Введение 3
Глава 1. История отечественных печатных СМИ о рок-культуре в России ....6
1.1. История советской печатной рок-журналистики 6
1.2. История современной российской печатной рок-журналистики 11
Глава 2. Контент печатных изданий о рок-культуре 14
2.1. Структурно-тематический анализ печатных изданий о рок-культуре .... 14
2.2. Жанрово-тематический анализ печатных изданий о рок-культуре 28
Глава 3. Концепция издания как решение актуальных проблем печатной рок- журналистики 38
3.1. Причины существующих проблем 38
3.2. Концепция печатного издания о рок-культуре 42
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51
Приложения
Рок - относительно популярное музыкальное направление не только в других странах, но и в России. Огромное количество граждан слушает разные подстили рока и метала: хардрок, хардкор, хэви-метал, симфоник- метал, альт-рок, ню-метал, дум-метал, пост-рок, поп-рок, софт-рок, гранж- рок, панк-рок, модерн-рок, глэм-метал, прогрессив-метал, металкор, готик- метал, мелодик-рок и т.д. и т.п. С каждым днем популярность этих музыкальных течений растет, «подпольная» в нашей стране ещё вчера музыка становится востребованной. Появляются специализированные радиопрограммы и радиостанции, телепрограммы и телеканалы, растет количество интернет-изданий о тяжелой музыке, в крупных городах открываются магазины рок-атрибутики, издаются печатные журналы соответствующей тематики. Но ни одно российское издание до сих пор не стало настолько популярным и востребованным, чтобы обеспечить хотя бы половину слушателей рок-музыки интересующим их контентом.
Именно поэтому объектом нашего исследования стали специализированные печатные и цифровые СМИ о рок-культуре, чья аудитория по большей части российская. Мы не рассматриваем интернет, радио и телевидение, потому что исследование и без того получается объемным. Так в процессе исследования предстоит изучить свыше тысячи публикаций.
Актуальность темы связана с тем, что издания о рок-культуре в целом являются андеграундными и малоизученными. Андеграунд выражается в том, что многие издания не являются зарегистрированными СМИ, непопулярны по сравнению с другими музыкальными или около музыкальными изданиями. Также актуальность обусловлена ростом интереса молодежи к рок-культуре в нашей стране.
Главный предмет исследования - жанрово-тематическое наполнение выбранных нами изданий. Мы также изучили исторический аспект российской рок-журналистики, который является важным для понимания самой сути этой журналистики. Также мы акцентировали внимание на актуальных проблемах современной отечественной рок-прессы.
Цель работы - изучить, учитывая исторический аспект, специфику контента каждого из рассматриваемых нами изданий о рок-культуре в установленных нами хронологических рамках и предложить пункты концепций печатного журнала, которые решали бы существующие проблемы.
Главными задачами работы являются:
1) изучить историю советской и современной российской печатной рок-журналистики;
2) выявить жанровые и тематические особенности изданий о рок- культуре;
3) выявить актуальные проблемы современной российской печатной рок-журналистики;
4) предложить решение, устраняющее возникшие проблемы.
Теоретическим базисом нашей работы стали учебные пособия «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» Т.А. Курышевой, «Практическая журналистика» А.В. Колесниченко, «Жанры периодической печати» А.А. Тертычного, энциклопедия рок-самиздата «Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата» А. Кушнира и С. Гурьева, магистерская диссертация «Русская рок-журналистика 1980-2010 гг.» М.Л. Муравьева и «Я введу вас в мир Поп...» А.К. Троицкого.
Эмпирическую базу составляют номера журналов Classic ROCK, DARK CITY, Rockcor, InRock, Fuzz, EQ Journal, Distortion, Rolling Stone, Rock Oracle, «Бункер», «Артист», «Ровесник», а также материалы их сообществ в социальной сети «ВКонтакте» и результаты опроса.
Хронологические рамки исследования - 1980 - 2017 гг.
Методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный анализ, анализ и синтез, сравнительный подход, описание, измерение, опрос.
Научная новизна исследования заключается в том, что рассматриваемые нами издания в заданных хронологических рамках ранее не исследовались. В данной работе мы стремимся понять причины проблем современной отечественной рок-журналистики и найти решение этим проблемам в виде новой концепции издания.
