Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка модели финансирования транспортной инфраструктуры региона

Работа №49559

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы158
Год сдачи2017
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
438
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы инфраструктурного развития региона 9
1.1. Понятийно-категориальный аппарат региональной транспортной
инфраструктуры 9
1.2. Современное состояние региональной транспортной инфраструктуры
республики Татарстан 23
1.3. Методологические аспекты формирования транспортной
инфраструктуры 32
2. Международный подход к финансированию транспортной
инфраструктуры 39
2.1. Масштабы и структура концессий в автодорожном хозяйстве 39
2.2. Страновой и региональный анализ концессионной деятельности 42
2.3. Инвестиции в платные дороги и дорожные объекты 46
3. Модель финансирования транспортной инфраструктуры на основе
концессионного соглашения 53
3.1. Описание модели финансирования транспортной инфраструктуры
Республики Татарстан 53
3.2. Сценарии развития транспортной инфраструктуры региона 71
3.3. Применение обобщенной модели финансирования транспортной
инфраструктуры 76
Заключение 81
Список используемых источников

Актуальность темы исследования. Социально-экономическое развитие России направлено на увеличение уровня жизни населения и повышение конкурентноспособности, для чего образуются инвестиционные платформы и организовываются проекты в инновационных сферах деятельности, но их применение и реализация неосуществимы без должной системы инфраструктурного обеспечения, и, бесспорно, большая роль в таких трудоемких и значительных процессах возлагается на один из элементов данной сети - транспортной инфраструктуры. Скорый ритм движения как мировой, так и национальной экономик, вхождение России во Всемирную торговую организацию и Таможенный союз, перемены геополитической ситуации увеличивают влияние транспортной инфраструктуры на эффективность региональных реформ. Направлением достижения показанных целей и выполнения определенных задач является транспортная инфраструктура, или транспортная система региона; это те каналы, по которым передаются кормящие страну и её экономику ресурсы.
При формировании курсов развития транспортной инфраструктуры необходимо учитывать современное состояние и возможности экономики, а также зарубежную практику развития транспортных систем. Мировой опыт представляет, что скорый рост экономики невыполним без роста объёмов товародвижения, что наблюдается и в экономике России, где транспортная инфраструктура находится в упадке, поскольку не в состоянии перебросить необходимое количество для экономики её составляющих, при этом сама транспортная система становится менее работоспособной.
Развитие транспортной системы в этот момент является важнейшим для социально-экономического становления Российской Федерации.
Основание нынешней транспортной инфраструктуры позволит существенно приумножить темпы и динамику роста товарооборота внутри страны, поднять грузопотоки между субъектами Федерации.
Одним из самых привлекательных регионов Российской Федерации для изучения вопросов и разработки направлений вероятного развития транспортной инфраструктуры является Республика Татарстан, располагающая важнейшими ресурсами, а также существенным техническими и интеллектуальными возможностями.
Тем не менее, для вырабатывания в Республике Татарстан транспортной инфраструктуры, соответствующей прогрессивному обществу, позволяющей стремительно развиваться рынку транспортных услуг, основывающей в отрасли перевозки грузов конкуренцию, привносящей существенные изменения во взаимоотношения всевозможных лиц, принимающих участие в транспортном процессе, необходимо применять научные методы и инструменты надлежащих методов изучения, обуславливающих использование единого механизма средств, форм и принципов, соответствующим действующему экономическому инструмемнтарию.
Следую из вышеперечисленного, имеющиеся неразрешенные вопросы в региональной транспортной инфраструктур, её ключевое значение для развития и экономического роста, подтверждает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические вопросы управления транспортными системами были рассмотрены в работах как международных, так и российских ученых: Д.Дж. Бауэрсокса, А.У. Альбекова, Б.А. Аникина, Г.Д. Антонова, А. Л. Носова, Е.В. Будриной, В.Д. Герами, Ч. Сковронека, С. Джонсона, А.П. Долгова, В.В. Дыбской, С.Ю. Елисеева, Е.И. Зайцева, А.С.Альпина, В.В. Щербакова Д.А. Иванова, А.А. Кизима, Е.А. Королевой, М. Кристофера, Т.Р. Терешкиной, Э.И. Крылова, К. Лайсонса, М. Липичника, А.Г. Некрасова, Ю. М. Неруша, В.М. Николашина, А. В. Парфёнова, Н. Г. Плетнёвой, И. О. Проценко, Т. А. Родкиной, З. Сариуш-Вольского, А.И.
