Введение 3
1. Экономическая сущность банковских услуг 7
1.1. Понятие банковских услуг 7
1.2. Классификация розничных банковских услуг 15
1.3. Технологии продаж розничных банковских продуктов и услуг 21
2. Финансово-экономическая оценка предоставления банковских
услуг в ООО КБЭР «Банк Казани» 32
2.1. Общая характеристика услуг ООО КБЭР «Банк Казани» 32
2.2. Анализ структуры и динамики розничных банковских услуг ООО
КБЭР «Банк Казани» 42
3. Перспективы развития розничных банковских услуг 56
3.1. Проблемы и перспективы развития розничного рынка банковских услуг 56
3.2. Основные направления совершенствования технологий продаж
розничных банковских продуктов и услуг 60
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложения
Современные условия развития банковской системы определяют тенденцию к росту уровня универсализации коммерческих банков. Диверсификация деятельности банков в различных сферах финансово-банковских услуг, в том числе посредством развития банковских услуг населению и внедрения новых услуг - один из путей решения задачи адаптации коммерческих банков к постоянно изменяющимся условиям финансового рынка, разработки приоритетных рыночных ниш и сегментов. В этих условиях банки разрабатывают и предлагают на рынке все большее количество кредитных продуктов и услуг населению. При этом возникает проблема отслеживания конкурентоспособности услуг и исследования потенциального спроса на них.
В настоящее время одним из основных факторов успешной банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений. Данное утверждение вытекает из ряда предпосылок, характеризующих существующее на сегодняшний день положение экономики.
Во-первых, отношения банков с клиентами основаны на принципах партнерства. Это, в частности, означает, что банки проявляют постоянную заботу не только о сохранении, но и о приумножении капитала своих клиентов, предлагая им новые услуги, которые способствуют расширению финансово-хозяйственной деятельности, снижению издержек, развитию деловой активности и повышению ее доходности.
Второй причиной появления новых видов банковских услуг является конкуренция между банковскими институтами в условиях рыночных отношений. Для того чтобы выжить в условиях рынка, необходима много вариантность и нестандартность деловых решений, неординарность хозяйственных операций, внедрение инноваций во всех сферах деятельности банка.
Третьей причиной является развитие новых дорогостоящих банковских технологий. Именно научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще сейчас связывается с понятием инновационного процесса.
Выпускная квалификационная работа на тему «Услуги банков и перспективы их развития» содержит подробное описание того, чем занимаются современные российские банки, какие они предоставляют услуги, что производят для рынка, как каналы сбыта используют для своих продуктов. В частности, в работе использованы практические материалы ООО Коммерческого банка экономического развития «Банк Казани».
В выпускной квалификационной работе отображаются классические приемы и принципы организации банковского хозяйства, а также современные инструменты, которые применяет банк, обслуживая потребности предприятий, организаций и населения.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав.
В первой главе приводятся классификации, виды, формы предоставляемых банками услуг, дается определение и развернутая характеристика банковской услуги, отдельно рассматриваются новые банковские услуги в России.
Во второй главе особое внимание уделяется анализу структуры и динамики предоставления услуг анализируемой кредитной организации, дается подробное описание предоставляемых услуг Банка, отдельным вопросом рассмотрены вопросы эффективности и конкурентоспособности услуг кредитной организации.
В третьей главе рассмотрены основные направления развития рынка банковских услуг в Российской Федерации, проблемы и пути их решения, а также сформулированы основные выводы и рекомендации по совершенствованию спектра услуг ООО КБЭР «Банк Казани».
На сегодняшний день банкам приходится бороться за свое существование на рынке внедряя все новые и привлекательные для клиентов услуги, приходится более сконцентрировано относится ко всем сторонам своей деятельности.
Проблема внедрения нововведений в банковском бизнесе является весьма актуальным вопросом именно в связи с активным развитием банковского сектора, особенно в части предоставления услуг населению, предпринимателям и юридическим лицам по дополнительному финансированию и/или кредитованию их деятельности.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является перечень продуктов и услуг, осуществляемых Банком Казани.
Предметом исследования выступают банковские продукты и услуги.
Цель данной работы заключается в изучении видов банковских продуктов и услуг, их экономической сущности, влияние рынка на развитие банковских услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать сущность таких понятий, как «банковская услуга», «банковский продукт» и «банковская операция»;
- дать характеристику основным видам банковских услуг;
- рассмотреть новые банковские услуги в российском банковском секторе;
- проанализировать структуру банковских услуг по материалам Банка Казани;
- проанализировать эффективность осуществления услуг Банка;
- выявить проблемы и предложить пути их решения;
- оценить перспективы развития банковских услуг.
