Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансово-кредитные технологии развития особых экономических зон

Работа №49480

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретико-методические основы формирования финансово-кредитных
технологий особых экономических зон 7
1.1. Понятие финансово-кредитных технологий 7
1.2. Сущность особых экономических зон и их роль в экономике 16
1.3. Государственное финансирование ОЭЗ в России 23
2. Анализ функционирования особых экономических зон в России 30
2.1. Современное состояние развития особых экономических зон в России30
2.2. Анализ финансово-кредитных технологий развития особых
экономических зон 45
3. Проблемы и перспективы финансово-кредитных технологий развития
особых экономических зон 56
3.1. Проблемы функционирования особых экономических зон в России ... 56
3.2. Перспективы развития финансово-кредитных технологий в особых
экономических зонах России 64
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложения

Действующая модель экономического роста в России неспособна гибко реагировать на новые вызовы, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами, в связи с чем требуется пересмотр подходов к стимулированию экономического роста. Необходимость серьезных социально-экономических преобразований российского общества и государства требует поиска путей и средств, направленных на достижение стабилизации и последующего экономического роста, как в масштабах экономики страны в целом, так и отдельных регионов страны и отраслей народного хозяйства.
Мировой опыт свидетельствует о том, что одним из таких путей является практика развития свободных экономических зон.
Экономика нового поколения - прежде всего, прозрачная и комфортная среда для развития высокотехнологичного бизнеса. Условия, необходимые для локализации производств и привлечения конкурентных инвестиций в экономику страны, созданы и развиваются на территории особых экономических зон. За короткий срок особые экономические зоны смогли стать ключевыми точками притяжения высокотехнологичных предприятий и интеллектуального капитала.
В России особые экономические зоны (ОЭЗ) представляют собой способ перспективного привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, роста предпринимательского потенциала и конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Создание особых экономических зон не является прерогативой только нашей страны. ОЭЗ создаются как в развитых, так и развивающихся странах в целях роста экономики и регионального развития, принося свой вклад в экономику государств.
Государство создает особые экономические зоны для развития ряда территорий посредством роста их привлекательности, экспорта, расширения импортозамещения, создания новых рабочих мест и роста бюджетных доходов.
На территориях особых экономических зон действует особый режим для развития бизнеса: государственное финансирование инфраструктурных объектов, налоговые и таможенные льготы, упрощение административного режима. Все это делает особые экономические зоны привлекательными для инвестирования.
Анализ функционирования особых экономических зон в мировой практике показывает, что эффективные механизмы перераспределения государственных и частных ресурсов являются одним из факторов успеха их развития. В связи с чем исследование формирования финансово-кредитных технологий особых экономических зон является особо актуальным.
Целью данной работы является изучение всего спектра финансово- кредитных технологий, используемых в целях развития особых экономических зон.
Объект исследования - особые экономические зоны России.
Предмет исследования - финансово-кредитные технологии, используемые на предприятиях в особых экономических зонах России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие финансово-кредитных технологий;
- изучить сущность особых экономических зон и их роль в экономике;
- изучить государственное финансирование особых экономических зон в России;
- исследовать современное состояние развития особых экономических зон в России;
- провести анализ финансово-кредитных технологий развития особых экономических зон;
- определить проблемы функционирования особых экономических зон в России;
- определить перспективы развития особых экономических зон в России.
Теоретической и методологической основами исследования являются фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области макро- и микроэкономики, управления социально-экономическим развитием территорий.
Изучением развития ОЭЗ в России занимались такие ученые, как Е.М. Бухаров, Е.Н. Быкова, Ю.Н. Волкова, Н.П. Воловик, Р.И. Зимеков, С.В. Куприянов, К. Лиухто, Р.А. Мусарев, П.В. Павлов, И.В. Передкова, К.И. Плетннев, С.В. Приходько, М.В. Рязанцева, Н.В. Смородинская, Л.Э. Фатихова и другие.
Исследование основано на методологии системного подхода, общенаучных методах познания, статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, ретроспективный анализ, группировка и классификация).
Нормативной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, сведения Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, материалы научных публикаций и статей, монографий.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из механизмов стимулирования экономического роста в регионах является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ). Началом существования ОЭЗ можно считать 2005 г., когда был принят Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Однако по истечении практически десятилетнего периода данный механизм не оправдал ожиданий относительно его эффективности. Счетной палатой при анализе деятельности ОЭЗ были сделаны выводы, что условно-эффективной можно признать деятельность лишь нескольких из них.
В связи с изменяющимися условиями функционирования ОЭЗ в работе рассмотрены меры по изменению подходов к управлению и финансированию, что позволит повысить эффективность данного механизма.