Семененко, В.И. Сергеева, И.И. Сидорова, А.А. Смехова, В.Л. Дональда, А. Н. Стерлиговой, И. В. Терениной, В. Ф. Джеймса, С.А. Уварова, Д. Уотерса, Д. Шапиро, А.А. Чеботаева, и других.
Позиции организации транспортных систем изучались в работах современных авторов Л.К. Горского, Т.А. Прокофьевой, B.O Лукинского, Л.Б. Миротина. Вместе с тем, рассмотрение научных работ по теме магистерского исследования представляет, что некоторые факторы развития региональных транспортных систем являются довольно мало изученными и нечасто освещаемыми в научных печатаниях.
Значительно оценивая вклад многоуважаемых учёных в вопросы теории и практики развития региональной транспортной инфраструктуры, следует заметить, что динамика хода процессов, протекающих в экономике, и новейшие материалы фактологических исследований, несомненно, требуют, в первую очередь, усиления проводимых исследовательских процедур, направленных на понимание трансформаций и пребывания в потенциальных и текущих видоизменениях точек роста экономики региона и надлежащего повышения уровня жизни населения.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка и обоснование практических рекомендаций и методических положений по разработке модели финансирования транспортной инфраструктуры региона.
Определенная цель исследования осуществляется решением ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- провести рассмотрение состояния дорожной сети республики Татарстан и ее воздействия на имеющееся социально-экономическое развитие региона;
- разработать план развития строительства, реконструкции и ремонта дорог регионального значения всеобщего пользования;
- предложить методический подход к оценке финансовых потенциалов региона и обосновать нужный объем субсидий из федерального бюджета на формирование дорожной сети.
Объектом исследования выступает дорожно-транспортная инфраструктура Республики Татарстан.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем, форм и методов развития региональной транспортной инфраструктуры.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы и разработки отечественных и зарубежных ученых; материалы конференций; статьи в научных сборниках и периодических печатаниях; концепции, аргументированные в современной экономической литературе; методические и справочные материалы; законодательные, нормативно-методические, разработки государственных и региональных органов правления.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании теоретико-методологических аспектов основ формирования региональной транспортной инфраструктуры. В результате рассмотрения сформулированы основные положения, обуславливающие научную новизну и являющиеся предметом защиты по специальности «38.04.01 - Экономика», важными частями предмета защиты и научного вклада автора являются следующие результаты проведенного исследования:
1. Усовершенствован имеющийся подход к анализу состояния дорожной сети субъекта федерации и ее воздействия на социально-экономическое развитие региона.
2. Уточнен порядок привлечения дополнительных средств на выполнение программы из федерального бюджета и внебюджетных источников на основе концессионного соглашения.
3. Предложена модель финансирования транспортной инфраструктуры региона. По предложенной модели были проведены расчеты, подтверждающие ее состоятельность
Теоретическая и практическая значимость результатов магистерского исследования. Теоретическая значимость исследования состоит
в разработке механизма финансирования автотранспортной инфраструктуры региона на базе концессионного соглашения, учитывая цели и ценности развития территории. Исследованный в диссертации методичный подход к оценке результативности развития автотранспортной инфраструктуры региона может быть применен для принятия управленческих решений в части развития региональной автотранспортной системы органами власти. Итоги исследования автотранспортной инфраструктуры станут полезны работникам организаций, реализовывающих автотранспортные и логистические операции, а также занятых вопросами формирования автотранспортной системы и проводящих консультации в данном секторе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При формировании системы координирования экономических интересов мы можем выделить ключевые элементы формирования и развития основ рыночных реорганизаций, что буде выступать одним из большого количества направлений увеличения результативности действия всей транспортной системы целиком, что свидетельствует о значимости исследования данных процессов.
