Конституционный Суд Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ; ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность конституционного судебного контроля
1.2 Порядок образования и структура Конституционного Суда Российской Федерации
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ И АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
2.1 Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;
конституционное судопроизводство
2.2 Правовые акты и правовые позиции Конституционного Суда
Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ; ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и сущность конституционного судебного контроля
1.2 Порядок образования и структура Конституционного Суда Российской Федерации
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ И АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
2.1 Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;
конституционное судопроизводство
2.2 Правовые акты и правовые позиции Конституционного Суда
Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Конституционный Суд Российской Федерации, самостоятельно и независимо осуществляя судебную власть посредством конституционного судопроизводства, участвует в пределах своих полномочий в корректировке нормативно-правового пространства страны. Принимаемые им в процессе отправления конституционного правосудия итоговые решения, обладающие свойствами обязательности и окончательности, выступают в качестве своеобразных источников права, заключая в себе наряду с индивидуальными предписаниями нормативные веления.
Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ как вида источников российского права в юридической науке остается спорным, несмотря на многолетние дискуссии по данному вопросу среди российских ученых. В научной литературе часто встречаются замечания о том, что тот или иной феномен может быть оценен как источник права (в формально-юридическом аспекте данного понятия) только в случае признания его таковым законом , что, на наш взгляд, не бесспорно и не соответствует жизненным реалиям.
В современном демократическом государстве важную роль играет орган конституционного контроля, так как именно в его компетенции проверка! соответствия конституции, нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционных правоотношений. Наличие развитой системы конституционной юстиции один из признаков передового демократического государства. Защита основополагающих устоев государства, которые закреплены в его Конституции является одной из самых важных и актуальных задач на сегодняшний день.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделен ряд аспектов воздействия Конституционного Суда РФ на нормы конституционного права. Во- первых, в его решениях содержится прямое указание, установка на необходимость принятия тех или иных конституционно-правовых норм законодателем. Во-вторых, в ряде своих решений он фактически создает новые нормы при том, что не является правотворческим органом. В-третьих, в решениях Конституционного Суда РФ устанавливается порядок действия норм (во времени, в пространстве и по кругу лиц). В-четвертых, Конституционный Суд РФ в своих решениях устанавливает соотношение норм права между собой.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам правового регулирования конституционного контроля. Предмет работы составляют правовые нормы, регламентирующие организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель работы заключается в исследовании организации, структуры и компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить понятие и сущность конституционного контроля,
2. провести различие между конституционным контролем и надзором,
3. проанализировать порядок образования Конституционного Суда Российской Федерации,
4. исследовать структуру Конституционного Суда Российской Федерации,
5. выявить особенности полномочий Конституционного Суда Российской Федерации,
6. охарактеризовать правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации.
В настоящем исследовании использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция и формализация. Также применены исторический, диалектический, сравнительно-правовой, логический и системно-структурный методы исследования. Кроме этого для полноты исследования применялся статистический метод, включающий в себя сбор и анализ статистических сведений о правовом регулировании деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Правовую базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, прежнее и действующее отечественное законодательство России.
Теоретической основой исследования явились труды таких ученых - специалистов в области общей теории права, гражданского права, как:
С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, И.Л. Волошенко, А.Г Гатауллин, Ю.А. Дмитриев, Б.П. Елисеев, А.В. Зуйков, В.В. Иванов, В.Б. Исаков, В.И. Каинов, В.В. Комарова, Л.А. Окуньков, С.Г Паречина, А.Н. Писарев, Л.Е. Плеханов, В.В. Полянский, В.И. Радченко, В.В. Рачинский, Н.А. Сахаров, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, Т.Я. Хабриева и других ученых.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных научных результатов вносит существенный вклад в развитие наук конституционного права, поскольку за счет устранения пробелов в системе конституционно-правовых знаний в области регулирования деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сложившихся условиях совершенствуется теория рассматриваемых отраслей знаний.
Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные автором в результате проведенного исследования теоретические выводы и практические рекомендации, а также иные материалы могут быть использованы:
- в законотворческом процессе при дальнейшем совершенствовании норм конституционного законодательства;
- в учебном процессе высших юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов при преподавании курсов конституционного права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ как вида источников российского права в юридической науке остается спорным, несмотря на многолетние дискуссии по данному вопросу среди российских ученых. В научной литературе часто встречаются замечания о том, что тот или иной феномен может быть оценен как источник права (в формально-юридическом аспекте данного понятия) только в случае признания его таковым законом , что, на наш взгляд, не бесспорно и не соответствует жизненным реалиям.
В современном демократическом государстве важную роль играет орган конституционного контроля, так как именно в его компетенции проверка! соответствия конституции, нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционных правоотношений. Наличие развитой системы конституционной юстиции один из признаков передового демократического государства. Защита основополагающих устоев государства, которые закреплены в его Конституции является одной из самых важных и актуальных задач на сегодняшний день.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделен ряд аспектов воздействия Конституционного Суда РФ на нормы конституционного права. Во- первых, в его решениях содержится прямое указание, установка на необходимость принятия тех или иных конституционно-правовых норм законодателем. Во-вторых, в ряде своих решений он фактически создает новые нормы при том, что не является правотворческим органом. В-третьих, в решениях Конституционного Суда РФ устанавливается порядок действия норм (во времени, в пространстве и по кругу лиц). В-четвертых, Конституционный Суд РФ в своих решениях устанавливает соотношение норм права между собой.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам правового регулирования конституционного контроля. Предмет работы составляют правовые нормы, регламентирующие организацию и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель работы заключается в исследовании организации, структуры и компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить понятие и сущность конституционного контроля,
2. провести различие между конституционным контролем и надзором,
3. проанализировать порядок образования Конституционного Суда Российской Федерации,
4. исследовать структуру Конституционного Суда Российской Федерации,
5. выявить особенности полномочий Конституционного Суда Российской Федерации,
6. охарактеризовать правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации.
В настоящем исследовании использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция и формализация. Также применены исторический, диалектический, сравнительно-правовой, логический и системно-структурный методы исследования. Кроме этого для полноты исследования применялся статистический метод, включающий в себя сбор и анализ статистических сведений о правовом регулировании деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Правовую базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, прежнее и действующее отечественное законодательство России.
Теоретической основой исследования явились труды таких ученых - специалистов в области общей теории права, гражданского права, как:
С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, И.Л. Волошенко, А.Г Гатауллин, Ю.А. Дмитриев, Б.П. Елисеев, А.В. Зуйков, В.В. Иванов, В.Б. Исаков, В.И. Каинов, В.В. Комарова, Л.А. Окуньков, С.Г Паречина, А.Н. Писарев, Л.Е. Плеханов, В.В. Полянский, В.И. Радченко, В.В. Рачинский, Н.А. Сахаров, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, Т.Я. Хабриева и других ученых.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных научных результатов вносит существенный вклад в развитие наук конституционного права, поскольку за счет устранения пробелов в системе конституционно-правовых знаний в области регулирования деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сложившихся условиях совершенствуется теория рассматриваемых отраслей знаний.
