ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. TRAVEL-СМИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Развитие travel-журналистики в печати 6
1.2. Travel-журналистика в практике современного телевидения 14
1.3. Travel-журналистика в Интернет-СМИ 20
Глава II. ОСОБЕННОСТИ TRAVEL-ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 28
2.1. Типологическая характеристика travel-изданий 28
2.2. Травелоги на отечественном телевидении 34
2.3. Travel-блоггинг в Интернет-пространстве 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЯ
В настоящее время СМИ утрачивают свою уникальность, привлекая к себе аудиторию за счет сенсационности, перемещаясь из сферы духовной жизни в сферу потребления. Под воздействием целого ряда факторов (политических, экономических, культурных, эстетических, нравственных), произошло формирование нового типа журналистики со своим жанровым разнообразием, с новыми стилями и формами - travel-журналистики. Это специфическое направление, которое занимается предоставлением информации о путешествиях (от англ. «travel» - путешествие). В travel- журналистику входят такие области как география, история, культура, туризм, этнография, путешествия и другие. О популярности данного вида журналистики говорят специализированные издания («Всемирный Следопыт»), телепрограммы на различных каналах («Одноэтажная Америка»), блоги в интернет-пространстве, а в условиях глобализации информация о других странах и континентах становится все более насущной. Таким образом, актуальность нашей выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений.
Изучению travel-журналистики посвящены работы Н.В. Черепановой «Путешествие как феномен культуры» (2006); В.А. Шачкова «Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-х - 70-х годов XIX века» (2008); И.П. Мардынского «Редьярд Киплинг - публицист: историко-журналистские и жанрово-тематические аспекты интегративной характеристики» (2012); И.П. Суворова «Путевой очерк на страницах современных журналов (на примере журналов «Вокруг света» и «GEO»)» (2013); Т.Ю. Редькина «Travel-медиатекст: способы и приемы речепорождения» (2015); Кун Линь «Туристические издания в системе СМИ Китая: структурно-типологические особенности и влияние на развитие экономического потенциала страны» (2016), Л.Г. Вихорева «Информационный потенциал аудитории travel-СМИ в Интернете». На современном этапе имеется широкий спектр научных статей, затрагивающих тот или иной аспект travel-журналистики: Е.Е. Баринова «Сюжет путешествия в научно-популярной литературе» (2010); Т.Ю. Редькина «Этические нормы в travel-журналистике» (2013); Е. Низовкина «Особенности travel-журналистики на российском телевидении (на примере телепередачи «Орел и решка»)» (2015).
Объект исследования - travel-журналистика.
Предмет исследования - особенности travel-СМИ.
Цель работы - изучение travel-журналистики как самобытного направления в современной медиасистеме. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить развитие travel-журналистики в печати;
- рассмотреть travel-журналистику на телевидении;
- охарактеризовать travel-журналистику в интернет-СМИ;
- проанализировать современные российские travel-журналы;
- провести анализ travel-программ на российском телевидении;
- дать характеристику популярным travel-блогам.
Эмпирическую базу исследования составили журналы о путешествиях, передачи о путешествиях на различных каналах, а также travel-блоги за период с сентября 2015г. - по май 2017 г.
Теоретической основой для данной работы послужили труды С.М. Гуревича, О.Г. Джемаля, К.А. Панцерева, И.П. Карповой.
В ходе исследования использовались такие методы как типологический анализ, описание и сравнение.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выросшая из путевых заметок, travel-журналистика смогла не только аккумулировать в себе разноплановую тематику, но и визуализировать публикующуюся информацию. Материалы о путешествиях стали объектом внимания читательской аудитории. Индивидуальный авторский подход сделал это направление особенным, очень личным.
2. На сегодняшний день можно смело заявить - travel-журналистика перспективная область ССМИ. Многие телеканалы готовы сотворить информационный продукт, удовлетворяющий любые потребности зрительской аудитории. В программах с travel-тематикой можно найти не только информацию о странах, но и получить качественный совет, узнать лучшие направления для путешествий, увидеть те места, где и не предполагал побывать.
3. Блогосфера принесла с собой широкий спектр возможностей для создания интернет-дневников о путешествиях. Профессиональные travel- журналисты получили шанс поделиться своими мыслями в огромных интернет-сообществах. Именно здесь идет жанровое разделение, появляются предпосылки для создания новых тематик, раскрывается авторская деятельность travel-журналиста.
