Введение 3
1. Теоретические основы финансово - кредитного механизма
обеспечения деятельности промышленных предприятий 6
1.1. Экономическая природа и сущность финансово-кредитного механизма 6
1.2. Источники финансирования деятельности промышленных предприятия 11
2. Особенности использования финансово - кредитного механизма
обеспечения деятельности промышленных предприятий на примере ПАО « Нижнекамскнефтехим» 18
2.1. Анализ современного состояния финансово-кредитного механизма
обеспечения деятельности промышленных предприятий 18
2.2. Анализ современных финансово-кредитных механизмов обеспечения
деятельности на российских промышленных предприятиях 32
2.3. Оценка эффективности финансово-кредитного механизма
обеспечения деятельности ПАО «Нижнекамскнефтехим» 38
3. Пути совершенствования финансово - кредитного механизма
обеспечения деятельности промышленных предприятий 45
3.1. Проблемы формирования и функционирования финансово-кредитных механизмов обеспечения деятельности промышленных предприятий 45
3.2. Перспективы развития финансово-кредитного механизма
обеспечения деятельности промышленных предприятий в России 55
3.3. Направления совершенствования финансово-кредитного механизма
обеспечения деятельности промышленных предприятий 66
Заключение 69
Список литературы 77
Приложения
В новых условиях хозяйствования, в процессе развития рыночных отношений необходимость интеграции промышленного и финансового капиталов, активизации инвестиционной деятельности очевидна. Пока уровень диверсификации в экономике России невысок. Это объясняется ограниченностью межотраслевого перемещения капитала из-за недостаточного развития финансового рынка, сохранением неэффективной структуры экономики, дефицитом политической воли и отсутствием полноценного правового механизма, начальной стадией процесса формирования промышленных предприятий как организационной формы интегрированного капитала. Все это ведет к тому, что типичной формой организации управления еще долго будет либо преимущественно монопрофильное хозяйственное объединение с высокой степенью централизации капитала и значительным объемом внутрипроизводственных поставок. Либо это будет эластичная структура, имеющая в своем составе наиболее доходное на данном этапе становление рыночных отношений, посредническое звено со значительной долей фиктивного капитала (банковский, торговый, страховой и т.д.).
Производственный сектор нуждается в долгосрочных кредитах. Привлечение банковского капитала к участию в инвестиционной деятельности в интеграции с промышленным капиталом поможет разрешить инвестиционный кризис. Пока же обстоятельства складываются так, что банки предпочитают направлять свои ресурсы в краткосрочные кредитно-финансовые операции. Сейчас промышленные предприятия не в состоянии действовать в условиях самофинансирования и использовать только реинвестирование прибыли. Поэтому хозяйствующие субъекты идут по пути сближения и объединения промышленного и банковского капиталов. В соответствии с этим, создание и совершенствование финансово-кредитного механизма обеспечения деятельности промышленных предприятий, является актуальной темой исследования, что в свою очередь определило цель работы и круг рассматриваемых в ней вопросов.
Основная цель исследования заключается в разработке способов оценки эффективности формирования и функционирования финансово-кредитного механизма обеспечения деятельности промышленных предприятий на основе изучения теоретико-методологических принципов организации финансово-кредитных отношений.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- теоретически раскрыть экономическое содержание, структуру и обосновать сущность финансово-кредитного механизма;
- рассмотреть особенности функционирования финансово-кредитного механизма в деятельности промышленных предприятий;
- исследовать деятельность промышленных предприятий в России и Республике Татарстан;
- проанализировать функционирование финансово-кредитного механизма на примере деятельности ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является финансово-кредитный механизм деятельности промышленных предприятий России.
Предметом исследования выступают экономические отношения, отражающие особенности функционирования финансово-кредитного механизма промышленных предприятий.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили научные труды и методологические разработки российских ученых в области экономики промышленного производства, государственного регулирования экономики, формирования и реализации промышленной политик.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Территориальный орган федеральной службы статистики по Республике Татарстан, показатели финансовой отчетности промышленных предприятий России. В работе использованы законодательные и нормативные документы органов власти РФ, а также тематические материалы периодических изданий.
При оценке и обработке материала использовались математические и статистические методы, такие как метод сравнительного анализа, методы классификации и графических изображений
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности функционирования промышленных предприятий в рамках соответствующей промышленной политики.