Ключевыми понятиями, которыми оперируют в научной литературе являются: транспортные средства, транспортная сеть, транспортный комплекс, транспортная система.
На сегодняшний день выработанный инструментарий саморегулирования рынка транспортных сервисов еще не сформирован полностью и особое внимание стоит обратить на теоретико-методологические вопросы построения единой системы регулирования институциональной транспортной неизменностью экономических систем.
Формирование рынка транспортных сервисов в регионе можно обусловить по количеству тех или иных производителей услуг на предоставленном рынке. Но не стоит забывать, что влияние на качество и цену транспортировок иных видов транспорта существенно. В связи с чем оценка развития рынка всего лишь по объему перевозок и грузообороту не может являться корректной и будет требовать рассмотрения, в частности, качественных показателей транспортной инфраструктуры.
Центральным условием воздействия транспорта на размещение производства является то, что транспорт сам является условием всякого производства. Саморазмещение транспорта в немалой мере определяется сформировавшимся размещением промышленности и сельского хозяйства, но это не исключает того, что размещение транспорта в свою очередь показывает весьма сильное влияние на размещение.
Стержнем управления институциональной транспортной устойчивостью должны стать механизмы саморегулирования рынка, развитая рыночная инфраструктура, опирающаяся на мощную систему информационно-аналитического снабжения управленческой деятельности участников транспортного рынка, разрешающей выявлять основные тенденции его формирования и осуществлять мониторинг текущих процессов и явлений.
Реализация эффективной работы транспортной сферы, в частности, такой ее специфической части, как транспортные сервисы, невозможно без комплексного внедрения прогрессивных приемов и методов управления хозяйственной деятельности во всех сферах хозяйствования с учетом.
Вариации успешного инфраструктурного развития страны и регионов помогут решить следующие основные задачи, стоящие в наше время перед экономикой, а именно:
- форсировать показатели подвижности населения к уровню ведущих развитых стран, что, несомненно, будет являться самым основным фактором роста качества интеллектуального капитала в нашей стране;
- достаточная обеспеченность качественной транспортной
инфраструктуры позволит снизить разделение между отдельными социальными группами и регионами;
- более сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры позволит повысить конкурентноспособность отечественных товаров и услуг.
В то же время для сохранения существующей транспортной инфраструктуры, и дальнейшего ее развития необходимо, оглядываясь на опыт зарубежных коллег, переходить на принцип «пользователь платит». Развивая систему финансирования транспортной инфраструктуры на принципах концессионных соглашений нам, несомненно, удастся повысить качество предоставления транспортных услуг. Снижая издержки на строительство и поддержание в рабочем состоянии автомобильных дорог мы сможем добиться экономии и в других, смежных областях. Увеличение пропускной способности автодорог, уменьшение времени доставки, повышение безопасности, рост жизненного цикла автомобилей, передвигающихся по автодорогам, участвующих в программе модернизации региональной транспортной инфраструктуры - все эти положительные эффекты следуют из предложенной модели финансирования транспортной инфраструктуры региона. На сегодняшний день вопрос все еще остается открытым и автором будет проводиться дальнейшая научная работа над данной темой исследования.


1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. М.: Минтранс России, 2008. 183 с.
Монографии, диссертации
3. Абанин A.M. Конкурентоспособность транспортных услуг / A.M. Абанин. М. : Академкнига 2014. - 171 с.
4. Валинурова Л.С. Эффективное управление инвестиционным процессом в современной экономике: монография. М.: «Палеотип», 2015. - 244 с.
5. Территориальные аспекты развития транспортной инфраструктуры. Владивосток, 2014. с. 85.
6. Дорогов Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики управления. 2013. -№ 4. с. 48
7. Доронин А.Н. Бизнес-разведка / А.Н. Доронин. М. : Инфра 2012. - 112
8. Доронин А.Н. Основы экономической разведки и контрразведки / А.Н. Доронин. Тула : Петренкоф 2011. - 165 с.