Практическая значимость состоит в том, что исследование раскрывает travel-журналистику с разных позиций, таких как телевидение, печатные издания, а также содержит анализ интернет-версий СМИ. Те положения, которые мы описываем, могут быть применены при создании таких видов СМИ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассмотрен теоретический материал на основе прочитанной научной литературы, классифицированы различные жанры travel-журналистики. Во второй главе проанализированы печатные travel-издания, программы на телевидении и travel-блоги.
В настоящее время складывается тенденция к увеличению интереса массовой аудитории к контенту различных массмедиа, связанному с путешествием. Изучив современные российские travel-журналы, отметим, что это - универсальные по предмету и энциклопедические по подходу издания. Принцип универсализма проявляется в политематической структуре содержания, охватывающего мир в целом. Энциклопедический принцип прослеживается в стремлении редакции к систематическому изложению материала, как на уровне рубрикатора, так и на уровне отдельных публикаций. Сочетая эти принципы, журналы формируют в сознании читателя целостную картину мира, основанную на современном научном знании. Визуализация в журналах о путешествиях - одна из важных особенностей. С помощью качественных фотографий авторы не только рассказывают, но и могут показать наглядно особенности той или иной страны. Кроме того, у каждого журнала имеется собственный узнаваемый дизайн. Так, у «National Geographic. Россия» и «Вокруг света» на обложке размещается крупный и яркий фотокадр, который сопровождается фирменными цветами - желтым и черным для первого, и красным - для второго.
Тележурналистика идет навстречу зрителю, производя все новые виды travel-программ. Travel-программы аудиовизуально передают культурные и национальные различия, предлагают и поддерживают готовые социокультурные конструкты. В зависимости от типа контакта с местным населением, от драматургии повествования и характера передаваемой информации формат передачи может колебаться от авторской зарисовки- монолога до трэвел-викторины или игры. Travel-программы сочетают в себе элементы различных телевизионных жанров, но обычно один из аспектов определенного жанра доминирует. Эти аспекты охватывают конкретные коммуникативные намерения ведущего, атмосферу программы, структуру и способ повествования. Travel-программы могут носить документальный, развлекательный или потребительский характер в зависимости от коммуникативных намерений автора: обучить, развлечь или помочь. В целях поддержания контакта с аудиторией у каждой программы есть официальные группы в социальных сетях и сайты. В своих текстах ведущие в основном используют разговорную речь. В каждом выпуске ведущие в начале программы дают зрителю краткую историческую и географическую составляющую. Таким образом, можно сказать, что исторический аспект важен в travel-программах, а также эстетический, в целях образования аудитории. Перед развивающимся сегодня направлением travel- журналистики стоят непростые задачи, так как данное направление влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур. Пройдя огромный путь от отдельныхtravel-фильмов до циклов телепередач, путевая журналистика трансформировалась в специализированные travel-каналы не только зарубежного, но и российского производства. В настоящий момент существуют такие travel-каналы как: «Телепутешествия», «Travel Channel», «Russian Travel Guide», «Моя планета», «Ocean-TV», «Viasat Explorer», «Nat Geo Wild», «Discovery Travel & Living», «Outdoor Channel», «Viasat Nature», «Nautica Channel» и другие.
Журналистом будущего вполне можно назвать интернет-пользователя, который сам является и создателем, и распространителем, и потребителем новостей. Travel-журналистика, как органичная часть журналистики вообще, не может остаться в стороне от этого процесса. Наиболее активная часть населения уже переместила фокус своего внимания с традиционных форм журналистики в Сеть, поэтому блоги и личные странички блогеров- путешественников пользуются все большей популярностью. Однако это вовсе не означает, что интернет-путешественники вскоре вытеснят традиционную travel-журналистику. Телевизионные программы и печатные издания ориентируются на новые тенденции, перестраивают свою деятельность, ищут новые формы. Так что говорить о полном вытеснении онлайн-журналистикой традиционных журналистских жанров, по крайней мере, преждевременно. Travel-журналистика представляет собой самобытное направление, в котором умело соединены черты художественной литературы и публицистики. Авторы блога создают собственную реальность, в которой есть место новым открытиям. Travel-журналисты способствуют развитию туризма, их тексты благотворно влияют на процессы глобализации. Читая материалы о путешествиях, можно сформировать не только разностороннее представление о существующих странах, но и найти попутчиков и единомышленников. Вне редакционной политики автор волен писать на любые интересующие его темы. Он сам определяет тематику собственного блога. Авторские ощущения - главная особенность материала travel- журналиста. Несмотря на активное развитие travel-журналистики в интернете, телевизионные и печатные СМИ не перестают терять популярности, поскольку всегда будут иметь свою большую аудиторию. Будущее travel-журналистики перспективно: в ней есть место для многочисленных путей развития. Популярные блоги уже стали официальными СМИ, а значит, доверие к интернет-журналистике будет ежегодно укрепляться.