При разработке теоретических вопросов использовались методические, инструктивные и нормативные материалы Центрального Банка Российской Федерации, труды и книги научных деятелей страны по исследуемой теме, журналы и статьи исследовательских центров России, практические материалы Банка Казани.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержательной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
На основе изучения банковских услуг, проведенной в дипломной работе можно сделать следующие выводы.
Дано определение понятия «банковская услуга» по принципу разграничения понятий «банковская услуга», «банковская операция» и «банковский продукт». В этой связи, банковская услуга - это совокупность фактических или/и юридических действий банка, направленных на удовлетворение потребностей клиента. Таким образом, банковская услуга может включать в себя банковскую операцию, а может выступать отдельно, например-- консультационные и информационные услуги. Услуга может быть операцией, несколькими операциями, а операция не может быть услугой. Банковская операция - это законченное действие или ряд действий банка по оказанию банковской услуги, представляющих часть технологического процесса в работе кредитной организации. Под банковским продуктом понимают внешнее выражение банковской услуги, адаптированное к реализации клиенту в форме товара. Банковский продукт - материальная часть оформления банковской услуги - карта, сберегательная книжка, дорожный чек.
Изучив различные классификаций банковских услуг, в целом позволяет сказать, что спектр банковских услуг настолько разнороден, а критерии их дифференциации настолько разнообразны, что свидетельствует об их динамичном развитии.
Банк Казани работает в интересах развития столицы Республики Татарстан, укрепления ее экономики и поддержки благосостояния казанцев. Приоритеты Банка Казани - финансирование городского хозяйства и инфраструктуры, банковское обслуживание населения, кредитование малого и среднего бизнеса.
Поэтому приоритетным направлением деятельности банка и основу кредитного портфеля Банка Казани составляют кредиты, выданные муниципальным, инфраструктурным предприятиям. Среди корпоративных клиентов Банка - крупнейшие предприятия, обеспечивающие функционирование транспорта, энергоснабжение, водоснабжение в Казани. Также Банк обслуживает ряд частных крупных республиканских компаний и предприятий малого и среднего бизнеса.
Одновременно Банк Казани активно привлекает вклады населения. Гибкие условия линейки продуктов позволяют индивидуально подобрать вклад для каждого клиента. Банк регулярно индексирует процентные ставки в соответствии с рыночными условиями.
Банк предоставляет частным и юридическим лицам широкий и качественный спектр банковских услуг на уровне общепризнанных стандартов. Линейка продуктов для клиентов постоянно расширяется новыми выгодными вкладами, кредитными программами, проектами по совершенствованию сервисного обслуживания.
Высокие темпы роста числа корпоративных клиентов и физических лиц свидетельствует о том, что банк стремится наращивать, укреплять и диверсифицировать ресурсную базу банка, а также занимает сильные конкурентные позиции на рынке за счет преимущества по набору и качеству предоставляемых услуг.
На сегодняшний день Банк Казани входит в десятку крупнейших Татарстанских банков и обладает одной из самых обширных сетей собственных банкоматов, входящей в пятерку самых крупных в городе Казань, включающей более 40 банкоматов.
Банк Казани имеет хороший потенциал для внедрения новых банковских услуг, которые хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке, как кобрендинговые пластиковые карты, открытие металлических счетов, in-store banking и другие.
Таким образом, в России рынок банковских услуг переживает этап развития и совершенствования: появляются новые продукты, новые условия, все более привлекательные для клиентов. Совершенствуя законодательную базу и учитывая мировой опыт банковских услуг, российские банки сориентировались на кредитование и обслуживание реального сектора экономики, улучшение качества банковских услуг, развитие рынка инвестиционных услуг и технологий.
Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что российским банкам необходимо укреплять свои позиции на российском рынке банковских услуг и использовать опыт иностранных банков.
1. Артемьев С. С. Математическое и статистическое моделирование в финансах / С. С. Артемьев, М. А. Якунин. - Новосибирск : ИВМиМГ СО РАН, 2016. - 173 с.
2. Абаева Н. П. Классификация банковских услуг / Н. П. Абаева, Л. Т. Хасанова // Финансы и кредит. - 2016. - № 24. - С. 16-21. - Библиогр.: с. 21 (8 назв.).
