Цифровая экономика в современных условиях развития отечественного государства
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………...6
1.1. Развитие цифровой экономики в условиях современного развития государства………………………………………………………………………...6
1.2. Цифровое государственное управление…………………………………...17
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...24
2.1. Поддержка цифровых технологий в России……………………………....24
2.2. Формирование цифровой экономики в системе международных отношений………………………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………73
ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………...6
1.1. Развитие цифровой экономики в условиях современного развития государства………………………………………………………………………...6
1.2. Цифровое государственное управление…………………………………...17
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...24
2.1. Поддержка цифровых технологий в России……………………………....24
2.2. Формирование цифровой экономики в системе международных отношений………………………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ….53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………73
Актуальность темы исследования. Накопленный к XXI в. потенциал развития информационно-коммуникационных технологий является причиной существенных перемен в функционировании экономических систем разного уровня – от мировой экономики до отдельных субъектов хозяйствования, а цифровизация – важнейшим фактором экономического роста национальных и глобальной экономики. Под их воздействием происходит переход от внедрения отдельных цифровых технологий к комплексному построению цифровой экосистемы. Особую важность процессу цифровизации придает ее определяющее значение в переходе к четвертой промышленной революции и к шестому технологическому укладу. В связи с этим цифровизация является важной составляющей экономического развития большинства стран и одновременно становится основой устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности и уровня жизни населения.
Теоретической основой исследования явились научные работы зарубежных ученых (Э. Бриньольфссона, Р. Бухта, М. Кастельса, Т. Мезенбурга, Н. Негропонте, М. Скилтона, Р. Стоу, Д. Тапскотта, Р. Хикса и др.), российских исследователей (И.П. Бойко, С.Ю. Глазьева, А.В. Зубарева, М.Л. Калужского, В.Л. Макарова, Р.В. Мещерякова, Д.Е. Намиота, А.А. Петрова, С.А. Плуготаренко, Е.Б. Стародубцевой, Е.В. Устюжаниной, А.А. Энговатовой, Т.Н. Юдиной и др.), отечественных авторов (В.Ф. Байнева, Н.И. Богдана, Е.Л. Давыденко, А.В. Данильченко, М.М. Ковалева, П.С. Лемещенко, Б.Н. Паньшина, А.И. Поболь, С.С. Полоника, С.А. Самаля, Б.В. Сорвирова, Т.А. Ткалич, Г.А. Шмарловской и др.). Значительную роль в исследовании проблем цифровой экономики и формировании информационной базы играют эксперты международных организаций (Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного союза электросвязи и др.) и консалтинговых компаний (Ernst&Young, KPMG, McKinsey, PricewaterhouseCoopers, Boston Consulting Group и др.).
Объектом исследования выступает цифровая экономика в современных условиях развития отечественного государства. Предметом исследования является становление и развитие цифровой экономики России в современных условиях
Цель исследования – анализ способов взаимодействия государственного механизма современной России и цифровой экономики.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть развитие цифровой экономики в условиях современного развития государства
2) проанализировать цифровое государственное управление
3) охарактеризовать особенности поддержки цифровых технологий в России;
4) рассмотреть формирование цифровой экономики в системе международных отношений;
5) проанализировать перспективы развития взаимодействия государственного механизма и цифровой экономики.
Методологическую базу исследования составили научные труды российских и зарубежных исследователей и специалистов в области цифровой экономики.
Эмпирическую и информационную базу исследования составили официальные статистические данные, опубликованные результаты работ научно-исследовательских учреждений и рейтинговых агентств, информация, представленная периодическими деловыми и научными изданиями, в том числе в ресурсах глобальной информационной сети Интернет, в материалах обследований, выполненных независимыми аналитическими организациями, законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую, инновационную и научно-техническую деятельность в РФ, исследования международных организаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные теоретические положения и методологические аспекты могут быть использованы при проведении дальнейших фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам взаимодействия государственного механизма современной России и цифровой экономики.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Теоретической основой исследования явились научные работы зарубежных ученых (Э. Бриньольфссона, Р. Бухта, М. Кастельса, Т. Мезенбурга, Н. Негропонте, М. Скилтона, Р. Стоу, Д. Тапскотта, Р. Хикса и др.), российских исследователей (И.П. Бойко, С.Ю. Глазьева, А.В. Зубарева, М.Л. Калужского, В.Л. Макарова, Р.В. Мещерякова, Д.Е. Намиота, А.А. Петрова, С.А. Плуготаренко, Е.Б. Стародубцевой, Е.В. Устюжаниной, А.А. Энговатовой, Т.Н. Юдиной и др.), отечественных авторов (В.Ф. Байнева, Н.И. Богдана, Е.Л. Давыденко, А.В. Данильченко, М.М. Ковалева, П.С. Лемещенко, Б.Н. Паньшина, А.И. Поболь, С.С. Полоника, С.А. Самаля, Б.В. Сорвирова, Т.А. Ткалич, Г.А. Шмарловской и др.). Значительную роль в исследовании проблем цифровой экономики и формировании информационной базы играют эксперты международных организаций (Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного союза электросвязи и др.) и консалтинговых компаний (Ernst&Young, KPMG, McKinsey, PricewaterhouseCoopers, Boston Consulting Group и др.).