Таким образом, интерес аудитории к такому направлению как travel- журналистика очевидна. На современном этапе развития общества эта потребность обусловлена двумя факторами: стремительным развитием туристического бизнеса и, как следствие, необходимостью в получении нужной информации о той или иной стране. В отличие от туристических путеводителей и гидов, журналистские материалы могут не только познакомить заинтересованную аудиторию с внешней стороной жизни и быта той или иной страны, но также показать мир «изнутри».
1. Ваш досуг [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2017-2018. - 98 с. - Режим доступа:http://www.vashdosug.ru/(дата обращения: 20.04.2018).
2. Вокруг cвета [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2017-2018. - 132 с. - Режим доступа:http://www.vokrugsveta.ru/vs/(дата обращения: 20.04.2018).
3. Вокруг Света [телепрограмма] / Телекомпания Россия 1. - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
4. Девизоров М. Стокгольм. Куда глаза глядят // KARUSEL-TV.RU: сайт телеканала «Карусель». 2015. - Режим доступа:http://www.karusel- tv.ru/announce/12945/12865(дата обращения: 6.05.2018).
5. Доля С. Страница Виртуальных Путешественников //
LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2018. - Режим
доступа:http://sergeydolya.livejournal.com/(дата обращения: 8.05.2018).
6. Индустрия туризма и культуры [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2017-2018. - 76 с. - Режим доступа:http://tourpressclub.ru(дата обращения: 20.04.2018).
7. Их Нравы [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
8. Жербак М. Пешком по Москве // TVKULTURA.RU:
сайттелеканала «Культура». 2016. - Режим
доступа:http://tvkultura.ru/anons/index/brand id/21865 (дата обращения:
5.05.2018).
9. Колесов Е. Открытие Китая с Евгением Колесовым // 1TV.RU:
сайт Первого канала. 2016. - Режим
доступа: http://www. 1tv.ru/shows/otkrytie-kitaya/o-proekte(дата обращения:
4.05.2018).
10. Кротов А. Новости и мысли путешественника, писателя Антона
Кротова // LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2016. - Режим
доступа:http://a krotov.livejournal.com/(дата обращения: 8.05.2018).
11. Кротов А. Манышев Д. Академия Вольных Путешествий // AVP.TRAVEL.RU: сайт любителей путешествий автостопом. 2004. - Режим доступа:http://www.avp.travel.ru/(дата обращения: 8.05.2018).
12. Крылов Д. Гран-Канария: Лас-Пальмас и Маспаломас. Непутевые
заметки // 1TV.RU: сайт Первого канала. 2016. - Режим
доступа:http://www. 1 tv.ru/sprojects video/si31/p113338(дата обращения: 4.05.2018).
13. Крылов Д. Конференция с Дмитрием Крыловым // 1TV.RU: сайт Первого канала. 2014. - Режим доступа:http://www. 1tv.ru/conf/282/p=5(дата обращения: 5.05.2018).
14. Куда глаза глядят [телепрограмма] /Телекомпания «Карусель». - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
15. Лебедев А. Пришел, увидел // TEMA.RU: официальный сайт Артемия Лебедева. 2018. - Режим доступа:http://tema.ru/travel(дата обращения: 8.05.2018).
16. Медиа-кит журнала «Вокруг света» // VOKRUGSVETA.RU: сайт
журнала. 2016. - Режим
доступа:http://www.vokrugsveta.ru/img/bx/medialibrary/7be/7bec24929d0bd76ab9df89913de6bc74.pdf(дата обращения: 2.05.2018).