В качестве основных результатов, обладающих научной новизной, можно выделить следующие:
- на основе исследования реальных промышленных политик различных государств как основы эффективного государственного регулирования рыночной экономики, в зависимости от формирующихся условий;
- на основе анализа развития промышленности России, выделены основные этапы формирования промышленной политики и инструменты промышленной политики, имманентные соответствующим этапам;
- разработана классификация объектов промышленной политики, в частности особое внимание уделено промышленной политике в отношении промышленных предприятий, функционирующих в различных внешних условиях (на примере России, Республики Татарстан и предприятия ПАО «Нижнекамскнефтехим»);
- выделены основные проблемы функционирования малых и средних предприятий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования, по оценке эффективности промышленных предприятий.
Основными секторами экономики в настоящее время являются: первичный сектор, включающий в себя добычу сырья и сельское хозяйство, промышленный (вторичный) сектор, включающий производство промышленных товаров, строительство, распределение газа, электричества и др., третичная сфера (сфера услуг) розничная торговля, банковское дело, туризм и др.
Промышленность России в настоящее время находится не в самом лучшем состоянии, вызванном рядом объективных и субъективных факторов. К объективным факторам непосредственно можно отнести санкции со стороны стран ЕС, США и ряда других государств, связанных с присоединением Крыма. К субъективным факторам относятся неэффективная структура экономики, промышленного производства и экспорта, устаревший и изношенный производственный аппарат структурообразующих отраслей российской промышленности (машиностроение, судостроение, станкостроение, электротехническая промышленность и др.); высокая доля ручного или механизированного труда, низкий уровень ресурсосберегающих технологий.
Российская промышленность пережила до настоящего времени, по меньшей мере три кризиса, в частности 1992-1998, 2008-2009, и кризис, который сформировался еще в 2012-2013, но в максимальной степени проявился в 2014-2015 гг. в условиях снижения цен на нефть, воздействия санкций ЕС, США и ряда других стран, связанных с украинскими событиями, и российских контрсанкций.
По результатам трансформации российской экономики и промышленности, можно сделать выводы о том, что по сравнению с предреформенным периодом снизился уровень промышленного производства, за счет сокращения внутреннего платежеспособного спроса, неконкурентоспособности российской продукции на внутреннем рынке, а также за счет санкций ЕС и США, российских контрсанкций и снижения цен на. В последние годы при гипертрофированном нефтегазовом комплексе, значительное влияние оказало падение цен на нефть, опережающий рост цен на услуги предприятий - субъектов естественных монополий и др.
Под объектом государственного регулирования понимаются отдельные группы населения, предприятия и организации различных форм собственности, регулируемые на разных уровнях управления: федеральном, федерального округа, субъекта федерации, местном. Под субъектами государственного регулирования экономики следует понимать государство, федеральный округ, субъекта федерации, местный уровень управления, предприятия, т.е. те субъекты, участвующие в принятии решений по вопросам развития.
Государственное регулирование экономики должно быть направлено на создание условий для стабильного функционирования механизма рынка; гарантии устойчивого развития и роста; оптимизации структурных изменений в экономике с приматом промышленности и др. Часть этих проблем может быть решена с помощью формирования и реализации государственной промышленной политики, являющихся одной из форм государственного регулирования экономики.
В ряде работ российских экономистов, промышленная политика характеризуется как «стратегия, образ действий, направленных на развитие и повышение эффективности промышленного производства в целом, конкурентоспособности продукции и предприятий, повышение качества жизни населения и обеспечение его занятости»
Считаю, что единого определения промышленной политики и быть не может, поскольку цели промышленной политики будут зависеть от уровня управления (надгосударственный, федеральный, региональный, муниципальный), объекта промышленной политики (государство, субъект федерации, макрорегион, муниципальное образование, отрасль и др.) уровня и стадии развития объекта промышленной политики (рост, стабилизация, спад и др.).
Проанализировано развитие российской промышленности и разработал периодизацию ее развития. Кризис 1992-1998 гг. явился следствием проведения ряда мероприятий радикальной экономической реформы, не всегда соответствовавших, во-первых, состоянию российской промышленности, во- вторых, не всегда обеспеченных эффективным законодательством, создававшим условия развития российской промышленности. Хотя основным направлением реализации промышленной политики в этом период были деиндустриализация, замещение продукции российского промышленного производства импортом, вымывание из промышленности квалифицированных кадров и разрушение системы профессионально-технического обучения для замены выбывающих рабочих кадров, тем не менее определенные признаки действия инструментов промышленной политики, можно отметить. Определенными мерами промышленной политики - хаотичными, можно признать, например, конверсионные кредиты (определенная форма поддержки предприятий ОПК).
Период 1999-2007 гг. можно охарактеризовать как период роста российской экономики и промышленности, причем сами инструменты промышленной политики использовались достаточно слабо. Одним из инструментов промышленной политики, использованным в данном периоде было снижение ставки рефинансирования ЦБ России, что, в значительной степени, определило доступность кредитов для предприятий реального сектора экономики.