Объектом исследования выступает цифровая экономика в современных условиях развития отечественного государства. Предметом исследования является становление и развитие цифровой экономики России в современных условиях
Цель исследования – анализ способов взаимодействия государственного механизма современной России и цифровой экономики.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть развитие цифровой экономики в условиях современного развития государства
2) проанализировать цифровое государственное управление
3) охарактеризовать особенности поддержки цифровых технологий в России;
4) рассмотреть формирование цифровой экономики в системе международных отношений;
5) проанализировать перспективы развития взаимодействия государственного механизма и цифровой экономики.
Методологическую базу исследования составили научные труды российских и зарубежных исследователей и специалистов в области цифровой экономики.
Эмпирическую и информационную базу исследования составили официальные статистические данные, опубликованные результаты работ научно-исследовательских учреждений и рейтинговых агентств, информация, представленная периодическими деловыми и научными изданиями, в том числе в ресурсах глобальной информационной сети Интернет, в материалах обследований, выполненных независимыми аналитическими организациями, законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую, инновационную и научно-техническую деятельность в РФ, исследования международных организаций.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные теоретические положения и методологические аспекты могут быть использованы при проведении дальнейших фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам взаимодействия государственного механизма современной России и цифровой экономики.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Накопленный к XXI в. потенциал развития информационно-коммуникационных технологий является причиной существенных перемен в функционировании экономических систем разного уровня – от глобальной экономики до отдельных субъектов хозяйствования, заключающихся в трансформации отношений между участниками экономической деятельности практически во всех отраслях: энергетика, строительство, банковское дело, транспорт, розничная торговля, образование и здравоохранение, средства массовой информации и др. Попытки объяснить эти трансформации с теоретической точки зрения частично нашли отражение в концепциях информационной, электронной, интернет-экономики и т.п. Новая концепция цифровой экономики представляет убедительное объяснение синергетического эффекта широкомасштабного использования цифровых технологий хранения, обработки и передачи информации во все сферы человеческой деятельности.
Цифровизация становится важнейшим фактором экономического роста глобальной экономики. Происходит переход от внедрения отдельных цифровых технологий к комплексному построению цифровой экосистемы в рамках мировой и национальных экономик. Этот тренд отражает необходимость эффективного взаимодействия участников процесса цифровизации во всех странах – государственных органов власти, бизнеса, образовательных учреждений, промышленных предприятий и финансовых структур.
Развитие цифровой экономики – это первоочередная задача уже не только для отдельных экономических систем, но и для государства в целом. Особую важность процессу цифровизации придает ее определяющее значение в переходе к четвертой промышленной революции и к шестому технологическому укладу. Цифровизация национальной экономики уже стала важной составляющей экономического развития большинства стран и становится институциональной основой устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности и уровня жизни в ближайшем будущем.
На данный момент Россия уже идет в направлении «цифровой эры». Так по количеству интернет-пользователей она занимает первое место в Европе и шестое - в мире. Одним из главных показателей данного процесса служит то, что за 2016 год количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза и достигло 40 млн. человек.
Однако, сегодня Россия не входит в список стран-лидеров развития цифровой экономики. Это связано с некоторыми факторами: недостаточным уровнем цифровизации и небольшом отставании в развитии технологий.
Несмотря на это, в России удалось создать крупные цифровые компании, некоторым из которых удалось выйти на международный уровень. Такими компаниями являются онлайн-банк «Тинькофф Банк», цифровые порталы «Яндекс» и Mail.ru, площадка электронных объявлений Avito и социальная сеть «ВКонтакте». Россия занимает второе место в мире по доступности услуг сотовой связи, а десятое место по доступности широкополосного доступа.