3. Андреева А. В. Особенности конфликтно-динамической концепции стратегического маркетинга на посткризисном рынке банковских услуг / А. В. Андреева // Terra Eco№omicus. - 2015. - Т. 8, № 3-3. - С. 84-89. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
4. Анисимова А. И. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию (на примере двух российских регионов) / А. И. Анисимова, А. В. Верников // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. - С. 53-62. - Библиогр.: с. 61-62 (31 назв.).
5. Банковский менеджмент : учеб. / E. Ф. Жуков [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 303 с. - Библиогр.: с. 300 (16 назв.).
6. Банковский менеджмент : учеб. / О. И. Лаврушин [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2015. - 554 с.
7. Банковское дело : розничный бизнес : учеб. пособие / Г. Н. Белоглазова [и др.]. - М. : КноРус, 2010. - 413 с.
8. Банковское дело. Экспресс-курс : учеб. пособие / О. И. Лаврушин [и др.]. - 4-е изд., стер. - М. : КноРус, 2015. - 348 с.
9. Банковское дело : учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. - М. : Юрайт, 2012. - 590 с.
10. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка : учеб. / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - М. : Юрайт, 2016. - 422 с.
11. Богданова С. Национальная платежная система России: какой ей быть? / С. Богданова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2017. -№ 7/8. - С. 21-23.
12. Бокова Ф.М. Исследование эффективности и качества банковских услуг / Ф. М. Бокова // Инженерный вестник Дона. - 2016. - Т. 15, № 1. - С. 504¬514. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
13. Большедворова С.А. Совершенствование методов продвижения банковских продуктов ДБ АО «Сбербанк России» в целях завоевания рынков / С. А. Большедворова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2011. - № 8. - С. 26-35. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
14. Вершинская О. Н. Потребление российским населением современных банковских услуг и электронная коммерция / О. Н. Вершинская, О. Ю. Бестужева, Т. В. Юдин // Информационное общество. - 2015. - № 3. - С. 51-60. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
15. Головко Ю. В. Сегментация и визуализация - инструменты продвижения в банковской сфере / Ю. В. Головко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 4. - С. 320-329.
16. Гончарук А. С. Институциональные аспекты развития сегмента розничных банковских услуг : автореф. / А. С. Гончарук ; Сев.-Осет. гос. ун-т. - Владикавказ : Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та, 2012. - 26 с.
17. Гончарук А. С. Качественный сервис и основные направления его совершенствования на рынке розничных банковских услуг / А. С. Гончарук // Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ. -
2011. - № 33. - С. 97-104. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа
:http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
18. Дашков, Л. П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011. - 911 с.
19. Деньги. Кредит. Банки : учеб. / О. И. Лаврушин [и др.]. - 9-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 559 с.
20. Доржиев С. Что значит по-новому понимать клиента? / С. Доржиев // Банковские технологии. - 2016. - № 10. - С. 24-26.
21. Дремина Г. А. Инструменты повышения эффективности банковских услуг в условиях финансовой нестабильности / Г. А. Дремина // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 3. - С. 160-164. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
22. Егорова Н. Е. К вопросу о соотношении категорий «банковская операция», «кредитная операция», «банковская сделка» / Н. Е. Егорова // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 2. - С. 170-177. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
23. Ермаков С. Л. Основы организации деятельности коммерческого банка : учеб. / С. Л. Ермаков, Ю. Н. Юденков. - М. : КноРус, 2009. - 645 с.
24. Завьялова Л. В. Обслуживание физических лиц в коммерческом банке: методологический и организационный аспекты / Л. В. Завьялова, С. В. Узинская // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 147-157. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
25. Загородников С. В. Финансы и кредит : учеб. пособие / С. В. Загородников. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2009. - 288 с.
26. Заернюк В. М. Экономическая модель развития рынка банковских услуг: концептуальный подход В. М. Заернюк, Л. И. Черникова // Финансы и кредит. - 2012. - № 7. - С. 41-48.
27. Захарян К. В. Формирование себестоимости розничного банковского продукта / К. В. Захарян // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2009. - № 1. - С. 131-134. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
28. Курбатов А.Я. Банковское право россии 2-е изд. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 525 с.
29. Новаторов Э. В. Многомерная сегментация и стратегии охвата рынка в банковской сфере / Э. В. Новаторов // Банковское дело. - 2011. - № 10. - С. 67¬69.
