Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РОМАНОВ И. А. ГОНЧАРОВА В 10 КЛАССЕ

Работа №49326

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Гастрономические потребности в романах И. А. Гончарова
1.1. Роль еды в русской литературе 7
1.2. Гастрономические потребности в романе И. А. Гончарова
«Обыкновенная история» 15
1.3. Вкусовые предпочтения в романе И. А. Гончарова «Обломов» 22
Глава 2. Интегрированный подход к изучению романов И. А. Гончарова
2.1. Методы и теоретические основы реализации интегрированного подхода на уроках литературы 29
2.2 Связь нутрициологии и литературы 34
2.3. Методическая разработка интегрированного урока литературы по
творчеству И.А. Гончарова в 10 классе 41
Заключение 48
Список использованной литературы

Предмет «Литература» - это искусство слова, которое отражает окружающий нас мир в художественных образах. Урок литературы обладает исключительными возможностями, используя которые педагог актуализирует в юных исследователях процесс саморазвития как постижение «духовных проявлений личности». Одним из аспектов успешной деятельности, ведущей к осуществлению таких возможностей является интегрированный подход к изучению литературы.
Интегрированный урок - одно из актуальных новшеств современной методики. Эта технология находит место в устоявшихся школьных программах и связывает несовместимые, на первый взгляд, предметы, способствуя достижению метапредметности.
Литература по сути своей является интегрированной дисциплиной. Она пронизана межпредметными связями и включает в себя знания не только из областей науки, искусства, культуры, но и из повседневной жизни.
Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний, что делает преимущества интеграции очевидными. Дети должны познавать мир в многообразии и единстве. Интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают их к деятельностному познанию окружающего мира, осмыслению и поиску причинно - следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
На уроках литературы учитель стремится дать учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире материальной и духовной культуре. Но не стоит забывать и детали, которые присутствуют в произведениях: описание внешности, природы, продуктов питания.
Тема еды всегда присутствовала в русской литературе. Довольно часто при знакомстве с содержанием произведения, в котором описывается еда, читатель представляет, насколько это вкусно: «... пирожки с маком, сушеная рыбка, соус с грибками, грибки с чабрецом, пирожки с урдою...» [36].
Описание гастрономических потребностей человека в различных формах и аспектах относится к числу нетленных в культуре и неисчерпаемых в литературе.
Ярким примером значимости образа еды мы наблюдаем в романах И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов». Здесь еда и сон - это образ жизни. Потребление пищи - элемент гармоничной, по мнению «обломовцев», жизни.
Актуальность выбранной темы обусловлена метапредметной направленностью обучения и необходимостью исследования героев литературных произведений и их образа жизни как примера для оценки и анализа собственной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что представленные в исследовании материалы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований по данной теме, а также на уроках литературы в школе при изучении творчества И. А. Гончарова.
Цели исследования:
1) проанализировать гастрономические потребности в литературных произведениях И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов»;
2) исследовать важность интеграционного подхода в преподавании литературы.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
1. Изучить произведения русских писателей, в которых присутствуют описания блюд русской кухни.
2. Определить гастрономические потребности героев в романах И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов».
3. Доказать, что гастрономические пристрастия героев в литературе могут служить средством их характеристики.
4. Изучить интеграционный подход в обучении литературе.
5. Выявить связь нутрициологии и литературы.
6. Подготовить разработку интегративного урока по литературе.
Объект исследования: произведения И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов».
Предмет исследования: интегративный подход к изучению романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов» на уроке литературы.
Методологическую основу исследования составляют описательный, сравнительно-типологический и сравнительно-исторический методы. Описательный метод позволяет раскрыть особенности эпохи, своеобразие разных видов образов. Сравнительно-исторический метод помогает выявить отражение литературных традиций, приемов, используемых автором для создания образов. Сравнительно-типологический метод используется в сравнительной характеристике как разных образов в прозе И. А. Гончарова, так и в характеристике персонажей.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что впервые комплексному анализу подвергаются гастрономические потребности героев И. А. Гончарова и их роль в становлении характеров.
Материалом исследования послужили научные работы Капкан М. В., Лихачева Л. С. «Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования» [17, с. 34-43], Мнацаканян С. М. «Литературная кулинария, или Метафизика еды» [34] и Пайгусова А.И. «Интегрированное обучение предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе историко-культурологического подхода» [35].
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описываются используемые источники и материалы, обосновывается практическая значимость работы.