Особая экономическая зона согласно законодательству - часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Основной целью создания ОЭЗ является в первую очередь развитие определенных отраслей экономики: обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных производств, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры.
Исходя из поставленных целей, а также в зависимости от того, какими видами деятельности могут заниматься резиденты в рамках отдельной ОЭЗ, определены 4 вида ОЭЗ, которые могут быть созданы в России: промышленно-производственные; технико-внедренческие; туристско- рекреационные; портовые.
В России ОЭЗ предоставляют резидентам особый режим предпринимательской деятельности, который включает следующие преференции: налоговые льготы; система «одного окна»; инфраструктура, которая создается за счет бюджетных средств; свободная таможенная зона (за исключением туристско-рекреационных зон).
Налоговые льготы включают снижение ставки налога на прибыль до 15,5% для портовых и промышленно-производственных зон и до 13,5% для технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, освобождение от налогов на землю и имущество, от транспортного налога на пять и более лет, возможность применения повышающего коэффициента 2 к основной норме амортизации и некоторые льготы при привлечении иностранных специалистов.
Достижение целей создания ОЭЗ сопряжено со значительными объемами инвестиций как со стороны государства, муниципальных образований, так и со стороны частных инвесторов. За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов должно финансироваться создание объектов транспортной, социальной, инженерной, инновационной и прочих инфраструктур ОЭЗ. Резиденты ОЭЗ также обязаны осуществить капитальные вложения в целях ведения своей деятельности в рамках ОЭЗ.
ОЭЗ является одним из нефинансовых институтов, так же как и технопарки, промышленные парки, центры трансфера технологий, бизнес- инкубаторы, центры содействия энергоэффективности и прочие структуры, задачей которых является создание условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
На момент начала 2017 г. в России действуют 26 ОЭЗ, созданных на основе Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Проведенный анализ их деятельности показал рост основных показателей функционирования ОЭЗ - объема привлечения инвестиций, количества резидентов, но полная экономическая окупаемость в большинстве ОЭЗ еще не наступила.
Как правило, в течение первых 5-10 лет заметных бюджетных эффектов от особых экономических зон не возникает. Тем не менее, улучшается имидж региона, увеличиваются инвестиции, начинает развиваться бизнес на смежной с зоной территории, где нет льготного режима, в связи с чем ОЭЗ являются действенным инструментом поддержки экономики.
Минэкономразвития России внесло в Правительство проект распоряжения о закрытии десяти особых экономических зон. Поводом для такого решения стали факты низкой эффективности ОЭЗ. Кроме этого, Счетной палатой выявлено множество нарушений бюджетного законодательства ОЭЗ и фактов неэффективного управления, что привело к отказу резидентов участвовать в инвестировании проектов и даже к ситуации возможности досрочного прекращения функционирования ОЭЗ.
По итогам заседания Коллегии был сделан вывод, что в настоящее время назрела необходимость инвентаризации имеющихся механизмов развития экономики с помощью зонирования территорий, объективной их оценки и ликвидация неэффективных инструментов с целью концентрации финансовых ресурсов на действенных инструментах.
Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит проблема функционирования и развития особых экономических зон. Это связано с тем, что их создание не приносит ожидаемых результатов ни в одном направлении: ни в привлечении инвестиций, ни в создании новых рабочих мест, ни в развитии каких-то технологий. Из существующих ОЭЗ функционирует только часть, и те не в полной мере.
В целях совершенствования применения финансово-кредитных технологий для финансирования ОЭЗ и ее резидентов предложено использование новой финансовой технологии - краудфандинга. Основными характеристиками выбора наиболее эффективной краудфандинговой платформы для реализации инвестиционного решения предприятия являются объем финансирования, привлеченного платформой, количество и процент успешных сделок, посещаемость платформы, используемая модель финансирования (вид краудфандинга), способ финансирования (гибкий или фиксированный), размер платы, взимаемый с инициатора проекта, соответствие предприятия требованиям, которые предъявляют платформы к своим участникам.
Среди других перспективных механизмов финансирования инвесторов- резидентов развития ОЭЗ выделены: продажа долей участия в капитале; публичное размещение акций предприятия; инновационный ваучер.
В качестве совершенствования технологий финансирования ОЭЗ предлагаем разделение зон на федеральные и региональные с изменением форм финансирования региональных зон на субсидирование региона, ответственного за развитие своих ОЭЗ.



1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] //СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 15.01.2018)
2. О внесении изменений в федеральный закон «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 № 365-ФЗ. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122461(дата обращения: 14.01.2018).
