ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЛАВА. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Основные проблемы и художественные особенности современной
прозы для подростков 7
1.2. Образы ребенка (подростка), педагогов и семьи в современной прозе
для подростков 13
II ГЛАВА. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Научно-методические основы применения технологии проектной
деятельности на уроках литературы 24
2.2. Специфика организации и содержания проектной работы при изучении
современной прозы для подростков 29
2.2.1. Разработка исследовательского проекта «Жанр дневник в творчестве
М.Аромштам» 29
2.2.2. Разработка творческого проекта «Подарок для Ритки» 31
2.2.3. Разработка ролево-игрового проекта «Современная детская проза» 39
2.2.4. Разработка практико-ориентированного проекта «Современная проза для подростков: рекомендации для учащихся и учителей» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Одной из самых противоречивых, сложных проблем современного школьного курса литературы является изучение современной прозы для подростков. Если пол века назад подрастающему поколению предлагались для прочтения книги А.Гайдара «Тимур и его команда», А.Фадеева «Молодая гвардия», Ж.Верна «Дети капитана Гранта», А.Беляева «Человек-амфибия» и др., и оно радостно отзывалось на это предложение, то сегодняшнего искушенного медиа технологиями, цифровыми технологиями подростка заинтересовать тем или иным произведением не так легко. Еще сложнее анализировать на уроках литературы произведения современных писателей о современных детях. Современные издательства предлагают для чтения подростков такие книги как «Когда отдыхают ангелы», «Как дневник. Рассказ учительницы» М.Аромштом, «Три твоих имени» Д.Сабитовой, «Класс коррекции» Е.Мурашовой, «35 кило надежды» А.Гавальды, «Прежде чем я упаду» Л.Оливер и др. Однако изучение таких произведений в школе будет иметь одну особенность - учитель не сможет опереться на авторитетные источники, разъясняющие, как следует толковать произведения, каковы их достоинства и недостатки, какие произведения следует выбрать для чтения или анализа в классе. Отзывы же о произведениях достаточно противоречивы, поэтому педагог вольно или невольно должен будет ориентироваться отчасти на собственное литературное и педагогическое чутье, отчасти на отзывы и индивидуальные особенности обучающихся. Если читая А.С. Пушкина или Ф.М. Достоевского, учащиеся ориентируются на созданный до них хрестоматийный образ и воспринимают написанное как нечто идеальное, хотя и не совсем для всех понятное, то работа с современными произведениями раскрепощает их, дает право выразить собственное отношение. Несомненный плюс данного обстоятельства заключается в том, что независимо от того, положительным или отрицательным является впечатление обучающегося от прочитанного, они в процессе чтения вступают в диалог с автором, соглашаясь или внутренне споря с ним. Активные формы обучения, одной из которых является проектная деятельность, поддерживают читательский интерес, активность, способствуют формированию читательской культуры. Кроме того, именно проектная деятельность учащихся, по мнению исследователей, «позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала» [29, с.5]. Таким образом, актуальность темы «Организация проектной деятельности при изучении в школе современной прозы для подростков» объясняется несколькими факторами:
- практически отсутствием систематизации критических и научных трудов о современной прозе для подростков;
- отсутствием серьезных методических работ по изучению современной прозы для подростков в школе;
- недостаточной разработанностью методики внедрения проектной технологии при изучении современной прозы.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили:
- труды, посвященные проблемам организации и педагогическим условиям освоения учителями проектной деятельности вообще и исследовавших особенности организации проектной деятельности на уроках литературы в частности (И.Сергеев, Е.Полат, О.Сафонова, Е.Ерохина, Л.Ахмадишина и др.);
- труды, посвященные проблемам культуры чтения, восприятия и интерпретации художественного текста (О.Чубарьян, О.Гальчук, М.Гринева и др.);
- исследования по проблемам современной подростковой прозы (Е.Галицких, Т.Бобина и др.).
Объект выпускной квалификационной работы - процесс изучения современной прозы для подростков на уроках литературы.
