, М. Липичника, А.Г. Некрасова, Ю. М. Неруша, В.М. Николашина, А. В. Парфёнова, Н. Г. Плетнёвой, И. О. Проценко, Т. А. Родкиной, З. Сариуш-Вольского, А.И.
Семененко, В.И. Сергеева, И.И. Сидорова, А.А. Смехова, В.Л. Дональда, А. Н. Стерлиговой, И. В. Терениной, В. Ф. Джеймса, С.А. Уварова, Д. Уотерса, Д. Шапиро, А.А. Чеботаева, и других.
Позиции организации транспортных систем изучались в работах современных авторов Л.К. Горского, Т.А. Прокофьевой, B.O Лукинского, Л.Б. Миротина. Вместе с тем, рассмотрение научных работ по теме магистерского исследования представляет, что некоторые факторы развития региональных транспортных систем являются довольно мало изученными и нечасто освещаемыми в научных печатаниях.
Значительно оценивая вклад многоуважаемых учёных в вопросы теории и практики развития региональной транспортной инфраструктуры, следует заметить, что динамика хода процессов, протекающих в экономике, и новейшие материалы фактологических исследований, несомненно, требуют, в первую очередь, усиления проводимых исследовательских процедур, направленных на понимание трансформаций и пребывания в потенциальных и текущих видоизменениях точек роста экономики региона и надлежащего повышения уровня жизни населения.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка и обоснование практических рекомендаций и методических положений по разработке модели финансирования транспортной инфраструктуры региона.
Определенная цель исследования осуществляется решением ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- провести рассмотрение состояния дорожной сети республики Татарстан и ее воздействия на имеющееся социально-экономическое развитие региона;
- разработать план развития строительства, реконструкции и ремонта дорог регионального значения всеобщего пользования;
- предложить методический подход к оценке финансовых потенциалов региона и обосновать нужный объем субсидий из федерального бюджета на формирование дорожной сети.
Объектом исследования выступает дорожно-транспортная инфраструктура Республики Татарстан.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем, форм и методов развития региональной транспортной инфраструктуры.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы и разработки отечественных и зарубежных ученых; материалы конференций; статьи в научных сборниках и периодических печатаниях; концепции, аргументированные в современной экономической литературе; методические и справочные материалы; законодательные, нормативно-методические, разработки государственных и региональных органов правления.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании теоретико-методологических аспектов основ формирования региональной транспортной инфраструктуры. В результате рассмотрения сформулированы основные положения, обуславливающие научную новизну и являющиеся предметом защиты по специальности «38.04.01 - Экономика», важными частями предмета защиты и научного вклада автора являются следующие результаты проведенного исследования:
1. Усовершенствован имеющийся подход к анализу состояния дорожной сети субъекта федерации и ее воздействия на социально-экономическое развитие региона.
2. Уточнен порядок привлечения дополнительных средств на выполнение программы из федерального бюджета и внебюджетных источников на основе концессионного соглашения.
3. Предложена модель финансирования транспортной инфраструктуры региона. По предложенной модели были проведены расчеты, подтверждающие ее состоятельность
Теоретическая и практическая значимость результатов магистерского исследования. Теоретическая значимость исследования состоит
в разработке механизма финансирования автотранспортной инфраструктуры региона на базе концессионного соглашения, учитывая цели и ценности развития территории. Исследованный в диссертации методичный подход к оценке результативности развития автотранспортной инфраструктуры региона может быть применен для принятия управленческих решений в части развития региональной автотранспортной системы органами власти. Итоги исследования автотранспортной инфраструктуры станут полезны работникам организаций, реализовывающих автотранспортные и логистические операции, а также занятых вопросами формирования автотранспортной системы и проводящих консультации в данном секторе.
При формировании системы координирования экономических интересов мы можем выделить ключевые элементы формирования и развития основ рыночных реорганизаций, что буде выступать одним из большого количества направлений увеличения результативности действия всей транспортной системы целиком, что свидетельствует о значимости исследования данных процессов.
Ключевыми понятиями, которыми оперируют в научной литературе являются: транспортные средства, транспортная сеть, транспортный комплекс, транспортная система.
На сегодняшний день выработанный инструментарий саморегулирования рынка транспортных сервисов еще не сформирован полностью и особое внимание стоит обратить на теоретико-методологические вопросы построения единой системы регулирования институциональной транспортной неизменностью экономических систем.
Формирование рынка транспортных сервисов в регионе можно обусловить по количеству тех или иных производителей услуг на предоставленном рынке. Но не стоит забывать, что влияние на качество и цену транспортировок иных видов транспорта существенно. В связи с чем оценка развития рынка всего лишь по объему перевозок и грузообороту не может являться корректной и будет требовать рассмотрения, в частности, качественных показателей транспортной инфраструктуры.
Центральным условием воздействия транспорта на размещение производства является то, что транспорт сам является условием всякого производства. Саморазмещение транспорта в немалой мере определяется сформировавшимся размещением промышленности и сельского хозяйства, но это не исключает того, что размещение транспорта в свою очередь показывает весьма сильное влияние на размещение.
Стержнем управления институциональной транспортной устойчивостью должны стать механизмы саморегулирования рынка, развитая рыночная инфраструктура, опирающаяся на мощную систему информационно-аналитического снабжения управленческой деятельности участников транспортного рынка, разрешающей выявлять основные тенденции его формирования и осуществлять мониторинг текущих процессов и явлений.
