TRAVEL-ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ МАССМЕДИА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. TRAVEL-СМИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Развитие travel-журналистики в печати 6
1.2. Travel-журналистика в практике современного телевидения 14
1.3. Travel-журналистика в Интернет-СМИ 20
Глава II. ОСОБЕННОСТИ TRAVEL-ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 28
2.1. Типологическая характеристика travel-изданий 28
2.2. Травелоги на отечественном телевидении 34
2.3. Travel-блоггинг в Интернет-пространстве 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЯ
Глава I. TRAVEL-СМИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Развитие travel-журналистики в печати 6
1.2. Travel-журналистика в практике современного телевидения 14
1.3. Travel-журналистика в Интернет-СМИ 20
Глава II. ОСОБЕННОСТИ TRAVEL-ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 28
2.1. Типологическая характеристика travel-изданий 28
2.2. Травелоги на отечественном телевидении 34
2.3. Travel-блоггинг в Интернет-пространстве 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЯ
В настоящее время СМИ утрачивают свою уникальность, привлекая к себе аудиторию за счет сенсационности, перемещаясь из сферы духовной жизни в сферу потребления. Под воздействием целого ряда факторов (политических, экономических, культурных, эстетических, нравственных), произошло формирование нового типа журналистики со своим жанровым разнообразием, с новыми стилями и формами - travel-журналистики. Это специфическое направление, которое занимается предоставлением информации о путешествиях (от англ. «travel» - путешествие). В travel- журналистику входят такие области как география, история, культура, туризм, этнография, путешествия и другие. О популярности данного вида журналистики говорят специализированные издания («Всемирный Следопыт»), телепрограммы на различных каналах («Одноэтажная Америка»), блоги в интернет-пространстве, а в условиях глобализации информация о других странах и континентах становится все более насущной. Таким образом, актуальность нашей выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений.
Изучению travel-журналистики посвящены работы Н.В. Черепановой «Путешествие как феномен культуры» (2006); В.А. Шачкова «Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-х - 70-х годов XIX века» (2008); И.П. Мардынского «Редьярд Киплинг - публицист: историко-журналистские и жанрово-тематические аспекты интегративной характеристики» (2012); И.П. Суворова «Путевой очерк на страницах современных журналов (на примере журналов «Вокруг света» и «GEO»)» (2013); Т.Ю. Редькина «Travel-медиатекст: способы и приемы речепорождения» (2015); Кун Линь «Туристические издания в системе СМИ Китая: структурно-типологические особенности и влияние на развитие экономического потенциала страны» (2016), Л.Г. Вихорева «Информационный потенциал аудитории travel-СМИ в Интернете». На современном этапе имеется широкий спектр научных статей, затрагивающих тот или иной аспект travel-журналистики: Е.Е. Баринова «Сюжет путешествия в научно-популярной литературе» (2010); Т.Ю. Редькина «Этические нормы в travel-журналистике» (2013); Е. Низовкина «Особенности travel-журналистики на российском телевидении (на примере телепередачи «Орел и решка»)» (2015).
Объект исследования - travel-журналистика.
Предмет исследования - особенности travel-СМИ.
Цель работы - изучение travel-журналистики как самобытного направления в современной медиасистеме. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить развитие travel-журналистики в печати;
- рассмотреть travel-журналистику на телевидении;
- охарактеризовать travel-журналистику в интернет-СМИ;
- проанализировать современные российские travel-журналы;
- провести анализ travel-программ на российском телевидении;
- дать характеристику популярным travel-блогам.
Эмпирическую базу исследования составили журналы о путешествиях, передачи о путешествиях на различных каналах, а также travel-блоги за период с сентября 2015г. - по май 2017 г.
Теоретической основой для данной работы послужили труды С.М. Гуревича, О.Г. Джемаля, К.А. Панцерева, И.П. Карповой.
В ходе исследования использовались такие методы как типологический анализ, описание и сравнение.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выросшая из путевых заметок, travel-журналистика смогла не только аккумулировать в себе разноплановую тематику, но и визуализировать публикующуюся информацию. Материалы о путешествиях стали объектом внимания читательской аудитории. Индивидуальный авторский подход сделал это направление особенным, очень личным.
2. На сегодняшний день можно смело заявить - travel-журналистика перспективная область ССМИ. Многие телеканалы готовы сотворить информационный продукт, удовлетворяющий любые потребности зрительской аудитории. В программах с travel-тематикой можно найти не только информацию о странах, но и получить качественный совет, узнать лучшие направления для путешествий, увидеть те места, где и не предполагал побывать.