У России есть все шансы для успешной реализации цифрового потенциала и ускорения темпов цифровизации
В процессе формирования глобального цифрового пространства одним из главных пунктов является сотрудничество мировых держав. В условиях разнообразия цифровых отраслей особо важен диалог стран для эффективного развития экономики мира и урегулирования разногласий в области цифровых технологий.
Мировые объединенные организации стран, такие как ООН, БРИКС, ШОС, «Группа двадцати» могут стать значимой площадкой для реализации потенциала России в области цифровых технологий. Все вместе эти страны и объединения могут помочь России в формировании лидерского положения в уже закрепленных секторах глобальной экосистемы цифровой экономики.
Только цифровая революция позволит вырваться России в лидеры и обеспечит конкурентоспособность, что является сложной задачей, так как бизнес и общество еще не готово к быстрым переменам.
В сложившихся условиях существует проблема риска недостаточного развития институтов регулирования цифровой экономики и их готовности отвечать требованиям, которые может предъявлять развитие цифровых технологий.
Также одной из проблем реализации данной программы является проблема измерения цифровой экономики. Оцифровывание информации в корне меняет структуру нашей экономики. В этом случае происходит ослабление способности традиционных экономических датчиков измерять преобладающее состояние экономики и благосостояния.
Во-первых, проблема измерения затрагивает снижение цен и повышение качества цифровых услуг. Регулирование цен в условиях развития цифровой экономики является сложным процессом, потому как цены и виды продуктов и услуг информационно- коммуникационных технологий зачастую существенно изменяются даже на протяжении короткого времени. Это приводит к занижению объема ВВП, ведь накладные расходы в сфере информационных технологий снижаются быстрее, чем официальные индексы цен.
Во- вторых, повышение уровня автоматизации и самообслуживания является источником исчезновения специализированных посредников. Так, например услуги онлайн- бронирования путешествий вытесняют туристические агентства. Это способствует значительному улучшению услуг, но, в конечном счете, их влияние на рост ВВП снижается.
В-третьих, цифровая экономика включает в себя также появление широкого спектра бесплатных для пользователя продуктов и услуг, которые, как правило, не включаются в измерение ВВП. Примером бесплатных сервисов могут быть такие сервисы, как Google и Facebook, которые финансируются за счет целевых программ или от продаж информации о пользователях. Получается, что услуги, финансируемые за счет доходов от рекламы, лишь частично включены в показатели ВВП.
Помимо ВВП, цифровая экономика затрагивает и другие ключевые цели экономической политики — занятость, распределение доходов и дефицит устойчивости. Что касается государственной экономики, то оцифровывание может одновременно обеспечить преимущества эффективности и более высокое качество. С другой стороны, часть феномена цифровой экономики может поглотить налоговую базу или привести к ненужному увеличению индексных социальных пособий и других пособий.
Накопленный к XXI в. потенциал развития информационно-коммуникационных технологий является причиной существенных перемен в функционировании экономических систем разного уровня – от глобальной экономики до отдельных субъектов хозяйствования, заключающихся в трансформации отношений между участниками экономической деятельности практически во всех отраслях: энергетика, строительство, банковское дело, транспорт, розничная торговля, образование и здравоохранение, средства массовой информации и др. Попытки объяснить эти трансформации с теоретической точки зрения частично нашли отражение в концепциях информационной, электронной, интернет-экономики и т.п. Новая концепция цифровой экономики представляет убедительное объяснение синергетического эффекта широкомасштабного использования цифровых технологий хранения, обработки и передачи информации во все сферы человеческой деятельности.
Цифровизация становится важнейшим фактором экономического роста глобальной экономики. Происходит переход от внедрения отдельных цифровых технологий к комплексному построению цифровой экосистемы в рамках мировой и национальных экономик. Этот тренд отражает необходимость эффективного взаимодействия участников процесса цифровизации во всех странах – государственных органов власти, бизнеса, образовательных учреждений, промышленных предприятий и финансовых структур.
Развитие цифровой экономики – это первоочередная задача уже не только для отдельных экономических систем, но и для государства в целом. Особую важность процессу цифровизации придает ее определяющее значение в переходе к четвертой промышленной революции и к шестому технологическому укладу. Цифровизация национальной экономики уже стала важной составляющей экономического развития большинства стран и становится институциональной основой устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности и уровня жизни в ближайшем будущем.
