Мощностные показатели поршневых двигателей внутреннего сгорания (ПДВС) определяются, прежде всего, количеством поступившего в цилиндры воздуха или бензовоздушной смеси, которая определяет максимум допустимой мощности. Вместе с тем, увеличение литровой мощности за счёт возрастания расхода воздуха в связи с наддувом или с повышением частоты вращения коленчатого вала приводит к сокращению времени протекания процессов газообмена, в которых важную роль приобретают газодинамические потери в процессах впуска и выпуска отработавших газов (ОГ) ПДВС.
Очевидно, что условия наполнения и очистки цилиндров в основном зависят от газодинамической эффективности элементов газовоздушных трактов ПДВС, а их экономичность - в значительной степени от качества наполнения и продувки цилиндров, а также затрат мощности на осуществление насосных ходов.
Это подтверждается и практикой создания современных автомобильных двигателей, у которых наметившееся в недавнем прошлом уменьшение мощности и экономичности в связи с выполнением постоянно ужесточающихся требований к снижению токсичности ОГ было ликвидировано, в частности, за счёт совершенствования газовоздушных трактов в направлении увеличения расхода воздуха и снижения механических потерь.
Учитывая эти обстоятельства, необходимо отметить, что проведение работ, направленных на снижение газодинамических потерь в основных элементах систем газообмена ПДВС, позволит улучшить их расход-ные характеристики, увеличить степень использования теплоты и поднять технико-экономические показатели двигателей в целом.
Информация по расходным характеристикам элементов систем газообмена может быть использована при математическом моделировании процессов наполнения цилиндров свежим зарядом и выпуска отработавших газов в ПДВС.
Цель работы. Научное обоснование, разработка методов исследования и средств улучшения расходных характеристик поршневых ДВС для повышения их мощностных и экономических показателей.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
- проанализировать влияние конструктивных мероприятий и факторов, влияющих на расходные характеристики основных элементов систем газообмена поршневых ДВС, направленных на улучшение их мощностных и экономических показателей;
- выполнить термогазодинамический анализ течения воздуха и «горячего» газа по проточным каналам поршневых ДВС для получения зависимостей, на базе которых разработать методику обработки данных статической продувки;
- создание стендов для статической продувки основных элементов газовоздушных трактов поршневых ДВС, позволяющих выполнить низко-напорную, высоконапорную, «горячую» и динамическую продувки, а так-же стенды для проведения моторных испытаний с двигателями 6Ч15/18, 6ЧН15/18;
- выполнить экспериментальные исследования по выявлению влияния геометрических и газодинамических факторов на расходные характеристики впускных и выпускных каналов с клапанами ПДВС и по определению критического режима течения в выпускном канале с клапаном с помощью высоконапорной продувки воздухом;
- осуществить доводку конструкции впускных и выпускных каналов с клапанами с помощью гипсовых моделей, после чего изготовить усовершенствованные экспериментальные головки цилиндров двигателя 6Ч 15/18 в металле и провести их проверку на моторном стенде.
Объектом исследования являются газовоздушные тракты систем газообмена 4-тактных дизелей типа Ч 15/18, Ч 15/15, ЧН 15/18, Ч 13/14, ЧН 13/14 с верхнеклапанными механизмами газораспределения и газовоздушный тракт системы газообмена 2-тактного двигателя (ДК ДВС) с количественным способом изменения мощности и золотниковым механизмом газораспределения типа Д 7,2/6,0.
Предметом исследования явились закономерности изменения расходных характеристик газовоздушных трактов систем газообмена поршневых ДВС и закономерности влияния на расходные характеристики термогазодинамических процессов с газодинамическими потерями и внешним теплообменом.
1. Нечаев Л.В. Исследование пропускной способности 4-х тактного дизеля в период перекрытия клётанов /Л.В. Нечаев, А.А. Балашов, Т.Ф. Стребкова, В.П. ГIятков// Изв. вузов. Машиностроение. – 1975. - №4. - С. 94-98.
2. Балашов А.А. Снижение аэродинамических потерь в газовоздушном тракте лодочного мотора - важнейший фактор увеличения мощности и улучшения экологических качеств / А.А. Балашов, В.А. Синицин, Е.А. Герман, А.Г. Кузьмин// Исследование, моделирование и управление в технических системах и природной среде. Ползуновский вестник. - 2003. - №1 —2. - С. 38-41.
3. Балашов А.А. Определение параметров адиабатного процесса расширения газа в потоке /А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин, Е.А. Герман, Е.М. Калюжный// Двигатели внутреннего сгорания - современные проблемы, перспективы развития. Ползуновский вестник. - 2006. - №4. - С. 19-22.