Предметом работы являются методические условия изучения современной прозы для подростков (произведения: М.Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы», «Когда отдыхают ангелы»; Д.Сабитовой «Три твоих имени» и Л.Оливер «Прежде чем я упаду») по технологии проектной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - обобщить методические наработки в области организации проектной деятельности при изучении современной прозы для подростков.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Выявить литературоведческие основы изучения современной прозы для подростков, а именно: определить область поднимаемых проблем в произведениях, выявить жанровые и художественные особенности и особенности функционирования образов детей-подростков и взрослых (педагогов и родителей).
2. Определить научно-методические основы и тенденции в применении технологии проектной деятельности на уроках литературы.
3. Выяснить специфические стороны организации и содержание проектной работы при изучении современной прозы для подростков.
4. Предложить методические разработки творческого,
исследовательского, ролево-игрового и практико-ориентированного проекта по изучению современной прозы для подростков.
Методы работы. Во время написания работы были использованы следующие методы и приемы научного исследования:
- теоретический метод (анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы в свете проблем выпускной квалификационной работы);
- сравнительно-типологический метод (анализ современных произведений, ориентированных на читателя-подростка);
- социолого-педагогический (анализ учебно-методической литературы, сайтов учителей-практиков в рамках темы выпускной квалификационной работы).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что в ней систематизируется и анализируется современная проза для подростков с точки зрения целесообразности ее изучения на уроках литературы; научно обосновывается педагогическая целесообразность использования технологии проектной деятельности при изучении прозы для подростков.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания современной русской литературы в школе.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней представлен довольно подробный анализ некоторых произведений современной прозы для подростков, а также в работе представлены оригинальные разработки проектных работ по литературе, позволяющие учащимся погрузиться в произведение, эффективно сотрудничать и общаться с другими людьми (чаще - с одноклассниками), формировать читательскую культуру и стремление к творческой самореализации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Исследование организации проектной деятельности в условиях школы не является чем-то принципиально новым ни в педагогике, ни в методике преподавания литературы. Известно, что проектная деятельность активно внедрялась в школьную практику в начале ХХ века, однако потерпела крах, в современной школе технология проектной деятельности по-новому осмысляется и также приобретает все большую популярность. Несмотря на то, что условия и методика проведения проектных работ при изучении разных предметов, разных тем неоднократно исследовались учеными, в том числе и в монографическом плане, остаются некоторые аспекты, которые были обделены вниманием. Среди таковых - организация проектной деятельности при изучении в школе современной прозы для подростков. Прежде всего, это объясняется тем, что творчество современных авторов, пишущих для подростков, вообще мало изучено. В данной работе в качестве материала для выполнения школьниками проектных работ предлагаются произведения Д.Сабитовой «Три твоих имени», Л.Оливер «Прежде чем я упаду», М.Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» и «Когда отдыхают ангелы». Однако издательства предлагают богатый выбор книг для чтения подростков, поэтому на уроках внеклассного чтения, кроме предложенных нами произведений возможно их сравнительное исследование с другими, если такая работа предполагается темой проекта.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена анализу вышеназванных произведений. Выявлено, что часто произведения посвящены теме взросления ребенка-подростка, причем в разных произведениях условия взросления, характеры героев сильно отличаются. В центре внимания авторов три составляющих мира подростка - они сами (подростки), родители и педагоги. С данными ключевыми образами связана проблематика произведений: жестокость и равнодушие взрослых к детям (Д.Сабитова, «Три твоих имени»); жестокость подростков по отношению к сверстникам (Л.Оливер, «Прежде чем я упаду»); проблема роли педагога в процессе личностного самоопределения школьников (М.Аромштам, «Когда отдыхают ангелы»).
Именно на примере судьбы подростка, его мироощущения наиболее явно раскрываются изъяны современного общества, опаснейшим из которых является разрушение нравственных ценностей. Крах нравственности ощущается не только в образах и поступках героев- подростков, а чаще всего, наоборот, в поступках и мыслях взрослых. Если алкоголизм и равнодушие к своим детям в семье Новак воспринимается как абсолютное зло, то разрушение нравственных ценностей в положительном образе Марсем, предлагаемые автором как честность, откровенность, свидетельствуют о невидимом на первом взгляд зле - подмене нравственных понятий.