30. Орлов Е. Стратегии и методы ценообразования в кредитных организациях / Е. Орлов // Вестник Института экономики РАН. - 2009. - № 1. - С. 209-216. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
31. Решетникова Т. В. Сущность понятий "банковская услуга" и "банковский продукт" и их роль в раскрытии предмета деятельности банка / Т. В. Решетникова, А. И. Серебренникова // Миссия образования в формирующейся новой экономике : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию фил. Урал. гос. экон. ун-та в г. Н. Тагил. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 1. - С. 154-159.
32. Рожков Ю. В. О сущности расчетно-платежной системы / Ю. В. Рожков, Е. Н. Глущенко // Сибирская финансовая школа. - 2009. - № 6. - С. 123-126. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
33. Солонец Н. М. Удаленное банковское обслуживание: преимущества и перспективы развития / Н. М. Солонец, И. В. Партина // Евразийское экономическое пространство: проблемы и тенденции развития : материалы XII Всерос. форума молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 22-23 апр. 2009 г.) / отв. за вып. Ю. Э. Слепухина. - Екатеринбург, 2009. - Ч. 1. - С. 130-131.
34. Старенков М. Ю. Компетентностные императивы
клиентоориентированного развития сферы банковских услуг : автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Ю. Старенков ; Юж. федер. ун-т. - Ростов н/Д, 2012. - 28 с.
35. Ступак В. А. Инвестиции и новые кредитные продукты в практике российских банков / В. А. Ступак // Научные исследования. Серия: Общественные науки. - 2009. - № 3. - С. 28-34. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
36. Терновский Д. Н. Инновационные банковские продукты в кредитовании малого и среднего бизнеса : автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / Д. Н. Терновский ; Марийс. гос. техн. ун-т. - Йошкар-Ола, 2012. - 19 с.
37. Тультаев Т. А. Развитие конкурентного потенциала электронной коммерции в сфере расчетов и платежей : автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. А. Тультаев ; Моск. акад. предпринимательства при Правительстве Москвы. - М., 2011. - 26 с.
38. Швед Д. Е. О понятиях "банковский продукт" и "банковская услуга" / Д. Е. Швед // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 1. - С. 56-64. - Библиогр.: с. 64 (17 назв.).
39. Шишов С. Н. Современное состояние российского банковского рынка розничных карточных продуктов / С. Н. Шишов // Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов. - 20. - № 2. - С. 166-169. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
40. Риск-менеджмент в коммерческом банке/ Коллективная монография под ред. И.В. Ларионовой. - М.: КНОРУС, 2014.
41. Свиридова Н. И. Инновации в российской банковской системе / Н. И. Свиридова // Банковское дело. - 2011. - № 9. - С. 46-48.
42. Связанные одной сетью : [интернет-банкинг] // Деловое
совершенство. - 2016. - № 7. - С. 32-34.
43. Семагин И. А. Методология управления инновациями в коммерческих банках : автореф. / И. А. Семагин ; Марийс. гос. техн. ун-т. - Йошкар-Ола, 2011. - 42 с.
44. Сидоренко С. Ю. Учетно-аналитическое обеспечение как инструмент управления стоимостью банковских услуг / С. Ю. Сидоренко // Сибирская финансовая школа. - 2010. - № 3. - С. 37-41. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
45. Скрыпник Е. Ю. Оценка кредитного риска розничных банковских
продуктов на стадии предоставления кредита / Е. Ю. Скрыпник // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2010. - № 2. - С. 221-230. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://elibrary.ruдля доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
46. Смольников В. А. Развитие системы банковских услуг как инструмента логистической поддержки бизнеса (на примере инвестиционно- промышленной группы "Евразия"): автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / В. А. Смольников ; Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. - М., 2010. - 23 с.
2. Электронные ресурсы
47. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Стратегия развития экономики - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2017. - Режим доступа: htpp:// www.minfin.ru
48. Центральный банк РФ [Электронный ресурс] : Статистика
банковского сектора - Официальный сайт Центрального банка РФ, 2017. - Режим доступа: http:// www.cbr.ru
49. 000 КБЭР «Банк Казани» [Электронный ресурс] : Годовая отчетность банка за 2016 год - Официальный сайт ООО КБЭР «Банк Казани», 2017. - Режим доступа: http:// www.bankofkazan.ru
50. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Социально-экономические показатели в России - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2017. - Режим доступа: http://www.gks.ru