В рамках периода 1999-2007 гг. в промышленности России шел восстановительный рост, обусловленный мерами промышленной политики, что, однако, не было формализовано, как промышленная политика на определенный период.
В ходе обсуждения роли промышленной политики в развитии экономики непререкаемыми остаются следующие постулаты: промышленная поли- тика играет важную роль в экономическом развитии государства; промышленная политика, как правило, дает положительный результат в экономическом развитии; есть ряд примеров, когда реализация промышленной политики сдерживает экономическое развитие и даже может привести к депрессии; качество результатов (позитивный или негативный) промышленной политики зависит не только от предлагаемых мер, но, в первую очередь, от качества ее реализации.
Можно сделать вывод, что идеализация промышленной политики, как инструмента государственного регулирования, так и ее демонизация, как инструмента, противодействующего рынку, являются крайними мнениями, в то время как промышленная политика эффективна, если она адаптирована к внешним экономическим условиям, политической и экономической ситуации в стране.
Тем не менее, меры промышленной политики непосредственно зависят как от принципов, на которых строится промышленная политика, так и от объекта промышленной политики, что делает необходимым исследование взаимодействие и соотношение различных политик, формирование и реализацию промышленной политики на различных уровнях управления, зависимость мер промышленной политики от объекта управления
Одной из важнейших составляющих промышленности большинства стран являются малые и средние предприятия. Отметим, что при понимании, что малые и средние предприятия являются основой экономики ряда стран, занимая значимое место в промышленности, им уделяется недостаточно внимания, при том, что крупные предприятия всегда находятся в сфере интересов государственного регулирования государственной промышленной политики.
Промышленность всегда получает определенные преференции, поскольку не только закрывает сегменты, неэффективные для крупного бизнеса, но и обеспечивает занятость трудоспособного населения, и именно для того, чтобы определить реципиентов этих преференций, следует идентифицировать малые, средние или микропредприятия, т.е. выделить соответствующие критерии. Как правило, основными критериальными признаками являются численность работающих и годовой оборот предприятия. В работе приведены критерии отнесения предприятий к категории малых и средних для ряда государств.
Предприятия всегда развиваются при поддержке государства, при том что ряд форм поддержки достаточно традиционен и используется для стимулирования всех секторов экономики, отдельные же формы поддержки специфичны как для отдельных секторов экономики, так и для отдельных стран.
Проведен сравнительный анализ состояния промышленности в 2003 и 2014 гг., который показал, что проблемы практически за 10 лет не изменились: низкая доступность финансовых ресурсов, требования регулирующих органов и административные барьеры, нехватка собственных оборотных средств, налоговое давление, отсутствие стабильности нормативно-правовой базы.
Анализ промышленных предприятий в России и Республике Татарстан позволил сформулировать проблемы, для группы предприятий:
- проблемы, связанные с юридическим оформлением создания и деятельности промышленных предприятий;
- проблемы, связанные с налогообложением;
- распределение земельных участков; - регистрация недвижимого имущества и земли;
- социального страхования;
- низкое качество и высокая стоимость услуг предприятий инженерной инфраструктуры и др.
Показано, например, что необходим особенный подход к промышленным предприятиям в период кризиса. Именно предприятия в сфере промышленности поглощают рабочую силу, высвобождающуюся с крупных предприятий, теряющих большие заказы, теряющих региональные рынки, тем самым смягчая социальную ситуацию в регионе. С этой точки зрения было бы целесообразно, чтобы малые промышленные предприятия, имеющие социальную направленность, были бы полностью освобождены от налогообложения на определенный период, но не менее срока кризиса (или выплата налогов может быть отложена до достижения предприятием определенной степени устойчивости).
Постоянные изменения в системе налогообложения малых промышленных предприятий требуют проведения программ обучения для менеджеров малых предприятий в сфере налогообложения, что могло бы быть реализовано в рамках субъектов федерации и муниципальных образований за средства соответствующих бюджетов.
Необходимо облегчение и ускорение процедур распределения земельных участков по заявкам малых промышленных предприятий, а также переоценка стоимости земли (величины арендной платы) для малых промышленных предприятий, реализующих социальные функции, или же продукция которых необходима для экономического развития региона, страны.
Рекомендации для развития финансово - кредитного механизма в промышленности.