17. Медиа-кит журнала «Вокруг света» // VOKRUGSVETA.RU: сайт
журнала. 2016. - Режим
доступа:http://www.vokrugsveta.ru/img/bx/medialibrary/7be/7bec24929d0bd76ab9df89913de6bc74.pdf(дата обращения: 2.05.2018).
18. Мир подводной охоты // PODVOH.RU: официальный сайт
журнала. 2018. - Режим доступа:http://podvoh.ru (дата обращения:
1.05.2018).
19. Наука «Вокруг света» // VOKRUGSVETA.RU: сайт журнала.
2016. - Режим доступа:http: //www. vokrugsveta. ru/rubrika/science/new(дата обращения: 3.05.2018).
20. Непутевые заметки [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
21. Новости и мысли путешественника, писателя Антона Кротова //
LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2018. - Режим
доступа:http://a_krotov.livejournal.com (дата обращения: 8.05.2018).
22. Пешком по Москве [телепрограмма] /Телекомпания «Культура». - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
23. Travel-фотография // NPPA.ORG: Сайт о фотожурналистике.
2015. - Режим доступа:http://competitions.nppa.org/best-of-photojournalism(дата обращения: 20.04.2018).
24. Открытие Китая с Евгением Колесовым [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
25. Парадокс цивилизации: Йеллоустон // NAT-GEO.RU: официальный сайт «NationalGeographic. Россия» 2016. - Режим доступа:http://www.nat-geo.ru/nature/868052-paradoks-tsivilizatsii-yellouston(дата обращения: 15.03.2018).
26. Поедем, поедим! [телепрограмма] /Телекомпания «НТВ». - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
27. Путешествия Познера и Урганта [телепрограмма] /Телекомпания «Первый канал». - М. Сентябрь 2017 - май 2018. - Еженедельник.
28. Спорт Мир подводной охоты // PODVOH.RU: сайт журнала. - Режим доступа:http://podvoh.ru/sport(дата обращения: 3.05.2018).
29. Уоррен Д. Тюмень: хоккей в валенках, вакцина от старости и
оленина по-тюменски. Поедем, поедим! // NTV.RU: сайт телеканала «НТВ».
2016. - Режим
доступа:http://www.ntv.ru/peredacha/poedem poedim/m24320/o388453(дата обращения: 6.05.2018).
30. Фото National Geographic. Россия // NAT-GEO.RU: официальныйсайт National Geographic. Россия. 2016. - Режим доступа:http://www.nat-geo.ru/photo(дата обращения: 29.04.2018).
31. Чебан А. «Ярко о путешествиях!» byAlexCheban //
LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2016. - Режим
доступа:http://alexcheban.livejournal.com(дата обращения: 8.05.2018).
32. Ярко о путешествиях! By Alex Cheban // LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2018. - Режим доступа:http://alexcheban.livejournal.com/(дата обращения: 8.05.2018).
33. Шигапов А. Popados // LIVEJOURNAL.COM: блог-платформа. 2018. - Режим доступа:http://popadoss.livejournal.com/ (дата обращения: 8.05.2018).
34. Энциклопедия «Вокруг света» // VOKRUGSVETA.RU:
официальный сайт журнала «Вокруг света». 2006. - Режим
доступа:http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia (дата обращения:
10.04.2018).
35. 10 вдохновляющих блогов известных путешественников //
TOPOBZOR.COM: актуальные обзоры, статьи, новости. 2013. - Режим доступа: http://www.topobzor.com/10-vdoxnovlyayushhix-blogov-
puteshestvennikov/.html(дата обращения: 7.05.2018).
36. GEO [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2017-2018. - 152 с. - Режим доступа:http: //www. geo.ru/(дата обращения: 20.04.2018).
37. National Geographic. Россия [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2017-2018. - 131 с. - Режим доступа:http://www.nat-geo.ru/(дата обращения: 20.04.2018).
38. Travel-фотография // NPPA.ORG: Сайт о фотожурналистике.
2017. - Режим доступа:http://competitions.nppa.org/best-of-photojournalism(дата обращения: 20.04.2018).
