Введение 3
1. Принципы, методы и модели оценки стоимости бизнеса 5
1.1 Принципы сценки бизнеса 5
1.2 Доходный подход оценки стоимости бизнеса 33
1.3 Затратный подход оценки бизнеса 343
1.4 Сравнительный подход оценки бизнеса 364
1.5 Преимущества и недостатки методов оценки бизнеса 36
2. Оценка бизнеса на основе метода капитализации доходов в ОАО
«ТОРГОВЫЙ ДОМ КАЗАНСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН» 39
2.1 Описание объекта оценки 39
2.2 Анализ финансовой отчетности предприятия 41
2.3 Выбор величины прибыли и расчет ставки капитализации 49
2.4 Расчет стоимости бизнеса 53
3. Проблемы оценки стоимости бизнеса на современном этапе и пути их
решения 54
3.1 Особенности оценки малого бизнеса 54
3.2 Пути решения проблем оценки малого бизнеса 60
Заключение 62
Список использованных источников 64
В современной России рыночные отношения предъявляют достаточно высокие требoвания к предприятиям, развивающихся в слoжной конкурентной среде. Собственник должен приложить значительные усилия для успешного развития предприятия, а также поддержания его на заданном урoвне доходности. Рано или поздно руководитель предприятия сталкивается с прoблемой оценки своего бизнеса. Одной из главных причин является отсутствие возможности принимать управленческие решения по реализации прав собственника, так как именно стоимость компании наиболее полно отражает результаты ее деятельности.
Оценка бизнеса является одним из методов управления предприятием и позволяет обеспечить максимальную эффективность предприятия, и более высокую рыночную цену, что является основной целью собственника. Вышеизложенный тезис определяет актуальность темы исследования.
Заслуживают внимания результаты научных исследований в области оценочной деятельности Американского института по оценке недвижимости, Института экономического развития Всемирного банка, Агентства международного развития США, Международного комитета по стандартам оценки имущества. Европейской группы ассоциаций оценщиков, Российского общества оценщиков, а также ряд практических разработок, осуществленных аудиторскими фирмами «большой восьмерки» и иными крупными консалтинговыми организациями [12].
К числу отечественных исследователей по проблемам оценки бизнеса можно отнести В.Е.Есипова [13], В.А. Щербакова [28], Н.М. Якупову [30], И.А.Никонову [18], Н.Ф. Чеботарева [27], В.В. Царева [26], Т. Б. Бердникову[7], А.А.Варламова [8] и других исследователей.
Целью исследования является анализ и оценка бизнеса ОАО «Торговый дом Казанский Центральный универсальный магазин». Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- изучение и систематизация принципов, методов и моделей оценки стоимости бизнеса;
- прoведение анализа и oценка бизнеса ОАО «Тoрговый дом Казанский Центральный универсальный магазин» одним из методов оценки бизнеса;
- выявление проблем стоимости бизнеса и предложение способов их решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных авторов по исследуемым вопросам, нормативные документы Российской Федерации. В работе применялись научные методы экономического, математического и финансового анализа; сравнения и аналогии.
Информационно-эмпирической базой исследования стали данные финансовой отчетности ОАО «Торговый дом Казанский Центральный универсальный магазин» за 2014-2016 гг., информационной сети Интернет; материалы научных семинаров и конференций; статистическая информация Информационного агентства «CbondS».
Анализ научных работ зарубежных и отечественных специалистов в области оценки компании показал, что в оценочной практике используются различные термины «стоимость предприятия», «стоимость компании», «стоимость имущественного комплекса», «стоимость бизнеса». Не существует единого мнения о том, что такое «стоимость компании». Под термином «стоимость компании» мы будем понимать не стоимость имущества организации (имущественный комплекс практически не отражает навыки и умения персонала, не охватывает уникальную культуру организации, а главное не создает денежных потоков и продуктов), а именно стоимость бизнеса компании.
В первой главе исследования представлены основные подходы к оценке стоимости бизнеса и регламентирующие их нормативные правовые акты. Согласно проведенному исследованию, для оценки действующих предприятий могут использоваться затратный, рыночный и сравнительные подходы.
Во второй главе исследования проведен подробный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Торговый дом Казанский Центральный универсальный магазин» и проведена оценка стоимости бизнеса на основе метода капитализации доходов. В результате оценки рыночная стоимость ОАО «Казанский ЦУМ», рассчитанная методом капитализации прибыли (доходный подход) составляет, округленно, 270 000 000 (двести семьдесят миллионов) рублей.
В третьей главе исследования рассмотрены проблемы оценки стоимости бизнеса и пути их решения на примере субъектов малого бизнеса.
Таким образом, проблемы применимости методов оценки бизнеса для субъектов малого предпринимательства можно свести к следующим:
1. Отсутствие или искаженность информационной базы. Решением проблемы может стать использование в оценке управленческой отчетности предприятия, но такая оценка, согласно российскому законодательству, не может быть в полной мере легитимной и будет носить характер экспертного мнения.
2. Неустойчивость малого бизнеса. Решением прoблемы становится анализ более короткого периода при прогнозировании денежных потоков.
3. Сложности, связанные с выборoм предприятий-аналогов. Решением может выступать выбор зарубежных компаний при использовании метода сделок и метода рынка капитала с соответствующими поправками.
4. Сложности, связанные с организациoнно-правовой формой. Решением может выступать выбор оптимальной организационно-правовой формы.
Ряд методов применим, в основном, только для оценки компаний открытого типа и не может использоваться в чистом виде для оценки малых предприятий закрытого типа без внесения cоответствующих корректировок.
1. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.07.1998 г., № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // Справочно- правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.09.2017.
2. Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1) [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 г., № 297 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.09.2017.
3. Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2) [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 г., № 298 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.09.2017.
4. Требования к отчету об оценке (ФСО №3) [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 г., № 299 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 29.09.2017.
5. Абызова Е.В. Проблема справедливой оценки собственного капитала предприятий малого и среднего бизнеса / Абызова Е.В., Понкратова Е.А. // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 7. С. 130-133.
6. Бачина Ю.К. Оценка стоимости компании в современных условиях / Бачина Ю.К. // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 3. С. 80-86.
7. Бердникова Т. Б. Оценка и налогообложение имущества предприятий: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Варламов А. А. Оценка объектов недвижимости: Учебник / А.А. Варламов, С.И. Комаров; Под общ. ред. А.А. Варламова. - М.: Форум, 2015.
9. Верховцева Е.А. Оценка стоимости компании: эмпирические и теоретические аспекты / Верховцева Е.А., Гребеник В.В. // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. Т. 8. - № 1 (32). С. 34.
10. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014.
11. Деревянко Ю.Н. Совершенствование подходов к оценке стоимости компании / Деревянко Ю.Н., Лукаш О.А., Старченко Л.В. // Механизм регулирования экономики. - 2013. - № 4 (60). С. 93-99.
12. Дорофеев А. Ю., Филатов В. В. и др. Теоретические основы проектирования систем менеджмента производственных предприятий в условиях экономической нестабильности: монография. М.: Издательство Центральной научно-технической библиотеки пищевой промышленности, 2016.
13. Есипов В.Е. Оценка бизнеса / Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. - СПб: Питер, 2014.
14. Закиев Р.Б. Аддитивный подход к оценке стоимости бизнеса как инструмент стратегического управления его развитием / Закиев Р.Б., Закиева Н.И. // В сборнике: Экономические, экологические и социальные проблемы горной промышленности Урала. Сборник научных статей. Под общей редакцией Н.В. Гревцева, И.А. Коха . Екатеринбург. - 2017. С. 69-77.
15. Каипова Г.С. Теоретические аспекты оценки стоимости предприятия как инструмента совершенствования управления бизнесом / Каипова Г.С., Нурбаева М.Г., Рахманова Ш.Н. // Экономика и современный менеджмент: теория ипрактика. - 2016. - № 11 (62). С. 50-57.
16. Косолапкина А.И. Выявление проблем оценки бизнеса в условиях современной российской экономики / Косолапкина А.И., Слугин О.В. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд . - 2014. - № 30. С. 256-259.
17. Куркотова Н.Ю. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса и перспективы их применения к решению задач управления инновационными предприятиями / Куркотова Н.Ю. // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2017. - № 4. С. 4.
18. Никонова И.А. Оценка инвестиционных проектов в системе оценки бизнеса / Никонова И.А. Вопросы оценки. - 2017. - №1. С. 21-25.
19. Приходько Д.К. Особенности доходного, сравнительного и затратныхподходов к оценке стоимости предприятия / Приходько Д.К. // Апробация. - 2016. - № 6 (45). С. 125-127.
20. Раджабов З.М. Подходы и методы в оценке стоимости предприятия(бизнеса) /Раджабов З.М., Сарычева Т.А., Филенко Д.Г. // Оборонный комплекс
- научно-техническому прогрессу России. - 2013. - № 2. С. 80-83.
21. Рожков А.И. Проблема оценки стоимости и продажи малого бизнеса / Рожков А.И., Кукарцев В.В. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики.
- 2010. Т. 2. - № 6. С. 51-52.
22. Садыкова И.М. Оценка и управление стоимостью бизнеса: теория, методология, инструменты / Садыкова И.М. // В книге: Молодежь и наука. Тезисы докладов XVI Международной телекоммуникационной конференции молодых ученых и студентов. - 2013. С. 147.
23. Салимов Г.К. Особенности подходов к оценке стоимости бизнеса / Салимов Г.К. / / Символ науки. -2016. - № 7-1 (19). С. 71-74.
24. Симионов Р.Ю. Оценка бизнеса: опыт, проблемы и направления совершенствования / Симионов Р.Ю. // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 34. С. 2-7.
25. Стрижова С.В. К вопросу об оценке стоимости компании /Стрижова С.В.// Мир науки и образования. - 2015. - № 4. С. 20.
26. Царев В. В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов по специальностям 080105 «Финансы и кредит» и 090109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. В. Царев, А. А. Кантарович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
Т1. Чеботарев Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Н. Ф. Чеботарев. - 3-е изд. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.
28. Щербаков В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А.Щербаков, Н.А.Щербакова. - 2-е изд., испр. - Москва: Омега - Л, 2017..
29. Юрич И.С. Совершенствование подходов к оценке стоимости компании / Юрич И.С. //International Scientific Review.- 2016. - № 5 (15). С. 54-58.
30. Якупова Н.М. Оценка бизнеса: учебное пособие / Якупова Н.М. - Казань: Изд-во КГФЭИ, 2013.
31. Яндыганова М.А. Сбалансированная система показателей как
аналитический инструмент оценки эффективности бизнеса / Яндыганова М.А., Суворова А.П. // В сборнике: Российская экономика: взгляд в
будущее материалы III международной научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. - 2017. С. 366-318.
32. Информационное агентства «CbondS» [Электронный ресурс]: Доходность ОФЗ выпуска RUGBITR5Y. - Официальный сайт Информационного агентства RUGBITR5Y, 2011. - Режим доступа: ru.cbonds.info
33. Финансовая отчетность ОАО «Торговый дом Казанский Центральный универсальный магазин» за 2014-2016 гг.
34. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 576с.
35. Ильминская С.А. Оценка стоимости предприятия в системе финансового менеджмента предприятия // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 1. - С. 84¬91.