- предоставление предприятиям - участникам права создания на базе центральной компании внебюджетных фондов для реализации инвестиционных и совместных программ за счет целевых отчислений от себестоимости продукции участников;
- установление ЦБ РФ льготных нормативов, стимулирующих кредитования промышленных проектов, для банков - участников промышленных предприятий;
- введение обязательной государственной аккредитации и Официального декларирования целей и условий деятельности на российском рынке крупных зарубежных транснациональных корпораций и т.п.
- разработка и предложение субъектам малого бизнеса новых продуктов
- упрощение процедур получения кредита, что предполагает сокращение объема документов, необходимых для представления заемщиком банку. Например, консультационная помощь заявителям инвестиционных проектов; помощь в оформлении заявок; подбор актуальных направлений развития, помощь в подборе инвесторов;
- разработка и совершенствование методики оценки кредитоспособности предприятий.
- более активное участие банков в государственных программах в регионах. Например, Банк Москвы - партнер Правительства Москвы, участвует в государственных программах по направлениям финансового обеспечения исполнения государственных контрактов, формирования единого транспортного приложения, развития инфраструктуры приема универсальных электронных карт, создания банковской инфраструктуры на вновь присоединенных территориях г. Москвы. На наш взгляд целесообразно распространить такой опыт на другие регионы России;
- расширение практики использования гарантийного механизма в кредитовании промышленных предприятий. В последние годы в Российской Федерации проведена большая работа по разработке новых механизмов стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса. В данном направлении широко используется мировой опыт, благодаря чему создавались различные фонды поддержки малого и среднего бизнеса, внедрен в практику гарантийный механизм кредитования.
Проблемы финансово - кредитного механизма промышленных предприятий в России:
- недостаточность финансовой поддержки и отсутствие реальных финансово - кредитных механизмов обеспечения предприятий,
- административно-организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными органами;
- неэффективность механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предприятий;
- слабая развитость механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- несовершенство налоговой системы; высокий размер арендной платы;
- нестабильность финансирования программ поддержки малого бизнеса из бюджетов различного уровня;
- недоступность инвестиционных ресурсов для большинства субъектов малого предпринимательства по причине недостаточного залогового обеспечения;
- недостаток капитала на начальном этапе предпринимательской деятельности;
- низкий уровень информационной и методической поддержки предпринимательства; недостаток квалифицированных кадров и знаний у предпринимателей;
- неразвитость сети объектов инфраструктуры; неэффективная система мониторинга и статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства; невысокий уровень предпринимательской культуры и недостаточная готовность населения к работе в условиях рынка и нежелание нести ответственность;
- ненадежная социальная защищенность и безопасность предпринимателей.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2)
2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год» от 19.12.2016 N 415-ФЗ
4. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016
5. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О федеральном бюджете на 2016 год"
Учебники и монографии
6. Бакланова М., Огнев В. Корпоративные структуры в экономике России // Экономический и политический курс России, М., 1995 . - С. 106-122.
7. Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. М.: Международные отношения. 1994. - Т. 1. - С. 289.
8. Бирман A.M. Очерки теории советских финансов. М.: Финансы, 1972. 156 с.
9. Блинов А. Малое предпринимательства. Организация и правовые основы деятельности. М.: Ось-98, 2016, 236 с.
10. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Прогресс, 1990. 174 с.
11. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория,1985. 25с.
12. Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.) // Финансы. 1961 г., стр. 51
13. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. 1899 г.,ПСС, Т.З. С.542-544.
14. Финансово-кредитный механизм и банковские операции / Под ред. Букато В.И. М.: Финансы и статистика,1991.
15. Финансово-промышленные группы Российской Федерации : Справочник / Винслав Ю.Б., Гуськов Э.В., Калин A.A. и др.; Под общ. ред. Винслава Ю.Б.; Гос. ком. РФ по пром. политике, Межвед. аналит. центр. М.,. -129 с.
Автореферат диссертации:
16. Финансово-кредитный механизм функционирования финансово-промышленных групп России. автореф. дис. Коняев, Алексей Александрович канд. экон. наук. 2006, 18 с.
Статья в периодическом издании:
17. Антонова С. Применение информационных систем для поддержки принятия решений в области управления паевыми инвестиционными фондами// Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 8.
18. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблем занятости // Российский экономический журнал. 2016, № 10. С. 40.
19. Архангельский В. Промышленность: есть ли будущее? // Экономика и орг. промышленного пр-ва. 2016. - N 1
20. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Очередные меры и очередные перемены // Экономика и организация промышленного производства. 2016, № 7. С. 5.
21. Балабаева Н. Можно ли создать международную финансово-промышленную группу. // Рынок ценных бумаг. 2016. -N18.-0. 73-77.