9. Жданов В. П. Инвестиции и промышленная политика в регионе: монография. Владимир: Изд-во ВГУ, 2011. 77 с.
10. Завлин П.Н. и др. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. Изд. 2-е. М.: ЦИСН, 2012.-568 с.
11. Казанцев А.К. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / А.К. Казанцев. М.: Инфра-М 2012. — 330 с.
12. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности Текст. / СВ. Казанцев // Регион: экономика и социология. 2014. -№ 1. - с 191 -199.
13. Кородюк И.С. Региональные транспортно-логистические системы: Проблемы формирования и развития / И.С. Кородюк Т.А. Прокофьева В.И. Сергеев. Иркутск : Изд-во БГУЭП 2013. - 328 с.
14. Кудрявцев, А.М. Методическое обеспечение оценки эффективности развития автотранспортной инфраструктуры региона [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Кудрявцев Андрей Михайлович. - Тюмень, 2015. - 173 с
15. Лугачева Л.И. Новый подход к региональной промышленной политике // ЭКО.-2012.-№5.-С.67-82.
16. Маннапов Р.Г. Ахтариева Л. Г. Организационно-экономический механизм управления регионом. Формирование функционирование развитие Издательство: КноРус 2012 г. 352 стр.
17. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика интеллектуальные ресурсы управление знаниями / Б.З. Мильнер. М.: ИНФРА-М 2010. - 624 с.
18. Мулен, Э. Теория с примерами из математической экономики М. : Мир,
2011. - с. 98
19. Мулен, Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели: пер. с англ. , 2011. с.64 с.
20. Назаренко М.В. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности / М.В. Назаренко К.С. Назаренко. М. : Центр экономики и маркетинга 2013. - 509 с.
21. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 416 с.
22. Харченко Е.В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Е.В.Харченко Ю.В.Вертакова. — М.: КноРус 2012. 272 с.
23. Чепалыга A.JL Чепалыга Г.И. Регионы России : справочник / A.J1. Чепалыга Г.И. Чепалыга. 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К» 2016. - 100 с.
24. Янин А.Н. Региональная экономика и управление Издательство: Проспект 2010 г. 248 стр.
25. Янковский К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений / К.А. Янковский. М. : Юнити-Дана 2015. - 375 с.
26. Barras R. Towards а theorx of innovation in serviсes // Research РоНсу. - 2016.Уо1.15.-Р. 161-173.
27. Dnes A.W. l-Tandiising and Рrivatization Text. / A.W. Dnes. РиЪКс Рo1iсу for the Рrivate SeCor March 2015.
Статьи и материалы периодической печати
28. Барсуков, К.Г. Некоторые аспекты существующего состояния транспортной инфраструктуры России [Текст] / К.Г.Барсуков, О.В.Романченко // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2015. - № 2 (13). - с.44-47.
29. Вельможин A.B. Теория транспортных процессов и систем: учебник М.: Транспорт, 2014. с. 67.
30. Вахрамеев, И.И. Влияние транспортной инфраструктуры на отраслевое развитие экономики региона [Текст] / И.И.Вахрамеев // Вестник ЗабГУ. - 2014. - №08 (111). - с.85-91.
31. Емельянова JI.JI. Анализ пространственной мобильности населения Владимирской// Регион сотрудничества. 2011. Вып. 2 (49). С. 13-21.
32. Гасилов, В.В. Количественная оценка инвестиционного проекта создания или реконструкции объекта транспортной инфраструктуры [Текст] / В.В.Гасилов, М.А.Карпович // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2014. - №1 (59). - с.262-266.
33. Жанказиев С.В. Этапы построения автоматизированной телематической системы мониторинга технического состояния транспортных средств / Т.Н.Ахмедов // Вестник МАДИ. М., - 2010. - № 3 (22). - с. 26-32.
