ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ В ШКОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЛАВА. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Основные проблемы и художественные особенности современной
прозы для подростков 7
1.2. Образы ребенка (подростка), педагогов и семьи в современной прозе
для подростков 13
II ГЛАВА. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Научно-методические основы применения технологии проектной
деятельности на уроках литературы 24
2.2. Специфика организации и содержания проектной работы при изучении
современной прозы для подростков 29
2.2.1. Разработка исследовательского проекта «Жанр дневник в творчестве
М.Аромштам» 29
2.2.2. Разработка творческого проекта «Подарок для Ритки» 31
2.2.3. Разработка ролево-игрового проекта «Современная детская проза» 39
2.2.4. Разработка практико-ориентированного проекта «Современная проза для подростков: рекомендации для учащихся и учителей» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
I ГЛАВА. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Основные проблемы и художественные особенности современной
прозы для подростков 7
1.2. Образы ребенка (подростка), педагогов и семьи в современной прозе
для подростков 13
II ГЛАВА. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Научно-методические основы применения технологии проектной
деятельности на уроках литературы 24
2.2. Специфика организации и содержания проектной работы при изучении
современной прозы для подростков 29
2.2.1. Разработка исследовательского проекта «Жанр дневник в творчестве
М.Аромштам» 29
2.2.2. Разработка творческого проекта «Подарок для Ритки» 31
2.2.3. Разработка ролево-игрового проекта «Современная детская проза» 39
2.2.4. Разработка практико-ориентированного проекта «Современная проза для подростков: рекомендации для учащихся и учителей» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Одной из самых противоречивых, сложных проблем современного школьного курса литературы является изучение современной прозы для подростков. Если пол века назад подрастающему поколению предлагались для прочтения книги А.Гайдара «Тимур и его команда», А.Фадеева «Молодая гвардия», Ж.Верна «Дети капитана Гранта», А.Беляева «Человек-амфибия» и др., и оно радостно отзывалось на это предложение, то сегодняшнего искушенного медиа технологиями, цифровыми технологиями подростка заинтересовать тем или иным произведением не так легко. Еще сложнее анализировать на уроках литературы произведения современных писателей о современных детях. Современные издательства предлагают для чтения подростков такие книги как «Когда отдыхают ангелы», «Как дневник. Рассказ учительницы» М.Аромштом, «Три твоих имени» Д.Сабитовой, «Класс коррекции» Е.Мурашовой, «35 кило надежды» А.Гавальды, «Прежде чем я упаду» Л.Оливер и др. Однако изучение таких произведений в школе будет иметь одну особенность - учитель не сможет опереться на авторитетные источники, разъясняющие, как следует толковать произведения, каковы их достоинства и недостатки, какие произведения следует выбрать для чтения или анализа в классе. Отзывы же о произведениях достаточно противоречивы, поэтому педагог вольно или невольно должен будет ориентироваться отчасти на собственное литературное и педагогическое чутье, отчасти на отзывы и индивидуальные особенности обучающихся. Если читая А.С. Пушкина или Ф.М. Достоевского, учащиеся ориентируются на созданный до них хрестоматийный образ и воспринимают написанное как нечто идеальное, хотя и не совсем для всех понятное, то работа с современными произведениями раскрепощает их, дает право выразить собственное отношение. Несомненный плюс данного обстоятельства заключается в том, что независимо от того, положительным или отрицательным является впечатление обучающегося от прочитанного, они в процессе чтения вступают в диалог с автором, соглашаясь или внутренне споря с ним. Активные формы обучения, одной из которых является проектная деятельность, поддерживают читательский интерес, активность, способствуют формированию читательской культуры. Кроме того, именно проектная деятельность учащихся, по мнению исследователей, «позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала» [29, с.5]. Таким образом, актуальность темы «Организация проектной деятельности при изучении в школе современной прозы для подростков» объясняется несколькими факторами:
- практически отсутствием систематизации критических и научных трудов о современной прозе для подростков;
- отсутствием серьезных методических работ по изучению современной прозы для подростков в школе;
- недостаточной разработанностью методики внедрения проектной технологии при изучении современной прозы.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили:
- труды, посвященные проблемам организации и педагогическим условиям освоения учителями проектной деятельности вообще и исследовавших особенности организации проектной деятельности на уроках литературы в частности (И.Сергеев, Е.Полат, О.Сафонова, Е.Ерохина, Л.Ахмадишина и др.);
- труды, посвященные проблемам культуры чтения, восприятия и интерпретации художественного текста (О.Чубарьян, О.Гальчук, М.Гринева и др.);
- исследования по проблемам современной подростковой прозы (Е.Галицких, Т.Бобина и др.).