22. Финансово-промышленные группы в России: состояние, перспективы, нормативно-методическое обеспечение: Сб. нормат. документов. М.:АФПИ еженедельника "Экономика и жизнь11, 1996. - 181,10 с. - (Правовой практикум. Финансово-промышленный бюллетень; N 1)
23. Бондалетова Н.Ф. Направления и особенности развития рынка лизинга в России и за рубежом / Н.Ф.Бондалетова, И.В.Чижанькова // Социальная политика и социология. - 2015. - Т.14, N 4 (111). - C.31-46.
24. Газман В.Д. О государствление российского лизинга: кризисное явление или тенденция // Финансы. - 2010. - N 8. - C.15-20.
25. Грачева И. Финансово-промышленные группы: Библиография. // Финансовый бизнес. 1995.-N7.-O. 23-26.
26. Дриго М.Ф. Методология оценки экономической эффективности инвестиционных решений// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 1.
27. Колчин O. Нефтяная промышленность: конкуренция вместо монополизма. // Реформа. -1995.-N3.-C. 11-12.
28. Кузьмин А. Роль банка в процессе формирования и развития финансово-промышленных групп. // Финансы. 1995. -N1.-0. 25-28.
29. Львов Д. К обновлению ориентиров экономической политики. // Рос. экон. журн. -1996. -N 10. -O. 3-15.
30. Малис Н.И. Налогообложение малого бизнеса // Финансы, 2003, № 1. O. 28.
31. Малый бизнес и государство (опыт Италии) // Коринф, 1998, № 10. O. 12.
32. Малый бизнес «Бхай-Бхай» (опыт Индии) // Деловой мир, 1998, № 8. O.
33. Меркулова Ю.В. Возникновение новых и трансформация старых монопольных структур как доминирующая тенденция развития современной российской экономики// О-во и экономика. 2005. - N 9¬
34. Некрасова И.В. Финансово-промышленные группы форма
интеграции банковского и промышленного капитала, // Изв. вузов. Сев. -Кавк. регион. Обществ, науки. - 1996. - N 1 . - O. 20-49. - Библиогр.: 20 назв.
35. Петров А. Инвестиции как главное условие формирования ФПГ. // Деловые связи. -1995.-N1 .-O. 8-9.
36. Попова Т. Роль ФПГ в промышленной и инвестиционной политике России. // Реформа. 1996. - N Спец. вып. - O. 21-28.
37. Беленький Л., Блинов В., Чернышев О. Удивительное превращение резаной бумаги в очень ценную : Кризис неплатежей. Антикризисная политика. // Науч. парк. 1997. - N 3 . - O.66-69.
38. Белоусова Л.А., Бильчак B.C. Анклавный регион: проблемы
становления рыночных отношений // Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов: Межвуз. сб. науч. трудов.
Калининград, 1995 . - С, 14-22.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
39. Валовой внутренний продукт (ВВП) РФ. Режим
доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/46880c8 04a41fb53bdcebf78e6889fb6 (дата обращения 28.12.2017)
40. Годовой отчет ПАО «Нижнекамскнефтехим»
https: //www. nknh.ru/financial_information/yearly_report/ (дата обращения
30.12.2017)
41. Государственная программа «Развитие промышленности и
повышение её конкурентоспособности». Режим доступа:
http://government.ru/programs/203/events/(дата обращения 20.12.2017).
42. Информационный портал Сравни.ш. Режим доступа:
https://www.sravni.ru(дата обращения 15.12.2017).
43. Корпоративный сайт ПАО "Нижнекамскнефтехим". Режим доступа: https://www.nknh.ru/
44. Кто спасет Россию. Российская промышленность может показать рост
в этом году (2016). Режим
доступа: https://www.gazeta.ru/business/2016/02/02/8053505. shtmhi(дата обращения 28.12.2017)
45. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим доступа: http://cbr.ru(дата обращения 19.12.2017).
46. Проблемы национальной безопасности России и возможности их решения: Текст докл. Совета Безопасности. // Политика. 1996. - N 2 . - С.18-29.
47. Программы поддержки субъектов РФ. Режим
доступа: http: //smb .gov.ru/measuresupport/programs/srf/
48. Реинвестирование прибыли и дивидендная политика. Режим доступа: https://econ.wikireading.ru/8031/(дата обращения 10.12.2017).
49. Россат РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения
14.12.2017) .
50. Татарстандарт. Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/(дата обращения
15.12.2017) .
51. Электронный портал «Профиль». В погоне за объемом. Режим доступа: http://www.profile.ru/economics/item/115967-v-pogone-za-ob-emom_(дата обращения 30.12.2017)