Практическая значимость исследования выражается в том, что полученные автором в результате проведенного исследования теоретические выводы и практические рекомендации, а также иные материалы могут быть использованы:
- в законотворческом процессе при дальнейшем совершенствовании норм конституционного законодательства;
- в учебном процессе высших юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов при преподавании курсов конституционного права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
На основании проведенного исследования Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
Право на судебную защиту в конституционных нормах сформулировано как субъективное право, принадлежащее человеку и гражданину, т.е. физическому лицу как индивидуальной личности, правовой статус которой и определяется возможностями и притязаниями во всех сферах общественной жизни в соответствии с принадлежащими ей правами и свободами. Однако оно распространяется и на объединения индивидов (организации), создающиеся для совместной реализации каких-либо программ и целей. Как правило, они наделяются статусом юридического лица, органы которого и реализуют право на судебную защиту интересов соответствующей организации, однако в предусмотренных законом случаях корпоративные интересы могут защищать в суде и органы управления организаций, не наделенных статусом юридического лица. При этом все заинтересованные лица наделяются равными процессуальными правами по отстаиванию прав, защищаемых ими в суде, независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами либо представляющими корпоративные интересы при отсутствии у соответствующей организации статуса юридического лица. Право на судебную защиту по Конституции РФ гарантируется каждому, т.е. принадлежит оно не только российским гражданам и их объединениям, но также лицам без гражданства, иностранным гражданам и организациям.
Конституционный Суд РФ оказывает двоякое воздействие на развитие норм конституционного права.
Во-первых, влияет на законодателя, на процесс принятия новых конституционно-правовых норм.
Во-вторых, влияет на понимание смысла и значения нормы правоприменителем. При этом норма не затрагивается текстуально; в нее не вносятся дополнения или изменения.
Вместе с тем меняется ее смысл. В научном юридическом сообществе до сих пор не выработано единой позиции по вопросу легитимности судебного правотворчества. Открытым остается вопрос и о правовой природе позиций Конституционного Суда РФ, который, как известно, в вынесенных решениях фактически закладывает новую правовую основу отменяемого акта и предопределяет правила дальнейшего развития законодательства в этой области.
Таким образом, основные доводы против признания решений Конституционного Суда РФ в качестве источников права заключаются в следующем:
1) признание судебной практики в качестве источника права будет противоречить принципу разделения властей;
2) оно не согласуется с характерными особенностями романо-германской правовой семьи, которая не знает такой формы источника права, как судебный прецедент;
3) возникают ассоциации с возможным судебным произволом в
процессе одновременного выполнения правотворческих и правоприменительных функций;
4) происходит подрыв, или же ослабление, правотворческой деятельности законодательных органов.
Доводами в пользу признания судебной практики Конституционного Суда РФ в качестве источника права могут служить следующие обстоятельства:
1) решения высших судов имеют признаки источников права;
2) жизнь, общественный порядок требует незамедлительного преодоления возникающих в результате решений Конституционного Суда РФ пробелов в законодательстве и до их восполнения Федеральным Собранием;
3) как бы это ни казалось парадоксальным, но в реалии у Конституционного Суда РФ больше возможностей развивать собственно конституционные нормы, чем у законодателя, в силу опять-таки наличия полномочий «негативного» законодателя.
В настоящее время в области исполнения решений Конституционного суда РФ на первый план выходит проблема качества такого исполнения.
Для ее решения необходима основательная проработка вопроса о критериях эффективного исполнения конституционно-судебных решений, прежде всего таких, которые позволяют оценить качество вводимых в действие нормативных правовых актов и качество работы отдельных субъектов, отвечающих как за непосредственное исполнение решений Конституционного суда РФ, так и за поддержание в рабочем состоянии механизма такого исполнения.