Реализация эффективной работы транспортной сферы, в частности, такой ее специфической части, как транспортные сервисы, невозможно без комплексного внедрения прогрессивных приемов и методов управления хозяйственной деятельности во всех сферах хозяйствования с учетом.
Вариации успешного инфраструктурного развития страны и регионов помогут решить следующие основные задачи, стоящие в наше время перед экономикой, а именно:
- форсировать показатели подвижности населения к уровню ведущих развитых стран, что, несомненно, будет являться самым основным фактором роста качества интеллектуального капитала в нашей стране;
- достаточная обеспеченность качественной транспортной
инфраструктуры позволит снизить разделение между отдельными социальными группами и регионами;
- более сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры позволит повысить конкурентноспособность отечественных товаров и услуг.
В то же время для сохранения существующей транспортной инфраструктуры, и дальнейшего ее развития необходимо, оглядываясь на опыт зарубежных коллег, переходить на принцип «пользователь платит». Развивая систему финансирования транспортной инфраструктуры на принципах концессионных соглашений нам, несомненно, удастся повысить качество предоставления транспортных услуг. Снижая издержки на строительство и поддержание в рабочем состоянии автомобильных дорог мы сможем добиться экономии и в других, смежных областях. Увеличение пропускной способности автодорог, уменьшение времени доставки, повышение безопасности, рост жизненного цикла автомобилей, передвигающихся по автодорогам, участвующих в программе модернизации региональной транспортной инфраструктуры - все эти положительные эффекты следуют из предложенной модели финансирования транспортной инфраструктуры региона. На сегодняшний день вопрос все еще остается открытым и автором будет проводиться дальнейшая научная работа над данной темой исследования.
Ключевыми понятиями, которыми оперируют в научной литературе являются: транспортные средства, транспортная сеть, транспортный комплекс, транспортная система.
На сегодняшний день выработанный инструментарий саморегулирования рынка транспортных сервисов еще не сформирован полностью и особое внимание стоит обратить на теоретико-методологические вопросы построения единой системы регулирования институциональной транспортной неизменностью экономических систем.
Формирование рынка транспортных сервисов в регионе можно обусловить по количеству тех или иных производителей услуг на предоставленном рынке. Но не стоит забывать, что влияние на качество и цену транспортировок иных видов транспорта существенно. В связи с чем оценка развития рынка всего лишь по объему перевозок и грузообороту не может являться корректной и будет требовать рассмотрения, в частности, качественных показателей транспортной инфраструктуры.
Центральным условием воздействия транспорта на размещение производства является то, что транспорт сам является условием всякого производства. Саморазмещение транспорта в немалой мере определяется сформировавшимся размещением промышленности и сельского хозяйства, но это не исключает того, что размещение транспорта в свою очередь показывает весьма сильное влияние на размещение.
Стержнем управления институциональной транспортной устойчивостью должны стать механизмы саморегулирования рынка, развитая рыночная инфраструктура, опирающаяся на мощную систему информационно-аналитического снабжения управленческой деятельности участников транспортного рынка, разрешающей выявлять основные тенденции его формирования и осуществлять мониторинг текущих процессов и явлений.
Реализация эффективной работы транспортной сферы, в частности, такой ее специфической части, как транспортные сервисы, невозможно без комплексного внедрения прогрессивных приемов и методов управления хозяйственной деятельности во всех сферах хозяйствования с учетом.
Вариации успешного инфраструктурного развития страны и регионов помогут решить следующие основные задачи, стоящие в наше время перед экономикой, а именно:
- форсировать показатели подвижности населения к уровню ведущих развитых стран, что, несомненно, будет являться самым основным фактором роста качества интеллектуального капитала в нашей стране;
- достаточная обеспеченность качественной транспортной
инфраструктуры позволит снизить разделение между отдельными социальными группами и регионами;
- более сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры позволит повысить конкурентноспособность отечественных товаров и услуг.
В то же время для сохранения существующей транспортной инфраструктуры, и дальнейшего ее развития необходимо, оглядываясь на опыт зарубежных коллег, переходить на принцип «пользователь платит». Развивая систему финансирования транспортной инфраструктуры на принципах концессионных соглашений нам, несомненно, удастся повысить качество предоставления транспортных услуг. Снижая издержки на строительство и поддержание в рабочем состоянии автомобильных дорог мы сможем добиться экономии и в других, смежных областях. Увеличение пропускной способности автодорог, уменьшение времени доставки, повышение безопасности, рост жизненного цикла автомобилей, передвигающихся по автодорогам, участвующих в программе модернизации региональной транспортной инфраструктуры - все эти положительные эффекты следуют из предложенной модели финансирования транспортной инфраструктуры региона. На сегодняшний день вопрос все еще остается открытым и автором будет проводиться дальнейшая научная работа над данной темой исследования.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Финансово-кредитные инструменты в развитии транспортной инфраструктуры
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ТОМСКОЙ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Управление транспортной инфраструктурой региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Модель автономной инновационной инфраструктуры
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-кредитные инструменты развития транспортных систем
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Современные направления совершенствования транспортной инфраструктуры
Дипломные работы, ВКР, транспорт. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