34. Журавлев В.А. Индустрия инноваций важнейшая часть инновационно-креативной экономики / В.А. Журавлев // Креативная экономика. — 2010. - №3.- С. 49-55
35. Котов Д.В. Концепция управления инновационным развитием: научно-теоретическое обоснование / Сб. науч. трудов кафедры / под общ. редакцией Л.С Валинуровой, Е.В. Евтушенко, И.Ю. Сингизова. Уфа.: БАГСУ, 2011.-С.81-97.
36. Иванов, М.В. Транспортная система и транспортная инфраструктура: взаимосвязь и факторы развития [Текст] / М.В.Иванов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12 ч.2 (65-2). - с.418-422.
37. Котов Д.В. Оценка инновационного развития национальной экономики / Актуальные вопросы экономики и управления: материалы между нар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. 1 / Под общ. ред. Г.Д. Ахмеровой. М.: РИОР, 2011. - С. 29-32
38. Петров Е.В. Статистика транспорта / Е.В. Петров О.И. Ганчеренко А.Л. Ковеш. М. : Финансы и кредиты 2013. - 351 с
39. Лапаева, М.Г. Теоретические аспекты регионального развития в современных условиях [Текст] / М.Г.Лапаева, А.Н.Гирина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №8 (157). - с.119-123.
40. Махнеева, А.И. Транспортная инфраструктура - фактор развития экономики региона [Текст] / А.И. Махнеева // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №4. - с.274-276.
41. Черников Е.А. Использование кластерного подхода при реализации региональной политики / Е.А. Черников // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. №1. — С. 35-40
42. Чернова O.A. Императивы инновационного развития региональных экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. -
2012.
43. Шувалов В.Е. Барьерная и связующая функции административных границ и их роль в территориальной организации производства и расселения // Территориальная организация производства и проблемы расселения. Москва, 2012. С. 12-36.
44. Environmental орПпшаПоп goods ЧащроЧ in the Building and Сощ1гисйоп sedor Text. NTU NordR ^и^реЧ Develoрment 2015.
45. Poli су makers and Regulators Text. / ed. by A. Estaehe G. de Rus. Washington B.C. : The World Bank 2016. - P. 239. Rodrigue J.-P., Comtois С., Зкск Б. The Geograрhy of Тгатрой Systems.
46. Rogers E. Diffusion of innovations. 4th ed. - New York: Free Press, 2015. - 519 р.
47. White рaрer. Ern^ean ^^роЧ роИсу for 2010 Text. : time to deride. Brussels.- сош 2013.
Электронные ресурсы
48. Rural and urban рartnershiр, «Transport economics”, 2012. URL:
httр://vyww.mсrit.сom/SPESP/SPESP153 (дата обращения: 25.09.2015)
49. Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030
года [Электронный ресурс]: [проект; одобрен Правительством
Российской Федерации 17.10.2013 г.]. - URL:
http: //www. mintrans. ru/upload/iblock/5ca/13 %2010%2003%20%D 1%81 %D 1%82%
D1 %80%D0%B0%D 1 %82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D 1%8F%20%D 1 %80%D
0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D 1 %82%D0%B8%D 1%8F%20%D0% B2%D 0%B2%D1%82.pdf (дата обращения: 17.06.2016).
50. Савченко, Е.Е. Транспортная инфраструктура как инструмент регионализации экономики, ее суть влияния на регион [Электронный ресурс] / Е.Е.Савченко // Электронный научный журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии» (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - №5. - URL: http://eizvestia.isea.ru/pdf.aspx7idM6807(дата обращения: 08.03.2016).
51. Развитие транспортной системы [Электронный ресурс]:
[государственная программа; утверждена постановлением
Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 319] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2014. - №18. - ст.2165. - URL:
http://www. szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2014018030&docid=83 (дата обращения: 14.11.2016).
52. Пресс-релиз Министерства транспорта Российской Федерации от
20.04.2006 г. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www. minttans. ru/news/detail. php? ELEMENT_ID=7740&sphrase_id=85530 (дата обращения: 22.12.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