3. Блогосфера принесла с собой широкий спектр возможностей для создания интернет-дневников о путешествиях. Профессиональные travel- журналисты получили шанс поделиться своими мыслями в огромных интернет-сообществах. Именно здесь идет жанровое разделение, появляются предпосылки для создания новых тематик, раскрывается авторская деятельность travel-журналиста.
Практическая значимость состоит в том, что исследование раскрывает travel-журналистику с разных позиций, таких как телевидение, печатные издания, а также содержит анализ интернет-версий СМИ. Те положения, которые мы описываем, могут быть применены при создании таких видов СМИ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассмотрен теоретический материал на основе прочитанной научной литературы, классифицированы различные жанры travel-журналистики. Во второй главе проанализированы печатные travel-издания, программы на телевидении и travel-блоги.
Изучению travel-журналистики посвящены работы Н.В. Черепановой «Путешествие как феномен культуры» (2006); В.А. Шачкова «Жанр путешествия в творчестве Марка Твена конца 60-х - 70-х годов XIX века» (2008); И.П. Мардынского «Редьярд Киплинг - публицист: историко-журналистские и жанрово-тематические аспекты интегративной характеристики» (2012); И.П. Суворова «Путевой очерк на страницах современных журналов (на примере журналов «Вокруг света» и «GEO»)» (2013); Т.Ю. Редькина «Travel-медиатекст: способы и приемы речепорождения» (2015); Кун Линь «Туристические издания в системе СМИ Китая: структурно-типологические особенности и влияние на развитие экономического потенциала страны» (2016), Л.Г. Вихорева «Информационный потенциал аудитории travel-СМИ в Интернете». На современном этапе имеется широкий спектр научных статей, затрагивающих тот или иной аспект travel-журналистики: Е.Е. Баринова «Сюжет путешествия в научно-популярной литературе» (2010); Т.Ю. Редькина «Этические нормы в travel-журналистике» (2013); Е. Низовкина «Особенности travel-журналистики на российском телевидении (на примере телепередачи «Орел и решка»)» (2015).
Объект исследования - travel-журналистика.
Предмет исследования - особенности travel-СМИ.
Цель работы - изучение travel-журналистики как самобытного направления в современной медиасистеме. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить развитие travel-журналистики в печати;
- рассмотреть travel-журналистику на телевидении;
- охарактеризовать travel-журналистику в интернет-СМИ;
- проанализировать современные российские travel-журналы;
- провести анализ travel-программ на российском телевидении;
- дать характеристику популярным travel-блогам.
Эмпирическую базу исследования составили журналы о путешествиях, передачи о путешествиях на различных каналах, а также travel-блоги за период с сентября 2015г. - по май 2017 г.
Теоретической основой для данной работы послужили труды С.М. Гуревича, О.Г. Джемаля, К.А. Панцерева, И.П. Карповой.
В ходе исследования использовались такие методы как типологический анализ, описание и сравнение.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выросшая из путевых заметок, travel-журналистика смогла не только аккумулировать в себе разноплановую тематику, но и визуализировать публикующуюся информацию. Материалы о путешествиях стали объектом внимания читательской аудитории. Индивидуальный авторский подход сделал это направление особенным, очень личным.
2. На сегодняшний день можно смело заявить - travel-журналистика перспективная область ССМИ. Многие телеканалы готовы сотворить информационный продукт, удовлетворяющий любые потребности зрительской аудитории. В программах с travel-тематикой можно найти не только информацию о странах, но и получить качественный совет, узнать лучшие направления для путешествий, увидеть те места, где и не предполагал побывать.
3. Блогосфера принесла с собой широкий спектр возможностей для создания интернет-дневников о путешествиях. Профессиональные travel- журналисты получили шанс поделиться своими мыслями в огромных интернет-сообществах. Именно здесь идет жанровое разделение, появляются предпосылки для создания новых тематик, раскрывается авторская деятельность travel-журналиста.
Практическая значимость состоит в том, что исследование раскрывает travel-журналистику с разных позиций, таких как телевидение, печатные издания, а также содержит анализ интернет-версий СМИ. Те положения, которые мы описываем, могут быть применены при создании таких видов СМИ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассмотрен теоретический материал на основе прочитанной научной литературы, классифицированы различные жанры travel-журналистики. Во второй главе проанализированы печатные travel-издания, программы на телевидении и travel-блоги.