Подростками в современной прозе выступают дети разного возраста (учащиеся «раннего пубертата» (М.Аромштам) и выпускники школ (Л.Оливер)), разных стран (российские школьники в произведениях М.Аромштам и американцы в романе Л.Оливер).
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена особенностям организации проектных работ по произведениям современной прозы для подростков. Нами предложены разработки творческого, исследовательского, ролево-игрового и практико-ориентированного проектов.
Разработка творческого проекта содержит задачи и особенности реализации каждого этапа проекта, а именно этапов ориентирования, планирования, сбора информации, обработки материала, реализации проекта, создание проектной папки, защита проекта, этапы оценивания и рефлексии. Работа учащихся в процессе выполнения проекта носит творческий характер, направлена на развитие дивергентного мышления.
Данный проект имеет огромный потенциал в достижении личностных результатов, подбирая и выполняя подарок для девочки с непростой судьбой, учащиеся погружаются в атмосферу добра, милосердия. В них формируется потребность творить добро.
В разработке исследовательского проекта мы обращаем внимание на требования, предъявляемые к основополагающим вопросам проекта; в разработке практико-ориентированного проекта предлагаем раннее не применяемые формы и приемы (качественный и количественный анализ отзывов произведений) работы с литературными произведениями.
Разработка ролево-игрового проекта содержит проблемные вопросы, и, отвечая на них, учащиеся примеряют на себе разные роли: подростка, взрослого, писателя, педагога. Вопросы подобраны таким образом, что отвечая на них, учащиеся находят актуальные проблемы, «болевые точки» современности и пытаются решить их, исходя из того, какая роль в проектной деятельности была отведена для них.
Какой бы проект по типу ведущей деятельности не был организован, подобная работа поможет учащимся погрузиться в чтение конкретного произведения, осмыслить поднятые проблемы, выразить собственное мнение по поводу прочитанного в виде определенного продукта (презентация, мероприятие, сочинение, видеофильм и т.д.), будет способствовать гармоничному развитию личности.
В заключении хочется отметить, что мы считаем, что поставленная цель достигнута. В работе предложены разработки не одного, а разных типов проектов, использование которых при изучении современной прозы для подростков мы считаем целесообразным. Кроме того результаты исследования могут быть стать основой для разработки учебно-методических пособий, курса лекций по современной прозе. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с созданием системы проектных работ при изучении других авторов современной прозы.
1. Аромштам М. Как дневник. Рассказы учительницы. - М.: КомпасГид,
2012. - 70 с.
2. Аромштам М. Когда отдыхают ангелы. - М.: КомпасГид, 2016. - 208 с.
3. Оливер Л. Прежде чем я упаду. - М.: изд-во «Э», 2017. - 480 с.
4. Сабитова Д. Три твоих имени. - М.: Розовый жираф, 2017. - 192 с.
Научная литература
5. Абрамова Возрастная психология: учеб. пообие для студ. вузов. - М.: Академический проект, 2000. - 624 с.
6. Ахмадишина Л.М. Метод проектов на уроках литературы как один из эффективных способов обучения // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых 7-8 декабря 2007 года. - М. - Ярославль, 2007. - С.358-360.
7. Бобина Т.О. Книга и чтение в современной подростково-юношеской прозе // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. научно-практических работ. - М.: МЦБС, 2013. - С.244-255.
8. Власенко В.А. Методика организации проектной деятельности учащихся основной школы при обучении информатике в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 24 с.
9. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. - М.: 5 за знания, 2007. - 352 с.
10. Галицких Е.О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. научно-практических работ. - М.: МЦБС, 2013. - С. 151¬160.
11. Гальчук О.В. Педагогические возможности иновационных форм литературного образования старших подростков: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2016. - 177 с.
12. Гринева М.И. Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2016. - СПб., 2015. - 291 с.
13. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 264 с.
14. Ерохина Е.Л. Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий // Начальна школа плюс до и после. - 2013. - № 8.
- С. 4-6.
15. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 248 с.
16. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.:«Питер», 2000. - 464 с.
18. Зинин С.А. «Чужое вмиг почувствовать своим.»: о некоторых аспектах преподавания литературы в современной школе // Актуальные проблемы литературного образования современных школьников: межвузовский сборник статей, представленных на «Голубковских чтениях
- 2006». - Южносахалинск: СахГУ, 2006. - С.8-14.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 176 с.
20. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы // Материалы научно-практического семинара. - М., 2006. - С. 3-20.
21. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - С-Пб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
22. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 116-120.
23. Митина Т.С. Репрезентация образа учителя в государственной образовательной политике СССР средствами визуальной культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2016. - 274 с.
24. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. академ. Ю.Д. Апресяна. - М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. - 1448 с.
25. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
26. Попкова Т. Д. Мир детства в контексте философской антропологии: автореферат дис. ... канд. фил. наук. - М., 2014. - 40 с.
27. Романичева Е. С., Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 208 с.
28. Сальникова О.А. Обучение рецензированию как способу выражения аргументированной оценки: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 224 с.
29. Сафонова О.В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества А.С. Пушкина в 9 классе): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 207 с.
30. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.
- М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
31. Сиденко А.С. Метод прооектов: теория и практика применения // Завуч. - 2003. - № 6. - С. 96-111.
32. Терентьева Н.П. Проектно-исследовательская деятельность по литературе в аспекте ценностного самоопределения учащихся // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. научно-практических работ. - М.: МЦБС,
2013. - С.139-150.
33. Чубарьян О.С. Человек и книга (социальные проблемы чтения). - М.: Наука, 1978. - 112 с.
34. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 317 с.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
Электронные ресурсы
36. Аромштам М. Педагогические условия организации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-tvorcheskoi-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-v-protse(дата обращения 02.08.2017).
37. Виноградова О.В. Педагогические условия повышения эффективности
чтения подростками литературы фэнтези: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya- povysheniya-effektivnosti-chteniya-podrostkami-literatury-fentezi (дата
обращения 11.08.2017).
38. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие
воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях новоготип а. - Коломна, 2000. -
URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskii-komfort-kak-uslovie-vospitaniya-garmonichno-razvitoi-lichnosti-v- (дата обращения 11.08.2017).
39. Книги для девочки-подростка. Современная литература. -
URL: http://babyandbook.ru/?p=3890 (дата обращения 01.08.2017).
40. Отзовик. -
URL: https://otzovik.com/reviews/kniga_prezhde_chem_ya_upadu-loren_oliver/(дата обращения 08.08.2017).
41. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в
современном образовании. -
URL:http: //ivnjal. narod. ru/NOO documents/statya Savenkov.pdf (дата
обращения 01.08.2017).
42. Подростковая литература: особенности жанра. -
URL: http://fb.ru/article/223276/podrostkovaya-literatura-osobennosti-janra-
spisok-interesnyih-knig (дата обращения 21.01.2018).
43. Прежде чем я упаду. О книге. - URL: http://etextlib.ru/Book/Details/39312 (дата обращения 21.01.2018).
44. Профессиональный стандарт педагога. -
URL: http://ds15ladushki.edu22.info/data/documents/PROFSTANDART-
PEDAGOGA_1.pdf(дата обращения: 30.12.2017).
45. Пятьдесят лучших книг для подростков. - URL: https://miridei.com/idei- dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/top10_knig_dlya_podrostkov/(дата обращения 21.01.2018).
46. Рецензии на книгу «Когда отдыхают ангелы». -
URL: https://www.livelib.ru/book/1000442811/reviews-kogda-otdyhayut-
angely-marina-aromshtam (дата обращения 06.08.2017).
47. Рябец И. Дневник школьного учителя. - URL: http://www.pravmir.ru/dnevnik-shkolnogo-uchitelya/ (дата обращения 06.08.2017).