Объект выпускной квалификационной работы - процесс изучения современной прозы для подростков на уроках литературы.
Предметом работы являются методические условия изучения современной прозы для подростков (произведения: М.Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы», «Когда отдыхают ангелы»; Д.Сабитовой «Три твоих имени» и Л.Оливер «Прежде чем я упаду») по технологии проектной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - обобщить методические наработки в области организации проектной деятельности при изучении современной прозы для подростков.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Выявить литературоведческие основы изучения современной прозы для подростков, а именно: определить область поднимаемых проблем в произведениях, выявить жанровые и художественные особенности и особенности функционирования образов детей-подростков и взрослых (педагогов и родителей).
2. Определить научно-методические основы и тенденции в применении технологии проектной деятельности на уроках литературы.
3. Выяснить специфические стороны организации и содержание проектной работы при изучении современной прозы для подростков.
4. Предложить методические разработки творческого,
исследовательского, ролево-игрового и практико-ориентированного проекта по изучению современной прозы для подростков.
Методы работы. Во время написания работы были использованы следующие методы и приемы научного исследования:
- теоретический метод (анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы в свете проблем выпускной квалификационной работы);
- сравнительно-типологический метод (анализ современных произведений, ориентированных на читателя-подростка);
- социолого-педагогический (анализ учебно-методической литературы, сайтов учителей-практиков в рамках темы выпускной квалификационной работы).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что в ней систематизируется и анализируется современная проза для подростков с точки зрения целесообразности ее изучения на уроках литературы; научно обосновывается педагогическая целесообразность использования технологии проектной деятельности при изучении прозы для подростков.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания современной русской литературы в школе.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней представлен довольно подробный анализ некоторых произведений современной прозы для подростков, а также в работе представлены оригинальные разработки проектных работ по литературе, позволяющие учащимся погрузиться в произведение, эффективно сотрудничать и общаться с другими людьми (чаще - с одноклассниками), формировать читательскую культуру и стремление к творческой самореализации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
- практически отсутствием систематизации критических и научных трудов о современной прозе для подростков;
- отсутствием серьезных методических работ по изучению современной прозы для подростков в школе;
- недостаточной разработанностью методики внедрения проектной технологии при изучении современной прозы.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили:
- труды, посвященные проблемам организации и педагогическим условиям освоения учителями проектной деятельности вообще и исследовавших особенности организации проектной деятельности на уроках литературы в частности (И.Сергеев, Е.Полат, О.Сафонова, Е.Ерохина, Л.Ахмадишина и др.);
- труды, посвященные проблемам культуры чтения, восприятия и интерпретации художественного текста (О.Чубарьян, О.Гальчук, М.Гринева и др.);
- исследования по проблемам современной подростковой прозы (Е.Галицких, Т.Бобина и др.).
Объект выпускной квалификационной работы - процесс изучения современной прозы для подростков на уроках литературы.
Предметом работы являются методические условия изучения современной прозы для подростков (произведения: М.Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы», «Когда отдыхают ангелы»; Д.Сабитовой «Три твоих имени» и Л.Оливер «Прежде чем я упаду») по технологии проектной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - обобщить методические наработки в области организации проектной деятельности при изучении современной прозы для подростков.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Выявить литературоведческие основы изучения современной прозы для подростков, а именно: определить область поднимаемых проблем в произведениях, выявить жанровые и художественные особенности и особенности функционирования образов детей-подростков и взрослых (педагогов и родителей).
2. Определить научно-методические основы и тенденции в применении технологии проектной деятельности на уроках литературы.
3. Выяснить специфические стороны организации и содержание проектной работы при изучении современной прозы для подростков.
4. Предложить методические разработки творческого,
исследовательского, ролево-игрового и практико-ориентированного проекта по изучению современной прозы для подростков.