На данный момент Россия уже идет в направлении «цифровой эры». Так по количеству интернет-пользователей она занимает первое место в Европе и шестое - в мире. Одним из главных показателей данного процесса служит то, что за 2016 год количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза и достигло 40 млн. человек.
Однако, сегодня Россия не входит в список стран-лидеров развития цифровой экономики. Это связано с некоторыми факторами: недостаточным уровнем цифровизации и небольшом отставании в развитии технологий.
Несмотря на это, в России удалось создать крупные цифровые компании, некоторым из которых удалось выйти на международный уровень. Такими компаниями являются онлайн-банк «Тинькофф Банк», цифровые порталы «Яндекс» и Mail.ru, площадка электронных объявлений Avito и социальная сеть «ВКонтакте». Россия занимает второе место в мире по доступности услуг сотовой связи, а десятое место по доступности широкополосного доступа.
У России есть все шансы для успешной реализации цифрового потенциала и ускорения темпов цифровизации
В процессе формирования глобального цифрового пространства одним из главных пунктов является сотрудничество мировых держав. В условиях разнообразия цифровых отраслей особо важен диалог стран для эффективного развития экономики мира и урегулирования разногласий в области цифровых технологий.
Мировые объединенные организации стран, такие как ООН, БРИКС, ШОС, «Группа двадцати» могут стать значимой площадкой для реализации потенциала России в области цифровых технологий. Все вместе эти страны и объединения могут помочь России в формировании лидерского положения в уже закрепленных секторах глобальной экосистемы цифровой экономики.
Только цифровая революция позволит вырваться России в лидеры и обеспечит конкурентоспособность, что является сложной задачей, так как бизнес и общество еще не готово к быстрым переменам.
В сложившихся условиях существует проблема риска недостаточного развития институтов регулирования цифровой экономики и их готовности отвечать требованиям, которые может предъявлять развитие цифровых технологий.
Также одной из проблем реализации данной программы является проблема измерения цифровой экономики. Оцифровывание информации в корне меняет структуру нашей экономики. В этом случае происходит ослабление способности традиционных экономических датчиков измерять преобладающее состояние экономики и благосостояния.
Во-первых, проблема измерения затрагивает снижение цен и повышение качества цифровых услуг. Регулирование цен в условиях развития цифровой экономики является сложным процессом, потому как цены и виды продуктов и услуг информационно- коммуникационных технологий зачастую существенно изменяются даже на протяжении короткого времени. Это приводит к занижению объема ВВП, ведь накладные расходы в сфере информационных технологий снижаются быстрее, чем официальные индексы цен.
Во- вторых, повышение уровня автоматизации и самообслуживания является источником исчезновения специализированных посредников. Так, например услуги онлайн- бронирования путешествий вытесняют туристические агентства. Это способствует значительному улучшению услуг, но, в конечном счете, их влияние на рост ВВП снижается.
В-третьих, цифровая экономика включает в себя также появление широкого спектра бесплатных для пользователя продуктов и услуг, которые, как правило, не включаются в измерение ВВП. Примером бесплатных сервисов могут быть такие сервисы, как Google и Facebook, которые финансируются за счет целевых программ или от продаж информации о пользователях. Получается, что услуги, финансируемые за счет доходов от рекламы, лишь частично включены в показатели ВВП.
Помимо ВВП, цифровая экономика затрагивает и другие ключевые цели экономической политики — занятость, распределение доходов и дефицит устойчивости. Что касается государственной экономики, то оцифровывание может одновременно обеспечить преимущества эффективности и более высокое качество. С другой стороны, часть феномена цифровой экономики может поглотить налоговую базу или привести к ненужному увеличению индексных социальных пособий и других пособий.
Подобные работы
- ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - Цифровая экономика: направления и условия развития
Курсовые работы, экономическая теория. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Особенности предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики: теоретико-правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - Формирование и использование человеческого капитала в условиях цифровой экономики
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Цифровая экономика как перспективное направление сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2022 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Особенности развития цифровой экономики в развитых и развивающихся странах
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - «Теневая экономика как угроза экономической
безопасности РФ»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Цифровая экономика в современном Китае и России: экономико-социологический анализ
Магистерская диссертация, социология рынка. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2023