В I главе «Гастрономические потребности в романе И. А. Гончарова» определяется роль еды в русской литературе и анализируются вкусовые предпочтения героев романов И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов».
Во II главе «Интегрированный подход к изучению романов И. А. Гончарова» рассматриваются методы и теоретические основы реализации интегрированного подхода на уроках литературы, изучается связь нутрициологии и литературы. Также в третьем параграфе главы нами представлена методическая разработка интегрированного урока литературы по творчеству И.А. Гончарова в 10 классе на тему «Гастрономические предпочтения героев романа И.А. Гончарова «Обломов».
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой теме, а также говорится о доказанной эффективности проведения интегрированных уроков.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы дипломной работы нашли отражение:
• в публикации (Гастрономические потребности и их роль в
характеристике главных и второстепенных героев романа И.А. Гончарова “Обыкновенная история” // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки», №12 (1). 2017, С. 122-125);
• в проведенном уроке в 10 «А» классе МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2» Менделеевского муниципального района РТ на тему: «Г астрономические предпочтения героев романа И.А. Гончарова «Обломов».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучая факторы, которые могли бы оказать влияние на формирование характеров литературных героев, нельзя не отметить роль кухни в описании жизненного уклада персонажей. Ведь именно в гастрономических потребностях личности мы встречаем отображение быта, истории и духовной культуры социума, в котором пребывает персонаж. Если говорить о традициях потчевания, то на подсознательном уровне у русского народа, известного своим гостеприимством и открытостью, заложено умение выразить отношение к гостю тем, во что он вложил душу - обеденным столом.
Произведения художественной литературы являются народными учебниками истории. Ведь через описание бытовых мелочей читатель не только воспринимает образы героев, но и видит их социальное положение, традиции.
Изучив вопросы взаимосвязи литературы и нутрициологии, мы пришли к выводу, что еда - это не только яркий образец культуры, быта различных социальных групп, но и важный психологический приём, позволяющий более полно раскрыть художественный образ.
В результате анализа художественных текстов мы доказали, что во все эпохи и направления писатели уделяли сакральное внимание столу: в Евангелиевских сюжетах часто описание хлеба и соли как первоосновы жизни; в эпоху просвещения М.В. Ломоносов, имеющий татарские корни, в стихотворении «Приглашение к обеду» вспоминает каймак; в эпоху классицизма в низших жанрах, например, в баснях Крылова «Демьянова уха», «Кот и Повар», описывается сыр, курчонок, петушьи гребешки; в творчестве романтиков описание пищи крайне редко , и она приобретает символическое значение - пенный кубок (В.А. Жуковский); нельзя не обратить внимание на традицию чаепитий в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»; описание пищевых деталей становятся частотными в эпоху реализма - Н.В. Гоголь обращает особое внимание на чревность своих персонажей (обильное застолье Собакевича - поросёнок, гусь, бараний бок и пр.); герои Чехова тоже не знают меры в еде (С.П. Подтыкин наедается блинов до рвотного рефлекса («О бренности»); Толстый в рассказе «Толстый и тонкий» переедает и злоупотребляет спиртным).
Можно с уверенностью заявить о том, что гастрономические потребности выполняют ряд важных функций: психологическую (передают духовное состояние персонажей); культурологическую (позволяют получить представление об эпохе и менталитете героев); социальную (призвана рассказать о занимаемом месте на социальной лестнице жизни).
С точки зрения нутрициологии, до реализма в русской литературе описывается полезная почти диетическая пища, а в произведениях второй половины XIX века герои подвержены страшному греху - чревоугодию, что приводит к подагре, отрыжке, несварению и другим болезням. В произведениях И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» гастрономические потребности выполняют культурологическую и сюжетообразующую функции.
В романе «Обыкновенная история» нами была рассмотрена такая художественная деталь, как приготовление пищи поваром или кухаркой. Кухарка или горничная - это образ русской кухни, повар-мужчина - это образ западной кухни. Так как приготовление пищи является в какой-то степени сокрытым процессом, автором поднимается проблема латентного подражания русской кухни западной. Значимым становится символ невыпитого молока. Молоко - пища Богов, знак силы, гармонии и возрождения. Наденька Любецкая выливает стакан молока, вместо того, чтобы предложить его Александру Адуеву, разрушая отношения. Далее в романе частотно употребления таких пищевых локусов, как сметана, простокваша, кефир.