Важнейшим юридическим средством, призванным способствовать обеспечению исполнения принятых Конституционным Судом РФ решений, является создание специального контрольного механизма, предусматривающего возвращение ему ранее принадлежавшего права вносить соответствующие представления в компетентные органы государственной власти о принятии надлежащих мер по реализации предложений и правовых позиций, содержащихся в вынесенных им решениях, а также ведение единого правового мониторинга исполнения актов Конституционного Суда РФ в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Право на судебную защиту в конституционных нормах сформулировано как субъективное право, принадлежащее человеку и гражданину, т.е. физическому лицу как индивидуальной личности, правовой статус которой и определяется возможностями и притязаниями во всех сферах общественной жизни в соответствии с принадлежащими ей правами и свободами. Однако оно распространяется и на объединения индивидов (организации), создающиеся для совместной реализации каких-либо программ и целей. Как правило, они наделяются статусом юридического лица, органы которого и реализуют право на судебную защиту интересов соответствующей организации, однако в предусмотренных законом случаях корпоративные интересы могут защищать в суде и органы управления организаций, не наделенных статусом юридического лица. При этом все заинтересованные лица наделяются равными процессуальными правами по отстаиванию прав, защищаемых ими в суде, независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами либо представляющими корпоративные интересы при отсутствии у соответствующей организации статуса юридического лица. Право на судебную защиту по Конституции РФ гарантируется каждому, т.е. принадлежит оно не только российским гражданам и их объединениям, но также лицам без гражданства, иностранным гражданам и организациям.
Конституционный Суд РФ оказывает двоякое воздействие на развитие норм конституционного права.
Во-первых, влияет на законодателя, на процесс принятия новых конституционно-правовых норм.
Во-вторых, влияет на понимание смысла и значения нормы правоприменителем. При этом норма не затрагивается текстуально; в нее не вносятся дополнения или изменения.
Вместе с тем меняется ее смысл. В научном юридическом сообществе до сих пор не выработано единой позиции по вопросу легитимности судебного правотворчества. Открытым остается вопрос и о правовой природе позиций Конституционного Суда РФ, который, как известно, в вынесенных решениях фактически закладывает новую правовую основу отменяемого акта и предопределяет правила дальнейшего развития законодательства в этой области.
Таким образом, основные доводы против признания решений Конституционного Суда РФ в качестве источников права заключаются в следующем:
1) признание судебной практики в качестве источника права будет противоречить принципу разделения властей;
2) оно не согласуется с характерными особенностями романо-германской правовой семьи, которая не знает такой формы источника права, как судебный прецедент;
3) возникают ассоциации с возможным судебным произволом в
процессе одновременного выполнения правотворческих и правоприменительных функций;
4) происходит подрыв, или же ослабление, правотворческой деятельности законодательных органов.
Доводами в пользу признания судебной практики Конституционного Суда РФ в качестве источника права могут служить следующие обстоятельства:
1) решения высших судов имеют признаки источников права;
2) жизнь, общественный порядок требует незамедлительного преодоления возникающих в результате решений Конституционного Суда РФ пробелов в законодательстве и до их восполнения Федеральным Собранием;
3) как бы это ни казалось парадоксальным, но в реалии у Конституционного Суда РФ больше возможностей развивать собственно конституционные нормы, чем у законодателя, в силу опять-таки наличия полномочий «негативного» законодателя.
В настоящее время в области исполнения решений Конституционного суда РФ на первый план выходит проблема качества такого исполнения.
Для ее решения необходима основательная проработка вопроса о критериях эффективного исполнения конституционно-судебных решений, прежде всего таких, которые позволяют оценить качество вводимых в действие нормативных правовых актов и качество работы отдельных субъектов, отвечающих как за непосредственное исполнение решений Конституционного суда РФ, так и за поддержание в рабочем состоянии механизма такого исполнения.
Важнейшим юридическим средством, призванным способствовать обеспечению исполнения принятых Конституционным Судом РФ решений, является создание специального контрольного механизма, предусматривающего возвращение ему ранее принадлежавшего права вносить соответствующие представления в компетентные органы государственной власти о принятии надлежащих мер по реализации предложений и правовых позиций, содержащихся в вынесенных им решениях, а также ведение единого правового мониторинга исполнения актов Конституционного Суда РФ в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти РФ и ее субъектов.
Подобные работы
- ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА АКТОВ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМА СУДЕЙСКОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Официальное толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод
несовершеннолетних
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Решения Конституционного Суда Российской Федерации:
понятие, виды, юридическое значение
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Решения Конституционного Суда
Российской Федерации:
понятие, свойства, проблемы
исполнения
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