В настоящее время складывается тенденция к увеличению интереса массовой аудитории к контенту различных массмедиа, связанному с путешествием. Изучив современные российские travel-журналы, отметим, что это - универсальные по предмету и энциклопедические по подходу издания. Принцип универсализма проявляется в политематической структуре содержания, охватывающего мир в целом. Энциклопедический принцип прослеживается в стремлении редакции к систематическому изложению материала, как на уровне рубрикатора, так и на уровне отдельных публикаций. Сочетая эти принципы, журналы формируют в сознании читателя целостную картину мира, основанную на современном научном знании. Визуализация в журналах о путешествиях - одна из важных особенностей. С помощью качественных фотографий авторы не только рассказывают, но и могут показать наглядно особенности той или иной страны. Кроме того, у каждого журнала имеется собственный узнаваемый дизайн. Так, у «National Geographic. Россия» и «Вокруг света» на обложке размещается крупный и яркий фотокадр, который сопровождается фирменными цветами - желтым и черным для первого, и красным - для второго.
Тележурналистика идет навстречу зрителю, производя все новые виды travel-программ. Travel-программы аудиовизуально передают культурные и национальные различия, предлагают и поддерживают готовые социокультурные конструкты. В зависимости от типа контакта с местным населением, от драматургии повествования и характера передаваемой информации формат передачи может колебаться от авторской зарисовки- монолога до трэвел-викторины или игры. Travel-программы сочетают в себе элементы различных телевизионных жанров, но обычно один из аспектов определенного жанра доминирует. Эти аспекты охватывают конкретные коммуникативные намерения ведущего, атмосферу программы, структуру и способ повествования. Travel-программы могут носить документальный, развлекательный или потребительский характер в зависимости от коммуникативных намерений автора: обучить, развлечь или помочь. В целях поддержания контакта с аудиторией у каждой программы есть официальные группы в социальных сетях и сайты. В своих текстах ведущие в основном используют разговорную речь. В каждом выпуске ведущие в начале программы дают зрителю краткую историческую и географическую составляющую. Таким образом, можно сказать, что исторический аспект важен в travel-программах, а также эстетический, в целях образования аудитории. Перед развивающимся сегодня направлением travel- журналистики стоят непростые задачи, так как данное направление влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур. Пройдя огромный путь от отдельныхtravel-фильмов до циклов телепередач, путевая журналистика трансформировалась в специализированные travel-каналы не только зарубежного, но и российского производства. В настоящий момент существуют такие travel-каналы как: «Телепутешествия», «Travel Channel», «Russian Travel Guide», «Моя планета», «Ocean-TV», «Viasat Explorer», «Nat Geo Wild», «Discovery Travel & Living», «Outdoor Channel», «Viasat Nature», «Nautica Channel» и другие.
Журналистом будущего вполне можно назвать интернет-пользователя, который сам является и создателем, и распространителем, и потребителем новостей. Travel-журналистика, как органичная часть журналистики вообще, не может остаться в стороне от этого процесса. Наиболее активная часть населения уже переместила фокус своего внимания с традиционных форм журналистики в Сеть, поэтому блоги и личные странички блогеров- путешественников пользуются все большей популярностью. Однако это вовсе не означает, что интернет-путешественники вскоре вытеснят традиционную travel-журналистику. Телевизионные программы и печатные издания ориентируются на новые тенденции, перестраивают свою деятельность, ищут новые формы. Так что говорить о полном вытеснении онлайн-журналистикой традиционных журналистских жанров, по крайней мере, преждевременно. Travel-журналистика представляет собой самобытное направление, в котором умело соединены черты художественной литературы и публицистики. Авторы блога создают собственную реальность, в которой есть место новым открытиям. Travel-журналисты способствуют развитию туризма, их тексты благотворно влияют на процессы глобализации. Читая материалы о путешествиях, можно сформировать не только разностороннее представление о существующих странах, но и найти попутчиков и единомышленников. Вне редакционной политики автор волен писать на любые интересующие его темы. Он сам определяет тематику собственного блога. Авторские ощущения - главная особенность материала travel- журналиста. Несмотря на активное развитие travel-журналистики в интернете, телевизионные и печатные СМИ не перестают терять популярности, поскольку всегда будут иметь свою большую аудиторию. Будущее travel-журналистики перспективно: в ней есть место для многочисленных путей развития. Популярные блоги уже стали официальными СМИ, а значит, доверие к интернет-журналистике будет ежегодно укрепляться.
Таким образом, интерес аудитории к такому направлению как travel- журналистика очевидна. На современном этапе развития общества эта потребность обусловлена двумя факторами: стремительным развитием туристического бизнеса и, как следствие, необходимостью в получении нужной информации о той или иной стране. В отличие от туристических путеводителей и гидов, журналистские материалы могут не только познакомить заинтересованную аудиторию с внешней стороной жизни и быта той или иной страны, но также показать мир «изнутри».