В романе «Обломов» Илья Ильич предпочитает целыми днями лежать на диване и обильно питаться. Главное для него - покой и гармония души. Главное блюдо, которое отражает жизнь всех «обломовцев» - это пирог. Пирог - как символ цикличности и праздности, как знак ассоциации с восходящим солнцем, является главным кулинарным изысканием всего романа. Жизнь идет по кругу («по периферии пирога») и ничего в ней не меняется. Спокойствие и безмятежность царят в мыслях героя, и никакие проблемы не способны заставить его изменить свои убеждения. Везде, где присутствует Обломовка, появляются ольфакторные коды: запах сдобы, ванилина, жаренного лука, жаркого, печёных рябчиков - они делят пространство на своё и чужое. В «своём мире» (обломовско-выборгском) всё калорийное, жирное, обжаренное на сливочном масле. Используя науку нутрициологию, обучающимися 10 класса Менделеевской школы были подсчитаны килокалории пищи «обломовцев».
С точки зрения нутрициологии, калории важны для человека - это энергия необходимая для жизни: калории используются на обмен веществ на всех уровнях, от межклеточного до межсистемного; на умственную деятельность, кровообращение и дыхание (приблизительно 20% энергии требуется для метаболизма мозга); на поддержание температуры тела (чем холоднее, тем больше надо потреблять калорий); на поддержание осанки и элементарные движения; на физическую активность.
Для 33 летнего человека, ведущего пассивный образ жизни (вес 89-99 кг) в сутки необходимо не более 1900 ккал.
В «чужом мире» Ильинских иная пища: салат с луком и морковью, ананасы, абрикосы, устрицы с лимоном, пустые пирожки, луковый английский суп.
В романах Гончарова Илья Ильич питается неправильно, немодно, поскольку Гончаров был сторонником патриархальной морали, а многие классические авторы с помощью еды сообщают о необходимости здорового питания и о том, что русская пища часто подвергается влиянию западноевропейской кухни.
Мотивировать учащихся так же глубоко и детально изучить произведение - важная задача преподавателя. Проанализировав материал об интегрированном подходе к изучению литературы, мы пришли к выводу, что слияние учебных наук ведет к рациональному обучению ученика. Методика интегрированного изучения литературных произведений, как показывает практика, позволяет решать не только развивающие и воспитательные, но и образовательные задачи, помогая достичь наибольшей эффективности в изучении литературы.
Изучив интеграционный подход в обучении литературе и рассмотрев связь нутрициологии и литературы, нами была подготовлена разработка урока литературы в 10 классе по теме «Гастрономические предпочтения героев романа И.А. Гончарова «Обломов».
Проведенный урок литературы показал, что интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На уроке учащиеся получили глубокие разносторонние знания об объектах изучения, использовали информацию из нутрициологии, по-новому осмысливая события, явления. Все это стимулировало аналитико-синтетическую деятельность учащихся, способствовало развитию потребности в системном подходе к объекту познания. Благодаря этому было достигнуто целостное восприятие действительности, что является предпосылкой формирования научного мировоззрения.
Организуя деятельность обучающихся перед уроком и непосредственно на уроке, мы убедились, что творчество обучающихся активизируется даже в период подготовки урока, материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями, знания приобретают осознанность, гибкость, а также развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.
Эмоциональное восприятие, сопереживание наряду с анализом, интерпретацией художественного произведения обеспечивают постижение авторского замысла, воплощенного различными педагогическими средствами.



1. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 5. - М.: «Русская книга», 1994 - 624 с.
2. Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т.1.РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - СПб.: Наука, 1997. - 832 с.
3. Державин Г. Р. Стихотворения. - Петрозаводск, «Карелия», 1984 - 115 с.
4. Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Баллады, поэмы и повести - М.: Гослитиздат, 1959. - 488 с..
5. Крылов И. А. Басни Крылова. - М.: Самовар, 2014, - 80 с., с. 38
6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции/ Учебник, - Москва: Гелиос, 2007. - 560 с.
7. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. - ГИХЛ, 1950. - Т. 8. Пьесы 1877 - 1881 - 382 с., с. 71
8. Пушкин А.С. Руслан и Людмила. - М.: Художественная литература, 1959 - 234 с.
9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 6 томах.Т.4- Москва: Правда, 1969. - С. 455. - 480 с.