3. О порядке оценки эффективности функционирования особых
экономических зон: постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 г. № 643 [Электронный ресурс] // Официальный сайт
Министерства экономического развития Российской федерации / Департамент стратегического управления программ и бюджетирования. 2016. Режим
доступа: http: //www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/con cept/doc1248450453794 (дата обращения 14.01.2018).
4. О порядке оценки эффективности функционирования особых
экономических зон: постановление Правительства РФ от 07 июля 2016 № 643. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/laws/acts/55/545251.html(дата
обращения: 14.01.2018).
5. О приватизации государственной и муниципальной собственности: федер. закон РФ от 21.12.2001 №178-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 17.01.2018)
6. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. - 2005. - Ст. 2. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22673(дата обращения: 15.01.2018)
7. Fintech Definition [Электронный ресурс] // Fintech Weekly. - Кельн,
2015. Режим доступа: https://www.fintechweekly.com/fintech-definition(дата обращения: 16.01.2018)
8. Rosenau P. Public-Private policy partnerships [Text] / P. Rosenau // Cambridge. - MA: MIT press, 2000.
9. Williamson O. The economic Institutions of Capitalism [Text] / O. Williamson. - New York: free press, 1985.
10. Агафонова О.А. Оценка эффективности налоговых преференций, предоставляемых резидентам особых экономических зон // Вестник ТОГУ. - 2011. - № 1. - С. 197-206.
11. Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Необходимость внедрения системы внутреннего контроля на предприятии и пути совершенствование. В сборнике статей: Новая наука: Теоретический и практический взгляд. Ответственный редактор Пилипчук И.Н., 2016. - С. 245-247.
12. Александров А.М. Финансы и кредит. - М., 1948. - C. 38.
13. Аристов Л.С. Особые экономические зоны: сравнительный анализ опыта США и России // Экономика. Государство. Общество. - 2013. - № 13. - С.14-18.
14. Безикова Е.В. Государственное финансирование и государственная поддержка особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 3(5). - С.5¬10.
15. Безпалов В. В. Проблемы функционирования особых
экономических зон в России [Электронный ресурс] / В. В. Безпалов, Е. А. Ломакина // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - №1(45). - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/problemy-
funktsionirovaniya- osobyh- ekonomicheskih-zon- v-rossii (дата обращения: 15.01.2018)
16. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2017 / И.В. Голубкин, М.М. Бухарова, Л.В. Данилов и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. - М.: АКИТ, 2017. - 148 с.
17. Более половины государственных грантов на инновации расходуются впустую [Электронный ресурс] - М. 2012. - Режим доступа: http:// polit.ru/news/2011/10/13/jamp_NAIRIT(дата обращения: 14.01.2018).
18. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 41-50.
19. Волгина Н. А. Международная экономика. М.: ЭКСМО, 2015. - 408 с.
20. Воронова Е.А. Современное состояние особых экономических зон в России. - Спб., 2017. - С.11-12.
21. Вранович Е. В. Инвестиции в особые экономические зоны как механизм привлечения венчурного капитала // Вестник АГТУ. - 2015. - №3. - С. 83-91.
22. Годовой отчет АО НИТ ОЭЗ «Алабуга» за 2016 год
23. Горевский А.С., Мягкова Т.Л. Специфика банковских кредитных
технологий [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - Режим доступа: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=5262(дата обращения: 24.01.2018).
24. Гребенникова В.А., Вылегжанина Е.В. Векторы и методы развития института администрирования доходов бюджета в Российской Федерации // Международный научный журнал, 2015. - № 3. - С. 16-22.
25. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Нод ред. Г.Н. Белоглазовой. М.: Высшее образование, 2015. - 228 с.
26. Дикарева И.А. Нонятие и основные виды финансового рынка // Экономика и социум. - 2017. - №4(35) . - С.68-70.
27. За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://audit.gov.ru/press_center/news/26369(дата обращения: 15.01.2018)
28. Зельднер А.Г. Условия функционирования и эффективность использования инвестиционно-инновационных возможностей особых технико-внедренческих зон России. М.: Институт экономики РАН, 2012. - 41 с.
29. Зельднер А.Г., Козлова С.В. Система показателей для оценки функционирования и мониторинга особых экономических зон // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 56. - С. 62-68.
30. Зубарев А.Е., Федорова В.А. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник ТОГУ. - 2014. - № 4. - С. 153-160.
31. Как краудфандинг заменил собой классические инвестиции [Элек-тронный ресурс] / Режим доступа: http://investorzzz.ru/blogi/blogi-
investory/kak-kraudfanding-zamenil-soboj-klassicheskie-investicii/
32. Камдин А. Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне / А. Н. Камдин, И. Г. Ельмеева // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 312-317.