4. Балашов А.А. Расчётно-экспериментальный метод определения коэффициента расхода продувочных окон двухтактного двигателя с кривошипно-камерной продувкой / А.А. Балашов, Е.А. Герман, А.Г. Кузьмин// Ползуновский вестник. - 2006. - №4. - С. 48-53.
5. Балашов А.А. Газодинамические потери в адиабатных потоках поршневых двигателей /А.А. Балашов// Ползуновский вестник. - 2007. - №4. - С. 18-23.
6. Балашов А.А. Газодинамические потери в политропных потоках поршневых двигателей /А.А. Балашов// Ползуновский вестник. - 2007. - №4. – С. 24-28.
7. Балашов А.А. Изменение энтропии и газодинамических потерь в элементах системы газообмена поршневых ДВС./ А.А. Балашов, И.А. Карпов, Р.А. Вебер // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего востока. Научный журнал. – 2008. - №1. - С. 202-204.
8. Балашов А.А. Определение показателей изменения параметров газа в проточных каналах поршневых ДВС /А.А. Балашов, Р.А. Вебер, И.А. Карпов// Ползуновский вестник. - 2008. - №4. - С. 57-62.
9. Балашов А.А. Характер изменения энтропии и коэффициентов расхода в каналах газовоздушных трактов поршневых ДВС / А.А. Балашов, Р.А. Вебер, И.А. Карпов// Ползуновский вестник. - 2008. - №4. - С. 63-68.
б) авторские свидетельства:
10. А.с. №1145167 СССР. Голова цилиндров двигателя внутреннего сгорания /Г.В. Пыжанкин, А.А. Балашов, Л.В. Нечаев, М.В. Бояркин, А.М. Глущенко, Б.В. Сопов (СССР). – Заявл.19.07.82; Опубл. 15.03.85, Бюл. №10-3С.
11. А.С. №1643753 СССР. Выпускная система двигателя внутреннего сгорания /Г.В. Пыжанкин, А.А. Балашов, В.П. Пятков, В.Т. Толстов (СССР). - №4650838/06; Заявл.15.02.89; Опубл. 23.04.91, Бюл. №15-3 с.
в) в сборниках научных трудов, материалах международных конференций и других изданиях:
12. Балашов А.А. Расчетное определение проходного сечения кла-панов 4-х тактных дизелей в период продувки /А.А. Балашов, Л.В. Нечаев// Исследование рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания: сб. статей. - Ангарск, 1972. - С. 53-56.
13. Балашов А.А. К вопросу о методике исследования гидравлических (расходных) характеристик четырехтактного турбопоршневого двигателя /А.А. Балашов, Л.В. Нечаев// Исследование и совершенствование рабочего процесса, систем турбонаддува дизелей: тр. Алт. политехн. ин-та. – Барнаул, 1972. - Вып. 22. - С. 142-145.
14. Балашов А.А. Экспериментальное определение коэффициента расхода впускных клапанов дизелей АМЗ/ П.Ф. Ефремов, Л.В. Нечаев, А.А. Балашов, Л.В. Еременко// Исследования и совершенствование рабочего процесса, систем турбонаддува дизелей: тр. Алт. политехн. ин-та. - Барнаул, 1972. - Вып. 22. - С. 149-155.
15. Балашов А.А. Результаты статической и динамической продувки головки дизеля 3Д6 /А.А. Балашов, Л.В. Нечаев// Судовые силовые установки и механизмы: тр. НИИВТа. – Новосибирск, 1973. - Вып. 84. - С. 62-66.
16. Балашов А.А. Графоаналитическое определение эффективности использования «время-сечения» впускных клапанов турбопоршневого двигателя с учетом продолжительности обратных выбросов /А.А. Балашов, Л.В. Нечаев// Исследование рабочего процесса, динамики и систем наддува транспортных дизелей: тр. Алт. политехн. ин-та. - Барнаул, 1975. - Вып. 47. - С. 68-75.
17. Балашов А.А. К методике расчета коэффициентов расхода выпускных систем 4-х тактных дизелей по результатам статической продувки «холодным» и «горячим» газом /Г.М. Савельев, А.А. Балашов, М.П. Лоцманов// Исследование и совершенствование быстроходных дизелей: межвузовский сб. - Барнаул, 1978. - Вып. 1. - С. 132-146.
18. Балашов А.А. Уточненная методика статической продувки воздухом выпускных каналов дизелей /А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин, Г.М. Савельев// Актуальные проблемы двигателестроения: тезисы Всесоюзной науч. конф. - Владимир, 1987. - С. 185-188.
19. Балашов А.А. Методика разделения энергетических потерь в системах газообмена ДВС /А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин// Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: тезисы Всесоюзного научно- практ. семинара. - Владимир, 1989. - С. 46-48.