Методы работы. Во время написания работы были использованы следующие методы и приемы научного исследования:
- теоретический метод (анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы в свете проблем выпускной квалификационной работы);
- сравнительно-типологический метод (анализ современных произведений, ориентированных на читателя-подростка);
- социолого-педагогический (анализ учебно-методической литературы, сайтов учителей-практиков в рамках темы выпускной квалификационной работы).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что в ней систематизируется и анализируется современная проза для подростков с точки зрения целесообразности ее изучения на уроках литературы; научно обосновывается педагогическая целесообразность использования технологии проектной деятельности при изучении прозы для подростков.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания современной русской литературы в школе.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней представлен довольно подробный анализ некоторых произведений современной прозы для подростков, а также в работе представлены оригинальные разработки проектных работ по литературе, позволяющие учащимся погрузиться в произведение, эффективно сотрудничать и общаться с другими людьми (чаще - с одноклассниками), формировать читательскую культуру и стремление к творческой самореализации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Исследование организации проектной деятельности в условиях школы не является чем-то принципиально новым ни в педагогике, ни в методике преподавания литературы. Известно, что проектная деятельность активно внедрялась в школьную практику в начале ХХ века, однако потерпела крах, в современной школе технология проектной деятельности по-новому осмысляется и также приобретает все большую популярность. Несмотря на то, что условия и методика проведения проектных работ при изучении разных предметов, разных тем неоднократно исследовались учеными, в том числе и в монографическом плане, остаются некоторые аспекты, которые были обделены вниманием. Среди таковых - организация проектной деятельности при изучении в школе современной прозы для подростков. Прежде всего, это объясняется тем, что творчество современных авторов, пишущих для подростков, вообще мало изучено. В данной работе в качестве материала для выполнения школьниками проектных работ предлагаются произведения Д.Сабитовой «Три твоих имени», Л.Оливер «Прежде чем я упаду», М.Аромштам «Как дневник. Рассказы учительницы» и «Когда отдыхают ангелы». Однако издательства предлагают богатый выбор книг для чтения подростков, поэтому на уроках внеклассного чтения, кроме предложенных нами произведений возможно их сравнительное исследование с другими, если такая работа предполагается темой проекта.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена анализу вышеназванных произведений. Выявлено, что часто произведения посвящены теме взросления ребенка-подростка, причем в разных произведениях условия взросления, характеры героев сильно отличаются. В центре внимания авторов три составляющих мира подростка - они сами (подростки), родители и педагоги. С данными ключевыми образами связана проблематика произведений: жестокость и равнодушие взрослых к детям (Д.Сабитова, «Три твоих имени»); жестокость подростков по отношению к сверстникам (Л.Оливер, «Прежде чем я упаду»); проблема роли педагога в процессе личностного самоопределения школьников (М.Аромштам, «Когда отдыхают ангелы»).
Именно на примере судьбы подростка, его мироощущения наиболее явно раскрываются изъяны современного общества, опаснейшим из которых является разрушение нравственных ценностей. Крах нравственности ощущается не только в образах и поступках героев- подростков, а чаще всего, наоборот, в поступках и мыслях взрослых. Если алкоголизм и равнодушие к своим детям в семье Новак воспринимается как абсолютное зло, то разрушение нравственных ценностей в положительном образе Марсем, предлагаемые автором как честность, откровенность, свидетельствуют о невидимом на первом взгляд зле - подмене нравственных понятий.
Подростками в современной прозе выступают дети разного возраста (учащиеся «раннего пубертата» (М.Аромштам) и выпускники школ (Л.Оливер)), разных стран (российские школьники в произведениях М.Аромштам и американцы в романе Л.Оливер).
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена особенностям организации проектных работ по произведениям современной прозы для подростков. Нами предложены разработки творческого, исследовательского, ролево-игрового и практико-ориентированного проектов.
Разработка творческого проекта содержит задачи и особенности реализации каждого этапа проекта, а именно этапов ориентирования, планирования, сбора информации, обработки материала, реализации проекта, создание проектной папки, защита проекта, этапы оценивания и рефлексии. Работа учащихся в процессе выполнения проекта носит творческий характер, направлена на развитие дивергентного мышления.
Данный проект имеет огромный потенциал в достижении личностных результатов, подбирая и выполняя подарок для девочки с непростой судьбой, учащиеся погружаются в атмосферу добра, милосердия. В них формируется потребность творить добро.
В разработке исследовательского проекта мы обращаем внимание на требования, предъявляемые к основополагающим вопросам проекта; в разработке практико-ориентированного проекта предлагаем раннее не применяемые формы и приемы (качественный и количественный анализ отзывов произведений) работы с литературными произведениями.
Разработка ролево-игрового проекта содержит проблемные вопросы, и, отвечая на них, учащиеся примеряют на себе разные роли: подростка, взрослого, писателя, педагога. Вопросы подобраны таким образом, что отвечая на них, учащиеся находят актуальные проблемы, «болевые точки» современности и пытаются решить их, исходя из того, какая роль в проектной деятельности была отведена для них.
Какой бы проект по типу ведущей деятельности не был организован, подобная работа поможет учащимся погрузиться в чтение конкретного произведения, осмыслить поднятые проблемы, выразить собственное мнение по поводу прочитанного в виде определенного продукта (презентация, мероприятие, сочинение, видеофильм и т.д.), будет способствовать гармоничному развитию личности.