10. Руди Т.Р. Житие Юлиании Лазаревской (Повесть об Ульянии Осорьиной) / Исслед. и подготовка текстов Т.Р. Руди. Отв. ред. Р.П.Дмитриева; Российская Академия Наук. Институт русской литературы (Пушкинский дом). - СПб.: Наука, 1996.
11. Чехов А. П. Чехов жив. Сборник рассказов. - М.: АСТ, 2014 - 448 с.
II. Научно-критическая литература
12. Азбелев С. Н. Фольклоризм «Задонщины» и «Слово о полку Игореве». Литература Древней Руси: Сборник научных трудов.- М.: МГПИ, 1981. — 160 с.
13. Артемов В. Мифы и предания древних славян. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 64 с.
14. Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Очерк его издательской и
библиотечной деятельности / Всесоюзная книжная палата, Министерство культуры СССР, Главиздат. - М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1955 - 94 с.
15. Горшков А.И. О языке Фонвизина - прозаика // Русская речь. - 1979. - №2 - 85 с.
16. Дэвис А. Питание для жизни, здоровья и долголетия. - М.: Саттва, Институт трансперсональной психологии, 2008 - 652 с.
17. Капкан М. В., Лихачева Л. С. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. Вып. 15., 2008. № 55 - 116 с.
18. Лаврентьева Е.В. Культура застолья XIX века: пушкинская пора. - М.: Терра - Книжный клуб, 1999 - 326 с.
19. Лихачев Д.С. Великое наследие. Избранные работы в трех томах. Т.
2. М.: Современник, 1975. - 367 с.
20. Кусков В. В. История древнерусской литературы. 7-е изд. - М.: Высшая школа, 2003. - 336 с.
21. Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова / Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). - М.: Наука, 1964 - 199 с.
22. Михайлов А. В. Идеал античности в изменчивости культуры. // Быт и история в античности. - М., 1988 - 272 с.
23. Пивнюк Н. «Хранить чуткость человеческому страданию.» Из цикла «Уроки учителей СНГ»- Киев, 2000 - 226 с.
24. Пигров К.С. Быть - значит есть. Философские пиры Петербурга // материалы конференций 1999 и 2002 гг. Спб., 2006 - 340 с.
25. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры - М.: Центрполиграф, 2009 - 451 с.
26. Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма (1923 - 1924), Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. - Москва: Языки русской культуры, 2000 - 847 с.
27. Хализев В. Е. Теория литературы. - М.:«Высшая школа», 2004 - 405с.
28. Чумакова Т. В. Образ человека в культуре Древней Руси. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество.Изд. Санкт-Петербургское философское общество. СПб., 2001 - 83 с.
III. Интернет-источники
29. Гече Г. Чудеса и рассказы о чудесах. Иисус и евангелия.
[Электронный ресурс]. - URL:
ййр://ге11дюп.Ы51опс.ги/Ьоок5/йеш/100/500/70000024/51116.5Й1ш1(дата обращения: 02.05.16).
30. ГенделевМ.С.«Литературная кулинария, или Метафизика еды» [Электронный ресурс]. - URL: http://gende1ev.org/iss1edovaniya/582-sergej- mnakatsanyan-literaturnaya-kulinariya-ili-metafizika-edy.html(дата обращения: 01.05.16).
31. Козубовская Г.П.. Проза А. П. Чехова: Архетип еды [Электронный ресурс]. - URL: https://cyber1eninka.rU/artic1e/v/proza-a-p-chehova-arhetip-edy(дата обращения: 24.04.16).
32. Манталуца О.В. Методика проведения интегрированного урока [Электронный ресурс]. - URL: https://mu1tiurok.ru/fi1es/mietodika-proviedieniia-intieghrirovannogho-uroka.htm1 (дата обращения: 30.10. 17)
33. Пайгусов А.И. «Интегрированное обучение предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов на основе историко ¬культурологического подхода». Дис.. .доктора педагогических наук. Чебоксары, 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a283.php (дата обращения: 01.05.16).
34. Тендряков В.Ф. Хлеб для собаки [Электронный ресурс]. - URL: http://e-libra.su/read/312845-hleb-dlya-sobaki.html(дата обращения: 24.08.17).
35. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. -
URL:http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9988 (дата обращения:
20.08.17).
36. Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования [Электронный ресурс]. - URL:
https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 27.12.17).
37. Цивьян Т.В. Краткая энциклопедия символов. Дом в фольклорной
модели мира» [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%94%D0%BE%D0%BC (дата
обращения: 27.04.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