Работа практически значима для тех, кто серьезно интересуется состоянием изданий о рок-культуре, т.е. полученные в ходе результаты будут полезны как для рок-журналистов, так и для читателей.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы с двумя параграфами в каждой, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Рок-журналистика в нашей стране зародилась недавно. Она пережила гонения, критику со стороны власти, перешла из самиздата в официальную прессу, нашла свою аудиторию среди музыкантов и слушателей тяжелой музыки. Несмотря на свалившиеся на нее проблемы, рок-журналистика формировалась, а в итоге дала о себе знать. Сейчас, когда, казалось бы, рок- журналистике остается только существовать в том виде, каком она есть, все- таки есть куда стремиться. Существует ряд нерешенных проблем, и если их не решить, печатную рок-журналистику, вероятнее всего, в будущем ждет смерть. В 21 веке современный человек, живущий городским темпом, все больше предпочитает получать информацию, которую легко усваивать курсорным режимом чтения, а лучше вообще не читать, а видеть или слышать - эти предпочтения сейчас удовлетворяет медиаконвергентный Интернет.
Тем не менее, спрос на печатные рок-издания еще есть, и он немалый. У представителей рок-культуры одна проблема: отсутствие качественного рок-журнала. Хотя, на наш взгляд, журналы «Артист», InRock, RockCor, DARK CITY можно смело назвать качественными. Однако фразу «отсутствие качественного рок-журнала» можно трактовать иначе: печатные издания довольно сложно найти в продаже.
Мы рассмотрели большое количество изданий российской рок- журналистики, в том числе и фэнзины, у которых еще есть шанс стать одними из лучших рок-изданий в стране. Но чтобы добиться такой же относительной популярности, как того добился DARK CITY, журналам «Артист» и EQ Journal еще предстоит многое доказать и через многое пройти. Конечно, если они этого хотят. Как видим по развитию журнала «Артист», желание есть.
Изучив содержательное наполнение журналов, мы пришли к выводу, что больше всего внимания российской сцене уделяют именно так называемые «фэнзины». Именно они смело ищут новые, свежие рубрики, экспериментируют, и все благодаря тому, что им, в принципе, нечего терять. В то время как «монстры» нашей рок-журналистики Rockcor, InRock и, в первую очередь, DARK CITY продолжают издаваться по уже выверенному, сработанному пути; они не стремятся эволюционировать, изменить концепцию, потому что практикой доказали, что та концепция, которая ими выбрана, надежна.
Все рассмотренные нами печатные и цифровые журналы достаточно разнообразны, чтобы заинтересовать читателя. И все вместе они предоставляют большой объем информации не только на музыкальные темы, но и на другие темы также, что в целом объеме может удовлетворить почти любого потребителя. Но пока еще ни одно издание в отдельности не может удовлетворять запросы читателей. Так DARK CITY может удовлетворить запросы на рецензии, качественные материалы о зарубежных музыкантах, но не способен удовлетворить запросы на материалы о российских коллективах (то есть, их недостаточно). Последний запрос может удовлетворить EQ Journal, но этот журнал не богат рецензиями на CD и интервью с зарубежными артистами.
Среди недавно появившихся изданий есть как серьезные, так и не очень. К серьезным можно отнести Distortion с его рубриками и подходом к фотоконтенту. А к менее серьезным - «Артист», который явно идет по пути «Ровесника»: то же желание писать не только о рок-музыкантах, а об артистах в целом, наличие коротких материалов, огромное количество рубрик, оформление журнала, «желтушный» характер. Поэтому некоторые издания сравнивать не получается: они совершенно разные.
Мы предложили пункты концепции нового печатного издания, которые, по нашему, после проведенного исследования, мнению, должны решить проблемы рок-прессы или, как минимум, изменить ситуацию в лучшую сторону.
Конкретно мы предложили:
1) как минимум 100 полос в номере;
2) ежемесячную периодичность;
3) охват всей территории страны;
4) наличие портала;
5) деление журнала и портала по жанрам, то есть новости публиковать на портале, а не в журнале;
6) верность выбранному перед выпуском пилотного номера курсу, то есть музыкальному направлению;
7) наличие дополнительной концепции, серьезно отличающей издание от конкурентов;
8) выделение как минимум 50% полос под российскую сцену;
9) строгий отбор журналистов в издание.
Мы выявили актуальные объекты. Преимущественно ими в 2016 году были типичные объекты музыкальной журналистики.
Добавим к заключению, что не отрицаем наличие погрешностей в расчетах. При работе с большим объемом материалов возможны незначительные потери данных. Поэтому при некоторых расчетах мы добавляли «приблизительно», «примерно».
Проведенный нами анализ контента существовавших и существующих рок-изданий позволяет не только сравнить, но и задать направление тем журналам, которые еще не имеют надежной концепции. Ведь контент играет важнейшую роль на протяжении всей истории отечественной рок- журналистики, захватывает все внимание читателя, а потому не может оставаться незамеченным для журналиста.