В заключении хочется отметить, что мы считаем, что поставленная цель достигнута. В работе предложены разработки не одного, а разных типов проектов, использование которых при изучении современной прозы для подростков мы считаем целесообразным. Кроме того результаты исследования могут быть стать основой для разработки учебно-методических пособий, курса лекций по современной прозе. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с созданием системы проектных работ при изучении других авторов современной прозы.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена анализу вышеназванных произведений. Выявлено, что часто произведения посвящены теме взросления ребенка-подростка, причем в разных произведениях условия взросления, характеры героев сильно отличаются. В центре внимания авторов три составляющих мира подростка - они сами (подростки), родители и педагоги. С данными ключевыми образами связана проблематика произведений: жестокость и равнодушие взрослых к детям (Д.Сабитова, «Три твоих имени»); жестокость подростков по отношению к сверстникам (Л.Оливер, «Прежде чем я упаду»); проблема роли педагога в процессе личностного самоопределения школьников (М.Аромштам, «Когда отдыхают ангелы»).
Именно на примере судьбы подростка, его мироощущения наиболее явно раскрываются изъяны современного общества, опаснейшим из которых является разрушение нравственных ценностей. Крах нравственности ощущается не только в образах и поступках героев- подростков, а чаще всего, наоборот, в поступках и мыслях взрослых. Если алкоголизм и равнодушие к своим детям в семье Новак воспринимается как абсолютное зло, то разрушение нравственных ценностей в положительном образе Марсем, предлагаемые автором как честность, откровенность, свидетельствуют о невидимом на первом взгляд зле - подмене нравственных понятий.
Подростками в современной прозе выступают дети разного возраста (учащиеся «раннего пубертата» (М.Аромштам) и выпускники школ (Л.Оливер)), разных стран (российские школьники в произведениях М.Аромштам и американцы в романе Л.Оливер).
Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена особенностям организации проектных работ по произведениям современной прозы для подростков. Нами предложены разработки творческого, исследовательского, ролево-игрового и практико-ориентированного проектов.
Разработка творческого проекта содержит задачи и особенности реализации каждого этапа проекта, а именно этапов ориентирования, планирования, сбора информации, обработки материала, реализации проекта, создание проектной папки, защита проекта, этапы оценивания и рефлексии. Работа учащихся в процессе выполнения проекта носит творческий характер, направлена на развитие дивергентного мышления.
Данный проект имеет огромный потенциал в достижении личностных результатов, подбирая и выполняя подарок для девочки с непростой судьбой, учащиеся погружаются в атмосферу добра, милосердия. В них формируется потребность творить добро.
В разработке исследовательского проекта мы обращаем внимание на требования, предъявляемые к основополагающим вопросам проекта; в разработке практико-ориентированного проекта предлагаем раннее не применяемые формы и приемы (качественный и количественный анализ отзывов произведений) работы с литературными произведениями.
Разработка ролево-игрового проекта содержит проблемные вопросы, и, отвечая на них, учащиеся примеряют на себе разные роли: подростка, взрослого, писателя, педагога. Вопросы подобраны таким образом, что отвечая на них, учащиеся находят актуальные проблемы, «болевые точки» современности и пытаются решить их, исходя из того, какая роль в проектной деятельности была отведена для них.
Какой бы проект по типу ведущей деятельности не был организован, подобная работа поможет учащимся погрузиться в чтение конкретного произведения, осмыслить поднятые проблемы, выразить собственное мнение по поводу прочитанного в виде определенного продукта (презентация, мероприятие, сочинение, видеофильм и т.д.), будет способствовать гармоничному развитию личности.
В заключении хочется отметить, что мы считаем, что поставленная цель достигнута. В работе предложены разработки не одного, а разных типов проектов, использование которых при изучении современной прозы для подростков мы считаем целесообразным. Кроме того результаты исследования могут быть стать основой для разработки учебно-методических пособий, курса лекций по современной прозе. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с созданием системы проектных работ при изучении других авторов современной прозы.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ Н. ДАШЕВСКОЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2023 - Формирование Я-концепции на уроках внеклассного чтения по современной литературе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНЫХ НАРРАТИВОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ДЕПОРТАЦИЯ НАРОДОВ В СИБИРЬ И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В МЕСТАХ ССЫЛКИ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Исследовательский метод в обучении математике учащихся 5-х классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В ПРОЗЕ О. РАИНА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-ЧИТАТЕЛЕЙ
(на примере освоении лексики произведений Н.П. Астафьева)
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Языковые средства воплощения звуковых и обонятельных образов в романе Е. Водолазкина «Авиатор»: методический аспект (Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2024 - Использование современных образовательных технологий при изучении рассказов И. А. Бунина в средних классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