20. Балашов А.А. Возможность совершенствования показателей рабочего процесса двухтактного карбюраторного двигателя стабилизацией процесса сгорания /А.А. Балашов, Д.Д. Матиевский, А.Г. Кузьмин// Тезисы Всесоюзного науч.-практ. семинара. - Владимир, 1989. - С. 16-18.
21. Балашов А.А. Методика разделения газодинамических потерь в выпускных каналах двигателей /А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин// Тезисы по-стоянно действующего семинара. - Барнаул, 1990. - С. 39-40.
22. Балашов А.А. Анализ направлений повышения мощностных и экономических показателей двухтактного карбюраторного двигателя /А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин, В.А. Синицин// Тезисы докладов международной науч.-практ. конф. - Барнаул, 1993. - С. 55-56.
23. Балашов А.А. Методика расчета процесса газообмена двухтактного карбюраторного двигателя /Е.А. Герман, А.А. Балашов// Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: тезисы докладов. - Владимир, 1995. - С. 42-43.
24. Балашов А.А. Проблемы и результаты модификации конструкции малоразмерных ДК ДВС для средств малой механизации/ В.А. Синицин, А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин, Е.А. Герман// Математическое моделирование и исследование процессов ДВС: уч. пособие. – Барнаул: изд. АлтГТУ, 1997. - 10 с.
25. Балашов А.А. Статическая продувка газовоздушного тракта двухтактного лодочного мотора «Бийск-45» /А.А. Балашов, Е.А. Герман, В.А. Синицин, А.Г. Кузьмин// Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей: материалы IХ международной науч.-практ. конф. - Владимир, 2003. - С. 48-53.
26. Балашов А.А. Газодинамические потери во впускных и выпускных каналах ДВС /А.А. Балашов// III семинар вузов Сибири и дальнего востока по теплофизике и теплоэнергетике: тезисы докладов. - Барнаул — Новосибирск: изд-во ИТ СО РАН, 2003. - С. 25-26.
27. Балашов А.А. Статическая продувка газовоздушного тракта двухтактного лодочного двигателя «Бийск-45» /Е.А. Герман, А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин// III семинар вузов Сибири и дальнего востока по теплофизике и теплоэнергетике: тезисы докладов. - Барнаул — Новосибирск: изд-во ИТ СО РАН, 2003. - С. 16-17.
28. Балашов А.А. Методика обработки результатов статической продувки каналов двигателя /А.А. Балашов, Е.А. Герман// Повышение экологической безопасности автотракторной техники: сб. статей под ред. д.т.н., профессора, академика РАТ А.А. Новоселова; Российская академия транспорта, АлтГТУ им. И.И.Ползунова. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2004. - С. 62-67.
29. Балашов А.А. Стендовые испытания подвесного лодочного мотора «Бийск-45» /Е.А. Герман, А.В. Шашев, А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин// Повышение экологической безопасности автотранспортной техники: сб. статей РАТ. - Барнаул, 2005. - С. 70-84.
30. Балашов А.А. Расчетно-эксперементальный метод определения коэффициента расхода продувочных окон двухтактного двигателя с кривошипно-камерной продувкой /Е.А. Герман, А.А. Балашов, А.Г. Кузьмин// Ползуновский альманах. - 2005. - №4. - С. 157-162.
31. Балашов А.А. Статическая продувка выпускной системы ДВС /А.А. Балашов, Е.А. Герман, А.Г. Кузьмин, Е.М. Калюжный// Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения: тр. международной науч.-практ. конф. - Челябинск, 2006. - С. 35-39.
32. Балашов А.А. Направления повышения топливной эко-номичности и эффективности использования теплоты поршневых ДВС, работающих в составе энергетических установок / А.А. Балашов, И.А. Карпов, Е.А. Герман// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /Под ред. Д.Д. Матиевского, П.К. Сеначина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова.- Барнаул, 2007. – С. 66-67.
33. Балашов А.А. Политропное течение газа с газодинамическими потерями и внешним теплообменом по выпускным каналам ДВС/А.А. Балашов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /Под ред. Д.Д. Матиевского, П.К. Сеначина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул, 2007. – С. 90-92.
34. Балашов А.А. Адиабатное течение газа с газодинамическими потерями в проточных каналах ДВС/А.А. Балашов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /Под ред. Д.Д. Матиевского, П.К. Сеначина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул, 2007. – С. 92-96.
35. Балашов А.А. Адиабатное течение с потерями по каналам поршневых ДВС/ А.А. Балашов, И.А. Карпов, Р.А. Вебер// Фундаментальные прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф./ Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2008. - С. 146-150.
36. Балашов А.А. Определение газодинамических потерь и изменение энтропии в трактах газообмена поршневых ДВС/ А.А. Балашов, И.А. Карпов, Р.А. Вебер// Фундаментальные прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф./ Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2008. - С. 150-155.