Тележурналистика идет навстречу зрителю, производя все новые виды travel-программ. Travel-программы аудиовизуально передают культурные и национальные различия, предлагают и поддерживают готовые социокультурные конструкты. В зависимости от типа контакта с местным населением, от драматургии повествования и характера передаваемой информации формат передачи может колебаться от авторской зарисовки- монолога до трэвел-викторины или игры. Travel-программы сочетают в себе элементы различных телевизионных жанров, но обычно один из аспектов определенного жанра доминирует. Эти аспекты охватывают конкретные коммуникативные намерения ведущего, атмосферу программы, структуру и способ повествования. Travel-программы могут носить документальный, развлекательный или потребительский характер в зависимости от коммуникативных намерений автора: обучить, развлечь или помочь. В целях поддержания контакта с аудиторией у каждой программы есть официальные группы в социальных сетях и сайты. В своих текстах ведущие в основном используют разговорную речь. В каждом выпуске ведущие в начале программы дают зрителю краткую историческую и географическую составляющую. Таким образом, можно сказать, что исторический аспект важен в travel-программах, а также эстетический, в целях образования аудитории. Перед развивающимся сегодня направлением travel- журналистики стоят непростые задачи, так как данное направление влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур. Пройдя огромный путь от отдельныхtravel-фильмов до циклов телепередач, путевая журналистика трансформировалась в специализированные travel-каналы не только зарубежного, но и российского производства. В настоящий момент существуют такие travel-каналы как: «Телепутешествия», «Travel Channel», «Russian Travel Guide», «Моя планета», «Ocean-TV», «Viasat Explorer», «Nat Geo Wild», «Discovery Travel & Living», «Outdoor Channel», «Viasat Nature», «Nautica Channel» и другие.
Журналистом будущего вполне можно назвать интернет-пользователя, который сам является и создателем, и распространителем, и потребителем новостей. Travel-журналистика, как органичная часть журналистики вообще, не может остаться в стороне от этого процесса. Наиболее активная часть населения уже переместила фокус своего внимания с традиционных форм журналистики в Сеть, поэтому блоги и личные странички блогеров- путешественников пользуются все большей популярностью. Однако это вовсе не означает, что интернет-путешественники вскоре вытеснят традиционную travel-журналистику. Телевизионные программы и печатные издания ориентируются на новые тенденции, перестраивают свою деятельность, ищут новые формы. Так что говорить о полном вытеснении онлайн-журналистикой традиционных журналистских жанров, по крайней мере, преждевременно. Travel-журналистика представляет собой самобытное направление, в котором умело соединены черты художественной литературы и публицистики. Авторы блога создают собственную реальность, в которой есть место новым открытиям. Travel-журналисты способствуют развитию туризма, их тексты благотворно влияют на процессы глобализации. Читая материалы о путешествиях, можно сформировать не только разностороннее представление о существующих странах, но и найти попутчиков и единомышленников. Вне редакционной политики автор волен писать на любые интересующие его темы. Он сам определяет тематику собственного блога. Авторские ощущения - главная особенность материала travel- журналиста. Несмотря на активное развитие travel-журналистики в интернете, телевизионные и печатные СМИ не перестают терять популярности, поскольку всегда будут иметь свою большую аудиторию. Будущее travel-журналистики перспективно: в ней есть место для многочисленных путей развития. Популярные блоги уже стали официальными СМИ, а значит, доверие к интернет-журналистике будет ежегодно укрепляться.
Таким образом, интерес аудитории к такому направлению как travel- журналистика очевидна. На современном этапе развития общества эта потребность обусловлена двумя факторами: стремительным развитием туристического бизнеса и, как следствие, необходимостью в получении нужной информации о той или иной стране. В отличие от туристических путеводителей и гидов, журналистские материалы могут не только познакомить заинтересованную аудиторию с внешней стороной жизни и быта той или иной страны, но также показать мир «изнутри».
Подобные работы
- TRAVEL-ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ МАССМЕДИА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - FOOD-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ МАССМЕДИА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - FOOD-ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ
МАССМЕДИА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Специфика Трэвел-передач нового формата (на примере «Орел и решка» и «Мир наизнанку»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННАЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В
УСЛОВИЯХ DIGITAL-ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
ТЕЛЕПЕРЕДАЧ «СПАСИТЕ, Я НЕ УМЕЮ ГОТОВИТЬ!», «ЕДИМ
ДОМА» И ИНТЕРНЕТ-ПРОГРАММ В АСПЕКТЕ FOOD-МАРКЕТИНГА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Жанр тревел-журналистики на современном телевидении
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Персонификация журналистики стиля жизни
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Государственная стратегия «Один пояс - один путь» в политической журналистике КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017