33. Колчеданцева Е. А. Понятие особой экономической зоны / Е. А. Колчеданцева // Вестн. ЮжноУрал. гос. ун-та. Сер.: Право. - 2010. - № 18, вып. 22. - С. 77-79.
34. Коробова О. В. Управление особыми экономическими зонами в РФ : проблемы и перспективы / О. В. Коробова, В. В. Жариков, В. В. Беспалов // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 5. - С. 279-284
35. Кузнецова О.В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная экономика. - 2016. - №4. - С.129-152.
36. Кучинская А. В. Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым экономическим зонам территории в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - №3. - С. 34-38.
37. Макареня Т.А. Государство и бизнес: институциональная среда взаимодействия центров ответственности на региональном уровне / Т.А. Макареня, И.Ц. Хазагаева // Региональная экономка: теория и практика. - 2013. - № 13. - С. 37-44.
38. Меджидов З.У. Особенности функционирования и оценка эффективности особых экономических зон в Российской Федерации / З.У. Меджидов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 1. - С. 54-70.
39. Международная деловая газета Financial Times [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ft.com
40. Минакир П.А. Эволюция пространственных экономических теорий / П.А. Минакир // Трансформация социально-экономического пространства регионов России: вопросы теории и практики. Пленарные доклады всероссийской научно-практической конференции 20-21 декабря 2012 г. - ИПРЭ РАН. СПб. : ГУАП, 2013. - С. 63-74.
41. Молдован А. А. Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dlib.rsl.ru/loader/view/01003164014?get=pdf(дата обращения: 15.01.2018)
42. Окунь С., Скоробогатько Д. Особые зоны по специальным ценам // Коммерсант. - 2016. - № 101. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3008286(дата обращения: 10.01.2018).
43. Особые экономические зоны / Приходько С.В., Воловик Н.П. - М.: ИЭПП, 2012. - 167 с.
44. Отчет о результатах контрольного мероприятия [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.ach.gov.ru/upload/iblock/af3/af3cb9a7025f1dee9b62582497ff9862.pdf(дата обращения: 15.01.2018).
45. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2016 год и за период с начала функционирования особых экономических 
http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/760efdea-088e-4a8a-8db7- 28b51c9097fa/oez2016otchet.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=760efdea-088e- 4a8a-8db7-28b51c9097fa/(дата обращения: 15.01.2018).
46. Отливанская Г.А. Перспективы и возможности применения краудфандинга в инвестиционной деятельности предприятий Украины // Проблемы экономики. - 2017. - № 2. - С.276-281.
47. Практика применения концессионных соглашений для развития
региональной инфраструктуры в России. - М.: Центр развития
государственно-частного партнерства, 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.pppcenter.ru/assets/docs/ppp+.pdf(Дата обращения: 18.01.2018).
48. Самсонова О. С. Эффективность функционирования особых экономических зон // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. - 2014. - №2. - С.37-39
49. Смородинская Н. А., Капустин А.А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. - 2013. - № 2. - С.54-57.
50. Ставка на перемены // Финансы и развитие. 2017. - №9. - С.26-29.
51. Старостина М.И. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. - № 8. - С. 13-30.
52. Суворова М.Е. Создание и управление особыми экономическими зонами в регионах России // Стратегия устойчивого развития регионов России, 2013.- № 13. - С. 28-35.
53. Углицких О.Н., Инновации на финансовых рынках и их место в развитии современной экономики // Управление финансами. - 2016. - № 11. - Т. 2. - С. 183 - 188.
54. Филатов Ю.Н., Горчакова Е.А. Роль особых экономических зон в социально-экономическом развитии регионов // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, 2012. - № 3. - С. 338-340.
55. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 288 с.
56. Финансы СССР. 1987. - № 3. - С. 63
57. Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 6. - С 79-91.
58. Хафизова А.Р. Налоговое администрирование в системе администрирования доходов бюджетов // Экономические науки, 2015. - № 127. - С. 115-118.
59. Цыбульский А. В начале пути каждая ОЭЗ - это абсолютно венчурный проект / А. В. Цыбульский // Ведомости. - № 3849. - 10.06.2015.
60. Эксперты РБК: «ОЭЗ «Алабуга» пока подтверждает статус
эффективной» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/01/04/2016/56fe124e9a79475e473b4fcc
61. Янков К.В., Моисеев А.К., Евграфов Д.А. Проблемы и перспективы развития особых. экономических зон в России // Казанский экономический вестник. - 2016. - № 3 (26). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kpfu.ru(дата обращения: 18.01.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