39. WHERE Moscow [Электронный ресурс]: официальный сайт журнала. - Электрон. дан. - М., 2017-2018. - 80 с. - Режим доступа:http://wheremoscow.rbamedia.ru(дата обращения: 20.04.2018).
Литература:
40. Абрамова Н. Т. Целостность и управление. - М.: Наука, 1974. - 248 с.
41. Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ. - М., 1998.- 43 с.
42. Асташкин А.Г. Типологические и жанровые особенности элитарных журналов об искусстве. - Екатеринбург, 2013. - 11 с.
43. Баканов Р.П. Критерии анализа телевизионных передач и тенденций развития телевизионного вещания в творчестве телекритика Юрия Богомолова. - Казань, 2011.- С. 177-179.
44. Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? [Электронный ресурс]: статья. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим доступа: http://www.geografia.ru/npprogr.html(дата обращения: 20.04.2018)
45. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. - М.: Аспект пресс, 2003. - 78 с.
46. Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003. - 352 с.
47. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
48. Демина И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы. - Иркутск, 2013. - С. 172-181.
49. Демина И.Н. Ценности в жизни общества: характеристика социальной роли. - М., 2013. - С. 17-25.
50. Джемаль О.Г. Мастерская travel-репортажа [Электронный
ресурс]: статья. - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим
доступа:http://cloudwatcher.ru/konkursy/08/veter-v-lico/1163 (дата обращения: 13.05.2018).
51. Еремина Д.А. Тенденция к развлекательности современных масс- медиа в контексте философской традиции. - М., 2013.- С. 7-43.
52. Жаплова Т.М. Жанр «путешествие» в современном оренбургском «глянце». - Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 228-232.
53. Желиховская М.А. Трэвел-Журналистика. [Электронный ресурс]:
статья. - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим
доступа:http://ru.cyclopaedia.net/wiki.html (дата обращения: 13.05.2018).
54. Жизнь в Аватаре. На Первом канале выходит цикл «Семь великих русских путешественников» [Электронный ресурс]: статья. - Электрон. дан. - М., 2014. - 3 июля. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/03/ puteshestvenniki.html (дата обращения: 13.05.2018).
55. Ким М.Н. Очерк: теория и методология жанра. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. - 168 с.
56. Кубатьян Г. Жизнь в дороге. - М., 2014.- 28 с.
57. Кузнецов Г.В. Концепции каналов // Телевизионная
журналистика: учебник. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. - С. 285-299.
58. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. - 368 с.
59. Лебедев П. Типологическая структура российской путевой прессы. - М.,2010. -19 с.
60. Лучинская С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа. - Краснодар, 2009. - 165 с.
61. Михайлова Е.Н. Большая литературная энциклопедия. - М., 1937.
- 936 с.
62. Муха А.В., Федосеева Н.И. Содержательная и жанровая
специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ [Электронный ресурс]: статья. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим
доступа:http://joumal.mrsu.ru/arts/soderzhatelnaya-i-zhanrovaya-specifika-trevel-zhurnalistiki-v-zavisimosti-ot-vidov-smi (дата обращения: 20.04.2018).
63. Мясникова М.А. Понятия «жанр» и «формат» в арсенале медиапедагога. - М., 2011.- 135 с.
64. Познер В., Кан Б., Ургант И. Одноэтажная Америка. - 2008. - 400 с.
65. Показаньева И.В. Погоня за экзотикой на телеэкране или travel- журналистика на практике. - СПб.: СПбГУ, 2013. - С. 100-102.
66. Полонский А. В. Травелог и его место в современной журналистике. - М., 2015. - 207 с.
67. Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. - 2001. - 145 с.
68. Редькина Т.Ю. Этические и речевые нормы в трэвел-медиатексте.
- СПб., 2015.- 150-151 с.
69. Романиченко А. Ю., Вартанова Е. Л., Коломийц В. П. Телевидение в России 2009 г.: Состояние, тенденции и перспективы развития. - М., 2009. - 25 с.
70. Ростовская Ю. В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России. - М., 2012. - 206-213 с.
71. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. -274 с.
72. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
73. Шкондин М. В. Миссия журналистики: системные аспекты. - М., 2013. - 37-48 с.
74. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Пульс, 2002. - 120 с.
75. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы. - М., 2014.-С. 144-149.
76. Richard А.Encyclopedia of Early Cinema. - USA, 2005. - 198 p.